Заседание № 132
23.12.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 291949-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о деятельности Российско-Монгольской компании с ограниченной ответственностью "Монголросцветмет".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2548 по 2851 из 7829
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". 22-й вопрос. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о деятельности Российско-Монгольской компании с ограниченной ответственностью "Монголросцветмет". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития Российской Федерации Андрея Александровича Слепнёва. Пожалуйста. СЛЕПНЁВ А. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Совместное Советско-Монгольское хозяйственное объединение "Монголросцветмет" было создано в соответствии с соглашением между правительством Союза ССР и Правительством Монголии от 24 февраля 1973 года. Деятельность компании направлена на разведку, добычу, переработку плавикового шпата, драгметаллов и других полезных ископаемых. Потребители продукции компании находятся в России, это большой круг предприятий химической промышленности, чёрной и цветной металлургии, а также предприятия, производящие электроды и другую электротехническую продукцию. Действие соглашения, подписанного в советский период, закончилось 1 января 2006 года, и 25 апреля 2007 года было подписано соглашение уже между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о деятельности Российско-Монгольской компании с ограниченной ответственностью "Монголросцветмет". Акционерами являются Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации либо уполномоченного им органа (49 процентов) и Монголия в лице правительства, либо уполномоченного им органа (51 процент). Соглашение подлежит ратификации, поскольку статья 12 соглашения предусматривает освобождение от обложения таможенными ввозными пошлинами продукции "Монголросцветмета" при её поставке на территорию Российской Федерации, а также симметричное освобождение от пошлин, предусмотренных монгольским законодательством, при ввозе с территории России необходимого для работы компании оборудования и расходных материалов. Следует отметить, что с точки зрения экономической целесообразности поставки на российский рынок этой продукции, необходимой для деятельности предприятий чёрной и цветной металлургии, плавиковому шпату, применяемому в деятельности предприятий чёрной металлургии, альтернативы на российской территории нет. Из-за отсутствия ратификации соглашения до настоящего времени монгольская сторона не применяет положение относительно предоставления симметричных льгот для российской продукции, и предприятия в связи с этим потеряли определённую сумму уже в этом году. Таким образом, этот вопрос необходимо решать. В ходе слушаний в комитете был поднят вопрос относительно влияния данного закона на деятельность российского конкурента данной компании, а именно Ярославской горнорудной компании, говорилось о тяжёлой экономической ситуации, которая сложилась на этом предприятии. Хотелось бы отметить, что, по нашему мнению, это не связанные вопросы. Ратификация соглашения позволит обеспечить функционирование целой отрасли, и продукция монгольского предприятия в значительной части не является конкурентной для продукции российского предприятия. С учётом изложенного просим поддержать наше предложение о ратификации соглашения. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Александрович, присаживайтесь. Клюкин Александр Николаевич докладывает от Комитета по международным делам. КЛЮКИН А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о деятельности Российско-Монгольской компании с ограниченной ответственностью "Монголросцветмет", внесённый в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 1 декабря 2009 года. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о деятельности Российско-Монгольской компании с ограниченной ответственностью "Монголросцветмет" подписано в Москве 25 апреля 2007 года в связи с истечением срока действия Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Монгольской Народной Республики о деятельности Советско-Монгольского совместного хозяйственного объединения "Монголсовцветмет" от 5 июня 1991 года. Компания "Монголросцветмет" поставляет в Российскую Федерацию и третьи страны плавиковошпатовый концентрат, потребляемый предприятиями алюминиевой, химической промышленности и чёрной металлургии. "Монголросцветмет" также осуществляет добычу золота, большая часть которого реализуется государственным финансовым учреждениям Монголии. Соглашение регулирует гражданско-правовые, административные, таможенные и налоговые вопросы деятельности компании, ответственность компании по своим обязательствам, условия труда работников, а также вопросы охраны окружающей среды, защиты имущества, финансовых средств компании путём недопущения отчуждения для государственных или общественных нужд, а также изъятия или конфискации их в административном порядке, за исключением строго оговоренных случаев. Кроме того, соглашение предусматривает условия перевозки продукции в Российскую Федерацию и транзита, механизмы разрешения споров между акционерами и взаимодействия компетентных органов договаривающихся государств в случаях возникновения трудностей или сомнений в вопросах толкования или применения указанного соглашения. Необходимо отметить, что в статье 16 соглашения содержатся положения об освобождении граждан Российской Федерации, работающих в компании, от прямых налогов и личных повинностей, предусмотренных законодательством Монголии, а также от взимания таможенных пошлин. Комитет отмечает допущенное Правительством Российской Федерации нарушение срока представления соглашения в Государственную Думу, установленного пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", повлёкшее одностороннее неисполнение монгольской стороной обязательств по предоставлению компании "Монголросцветмет" налоговых и таможенных льгот, установленных соглашением. Комитет Государственной Думы по международным делам считает, что соглашение в полной мере отвечает интересам Российской Федерации. Ратификация соглашения будет способствовать развитию конструктивного торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Монголией и укреплению двусторонних деловых связей. Реализация соглашения не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о деятельности Российско-Монгольской компании с ограниченной ответственностью "Монголросцветмет". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. А, нет, пока задержитесь. Секундочку! Я обращаюсь к залу: есть ли вопросы у депутатов? Есть: депутаты Локоть и Юрчик. Два вопроса, да? Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. К представителю Минэкономразвития вопрос. В 2006 году закончилось действие договора, который подписывали с СССР. Прошло три года. Поэтому вопрос, естественно: почему такой срок - три года? Почему так долго раскачивались? В 2007 году подписали новый документ, а к ратификации приступаем только сейчас. Что происходило в этот момент? Как экономические отношения строились? Я знаю, многие наши предприятия заинтересованы, вообще говоря, в сотрудничестве с Монголией, и как себя чувствуют эти предприятия, наши, российские, сейчас, после этих трёх лет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Александрович. СЛЕПНЁВ А. А. Спасибо за вопрос. Соглашение действительно было подписано в 2007 году, после этого была создана корпорация "Ростехнологии", и соответствующий пакет акций был передан Российской Федерацией корпорации "Ростехнологии". Естественно, потребовалось согласование этого вопроса с монгольской стороной. Монгольская сторона длительное время не давала своего согласия на эту передачу, что и было причиной задержки с ратификацией. Сейчас все вопросы урегулированы и соглашение передаётся на ратификацию. Что касается поставок плавикового шпата для предприятий Российской Федерации, эти поставки продолжались. Единственное, конечно, за счёт применения таможенной пошлины было определённое удорожание продукции для предприятий чёрной и цветной металлургии. До кризиса это не так остро ощущалось, после кризиса, конечно, проблема обострилась, что также повышает актуальность ратификации данного соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, второй вопрос - Юрчик. ЮРЧИК В. Г., фракция КПРФ. Вопрос к представителю правительства: скажите, пожалуйста, а вторая сторона уже ратифицировала этот договор? СЛЕПНЁВ А. А. Да, ратифицировала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы заданы. Есть желающие выступить? Есть. Депутат Селезнёв. Пожалуйста, включите микрофон. Вы сюда пойдёте, на трибуну? Пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, казалось бы, такой мирный вопрос - ратификация соглашения между Правительством России и Правительством Монголии о российско-монгольском предприятии. На первый взгляд, ратификация должна быть, это справедливо, правильно, потому что необходимо развивать своё присутствие на территории такой дружественной нам и стратегически важной страны, как Монголия. Но давайте вдумаемся, к чему ведёт эта ратификация. На самом деле мне удивительно, что в зале сидят депутаты от Приморского края и ни один из этих депутатов не поднял вопрос: каким образом связана данная ратификация с посёлком Ярославка Приморского края? Я вам докладываю, каким образом это взаимоувязано. 90 процентов плавикового шпата, который выпускается на территории Российской Федерации для нужд металлургической и алюминиевой промышленности, производится в посёлке Ярославка. Десять тысяч человек проживает там. Это предприятие является градообразующим, и если это предприятие загнётся, то там загнутся десять тысяч человек, им просто не на что будет прожить эту зиму. Вот если мы сегодня ратифицируем это соглашение, то, значит, будет новое Пикалёво, только уважаемому Владимиру Владимировичу будет дальше лететь. Может быть, он воспользуется этим моим выступлением, когда полетит на следующей неделе, по моей информации, в Приморский край, он обратит особое внимание на ситуацию, которая сложилась вокруг Ярославки. Там уже были митинги. В чём суть вопроса? Я объясняю. Ратификацией данного соглашения нам предлагается обнулить таможенные пошлины на продукцию, которая поступает с этого предприятия на предприятия-потребители внутри страны. Кто является потребителем внутри страны? "Русал". Значит, что делает "Русал", являясь 50-процентным акционером предприятия "Ярославский горно-обогатительный комбинат", которое выпускает 90 процентов, я повторяю, плавикового шпата, производимого внутри страны? С 2007 года ежегодно повышает заказы, которые он потом не выбирает. В 2007 году он сделал заказ на 160 тысяч тонн, в 2008 году - на 140 тысяч тонн. В 2009-м, несмотря на то что кризис, он всё равно делает заказ, по-моему, на 112 тысяч тонн, и выбирает продукцию... по 2009 году - 66, я просто эти цифры помню. Аналогичная ситуация, поверьте мне, по всем другим годам. Являясь собственником на 50 процентов этого предприятия, он продукцию забирает, вводит в заблуждение предприятие, а деньги не платит. Но при этом где он добирает необходимую ему продукцию? В Монголии, именно на том предприятии, которое мы сейчас собрались поддержать. У меня вопросы есть к Министерству финансов. Министерство финансов вообще эту проблему обсуждало? Первое: какие убытки будут понесены за счёт того, что обнуляется таможенная пошлина данным соглашением? Там будут по таможенным платежам определённые убытки и, соответственно, изъятие из федерального бюджета. Второй вопрос: сколько потеряет компания "РЖД" на том, что предлагается применять внутренние тарифы для перевозки этой продукции по всей России? Третье: сколько надо будет средств для того, чтобы восстановить справедливость социальную, если взорвётся ситуация в Ярославке Хорольского района Приморского края? Десять тысяч человек - каким образом они будут поддержаны? Профсоюзы этого предприятия обращались в Правительство Российской Федерации, только не в то министерство, которое сейчас представляет уважаемый докладчик Андрей Александрович, а в другое, в Минпромторг, с диаметрально противоположным предложением: они просили ввести заградительные пошлины в размере 20 процентов на продукцию "Монголросцветмета". Я задал в Комитете по международным делам вопрос докладчику: каким образом это согласуется, эти две позиции? Он говорит: мы всё в правительстве согласовали. Может быть, я не спорю, я просто лишь актуализирую проблему, потому что эта проблема имеет место быть, там были уже забастовки, поэтому мы не можем смотреть на эти вопросы сквозь пальцы. Пытаются доказать, что необходимо это предприятие вытаскивать и поднимать. Да, необходимо, я согласен. С 1972 года, ещё при коммунистах, при СССР (вы слышали, что здесь правопреемственность определённая), туда закачивались технологии. Вот эти технологии, естественно, не должны погибнуть там. И возникает другой вопрос: почему это предприятие называется российско-монгольской компанией? Оно должно называться монголо-российской компанией, потому что России там принадлежит 49 процентов, Монголии - 51. Если мы ратифицируем такого рода соглашение, то надо ставить адекватные вопросы перед монгольским правительством, чтобы монгольское правительство сделало исключение. Мы говорим о том, что это предприятие является бюджетообразующим для Монголии. И при этом убытки от этого предприятия для нашей страны... Корпорация "Ростехнологии" понесла убытки в размере более миллиона долларов по этому году. Что же это за предприятие такое, в которое мы закачиваем с 1972 года и при этом несём убытки, при этом ещё ставим под угрозу социальную составляющую, десять тысяч человек нашего населения? Интересная позиция! Если в этой продукции заинтересован Китай, а это действительно так, скорее всего, потому что Китай является одним из лидеров в металлургической отрасли, то что нам мешает поставить вопрос о поставках в Китай из Монголии с нашего совместного российско-монгольского, точнее, монгольско-российского предприятия этой продукции? Это же немыслимый факт, трудно представить, чтобы нормальная страна ратифицировала соглашение, которое работало бы против предприятия, находящегося внутри страны. Я думаю, что это соглашение невозможно ратифицировать, потому что эта ратификация непродуманная. Каким образом два комитета, в том числе комитет, членом которого являюсь я, дают заключения, где они пишут о том, что ратификация данного соглашения полностью соответствует интересам Российской Федерации? Видимо, Российская Федерация - это уже интересы не граждан, а только внешнеполитические интересы. Внешнеполитические интересы должны быть прагматичны, об этом нам говорил президент. Прагматика - пожалуйста, давайте на этом предприятии ставить вопрос, чтобы нам отдали вопреки сегодня действующему экономическому законодательству страны Монголии 51 процент. Мы не защищены 49-процентным пакетом, и понятно, что в случае улучшения ситуации на рынках Монголия, заключив более выгодный контракт с Китаем или с какой-нибудь третьей, четвёртой зарубежной страной, будет поставлять туда. И наше государство будет продолжать терпеть убытки, а Монголия будет наполнять свой бюджет. И ещё один немаловажный факт: на этом предприятии работают 90 процентов монгольских граждан и 10 процентов россиян. Эти 10 процентов россиян далеко не чернорабочие, это высший инженерно-технический состав, который найдёт себе применение всегда внутри страны на таких предприятиях. Поэтому фракция будет голосовать против данной ратификации в таком виде и рекомендует задуматься о последствиях такого рода ратификаций. Есть ещё, надеюсь, возможность остановить эту ратификацию, подумать и найти ответ на вопрос, который в моём выступлении прозвучал: что будет с десятью тысячами человек в Приморском крае? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства не настаивают на участии в дискуссии? Нет. Хотели бы докладчик и содокладчик выступить с заключительным словом? Нет.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5068 по 5086 из 7829
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о деятельности Российско-Монгольской компании с ограниченной ответственностью "Монголросцветмет". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 29 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7% Проголосовало против 31 чел.6,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принято.