Заседание № 50

01.10.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 290744-3 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за правонарушения в сфере миграционных отношений; принят в первом чтении 21 апреля 2004 года с названием "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1129 по 1405 из 2597
Пункт 6 - это из блока законопроектов, рассматриваемых во втором чтении, - о    
проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской           
Федерации об административных правонарушениях". Доклад председателя Комитета    
по конституционному законодательству и государственному строительству           
Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста.                                      
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия".     
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен    
проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской            
Федерации об административных правонарушениях", подготовленный к рассмотрению   
во втором чтении.                                                               
                                                                                
Законопроект предусматривает усиление административной ответственности за       
правонарушения, совершаемые в сфере миграционных отношений, а также             
приведение соответствующих статей Кодекса Российской Федерации об               
административных правонарушениях в соответствие с законодательством,            
регулирующим правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, и    
законодательством, устанавливающим порядок выезда из Российской Федерации и     
въезда в Российскую Федерацию.                                                  
                                                                                
Незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без        
гражданства из стран ближнего и дальнего зарубежья, а особенно из стран         
ближнего зарубежья, в последнее время получает всё большее и большее            
распространение с учетом привлекательности жизни в Российской Федерации.        
Имеет место устойчивая тенденция превышения числа незаконно въехавших в         
Российскую Федерацию и незаконно пребывающих на территории Российской           
Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства над числом мигрантов,       
законно находящихся на территории Российской Федерации, по некоторым оценкам    
- в несколько миллионов лиц. Незаконное пребывание на территории Российской     
Федерации большого числа иностранных граждан и лиц без гражданства, не          
имеющих установленных международным и российским законодательством              
документов, подтверждающих право на проживание и пребывание на территории       
Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности и              
безопасности государства, правам и свободам граждан Российской Федерации, а     
также общественному порядку. Я также должен отметить, что незаконное            
пребывание на территории Российской Федерации иностранных граждан создает       
угрозу и для данных иностранных граждан, создает возможности для шантажа и      
коррупции.                                                                      
                                                                                
В связи с указанной ситуацией возрастает и количество иностранных граждан,      
привлекаемых к административной ответственности за нарушение правил             
пребывания в Российской Федерации, в том числе и выдворяемых из Российской      
Федерации. Количество их из года в год увеличивается.                           
                                                                                
С учетом изложенного в законопроекте предлагается ряд мер, направленных на      
нормализацию и улучшение ситуации в указанной области. Так, предлагается        
установить штраф в повышенном размере - до двухсот минимальных размеров         
оплаты труда для должностных лиц и до пяти тысяч для юридических лиц - за       
нарушение правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных     
граждан и лиц без гражданства и правил привлечения и использования в            
Российской Федерации иностранных работников, дополнив соответственно статью     
3.5 кодекса.                                                                    
                                                                                
Более четко в статье 18.8 кодекса, устанавливающей ответственность за           
нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания   
(проживания) в Российской Федерации, изложено, какие действия составляют        
нарушения режима и служат основанием для привлечения к административной         
ответственности. Правовым основанием для указанного уточнения является статья   
25-10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда    
в Российскую Федерацию", в соответствии с которой иностранный гражданин или     
лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с            
нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих     
право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие        
такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в                
территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего      
вопросами внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации   
по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно      
нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации,   
являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут      
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.        
                                                                                
Законопроектом также предлагается внести изменения в название и диспозицию      
части 2 статьи 18.9 кодекса в соответствии с Федеральным законом "О правовом    
положении иностранных граждан в Российской Федерации". В соответствии со        
статьей 16 указанного закона постоянно проживающим в Российской Федерации       
иностранным гражданам наряду с гражданами Российской Федерации предоставлено    
право обращаться с ходатайством о приглашении иностранных граждан и лиц без     
гражданства в Российскую Федерацию. В этой связи в законопроекте предлагается   
соответственно дополнить название статьи и диспозицию ее части 2, установив     
ответственность за непринятие гражданином Российской Федерации или постоянно    
проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином, пригласившими в     
Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства по        
частным делам и предоставившими им жилое помещение, мер по обеспечению в        
установленном порядке их своевременной регистрации и выезда за пределы          
Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в Российской   
Федерации. Одновременно предлагается ужесточить ответственность за указанное    
правонарушение и вместо ранее установленного административного штрафа в         
размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда установить штраф    
в размере от пяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда,           
одновременно исключив предупреждение как альтернативное наказание.              
                                                                                
В статье 18.9 кодекса также усилена ответственность в части 1 - до пятидесяти   
минимальных размеров оплаты труда вместо ранее установленных десяти - за        
нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации     
иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающей их             
обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий       
пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию        
Российской Федерации, установленного порядка их регистрации, оформления         
документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места    
жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.                       
                                                                                
В части 3 этой же статьи установлен штраф, налагаемый на граждан, должностных   
и юридических лиц, соответственно от двадцати до пятидесяти и до пятисот        
минимальных размеров оплаты труда за предоставление жилого помещения или        
транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или     
лицу без гражданства, находящемуся в Российской Федерации с нарушением          
установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.      
                                                                                
За нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации          
иностранных работников установлен штраф для граждан в размере от десяти до      
двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, для должностных лиц - от       
двадцати пяти до ста и для юридических лиц - от пятисот до двух тысяч           
минимальных размеров оплаты труда. За осуществление иностранным гражданином     
трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу вместо    
ранее установленного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров    
оплаты труда предлагается установить штраф в размере от десяти до двадцати      
пяти минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за        
пределы Российской Федерации или без такового.                                  
                                                                                
Ужесточение ответственности за указанные правонарушения связано с весьма        
значительной степенью их общественной вредности.                                
                                                                                
Также законопроектом установлена ответственность транспортной или иной          
организации, осуществляющей международную перевозку, за непринятие входящих в   
ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на           
транспортное средство и использование его для незаконного въезда в Российскую   
Федерацию. За указанное правонарушение установлен административный штраф для    
юридического лица в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров     
оплаты труда.                                                                   
                                                                                
Значительно увеличено наказание за проживание гражданина Российской Федерации   
без удостоверения личности, паспорта или без регистрации (статья 19.15          
кодекса).                                                                       
                                                                                
Законопроектом сокращены сроки рассмотрения дела об административном            
правонарушении, совершение которого влечет административное выдворение, и       
сроки рассмотрения жалобы по постановлению об административном выдворении.      
                                                                                
На законопроект поступило двадцать пять поправок, из которых одна поправка      
отклонена, двадцать четыре приняты.                                             
                                                                                
На отдельное голосование прошу вынести мою техническую поправку к статье 18.8   
кодекса, устанавливающую ответственность за нарушение иностранным гражданином   
или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации и            
приводящую название статьи в соответствие с ее диспозицией: название статьи     
дополняется словом "проживание".                                                
                                                                                
До голосования по таблицам я бы хотел обратить внимание на то, что положения    
данного законопроекта не направлены на какую-либо обособленную национальную,    
религиозную или иную группу граждан, и какого-либо рода ограничения в этой      
связи, как иногда предлагается, с нашей точки зрения, являются абсурдными.      
                                                                                
Вашему вниманию предоставляются две таблицы поправок - таблица 1 поправок,      
одобренных комитетом, и таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к         
отклонению. Предлагаю проголосовать за таблицу 1.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, в таблице 1 поправок,                 
рекомендованных к принятию, находится двадцать четыре поправки. Есть ли         
какие-либо замечания по данной таблице? Нет замечаний. Тогда ставится на        
голосование полностью таблица 1 поправок, рекомендованных к принятию.           
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              367 чел.81,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    367 чел.                                          
Не голосовало                  83 чел.18,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
По таблице 2, пожалуйста, Владимир Николаевич.                                  
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Предлагаю проголосовать за таблицу 2, в ней содержится одна        
отклоненная поправка.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания по таблице поправок, рекомендованных    
к отклонению? Нет замечаний. Тогда ставится на голосование таблица 2            
поправок, рекомендованных к отклонению. Кто за? Прошу голосовать.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              364 чел.80,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.19,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы определились по таблицам поправок, теперь нам            
необходимо проголосовать законопроект во втором чтении.                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Техническая поправка еще есть? Пожалуйста, Владимир       
Николаевич, огласите.                                                           
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, предлагаю проголосовать дополнительно           
розданную техническую поправку, вынесенную на отдельное голосование.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Здесь действительно есть просто техническое уточнение,    
то есть редакционное уточнение статьи 18.8. Нет замечаний по данной поправке?   
Нет. Нам необходимо проголосовать за поправку, внесенную депутатом Плигиным.    
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              364 чел.80,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.19,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Теперь мы все рассмотрели поправки, Владимир Николаевич?                        
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Да.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование: принять данный проект            
федерального закона во втором чтении. Кто за?                                   
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              373 чел.82,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    373 чел.                                          
Не голосовало                  77 чел.17,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Николаевич, предложение.                                   
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект      
подготовлен к третьему чтению, проведены правовая и лингвистическая             
экспертизы, замечаний по тексту нет. Соответствующее заключение Правового       
управления Аппарата Государственной Думы имеется. В этой связи предлагаю        
законопроект принять в третьем чтении. Спасибо.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет замечаний по данному предложению? Нет замечаний.      
Уважаемые депутаты, в рамках "часа голосования" ставится на голосование:        
принять проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской    
Федерации об административных правонарушениях" в третьем чтении. Кто за?        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 21

21.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 290744-3 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за правонарушения в сфере миграционных отношений; внесен депутатом Государственной Думы третьего созыва Н. А. Овчинниковым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4877 по 4955 из 6017
Переходим к рассмотрению пункта 14, проекта федерального закона "О внесении     
изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных        
правонарушениях". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по       
конституционному законодательству и государственному строительству Москалец     
Александр Петрович. Пожалуйста.                                                 
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Незаконная   
миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства из    
других стран получает, как мы отмечаем, всё большее и большее                   
распространение. В связи с указанной ситуацией возрастает и количество          
иностранных граждан, привлекаемых к административной ответственности за         
нарушение правил пребывания в Российской Федерации, в том числе и выдворяемых   
из России. И вот несколько цифр. Вот если в 1996 году было привлечено к         
административной ответственности 160 746 иностранных граждан и лиц без          
гражданства за эти правонарушения и было выдворено 14 544 человека, то в 2001   
году (ну, у нас имеется в распоряжении статистика наиболее ясная на этот год)   
было привлечено уже 170 396 иностранных граждан и лиц без гражданства и         
выдворено уже 22 179 человек.                                                   
                                                                                
Вот в связи с изложенным в законопроекте предлагается дополнить                 
соответствующим образом статьи 18.8, 18.9 - ну, всего пять статей Кодекса об    
административных правонарушениях. Правовым основанием для указанного            
дополнения является Федеральный закон "О порядке выезда из Российской           
Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в соответствии с которым            
иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию         
Российской Федерации с нарушением установленных правил, являются незаконно      
находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в       
соответствии с законодательством нашей страны. Это дополнение предложено и с    
учетом требований принятого 25 июля 2002 года Федерального закона "О правовом   
положении иностранных граждан в Российской Федерации". Одновременно в этом      
законопроекте предлагается ужесточить ответственность за указанное              
правонарушение. Также предлагается дополнить статью, устанавливающую            
ответственность за доставление организацией, осуществляющей международные       
перевозки, в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без          
гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы либо не имеют      
установленных документов, дающих право для въезда в Российскую Федерацию.       
                                                                                
Предлагаемое увеличение размеров административных штрафов, налагаемых на        
работодателя за нарушение правил привлечения и использования в Российской       
Федерации иностранной рабочей силы, обусловлено и быстрым ростом внешней        
трудовой миграции. Среди иностранных рабочих, используемых в России в           
качестве рабочей силы, очень велика доля нелегалов. Так, в 2001 году            
количество иностранцев, незаконно прибывших на работу в Россию, по разным       
оценкам, составляло от 5 до 10 миллионов человек. Далее в законопроекте         
предлагается уменьшить срок рассмотрения судами дел об административных         
правонарушениях, влекущих в качестве меры наказания административное            
выдворение.                                                                     
                                                                                
С учетом всего изложенного Комитет Государственной Думы по конституционному     
законодательству и государственному строительству поддерживает указанный        
законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.    
Мы полагаем возможным доработать его ко второму чтению уже с учетом замечаний   
и предложений. Они у нас и сейчас уже имеются. Я думаю, у депутатов они между   
первым и вторым чтениями также появятся.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Коллеги, правительство также поддерживает данный законопроект. Комитет дал      
положительное заключение. Будете ли задавать вопросы по данному                 
законопроекту? Нет. Есть предложение поставить на голосование: принять в        
первом чтении. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?    
Прошу определиться голосованием.                                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              392 чел.87,1%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.