Заседание № 155
16.04.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 290488-5 "О ратификации Соглашения о Секретариате Комиссии таможенного союза".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1160 по 1572 из 7051
У нас блок ратификации. Проект федерального закона "О ратификации Соглашения о Секретариате Комиссии таможенного союза". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра экономического развития Российской Федерации Андрея Александровича Слепнёва. СЛЕПНЁВ А. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Добрый день, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение представляется предложение о ратификации международного договора из общего блока договоров, формирующих правовую базу таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а именно Соглашение о Секретариате Комиссии таможенного союза, которое было подписано в ходе заседания высшего органа таможенного союза - Межгосударственного совета - 12 декабря 2008 года. Данный договор подписан в развитие базовых договоров таможенного союза, в частности в соответствии с договором о Комиссии таможенного союза как наднациональном органе союза. Несколько слов о предмете регулирования. Секретариат осуществляет организацию работы Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, Комиссии таможенного союза. Основные функции: подготовка материалов, проектов решений, рекомендаций, мониторинг соблюдения сторонами положений международных договоров, входящих в базу таможенного союза, исполнения решений комиссии, мониторинг анализа законодательства каждой из сторон в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности, подготовка проектов международных договоров и иных документов таможенного союза, взаимодействие с органами таможенного союза, подготовка проекта сметы расходов комиссии и её исполнение, иные функции, которые поручаются секретариату высшим органом таможенного союза. Соглашением фиксируется организационная структура секретариата, регламентируется порядок набора персонала, специфика деятельности сотрудников как международных служащих. Одновременно с соглашением были утверждены документы, обеспечивающие функционирование секретариата, а именно: структура, положение о смете расходов, порядок определения уровня денежного содержания. Секретариат осуществляет свою деятельность с 1 января 2009 года и работает с учётом переданных с 1 января 2010 года полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Уже организовано при его непосредственном участии четырнадцать заседаний комиссии, на которых принято более ста девяноста решений. Ответственным секретарём, руководителем секретариата является представитель Российской Федерации Глазьев Сергей Юрьевич. Формирование кадрового состава осуществляется поэтапно. В настоящее время работают семь структурных подразделений численностью семьдесят девять человек. С 1 апреля увеличивается численность до ста одиннадцати человек, с 1 ноября - до ста тридцати человек. С 1 января 2011 года набирается уже полный состав - сто восемьдесят человек с учётом тех задач, которые постоянно увеличиваются в рамках таможенного союза. Финансирование осуществляется за счёт средств сторон в соответствии со сметой. Российская Федерация пропорционально имеющимся голосам в комиссии финансирует 57 процентов сметы, остальные два партнёра по таможенному союзу - по 21,5 процента. Смета на 2010 год составила 267,5 миллиона. Сегодня будет заседание комиссии, на котором эта цифра будет увеличена с учётом расширения штатной численности. Пропорционально взносам делятся и квотные должности в руководящих органах секретариата. Как я сказал, ответственным секретарём является представитель Российской Федерации, так же из Российской Федерации на сегодня три руководителя департаментов, два заместителя. Спасибо за внимание. Прошу поддержать данное соглашение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Островский Алексей Владимирович сделает содоклад от комитета. Пожалуйста, Алексей Владимирович. ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые Любовь Константиновна, Владимир Вольфович! Предваряя оценку позиции депутатов - членов комитета по рассматриваемому соглашению, хочу отметить большую работу, которую осуществила наша палата по ратификации международных договорённостей Российской Федерации, связанных с созданием действенного механизма функционирования таможенного союза трёх государств в рамках Евразийского экономического сообщества. Хочу напомнить вам, коллеги, что в 2008 году Россия ратифицировала первый пакет из четырёх международных договоров, определяющих условия создания и статус единой таможенной территории, институциональную структуру таможенного союза, механизм присоединения других государств - членов ЕврАзЭС. Вслед за этим было ратифицировано девять международных договоров. 12 декабря 2008 года главами правительств было подписано ещё четырнадцать международных договоров, среди которых и Соглашение о Секретариате Комиссии таможенного союза. Подавляющее большинство этих договоров сторонами уже ратифицировано, что дало возможность особенно после вступления Единого таможенного тарифа приступить с 1 января текущего года к первому этапу работы таможенного союза. Хочу отметить, что одним из самых важных документов, ратифицированных Государственной Думой, был Договор о Комиссии таможенного союза, в статье 2 которого предусматривается поэтапная передача комиссии части полномочий государственных органов сторон с целью выполнения ею основной задачи - деятельного обеспечения условий функционирования и развития таможенного союза. Комиссия также наделена правом принятия обязательных для сторон решений. То есть мы впервые на постсоветском пространстве получаем возможность построить действенный наднациональный орган. В этом, собственно, и заключается не только юридическая важность договора о создании комиссии, но и огромное политическое значение. Можно с уверенностью заявить, что мы впервые за много лет предприняли попытку осуществить прорыв в области региональной экономической интеграции. Представленное вашему вниманию соглашение, в свою очередь, определяет и закрепляет функции секретариата как рабочего органа Комиссии таможенного союза. Секретариат будет вести организацию работы высшего органа таможенного союза - Межгосударственного совета ЕврАзЭС и самой комиссии, а также заниматься их организационно-техническим обеспечением. Комитет на своём заседании несколько дней назад рассмотрел законопроект и рекомендует Государственной Думе ратифицировать настоящее соглашение как отвечающее национальным интересам нашего государства. Соисполнитель по данному вопросу - Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству также поддерживает ратификацию соглашения. На взгляд депутатов - членов этих комитетов, ратификация отвечает политическим, экономическим интересам России, а в будущем - и потребностям формирования таможенного союза и будет способствовать эффективной реализации общих выгод и национальных интересов всех стран-участниц. Просим поддержать наше решение и ратифицировать данное соглашение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, задержитесь на трибуне. Пожалуйста, коллеги, есть ли вопросы? Депутат Федоткин, депутат Багдасаров - два вопроса, подводим черту. Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. Вот я не знаю, к кому из докладчиков, может, к тому и другому вопрос. Конечно, таможенный союз - это хорошо, но я хотел бы уточнить в практическом плане. Наверняка просчитывали варианты, не приведёт ли это к развитию той болезни, которая сегодня есть: идут в Россию те товары, которые можем мы сами производить в сельском хозяйстве, в малом, среднем бизнесе, более дешёвые и подавляют нашу экономику. О политической стороне вы сказали, о других сторонах - это общие слова эмоциональные. Экономически не приведёт ли это к подавлению ещё большему наших товаропроизводителей? Кто-то считал это в цифрах или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто ответит на вопрос? Пожалуйста, включите микрофон в ложе. СЛЕПНЁВ А. А. Конечно, мы оценивали экономические последствия. Есть экономические последствия краткосрочные, есть долгосрочные. Что касается краткосрочных, то вопросы, связанные с конкурентным положением отечественных и зарубежных, импортных товаров в основном регулируются мерами тарифными, таможенно-тарифными или осуществляется нетарифное регулирование. Могу сказать, что в этой части фактически ничего для российских производителей не поменялось, поскольку в основу единого тарифа включён российский действующий тариф, что нельзя сказать о ситуации в наших странах-партнёрах. Например, в Казахстане, где повышение затронуло порядка трёх с половиной тысяч из десяти тысяч товарных позиций, конечно, ситуация достаточно напряжённая, потому что существенно повысились пошлины на автомобили, на бытовую технику, на другие виды продукции, и сегодня этот рынок активно замещается продукцией российского производства. Здесь, мы считаем, плюс для нас, поскольку мы получили выход на новый рынок. Вместе с тем мы понимаем, что стратегически важно организовать большое экономическое пространство, которое действительно было бы центром экономическим и регионам позволяло на самом деле выстраивать серьёзные производства, ориентированные на внутренний рынок таможенного союза, который составляет порядка ста семидесяти с лишним миллионов человек, а также активно работать на экспорт. Последствия оценивались как позитивные, понятно, оценки условные, но считается, что в течение десяти лет дополнительно порядка 16 процентов рост ВВП для всех стран. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Багдасаров. БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". То, что таможенный союз - это хорошо и что он нуждается в дееспособности, не вызывает сомнения. У меня два вопроса. Первый вопрос: как работа таможенного союза может сказаться на нашей национальной безопасности, особенно в таких вопросах, как проблема борьбы с наркотиками и терроризмом? И второй вопрос: как вы смотрите (я этот вопрос задаю Андрею Александровичу) на перспективу возможного вхождения в таможенный союз Киргизии и Таджикистана? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. СЛЕПНЁВ А. А. Что касается безопасности, у нас есть два вектора: первый - российско-белорусский, второй - российско-казахстанский. Российско-белорусский вектор по факту уже сегодня работает в режиме открытой границы. Органы, ответственные за осуществление соответствующих видов контроля, достаточно позитивно оценивают уровень контроля на внешнем контуре границы, на белорусском его участке, как по части наркотрафика, так и по другим видам. И ещё раз скажу, что, по сути говоря, изменения с 1 июля текущего года затронут только режим таможенного оформления товаров. По другим видам ситуация как была, так и останется. Что касается казахстанского направления, ситуация отличается. Во-первых, мы понимаем риски, которые идут по южному контуру таможенного союза, по казахстанской границе, поэтому контроль, как пограничный, так и таможенный, не снимается с 1 июля 2010 года. Условная дата снятия этого контроля, я имею в виду таможенный контроль, - 1 июля 2011-го, но это будет сделано в случае, если будут выполнены объявленные казахстанским руководством планы по укреплению южной границы. По Киргизии и Таджикистану. Здесь разговор пока, в общем, достаточно беспредметный. По Киргизии вы знаете ситуацию, да и прошлое руководство рассматривало возможность вхождения в союз в качестве отдалённой перспективы. Учитывая, что Киргизия является членом ВТО, она рассматривается нами пока в качестве наблюдателя. Что касается Таджикистана, вопрос также требует ещё проработки, потому что мы формально даже не имеем общей границы с Таджикистаном. В постановочном плане оба эти государства проявляют интерес, в практическом плане переговоров каких-то о присоединении пока не начиналось. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Владимирович, хотите добавить что-то? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста. По ведению - Владимир Вольфович. До выступлений Жириновский просит слова по ведению. Включите микрофон на рабочем месте. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я именно по ведению. Я вообще не понял, что мы сейчас обсуждали. Соглашение о секретариате - это то же самое, что 2-й и 3-й пункты об изменениях в комитетах, которые мы утвердили. Соглашение предусматривает, кого берут в секретариат, где находится секретариат, - это чисто технические, кадровые вопросы, вопросы финансирования. А вопросы задавались и ответы прозвучали, связанные с деятельностью таможенного союза. У меня огромное количество проблем, я сейчас мог бы тоже выступить, десять минут могу выступать сейчас. Давайте точно следовать содержанию. Если у нас депутаты не могут прочесть то, что мы ратифицируем, - это очень опасно. Мы сейчас утвердили положение об органе - кадровый, технический вопрос: сколько человек будет работать, находится в городе Москве, будут получать такую-то зарплату, социальное обеспечение, всё. Там нет никаких проблем, связанных с самим таможенным союзом, а мы обсуждаем таможенный союз. Или депутаты не умеют читать повестку дня, или не знают вообще, что такое ратификация. Я бы хотел, чтобы здесь было больше юристов, потому что я тоже мог бы здесь выступать, но мы ратифицируем не... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, ваше замечание по содержанию имеет, в общем, определённое значение, но, увы, так устроена наша депутатская жизнь: депутаты у нас люди суверенные - что хотят, то и... По ведению - Кашин Борис Сергеевич. Вы об этом же? КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Я хочу сказать, что, вообще, заявление Владимира Вольфовича Жириновского просто удивительное. С какой стати он вдруг стал цензором, когда сам говорит, о чём хочет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну я только что сказал об этом, Борис Сергеевич. Я другими словами сказал, что депутат имеет право понимать текст так, как понимает. Настаивает ли кто-то на выступлении? Две руки - депутат Багдасаров и депутат Драганов. Коллеги, вы будете выбирать весь регламент, десятиминутный регламент, учитывая замечание Жириновского, что мы обсуждаем соглашение о секретариате комиссии? Давайте установим пятиминутный регламент? Валерий Гаврилович, вы не возражаете против пятиминутного регламента? Не возражает. Пожалуйста, депутат Багдасаров. Хотите на трибуну? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, ваша рука была первая. Я как вижу, так и... как тот чукча. Нет, я в хорошем смысле. Пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А. Во-первых, мы все достаточно разумные люди, мы прекрасно умеем читать, понимаем, что такое секретариат, но это не просто секретариат, это Секретариат Комиссии таможенного союза. Почему же мы не можем поднять вопрос о таможенном союзе? Я считаю, что это правильно, когда поднимается вопрос о сути, а не просто о его технической составляющей. Не надо нас тут поучать, слава богу, мы тоже учёные. Таможенный союз - это прекрасная вещь, вне всякого сомнения. Я недаром задавал два вопроса, и, кстати, я очень доволен ответами, они компетентные и как бы успокаивающие нас. Действительно, у нас ведь таможенный союз - это сейчас три огромных государства. Есть западная граница, где всё нормально, а есть где-то южная граница, где у нас очень много вопросов. Июль 2011 года наступит как бы неожиданно, и мы вынуждены будем применить такие же методы по Казахстану, как по Белоруссии. И когда мы говорим о секретариате, мы прекрасно понимаем, что на этот секретариат будет возложена большая задача по урегулированию этих вопросов, и они уже сейчас должны думать об этом. Что такое казахстанско-российская граница? Это, если верить международным организациям, каждый год 80 тонн героина в героиновом эквиваленте, столько идёт в Россию, - тоже товар, тоже идёт через таможню. И что, до июля 2011 года он исчезнет или секретариат, если мы сейчас ратифицируем всё, заработает, что ли? Нет. Если мы не будем поднимать этот вопрос, тогда это, видать, надо тем людям, которые заинтересованы в росте наркомании в стране и гибели наших людей. Этот вопрос очень актуальный. Наконец, мы не можем забывать, что действительно есть ещё казахстанско-киргизская граница, которая абсолютно открыта. Я не говорю о вопросах перемещения товаров, китайских товаров, которые там отлажены, китайцы уже дорогу сделали на Киргизию, дешёвый ширпотреб идёт, и сейчас будет продолжено. Я об этом даже не говорю, как говорится, бог с ними. Но, извините меня за откровенность, 60-70 процентов всех наркотиков, которые идут через казахстанскую границу, первоначально идёт через территорию Кыргызстана. Как тут быть?! Почему мы не поднимаем вопрос о регулировании этой границы, о регулировании границы казахстанско-киргизской, вплоть до возможного введения визовых режимов и так далее? Вопрос терроризма. Извините меня, масса террористических организаций в Центральной Азии находится, они свободно перемещаются, перемещается литература, различные её виды, а у нас с вами есть проблема терроризма. Мы ещё не разобрались с той формой терроризма, которая у нас на территории сейчас имеет место, много вопросов. Мало того, у нас происходят, вообще, такие вещи, которые надо учитывать, например у нас появилось идеологическое и политическое прикрытие терроризма. На Западе уже это побороли, там давно прекрасно поняли, что есть террористические структуры, которые осуществляют теракты, а есть политическое прикрытие в виде партий. У нас это появилось в виде целого ряда журналистов, вы знаете прекрасно о недавнем выступлении господина Минкина. Вообще, с точки зрения профессионализма - мне не дадут соврать специалисты, сидящие здесь, - это называется идеологическим, политическим прикрытием терроризма. И что? У нас ещё не отработан этот вопрос! Человек ходит, его никуда не вызывают, ни в ФСБ, никуда, он очень вольно себя чувствует и пишет вещи, которые иначе не назовёшь. Сейчас у нас пойдёт другой канал, и завтра начнут - когда, вообще, преград не будет, таможенного союза, всё это хлынет - арестовывать каких-то людей, и люди типа Минкина начнут защищать наркодельцов, террористов с того направления. А что? Это их суть, так сказать, тем более что американцы сейчас открыто заявили, что никакой борьбы с наркотиками не будет в Афганистане. Поток хлынет огромный, и что нам в этом плане делать? Нам очень серьёзно надо подумать! Мне никогда не нравилось: вот есть технический документ, давайте проголосуем. А вопрос таможенного союза не выносился на Государственную Думу по понятным причинам, так, может быть, им нужно как раз помочь в этом плане? Ведь серьёзнейшие проблемы! Когда мы говорим о десятках тысяч погибающих, я думаю, цифра в тридцать - сорок тысяч уже давным-давно устарела, потому что с тех пор на территории Киргизии в десять раз уменьшился перехват наркотиков, потому что нет структур, которые с этим борются. Значит, это тысячи и тысячи умирающих здесь, и мы на этом фоне принимаем решения, касающиеся таможенного союза! Это прекрасная идея, идея, которая создаёт большой, огромный рынок, идея, которая в перспективе может обернуться более серьёзным военно-политическим союзом, потому что реально-то военно-политического союза у нас нет, ОДКБ - это недействующая организация. Кто его знает, может быть, Белоруссия, Россия, Казахстан - это некий прообраз будущего военно-политического союза? Но для того, чтобы это было, чтобы не произошло изменений в негативном плане, мы должны чётко посмотреть, чтобы таможенный союз работал в интересах всех государств, не нарушал элементов национальной безопасности, в том числе наших элементов национальной безопасности. Если мы этого не будем делать, тогда рано или поздно мы столкнёмся с тем, с чем мы столкнулись по другим структурам, ОДКБ там, другие эсэнговские структуры, и признаем, что таможенный союз оказался малоэффективным. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Гаврилович Драганов, пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Этим, казалось бы, техническим соглашением мы с вами делаем один из самых важных и серьёзных шагов по пути дальнейшей интеграции, я бы сказал, глобальной интеграции. Хотел бы в этой связи ответить Владимиру Николаевичу Федоткину: редкий случай, но он имеет место быть - выгоды России от такой интеграции трудно переоценить. И это замечательно. Вопрос в другом: сможет ли Россия и все страны - участники таможенного союза этот вызов принять и реализовать? Я считаю, что сможет и должна, ибо рассматриваю таможенный союз не как отрывочный проект, но как очень гармоничный проект наряду с другой, не менее важной интеграцией в европейское пространство, которая нам предстоит. Андрей Александрович, вы произвели очень приятное впечатление как профессионал, я апеллирую к вам уже как к представителю правительства. Нам нужно гармонизировать и синхронизировать интеграционные векторы и движения в европейское экономическое пространство. Мы не переподписали соглашение СПС. Мы должны синхронизировать работу, связанную с повышением роли и места единого экономического пространства с участием Украины. Мы должны значительно улучшить атмосферу, как вы сказали, вектора Россия - Белоруссия, который имеет определённые политические и некоторые личностные риски. Это мы, депутаты, хорошо понимаем. Но самое важное, коллеги, что мы выходим на новый очень важный этап конкурентной борьбы - с нашими союзниками-конкурентами, и это само по себе замечательно. И опять-таки, Владимир Николаевич, к вам хочу обратиться. Вы сказали, что мы можем производить более дешёвые и более качественные товары. Это большой вопрос. Мы сможем их производить только тогда, когда будет обеспечена реальная конкуренция. Может быть, именно интеграция, Андрей Александрович, уважаемые коллеги, позволит нам задуматься над местом и ролью наших естественных монополий, над эскалацией тарифов, ибо наши союзники вряд ли станут мириться с этим. В любом случае, коллеги, это имеет колоссальное общегосударственное, общественное значение и, безусловно, политическое. А поскольку экономическая выгода должна быть выше любых других целесообразностей, кроме высших национальных интересов, о которых коллега Багдасаров говорил, я думаю, что сегодня мы делаем очень важное дело. Я приветствую подписание и ратификацию этого соглашения и ещё раз хочу вернуться к тому, что любая техническая процедура в данном контексте предполагает далеко идущие выгодные экономические и политические планы. Другое дело, что мы должны с ними справиться. Предложение от депутатов - если позволите, коллеги, от вас - правительству такое: мы должны проревизовать ещё раз состоятельность внутреннего законодательства для реализации этих целей. Напомню уважаемым депутатам, что создан наднациональный орган (может быть, мы его недооцениваем), а это значит, что он может принимать решения, которые впоследствии необязательно должны имплементироваться в национальное законодательство, то есть это акты прямого действия. В этом его ценность, но в связи с этим и большая ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Валерий Гаврилович.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1927 по 1943 из 7051
Ставлю на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения о Секретариате Комиссии таможенного союза". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 08 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8% Результат: принято Принято.