Заседание № 154

14.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 291005-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 5.35 и 5.36 кодекса).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4478 по 4656 из 6480
Пункт 13 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений    
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад      
представителя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан      
депутата Государственной Думы Рамиля Кабировича Искужина.                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИСКУЖИН Р. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается   
проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской            
Федерации об административных правонарушениях", внесённый Государственным       
Собранием - Курултаем Республики Башкортостан.                                  
                                                                                
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 5.35 Кодекса Российской   
Федерации об административных правонарушениях, предусматривающее установление   
административного штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение            
родителями или иными законными представителями несовершеннолетних               
обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов       
несовершеннолетних в пределах от 1000 до 1500 рублей. В настоящее время         
данная санкция предусматривает штраф от 100 до 500 рублей. При этом из          
указанной санкции предлагается исключить административное наказание в виде      
предупреждения.                                                                 
                                                                                
Также данным законопроектом предлагается внести изменение в статью 5.36         
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,               
предусматривающее установление размера административного штрафа за нарушение    
руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения    
родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта         
Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков      
предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на         
воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство)     
или в приёмную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей,          
оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо             
недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем в пределах от 3 тысяч до 5    
тысяч рублей. В настоящее время данная санкция составляет от 1 тысячи до 1500   
рублей. За совершение вышеуказанными субъектами действий, направленных на       
укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление   
(удочерение), под опеку (попечительство) или в приёмную семью) либо в           
учреждение государственное, установить штраф в пределах от 10 тысяч до 15       
тысяч рублей.                                                                   
                                                                                
По мнению субъекта законодательной инициативы, Государственного Собрания -      
Курултая Республики Башкортостан, действующие санкции, предусмотренные          
статьями 5.35 и 5.36 кодекса, не соответствуют общественной опасности           
совершённых деяний, и по этой причине применение административного наказания    
не отвечает поставленным целям защиты детей от недобросовестных родителей,      
педагогов и должностных лиц.                                                    
                                                                                
Для полноты рассмотрения вопроса необходимо здесь сказать, что кроме            
административных санкций за ненадлежащее исполнение или недобросовестное        
исполнение родительских обязанностей, кроме административного регулирования     
этих отношений законодательством предусмотрены и другие формы, такие как        
регулирование Семейным кодексом, а также уголовная ответственность в крайних    
случаях.                                                                        
                                                                                
Между тем вопрос изменения санкций по данным административным правонарушениям   
требует всестороннего, тщательного обсуждения и проверки на соответствие        
нынешним реалиям. При этом должны быть учтены такие обстоятельства, как         
состояние преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, санкции и     
меры превентивного воздействия. Наряду с этим должны быть учтены вопросы        
дальнейшего совершенствования мер предупредительно-воспитательного характера.   
                                                                                
В связи с изложенным субъект законодательной инициативы, Государственное        
Собрание - Курултай Республики Башкортостан, предлагает данный законопроект     
принять в первом чтении.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рамиль Кабирович. Присаживайтесь, пожалуйста.    
                                                                                
С содокладом выступает первый заместитель председателя Комитета по              
конституционному законодательству и государственному строительству Александр    
Петрович Москалец.                                                              
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Рассматривая   
законопроект об увеличении административного штрафа в случае неисполнения       
обязанностей по содержанию и воспитанию детей, а также в случае нарушения       
порядка предоставления сведений о несовершеннолетних, мы сразу отметили         
значительную его субъективность и, я бы сказал так, зауженный подход как к      
анализу и оценке действующего законодательства, так и к предлагаемым            
нововведениям. При этом нововведение заключается только в одном - в несколько   
раз увеличить размер штрафа при абсолютном сохранении действующей диспозиции    
указанных норм. Найти же что-либо в представленных материалах в плане           
обоснования позиции авторов не представляется возможным, так как никакого       
анализа ситуации, никаких фактов, никакого обобщения административной,          
судебной или иной практики они не содержат. При этом серьёзные сомнения         
вызывает тезис о том, что не может якобы служить основанием для изменения       
таких санкций тот факт, что большинство лиц, привлекаемых к ответственности,    
не имеют места работы и источника дохода.                                       
                                                                                
Я, конечно, сейчас довольно грустно пошучу, но если исходить из такой           
позиции, то лучше всего будет оказывать воздействие в этих ситуациях смертная   
казнь. Но это же, уважаемые коллеги, невозможно. Полагаю, мы все убеждены,      
что механическое увеличение наказания - это не всегда панацея от всех бед.      
Да, например, в области безопасности дорожного движения в силу особой           
подготовки водительского состава такое увеличение часто сразу приводит к        
положительному эффекту, но в сфере воспитания и содержания несовершеннолетних   
такой подход является весьма и весьма, если не сказать исключительно,           
спорным, так же как и не является однозначным понятие надлежащего исполнения    
родителями своих обязанностей, так как один родитель может обеспечить своим     
детям дорогую одежду, аппаратуру, питание, театры, поездки на море и так        
далее, а у другого, как мы знаем, и на велосипед не хватит.                     
                                                                                
И ещё следует отметить, что авторы остановились на возможностях только          
административного воздействия. В принципе тут правильно докладчик отметил,      
что при этом почему-то, так сказать, не очень активно обратили внимание на      
возможности Уголовного кодекса, Гражданского кодекса, Семейного кодекса, а      
они ведь тоже содержат правовые институты, которые решают именно эти вопросы.   
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует Государственной Думе                 
рассматриваемый законопроект отклонить.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли вопросы по данному законопроекту?                  
                                                                                
Так, пожалуйста, Апарина Алевтина Викторовна, ваш вопрос.                       
                                                                                
АПАРИНА А. В. Александр Петрович, спасибо за выступление. У меня такой вопрос   
к вам, как опытному юристу, законодателю. В связи с предлагаемыми поправками    
скажите, пожалуйста, как мы законодательно должны откликнуться и какое ваше     
мнение по поводу того, что многие избиратели в связи с этой проблемой - отцы    
и дети, взаимоотношение поколений - вносят предложение принять отдельный        
закон, скажем, о взаимной ответственности родителей и детей? Ваше мнение -      
нужен этот закон? Вы извините, это не совсем по теме, вернее, тема та, но не    
по этому закону. Будьте добры, выскажите на этот счёт своё мнение. Спасибо      
заранее.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алевтина Викторовна.                             
                                                                                
Пожалуйста, Александр Петрович.                                                 
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Алевтина Викторовна, вообще-то, в качестве такого      
отдельного закона может вполне рассматриваться Семейный кодекс. В нём всё       
расписано: как действовать одной стороне и другой стороне, как осуществляются   
родительские права, я к примеру говорю, и как осуществляется лишение            
родительских прав, и как ограничиваются родительские права, и каковы            
обязанности детей по содержанию родителей, то есть там есть буквально всё. И    
если принять какой-то закон, наступит конкуренция норм.                         
                                                                                
Другое дело, что можно с Семейным кодексом как-то работать, я готов с этим      
согласиться, но не в режиме этого законопроекта, в котором почему-то за         
основу взяли не Семейный кодекс, а административный. Почему-то                  
административное воздействие считается нормой, хотя, если сегодня учитель       
возьмёт линейку и щёлкнет по лбу ученика, мы сразу говорим: учитель, ты не      
прав, ты нарушаешь права человека. Правильно мы говорим, не так надо            
действовать. А здесь почему-то мы считаем нормальным сформировать такую         
дубинку, которую только осталось подвести к гильотине, и всё нормально тогда    
у нас будет. Я считаю, что такие подходы всё-таки неуместны. Я ещё раз          
говорю, что драконовские меры можно принимать для безопасности на транспорте,   
общественной безопасности, но в режиме воспитания и в режиме родственных        
отношений это невозможно.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович, присаживайтесь,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет    
желающих. Полномочные представители президента, правительства? Также не         
желают. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении          
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".   
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 32 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за               60 чел.13,3%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     61 чел.                                          
Не голосовало                 389 чел.86,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.