Заседание № 190
03.11.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 292422-4 "О внесении изменений в статью 58 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (по вопросу о правовом статусе лечащего врача).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5200 по 5559 из 6484
Пункт 13 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 58 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Валентиновича Митрофанова. С места, да, Алексей Валентинович? Пожалуйста, включите микрофон депутату Митрофанову. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, разрешите представить вам законопроект "О внесении изменений в статью 58 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Целью законопроекта является уточнение отдельных положений, связанных с правами и обязанностями лечащего врача, в соответствии с Рекомендацией № 69 Международной организации труда "О медицинском обслуживании" (далее - рекомендации). В статье 58 "Лечащий врач" Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан имеется следующая норма: "Лечащий врач - это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период наблюдения и лечения в медицинской организации, а также врач, занимающийся частной практикой". В статье устанавливается, что "лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования". Тем самым утверждается, что лечащий врач может не иметь высшего образования совсем - ну, по крайней мере так можно прочитать, - и в статье имеется совершенно абсурдное утверждение, что те, кто учится в учебном заведении, уже врачи, но только не могут быть лечащими врачами. Ну, однако понятно, что обучающиеся в вузе - это только студенты. Дословно зачитаю вам первый абзац статьи 58: "Лечащий врач - это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в медицинской организации, а также врач, занимающийся частной практикой. Лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования". Авторы законопроекта предлагают часть первую статьи 58 дополнить нормой, в соответствии с которой лечащим врачом может быть только специалист с высшим медицинским образованием, окончивший, подчеркиваю, высшее медицинское учебное заведение Российской Федерации, то есть диплом только российский. Я понимаю, что могут быть возражения по законопроекту. В частности, возражения правительства, Комитета Госдумы по охране здоровья свелись к тому, что предлагаемой нормой законопроекта будут ущемлены граждане, получившие медицинское образование в вузах СССР, то есть как бы исторически вне пределов Российской Федерации. Эту правовую норму можно уточнить, и мы обязуемся её уточнить ко второму чтению - граждане, получившие высшее медицинское образование в СССР до 91-го года, имеющие гражданство Российской Федерации, могут быть лечащими врачами, - чтобы здесь не было никаких моментов. Граждане Российской Федерации, покинувшие пределы России, могут стать и лечащими врачами в иностранном государстве при предъявлении ими российского диплома об окончании высшего медицинского учебного заведения России. Во многих иностранных государствах они не имеют права быть лечащими врачами до тех пор, пока в совершенстве не овладеют языком иностранного государства, не сдадут необходимый установленный минимальный перечень учебных дисциплин в одном из учебных заведений по выбранной специализации. И правильно указано в заключении Правового управления Аппарата Госдумы, что ещё требуется и получение лицензии на право осуществления медицинской или фармацевтической деятельности. В соответствии со статьёй 71 рекомендаций авторы законопроекта предлагают часть первую статьи 58 дополнить требованием о том, что лечащий врач должен иметь квалификационное удостоверение конкретного профиля лечения болезней и видов диагностики, выданное сроком на пять лет аттестационной комиссией органов здравоохранения России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Это предлагаемая норма. Против этой нормы никто не возразил, так как эта норма предъявляет требование к лечащим врачам постоянно совершенствовать методы лечения, способы диагностики, знать и уметь использовать современные отечественные лекарства, в том числе и новые. А как обновляются сейчас лекарства, мы знаем, то есть буквально за три года полностью новый состав. К сожалению, у нас лечат всё старыми лекарствами. И здесь, конечно, нужно повышать квалификацию врача. Другим дополнением к части второй статьи 58 является установление нормы, что лечащий врач может быть назначен не только по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения), но и уполномоченным пациентом для этой цели близким родственником. Сложилась ситуация, когда в стационарных больницах находится много граждан пенсионного возраста и лечащие врачи, по сути дела, устраняются от лечения таких граждан. И сами пациенты уже не способны поменять лечащего врача. Особенно это проявляется в новогодние дни, когда в течение многих дней граждане остаются совсем без врачей и медсестёр, кроме дежурных, и смертность сразу возрастает в несколько раз. Уполномоченные пациентом близкие родственники также не могут воздействовать на лечащих врачей, так как нет нормы в законодательстве. Пациент должен иметь возможность отказаться от медицинского вмешательства, то есть от проведения любой медицинской процедуры, лечения, тем более хирургической операции. Этот вопрос лечащий врач должен согласовывать не только с пациентом, но и по просьбе пациента с уполномоченным им близким родственником. Исключения могут предусматриваться только для лиц, страдающих тяжёлыми психическими расстройствами. Освидетельствование, госпитализация, наблюдение таких больных должны проводиться без согласия пациента или его близких родственников. Ко мне обращаются различные категории граждан с возмущениями по поводу того, как идёт лечение больных. Третье дополнение наше касается части третьей статьи 58, в отношении информации пациента и его близких родственников. Сложилась ситуация, когда в лечебных учреждениях отношения между лечащим врачом и пациентом, как ни странно, окутаны тайнами. Как правило, больному и его близким родственникам не объясняют, что за болезнь приключилась, что означают результаты анализов или почему назначили именно такие лекарства, хотя имеются и более современные лекарства, и более действенные. Авторы законопроекта вносят правовую норму о том, что лечащий врач не только проводит квалифицированное обследование и лечение, но должны быть и слова о том, что всё это должно происходить "в интересах улучшения здоровья пациентов". Мало кто из наших лечащих врачей отвечает на вопросы пациентов. Поэтому слова о том, что лечащий врач "предоставляет информацию о состоянии здоровья", обязательно надо заменить словами "не скрывает от него или уполномоченных пациентом близких родственников информацию о состоянии здоровья и эффективности методов диагностики и лечения". В Германии, например, письменное согласие больного требуется на всё, даже на внутримышечные инъекции. Немецкие юристы исходят из того, что в результате объяснений врача пациент должен быть в состоянии самостоятельно принять ответственное решение о своём согласии или несогласии на предлагаемое лечение. Только при таких условиях врач может не опасаться неприятных для себя последствий страшного для всякого немецкого медика параграфа 223 германского уголовного кодекса (нанесение телесных повреждений) в случае неудачной операции или осложнений после неё. Может, поэтому и смертность в Германии значительно ниже, чем у нас. Лечащий врач должен организовать своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставить информацию о состоянии его здоровья по требованию не только больного, но и его близких родственников, пригласить консультантов и организовать консилиум. Правовыми отношениями между пациентом и лечащим врачом занимается специальная область юриспруденции. У нас этим вопросом практически не занимается никто и он никак не регулируется. Пациенты и их близкие родственники остаются неосведомлёнными об эффективности методов диагностики и лечения, о состоянии здоровья, об эффективности тех или иных лекарств. Обращаясь в государственные и муниципальные лечебные учреждения, любой гражданин должен иметь возможность выяснить, что входит в объём медицинской помощи, предоставляемой данным лечебным учреждением в рамках обязательного медицинского страхования (устанавливается местной администраций), а за что придётся платить из собственных средств. Где у нас такой перечень услуг и лекарств, который должен висеть в каждом лечебном медицинском учреждении на видном месте? В коммерческих учреждениях пациенту необходимо внимательно прочитать лицензию, которая должна быть вывешена на видном месте. В лицензии перечисляются медицинские услуги, которые разрешается оказывать в данном медицинском учреждении, и перечисляются льготы для отдельных категорий пациентов. На видном месте должны быть вывешены и квалификация специалистов, обязательно полученная в государственных медицинских вузах, и сроки годности используемых лекарств. Прошу вас поддержать законопроект и принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слово для содоклада предоставляется заместителю председателя Комитета по охране здоровья Николаю Фёдоровичу Герасименко. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "Единая Россия". Да, вот сапоги берётся тачать пирожник, а пироги - сапожник. Мы в комитете внимательно изучили данный законопроект, и я хочу высказать несколько замечаний. Первое замечание. Алексей Валентинович говорил, что не может быть лечащим врачом обучающийся в высшем учебном заведении или образовательном учреждении сразу после получения диплома... Конечно, не может, потому что он в это время находится на учёбе, безусловно не может, и это правильно совершенно написано. Второе замечание - по поводу того, что право быть лечащим врачом имеет только врач, получивший диплом в Российской Федерации. Сразу отрезает... Я получил диплом в 1973 году, и что же, я не могу уже работать врачом? Люди, которые учились и сейчас эмигрировали из Узбекистана и Таджикистана, тоже не имеют права быть лечащими врачами? У нас подписаны договоры с Белоруссией и Украиной о взаимообмене и ряд других. Мы обучаем у себя студентов из разных государств. Они наши дипломы признают, а мы их дипломы не признаём, то есть это нарушение Конституции (часть 1 статьи 37). Другой вопрос - в отношении информированности. Ну, я не знаю, допустим, Алексей Валентинович, вы не сталкивались с этим, но об информации в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан есть статья 31, и там сказано, что обязаны информировать... Есть такое понятие - информированное согласие, и пациент, прежде чем решаться на какое-то тяжёлое обследование или операцию, обязательно подписывает своё информированное согласие. В законопроекте применяется непонятная терминология, такое, например, словосочетание (его уже упоминал Алексей Валентинович), как "квалификационное удостоверение конкретного профиля лечения". Вообще непонятно, о чём идёт речь. Врач имеет сертификат. Врач имеет удостоверение определённой категории. Профилей лечения у нас более трёхсот. Непонятно, о каких конкретных профилях лечения вообще идёт речь, так же как непонятно, что такое "уполномоченные пациентом близкие родственники". Что такое "уполномоченные"? И что такое "близкие родственники"? В законодательстве эти категории не определены. Отдельно я хотел бы сказать, исходя из содержания пояснительной записки и выступления Алексея Валентиновича, что мы считаем недопустимыми такие характеристики российского здравоохранения, как самоустранение врачей от лечения граждан, что может привести их к медленной смерти, а также относительно врачей, которые не лечат пенсионеров или лечат старыми лекарствами и так далее. Также насчёт того, что везде вывешены... У нас существует перечень утверждённых правительством платных медицинских услуг, также издаётся перечень льготных лекарств. Другой вопрос - вывешены или не вывешены. На законопроект получены отрицательные заключения правительства и Правового управления, и Комитет по охране здоровья рекомендует данный законопроект отклонить. Мы считаем, что медицина - это вопрос профессиональный, это дело, в общем-то, очень серьёзное, и главная заповедь медицины - не навредить. Поэтому мы считаем, что данный законопроект нужно отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопрос. Депутат Чуев, пожалуйста, к кому вопрос? К Николаю Фёдоровичу Герасименко. Задавайте с места, депутат Чуев. ЧУЕВ А. В. Николай Фёдорович, я хочу задать следующий вопрос. Я понимаю, что законопроект, может быть, несовершенен и содержит определённые противоречия. Но как вы в целом считаете, нужен ли сегодня всё-таки нам закон о врачебной деятельности? Всё-таки в достаточной ли степени сегодня мы, с одной стороны, защищаем статус врача, а с другой стороны, имеем возможность спросить с врача за врачебную ошибку? ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Нам прежде всего нужен закон о здравоохранении, который до сих пор у нас, к сожалению, не принят и которым будет определяться и лечебная деятельность, и другая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, больше нет вопросов. Кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Присаживайтесь, Николай Фёдорович. Депутат Чуев, пожалуйста, с места. Больше нет желающих, да, чтобы потом не было ко мне претензий? Нет. Подвели черту: одно выступление. ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, конечно, о данном законопроекте говорить много не стоит, поскольку понятно, что действительно терминология там немножечко отличается от той, которая сегодня есть в законодательстве о здравоохранении, но я бы хотел привлечь ваше внимание к той проблеме, которую поднимает этот законопроект. Нам действительно сегодня нужно всерьёз говорить о статусе врача, о том, кто такой врач. Сегодня, к сожалению, по нашему законодательству это, вообще говоря, наёмный работник, и спрашивать с него за то, что он делает, мы можем как с наёмного работника. Существующее законодательство, к сожалению, не вводит реальный статус врача, который сегодня был бы необходим. Во всех развитых странах этот статус существует, существует законодательство о врачебной деятельности, существуют определённые квалификационные органы, которые дают оценку тому или иному врачу и смотрят, какую квалификацию реально он имеет, может ли он вообще быть врачом, может ли он практиковать или нет, допускал ли он ошибки, есть ли недовольство среди пациентов и тому подобное. У нас же таких органов с такими полномочиями, к сожалению, не существует. Это приводит к тому, что, с одной стороны, количество врачебных ошибок достаточно велико, и людей лечат иногда люди, не обладающие достаточной квалификацией, и принимают людей врачи, даже врачи-специалисты, которые учились, вообще говоря, иногда по другой специальности, такое тоже бывает. С другой стороны, несмотря на то что мы поднимаем заработную плату врачам, врачи оказываются часто в неравном положении, и мы это не раз здесь обсуждали. Если говорить, например, о сельских врачах, если говорить о врачах "Скорой помощи" и так далее, то мы поднимали эти проблемы уже. Говорить надо о законодательстве. Я считаю, что наш Комитет по охране здоровья должен был бы озадачиться этой проблемой и всерьёз подумать о необходимости разработки закона, и даже не о лечебной деятельности, потому что лечение - это часть врачебной деятельности, это, может быть, существенно, но это не всё, что входит во врачебную деятельность. Я считаю, что закон о врачебной деятельности в Российской Федерации был бы крайне необходим, и думаю, что всем нам, учитывая, что господин Митрофанов затронул такую проблему, она существует сегодня, нужно было бы об этом подумать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желание выступить у представителя президента? У представителя правительства? Нет. Депутат Митрофанов просит время для заключительного слова. Пожалуйста, включите микрофон депутату Митрофанову. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, вот вначале депутат Герасименко про пирожные и про сапоги говорил. Но я хочу сказать, что врачебная деятельность, к великому сожалению, касается нас всех, и не делайте вид, что только Комитет по охране здоровья должен заниматься проблемой, связанной с лечащим врачом. К сожалению, это касается всех нас, людей, живущих в России. Было бы хорошо, если бы врачи сами себя лечили и сами с собой дружили, но, к сожалению, это касается нас всех. О чём идёт речь? И давайте не будем тут скрывать, что специалист с высшим медицинским образованием медицинского высшего учебного заведения Российской Федерации... То есть если вы не в Российской Федерации получили диплом медицинский, ну вы пойдите подтвердите это, как во всех странах это делается. Ну пойдите в Америке позанимайтесь практикой лечебной, приезжайте из России и с нашим дипломчиком попрактикуйтесь. Ну не получится этого! Ну почему из Узбекистана, как сказал Герасименко, приезжают и работают, ну почему? Мы знаем, при каких обстоятельствах в Узбекистане выдавались дипломы и сейчас выдаются, и в Азербайджане выдаются, и везде. Ну я вам откровенно говорю, и вы прекрасно это понимаете. Почему вы не хотите проводить национально ориентированную политику? Да, российское учебное заведение... Дальше. Квалификационное направление. Да, я согласен, формулировку можем поменять, поработать во втором чтении, но речь идёт о том, чтобы, так сказать, была квалификационная комиссия минздрава. Потому что меняются препараты, за пять лет вообще революция произошла в отношении препаратов, методов лечения, а врач всё сидит и как тридцать лет назад лечил, так и продолжает лечить - зелёнка, йод, вата - тем, что у него есть, и что-то слышал по телевизору про колдрекс. Вот об этом идёт речь - подтягивать эту информированность. И то, что вы сказали, что существуют там соглашения, - ну и плохо, что они существуют. Были при определённых условиях у нас заключены эти соглашения о признании дипломов и так далее. Ну и плохо, что мы это сделали. Мы сделали когда-то, когда думали, что всё равно рано или поздно будем жить в едином государстве, ладно, бог с ним, но сейчас-то так нельзя делать, мы же страдаем от этого. Понятно, что квалификация выпускников российских вузов была наивысшей и в Советском Союзе, и здесь. И она была гораздо хуже в национальных республиках, так как там покупались ещё в те годы все дипломы. Мы что, не должны защищаться от этого? На Кавказе покупались дипломы. Вы хотите таких врачей? А я не хочу таких врачей. И мы предлагаем, чтобы дипломы вывешивались на видном месте в лечебном учреждении, это тоже надо, чтобы больной подошёл, увидел диплом выпускника тбилисского медицинского института и пошёл дальше, сделал для себя выводы определённые, что он не хочет там лечиться, условно говоря. Почему вы не хотите это сделать? Что касается близких родственников. Просто разрешительная система должна касаться какого-то человека, которого пациент, пожилой человек или другой уполномочил. Очень часто, когда приходят родственники, им ничего не говорят, с ними не хотят разговаривать в больнице, а закон обяжет разговаривать с ними так же, как с пациентом. Но сердцевина, конечно, этого законопроекта - это диплом. И ничего здесь такого нет. На территории Российской Федерации. Вот вы получили сколько-то лет назад... Ну, можно коррекцию какую-то сделать по СССР, но тоже на территории России кто учился, а нет - идите подтверждайте. Если вы хорошие врачи, получите от минздрава... Чудесный врач приехал, я допускаю, лучший хирург, скажем, из Грузии, обоснования все дал, прошёл аттестационную комиссию и практикует себе, вопроса нет. Мы же не запрещаем ему практику, но мы хотим переподтверждения. Мы знаем, как всё это происходило, мы защищаем себя. Что тут такого? И ещё раз вам скажу, что допуск в этот мир, во врачебный мир должен быть под очень сильным, большим контролем, чтобы действительно нас окружали профессионалы, а не выпускники вузов, где просто за определённую сумму люди покупали дипломы. Спасибо большое. Ещё раз предлагаю вам проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 58 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Комитет, профильный комитет высказался против данной законодательной инициативы. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 53 сек.) Проголосовало за 40 чел.8,9% Проголосовало против 9 чел.2,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 50 чел. Не голосовало 400 чел.88,9% Результат: не принято Уважаемые коллеги, у меня высветилось, что по ведению - депутат Махачев. Это ошибка, видимо, я не вижу депутата Махачева. Клинцевич? Нет.