Заседание № 251

09.09.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 291854-3 "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" по вопросу обеспечения прав детей до их рождения".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4780 по 5096 из 5129
Пункт 23 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменений и       
дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации...". Докладчик - Александр    
Викторович Чуев. Пожалуйста.                                                    
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я понимаю, что     
уже никому ни до чего... я понимаю, что нерожденные дети, о которых пойдет      
речь в моем законопроекте, - это не те молодые люди, которых можно принять в    
партию, например в "СПС", тем не менее я прошу внимания.                        
                                                                                
Дело в том, что, как уже сегодня не раз говорилось, и этот вопрос звучал не     
только сегодня в Государственной Думе: демографическая ситуация в нашей         
стране очень тяжелая. Это признал и об этом говорил в своем Послании            
Президент Российской Федерации, называя демографическую проблему одной из       
самых серьезных социальных проблем на сегодняшний день. Только за половину      
этого года население России, по данным Госкомстата, уменьшилось более чем на    
четыреста пятьдесят тысяч человек. То есть даже по отношению к количеству,      
зафиксированному переписью населения, нас стало меньше на четыреста пятьдесят   
тысяч человек. И к сожалению, численность населения России, несмотря на         
миграцию, которая существует сегодня, продолжает падать. Конечно, для такой     
демографической ситуации, для изменения численности населения и низкой          
рождаемости, какую мы сегодня имеем, есть много причин, и одним                 
законопроектом ситуацию не поправить, но тем не менее делать что-то нужно. И    
мною на протяжении последних двух лет целенаправленно вносится целый ряд        
законопроектов, которые должны эту ситуацию изменить. Это один из тех           
законопроектов, которые должны этому помочь.                                    
                                                                                
Не так давно нам вместе с правительством - это были сложные переговоры -        
удалось найти компромисс и прийти к тому, что в августе этого года было         
принято постановление Правительства Российской Федерации, изменяющее перечень   
социальных показаний для проведения абортов. Теперь этих социальных показаний   
осталось только четыре. Вы знаете, что ранее на эту тему мною вносился          
законопроект в Государственную Думу. Но проблема состоит не только и не         
столько в том, чтобы уменьшить количество абортов, которые делают в стране,     
проблема заключается в том, что женщина, если она решила зачать ребенка и       
выносить его, нуждается в очень серьезной социальной, медицинской и иной, в     
том числе и финансовой, помощи. Проблема заключается в том, что на              
сегодняшний день наше законодательство рассматривает беременную женщину как     
одного человека, как одно существо, тогда как на самом деле в ней уже           
рождается новая жизнь и с определенного момента внутри женщины                  
сформировавшийся плод практически является человеком.                           
                                                                                
Советский Союз в свое время подписал международную Конвенцию о правах           
ребенка, в преамбуле которой говорится, что ребенок в силу его физического и    
умственного несовершенства имеет право на защиту и поддержку как до, так и      
после рождения. Тем не менее ничего в нашем законодательстве о ребенке до       
рождения вообще не говорится. С целью устранения этой ситуации и для того,      
чтобы отношение к беременной женщине, особенно в самый последний период         
беременности, самый трудный период, перед рождением ребенка, было изменено со   
стороны законодательства, мною были предложены эти изменения и в Семейный       
кодекс, и в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в             
Российской Федерации", смысл которых сводится к следующему.                     
                                                                                
Вводится понятие "ребенок до рождения". Это внутриутробный жизнеспособный       
плод до его появления на свет. Почему внутриутробный? Потому, что понятно:      
речь идет о естественной беременности, а не о каких-либо искусственных          
экспериментах, которые не могут рассматриваться и быть предметом данного        
законодательного акта. Почему жизнеспособный? Понятие жизнеспособности на       
сегодняшний день определяется в различных странах медицинскими, так сказать,    
учреждениями, медиками по-разному. В нашей стране эта жизнеспособность          
определяется примерно с двадцати недель. То есть практически сегодня мы не      
говорим о том, чтобы каким-то образом ограничивать аборты или иным образом      
снижать, так сказать, тот двенадцатинедельный порог, в который женщина имеет    
право произвести аборт. Двадцать недель на сегодняшний день! Да, в будущем,     
может быть через много лет, когда наша наука, наша медицина, будет, так         
сказать, на другом уровне, тогда этот срок будет меньше. Но на сегодняшний      
день это так.                                                                   
                                                                                
О чем идет речь дальше? Помимо того, что мы вводим понятие ребенка до           
рождения, мы говорим, что ребенок до рождения имеет права. Какие права может    
иметь ребенок до рождения? Право на жизнь, на медицинскую помощь и на           
достойный дородовой и послеродовой уход. Вот о чем идет речь в данном           
законопроекте. К чему это сводится? Сегодня женщины, беременные женщины,        
получая медицинскую помощь по социальному страхованию, получая медицинскую      
помощь в роддоме, еще раньше - в женской консультации, очень часто нуждаются    
и в дополнительных процедурах, и в дополнительных медикаментах или витаминах,   
которые они должны принимать. Есть еще целый ряд нюансов, и за всё это          
женщина должна, увы, сегодня платить из своего кармана. И вообще, в законе      
эти вопросы не определяются и не рассматриваются. Если же мы говорим о том,     
что внутри женщины есть новая жизнь, которая нуждается в нашей поддержке,       
значит, мы должны говорить и о том, что государство, медицинские учреждения     
прежде всего, должны принять какие-то дополнительные меры, для того, чтобы      
помочь этой жизни состояться. Конечно, безусловно, если мы примем этот закон,   
то далее нам придется решать вопрос и о том, как социально и материально        
поддержать беременную женщину. Но это уже следующий этап.                       
                                                                                
Ведь многие женщины, будучи беременными, отказываются вынашивать ребенка        
именно потому, что не уверены в своем будущем, и не уверены не только в         
далеком будущем, когда ребенок родится, им становится трудно жить уже тогда,    
когда они беременны. Они не могут работать, зарабатывать деньги. Очень часто,   
уходя в декретный отпуск... Если они работают в негосударственном учреждении,   
то для них существуют определенные проблемы, связанные с тем, чтобы они         
получали достойное, так сказать, пособие, и многие другие проблемы, не говоря   
уже о том, что таким женщинам часто бывает непонятно, что с ними произойдет в   
будущем.                                                                        
                                                                                
Поэтому я прошу вас внимательно прочитать этот законопроект и, если вы не       
поняли, может быть, задать мне дополнительные вопросы. Я считаю, что это        
очень важный, серьезный законодательный акт, а главное - это юридическая        
новация. Мы здесь идем, может быть, несколько впереди целого ряда стран и       
явно вводим это понятие. Международная конвенция вводит его опосредованно,      
косвенно. Мы же говорим об этом прямо. Жизнь внутри женщины имеет               
определенное самостоятельное значение. Ребенок, даже находящийся внутри         
утробы матери, имеет определенные права, и прежде всего, конечно, право на      
жизнь.                                                                          
                                                                                
Прошу вас поддержать этот законопроект.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик от Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Валентина             
Васильевна Крутова. Пожалуйста, Валентина Васильевна.                           
                                                                                
КРУТОВА В. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Комитет по делам женщин,     
семьи и молодежи рассмотрел представленный депутатом Александром Викторовичем   
Чуевым законопроект и принял решение рекомендовать палате его отклонить по      
следующим основаниям.                                                           
                                                                                
Во-первых, концепция данного законопроекта основывается на неверном             
предположении о том, что правоспособность гражданина возникает до его           
рождения. В соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса Российской          
Федерации правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и        
прекращается смертью. Рождение, а соответственно и возникновение                
правоспособности - это прежде всего юридический факт, подлежащий регистрации    
в установленном порядке, на необходимость которой указывается в статье 7        
Конвенции ООН о правах ребенка, в законопроекте же в основе определения         
момента возникновения правоспособности, то есть способности иметь права, в      
том числе на жизнь, охрану здоровья, медицинскую помощь, - не юридический       
факт, а медицинские критерии. Тем самым становится невозможным четко            
определить, с какого периода внутриутробного развития ребенка можно считать     
правоспособным.                                                                 
                                                                                
Аргументируя необходимость изменения действующего законодательства, автор       
законопроекта ссылается на статью 1116 Гражданского кодекса Российской          
Федерации, которая закрепляет право наследования за детьми, зачатыми при        
жизни наследодателя. Между тем другим обязательным условием наследования        
является рождение их живыми после открытия наследства.                          
                                                                                
Во-вторых, предлагаемые изменения и дополнения в Семейный кодекс и в            
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской              
Федерации", устанавливающие права ребенка до его рождения, не согласуются с     
Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 17 Конституции ребенку       
только с момента рождения принадлежат и гарантируются государством права и      
свободы человека и гражданина, а именно право на жизнь (статья 20), право на    
охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41). Указанные права, включая      
надлежащие услуги по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды,        
предоставляются матери будущего ребенка.                                        
                                                                                
В-третьих, предлагаемое положение противоречит статье 36 Основ                  
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,               
устанавливающей право каждой женщины самостоятельно решать вопрос о             
материнстве.                                                                    
                                                                                
В связи с принятием законопроекта его авторам предлагается отменить             
постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 567 "Об   
утверждении перечня социальных показаний для искусственного прерывания          
беременности". Однако отмена указанного постановления может привести к росту    
криминальных абортов и материнской смертности от них. Вместе с тем комитет      
считает, что перечень социальных показаний для искусственного прерывания        
беременности нуждается в существенной корректировке в плане его сокращения.     
                                                                                
И последнее. Ссылки автора на отдельные положения Конвенции о правах ребенка,   
в частности на преамбулу, некорректны. Статья 1 указанной конвенции четко       
определяет, что ребенком признается каждое человеческое существо до             
достижения 18-летнего возраста.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, на законопроект поступило восемьдесят пять отзывов от       
органов государственной власти из шестидесяти четырех субъектов Российской      
Федерации. Мнение пяти регионов является отрицательным, трех регионов -         
положительным. Мнения пятидесяти шести регионов следует считать                 
невыраженными, поскольку мнения законодательных, представительных и высших      
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации    
разделились следующим образом: большинство отзывов - тридцать четыре -          
отрицательные.                                                                  
                                                                                
Официальный отзыв Правительства Российской Федерации отрицательный.             
                                                                                
Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи предлагает       
отклонить проект федерального закона.                                           
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Васильевна. Оставайтесь пока на        
трибуне.                                                                        
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет.                                                 
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Герасименко Николай Фёдорович и Плетнёва Тамара     
Васильевна.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Уважаемые товарищи, наш комитет тоже рассматривал данный      
законопроект. Совершенно правильно в полном объеме Валентина Васильевна         
изложила ситуацию. Данный законопроект, в общем-то, противоречит всем           
мыслимым нормам международного законодательства в области прав ребенка и        
здравоохранения, а также юридической практике. Сам по себе закон вообще         
смысла не имеет, так как нарушает принятые нормы и правила как                  
здравоохранения, так и юридической практики. Посмотрите, что там дальше:        
признавать ребенком до рождения, имеет право на медицинскую помощь... Вот и     
весь закон. Поэтому я не считаю должным его серьезно обсуждать. Принятие        
этого закона только насмешит всех журналистов, всех нормальных людей. Поэтому   
просим поддержать наше предложение и отклонить данный законопроект.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.                   
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Александр Викторович, я сразу прошу прощения, может    
быть, я буду некорректна немножко, но я слушала вас, и вроде было бы смешно,    
если бы не было так грустно. Недаром так много субъектов Федерации не           
выразили своего мнения, они просто даже не поняли, что вы хотите сказать.       
                                                                                
Может быть, вы тысячу раз правы, говоря, что право на жизнь ребенок имеет,      
еще не родившись. Но я была бы вам более благодарна, если бы вы позаботились    
о том, чтобы дети, уже родившиеся и живущие, имели право на охрану, на всякую   
охрану - и детства, и здоровья и так далее. Вы посмотрите, вы предлагаете       
принять этот закон в то время, как мы отклоняем вопросы о выплате детских       
пособий. Мы не говорим о том, что многие предприятия сегодня беременных         
женщин стараются вообще на работу не брать, и болезненных, особенно если        
часто болеют. Ко мне тоже очень много таких вопросов. Посмотрите, в каком       
плачевном состоянии находятся сегодня многие родильные дома. У нас сегодня в    
селах закрыты фельдшерско-акушерские пункты, там женщина вообще не может        
получить элементарную помощь во время беременности.                             
                                                                                
Посмотрите, что мы с вами делаем по нестраховым периодам. Мы выбросили их       
даже из стажа работы, не хотим поддержать женщину родившую, а говорим           
постоянно о том, что нам необходимо, чтобы рождалось больше детей и каждая      
семья хотела иметь и радоваться ребенку. Можно тысячу раз запрещать, и я        
всегда говорила, и еще в школе когда работала, что можно запретом что-то,       
может быть, и улучшить, например, в поведении ребят и так далее, но ничего      
кардинально одним запретом не решишь. Нужны решения проблемы комплексные,       
социальные. Нужно много выделять средств на то, чтобы люди лучше жили.          
Позаботьтесь лучше о том, чтобы папы зарабатывали в семье столько, чтобы дети   
родились и могли учиться и лечиться.                                            
                                                                                
Поэтому вы меня извините, при всем том, что я всегда защищаю детство, я за      
этот законопроект не могу, не могу голосовать.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Желающих выступить нет?                                                         
                                                                                
Чуев Александр Викторович, пожалуйста, заключительное слово.                    
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, прежде всего я хотел бы сказать сразу, что если   
говорить о пособиях, то, вы знаете, никогда в жизни не голосовал я против       
выделения пособий на детей, а голосовал всегда за. Именно поэтому я сейчас      
независимый депутат. Я не хочу это в пятый раз повторять, это всем известно.    
                                                                                
Я хочу сказать следующее. Этот закон, вообще говоря, ничего не запрещает. Мне   
удивительно вообще слушать здесь было, так сказать, заключение комитета и       
ссылки на Конституцию. Это где это в нашей Конституции написано, что у нас      
права только с момента рождения? У нас слово "только" или ограничение           
какое-либо прав в Конституции вообще не фиксируется. Там просто фиксируется     
данность, что права предоставляются человеку с момента рождения, так сказать.   
И в Гражданском кодексе фиксируется правоспособность, но нигде ограничений      
нет, а ее сроки могут изменяться. Больше того, в самом же Гражданском кодексе   
мы видим статьи, говорящие и о наследовании, - что является косвенным           
признанием правоспособности умершего человека, ибо он уже посмертно реализует   
свои права, он оставляет наследство, - и о том, что наследователи, зачатые во   
время жизни его, то есть еще не родившиеся, могут также иметь права на          
наследство. Это очень спорный, сложный юридический вопрос.                      
                                                                                
О чем здесь идет речь? Только о том, чтобы беременная женщина могла-таки        
требовать помощи медицинской, необходимой ей и ее ребенку, который является     
уже живым существом по этому закону, и где-то, например, в сельской             
местности, а если она не может быть ей предоставлена, значит, она должна по     
суду ее требовать. Сегодня она этого делать не имеет права, потому что, к       
сожалению, у нас нет закона, который каким-то образом фиксировал бы второе      
живое существо, в ней, и его какие-то, так сказать, права, которые нужно        
также защищать. У нас есть только женщина, беременная или не беременная, но     
одна женщина. Вот в чем проблема.                                               
                                                                                
Никакого ограничения абортов здесь нет. Речь идет лишь о том, чтобы четко       
понять, что есть новая жизнь, которую надо поддерживать и защищать.             
Жизнеспособность сегодня - это просто способность плода к жизни. Понятно, что   
мы не можем говорить о защите прав мертвого ребенка, ребенка, который, так      
сказать, рождается мертвым, здесь нет смысла. Поэтому именно это определяет     
закон.                                                                          
                                                                                
Я понимаю, что есть вопросы, может быть, недопонимание, я понимаю, что где-то   
такой совсем простой закон и является сложным, но уж давайте все-таки будем     
до конца здесь понимать такую ситуацию, что вообще ведь этот вопрос никогда     
не рассматривался нашим законодательством. А вопрос важный. Во многих странах   
совершенно по-другому относятся к беременной женщине. Во многих странах         
вообще не стоит вопрос о том, рассматривать или не рассматривать зародившуюся   
в ней жизнь, это изначально рассматривается.                                    
                                                                                
Поэтому я еще раз прошу вас здесь очень внимательно отнестись к этому           
законопроекту. Не в ущерб тому, чтобы поддерживать детей, не в ущерб тому,      
чтобы увеличивать пособия, само собой. Но если не родятся дети - некому будет   
платить пособия. Значит, надо, чтобы они родились, для того чтобы им пособия    
увеличить.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом    
чтении? Пожалуйста, голосуйте.                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за                3 чел.              0,7%                        
Проголосовало против            9 чел.              2,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     12 чел.                                          
Не голосовало                 438 чел.             97,3%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принят.