Заседание № 81
24.11.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 290942-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2782 по 3693 из 6041
21-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Игорь Николаевич Зубов. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представляемый на ваше рассмотрение проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации" разработан в связи с подписанием данного соглашения в ходе государственного визита Президента Республики Узбекистан в Российскую Федерацию 5 апреля текущего года и является очередным шагом целенаправленной работы по модернизации миграционного законодательства. Напомню, что только в этом году вами, уважаемые депутаты, было принято шесть законодательных актов этой направленности, на рассмотрении в Государственной Думе находится ещё четыре законопроекта. До конца года правительство планирует внести ещё один законопроект, и эту работу мы будем продолжать в дальнейшем. Соглашением впервые в практике Российской Федерации на примере взаимодействия с компетентными органами Республики Узбекистан апробируется механизм организованного привлечения иностранной рабочей силы путём предварительного отбора, проверки и подготовки трудовых мигрантов к осуществлению трудовой деятельности в России на территории страны их исхода и создания строго соответствующих требованиям закона условий для приёма мигрантов на территории Российской Федерации. Республика Узбекистан имеет опыт подписания подобных соглашений с Южной Кореей и Польшей. Для Российской Федерации было важно, что на граждан Узбекистана приходится примерно 10 процентов общего числа мигрантов всех категорий, находящихся на территории нашей страны, и эта цифра устойчиво составляет порядка 1 миллиона человек, подавляющее большинство которых прибывает к нам с целью занятия легальной трудовой деятельностью. Достаточно сказать, что в текущем году на граждан Узбекистана была оформлена примерно половина всех патентов - а это 765 815 патентов, - дающих право на занятие трудовой деятельностью на территории Российской Федерации. Ратификация соглашения позволит упорядочить эти процессы и направить их в отрасли экономики России, нуждающиеся в иностранной рабочей силе. Соглашение подлежит ратификации на основании требований подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года "О международных договорах Российской Федерации", поскольку предметом его регулирования являются в том числе основные права и свободы граждан Узбекистана, осуществляющих временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации. В частности, в статье 7 соглашения закреплено право граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность в Российской Федерации, на отдых в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями трудового договора. Кроме того, по договорённости с работодателем они могут освобождаться от трудовой деятельности в дни официальных праздников Республики Узбекистан. Статьёй 10 соглашения работникам из Узбекистана предоставляется право на социальное страхование (кроме обязательного медицинского) и на пенсионное обеспечение. Их трудоустройство будет осуществляться на основании трудового договора, заключённого в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом обязательным условием для подписания такого договора станет наличие у потенциального мигранта полиса добровольного медицинского страхования, что снимет все вопросы с предоставлением медицинского обслуживания. Соглашением детально регламентируются компетенция и порядок взаимодействия уполномоченных органов Российской Федерации и Республики Узбекистан по осуществлению организованного набора и привлечению граждан Республики Узбекистан для ведения временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Так, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации будет обеспечивать размещение в информационно-аналитической системе информации о российских работодателях, испытывающих потребность в иностранных работниках, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, о характере и условиях работы. На Министерство образования и науки возлагается обязанность предоставлять уполномоченным органам Узбекистана информацию относительно российских организаций, проводящих комплексный экзамен для иностранных граждан, планирующих осуществлять временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Министерство внутренних дел Российской Федерации будет организовывать через свои территориальные органы оформление и выдачу разрешений в соответствии с нашим законодательством и осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в этой сфере. Узбекские компетентные органы в свою очередь взяли на себя следующие обязательства: обеспечение комплексной подготовки своих граждан для осуществления ими временной трудовой деятельности на территории нашей страны; их информирование о возможном трудоустройстве в России в порядке организованного набора; подбор для трудоустройства кандидатов, имеющих требуемую квалификацию и опыт работы, а при необходимости и организацию их обучения; их проверку на предмет нахождения в международном или межгосударственном розыске, наличия непогашенной или неснятой судимости, медицинское освидетельствование кандидатов; согласование с российскими работодателями кандидатур для трудоустройства и текстов проектов трудовых договоров, а также ведение реестров таких договоров; организацию проезда кандидатов на трудоустройство до места осуществления ими временной трудовой деятельности на территории России и их возвращение на родину, что очень важно в случаях непрохождения повторного медицинского освидетельствования, которое будет осуществляться в России, истечения срока временного пребывания на территории Российской Федерации, а также нарушения законодательства Российской Федерации. Вводятся обязательные условия и правила для участия российских работодателей в организованном наборе и привлечении трудящихся-мигрантов, в частности, это касается предоставления иностранным работникам мест проживания, обеспечения безопасных условий труда и охраны труда, гарантированной оплаты труда не ниже минимального уровня, установленного российским законодательством, и другие условия и правила. Российский работодатель будет обязан информировать компетентные органы Узбекистана о прекращении или расторжении (в том числе досрочном) трудового договора с трудящимся-мигрантом, а также о несоответствии трудящегося-мигранта заявленным требованиям к образованию, профессиональным знаниям, навыкам, опыту работы и так далее в случае выявления такового. Работодатель для привлечения к работе на своём предприятии граждан Республики Узбекистан в порядке организованного набора будет обязан заключить соответствующий договор с отправляющей организацией. В случае отказа работодателя от приёма иностранного гражданина на работу либо нарушения условий договора об организованном наборе и о привлечении иностранной рабочей силы отправление трудящегося-мигранта в Республику Узбекистан будет осуществляться за счёт работодателя с выплатой соответствующей компенсации. В случае смерти или повреждения... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ЗУБОВ И. Н. ...здоровья трудящегося-мигранта по вине работодателя все расходы возмещаются работодателем. Полагаем, что ратификация соглашения позволит упорядочить процесс привлечения в Российскую Федерацию трудовых мигрантов из Узбекистана и будет способствовать обеспечению безопасности нашей страны. Законопроект прошёл все необходимые согласительные процедуры, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Артём Александрович Кавинов. КАВИНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На сегодняшний день в Российской Федерации проживает около миллиона граждан Узбекистана, и только за этот год число трудящихся мигрантов из этой республики увеличилось на 600 тысяч. Цель соглашения обозначена в самом его названии и заключается именно в организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации, что позволит, безусловно, качественно совершенствовать наше сотрудничество в области внешней трудовой миграции и будет способствовать повышению квалификации рабочей силы, а также предотвращению незаконного привлечения граждан Республики Узбекистан к трудовой деятельности на территории России. Ещё раз хочу отметить, что впервые в практике привлечения иностранной рабочей силы апробируется механизм именно предварительного отбора, и поблагодарить за разработку Министерство внутренних дел Российской Федерации. Cамое главное, что мигранты будут обеспечены рабочими местами и медицинским обслуживанием за счёт добровольного медицинского страхования. Выполнение российской стороной положений данного соглашения не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства, а также не потребуется никаких дополнительных расходов из федерального бюджета. В Государственной Думе проведена вся соответствующая экспертная работа. Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать упомянутое соглашение. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Александрович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Игорь Николаевич, в этом зале неоднократно поднимался вопрос об обязательном дактилоскопировании въезжающих в нашу страну, особенно в массовом порядке (а как мы видим, Узбекистан - это та самая страна, которая поставляет наибольшее количество безвизовых мигрантов в Россию). Мы вносили разные предложения о том, чтобы это делать нам самим, но правительство говорит: денег нет, это очень сложно, дорого. Вот почему этот вопрос не рассматривался и не решён, раз вы говорите, что это шаги навстречу? Почему не был поставлен этот важнейший вопрос, а если и был поставлен, то почему не решён? ЗУБОВ И. Н. Олег Анатольевич, мы в очередной раз вернёмся к этому вопросу. Я напомню, что вопрос об обеспечении дактилоскопирования всех лиц, пересекающих государственную границу, ставился широко, и это отдельная тема. Что касается данной категории мигрантов, в соответствии с концепцией и с законопроектом, который вы уже поддержали, эта категория обязательно будет дактилоскопироваться и уже дактилоскопируется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бортко Владимир Владимирович. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. Игорь Николаевич, скажите, пожалуйста, зачем нужны в таком количестве рабочие, в частности из Узбекистана, здесь у нас, в России? Не есть ли это замещающая миграция, замена убывающего русского населения на территории страны? ЗУБОВ И. Н. Вопрос очень сложный, дискуссионный. Есть рынок труда, на этом рынке труда иностранные граждане спокойно находят себе место, в том числе, я обратил бы ваше внимание, подавляющее большинство граждан Узбекистана легально включается в трудовую деятельность на территории России. Мы этот процесс упорядочиваем, чтобы создать все условия и качественно повысить уровень организации. Что касается замещения выпадающих трудовых ресурсов, на эту тему есть большое количество всевозможной литературы, скажу только, что даже развитые в экономическом и социальном отношении страны нуждаются в мигрантах и даже Соединённые Штаты, которые постоянно выступают с ограничительными мерами, ежегодно привлекают десятки и сотни тысяч мигрантов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, объявляется перерыв до 12 часов 30 минут. (После перерыва) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, время - 12 часов 30 минут. Прошу приготовиться к регистрации. Включите режим регистрации. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (12 час. 30 мин. 25 сек.) Присутствует 409 чел.90,9 % Отсутствует 41 чел.9,1 % Всего депутатов 450 чел. Не зарегистрировано 41 чел.9,1 % Результат: кворум есть Кворум имеется. Продолжаем обсуждение 21-го вопроса. Вопрос задаёт Вера Анатольевна Ганзя. Пожалуйста, Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Николаевич, понятно, что с иностранными рабочими уже давным-давно нужно наводить порядок. Сегодня речь идёт конкретно об Узбекистане, а вот какова перспектива с другими странами, из которых тоже мигранты приезжают к нам в страну работать? Идёт какая-то работа, с какими странами уже эта работа идёт, в какой она стадии? ЗУБОВ И. Н. Вера Анатольевна, этот вопрос прежде всего связан с тем, что существует мировая практика заключения подобных соглашений, как правило, при их подготовке желание выражают обе стороны: одна сторона - это сторона исхода, вторая - сторона принимающая. Организованный набор, как правило, осуществляется в тех случаях, когда есть потребность в единовременном или многократном прибытии организованных групп мигрантов для размещения их на производствах, которые нуждаются в определённых категориях и в определённом количестве мигрантов. Сейчас это сделано в отношении Узбекистана, этот проект мы смело можем назвать пилотным, и инициатива была совместная. В настоящее время ведётся такая же работа в отношении трудовых мигрантов из Таджикистана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Николаевич, действительно замечательно, что наконец-то МВД начало решительно наводить порядок в сфере занятости мигрантов, так как в этой сфере была большая коррупционная составляющая и с квотированием, и с очерёдностью. Вот вы, Игорь Николаевич, сказали, что на территории Узбекистана будут образованы центры, которые будут и вести предварительный отбор, и определять квалификацию, и проверять знание языка... А откуда будут специалисты в этих центрах, наши или их специалисты будут оценивать? Это первый вопрос. И второй вопрос. Вот не проходит ни одного приёма в регионе, чтобы не обращались граждане не только Узбекистана, но и Белоруссии, Украины. Дело в том, что получение того же вида на жительство сегодня как-то очень плохо отрегулировано. Есть специалисты высшей категории, а есть низшей: все страны борются за специалистов высшей категории, а у нас всех гонят в одном порядке в живую очередь. По крайней мере УФМС Петербурга работает отвратительно в этом направлении. ЗУБОВ И. Н. Что касается вопроса, не связанного с темой данного законопроекта, по нему мы можем много говорить. Мы с вами часто общаемся, я предлагаю дополнительно это обсудить, это несложно. А что касается первого вашего вопроса, я хочу просто напомнить, что представляю здесь не МВД, а Правительство Российской Федерации, и представляю как бы все его ветви, все органы исполнительной власти, и этот законопроект касается не только МВД и не столько МВД, сколько Минтруда, который обеспечивает размещение трудовых мигрантов в отраслях экономики. Мы, со своей стороны, выдаём разрешения и обеспечиваем федеральный контроль в сфере исполнения миграционного законодательства. Кстати, относительно этих центров для подготовки и так далее: если мы возьмём текст соглашения, статью 4, то увидим, что там чётко расписаны обязательства сторон - и узбекской, и российской, - и большую часть будет делать узбекская сторона за свой счёт. У нас там будет небольшой консультационный орган, который в том числе будет обеспечивать приём населения, приём экзаменов, но основное бремя на себя берёт узбекская сторона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Игорь Николаевич, понятно, что цель соглашения - упорядочить потоки мигрантов, но вот, я смотрю, компетентными органами, ответственными за реализацию данного соглашения, являются 11 структур: не получится ли так, что у нас на каждого землекопа придётся по министру? И в результате всей этой деятельности по упорядочению не получится ли так, что те же самые узбекские гастарбайтеры, которые сейчас являются одними из наиболее прилежных с точки зрения оформления своих отношений, уйдут после этого в тень, потому что количество структур, которое задействовано, очень большое? То есть не возникнет ли обратный эффект? ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопрос. Я думаю, начну с конца. В рамках этого соглашения ни в какую тень они точно не уйдут, потому что все иные механизмы их привлечения к труду остаются, то есть каждый узбекский гражданин может в индивидуальном порядке приехать, получить патент, разрешение на работу и так далее и тому подобное. Здесь мы говорим об апробировании нового механизма организованного набора, когда гражданин, получив некий набор услуг (причём порядок их будет определяться в Узбекистане) - видимо, получив их на возмездной основе, - получает и гарантированное рабочее место с гарантированными условиями в Российской Федерации. Причём в данном случае, я могу прямо сказать, речь в значительной степени идёт о привлечении иностранных работников из Узбекистана в строительные организации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Уважаемый Игорь Николаевич, скажите, пожалуйста, а какова будет ответственность страны Узбекистан, в случае если к нам оттуда приедут наркоманы или хулиганы? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЗУБОВ И. Н. Вот тут я реплику слышу, что никакой ответственности. Во-первых, мы такого человека можем возвратить обратно по месту его пребывания. И если узбекская сторона виновата в том, что отправила к нам не того кандидата, в соответствии с данным соглашением она организует его возвращение на родину. Мы в этой ситуации обязаны уведомить наших партнёров, чтобы они этот случай рассмотрели и приняли соответствующие меры, и ответственность наступает по законам Узбекистана в Узбекистане. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Журавлёв Алексей Александрович. ЖУРАВЛЁВ А. А., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Уважаемый Игорь Николаевич, может, вы меня поправите, но, по моим сведениям, ежегодно сюда приезжает 150-200 тысяч граждан Узбекистана. Сколько, по-вашему, процентов или какое количество человек пройдёт через механизм, который предусмотрен соглашением? ЗУБОВ И. Н. Я не поправлю, а уточню. Значит, я говорил о том, что число граждан Узбекистана, прибывающих с целью временной трудовой деятельности, достаточно стабильное: около 2-2,5 миллиона человек пересекают границу, то есть приезжают к нам, единовременно в стране находится около миллиона узбеков. Я цифры вам приведу, примерные цифры за год: из этого миллиона 765 815 - это те, кто получает патент, 16 тысяч - те, кто обратился по поводу приёма в гражданство, 13 тысяч - оформляют вид на жительство, 232 человека - разрешение на работу, то есть почти все работают по патентам. Действительно, если мы цифры посмотрим, то станет очевидно, что 150-200 тысяч (может быть, чуть меньше, может быть, чуть больше) - это, видимо, либо те граждане, которые приезжают к нам не с целью трудовой деятельности, а с медицинскими целями, с туристическими целями, ещё с какими-то, либо те, кто работает без патента. Увеличения этого потока мы не предвидим, упорядочение - да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Игорь Николаевич, мы заслушали условия трансферного окна, на которых к нам приезжают узбекские рабочие. Я, конечно, понимаю узбекскую сторону, они заинтересованы в том, чтобы граждане ехали в Россию, зарабатывали деньги и привозили их в экономику Узбекистана, но напомню вам, что Узбекистан вышел из ОДКБ. И в связи с этим вопрос: не приведёт ли реализация этого соглашения к тому, что ваше ведомство в принципе не будет заинтересовано в том, чтобы был принят закон и упрощён порядок получения гражданства русскими за пределами России, потому что и так рабочей силы хватает? И ещё. Недавно президент нашей страны сказал, что частному бизнесу необходимо быть готовым к переходу с гражданской на военную продукцию. Если вдруг что и нужно будет по-другому работать, они же на родину уедут, а вместо них кто будет работать в интересах обороны нашего государства, где возьмём этот миллион человек? ЗУБОВ И. Н. Ну, я не буду комментировать высказывание главнокомандующего, он правильно сказал, что наша промышленность должна быть готова к переходу в любой момент на оборонные рельсы. Что касается заинтересованности или незаинтересованности МВД в лицах, которые хотели бы получить гражданство. У нас есть государственная политика в этой области, и мы её реализуем, а государственная политика включает в себя и заботу о соотечественниках, и предоставление гражданства определённым категориям лиц, скажем так, в самых разных ипостасях. Нам известны и узкие моменты, мы с вами неоднократно это обсуждали, и проблемы, которые вы поднимаете, в том числе касающиеся граждан Приднестровья, Украины и так далее, мы с вами конструктивно решаем, в том числе в ходе работы различных комиссий. Мы за то, чтобы Россия объединяла соотечественников, принимала их в свои ряды. Что касается восполнения в военное время. Я вам напомню о том, что каждый из нас является государственным чиновником, все мы, большинство по крайней мере, проходили обучение в наших вузах и понимаем, что такое военно-мобилизационная работа: военно-мобилизационные планы предполагают в том числе и обеспечение всех военных отраслей экономики трудовыми ресурсами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Николаевич, в своё время Всемирная конфедерация труда высказывала озабоченность по поводу работы организаций, занимающихся наймом рабочей силы и передачей этой рабочей силы, - и тех, которые из Российской Федерации отправляют за рубеж, и тех, которые к нам присылают. Эти организации тоже обращались в Государственную Думу, и несколько лет назад мы разбирались с их проблемами. Скажите, пожалуйста, заниматься подготовкой трудовых мигрантов будут частные фирмы или государственные организации в Узбекистане? ЗУБОВ И. Н. Что касается Узбекистана. Как они будут организовывать - это дело суверенной Республики Узбекистан, у них есть соответствующее агентство, которое приняло на себя обязательство обеспечить всю эту деятельность. А что касается рекомендаций международных организаций, то как раз это соглашение направлено на то, чтобы к нам не было претензий, и мы этим соглашением гарантируем трудовым мигрантам соблюдение всех их неотъемлемых прав и обязанностей, тех, которые им от рождения даны, в том числе права на труд и его оплату, права на получение медицинской помощи и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гладких Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Николаевич, не секрет, что в существующих условиях на отдельных территориях нагрузка от перемещения вахтовиков и в том числе привлечённой рабочей силы сказывается на регулярных сообщениях, осуществляемых авиа- или морским путём. Безусловно, данное соглашение направлено на достижение качественной организации притока рабочей силы на территорию Российской Федерации, но как в части транспортного обслуживания и доставки таких лиц будет дополнительно организовано качественное сопровождение и не создаст ли это впоследствии дополнительную нагрузку на регулярное сообщение? ЗУБОВ И. Н. Ну, на этот вопрос мне ответить довольно просто. На сегодня прибытие в страну и убытие из страны рабочей силы узбекского происхождения не создаёт каких-либо транспортных сложностей. Как этот миллион ездил, так и будет ездить, и соглашение ни в коем случае не предусматривает ни по букве, ни по духу какого-то принудительного сопровождения, какого-то особого порядка их привоза, размещения, спецконтроля. Граждане Узбекистана прибывают к нам на безвизовой основе, я хочу вам об этом напомнить, они законопослушны, и их перемещение регламентируется общим порядком перемещения граждан России в Узбекистан и граждан Узбекистана в Россию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Владимир Владимирович, не на ту кнопку нажали: вы "По порядку ведения" нажали. Я вижу, понял. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, Игорь Николаевич! Подобного соглашения действительно долго ждали, и его ратификация - это первый шаг, но, я считаю, абсолютно недостаточный. Соглашение в большей степени отражает интересы узбекской стороны, узбекских мигрантов, отчасти интересы крупного капитала России и практически не меняет положения простых граждан, простых туристов из России и из Узбекистана. Вы говорили в основном об организованных трудовых мигрантах, для которых будет вот это, это и это, а для туристов? Сложно поверить, что туристов из Узбекистана у нас едва ли не больше, чем трудовых мигрантов, а ведь по статистике это именно так, вы это подтверждаете и не замечаете этой проблемы. Конечно, это не туристы, это те же самые предприниматели, которые едут поискать себе здесь место, прежде всего в торговле, в коммерции, но среди них огромное количество тех, о ком в том числе и мои коллеги говорили, - наркодилеров и преступников пострашнее. Не будем забывать, что заканчивается война в Сирии и оттуда огромное количество террористов сначала вернутся к себе на родину, в Узбекистан, а потом захотят здесь порешать те же самые проблемы. И от них никакой защиты, никакой преграды новой не создаётся, потому что на них не распространяется вот эта обязательная дактилоскопия, которая, я подчёркиваю, будет проводиться за счёт средств бюджета России, то есть опять-таки мы с вами будем оплачивать в этих центрах дактилоскопическую экспертизу миллиона трудовых мигрантов. А почему узбекская сторона в этом не участвует? Это первый вопрос. И второй вопрос, точнее, предложение: вот пусть узбекская сторона возьмёт на себя обязательное дактилоскопирование выезжающих, а потом возвращающихся так называемых туристов прямо на границе, тогда можно будет сказать, что сделан серьёзный шаг по обеспечению безопасности наших границ. Выступление от фракции, добавьте, пожалуйста, время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте. НИЛОВ О. А. Я настаиваю на том, чтобы дактилоскопический контроль был на въезде на территорию России и на выезде для всех, потому что, ну, хорошо, вы отпечатки сняли у мигранта где-то в центре, в Москве, в Петербурге, зафиксировали, а он совершает преступление, быстренько берёт билет и пересекает границу - и кто там его проверит по отпечаткам, даже если они оставлены на месте преступления? Ну и по паспортам. Я думаю, вы прекрасно знаете об этом, ведь вопроса не было, но всё-таки, уважаемые коллеги, проинформирую: граждане России сегодня могут приехать в Узбекистан только при наличии загранпаспорта. Это правильно, Игорь Николаевич? Да. А граждане Узбекистана могут приехать в Россию по внутреннему паспорту, правда с биометрическими данными. Разве это справедливо? У нас тоже есть внутренние паспорта с биометрическими данными. Почему в соглашении такой дисбаланс? Тем более что въезжают миллионы граждан Узбекистана, а граждан России в качестве туристов и деловых людей выезжают тысячи. Почему этот вопрос не решается соглашением? Предлагается первый позитивный шаг, но очень маленький. Я лично буду ждать решения всех этих проблем, поэтому не буду голосовать за это соглашение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Журавлёв Алексей Александрович. Приготовиться Затулину Константину Фёдоровичу. ЖУРАВЛЁВ А. А. Уважаемые Иван Иванович, Игорь Николаевич, уважаемые коллеги! Всё-таки миграция - это серьёзный процесс, который сейчас происходит во всём мире и у нас тоже, и я, например, считаю, что наши мегаполисы вообще способны обойтись без мигрантов, у нас хватает трудовых ресурсов. Но ситуация сегодня такова, что мы живём в этом мире и миграция будет, хотим мы этого или нет, и это соглашение, конечно, шаг к цивилизованному миграционному процессу - это абсолютно очевидно. Другой вопрос, что соглашение предлагает такие декларативные формулировки: что должна делать узбекская сторона, что мы должны делать, - и вроде всё правильно. А каков механизм всего этого? Я его не вижу, сегодня пока такого механизма нет! Действительно, 11 ведомств и министерств отвечают за этот процесс, а как он будет осуществляться? Да так же, как и сейчас: тот механизм, который есть, никто не отменяет, а новый никто не вводит. Единственное, что я сейчас вижу, например, две недели назад в Самарканде был открыт миграционный центр, и сделало это правительство Санкт-Петербурга совместно с правительством Самарканда. Они открыли его буквально две недели назад, ещё эффекта, результатов нет, тем не менее 40 тысяч человек сможет пропускать этот центр ежегодно. Там будут проводить медицинское обследование, заниматься подготовкой специалистов высокого класса и, соответственно, там же патенты им будут выдавать, а принимающая сторона в Санкт-Петербурге будет их встречать и размещать сразу по работодателям, которые подали заявки, то есть будет целевая подготовка кадров. Это цивилизованная модель, нам нужны высококвалифицированные кадры, а не такие, как сейчас. Действительно, что касается высококвалифицированных кадров, Южная Корея снимает сливки, Польша тоже, а нам остаётся неквалифицированная рабочая сила, которая сюда приезжает, диаспоры их берут: паспорта отобрали - и поехали на работу. Посмотрите, как живут руководители этих диаспор, - да мы все позавидуем им, это реальные, так сказать, бароны теневые! И этот механизм не отменяется, а его надо отменять. Конечно, надо учесть опыт Санкт-Петербурга, может быть, какие-то ещё другие вещи сделать, но механизм должен быть, а не просто, так сказать, декларативное послание. Кроме всего прочего, конечно, нам ещё обязательно нужно такое же соглашение заключить с Киргизией: оттуда тоже мигрантов довольно много. Вроде как должно быть обоюдное согласие, тем не менее мы должны подталкивать коллег к этому, во всяком случае, что касается евразийской интеграции, это крайне необходимо. Ратификацию соглашения надо поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Затулин Константин Фёдорович. Выступление от фракции. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает вас проголосовать за это соглашение, за его ратификацию, и сама будет голосовать в поддержку этого документа. Мы не испытываем никакой радости по тому поводу, что экономике нашей страны требуются мигранты. Конечно, есть удобные и неудобные вопросы, с этой трибуны легко рассуждать на темы, которые не являются сложными для восприятия, на темы, вокруг которых не наворочены горы лжи и лицемерия, как в этом вопросе. Но действительно, надо выбирать из двух зол меньшее: либо мы регулируем потоки мигрантов, либо, отказываясь от этого соглашения, продолжаем поддерживать ситуацию, при которой фактически не встаём на путь цивилизованного отношения к миграции как к средству, которое должно укреплять, а не разрушать наше государство и нашу экономику. В этом ведь весь вопрос на самом деле! Сегодня отказаться от трудовых ресурсов - это было бы ударом не только политическим, геополитическим и так далее, но и ударом по всем попыткам евразийской интеграции. Вот сейчас мы говорим об Узбекистане, но как мы можем обособиться от всех без исключения стран СНГ, запретить их гражданам въезд в нашу страну, при этом продолжая развивать тему создания Евразийского союза, привлечения в него новых членов и так далее? У меня иногда возникает впечатление, что те люди, которые категорически возражают против этого, как будто не знают, что все эти территории - Узбекистан, Киргизия, Таджикистан - были присоединены к Российской Империи во времена царствования тех самых императоров, которым мы недавно ставили памятники. Если бы слушали таких ораторов - никогда не возникли бы ни Российская Империя, ни Советский Союз, ведь, по их мнению, зачем нам нужны лишние люди?.. Уважаемые коллеги, мы, конечно, сторонники того, чтобы Президент, Правительство Российской Федерации, ведомства ускорили свою работу по репатриации наших соотечественников, а соотечественники, как вы помните, по нашему закону, принятому ещё в 1999 году, - это лица, принадлежащие к коренным народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации. Конечно, узбеки не относятся к этим народам, но, заметьте, Узбекистан при новом президенте Мирзиёеве совершает поворот - это соглашение подписано с новым руководством Узбекистана, которое уходит от изоляционизма в отношении вот таких союзов, которые были в своё время созданы и в которых Узбекистан то принимает, то не принимает участие. Это шаг к налаживанию важного диалога. Узбекистан - это на самом деле самая большая, самая населённая страна в бывшей советской Средней Азии. Хочу это подчеркнуть: в бывшей советской Средней Азии, то есть ещё совсем недавно, 25 лет назад, это были наши сограждане. Конечно, у нас нет никакой эйфории по поводу этого документа. Я заранее говорю сомневающимся и, может быть, тем, кто крепок задним умом, что, конечно, мы будем отслеживать выполнение этого документа, будем искать и находить недочёты и недоработки и, безусловно, будем находить новые решения в развитие этой темы. Но это дорога, по которой нам придётся идти, и сегодня делается первый шаг. Если мы сейчас под разными предлогами, как если бы мы за деревьями не видели леса, начнём раздувать проблемы, которых не существует... Уважаемый депутат Нилов говорил, что надо отдать дактилоскопию узбекской стороне, - ну давайте отдадим соблюдение норм безопасности, вообще охрану границ какой-нибудь стороне! Как можно требовать от наших органов правопорядка, чтобы они отвечали за безопасность в нашей стране, и одновременно отдавать другому государству снятие отпечатков пальцев въезжающих к нам оттуда?! Из соображений экономии? Ну очевидно же, что этого нельзя делать, потому что это как раз должно находиться строго под нашим контролем! Конечно, наш путь состоит в развитии на собственной основе, но любой анализ, сколько-нибудь грамотный экономический анализ говорит о том, что сегодня, к сожалению или к счастью, не знаю, экономика России не обойдётся без пополнения рынка рабочей силы или за счёт соотечественников, на чём я хотел бы настоять, или за счёт мигрантов. В данном случае это мигранты, которые всё-таки имеют связь с нашей страной, многие из них жили в нашей стране или по крайней мере являются потомками тех людей, которые были нашими согражданами. Поэтому, уважаемые коллеги, из двух зол надо выбирать меньшее: или навести порядок в миграционной среде и признать необходимость её регулирования, или вести бесконечные разговоры и смириться с недостатками в этой сфере, не принимать никакие решения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжак Николай Иванович. Приготовиться Владимиру Владимировичу Бортко. РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Трудно не согласиться с актуальностью тех вопросов правового регулирования, которые поднимали мои коллеги, но мы в этом зале уже не раз подчёркивали, что, рассматривая подобные вопросы, мы должны прежде всего исходить из политической оценки того или иного законодательного акта. Что собой представляет Узбекистан для нашей страны с точки зрения геополитической оценки ситуации? Во-первых, как Константин Фёдорович совершенно справедливо сказал, это густонаселённая страна. Во-вторых, это страна, где обилие редкоземельных металлов и других сырьевых ресурсов. В-третьих, узбекская нация - это древний народ, который всегда, в общем-то, с симпатией относился к России. А в-четвёртых, и это самое важное, геополитические планы и вызовы наших противников реализуются, эта дуга нестабильности, которую они никак не могут замкнуть ввиду нашей принципиальной позиции и особенно ввиду успешной операции в Сирии, всё-таки замкнётся, если мы уйдём, если не будем отдавать себе отчёта в том, что ни в коем случае нельзя допустить, чтобы это случилось. Игорь Николаевич, мне кажется, что совершенно правильно поставлен вопрос, но возникают другие вопросы, и я думаю, что на авансцену выдвигается федеральная миграционная служба. Вы тоже должны понимать, что министерство не просто исполнительный орган, что в основу всей его работы закладываются вопросы политического характера. Так, если принят закон об упрощённом порядке приёма в российское гражданство граждан Украины, я думаю, что федеральная служба должна работать сейчас по-стахановски, она всё должна сделать для того, чтобы этот контингент, который льнёт к России... мы всё должны сделать для того, чтобы этот процесс стал безукоризненным, чтобы он не вызывал нареканий и не подвергался компрометации с самого начала. То же самое и здесь. Решается не просто вопрос регулирования трудовой миграции. Да, есть этническая преступность, да, есть олигархи, которые заинтересованы в этом, - надо наводить порядок, но надо исходить из того, что мы должны решать глубинные вопросы, смотреть вперёд, видеть дальше горизонта и решать эти вопросы с точки зрения высокой геополитики. Я думаю, что нам надо поддержать этот законопроект, как и другие подобные законопроекты. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бортко Владимир Владимирович. Приготовиться депутату Шерину Александру Николаевичу. От фракции поставьте. БОРТКО В. В. Здравствуйте, дорогие друзья! Наводить порядок надо, но не в Узбекистане, а здесь, у нас, и не в законодательстве о миграции, а в экономике. Но сначала о другом. Есть несколько стран, как бы мы к ним ни относились, более-менее нормально организованных, например Канада, Австралия, Новая Зеландия, - понимаете, о чём я говорю? Как там решаются все эти вопросы? А очень просто: миграция возможна для граждан в возрасте до 40 лет, со средним (минимум) образованием и при наличии обратного билета. Вот так! И проблемы в основном решаются. Что же происходит у нас? 600 тысяч в год - и это только узбеки, о всех остальных будем молчать. Я совершенно не хочу сказать плохо об узбеках вообще и об Узбекистане - нет, там замечательные люди, но плюс 600 тысяч узбеков и минус 600 тысяч русских в год - это вам не говорит ни о чём?! И я ещё не говорю о таджиках и всех остальных. Не является ли это замещающей миграцией? Почему это происходит? Да потому что экономика работает плохо, потому что нужны... ну, я не хочу сказать "рабы" - боже упаси, я такого слова не говорил - низкооплачиваемые люди, вот кто нужен. А почему? Да потому что все остальные не будут работать за эти деньги. А почему не будут работать за эти деньги? Экономика работает плохо и не меняется. А почему не меняется? Потому что те, кто ею управляет, живут очень хорошо, замечательно живут, они-то и приглашают 600 тысяч узбеков к нам сюда. Почему вдруг 600 тысяч снялись с места - причём в голову им это одновременно пришло - и поехали сюда? Да их сюда пригласили! Кто? Тот, кто получает за это деньги, колоссальные деньги! Об этом почему вы не говорите?! Где эти люди будут жить? В основном на территории России - 600 тысяч молодых мужчин! А есть ведь ещё таджики, киргизы и все остальные. И потом вдруг: а где же русские, куда они подевались?.. То, что происходит, чрезвычайно опасно! У нас защищают амурского тигра - а действительно, зачем его защищать? Чтобы жил амурский тигр и радовал своим присутствием всех нас, вот есть амурский тигр, и хорошо. Почему русских никто не защищает, которые вымирают быстрее, чем амурский тигр?! В данном случае миграция есть прямой удар по русскому этносу! Говорят: Российская Федерация заключает договоры... Скажите, пожалуйста, а русских кто-нибудь спросил, согласны они или нет? Что такое Российская Федерация, в общем-то? Это люди, обладающие паспортом Российской Федерации, и не более того, кто угодно: три китайца, два еврея и четыре негра - будет Российская Федерация. А тех, кто живёт на этой территории, спрашивал кто-нибудь?! Я считаю, что сей законопроект может быть и положительным, но решение это не здесь и не сейчас, а решение это в основном в экономике и политике, однако экономику не хотят менять, а следовательно, не хотят менять и политику - это чрезвычайно опасно и ведёт в никуда. Я буду голосовать против. Не знаю, как будет голосовать моя фракция, я с ней не договаривался. Я буду голосовать категорически против! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич от фракции. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР также будет голосовать против данного законопроекта, и я хотел бы объяснить почему. Коллеги, когда здесь с трибуны выступают со словами о том, что необходимо заручиться поддержкой и дружбой наших братских или соседских народов и государств, мне хочется напомнить позицию ЛДПР, и Владимир Вольфович Жириновский её неоднократно высказывал: для того чтобы мы могли дружить с теми или иными государствами и при этом их граждане не приезжали на территорию Российской Федерации работать, необходимо обеспечить их заказами по месту их жительства. То есть Российская Федерация должна более плотно торговать и работать с Узбекистаном, чтобы граждане Узбекистана оставались у себя на родине со своими семьями, работали и продавали нам овощные культуры и ту продукцию, в которой Российская Федерация заинтересована. Это первое. Второе. Что касается мобилизационных ресурсов, людских ресурсов. Дорогие коллеги, у меня растут три дочки. По статистике, женщин в Российской Федерации на 10 миллионов больше, чем мужчин, и мы с вами должны понимать, что свято место пусто не бывает, женщинам нужно будет выходить замуж и рожать детей. Постепенно численность коренного населения Российской Федерации будет сокращаться, и если мы говорим о том, что нам нужны трудовые ресурсы, то давайте поднимем вопрос: а что мы сделали для того, чтобы восполнить эти трудовые ресурсы нашими соотечественниками, что мы сделали для того, чтобы русские, которые находятся за пределами Российской Федерации, приехали и получили гражданство? Кто такой трудовой мигрант и кто такой гражданин Российской Федерации? Гражданин Российской Федерации обязан платить все налоги, которые существуют на территории нашей страны, содержать нашу армию, правоохранительные органы, дорожную сеть. Территория нашей страны, слава богу, не сокращается, а постепенно увеличивается, но численность населения сокращается, и бремя содержания нашей страны ложится на оставшихся граждан, поэтому ежегодно повышаются налоги и сокращаются социальные выплаты. Что касается наших соотечественников. На съёмках программы одного из федеральных каналов ко мне обратилась русская семья, в которой трое детей, они живут в Киеве, женщина беременна двойней, то есть у них скоро будет пять детей. Они направляли заявку в Калужскую область, чтобы участвовать в программе переселения соотечественников, и им пришёл отказ, потому что эта программа финансируется и из федерального, и из регионального бюджетов. Мы ничего не выполнили полностью для того, чтобы привлечь наших граждан на территорию Российской Федерации. И это ошибка, когда говорят, что трудовых мигрантов из Средней Азии, или Центральной Азии - они любят, чтобы их регион называли так, - в том числе из Узбекистана, привлекают для того, чтобы платить меньше. Да некого привлечь! Мне в Тамбовской области предприниматели говорят: мы строим птицефабрику в районе, там проживает 8 тысяч жителей, а нам на птицефабрику нужно 4 тысячи работников, где их взять? Конечно, если мы будем приглашать и давать в упрощённом порядке гражданство русским, нужно же будет их обеспечивать жильём, школами, больницами, а нашему правительству, видимо, на это тратиться не хочется. У нас огромное количество заброшенных деревень, земельных участков, домов в Рязанской, Тульской, Калужской, Владимирской областях, посмотрите! Наши соотечественники могли бы приехать, стать гражданами Российской Федерации, платить налоги, работать и растить детей здесь, на своей родной земле, но у нас идут по наиболее простому пути: въехали на время трудовые мигранты, заработали деньги, отправили их на родину. Экономика их государств получает дополнительный доход, и со времени распада Советского Союза численность населения Узбекистана увеличилась на 10 миллионов человек - очень "плохо" живут! То есть население Российской Федерации сокращается на 200 тысяч в год, а у них увеличивается. Хорошо, когда есть такой сосед, как Российская Федерация! Дорогие друзья, особо хотел бы отметить следующий момент. Пользуясь случаем, хочу обратиться к представителям МВД. Когда русские, наши соотечественники приезжают в Российскую Федерацию, для того чтобы получить гражданство, им необходимо зарегистрироваться по месту пребывания. Не имея родственников или значительных денежных средств, они этого сделать не могут. Я прошу вас рассмотреть возможность сделать так, чтобы они предоставляли договор найма жилья, вставали на учёт по месту поднайма жилья в одном из ближайших отделений внутренних дел и это заменяло бы регистрацию. Для трудового мигранта в этом плане всё совершенно просто, прозрачно и доступно. Если мы хотим, чтобы численность населения Российской Федерации увеличилась, чтобы мы сохраняли наши денежные средства в бюджете Российской Федерации, чтобы они работали на экономику Российской Федерации... Я не случайно сказал о том, что верховный главнокомандующий поставил перед нашими предпринимателями задачу быть готовыми перейти в том числе и на выпуск военной продукции. А кто на этих заводах останется работать, когда они перейдут на выпуск военной продукции? Граждане других государств уедут обратно, и Узбекистан, кстати, вышел из ОДКБ. Мы вечно хотим всем понравиться, но, когда наших спортсменов не пускают на Олимпиаду, я не вижу возмущения наших братских народов, когда Российскую Федерацию хают, оплёвывают, я не вижу возмущения наших братских народов. С нами все дружат, пока мы либо пускаем к себе работать, либо прощаем долги, а как только у Российской Федерации беда, мы остаёмся с ней один на один. Мы всех любим, ценим, уважаем, но хочу своё выступление закончить лозунгом "Россия - и для русских тоже!" Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Николаевич, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. ЗУБОВ И. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прежде всего хочу ответить Александру Николаевичу. Тот вопрос, который он поставил, по поводу регистрации по месту поднайма, в настоящее время решается, и мы планируем внести соответствующий законопроект. Это первое. Второе. В порядке справки я хотел бы сообщить коллегам: для въезда на территорию Российской Федерации жителям Узбекистана действительно достаточно предъявить свой паспорт, потому что у них единый паспорт - и общегражданский, и международный, и какой угодно, - другого у них нет, так что здесь никакой диспропорции не существует. И последнее. При голосовании за наш законопроект я прошу уважаемых депутатов помнить о его назначении. Мы ратифицируем соглашение, которое всего лишь навсего упорядочивает процесс трудовой миграции, делает его более организованным, прозрачным, чтобы обеспечить в том числе наполняемость нашего бюджета. На сегодня только от трудовых патентов 42 миллиарда рублей поступает в местные бюджеты, и эти деньги могут быть направлены и на программы переселения соотечественников, которые, как правильно было сказано, осуществляются в том числе на средства из региональных бюджетов. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Артём Александрович, вы будете выступать? Нет. Ставлю проект федерального закона на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 08 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 41 чел.9,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Закон принят.