Заседание № 107

21.06.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 292521-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" (принят в первом чтении 14 июня 2013 года с наименованием "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2737 по 2810 из 8221
42-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты          
интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях".              
Докладывает Виктор Витальевич Пинский.                                          
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект   
мы недавно рассматривали в первом чтении, сегодня мы к нему возвращаемся.       
Напомню, что проект закона направлен на борьбу с так называемым                 
интеллектуальным пиратством в сети Интернет.                                    
                                                                                
Проект вызвал довольно бурное обсуждение, было много критики как в этом зале,   
так и за его пределами, в том числе от представителей интернет-индустрии, но    
я хочу отметить, что не было голосов против самой идеи бороться с пиратством    
в Интернете - вся критика была направлена на совершенствование механизма этой   
борьбы. Это означает, что концепция законопроекта оказалась правильной, а       
широкое обсуждение и многочисленные замечания позволили выработать              
сбалансированный и эффективный механизм блокировки нелегального контента.       
                                                                                
Из всех внесённых поправок двадцать одну комитет предлагает к принятию, а       
двадцать три - к отклонению. В целом все поправки являются результатом          
открытой дискуссии, в том числе с участием представителей интернет-отрасли.     
                                                                                
Комитет предлагает утвердить таблицы поправок: рекомендованных к принятию -     
таблица № 1 и рекомендованных к отклонению - таблица № 2 и принять проект       
закона во втором чтении.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю таблицу поправок № 1 на голосование.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              301 чел.66,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    301 чел.                                          
Не голосовало                 149 чел.33,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу поправок № 2 на голосование.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              290 чел.64,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    290 чел.                                          
Не голосовало                 160 чел.35,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 2.                                               
                                                                                
Включите микрофон на центральной трибуне.                                       
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Поскольку замечаний   
к данному проекту закона не поступило, комитет предлагает рассмотреть его в     
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7522 по 7665 из 8221
42-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты          
интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях", второе       
чтение.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              293 чел.65,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    294 чел.                                          
Не голосовало                 156 чел.34,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Было предложение принять в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по        
мотивам? Есть.                                                                  
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гудков Дмитрий Геннадьевич.                                                     
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, не брал бы слово, но, к сожалению, был нарушен Регламент,    
потому что меня и Пономарёва, авторов поправок, разработанных совместно с       
представителями отрасли, не пригласили ни на одно заседание комитета, я даже    
узнал, что опросным методом были приняты соответствующие решения.               
                                                                                
Я считаю, что действительно нужно бороться с интернет-пиратством, и вообще с    
уважением отношусь к авторам законопроекта, но хочу объяснить, что мы сейчас    
принимаем. Во-первых, предлагается блокировать сайты по IP-адресам. Что такое   
IP-адрес? Это грядка, на которой есть замечательные овощи и есть сорняки. Вот   
вы предлагаете, вместо того чтобы бороться с сорняками, подрезать всю грядку,   
при этом оставляя корни. Я могу сказать, что это не позволит вам бороться с     
нарушением авторских прав, потому что IP-адрес можно менять, и те страницы,     
на которых будет пиратская информация, могут перекочевать на любые другие       
IP-адреса, при этом сайты добропорядочных пользователей вы просто таким         
законом уничтожаете.                                                            
                                                                                
Во-вторых, хочу сказать, что остаётся в законе положение о досудебной           
блокировке сайтов. То есть, грубо говоря, если правообладатель жалуется на      
вас в Роскомнадзор, он вас даже не обязан уведомить, но тем не менее в          
течение суток вы должны удалить эту информацию и только потом в суде            
доказывать, действительно ли были нарушены авторские права или нет. Эта         
процедура, мягко говоря, не очень-то законная, потому что возможны такие        
ситуации: завтра я стану, например, правообладателем чего-то, размещу это на    
сайте "ЕДИНОЙ РОССИИ", нажалуюсь, вам заблокируют сайт на пятнадцать суток до   
суда - а потом разбирайтесь! Мне кажется, это не совсем верно.                  
                                                                                
Дальше. Есть такая формулировка: наказывается лицо, предоставляющее             
возможность доступа к материалу. Уважаемые коллеги, вот вы, например,           
отправляете письмо по электронной почте со ссылкой на какую-то информацию,      
она вдруг подпадает под нарушение авторских прав, и вы будете нести             
ответственность. То есть у нас любой человек, любой пользователь может нести    
любую ответственность!                                                          
                                                                                
Далее. Все ссылаются на международный опыт, но я хочу сказать, что              
единственный закон в мире, который работает, - это так называемый закон Синде   
в Испании, - так вот в результате действия этого закона все сайты               
перекочевали на иностранные хостинги, а в Соединённых Штатах Америки            
законопроект "Stop Online Piracy Act" так и не был принят.                      
                                                                                
Предлагаемый закон не решит проблему нарушения авторских прав, для этого есть   
другие методы, но этот закон реально создаст возможности для злоупотреблений:   
вместо того чтобы развивать свой сайт, можно воспользоваться этим законом,      
для того чтобы уничтожить сайты конкурентов. Вместо того чтобы развивать        
отечественную интернет-отрасль, мы начинаем её уничтожать, в итоге вместо       
российских сайтов будут развиваться иностранные сайты.                          
                                                                                
Я призываю всех не голосовать за этот законопроект!                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Геннадьевич.                             
                                                                                
Коллеги, просит слова по ведению Железняк Сергей Владимирович, я подозреваю,    
что он хотел выступить по мотивам и не туда нажал.                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так и есть.                                               
                                                                                
Включите микрофон депутату Железняку.                                           
                                                                                
ЖЕЛЕЗНЯК С. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция          
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Я не буду долго занимать время, хочу сказать, что в очередной раз с             
удивлением обнаруживаю, что депутат Гудков не читает законопроекты, по          
которым выступает. Во-первых, одна из поправок депутатов Гудкова и Пономарёва   
поддержана, принята при рассмотрении законопроекта во втором чтении.            
                                                                                
Во-вторых, та информация, о которой он сказал, про IP-адреса, про досудебную    
блокировку через Роскомнадзор не соответствует действительности:                
блокироваться будет конкретный адрес в сети, где находится пиратский            
материал, это так называемый URL, и только если ресурс откажется блокировать,   
тогда уже будут действия в отношении самого ресурса.                            
                                                                                
В-третьих, предполагается судебная процедура, и только по решениям о принятии   
обеспечительных мер, которые приняты Московским городским судом, только на      
основании этих решений Роскомнадзор будет блокировать доступ к пиратской        
информации.                                                                     
                                                                                
Дмитрий, пожалуйста, ознакомьтесь с законопроектами, прежде чем выступать.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.74,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    338 чел.                                          
Не голосовало                 112 чел.24,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принимается.                                                              
                                                                                
По ведению - Гудков Дмитрий Геннадьевич. Но только если по ведению, а не        
возражать депутату Железняку - у нас сейчас не время для дискуссий, именно      
сейчас не время для дискуссий.                                                  
                                                                                
По ведению, пожалуйста, Дмитрий Геннадьевич Гудков.                             
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г. У меня просьба сделать замечание коллеге Железняку: он имеет       
право высказывать свою точку зрения, но не надо давать оценки другим            
депутатам. С тем, что он сказал, я абсолютно не согласен: с текстом             
законопроекта я ознакомился.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Геннадьевич, я не почувствовал, чтобы была        
как-то нарушена депутатская этика. Если я ошибся, ну напишите заявление.        
                                                                                

Заседание № 104

14.06.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 292521-6 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5368 по 5951 из 7168
15-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных   
прав в информационно-телекоммуникационных сетях". Докладывает Леонид            
Леонидович Левин.                                                               
                                                                                
ЛЕВИН Л. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Добрый день, коллеги, добрый день, Иван Иванович! Целью проекта федерального    
закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по     
вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных      
сетях" является совершенствование правового механизма защиты авторских прав     
от нарушений, связанных прежде всего с размещением информации, содержащей       
объекты авторских и смежных прав, в информационно-телекоммуникационных сетях,   
в том числе и в сети Интернет.                                                  
                                                                                
Законопроектом закрепляются правовые основания и определяется порядок           
ограничения доступа к информационным ресурсам, посредством которых              
осуществляется распространение аудиовизуальных произведений и фонограмм с       
нарушением интеллектуальных прав правообладателей. В этих целях                 
законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в часть            
четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие          
особенности ответственности информационных посредников - провайдеров хостинга   
и владельцев сайтов - при размещении ими материалов в                           
информационно-телекоммуникационной сети. Гражданский кодекс дополняется         
статьёй 1253-1, устанавливающей условия освобождения информационного            
посредника, или интернет-провайдера, от ответственности за нарушения            
интеллектуальных прав в сети Интернет.                                          
                                                                                
Кроме того, законопроектом вводятся обеспечительные меры, которые являются      
средством судебной защиты. В связи с этим Арбитражный процессуальный кодекс и   
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации дополняются              
положениями, определяющими содержание предварительных обеспечительных мер,      
применяемых при нарушении исключительных прав в                                 
информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет.          
                                                                                
Согласно нашему законопроекту Московский городской суд по заявлению             
организации или гражданина вправе принять до подачи иска обеспечительные меры   
по защите интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях, в том   
числе в сети Интернет. В связи с этим вносятся изменения в Арбитражный          
процессуальный кодекс и Гражданский процессуальный кодекс.                      
                                                                                
Кроме того, законопроект содержит положение о применении правообладателем       
механизма обращения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий   
функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых     
коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер    
по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую        
информацию, на основании судебного акта. Это проектируемая статья 15-2          
Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации,               
информационных технологиях и о защите информации". Предлагаемый механизм        
основан на том, что уполномоченный орган определяет провайдера хостинга или     
иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-коммуникационной сети      
информационного ресурса, на котором содержится информация, нарушающая           
исключительные права, и направляет провайдеру хостинга уведомление о            
нарушении интеллектуальных прав. На основании данного уведомления провайдер     
хостинга уведомляет владельца сайта, который обязан незамедлительно удалить     
незаконно размещённую информацию и (или) принять меры по ограничению доступа    
к ней. В случае неисполнения владельцем сайта данной обязанности провайдер      
хостинга обязан ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу,   
а если это не происходит - доступ ограничивается оператором связи. Таким        
образом, создаётся действенный механизм исполнения судебных актов об            
ограничении доступа к информации, нарушающей исключительные права.              
                                                                                
Следует подчеркнуть, что обращение в уполномоченный федеральный орган           
исполнительной власти не является для правообладателя единственной              
возможностью защитить свои права. Правообладатель также вправе обращаться       
непосредственно к информационным посредникам или к владельцам сайтов.           
                                                                                
Принятие закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Виктор Витальевич Пинский.                               
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Поскольку Леонид      
Леонидович рассказал о содержании проекта закона, я остановлюсь на самом        
важном - на механизме. Если говорить простым языком, проектом вводится          
механизм блокирования распространения в Интернете пиратских фильмов и музыки.   
                                                                                
Этот механизм действует так, рассмотрим на примере фильма. Правообладатель,     
заметив, что его фильм выложили в свободном доступе на каком-то сайте,          
обращается в суд и просит запретить это, при этом заявитель должен доказать     
факт распространения его фильма и наличие у него законных прав на этот фильм.   
Получив исполнительный лист, автор может обратиться с ним как к самому          
нарушителю, так и в Роскомнадзор, который направляет требование об удалении     
пиратского контента с сайта провайдеру, а тот - владельцу сайта. Если это       
требование не выполнено, сайт или его отдельная страница со спорной             
информацией блокируется. Далее правообладатель должен подать в суд исковое      
заявление, срок его подачи устанавливает суд при принятии предварительных       
обеспечительных мер. Если заявитель иск не подаст, обеспечительные меры         
прекращаются и ограничения на доступ к сайту снимаются. Вопросы компенсации     
расходов будут решаться в зависимости от того, как разрешится иск, при этом,    
если иск не будет подан в установленный судом срок, владелец сайта также        
сможет взыскать свои убытки. Это тоже предусмотрено.                            
                                                                                
Судом, который будет рассматривать такие споры и принимать обеспечительные      
меры и основной иск о защите авторских прав, является Московский городской      
суд. Мы, конечно, нагружаем его дополнительной работой, но это целесообразно,   
необходимо для того, чтобы обеспечить выполнение жёстких сроков совершения      
всех действий, предусмотренных законопроектом. При этом, как справедливо        
отмечают авторы, этот механизм не всегда будет необходимо приводить в           
действие. Разумные сайты, скорее всего, просто по обращению правообладателя     
снимут спорные фильмы и музыку, чтобы не попасть под риск применения этой       
процедуры. Введение нового механизма станет существенным стимулом для всех      
сайтов делать именно так.                                                       
                                                                                
Концепция проекта закона поддерживается комитетом. Замечания Правового          
управления не являются концептуальными, хотя, безусловно, ко второму чтению     
нам нужно будет этот законопроект доработать. Два комитета-соисполнителя -      
Комитет по культуре и Комитет по информационной политике, информационным        
технологиям и связи - рекомендуют принять проект закона в первом чтении. Наш    
комитет также рекомендует принять его в первом чтении.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы.                                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Деньгин Вадим Евгеньевич.                                                       
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к разработчикам законопроекта, наверное, к Виктору Витальевичу:   
а как вы планируете запрещать, вернее, блокировать сайты в зоне "com", вот      
мне интересно, если туда уйдут все нарушители и мерзавцы?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Витальевич, вы ответите?                           
                                                                                
Депутату Пинскому включите микрофон.                                            
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Постараюсь, хотя я не разработчик данного проекта. То же самое:   
есть представители этих сайтов, которые находятся на территории России, и,      
если мы направляем уведомление этим информационным посредникам о том, что они   
должны запретить незаконный контент, который находится на их сайте, а они       
этого не делают, тогда последует обращение к операторам связи, которые будут    
блокировать.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пономарёв Илья Владимирович.                                                    
                                                                                
ПОНОМАРЁВ И. В. У меня вопрос к Леониду Леонидовичу, как к разработчику.        
                                                                                
Леонид Леонидович, вы анализировали международный опыт, ведь уже есть           
несколько примеров принятия аналогичных законов в разных странах мира? Если     
анализировали, то какие именно случаи были включены в этот анализ и какой       
вывод вы делаете из того, что происходило в этих странах в ходе обсуждения      
или после принятия аналогичных законов?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон.                        
                                                                                
ЛЕВИН Л. Л. Спасибо за вопрос. Дело в том, что на сегодняшний день              
действительно существует различная практика и в Америке, и в Европе, в          
Испании, но на данный момент я всё-таки не сравнивал бы с западными странами,   
у нас, что называется, своя ситуация - неуважение к законодательству и          
правовой нигилизм в нашей стране распространены намного больше, чем где-либо,   
поэтому сравнивать нас с Америкой в этой связи я не стал бы. Считаю             
правильным говорить скорее о другом - о том, что эту тему подняли сами          
обладатели интеллектуальных прав и на фильмы, и на музыку, и другие, а раз      
такая тема существует, значит, и законопроект такой должен быть.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гудков Дмитрий Геннадьевич.                                                     
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня тоже вопрос к Леониду Левину.                                            
                                                                                
В концепции законопроекта предполагается блокировка не конкретных страниц,      
где размещена пиратская информация, а IP-адресов. Вот есть понимание того,      
что вы предлагаете заблокировать не только нарушителей, но ещё и массу          
добропорядочных, скажем так, пользователей, у которых зарегистрированы сайты    
именно по этому IP-адресу? Вот что делать с теми, кто не нарушает, но           
оказался соседом вот этих пиратов? Что в этом случае делать добропорядочным     
пользователям?                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон.                        
                                                                                
ЛЕВИН Л. Л. Что касается технического обеспечения этого законопроекта, то       
этот вопрос до сих пор ещё прорабатывается. Я знаю, что он вызвал большой       
резонанс, и в этой связи мы готовы принять все пожелания представителей всех    
фракций и депутатов и, конечно, представителей интернет-сообщества, чтобы       
учесть их ко второму чтению.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Руденко Андрей Викторович.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Спасибо, Иван Иванович.                                           
                                                                                
У меня вопрос к профильному комитету, к депутату Пинскому: почему Мосгорсуд,    
почему такая вот актуализация? Конечно, у нас большинство провайдеров в         
Москве сосредоточено, но как-то нехорошо в федеральном законе прописывать       
Мосгорсуд. Может быть, тогда на уровне Москвы принять такой закон?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Пинскому включите микрофон.                      
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Спасибо за вопрос. Да, действительно, этот вопрос многих          
волнует, и прежде всего Мосгорсуд, поскольку на него увеличится нагрузка. Мы    
готовы обсуждать это при подготовке проекта закона ко второму чтению, но        
хотелось бы сказать, что, например, у нас в Москве сейчас создан и с 1 июля     
этого года будет действовать тоже отдельный суд, арбитражный суд по нарушению   
интеллектуальных прав. Здесь разработчики закона решили пойти по другому        
пути, и, чтобы не создавать отдельный суд, возложили это на Московский          
городской суд. Но ещё раз говорю, что мы во втором чтении готовы рассмотреть    
все предложения и прийти к разумному решению.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич.                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Семь человек. Коллеги, если не будете возражать, давайте договоримся так: или   
один выступающий от фракции - семь минут, или два выступающих по три минуты.    
Нет возражений? Договорились.                                                   
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - два выступления по три минуты.                  
                                                                                
Пономарёв Илья Владимирович, пожалуйста.                                        
                                                                                
ПОНОМАРЁВ И. В. Дорогие коллеги, одиннадцать месяцев назад мы сидели в этом     
зале и обсуждали другой закон, очень резонансный, который вызвал большое        
количество обсуждений в Интернете, я имею в виду поправки в закон о защите      
детей от вредоносной информации, который впервые ввёл практику блокирования     
интернет-сайтов. Я тогда выступал за тот закон и объяснял, зачем это нужно, в   
том числе объяснял интернет-общественности позицию Государственной Думы.        
Интернет-общественность возмущалась, и, надо сказать честно и откровенно, она   
оказалась права, потому что, несмотря на абсолютно благие намерения, которые    
у нас были, и на, в общем-то, абсолютно нормальные механизмы, которые мы в      
тот закон заложили, в итоге оказалось, что никто порнографию не фильтрует,      
никто вредоносный контент не фильтрует, зато с энтузиазмом Роскомнадзор         
закрывает такие сайты, как "Википедия", "ВКонтакте", многие другие сайты для    
общего пользования, абсолютно нормальные и хорошо посещаемые.                   
                                                                                
Мне кажется, прежде чем двигаться дальше, необходимо проанализировать опыт      
того закона и не совершать никаких новых движений, которые могли бы сильно      
усугубить ситуацию в нашей Сети. Я не зря спросил господина Левина по поводу    
того, анализировался ли опыт западных стран, потому что Интернет - это          
экстерриториальное явление, что многократно признавалось и в нашем праве. И     
когда в том числе предыдущий комитет по информационной политике обсуждал        
поправки в законодательство, в Гражданский кодекс, в административный кодекс,   
мы об этом говорили, и в этом специфика правового регулирования этого           
феномена. Нет отдельно американского Интернета или отдельно испанского          
Интернета, мы очень хорошо знаем, что, когда Испания приняла закон, который     
очень похож на тот, что мы обсуждаем сейчас, бизнес их собственных              
интернет-компаний упал больше чем в два раза - пользователи перебежали в        
другие страны мира. В Соединённых Штатах, когда хотели принять аналогичный      
закон - SOPA *, это вызвало массовые протесты пользователей, и в итоге          
Конгресс был вынужден отказаться от этого закона. И это на самом деле           
отражает общемировую тенденцию в законодательстве о регулировании в сфере       
интеллектуальной собственности, независимо от того, Интернет это или не         
Интернет.                                                                       
                                                                                
Мы же сейчас будем защищать "жирных котов", мы с вами будем защищать            
правообладателей, а не авторов, - не стоит путать эти совершенно различные      
понятия. Мы здесь много говорим, пытаемся понять, почему у нас такие            
низкопробные попсовые музыкальные группы и так далее, - да ровно потому, что    
всё монополизировано и весь этот бизнес работает в интересах правообладателя,   
а не в интересах того, кто на самом деле создаёт этот контент! Дума пятого      
созыва приняла очень хороший закон, легализующий... (Микрофон отключён.)        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илья Владимирович, заканчивайте.                          
                                                                                
Десять секунд добавьте.                                                         
                                                                                
ПОНОМАРЁВ И. В. ...легализующий понятие лицензий Creative Commons. Сейчас мы    
делаем вместо того шага вперёд два шага назад - давайте остановимся!            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гудков Дмитрий Геннадьевич.                                                     
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г. Спасибо.                                                           
                                                                                
Коллеги, я c уважением отношусь к авторам законопроекта и считаю в принципе,    
что мы должны бороться с пиратством, но вместе с тем хочу сказать, что в        
таком виде законопроект принимать, конечно, нельзя: он содержит ну просто       
массу ошибок и создаёт почву для злоупотреблений, об этом говорят в том числе   
все крупные участники интернет-рынка.                                           
                                                                                
Ну давайте по порядку. Первое и самое важное - это то, что концепцией           
предлагается блокирование IP-адресов, то есть авторы предлагают закрывать,      
блокировать не страницы, а IP-адреса, где может быть оформлено большое          
количество сайтов. Это напоминает мне ситуацию, как если бы, вот представьте,   
правоохранительные органы решили уничтожить террориста в каком-нибудь крупном   
городе, но вместо того чтобы уничтожить именно этого террориста, на город       
сбрасывают атомную бомбу и уничтожают всё сразу. Вот то же самое будет          
происходить при блокировке IP-адресов! Более того, это не решает проблемы,      
потому что даже если вы нашли страницу, на которой есть информация,             
нарушающая авторские права, то нарушитель элементарно эту страницу просто       
оформляет на другой IP-адрес, поэтому смысла в этом нет абсолютно никакого!     
Это очень важно.                                                                
                                                                                
Второй момент и вторая претензия, которую предъявляют в том числе и             
представители интернет-отрасли, касается того, почему предлагается сразу        
досудебная блокировка сайта. Ну почему не предусмотрена досудебная процедура    
урегулирования споров? Более того, правообладатель даже не обязан               
информировать владельцев сайтов о каких-то нарушениях, то есть их просто        
ставят перед фактом, они узнают, что их сайты заблокировали, а дальше уже       
начинаются какие-то разборки. Извините, но это может быть использовано в том    
числе и для рейдерских захватов этих сайтов, потому что можно просто нанять     
замечательных юристов и, вместо того чтобы свой сайт развивать, можно           
атаковать сайты оппонентов.                                                     
                                                                                
По большому счёту, закон обязывает владельцев сайтов сидеть и контролировать    
контент, который обновляется каждую секунду. Вот даже в моём "Живом Журнале"    
бывает тысячи комментариев, я не в состоянии их все прочитывать. Мало ли        
какая у меня там информация появится - вы заблокируете доступ в мой "Живой      
Журнал"? Представьте социальные сети "ВКонтакте", "Одноклассники": там вообще   
тысячи, десятки тысяч обновлений каждую секунду - у владельцев даже нет таких   
ресурсов, чтобы это всё контролировать. Я уже не говорю, например, о порталах   
"Яндекс", там есть почта, там есть "Яндекс. Кошелёк" - мы просто всё            
блокируем!                                                                      
                                                                                
Далее. Здесь говорили о международном опыте. Так вот, хочу сказать, что есть    
опыт Соединённых Штатов Америки, где был внесён законопроект Stop Online        
Piracy Act, и он не был принят, потому что в результате дискуссии все поняли,   
что закон не сможет бороться с пиратством. Единственный закон есть в Испании,   
называется он Ley Sinde: он работает год, не дал никаких результатов в борьбе   
с пиратством, более того... (Микрофон отключён.)                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте двадцать секунд.                                 
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г. ...привёл к массовому оттоку владельцев сайтов с испанских         
хостингов.                                                                      
                                                                                
Поэтому я предлагаю вернуть законопроект на доработку, пригласить экспертов,    
участников интернет-отрасли и вместе разработать новый законопроект, который    
действительно позволит бороться с пиратством. В таком виде принимать нельзя!    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Геннадьевич.                             
                                                                                
Выступает Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР.                             
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, а не спеть ли мне песню о любви, а не           
выдумать ли новый жанр, попопсовей мотив и стихи и всю жизнь получать           
гонорар? Вот так устроена логика наших правообладателей - они как в известном   
фильме: "Вы слишком много кушать...". Я сказал бы по-другому, но                
парламентские стены не позволяют.                                               
                                                                                
Коллеги, вы подумайте, ведь мы с вами все, абсолютно все этим сообществом       
правообладателей, которые "слишком много кушать", зачислены в категорию         
жуликов и воров (это не имеет отношения к другой теме)! Почему? Потому что за   
всё, что вы покупаете, - за флешку, за диск, за видеокамеру, за мобильный       
телефон, за всё, на что имеется возможность записать или с чего есть            
возможность воспроизвести, - вы как теоретические мошенники, жулики и воры      
платите 1 процент в фонд, который возглавляет кто? Никита Сергеевич Михалков!   
А там сотни миллионов, сотни миллионов долларов! Вот мы все для них жулики!     
                                                                                
Теперь задумайтесь, коллеги, что нам предлагают. Вот представьте: я купил       
лицензионный диск, где одну из ролей исполнила наша уважаемая коллега, и этот   
фрагмент, где она демонстрирует прекрасное владение русским языком, я           
выкладываю у себя на страничке и говорю: ребята, купил за бешеные деньги,       
легально, ознакомьтесь. После этого мне объявляют: так, стоп, товарищ, ты       
воруешь всё это. Я у кого что украл? Я купил, я заплатил! Я имею право своим    
друзьям, которые заходят на мою страничку, дать посмотреть? Имею полное         
право, я ничего не украл, я ничего не скопировал - они зашли и поглядели,       
всё! И вот на этом основании предлагается закрывать наши страницы! Кстати, вы   
все имеете, ну, большинство имеет странички на сайте Госдумы: если вы там       
что-нибудь разместите, вас точно так же могут закрыть.                          
                                                                                
Вот у нас был в Курске такой интересный пример того, как избирательная          
комиссия Курской области на последних выборах проявила чудеса заботы об         
авторских правах. Девочка у нас была кандидат, учительница, и вот на фоне       
учебников она выступает и рассказывает свою программу - запретили к показу.     
Почему? "Видите, там учебники на заднем плане, у них есть авторы, а согласие    
авторов есть? Нет? Всё, гуляй, Вася!" Понимаете? Обращаться в московский суд?   
Вы представляете, сайтов миллионы - мил-ли-о-ны! - и что, будет миллион         
исков? Это что, вообще, такое, уважаемые коллеги?!                              
                                                                                
Наш законопроект, который вакханалию этих правообладателей останавливает,       
Госдума не может рассмотреть уже второй созыв! Мы все платим, а как они         
распределяют эти деньги, неизвестно - там ведь, представляете... Мы платим за   
всё то, что покупаем, там сотни миллионов долларов, из них 30 процентов идёт    
исполнителям, 30 процентов, допустим, авторам (или 40 процентов, я уж не        
помню) и 30 процентов музыкантам - как, кому, за что? Откуда мы знаем, чьё      
это произведение, чья песня, сколько раз использовалась? Это неизвестно, но     
какая возможность погреть лапки, а?! Огромная!                                  
                                                                                
Так что, уважаемые коллеги, эти правообладатели уже давным давно всё            
получили, в тот самый момент, когда заключили договор с фирмой, которая эти     
диски выпускает...                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, вам ошибочно поставили семь минут.   
Три минуты истекли, даже три минуты пятнадцать секунд.                          
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Да, заканчиваю.                                                    
                                                                                
...эти диски выпускает, которая эти фильмы снимает. Они свои гонорары           
получили, но хотят всю жизнь получать гонорары ни за что.                       
                                                                                
Не надо этого делать.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Деньгин Вадим Евгеньевич.                                               
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е. Сергею Владимировичу огромное спасибо.                            
                                                                                
Фракция ЛДПР этот законопроект не поддержит, наши коллеги уже сказали об        
этом. Очень важно в этом диспуте не скатиться до того, чтобы поддерживать       
именно распространителя нелегального контента, а мы, получается, боремся с      
провайдерами, которые не имеют к этому абсолютно никакого отношения.            
Получается, если у кого-то заключён контракт с сотовым оператором и он          
осуществит террористический акт, позвонив с мобильного, - что же, мы будем      
руководство этой компании наказывать? Конечно нет!                              
                                                                                
Тут важен ещё один момент. Сплошь и рядом у нас есть так называемые торренты,   
откуда наши граждане качают фильмы, и закрыть их, надо понимать, в один         
момент невозможно. Во многих компаниях существует так называемый прокат         
фильмов - вот это нужно развивать. Стоит это, например, 100 рублей -            
пожалуйста, арендуешь фильм, просматриваешь, и никаких проблем, это легально.   
Но в связи с тем что у провайдеров действительно нет возможности, о чём         
говорил коллега Гудков, контролировать содержание трафика (это очень            
серьёзная вещь, так называемая система DPI, у многих она есть, но никто не      
имеет права её использовать), нет возможности ещё посмотреть, как будет         
осуществляться технически блокировка сайта, это есть только в распоряжениях     
Роскомнадзора. И ещё очень важно понять, что существует так называемая          
трансграничность передачи данных, то есть через нашу страну реально качается    
трафик во многие другие, допустим из Европы в Азию, и если вы перегородите      
Интернет, то, соответственно, остановится абсолютно всё. Тем более уже          
существуют системы блокировки скачивания данного контента через торренты так    
называемые, их разработали наши ребята, но почему-то это не используется.       
                                                                                
Конечно, законопроект сырой, поэтому поддерживать его на данный момент просто   
бессмысленно, нужно вернуть его на доработку. Понятно, что эта проблема         
существует, но нельзя плясать именно от правообладателей, которые в             
технической стороне вопроса не понимают абсолютно ничего, поэтому предлагаем    
ещё раз задуматься, не торопиться. Но проблема есть, и её нужно решать как      
можно скорее.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выступает Кожевникова Мария Александровна.                                      
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КОЖЕВНИКОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
А я хотела бы сказать, что законопроект сегодня необходимо принять, потому      
что вся творческая интеллигенция этого ждёт, она также участвовала в            
разработке данного законопроекта, её потери - это и рабочие места, и налоги в   
российскую казну.                                                               
                                                                                
Мы все понимаем, что пиратство - это воровство, которым занимается сегодня      
серьёзный теневой бизнес, и потери несёт не только творческая индустрия, но и   
добросовестный бизнес, недоинвестируя в создание легальных интернет-платформ    
вследствие недобросовестной конкуренции и безнаказанности пиратов. Ущерб        
наносится и государству, потому что та господдержка, которая присутствует,      
становится менее эффективной. Те меры, которые сегодня указаны в                
законопроекте, не являются уникальными, они применяются в международной         
практике. Конечно, законопроект ко второму чтению нужно будет доработать, но    
я всё же надеюсь, высказываю уверенность в том, что принятие законопроекта      
станет переломным моментом в нашем общем стремлении к правопорядку в цифровой   
сфере. (Аплодисменты.)                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пинский Виктор Витальевич выступает.                                            
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Из всех предыдущих    
выступлений видно, что выступавшие в основном сомневаются в технических         
возможностях, а концепция законопроекта, как мне показалось, всеми              
поддерживается, и мы считаем, что этот закон просто необходим. Хочется          
отметить: очень важно, что все решения по блокировке тех или иных страниц       
будут приниматься именно судом по представлению соответствующих документов.     
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект закона будет поддерживать.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич.                               
                                                                                
Представители президента, правительства? Не выступают. Докладчик будет          
выступать? Можно с места.                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, как хотите.                                   
                                                                                
ЛЕВИН Л. Л. Всё-таки хочется дать несколько комментариев по поводу              
выступлений, которые были.                                                      
                                                                                
Во-первых, по поводу того, что законопроект что-то ограничивает и так далее.    
Я просто хочу напомнить о двух законах, "О защите детей от информации..." и     
об экстремизме: сколько крику было по поводу того, что они нарушат работу       
сайтов, что всё остановится и так далее! Шуму было много, обсуждали очень       
долго - и что, что в итоге?! Да, иногда бывают ошибки, бывают                   
разбирательства, после которых сайты опять работают полноценно, - почему же     
надо всё время говорить, что коллапс произойдёт на следующий день?!             
                                                                                
По поводу Роскомнадзора. Возьмите статистику Роскомнадзора и посмотрите,        
сколько полезного они сделали за это время, реализуя закон "О защите детей от   
информации...".                                                                 
                                                                                
По поводу "жирных котов". Ну хорошо, давайте пиратов защищать, в чём            
проблема-то? Там тоже хорошие деньги крутятся, почему же мы об этом не          
говорим? Хороший бизнес, практически как спам! Давайте их защищать, в чём       
проблема?! Люди, которые пытаются жить по закону, хотят, чтобы так же жили      
другие, - почему мы огрызаемся и называем их "жирными котами"?! Они платят      
налоги за производство фильмов, они делают общественно полезное дело - почему   
их "жирными котами"-то мы называем?!                                            
                                                                                
Теперь по поводу IP-адресов. Ну, дураками всех делать здесь не надо, не надо    
рассказывать, что если на одном из ресурсов "Яндекса" появится какой-то фильм   
для скачивания, то будет заблокирован весь "Яндекс", все его ресурсы. Есть      
люди, которые разбираются, есть технологии. Да, был случай такой, я согласен    
с этим, полчаса "Яндекс" не работал, но не потому, что пытались заблокировать   
весь "Яндекс", а потому, что произошёл технический сбой. Но не надо из этого    
делать выводы, что всё запрещается.                                             
                                                                                
Теперь по поводу досудебного урегулирования споров. Эту тему я поднял в своём   
выступлении и сказал, что в первую очередь правообладатели должны сами          
мониторить ситуацию и должны обращаться к тем ресурсам, где информация о них    
появляется, и только в случае, если там не реагируют или отказываются           
удалять, можно действовать с точки зрения законодательства, я имею в виду,      
принимать какие-то судебные решения. Возможно, это стоит прописать в законе,    
давайте обсуждать.                                                              
                                                                                
Теперь по поводу лицензионной продукции. Да, я купил диск, хочу показать всем   
своим друзьям - в чём проблема? Позовите своих друзей к себе домой и            
показывайте. Если каждый будет ставить по кусочку фильма, как мы сможем         
доказать, что один это сделал законно, а другой незаконно? Более того, если     
вы зайдёте на торренты, вы увидите там любопытные вещи. Я специально сегодня    
ввёл название прекрасного российского фильма "Легенда № 17" и на одном          
торренте нашёл двадцать шесть версий этого фильма, среди которых в том числе    
лицензионная версия, как написано, то есть человек купил лицензионный диск и    
выставил его, для того чтобы другие качали, - пожалуйста, лицензионный диск,    
смотрите хоть кусочек, хоть часть. В чём проблема?                              
                                                                                
По поводу того, что вот Никиту Михалкова здесь упоминали, другие громкие        
фамилии и так далее. А почему мы не вспоминаем о пожилых людях, которые         
сегодня имеют права на определённую музыку, на определённые фильмы, на          
определённые сценарии и тоже должны получать от этого роялти? От того, что      
будут поступать дополнительные средства от официальной оплаты просмотра         
фильма, они смогут увеличить свои доходы, будут зарабатывать больше, получать   
пенсию больше. Почему мы о них не думаем, о пожилых артистах, а думаем только   
о "жирных котах"?                                                               
                                                                                
Понимаете, правовой нигилизм у нас такой, что всё, за что нужно платить,        
вызывает отторжение. Если в "Яндексе" просто ввести название фильма в поиск,    
то у вас сразу выйдет название этого фильма и рядом будет написано: скачать.    
Я думаю, что сегодня настал, наверное, тот день, когда мы должны начать         
движение в правильном направлении.                                              
                                                                                
А закончить свое выступление я хотел бы словами Владимира Владимировича         
Путина, который встречался с представителями кинематографии в конце мая и по    
поводу этой темы сказал следующее: "Может быть, за этим есть ещё что-то, но     
если это всё, то это не основание для того, чтобы не внедрять такие методы      
борьбы с пиратством".                                                           
                                                                                
Спасибо большое. Надеюсь, вы поддержите законопроект в первом чтении.           
Постараемся учесть все замечания... (Микрофон отключён.)                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Витальевич, будете ещё раз выступать? Нет, не будет.                     
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              257 чел.57,1 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    261 чел.                                          
Не голосовало                 189 чел.42,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.