Заседание № 253
16.09.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 289906-3 "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" (о праве лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2288 по 2592 из 4136
Переходим к рассмотрению пункта 9 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". Доклад представителя Совета Федерации Николая Анисимовича Анисимова. Пожалуйста, Николай Анисимович. АНИСИМОВ Н. А., представитель Совета Федерации, член Совета Федерации. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации внес в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". Законопроект, который предлагается сегодня для рассмотрения, направлен на совершенствование регулирования правоотношений в области прохождения коренными малочисленными народами Российской Федерации альтернативной гражданской службы. В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статьей 2 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. К сожалению, данная норма закона не в полной мере способствует реализации права коренных малочисленных народов на замену военной службы альтернативной гражданской службой и решению задачи сохранения и развития коренных малочисленных народов. Дело в том, что дети коренных малочисленных народов при достижении ими школьного возраста направляются для проживания и обучения в школы-интернаты в основном в районные центры. Естественно, к моменту призыва в армию они не ведут традиционный образ жизни, не осуществляют традиционное хозяйствование и не занимаются традиционными промыслами, то есть не имеют права на альтернативную гражданскую службу. Таким образом, эта норма закона фактически является недействующей. Предлагаемым законопроектом предусмотрено, что лица, относящиеся к малочисленным народам и проживающие в местах традиционного проживания этих народов, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой независимо от того, осуществляют ли они на момент призыва в армию традиционное хозяйствование и занимаются ли традиционными промыслами. Таким образом, законопроект приводит нормы закона в соответствие с реалиями жизни коренных малочисленных народов. Законопроект направлялся на заключение в субъекты Российской Федерации, в которых проживают коренные малочисленные народы, и практически везде получил поддержку. По заключению юристов, закон не противоречит российскому законодательству. Не нанесет закон ущерба и обороноспособности государства, даже если все призывники из числа коренных малочисленных народов захотят проходить альтернативную гражданскую службу, что, конечно, маловероятно, поскольку труд в традиционных отраслях очень тяжел, но и тогда их число составит около пятисот человек в год, или 0,13 процента от общего числа призывников. Для справки могу сообщить, уважаемые депутаты: в дореволюционной России представители коренных малочисленных народов вообще освобождались от службы в армии, что было одной из мер сохранения этих народов. В настоящее время становится всё более очевидным, что возрождение народов Севера и их оригинальных культур невозможно без сохранения традиционного хозяйственного комплекса. Но ситуация из года в год ухудшается. Занятость коренных малочисленных народов Севера в традиционных отраслях снизилась с 50 тысяч человек в 1990 году до 32 тысяч в 1999 году. Поголовье оленей уменьшилось почти в два раза, а площадь оленьих пастбищ сократилась на 21,5 миллиона гектаров. Кроме того, отрыв молодежи от своих социальных корней, их неспособность адаптироваться к современным условиям жизни зачастую приводят к распространению в ее среде алкоголизма, наркомании и других видов антисоциального поведения. Мы уверены, что этим законом будут также созданы предпосылки к возвращению юношей к своим традиционным занятиям, к преодолению кризисного положения в сфере традиционных хозяйств малочисленных народов, вызванного среди прочих причин и отсутствием притока новых трудовых ресурсов в эту отрасль экономики. Хочу напомнить, уважаемые депутаты, что в 2002 году членами Совета Федерации подобная поправка вносилась в Государственную Думу при рассмотрении проекта федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". Депутаты Государственной Думы отнеслись к ней с пониманием и отклонили ее лишь по той причине, что она вступала в противоречие со статьей 9 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Наш законопроект устраняет это противоречие. Убедительно прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать нашу законодательную инициативу, то есть представленный законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Анисимович. Слово для содоклада предоставляется заместителю председателя Комитета по делам национальностей Каадыр-оолу Алексеевичу Бичелдею. БИЧЕЛДЕЙ К. А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по делам национальностей рассмотрел данный законопроект, в целом поддерживает его и по форме, и по существу, хотя имеет некоторые свои соображения по части оформления отдельных положений данного законопроекта. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что, с одной стороны, по закону "Об альтернативной гражданской службе" представители коренных малочисленных народов, занимающиеся традиционными промыслами и ведущие традиционный образ жизни и хозяйствования, освобождаются от службы в армии и имеют право проходить альтернативную гражданскую службу. Но, с другой стороны, данный законопроект в целом на всех представителей коренных малочисленных народов не распространяется. И это имеет ряд социальных и этнических последствий, о чем было доложено здесь представителем Совета Федерации сенатором Анисимовым Николаем Анисимовичем. Комитет поддерживает данный законопроект, рекомендует к принятию в первом чтении. Но при этом некоторые положения законопроекта у комитета также вызывают замечания. Например, по нашему мнению, следует конкретизировать хозяйственно-правовую форму организаций, в которых предусматривается прохождение гражданами, относящимися к коренным малочисленным народам, альтернативной гражданской службы, а также определить их местонахождение, так как традиционное хозяйствование коренных малочисленных народов осуществляется в основном общинами, которые являются некоммерческими организациями, а также хозяйствующими субъектами различных форм собственности. Комитет предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику или к содокладчику? Нет? Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, Марков Валерий Петрович, на трибуну. МАРКОВ В. П., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока был также соисполнителем по данному законопроекту, поэтому разрешите представить вашему вниманию мнение нашего комитета. Проект федерального закона о внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" внесен Советом Федерации с целью совершенствования регулирования правоотношений в области прохождения коренными малочисленными народами Российской Федерации альтернативной гражданской службы. В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Третий абзац статьи 2 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" повторяет норму статьи 9 вышеназванного закона. Пункт 3 статьи 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" определяет место несения альтернативной гражданской службы - организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов. В статье 1 законопроекта предлагается в статью 9 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" наряду с заменой военной службы альтернативной гражданской по мотивам убеждений и вероисповедания ввести критерии проживания в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и изъявления желания проходить альтернативную гражданскую службу в организациях традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов. В статье 2 законопроекта предлагается третий абзац статьи 2 "Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой", предусматривающей это право, если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование, занимается традиционными промыслами, изложить в новой редакции, гласящей: гражданин имеет такое право, если он относится к коренному малочисленному народу, постоянно проживает в месте традиционного проживания коренных малочисленных народов и выразил желание проходить альтернативную гражданскую службу в организациях традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. В той же статье законопроекта предлагается пункт 3 статьи 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" изложить в следующей редакции: граждане из числа этих народов направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации названных отраслей субъекта Российской Федерации, в котором они проживают, а в случае если они работали в таких организациях, то на свои предприятия. Таким образом, в рассматриваемом законопроекте снято ограничение, зафиксированное в действующем законодательстве, по критериям ведения традиционного образа жизни, осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами. Учитывая ситуацию, сложившуюся в результате проведения государственной политики по преодолению поголовной неграмотности среди коренных малочисленных народов, выражающейся в отрыве детей от родителей, из-за чего в настоящее время не все дети из числа коренных малочисленных народов ведут традиционный образ жизни и заняты в традиционных отраслях хозяйствования, считаем, что для сохранения этих народов и социализации подрастающего поколения принятие законопроекта будет своевременным. Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие законопроекта не только не повлечет дополнительного расходования средств федерального бюджета, но и приведет к экономии бюджетных средств, которые необходимо было бы выделить для обеспечения прохождения срочной службы лицами из числа коренных малочисленных народов, которым военная служба будет заменена альтернативной гражданской службой. Сегодня здесь уже говорилось о том, что в отрасли традиционного природопользования коренных малочисленных народов необходимо привлечение новых трудовых ресурсов. Да, на сегодняшний день не все представители занимаются традиционным природопользованием, но это не их вина и это не означает, что они не хотят этим заниматься. Этот законопроект позволит, возможно, после прохождения альтернативной гражданской службы привлечь новых работников в эти отрасли. Комитет поддерживает концепцию настоящего законопроекта. Уважаемые депутаты Государственной Думы, я призываю вас проголосовать за представленный законопроект, тем самым вы внесете свою лепту в сохранение наших малочисленных народов, численность которых на сегодняшний день - от 100 с небольшим человек и (как вы знаете, в соответствии с законом) до 50 тысяч человек. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Петрович. Депутат Воробьёв, пожалуйста. Включите микрофон Воробьёву. ВОРОБЬЁВ Э. А., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги! До вступления в силу закона "Об альтернативной гражданской службе" осталось три с половиной месяца, но в нем имеются положения, которые требуют доработки, и это мы должны сделать с вами в спокойной обстановке, следуя здравому смыслу и интересам общества и государства. Достаточно внимательно прочесть пояснительную записку к проекту, внесенному Советом Федерации, и аргументы, изложенные в ней, чтобы принять решение о поддержке этого законопроекта. Действительно, норма, прописанная в двух законах, - "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и "Об альтернативной гражданской службе" - не обеспечивает, к сожалению, задачу сохранения и развития этих народов, хотя направлена эта норма была именно на решение этой задачи. Принятие закона, по мнению фракции "Союз Правых Сил", будет способствовать десоциализации молодежи из числа коренных малочисленных народов, ибо их развитие возможно только в условиях традиционного проживания и традиционной культуры. Это позволит хоть частично решить проблему притока трудовых ресурсов в отрасли традиционного хозяйствования и традиционного промысла, а с учетом того, что цена этого закона в человеческих душах - пятьсот призывников, 0,13 процента от ежегодного призыва молодых парней в Вооруженные Силы, мы считаем, что этот законопроект нужно принять. Фракция "Союз Правых Сил" просит поддержать этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будет ли докладчик выступать с заключительным словом? Пожалуйста, Анисимов Николай Анисимович. АНИСИМОВ Н. А. Уважаемые товарищи депутаты, вы все знаете, что отрыв северян, коренных малочисленных народов Севера от их традиционной среды обитания приводит к непредсказуемым последствиям. И вы знаете, что коренные малочисленные народы Севера, которых сегодня насчитывается около 200 тысяч человек всего-навсего... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, минуточку. Сейчас 12 часов, давайте проголосуем, чтобы продлить заседание до завершения рассмотрения этого вопроса. Включите режим голосования. Кто за то, чтобы продлить заседание до завершения рассмотрения вопроса? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 23 сек.) Проголосовало за 314 чел. 69,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел. 29,8% Результат: принято Продолжаем работу. Включите микрофон на трибуне. АНИСИМОВ Н. А. Уважаемые депутаты, у меня в заключение только одна просьба: в целях сохранения коренных малочисленных народов прошу вас поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Представитель правительства? Нет. Голосуем в первом чтении проект закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". Комитет рекомендовал поддержать. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 29 сек.) Проголосовало за 193 чел. 42,9% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 194 чел. Не голосовало 256 чел. 56,9% Результат: не принято Законопроект в первом чтении не принят.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2617 по 2827 из 4136
ЧИЛИНГАРОВ А. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Это пункт 9. Прошу вернуться к голосованию по пункту 9. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поступило предложение вернуться к голосованию по пункту 9. Кто за это предложение? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 08 сек.) Проголосовало за 192 чел. 100,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 192 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Так, вернулись к голосованию. Буткеев, по мотивам. Кнопки нажимайте, вы же привыкли махать руками, а надо нажимать на кнопки. Буткееву включите микрофон. Пожалуйста, Владимир Анатольевич. БУТКЕЕВ В. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Спасибо, Владимир Александрович. Я хотел бы обратиться к коллегам перед голосованием по данному вопросу. Кто сейчас не поддерживает этот законопроект, наверное, скорее всего не до конца разобрался в существе предлагаемой членами Совета Федерации поправки. Она предлагает не лишать представителей коренных малочисленных народов Севера возможности служить на альтернативной гражданской службе. Суть в том, что сегодня воспользоваться ею могут только те, кто находится в общинах коренных малочисленных народов Севера, но семнадцатилетние призывники никак не могут там находиться, потому что они в это время учатся, они позже в школу поступают, позже школу заканчивают и к восемнадцати годам находятся в школах, не являются работниками предприятий, национальных предприятий. То есть касается это только тех, кто живет в районах Крайнего Севера. Тех, кто проживает в городах, на материке, в центральных районах страны, эта поправка не касается. Поэтому не пятисот, а всего человек ста пятидесяти - двухсот она коснется, дав им возможность сегодня служить на альтернативной гражданской службе по месту жительства, там, у себя на родине. Их немного. В Магаданской области у нас всего представителей малочисленных народов осталось несколько тысяч человек. Это касается десятков, скоро мы будем их по пальцам считать, но мы всё боимся снизить им возраст пенсионный, а они до пенсии не доживают. Вы не видели, наверное, чукчу-пенсионера, потому что у них сорок лет максимальный возраст, до которого они доживают. Сорок лет - а мы им в пятьдесят пять лет предлагаем на пенсию уходить. Не хватило буквально нескольких голосов, чтобы принять эту поправку. Сейчас мы лишаем их возможности воспользоваться альтернативной гражданской службой. Ну, вы знаете, вообще сила нашей нации российской в том, что мы заботимся о малочисленных народах Севера. Но ни одного закона за последние несколько лет, который бы хоть как-то их поддержал, мы не приняли. Почему Государственная Дума не принимает?! Ни правительство, ни президент не против, Совет Федерации сам вышел с этой инициативой! Уважаемые коллеги, давайте мы здесь проявим и нравственность, и гражданственность, и заботу о народах, которые действительно вымирают по многим причинам, и объективным, и субъективным, в том числе, возможно, и по вине государства. Так давайте поддержим их, поддержим этот закон, который касается небольшого количества призывников. Но он очень важен, потому что он в целом показывает нашу силу, нашу нравственность, нашу заботу о них, нашу человечность. Поэтому прошу коллег поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, давайте посоветуемся. Мы второй раз открываем прения или выскажемся за и против? Есть кто хочет высказаться против принятия этого закона? Нет? Так, пожалуйста, представитель президента. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент прекрасно понимает проблемы коренных малочисленных народов, но мы в очередной раз подчеркиваем, что любое самое благое дело надо делать правовыми методами. Закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов..." в статье 9 содержит право лиц, относящихся к малочисленным народам, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с федеральным законом. Этого вполне достаточно для того, чтобы соответствующая норма, если вы считаете недостаточной ту норму, которая сейчас содержится в законе "Об альтернативной гражданской службе", была внесена в этот закон. То есть порядок применения этой нормы, установление категорий граждан, которые подпадают под эту норму, - это предмет регулирования закона "Об альтернативной гражданской службе". И только поэтому ни правительство, ни президент не поддерживают данную поправку. В нашем заключении сказано, что такой вопрос имеет право на существование, его нужно решать, но решать его нужно путем внесения соответствующих дополнений и изменений в закон "Об альтернативной гражданской службе". А эта норма, которая содержится в законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов...", вполне достаточна. Конечно, такое право существует, но право это реализуется через федеральный закон, в данном случае это закон "Об альтернативной гражданской службе". Вот и всё. Поэтому эту поправку надо отклонять, а если есть желание и необходимость, давайте вносить поправку в закон "Об альтернативной гражданской службе". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель правительства. ЛОГИНОВ А. В. Мы еще хотим добавить, что в данном законопроекте предлагается неправомерное расширение категорий граждан, которых мы причисляем к малочисленным народам. Я хочу напомнить общую структуру, которая у нас существует в законодательстве, категории лиц, на которые у нас распространяются защитные нормы: это граждане, которые ведут традиционный образ жизни, и граждане, для жизни которых работа, связанная с ведением традиционного хозяйствования, является вспомогательной к какой-то иной, основной работе, допустим, работе в бюджетных организациях и так далее. И конечно, третья категория, которая не имеет никакого отношения к ведению традиционного хозяйствования, - это граждане, проживающие на территории традиционного хозяйствования малочисленных народов. Поэтому в данном случае законопроект крайне неправомерно включает, подтягивает до этих льгот именно эту третью категорию. То есть речь идет абсолютно о всех гражданах, которые проживают там. Мы считаем, что нецелесообразно его принимать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Мне сделали замечание. Представитель Совета Федерации Анисимов Николай Анисимович находится в зале. Пройдите, пожалуйста, в ложу, займите свое место. По ведению - Мяки Артур Элденович, пожалуйста. Я всё вижу, коллеги. Всем дам слово. МЯКИ А. Э. Уважаемые коллеги... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Только по ведению, пожалуйста. МЯКИ А. Э. ...перед голосованием я все-таки хотел бы обратить ваше внимание на то, что всего пятисот человек в год максимум будет касаться этот закон. И что касается закона "Об альтернативной гражданской службе", то, естественно, после принятия этого закона изменения в закон "Об альтернативной гражданской службе" автоматом будут внесены. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Я правильно понимаю, что его внес Совет Федерации, где 82 процента входят в "Единство...", а остальные - в Российскую партию ЖИЗНИ? Поэтому надо голосовать. Ну что это, предвыборная уже неурядица внутри фракции, что ли? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ковалёв Олег Иванович. КОВАЛЁВ О. И., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, фракция "Единство - Единая Россия". Уважаемые коллеги, дело в том, что мы нарушаем Регламент. Мы уже обсудили законопроект. Закончили, завершили прения, проголосовали, затем мы вернулись к голосованию. Надо ставить на голосование и голосовать. Мы по новой открыли прения по законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Иванович, я даю слово строго в соответствии с Регламентом. Пожалуйста, Решульский, по ведению. И переходим к голосованию. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я чисто по ведению, а не по мотивам, без комментариев. Вот все правильно сказали: и Александр Алексеевич правильно сказал, и уважаемый представитель правительства правильно сказал. Единственное только не сказали: да, это право есть сейчас у коренных малочисленных народов, но данным законопроектом предлагается эту службу проходить в местах традиционного проживания и вот этих традиционных промыслов. Друзья мои, ну когда вы по телевизору смотрите эти традиционные промыслы и традиционные места проживания коренных малочисленных народов, я уверен, у вас тело мурашками покрывается. Для меня это, вообще-то, как ссылка - возвращать их туда. Но раз настаивают на этом, давайте поддержим. Какой тут разговор! Речь идет о ста, двухстах молодых людях. Давайте проголосуем за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, ставлю на голосование: принять проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" в первом чтении. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 32 сек.) Проголосовало за 194 чел. 43,1% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 195 чел. Не голосовало 255 чел. 56,7% Результат: не принято Законопроект не принят.