Заседание № 100

16.02.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 291379-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы в 2023 году).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2576 по 2713 из 5512
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и           
отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия   
отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании          
утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской           
Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной          
системы Российской Федерации в 2023 году". Докладывает Андрей Михайлович        
Макаров.                                                                        
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что этот     
законопроект устанавливает особенности исполнения бюджета на текущий год.       
Какие это особенности? Те, которые прозвучали уже при обсуждении в первом       
чтении и, как я понимаю, получили поддержку всех депутатов Государственной      
Думы, участвовавших в рассмотрении этого вопроса.                               
                                                                                
Ну, в первую очередь это снятие ограничений на возможность использования        
средств Фонда национального благосостояния, для того чтобы 1,7 триллиона на     
самоокупаемые инфраструктурные проекты и полтриллиона на антикризисные          
инвестиции могло быть направлено. То есть это необходимые изменения для         
обеспечения возможности использования этих средств.                             
                                                                                
Второе - это перечисление остатков средств на банковских счетах, тех средств,   
государственных средств, которые, по существу, лежат на счетах в банках и не    
работают на бюджет, не используются в течение года. Мы перебрасываем эти        
средства, переводим непосредственно в бюджет, с тем чтобы в течение года они    
могли быть использованы в целях государства.                                    
                                                                                
Третье, важнейший вопрос, - это, безусловно, возможность получения бюджетами    
регионов специальных... для этого мы создаём специальный вид казначейского      
кредита. Это кредиты, которые позволят направить вот то, что нашли на           
сегодняшний день, резервы, 250 миллиардов рублей, на инфраструктурные проекты   
в регионах. Не введя этот вид кредита, мы не сможем направить эти 250           
миллиардов в регионы.                                                           
                                                                                
Наконец, следующий вопрос, о котором хотелось бы сейчас сказать, - это вопрос   
о том, чтобы дать возможность всем регионам, и мы об этом говорили, получить    
эти кредиты. Исходя из обсуждения, которое было в первом чтении, хотел бы       
обратить внимание, что во втором чтении нашло своё отражение снятие             
ограничений на получение регионами бюджетных кредитов. Вы помните, что          
ограничение было такое: если у региона есть остатки и они размещаются на        
счетах, - а понятно, что если у регионов появляются какие-то средства, то они   
их размещают, чтобы получить дополнительные доходы.                             
                                                                                
Очень важная норма - это обеспечение списания задолженностей регионов, потому   
что она увеличивает возможности списания средств, тех бюджетных кредитов,       
которые получили регионы, более чем в 2 раза. Сегодня, я напомню, более 800     
миллиардов под возможность списания попадает у нас, в случае принятия этого     
закона - более 1 триллиона 600 миллиардов рублей. Напомню, что, поскольку уже   
одобрен проект, уже идут проекты на сумму 4 триллиона, это, по существу,        
возможность списания регионами бюджетных кредитов, задолженностей по этим       
кредитам за счёт того, что строятся соответствующие объекты.                    
                                                                                
Ну, все вопросы, которые мы намечали в первом чтении, я сейчас не буду          
перечислять, все они нашли своё отражение в поправках, которые и предлагается   
поддержать Государственной Думе. Единственно, хочу сказать про два важных       
вопроса, которые здесь звучали. Мы предлагаем во втором чтении принять          
механизм, позволяющий снять те эффекты, которые возникают в связи с переходом   
на единый налоговый счёт, об этом очень много говорилось в этом зале. Все эти   
механизмы здесь предусмотрены и позволяют решать проблемы в том числе по        
данному вопросу.                                                                
                                                                                
И наконец, выведение, исключение средств гособоронзаказа относительно           
требования о переходе на казначейское исполнение по остаткам. Этот вопрос       
поднимал Валерий Карлович Гартунг, он внёс свою поправку, но потом              
присоединился к поправке, которая была подготовлена в комитете, потому что мы   
расширили его поправку: это не только оборонзаказ, но и, если нужно и если      
будет признано целесообразным, по решению правительства другие виды могут       
выводиться из-под казначейского сопровождения в соответствии с решением         
правительства.                                                                  
                                                                                
Соответственно, все эти вопросы нашли своё отражение в таблице поправок. У      
нас только таблица поправок к принятию, таблицы поправок к отклонению,          
которую я мог бы предложить поддержать, нет.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, переходим к рассмотрению таблицы поправок № 1.   
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              378 чел.84,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Таблица поправок № 2 отсутствует.                                               
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              381 чел.84,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    381 чел.                                          
Не голосовало                  69 чел.15,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович.                                                  
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения.        
Комитет предлагает рассмотреть его сегодня и поддержать в третьем чтении.       
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет.                             
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              379 чел.84,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.                                              

Заседание № 98

14.02.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 291379-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы в 2023 году).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4922 по 5320 из 6831
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и           
отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия   
отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании          
утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской           
Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной          
системы Российской Федерации в 2023 году". Доклад Андрея Михайловича            
Макарова.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В пятом часу, когда всем     
хочется есть и домой, можно было бы ограничиться одним словом, точнее, двумя:   
закон хороший. (Аплодисменты.)                                                  
                                                                                
К сожалению, я лишён этой возможности, поскольку на самом деле очень важно,     
чтобы депутаты знали, что предлагается сегодня изменить в Бюджетном кодексе,    
точнее, не в Бюджетном кодексе, а в особенностях исполнения бюджета в текущем   
году.                                                                           
                                                                                
Итак, первое. Мы с вами видим экономическую ситуацию, но у нас существует       
ограничитель возможности использования Фонда национального благосостояния. Я    
напомню, что мы не можем расходовать ФНБ, если он не достигает 7 процентов,     
есть ещё норма - 10 процентов. Ну, я сейчас говорю даже о нижней планке. Так    
вот, для того чтобы можно было в случае необходимости использовать ФНБ... А я   
напомню, что даже по тому, что у нас сейчас идёт, предполагается расходование   
2,2 триллиона рублей, из них 1,7 триллиона - это самоокупаемые проекты, а       
полтриллиона - это антикризисные инвестиции. Для того чтобы их можно было       
спокойно использовать, необходимо снять ограничение возможности использования   
средств ФНБ. Это первая поправка в этом законе. Мы снимаем эти ограничения на   
2023 год.                                                                       
                                                                                
Вторая. Как вы знаете, мы даём очень много субсидий банкам, чтобы поддержать    
целый ряд серьёзных возможностей, которые предоставляются бизнесу. Например,    
когда мы предоставляем банкам возможность снизить ставки, компенсируя ставку    
из федерального бюджета, банку мы переводим деньги в начале года, а в           
результате оплата-то идёт в конце года. Я только один из примеров привёл. Вот   
предлагается сейчас те средства, которые у нас сегодня находятся... субсидии    
банка, которые даются, и остатки бюджетных инвестиций перевести на              
казначейские счета, чтобы они могли использоваться, чтобы не было никаких       
ограничений по их использованию, но в то же время чтобы эти деньги работали     
на бюджет в течение всего периода. Хочу сразу сказать, что здесь речь идёт о    
235 миллиардах рублей субсидий и примерно о 18 миллиардах рублей остатков на    
счетах в банках.                                                                
                                                                                
Следующий вопрос. Президент дал прямое поручение, как вы помните, это           
декабрьское поручение, дать 250 миллиардов рублей дополнительно к               
инфраструктурным бюджетным кредитам в первую очередь на инфраструктурные        
проекты с высокой социально-экономической эффективностью, дать эти деньги       
регионам дополнительно. У нас не будет этой возможности, если мы сейчас не      
примем изменения в Бюджетный кодекс и не предусмотрим эти кредиты как           
казначейские кредиты, по существу, то есть особый вид кредитов. Задача          
состоит в том, чтобы дать регионам дополнительно на инфраструктурные проекты    
ещё 250 миллиардов рублей. Я не уверен, что это конечная сумма, я думаю, что    
могут быть варианты, может быть другая сумма какая-то, она может                
увеличиваться, мы будем, естественно, в течение года смотреть на эти проекты,   
но 250 миллиардов с процентом (3 процента годовых) на 15 лет - это огромное     
подспорье регионам. Для того чтобы это сделать, требуется внести поправку в     
Бюджетный кодекс.                                                               
                                                                                
Наконец, чтобы обеспечить возможность списания задолженности по тем бюджетным   
кредитам, которые предоставлялись в 2021, в 2022 годах на замещение рыночных    
заимствований, а это, я напомню, 721 миллиард за счёт дополнительных            
налоговых доходов, также необходимо внести поправки. Хотел бы сразу сказать,    
что согласно действующему законодательству у нас с вами на сегодняшний день     
такая возможность существует для 893 миллиардов рублей. Это бюджетные           
кредиты, которые висят на регионах. Безусловно, это всего 0,1 процента, но      
они есть. Между тем с учётом законопроекта объём долга, который может стать     
потенциалом для списания (а проекты идут и, следовательно, эти суммы            
увеличиваются), вот эта сумма увеличивается почти вдвое: возможность списания   
будет касаться 1 триллиона 614 миллиардов. Кстати, чтобы было понятно, уже      
сейчас одобрены заявки 69 регионов по 595 проектам на общую сумму 4 триллиона   
рублей. Это то, что сегодня абсолютно необходимо регионам.                      
                                                                                
Вот это содержание данного законопроекта.                                       
                                                                                
Работа над законопроектом продолжалась постоянно, и сразу сейчас, чтобы         
потом, наверное, не было многих вопросов, позволю себе снять какие-то из них.   
Поскольку многие посмотрели законопроект и задают вопросы по нему, я сразу      
хочу сказать, что целесообразно сделать в рамках второго чтения.                
                                                                                
В первую очередь мы хотим обеспечить возможность получения вот этих             
бюджетных, точнее, казначейских кредитов всем регионам, у которых средства      
размещены на депозитных счетах или есть остатки сегодня. У них этой             
возможности нет, а это очень важно, в том числе с учётом налаживания            
механизма единого налогового счёта. Вы знаете, что многие регионы говорят об    
этом, - и мы гарантировали, что все регионы смогут получить эти казначейские    
кредиты. Для того чтобы они могли их получить, это ограничение на 2023 год      
тоже необходимо снять. Это предлагается сделать в рамках второго чтения.        
                                                                                
Следующее, предлагается снять ограничения, как я уже сказал, по размещениям     
на депозитах на срок свыше одного месяца. Очень важный момент, поскольку речь   
идёт о казначейских кредитах и источниках, откуда идут эти средства. В первом   
чтении мы вводили норму, которая находится в рамках общего правила: они могут   
быть с возможностью досрочного отзыва. Нам удалось проработать этот вопрос      
сейчас, и правительство согласилось с нами: мы убираем возможность вот этого    
условия о досрочном отзыве у регионов, то есть после внесения поправки во       
втором чтении у регионов эти средства уже не смогут быть отозваны досрочно.     
                                                                                
Естественно, во втором чтении нам предстоит ввести механизм парламентского      
контроля, чтобы распределение вот этих 250 миллиардов рублей тоже проходило     
под парламентским контролем, чтобы оно было прозрачно для нас.                  
                                                                                
Ну и должен сразу сказать, что есть техническая ошибка во внесённом             
законопроекте: первоначально он планировался по основному тексту Бюджетного     
кодекса и только потом мы перенесли это в закон об исполнении. Эту              
техническую ошибку тоже предстоит исправить в рамках второго чтения.            
                                                                                
Закон очень важный для регионов, причём закон срочный: его надо принимать       
буквально в течение недели-двух, то есть он должен до 1 марта вступить в        
силу.                                                                           
                                                                                
Комитет предлагает поддержать его в первом чтении.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Михайлович, когда мы вносим поправки при        
обсуждении проекта закона о бюджете, как правило, комитет требует в             
соответствии с нашим законодательством, чтобы мы указывали источник             
финансирования. Когда речь идёт об определённых социальных гарантиях детям,     
понятно, указываем в качестве источника финансирования Фонд национального       
благосостояния. Ну, не надо напоминать здесь, в этом зале, никому о том, что    
поправки эти, как правило, отклоняются.                                         
                                                                                
Скажите, пожалуйста, чем поддержка экономики, которая сможет косвенно           
улучшить жизнь людей завтра или в неопределённом будущем, отличается в          
принципиальном плане от прямой поддержки людей, которые нуждаются в помощи      
государства уже сейчас?                                                         
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное, Нина Александровна, за вопрос. Я попробую       
ответить на тот вопрос, который имеет отношение к этому закону, а не к          
обсуждению на митинге, что важнее - поддержка экономики или поддержка людей.    
Потому что я глубоко убеждён, что и то и другое одинаково важно: без            
поддержки экономики мы не сможем поддерживать людей, а целью развития           
экономики является опять же поддержка людей, поэтому я не вижу здесь            
противоречий.                                                                   
                                                                                
Но я хотел бы обратить внимание, что мы с вами принимали решение... Я не        
случайно назвал сумму, которая выделена у нас в законе о бюджете: эта сумма     
есть на сегодняшний день, она выделена на инфраструктурные проекты, на          
антикризисные инвестиции, эта сумма определена в бюджете. Я напомню, что        
бюджет рассчитывался из 70 долларов за баррель, сегодня мы имеем колебания в    
пределах 35-40. Я не уверен, что сегодня вообще может стоять вопрос... Это      
законопроект о том, что при любой цене на нефть мы должны иметь возможность     
профинансировать то, что мы с вами приняли в законе о бюджете. Никакого         
противопоставления людей и экономики, я думаю, в этом законопроекте точно       
нет.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос и к Андрею Михайловичу, и, наверное, к Ирине        
Андреевне Окладниковой - может, вы оба мне ответите.                            
                                                                                
Подпунктом "в" пункта 2 этого законопроекта предлагается внести изменения в     
часть 32 закона № 448-ФЗ от 21 ноября 2022 года, и в этой части сказано,        
какие средства подлежат перечислению на лицевые счета в Казначейство. Здесь,    
в этой поправке, в этой статье законопроекта, сказано: "остатки бюджетных       
инвестиций, предоставленных юридическим лицам из федерального бюджета в         
соответствии со статьёй 80 Бюджетного кодекса...". То есть речь идёт обо всех   
юридических лицах, обо всех деньгах, а не только о тех, которые подлежат        
казначейскому сопровождению, - так ли это?                                      
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Я не знаю, наверное, моего слова будет недостаточно, хотя я       
могу сразу сказать, что здесь опасения совершенно напрасны, потому что просто   
это вопрос определения, что такое бюджетные инвестиции. Но, я так понимаю,      
здесь требуются не мои слова, а слова заместителя министра финансов, - может    
быть, сейчас она либо подтвердит то, что я сказал, либо опровергнет.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Андреевна Окладникова, пожалуйста.                  
                                                                                
ОКЛАДНИКОВА И. А., заместитель министра финансов Российской Федерации.          
                                                                                
Уважаемый Валерий Карлович, ну, эта норма вводилась на самом деле по итогам     
обсуждения здесь, в Государственной Думе. Нам была поставлена задача все        
ранее предоставленные инвестиции, по которым не завершены ещё работы и          
которые остались как остатки на счетах в наших государственных корпорациях и    
акционерных обществах, либо изъять в связи с отсутствием востребованности,      
либо начать ими управлять и, собственно, достичь результатов. Мы эту работу     
планомерно ведём, и именно в отношении этих средств эта поправка будет          
действовать. То есть мы, как регулятор, будем всегда трактовать... При          
необходимости все организации или контролирующие органы к нам обращаются,       
могут обратиться, и мы это трактуем как перечисление на счета в Казначейство    
только тех остатков, которые ранее были перечислены на счета в кредитные        
организации, когда у нас ещё не было прямого разделения на казначейское         
сопровождение или отсутствие казначейского сопровождения. На новые субсидии     
это распространяться не будет, это регулирует другая статья Бюджетного          
кодекса, которая чётко разделяет, что подлежит размещению на счетах в           
Казначействе, а что нет. Это касается только ранее предоставленных              
инвестиций, их не такой большой объём, это порядка 20 миллиардов рублей.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Щапов Михаил Викторович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция выступает за    
любые меры, направленные на облегчение финансового положения регионов,          
поэтому мы поддержим предложенный законопроект.                                 
                                                                                
Вместе с тем мы в целом считаем тупиковой политику, когда доходы регионов       
системно изымаются, объёмы их полномочий и расходных обязательств постоянно     
растут, а все проекты развития субъектам Федерации предлагается запускать за    
счёт кредитов - неважно, бюджетных, инфраструктурных или казначейских. Но       
если раньше эта политика постепенно загоняла регионы в долги, то в этом году    
мы видим риски серьёзного обвала доходной части региональных бюджетов, об       
этом говорят в том числе и первые результаты исполнения федерального бюджета    
в январе этого года. Мы уже видим сильное падение доходов федерального          
бюджета по сравнению с январём 2022 года - на 35 процентов, нефтегазовые        
доходы упали на 46 процентов, ненефтегазовые - на 28, в том числе и за счёт     
внутреннего НДС и налога на прибыль, при этом существенно выросли расходы,      
дефицит достиг почти 1,8 триллиона рублей.                                      
                                                                                
Мы прекрасно понимаем, что по одному месяцу нельзя судить о динамике всего      
года, но вместе с тем мы все прекрасно помним обсуждение бюджета на 2023 год.   
Уже тогда была масса вопросов к параметрам прогноза социально-экономического    
развития, которые легли в основу бюджета. Уже тогда мы предупреждали, что       
многие позиции в прогнозе выглядят нереалистичными. Мы указывали, что ставка    
на рост внутреннего НДС выглядит необоснованной, как и прогноз роста            
прибыльности прибыльных предприятий, на основе которого был свёрстан план       
поступления налога на прибыль. Также мы говорили об угрозе падения              
нефтегазовых доходов.                                                           
                                                                                
Множество замечаний к бюджету было и у Счётной палаты, но правительство их      
все проигнорировало, и мы получили чрезмерно оптимистичный бюджет, который      
уже разваливается. Проблема излишнего оптимизма при вёрстке бюджета             
заключается в том, что это позволяет расслабиться, а мы должны, наоборот,       
сейчас мобилизоваться и приложить все возможные усилия для решения бюджетных    
проблем, потому что если федеральный бюджет в этом году ещё может покрыть       
дефицит за счёт заимствований из средств Фонда национального благосостояния,    
то региональные бюджеты могут не спасти ни бюджетные, ни казначейские, ни       
коммерческие, ни другие кредиты.                                                
                                                                                
Мы предлагаем срочно пересмотреть основы налоговой и бюджетной политики. Наши   
предложения общеизвестны и, что называется, выложены на стол: это и введение    
дополнительного налогообложения на сверхбогатых граждан, на экспортёров         
ресурсов, это и прогрессивная ставка НДФЛ, и отмена бюджетного правила в том    
виде, в котором оно сейчас, и многие другие меры, которые нужно срочно          
обсуждать и принимать.                                                          
                                                                                
Представленный законопроект вместе с тем мы поддержим.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Буду краток:   
наша фракция поддерживает этот законопроект в первом чтении. Практически под    
каждым словом, которое тут сказал Андрей Михайлович, можно подписаться, мы со   
всем этим согласны. Действительно, нам нужно это делать.                        
                                                                                
Но у нас есть одно опасение, о котором я уже сказал. Я задавал вопрос, я        
сейчас попытаюсь объяснить с трибуны, к чему это может привести, ну, если мы    
так оставим. В двух словах. Вот этот законопроект, который сейчас мы            
рассматриваем, вносит поправки в закон от 21 ноября 2022 года № 448-ФЗ. Там,    
в том законе, в части 29 были внесены изменения в Бюджетный кодекс, в статью    
24227 Бюджетного кодекса, где перечисляются средства, которые не подлежат       
казначейскому сопровождению. И из этого длинного списка убрали четыре пункта    
- не ставим это под сомнение, это действительно правильно, - убрали из этого    
списка средства банков и государственной корпорации "ВЭБ.РФ". Если об этом      
идёт речь, то вы правильно всё сделали, и эти средства... С тем, о чём вы       
сейчас говорили, отвечая на мой вопрос, мы согласны: действительно, средства    
банков и корпорации "ВЭБ.РФ" должны возвращаться на счета Казначейства, если    
они не были израсходованы.                                                      
                                                                                
Но как вы это делаете? Вы пытаетесь сейчас поправкой как бы это                 
отрегулировать, но вы же здесь пишете в пункте "в" статьи 1, внося... Вы        
вносите поправку в часть 32 этой же статьи закона № 448-ФЗ, где предлагаете,    
где пишете: "Остатки субсидий..." Я сейчас зачитаю, как эта норма будет         
звучать после изменения: "Остатки субсидий, предоставленных юридическим         
лицам, указанные в части 29 настоящей статьи..." - и так далее по тексту -      
"...находящиеся по состоянию на 1 января 2023 года..." - не на какое-то там     
18-е, а именно на 1 января 2023 года! - "...в Центральном банке, в кредитных    
организациях..." (через запятую), ну, вы тут ещё дату меняете с "до 1           
февраля" на "до 1 марта" - мы с этим согласны. Но дальше вы вставляете фразу:   
"Остатки бюджетных инвестиций, предоставленных юридическим лицам из             
федерального бюджета в соответствии со статьёй 80 Бюджетного кодекса            
Российской Федерации". Получается, речь идёт обо всех юридических лицах, не     
только о тех, средства которых подлежат казначейскому сопровождению, которые    
перечислены в статье 242-25 Бюджетного кодекса, но и, если буквально читать,    
о тех, средства которых не подлежат казначейскому сопровождению, понимаете?     
Вот это меня смущает.                                                           
                                                                                
У меня предложение. Для того чтобы этого двоякого толкования не было, я         
подготовил такую поправку... (Микрофон отключён.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время - от фракции.                              
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Добавьте, я от фракции выступаю.                                  
                                                                                
Я подготовил поправку, сейчас я её зачитаю. Чтобы снять вопросы, которые        
могут возникнуть, мы предлагаем, наша фракция, одну фразу - поправка у меня     
готова - в этот текст вставить. Как это будет звучать? Сейчас это звучит так:   
"Остатки бюджетных инвестиций, предоставленных юридическим лицам из             
федерального бюджета в соответствии со статьёй 80 Бюджетного кодекса            
Российской Федерации". А мы предлагаем сюда через запятую добавить:             
"подлежащих казначейскому сопровождению", точка, всё. Если мы вот это           
добавим, никакого другого трактования этой нормы не будет, его не будет. Всё    
то, что подлежит казначейскому сопровождению, - пожалуйста. Кстати, банки и     
"ВЭБ.РФ" вы уже включили, указали, что это подлежит казначейскому               
сопровождению, они все туда подпадают. Зато этими тремя словами мы снимаем      
опасения в том, что только те сейчас... А ведь список компаний, счета которых   
не подлежат казначейскому сопровождению, длинный, и я только два пункта из      
него перечислю: это гособоронзаказ и это субсидии, предоставленные по           
решениям Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Понимаете?   
                                                                                
О чём сейчас идёт речь? Вы знаете, огромные средства выделены на модернизацию   
производств, чтобы расширить мощности по исполнению гособоронзаказа, они        
сейчас, до принятия этой поправки, не подлежат казначейскому сопровождению в    
силу закона, в силу Бюджетного кодекса. По этой поправке, ну, как бы            
проверяющие органы, прокурор придёт (прокуратура будет проверять) и может       
сказать: "Подождите, вот сейчас поправку мы приняли, и все счета..." - там не   
сказано, подлежащие или не подлежащие казначейскому сопровождению, просто       
"все счета", - "...все деньги должны перечисляться на казначейский счёт". Вот   
я об этом сейчас говорю.                                                        
                                                                                
Если мы это опасение снимем, то у нас других возражений нет, мы готовы и во     
втором, и в третьем чтениях поддержать.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Докладчик?                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, я думаю, что мы не будем обсуждать все идеи, которые у   
нас есть, как бы нам изменить налоговую систему, желательно и бюджетную         
систему страны, в рамках этого законопроекта. В нём поставлены конкретные       
вопросы, и, я так понимаю, против того, что изложено в законопроекте, ни у      
кого возражений нет.                                                            
                                                                                
Что касается новой практики обсуждения предполагаемых поправок ко второму       
чтению с трибуны Государственной Думы при рассмотрении в первом чтении, я       
всё-таки предлагаю вернуться к нормам Регламента и рассмотреть любые поправки   
в рамках второго чтения на заседании комитета по бюджету, которое состоится     
сразу после этого пленарного заседания. Естественно, все идеи мы рассмотрим.    
                                                                                
Также я просто сразу хотел бы сказать, что мы говорили с Валерием Карловичем    
до заседания, он говорил о том, что его волнует, - что придёт прокуратура. И    
я просто боюсь, что, если все нормы, по которым к нам на предприятие может      
прийти прокуратура, прописать в одном законе... Нет, мы не сможем это           
сделать, потому что тогда найдут другой повод, по которому придут.              
                                                                                
В данном случае, ещё раз говорю, все поправки предлагаем рассмотреть в рамках   
второго чтения. Поскольку закон ждут, я сразу просил бы членов комитета по      
бюджету и тех, у кого есть поправки к данному законопроекту, после пленарного   
заседания подойти на заседание комитета, и мы на нём эти поправки рассмотрим.   
Одновременно я просил бы поддержать законопроект в первом чтении и в случае     
поддержки вынести его на рассмотрение во втором чтении в четверг. Да, и то, с   
чего я начал: законопроект хороший.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс          
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации,     
приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской      
Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных       
актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов   
бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году", пункт 17.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              392 чел.87,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.