Заседание № 244
23.05.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 290299-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наименовании географических объектов" (в части расширения перечня субъектов права законодательной инициативы в отношении переименования географических объектов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3623 по 3879 из 6276
Переходим к рассмотрению пункта 11: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наименовании географических объектов". Докладывает депутат Государственной Думы Алексей Валентинович Митрофанов. С места будете докладывать? Включите микрофон. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наименовании географических объектов", который был внесен в связи с тем, что статьей 9 указанного федерального закона ограничено право Президента Российской Федерации, Совета Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации вносить предложения о переименовании республик, краев, областей и городов федерального значения, автономной области и городов Российской Федерации, а также присвоении наименований столицам и административным центрам субъектов Российской Федерации. Однако статьей 104 Конституции Российской Федерации никаких ограничений не предусмотрено. Пункт 1 статьи 9 указанного федерального закона предусматривает, что органы государственной власти Российской Федерации, куда, как указано в официальном отзыве Правительства Российской Федерации, относятся и депутаты Государственной Думы, могут вносить предложение (подчеркиваю: не законопроект, а предложение) и направлять его необходимо в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 9 оформляют предложение в виде законопроекта. Разве это не ограничение права законодательной инициативы Президента, Совета Федерации, члена Совета Федерации, депутатов Госдумы и Правительства? В преддверии 60-й годовщины Сталинградской битвы по предложениям героев и ветеранов Великой Отечественной войны я внес в Государственную Думу законопроект о переименовании города Волгограда в город Сталинград. Однако законопроект был возвращен мне, так как Федеральным законом "О наименовании географических объектов" предусмотрен другой порядок внесения подобных законопроектов. Таким образом, фактически моя инициатива как депутата Государственной Думы была ограничена. В то же время Правительство Российской Федерации в официальном отзыве указывает, что в таком дополнении к федеральному закону нет необходимости, поскольку в пункте 1 статьи 9 это право депутата Госдумы не ограничено. Одновременно с изменением правовых норм и законодательной инициативы в отношении переименования республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, городов Российской Федерации, а также присвоения наименований столицам и административным центрам субъектов Российской Федерации вносимый законопроект предусматривает изменения по присвоению наименований географическим объектам континентального шельфа, исключительной экономической зоны, географическим объектам, открытым российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики. Авторы законопроекта считают, что такое право должно иметь не только Правительство Российской Федерации, этот вопрос должен решаться на уровне федерального закона, и право это, как и по всем федеральным законам, должны иметь Президент, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и законодательные органы субъектов Российской Федерации. Законопроект этот направлен на ликвидацию ограничения права законодательной инициативы. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать предлагаемый законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по данному законопроекту сделает Валентин Сергеевич Шурчанов, заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике. Пожалуйста, включите микрофон. ШУРЧАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наименовании географических объектов", который был внесен депутатами Государственной Думы Залепухиным и Митрофановым. Комитет рассматривал данный вопрос. На законопроект поступили отзывы из двадцати субъектов Российской Федерации. Было три положительных и три отрицательных отзыва, а в остальных четырнадцати мнения органов государственной власти субъектов Российской Федерации оказались невыявленными, потому что были разные предложения. И вы помните, мы сами согласно статье 13 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" в данном случае предусматривали, что это мнение не учитывается и считается невыраженным мнением. Отрицательные отзывы получены от Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления и Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике. Я не буду говорить о смысле, потому что мой коллега Алексей Валентинович подробно, в общем-то, изложил суть предлагаемых изменений в данный закон. Единственное, хочу подчеркнуть и прошу уважаемых коллег внимательно вот эту часть выслушать. Такой путь Государственная Дума практически проходила уже в прошлых созывах. Было обращение Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации именно в этой части - чтобы федеральные органы государственной власти имели бы право по своему решению, то есть согласно федеральному закону, изменить наименования субъектов Российской Федерации. Хочу подчеркнуть, что Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением от 28 ноября 1995 года по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации относит это полностью к ведению самих субъектов Российской Федерации. Я подчеркну, проект предлагает, чтобы наименования республик или остальных субъектов Российской Федерации могли бы быть предложены к переименованию Президентом или органами государственной власти, депутатами Государственной Думы. Заметьте, в пункте 2 данного постановления Конституционный Суд подчеркивает: статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации не относят вопрос об изменении наименования республики, края и области, города федерального значения, автономной области, автономного округа ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, следовательно в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Такое решение принято, и в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, является правовым основанием для внесения нового наименования в статью 65 Конституции Российской Федерации. Я хочу разъяснить своими словами. Если субъекты Российской Федерации, допустим, приняли решение объединиться и образовать субъект с новым статусом, то есть новый, по сути дела, субъект, тогда действительно мы будем принимать федеральный конституционный закон, который внесет изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации. Но если идет только некоторое уточнение существующих наименований субъектов Российской Федерации, то законодательное собрание субъекта Российской Федерации принимает решение по уточнению своего наименования - республики, области или другого субъекта, - а потом указом Президента Российской Федерации вносятся изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации. Для Алексея Валентиновича и других депутатов я хотел бы привести один пример. В позапрошлом году Чувашская Республика приняла новую Конституцию. В старой Конституции Чувашская Республика имела свое полное и точное наименование: Чувашская Республика - Чаваш Республики, а по новой Конституции законодательное собрание, то есть Государственный Совет Чувашской Республики, приняв новую Конституцию, утвердил новое название: Чувашская Республика - Чувашия. И действительно, это не требует принятия никаких дополнительных федеральных конституционных законов. Просто новое наименование республики, уточненное в соответствии с принятым положением новой Конституции данного субъекта, внесли в виде изменения в статью 65. Таким образом, самое основное, то есть то, что предлагают депутаты Залепухин и Митрофанов, практически уже было решено, было полностью определено решением Конституционного Суда, и данный законопроект, внесенный данными депутатами, противоречит ныне действующей Конституции Российской Федерации. Это основной аргумент. Дополнительный как бы аргумент. В законопроекте "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наименовании географических объектов" точно устанавливается, что законодательную инициативу, предложения по наименованиям и переименованиям могут вносить следующие субъекты... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Георгий Карпеевич, вы перекрикиваете докладчика! ШУРЧАНОВ В. С. Какие субъекты? Органы госвласти федерального уровня, органы госвласти субъектов Российской Федерации, общественные объединения и даже отдельные граждане Российской Федерации. То есть здесь полностью Конституция выполняется. А органом госвласти федерального уровня является в том числе Президент Российской Федерации. И поэтому сегодня, когда Алексей Валентинович говорил о том, что Президент не имеет права вносить... Он имеет полное право как в соответствии с Конституцией, так и, собственно, с действующим ныне Федеральным законом "О наименовании географических объектов". Более того, вопросы переименования практически, конечно, требуют определенных затрат. И в ныне действующем законе "О наименовании географических объектов" точно сказано, что так как всё это принимается решением законодательного собрания, то есть законом субъекта Российской Федерации, все расходы производятся за счет бюджета самого субъекта Российской Федерации. Алексей Валентинович предлагает, что если, допустим, инициатива исходит от федеральных органов государственной власти, то это проводить нужно за счет федерального бюджета. Но при этом он противоречит самому себе, потому что в пояснительной записке было написано, что дополнительных затрат данный законопроект, который они вносят, не требует, а на самом деле, стало быть, требует. Но тогда к данному законопроекту нужно было обязательно приложить заключение Правительства и финансовое обоснование. Я, завершая свое выступление, хочу сказать, что нет смысла сегодня его рассматривать, потому что Конституционный Суд, я подчеркиваю, в 1995 году по этому вопросу дал четкое толкование, которое мы сегодня обязаны выполнять. С учетом изложенного расширение права законодательной инициативы в отношении переименования республики, края, области, городов федерального значения, автономной области, городов Российской Федерации, а также в отношении присвоения наименований столицам и административным центрам субъектов Российской Федерации или переименования указанных географических объектов не соответствует Конституции. Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике полагает нецелесообразным принятие представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении. Заключение Комитета Государственной Думы по делам национальностей, являющегося соисполнителем по данному законопроекту, также является отрицательным. Кстати, подчеркну, что Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта. Доклад окончен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить? Желающих тоже нет. Представители Правительства и Президента?.. Нет. На голосование ставится проект федерального закона... (Выкрики из зала.) У нас не было выступлений и вопросов. И заключительное слово не требуется в таком случае. На голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наименовании географических объектов". По мотивам - Митрофанов от фракции. МИТРОФАНОВ А. В. Я еще раз обращаюсь к депутатам с просьбой поддержать этот законопроект. Дело в том, что ссылка на решение Конституционного Суда 1995 года не очень состоятельна на самом деле. И тут надо брать во внимание и обстоятельства 1995 года, политические обстоятельства в том числе, когда государство мирилось с усилением местнических тенденций в целом в стране и закрывало глаза на нарушения в законодательстве и когда, по сути, шла феодализация России. Сейчас, в общем, с этим процессом пытаются каким-то образом бороться, может быть не всегда успешно, иногда формально это делают, но тенденция есть к тому, чтобы это сделать. И я не понимаю, почему в этой сфере компетенция федеральных депутатов ограничена. Почему в своей стране федеральная власть не имеет права вносить предложения и изменять названия городов? И это очень странная на самом деле линия. Я напомню, что несколько законов по переименованию у нас проходило. В частности, город Скалистый законом мы переименовали в Гаджиево. Если вы помните, это было в той Думе. Поэтому считаю, что это один из достаточно важных политических моментов, когда федеральная власть может иметь такую возможность. Если мы хотим продвинуться к созданию унитарной страны, уйти, так сказать, от рыхлой федерации и получить единый народ, единую общность - российский народ, то, конечно, надо отойти от всей этой феодальной раздробленности, когда на местах определяют, как им себя называть, когда придумывают какое-нибудь название, которое подчеркивает особый статус территории или республики. Вот с этим надо, так сказать, бороться. Потому что названия - брэнды, как американцы нас учат (да, они нас в последнее время учат), имеют огромное значение. В данном случае названия имеют большое значение, и мы должны иметь возможность на федеральном уровне их менять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наименовании географических объектов"? Прошу проголосовать. Комитет против данного законопроекта. И, уважаемые коллеги, у нас с вами на 13.45 запланирован отчет руководителя Аппарата Государственной Думы Александра Николаевича Лоторева. Я думаю, что, может быть, мы пораньше предоставим... (Выкрики из зала.) Вы не успеете за пять минут доложить. (Выкрики из зала.) Успеете за пять минут? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 52 сек.) Проголосовало за 26 чел. 5,8% Проголосовало против 18 чел. 4,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 44 чел. Не голосовало 406 чел. 90,2% Результат: не принято Не принято.