Заседание № 210
09.02.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 290874-4 "О внесении изменения в статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных бывших членов семьи собственника жилого помещения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2854 по 3539 из 7809
Переходим к пункту 10 порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Государственной Думы Ярославской области депутата Государственной Думы Александра Александровича Сизова. СИЗОВ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги-депутаты! Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных лиц, находящихся под опекой или попечительством, при прекращении права пользования жилым помещением. Представленный ярославцами законопроект вносится в целях защиты прав и интересов этой категории граждан. Представляется, что концепция его совпадает с настоятельной рекомендацией Президента России Владимира Владимировича Путина о всемерном усилении помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Вряд ли есть ситуация труднее, чем, к примеру, положение детей после развода родителей, когда собственник квартиры может попросту вышвырнуть их на улицу. В соответствии со статьёй 56 Семейного кодекса Российской Федерации органы опеки и попечительства обязаны принимать необходимые меры по защите их законных интересов. На взгляд ярославской Госдумы, в случаях, когда имущественное положение бывшего члена семьи, имеющего на своём иждивении несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных, находящихся под опекой или попечительством, не позволит ему обеспечить себя и их иным жилым помещением, обязанности по их содержанию вынуждено будет взять на себя государство. Это повлечёт за собой необходимость расходования бюджетных средств на содержание указанных лиц в государственных учреждениях - детских домах, школах-интернатах и других социальных учреждениях. Законопроект предлагает дополнить часть 5 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой о необходимости предварительного согласия органов опеки и попечительства на отчуждение собственником помещения, в котором проживают несовершеннолетние, недееспособные, ограниченно дееспособные, находящиеся под опекой или попечительством бывшие члены семьи собственника, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц. Право пользования жилым помещением может быть сохранено за бывшим членом семьи на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других бывших членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства по их требованию. Но по ныне действующему Жилищному кодексу суд жёстко фиксирует срок проживания бывшего члена семьи собственника в его жилом помещении и не учитывает различных жизненных обстоятельств, что приводит к увеличению числа несовершеннолетних граждан, не имеющих жилья. Законопроектом предлагается не ограничивать определённым сроком право бывшего супруга и других членов семьи на пользование жилым помещением собственника. Такой подход к обеспечению жилищных прав бывших членов семьи собственника представляется более гуманным, чем существующий. Позиция ярославских депутатов совпадает с позицией Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей, который я одновременно представляю в данный момент. При принятии данного закона затрат из федерального бюджета не потребуется, а наоборот, не будет необходимости тратить бюджетные денежные средства на содержание этой категории детей в детских домах и других социальных учреждениях. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста, Александр Александрович. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Валерия Васильевича Гребенникова. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Уважаемые депутаты, тема законопроекта, о котором доложил наш коллега Александр Александрович, чрезвычайно важна и просто архисложна. И в общем, наверняка по меньшей мере половина из нас с вами сталкивалась так или иначе с этими вопросами в своей депутатской практике или просто в обыденной жизни. На самом деле проблема эта появилась в связи с введением в действие нового жилищного законодательства, она носит острейший характер, потому что сплошь и рядом, ну, сплошь и рядом нельзя сказать, но уже есть, можно сказать, десятки случаев, когда даже бывшие члены семьи собственника, скажем мать с ребёнком, оказываются без жилья. И судебные органы это тоже не то чтобы поддерживали, но по крайней мере принимали решения, на базе которых эта антигуманная, что ли, по-другому её не назовёшь, ситуация складывалась. И то, что Государственная Дума Ярославской области вышла с этим предложением, в общем, показывает, что этот вопрос волнует всех на любом уровне и в любом регионе. Кстати, напомню вам, что мы эту тему с вами обсуждали при рассмотрении законопроекта о внесении изменений в жилищное законодательство и законопроекта о введении в действие Жилищного кодекса в конце прошлого года, когда говорили о переносе срока выбора управляющей компании и так далее. И тогда мы с вами приняли изменение в Гражданский кодекс, я о нём скажу чуть позднее, изменение, которое тоже касается этой тематики. Что же касается данного законопроекта, то я вынужден сообщить вам здесь некоторые тезисы в пользу того решения, которое принял комитет, а комитет рекомендует Думе отклонить данный законопроект. Ещё раз подчёркиваю для оппонентов, для людей, которые меня сейчас слушают и наверняка внутренне не согласны с тем, что мы опять занимаем формалистскую позицию: мы на самом деле для того и существуем, чтобы занимать эту позицию и вам её докладывать, чтобы вы могли потом принять решение. Я очень коротко постараюсь эти аргументы сейчас изложить. Напоминаю, что законопроектом предлагается исключить из части 4 статьи 31 Жилищного кодекса положение о том, что право пользования жилым помещением бывшим членом семьи собственника, сохранённое за ним в связи с наличием определённых обстоятельств на основании решения суда, ограничивается сроком, указанным в решении. Наделение суда правом решать вопрос о сроке пользования жилым помещением, как это сделано уже сегодня в статье 31 Жилищного кодекса, позволяет наиболее полно учесть все обстоятельства в каждой конкретной ситуации и обеспечить баланс и прав, и охраняемых законом интересов не только членов семьи, но и собственника, наверное, не только собственника помещения, но и бывших членов его семьи. И мы от этого никуда с вами не можем деться, потому что так или иначе, но и те и другие - граждане Российской Федерации. Таким образом, мы считаем, что нынешний порядок, когда это ограничено сроком, указанным в решении суда, более полно учитывает права и обязанности всех граждан, являющихся сторонами данных отношений. Далее. Законопроектом предлагается дополнить часть 5 статьи 31 Жилищного кодекса нормой о предварительном согласии органа опеки и попечительства на отчуждение собственником помещения, в котором проживают несовершеннолетние, недееспособные, ограниченно дееспособные, находящиеся под опекой или попечительством. Речь идёт, напоминаю, о бывших членах семьи собственника. Данное нововведение не согласуется с Гражданским кодексом Российской Федерации. В частности, пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса закреплена необходимость получения такого согласия от органа опеки и попечительства только в отношении членов семьи собственника, но не затрагивается вопрос о бывших членах семьи собственника жилого помещения. Ещё и ещё раз напоминаю: мы говорим здесь с вами не только о нормах Жилищного кодекса, но и о гражданских правоотношениях, принимать решения по которым в подобных случаях следует по Гражданскому кодексу, являющемуся базовым, основным законом, решающим вопросы этих правоотношений. Надо отметить, что внесение такого рода изменений в Гражданский кодекс авторы законопроекта не предлагают, хотя в принципе, может быть, надо было бы об этом подумать. Мы же с вами обсуждаем сегодня в первом чтении лишь то, что внесено авторами законопроекта, их концепцию. Действительно, Комитет по делам женщин, семьи и детей этот законопроект поддерживает. Я напоминаю вам, что и наш комитет, в принципе не возражая против данной инициативы, исходит из позиций формальных, которые я уже изложил при обсуждении предыдущего законопроекта и которые прямо определены в Регламенте. С учётом этого мы считаем, что этот законопроект должен быть отклонён, но тема не должна быть закрыта, на самом деле, может быть, надо решить вопрос исходя из норм Гражданского кодекса. Наконец, напоминаю вам, говоря о Гражданском кодексе, что мы с вами в конце прошлого года приняли решение о внесении изменения в Гражданский кодекс, согласно которому не могут быть зарегистрированы и вступить в законную силу договоры об отчуждении жилого помещения собственником, если у него имеются обязательства в отношении бывших членов его семьи. В частности, таким образом мы защитили права его детей, ну или матери с ребёнком, как это было в случаях, на практике встречающихся, о которых я сказал в самом начале своего выступления. Таким образом, права этой ослабленной социальной категории населения мы защитили через Гражданский кодекс. И может быть, надо было бы и эти правоотношения тоже регулировать через Гражданский кодекс, я не могу сегодня командовать, диктовать ярославской Думе или кому бы то ни было ещё, но исходя из того проекта, который представлен на рассмотрение, с учётом общей конструкции законодательства мы считаем, что такой законопроект приниматься не должен. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть, вопросов много. Давайте запишемся. Включите режим записи. Присаживайтесь и можете с места отвечать. Пожалуйста, садитесь на своё рабочее место, чтобы работал ваш микрофон. Пожалуйста, покажите результаты записи. Депутат Сапожников, пожалуйста. САПОЖНИКОВ Н. И. У меня вопрос к Валерию Васильевичу. Вот я цитирую ваше высказывание: мы для того и существуем, чтобы занимать формалистскую позицию. Мне кажется, что мы существуем для того, чтобы принимать законы в интересах наших граждан. И здесь ссылаться на Гражданский кодекс, который тоже, кстати говоря, находится в ведении вашего комитета, - может быть, не совсем, как говорится, обоснована эта ссылка. Я прекрасно помню, какой была дискуссия по этой проблеме, когда мы обсуждали и принимали Жилищный кодекс. Тогда комитет уже не по формальным признакам, а по существу отклонял все поправки по защите недееспособных, несовершеннолетних членов семьи, а сегодня уже отклоняем это с чисто формалистских позиций. Правильно ли мы поступаем или нет? Я думаю, что, наверное, всё-таки неправильно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, с места. По карточке Исаева. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Это, скорее, не вопрос, а упрёк мне, но я напоминаю, что я сказал, что комитет наш для того и существует, чтобы с формальных позиций объяснять всю как бы конструкцию нашего законодательства, которое мы с вами приняли. Я вовсе не называл формалистами всех депутатов Государственной Думы. Это неправильно, Николай Иванович. Что же касается того, что вы не согласны с тем, что это надо решать, может быть, через наш комитет, тогда я должен вам напомнить, что согласно Регламенту комитет не может быть автором законодательной... субъектом права законодательной инициативы, а мы обсуждаем проект, внесённый субъектом этого права, мы по нему высказываемся. Я напоминаю вам, что я сказал, что, может быть, нужно этот вопрос решить, наверняка нужно, но тогда это будет другой проект, Гребенникова, Сапожникова или ярославской Думы, я не знаю, но это будет другой проект и по другому закону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Кондратенко Николай Игнатович, ваш вопрос. КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые товарищи депутаты, у меня, конечно, назрел вопрос, и тоже с упрёком, а теперь вижу - бессмысленно! Я не вижу, откровенно говоря, нравственно здорового парламентаризма, когда мы проблемы детей, седых людей - всё сводим к тому, что, может быть... Да разве имеем право мы так отвечать? Решать проблему не вчера, позавчера надо было. Некому задавать вопросы, позор парламенту! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопроса нет, но есть необходимость отреагировать? Нет. Грешневиков Анатолий Николаевич, пожалуйста. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо. Вопрос Гребенникову. Уважаемый Валерий Васильевич, внимательно послушал ваше выступление, особенно первую часть, где вы согласились, что проблема важная, даже наиострейшая, практика подтверждает, что её надо решать, но, к сожалению, в конце вы не предложили путей решения этой проблемы. А в заключении правительства, которое я тоже прочитал, сказано, что если нужно стимулировать детей зарабатывать себе на квартиру, то такой законопроект необязательно принимать. Ну это, конечно, очень смешно, что правительство даёт такие заключения, и очень грустно, потому что вы же сами сказали, что проблему надо решать. Вот если вы не согласны с решением наших коллег из Государственной Думы Ярославской области, то вы какой-то вариант можете же предложить, наверное, чтобы эту проблему решить. Если не этот проект, то вы должны внести какой-то свой, потому что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Валерий Васильевич, по карточке Исаева, пожалуйста. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Ну мы уже предложили один из вариантов решения этого вопроса, я же вам и докладывал этот проект в декабре прошлого года - проект, вносящий изменение в Гражданский кодекс, которое я только что процитировал, стоя на трибуне. Это наш комитет готовил для рассмотрения Государственной Думой, и мы в этот проект от себя во втором чтении это предложение и делали. Но я напоминаю вам, что мы всё время разговариваем с вами о том, что есть вопросы, подлежащие решению в Жилищном кодексе и в Гражданском. Мы в Гражданском кодексе решение предложили, вы с ним согласились и приняли его. Поэтому упрёки в том, что мы уходим от решения, по меньшей мере сегодня безосновательны, если не сказать, что это, наверное, какая-то пересортица в вопросах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич Шеин, пожалуйста, ваш вопрос. ШЕИН О. В. Я с большим интересом почитал заключение комитета, и у меня будет вопрос по тексту заключения. Цитирую: "Предлагаемая законопроектом идея сохранения за бывшим членом семьи собственника (пусть даже недееспособным или несовершеннолетним) права пользования жилым помещением на неопределённый срок приведёт... к свёртыванию активности указанных лиц по принятию мер по обеспечению себя жильём..." У меня возникает вопрос: таким образом, комитет считает, что трёхлетний ребёнок может проявлять активность по принятию мер по обеспечению себя жильём или иной недееспособный с точки зрения законодательства гражданин, который является субъектом данных правоотношений? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Не очень понятно, в чём состоит вопрос. Скорее, это упрёк, наверное, в том, что мы собираемся повесить или предлагаем повесить на трёхлетнего ребёнка обязанности по приобретению для себя жилья. Всякую идею можно довести до абсурда, и тогда она представляется едва ли не уголовным преступлением. На самом деле идёт речь совсем о другом. Поскольку Государственная Дума Ярославской области предлагает сохранить за бывшими членами семьи нанимателя право пользования этими помещениями на неопределённый срок, это означает, что даже если он сегодня недееспособен и у него есть опекун, попечитель, у него есть мать и так далее, то ясно, что они будут заниматься этим, его родители, его опекуны и попечители. Если он недееспособный, он будет недееспособен не только до восемнадцати лет, но и дальше. Но это не означает, что комитет говорит, что мы должны повесить только на них все эти заботы, разумеется, нет. Идёт речь совсем о другом, мы говорим, и комитет исходит из этого, что закреплять на неопределённое время, то есть на всю жизнь, за бывшими членами семьи нанимателя право пользования жилым помещением, отчуждаемым им, этим собственником, - это означает нарушать права другого гражданина Российской Федерации. Как бы то ни было, но они все наши граждане. Товарищи, ну давайте же посмотрим как-то объективно на это! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Нина Александровна Останина, последний вопрос. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Валерию Васильевичу. Уважаемый Валерий Васильевич, вы затруднились привести статистические данные, которые показывали бы актуальность принятия этого законопроекта, я приведу такую цифру из отчёта за 2006 год. Уполномоченный по правам ребёнка города Москвы Головань говорит о том, что 30 процентов всех обращений, которые касаются нарушений прав ребёнка, как раз связаны с жилищным законодательством, поэтому, он сказал, обращаются к ним, а также к депутатам Думы, с тем чтобы они помогли правоприменителям, то есть он в свою очередь не может дать какие-то конкретные рекомендации, потому что существует такой правовой пробел, и попросил нас этот правовой пробел ликвидировать. Вы привели в качестве главного аргумента то, что ваш комитет существует для того, чтобы объяснять формальные позиции и конструкцию каждого законопроекта. Я считаю, что если в уста Голованя вложить вот эти слова, то вряд ли это принесёт какую-то пользу... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задайте вопрос. Десять секунд добавьте депутату Останиной, для того чтобы вопрос сформулировать. ОСТАНИНА Н. А. И в этой связи вот такой вопрос. Наиболее часто встречающиеся случаи: ребёнок изъят из семьи, на некоторое время родители лишены родительских прав, зачастую родители продают квартиру без согласия ребёнка и, если у него малый возраст, без учёта мнения органов опеки и попечительства. Скажите, как в конкретном случае существующий Гражданский кодекс, на который вы ссылаетесь, защитит права этого конкретного ребёнка? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Васильевич. По карточке Исаева. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Уважаемая Нина Александровна, я на самом деле не говорил, затрудняюсь я или не затрудняюсь дать статистику, меня просто об этом никто не спрашивал, и это не входит в наши обязанности, мы не знаем статистики. Но, если вы говорите, что есть правовой пробел, назовите, в чём правовой пробел, ибо примеры, которые вы приводите относительно продажи без согласия ребёнка и так далее, не о правовом пробеле свидетельствуют, а о нарушении закона теми или иными гражданами. Нарушения закона должны рассматриваться в зависимости от того, какого они характера, либо в уголовном судопроизводстве, либо в гражданском судопроизводстве, и нельзя прикрываться разговорами о пробеле в правовом регулировании, в случае если мы говорим об элементарном, извините, примитивном нарушении законодательства. Только суд должен этот вопрос решить, и суд этот вопрос решает, уже сегодня ему предоставлено это право. Вот этот возможный беспредел мы ограничили тем, что ввели обязанность регистрировать все эти договоры и дали право не регистрировать договоры, если у собственника жилого помещения есть какие-то неисполненные обязательства перед бывшими членами семьи. Эта статья впрямую имеет в виду детей, которых пытались несправедливо лишить жилья, так сказать, под сурдинку. Этот вопрос в правовом порядке решён, а всё, что мы сегодня обсуждаем, - это нарушения закона. Ну давайте же не путать два понятия! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, мы завершили процедуру вопросов и ответов. Есть ли желающие выступить? Есть. Раз, два... много рук. Давайте запишемся. Покажите, пожалуйста, результаты записи. Пожалуйста, депутат Шеин. ШЕИН О. В. Это одна из самых спорных и сложных тем в Жилищном кодексе с точки зрения парламента и, наверное, одна из наиболее бесспорных тем с точки зрения значительной части наших избирателей. Думаю, что возражения комитета, которые в основном носят отсылочный характер, отсылают к нормам Гражданского кодекса, являются не совсем правильными. Мы здесь имеем специфическое законодательство, которое не сводится только к отношениям купли-продажи жилых помещений и к имущественным вопросам, в первую очередь это социальные темы, касающиеся прав недееспособной пока ещё части нашего общества, касающиеся прав детей. Больше того, могу сказать, что попытка не воспринимать реально складывающуюся в стране практику является не чем иным, как попыткой не воспринимать практику в том числе и судебных решений. Вообще норма действующего законодательства представляется ещё и во многом коррумпированной, потому что мы, не вводя жёстких, строгих правил, говорим: срок пользования помещениями будет устанавливаться на усмотрение суда. А уже дальше суд, исходя из какой-то внутренней логики и собственного убеждения, будет утверждать этот самый временной промежуток. Совершенно очевидно, что, когда нет жёстких, может быть, даже не по протяжённости, по времени, но чётко установленных государством правил, в подобном случае говорить о том, что решения судов будут адекватны ситуации, не приходится. Больше того, мы реально сталкиваемся с ситуацией, когда в разных случаях суды по идентичным, по аналогичным вопросам могут принимать диаметрально противоположные решения, и граждане России фактически лишаются права на судебную защиту. Поэтому представляется принципиально важным данную поправку нам поддержать и проголосовать за этот законопроект, о чём сегодня говорили я и коллега Гончар, несмотря на то, что рассматривался в первом чтении базовый блок поправок в весь текст Жилищного кодекса. Это на самом деле вещь принципиально важная. Мы должны застолбить этот участок, показать, что мы намерены вернуться к этому вопросу, пересмотреть то, что сегодня написано в Жилищном кодексе, и потом наш пересмотр, который защищает права людей, подтвердить уже при втором чтении базового проекта, который сегодня рассматривается в комитете. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У меня высветилось: Волков Юрий Николаевич. Я так понимаю, что выступать будет Фральцова Тамара Анатольевна. Пожалуйста. ФРАЛЬЦОВА Т. А., фракция "Единая Россия". Валерий Васильевич, наш комитет поддержал данный законопроект, в отличие от вашего комитета. Вы знаете, вот если бы в ваших аргументах, которые вы приводили в отклонение данного законопроекта, прозвучало бы, что сегодня в вашем комитете обсуждаются поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, и в поправках, в частности в поправках 19, 76, 78, которые внесли депутаты нашего комитета, учтены вот те существенные моменты... Ведь не просто обижают наших детей, а выкидывают их на улицу. Сегодня наш комитет завален письмами о том, что по суду, именно с правовой точки зрения, грамотной, с юридической точки зрения, наших женщин вместе с детьми выкидывают на улицу. Буквально вчера на Моховой был приём, и у меня была женщина, у которой двое детей, один ребёнок - инвалид... И ведь суд совершенно правильное вынес решение, это по закону их выселяют на улицу. Так вот, если бы вы сегодня сказали при обсуждении поправок, которые мы внесли, где дети не признаются бывшими членами семьи, а являются всегда членами семьи, отец ведь имеет алиментные обязательства по отношению к ребёнку, - вот если бы вы сегодня сказали, что вы примете эти поправки и тем самым защитите наших детей, я бы вас поняла. Но то, что вы даже не знаете об этих поправках, которые мы приготовили в защиту наших детей, - вот это меня возмущает просто до глубины души. И сегодня члены нашего комитета будут голосовать за этот законопроект, хотя я понимаю, что он с правовой точки зрения изложен не совсем чётко, не совсем правильно. И прежде всего комитету нужно задуматься над тем, как вы вообще смогли в Жилищном кодексе, в том варианте, позволить выкидывать детей на улицу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Безбородов Николай Максимович, пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н. М., фракция "Народно-Патриотический Союз "Родина" (Партия Национального Возрождения "Народная Воля" - Социалистическая единая партия России - "Патриоты России")". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Не только можно приветствовать законодательную инициативу Государственной Думы Ярославской области - её нужно поддержать, поскольку предложен справедливый, гуманный подход, чёткий юридический механизм по обеспечению жильём несовершеннолетних детей, недееспособных граждан. Ну разве нормально, если ребёнок остался с матерью без квартиры и он должен быть выселен, оказаться на улице и никогда не будет иметь права претендовать на жильё, из которого его выселили?! Да, надо защищать права собственника жилья, и, безусловно, мы стоим за такую защиту, но вопрос в другом: какой ценой необходимо это делать? Государственная Дума Ярославской области предлагает это делать, защищая права несовершеннолетних, недееспособных, и её полностью поддержал Комитет по делам женщин, семьи и детей. Правительство Российской Федерации в своём отзыве отмечает, что, защищая права и интересы детей, мы тем самым порождаем иждивенчество. Но как дети дорастут до совершеннолетия - правительство в своём отзыве не даёт ответа на этот вопрос. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству считает, что главное в России - это защитить права собственника. А то, что тысячи детей сегодня выброшены на улицы и не доживут до совершеннолетия, чтобы им потом построить своё жильё... Как будто этой проблемы комитет просто не видит. Поэтому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна позиция. Депутат Останина Нина Александровна. Пожалуйста, включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, у меня сложилось впечатление, когда я ознакомилась с заключением комитета, что данный комитет испытывал определённые затруднения в поиске мотивов для отклонения законодательной инициативы Государственной Думы Ярославской области, настолько надуманны причины отклонения законопроекта. Я не стану повторять аргументы моих коллег - Тамары Анатольевны, депутата Безбородова... Мне просто хочется сказать, что, конечно, с точки зрения законодательной очень уязвимы позиции, которые изложила Государственная Дума Ярославской области в этом законопроекте, но я тоже не согласна с тем, что главное - это освободить государство от финансовых обязательств. Если за детьми сохранится квартира, то государству не надо будет тогда платить за содержание их в детском доме. Я считаю, что государство и так по Конституции, поскольку оно является социальным, должно заботиться о воспитании детей, где бы они ни находились. Этот законопроект, наверное, не столько финансовый, сколько нравственный. И вот эти два начала, Валерий Васильевич, и в вас боролись, когда вы в обоснование необходимости его принятия говорили, что да, в наши депутатские приёмные приходят, обращаются в каждом регионе. И это действительно так. На самом деле все затрудняются привести статистику, сколько таких детей оказалось сейчас за бортом. Но что мешает нам сегодня принять за основу законодательную инициативу, предложенную ярославцами, затем доработать её во втором и в третьем чтениях, довести до совершенства? И я полагаю, что это будет очень хорошим аргументом для депутатов, которые не только с точки зрения юридической целесообразности подходят к законопроекту, но ещё и учитывают, наверное, нечто человеческое, что сохранилось в нашем обществе. Поэтому я прошу поддержать этот законопроект, ибо, действительно, если мы не на словах, а на деле защищаем интересы наших детей, то это прямой показатель. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Хованская Галина Петровна. Потом я вам дам слово по ведению, депутат Гончар и депутат Семаго. ХОВАНСКАЯ Г. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые депутаты, я хочу вам рассказать, что происходит сегодня при применении частей 4 и 5 статьи 31 Жилищного кодекса. Если наш гуманный суд примет решение о сохранении права пользования за несовершеннолетним ребёнком, недееспособным, инвалидом и так далее, то это не исключает, что на следующий день собственник жилого помещения, наплевав на судебное решение, сможет его продать. Именно так записано в части 5 статьи 31. Поэтому я считаю, что на сегодняшний день наличие поправок, которые просто обязывают хотя бы выполнить судебное решение, состоявшееся и вступившее в законную силу, - что, я думаю, у моих коллег-юристов не вызывает никакого сомнения - и по которым идут огромные дебаты, в таблице отклонённых - это тот оселок, из-за которого можно завалить весь проект, вы понимаете? Вопрос более чем принципиальный. Жуткие трагедии сейчас на наших глазах разворачиваются, когда из семей, далеко не относящихся к асоциальным, выселяют бывшую жену с родным ребёнком, потому что Верховный Суд в соответствии с принятым нами Жилищным кодексом даёт разъяснение, что ребёнок может быть бывшим членом семьи собственника. И после этого разъяснения пачками пошли решения о выселении несовершеннолетних детей на улицу. Выселяют отцы, выселяет бабушка трёхлетнего ребёнка, который находится в гематологии и которому каждый день переливают кровь. Что творится в стране - это знают только одномандатники, которые имеют совесть и проводят регулярные приёмы. Нам немедленно нужно принимать большой проект хотя бы для того, чтобы если суд принял нормальное, гуманное решение, то это решение должно быть исполнено. Ведь что произошло, когда у нас этот документ прошёл в первом чтении? Подняли бучу ипотечные банки, поставили всех на уши: вы нарушаете, разрушаете ипотеку... Никакого отношения эта ситуация с отцом-алкоголиком не имеет к ипотеке. Это добросовестные отцы берут кредиты и покупают жильё для своих детей. Так что я прошу вас прекратить заниматься демагогией, немедленно принять поправки к статье 31, потому что на сегодняшний день никто не сказал, куда этих детей нужно разместить, понимаете? Если бы вы сначала решили проблему, куда их отправлять - в детский дом при живом отце или куда-нибудь ещё, в манёвренный фонд, - и тогда бы уже принимали эти поправки, но вы сначала начали выселять своими нормами, а потом решать проблему. Поэтому при всём несовершенстве проекта я его поддержу и прошу коллег его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я просто в качестве дополнения или уточнения. Я думаю, что в данном случае Валерий Васильевич докладывает позицию комитета. Он просто обязан это делать, хотя его личная позиция может быть и иной. Пожалуйста, по ведению - депутат Гончар... Прошу прощения, сначала заключительное слово. Депутат Сизов от имени субъекта права законодательной инициативы. Пожалуйста, Александр Александрович, с места. СИЗОВ А. А. Спасибо, Олег Викторович. Я думаю, что обсуждение ещё раз подчеркнуло: проблема эта острейшая, она существует. И думаю, что Государственная Дума Ярославской области ещё наработает новый законопроект, а комитеты наши - я обращаюсь и к Валерию Васильевичу, и к нашему Комитету по делам женщин, семьи и детей - им в этом помогут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента не настаивает на участии в обсуждении? Представитель правительства также. Валерий Васильевич, пожалуйста, заключительное слово. По карточке Исаева. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Заключительное слово, очень короткое. Уважаемые коллеги, все мнения, все высказывания, которые здесь прозвучали... Спасибо Олегу Викторовичу, что он сказал обо мне такие тёплые слова. Это на самом деле так: моё личное мнение не во всём совпадает с позицией комитета, может быть, надо было бы более жёстко решить эти вопросы. Но нельзя всё-таки не согласиться с мнением о том, что, предлагая решить очень важный, очень больной сегодня вопрос для нашего общества, Государственная Дума Ярославской области подходит к этому как бы, скажем, не через ту дверь. Мы предлагали и предлагаем, и сейчас, только что в процессе обсуждения я Николаю Николаевичу сказал: "Я готов подписаться под законопроектом, давайте войдём с проектом о внесении необходимых изменений в Гражданский кодекс и будем эту проблему решать". Но Жилищный кодекс решает проблему взаимоотношений между собственниками жилья и государством, между членами семьи и бывшими членами семьи, но он не решает тех вопросов, не может решать тех вопросов, которые предлагается решить путём изменения статьи 31. Мы не решим, мы тогда, извините, будем заниматься самым примитивным популизмом: мы будем говорить, что мы проблему решили, а она от этого не сдвинется с мёртвой точки. Вот позиция нашего комитета. И я прошу вас учитывать это не в порядке критики того, что мы формально или не формально подошли, ибо формальный подход к законодательству - это то, что спасает нас с вами от шараханья в одном законе по отношению к другому закону. А что касается решения этой проблемы, то давайте будем решать, но это будет уже другой проект. Давайте будем его обсуждать. Давайте сегодня, я не знаю... На стадии обсуждения до пленарного заседания мы могли бы предложить, наверное, и субъекту права законодательной инициативы внести изменения в проект, как это предлагается статьёй 120 нашего с вами Регламента, но сейчас мы находимся на пленарном заседании, и мы, к сожалению, вынуждены принимать решение. У нас только одно: либо да, либо нет. Что касается данного проекта - я вам доложил позицию комитета, вы вправе её поддержать или не поддержать, это вы решите, но что касается решения проблемы, то я считаю, она лежит в другой плоскости, и готов и приглашаю всех, кто к этому готов: давайте будем работать. В частности, это высказал депутат Шеин. Частично то, что он сказал относительно внесения необходимых изменений, я поддерживаю, я готов работать, но это будет другой закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Позиция комитета понятна - что если речь идёт именно о данном законопроекте в его нынешнем виде, то к нему есть соответствующие юридические замечания. Не настаивает депутат Гончар? Нет, настаивает. Пожалуйста, депутат Гончар, по ведению. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, с моей точки зрения, ничто не мешает нам в постановлении, которое мы сейчас примем, записать: пункт первый - отклонить, но вместе с тем предложить ярославской Думе - и мы можем это сделать - внести в качестве законодательной инициативы изменения в статью 272 Гражданского кодекса, статью 292 Гражданского кодекса и перечислить. И для нашего комитета, который представляет сейчас коллега Гребенников, не составит никакого труда - если хотите, будет делом чести - вместе с ярославской Думой к моменту обсуждения того самого законопроекта, который принят в первом чтении, внести эти документы. Мне представляется, это было бы очень важным. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Семаго, пожалуйста. И будем принимать решение. СЕМАГО В. В. Спасибо, уважаемый председательствующий. Я бы хотел в порядке нововведения предложить вот что. У нас очень часто возникает ситуация, когда законодательные инициативы с мест фактически по вполне обоснованным причинам и основаниям откладываются или отклоняются нашим парламентом. Но мной предлагается комитетам, которые принимают участие в обсуждении этих инициатив, всё-таки острее и точнее относиться к этим инициативам, они, может быть, несколько ближе, чем мы, к проблематике. Поэтому надо ставить на вид комитетам, которые, занимаясь законодательными инициативами с мест, тем не менее потом просто отвергают их, а собственные проекты по этой тематике отходят на неопределённое время. Вот надо поставить в качестве первоочередной задачи для комитетов ярче и точнее относиться к инициативам с мест. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, понятно мнение депутата Семаго. Я так понимаю, что у депутата Сизова как у представителя Государственной Думы Ярославской области нет полномочий отзывать законопроект, поэтому мы не можем сейчас его снять с голосования. Но есть другое предложение депутата Гончара: сформулировать (но у нас, правда, нет письменного... будем считать, что он сказал под протокольную запись, под стенограмму) предложение о том, что независимо от результатов голосования нужно обратиться к субъекту права законодательной инициативы с предложением внести соответствующие изменения, в том числе в другие законодательные акты. Хотя я слышу с места реплику депутата Хованской о том, что, может быть, более эффективно было бы заняться в комплексе всеми теми поправками, которые касаются этой проблематики, - и в жилищное законодательство, и в другие сопутствующие законодательные акты. Тем не менее с формальной точки зрения я не могу не ставить на голосование пункт 10, законопроект, который мы с вами обсуждаем, "О внесении изменения в статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации". И если вдруг так случится, что сегодня Дума поддержит предложение комитета и законопроект будет отклонён, я предлагаю учесть предложение депутата Гончара. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 44 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 98 чел. Не голосовало 352 чел.78,2% Результат: не принято Отклоняется законопроект. По ведению - депутат Фральцова. По карточке Волкова Юрия Николаевича. ФРАЛЬЦОВА Т. А. Олег Викторович, я ещё раз обращаю внимание всех коллег, наших депутатов: поправки во все статьи Гражданского кодекса, Жилищного кодекса, которые затрагивают эту проблему, защищают детей, находятся в комитете уже два месяца. И я просто ещё раз обращаюсь к членам комитета (не нашего комитета): обратите, пожалуйста, внимание на эти поправки - время не терпит, за то время, пока мы это откладываем, вообще, тысячи детей оказываются на улицах! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Анатольевна, я поддерживаю ваше предложение. Обращаю внимание комитета: учитывая значимость проблемы, давайте как можно быстрее добьёмся того, чтобы эта тема стала предметом пленарного обсуждения и по ней было принято решение. Коллеги, давайте завершим на этом обсуждение.