Заседание № 131

18.12.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 289713-5 "О ратификации Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1214 по 1512 из 6687
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 4. О     
проекте федерального закона "О ратификации Договора государств - участников     
Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию)    
преступных доходов и финансированию терроризма". Доклад официального            
представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя     
директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации Юрия             
Сергеевича Горбунова.                                                           
                                                                                
ГОРБУНОВ Ю. С., официальный представитель Президента Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы безопасности         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, вашему вниманию представляется проект федерального закона   
"О ратификации Договора государств - участников Содружества Независимых         
Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и       
финансированию терроризма". Целью договора являются совершенствование           
правовой основы противодействия легализации преступных доходов и                
финансированию терроризма в государствах - участниках СНГ и укрепление          
сотрудничества между ними в этой сфере. Договор содержит нормы, обязывающие     
стороны обеспечить необходимые правовые условия и принимать меры по розыску,    
конфискации имущества, а также предоставляющие возможность раздела и возврата   
в страну происхождения преступных доходов и средств, используемых для           
финансирования терроризма.                                                      
                                                                                
Договор затрагивает основные права и свободы человека и гражданина и в          
соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О         
международных договорах Российской Федерации" подлежит ратификации.             
                                                                                
Реализация договора не потребует дополнительных расходов из федерального        
бюджета. Финансирование мероприятий по реализации положений договора будет      
осуществляться за счёт средств, заложенных в смету расходов федеральных         
органов исполнительной власти, уполномоченных на его выполнение.                
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад сделает председатель Комитета по делам Содружества Независимых         
Государств и связям с соотечественниками Алексей Владимирович Островский.       
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые Любовь Константиновна, Владимир            
Вольфович! Прежде чем перейти к содержанию соглашения, хотел бы обратить ваше   
внимание на ряд моментов, обусловивших его подписание.                          
                                                                                
Соглашение предусматривает комплекс мер, направленных на противодействие        
легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма   
в странах СНГ. Особенно это актуально в настоящее время, в условиях             
экономической и финансовой нестабильности. Как известно, в последнее время      
проблемы с кредитованием бизнеса спровоцировали увеличение объёмов теневого     
сектора в экономике. Негативные проявления мирового финансового кризиса         
сказались на общей криминальной ситуации, что, в свою очередь,                  
незамедлительно повлекло активизацию террористических организаций, которые      
нередко подпитываются за счёт этих доходов. Не только наши страны, наши         
органы государственной власти, но и страны мирового сообщества столкнулись с    
небывалым ростом коррупции, рейдерства, активизацией наркобизнеса,              
транснациональной преступности и теневой экономики. В этих условиях вопросы     
экономической безопасности, противодействия легализации доходов, полученных     
преступным путём, и финансовой поддержке терроризма стали для стран             
Содружества приоритетными задачами. Во многих государствах Содружества          
создана необходимая правовая база в сфере национальной безопасности, что, в     
свою очередь, позволило принять данное соглашение. В частности, в Российской    
Федерации, как известно, были приняты законы "О противодействии легализации     
(отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию              
терроризма" и "О противодействии терроризму".                                   
                                                                                
Соглашение в значительной степени предотвращает транснациональные               
преступления в финансовой сфере путём координации усилий по проведению          
согласованных мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию   
и расследованию преступлений. В основе договора лежит международно-правовая     
база, общепризнанные принципы и нормы международного права и национальное       
законодательство всех сторон. Договором предусмотрены нормы, обязывающие его    
стороны обеспечить правовые условия, необходимые для развития взаимодействия    
компетентных органов участников данного договора по достижению эффективного     
противодействия указанной преступности, обмену информацией, исполнению          
запросов и другим действиям. Также предусмотрена возможность конфискации        
доходов, полученных преступным путём, или средств для финансирования            
терроризма, их раздела и возврата в страну происхождения.                       
                                                                                
Реализация данного соглашения позволит ввести в практику всеобъемлющий надзор   
в отношении банков и небанковских финансовых учреждений, фондов,                
фирм-однодневок и других организаций, наиболее уязвимых с точки зрения          
отмывания денежных средств. В финансовой сфере предполагается введение          
жёсткого контроля со стороны Центрального банка Российской Федерации,           
Федеральной службы по финансовому мониторингу во взаимодействии с Генеральной   
прокуратурой и силовыми ведомствами, задействованными в борьбе с терроризмом,   
незаконным оборотом наркотиков и финансовыми преступлениями.                    
                                                                                
Хочу заметить, уважаемые коллеги, что на сегодняшний день договор подписан не   
всеми государствами - членами СНГ, а только Арменией, Белоруссией,              
Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и, конечно же, Российской Федерацией.     
Однако он открыт для присоединения других государств, и мы вправе ожидать,      
что в условиях диверсификации и ужесточения характера новых вызовов и угроз,    
требующих консолидации наших усилий по противодействию данным вызовам, круг     
подписантов данного соглашения, безусловно, расширится.                         
                                                                                
Проведённые в Государственной Думе комитетом по делам СНГ, а также              
комитетами-соисполнителями - Комитетом по гражданскому, уголовному,             
арбитражному и процессуальному законодательству, Комитетом по безопасности,     
Комитетом по финансовому рынку и Правовым управлением Аппарата                  
Государственной Думы экспертные работы свидетельствуют о том, что               
предлагаемый законопроект по форме и содержанию соответствует пункту "г"        
статьи 84 Конституции нашего государства и Федеральному закону "О               
международных договорах Российской Федерации", общепризнанным принципам и       
нормам международного права. Исходя из сказанного, а также из того, что         
принятие надлежащих мер по противодействию легализации преступных доходов и     
финансированию терроризма в контексте положений договора будет способствовать   
укреплению национальной безопасности нашего государства, просим поддержать,     
ратифицировать данное соглашение.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы есть. Депутаты Коломейцев, Рябов, Селезнёв... Всё, да? Три вопроса.     
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, вот в замечаниях Правового управления есть      
два предложения. Почему они не учтены в тексте, хотя они носят в принципе       
обязательный для юридического документа характер?                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Владимирович.                         
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Николай Васильевич, безусловно, вы правы в том,      
что Правовое управление высказало ряд оценок, но вместе с тем мы считаем, что   
данные оценки не являются принципиальными, и в этой связи приняли решение о     
ратификации документа в том виде, в котором он поступил в Государственную       
Думу.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рябов.                                            
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Алексей Владимирович, я простой вопрос задам.                       
                                                                                
Бесспорно, нужный документ, надо его ратифицировать, договор подписан два       
года назад. И как раз возникает вопрос: а почему раньше мы не ратифицировали    
этот договор, в чём причины такой задержки?                                     
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Николай Фёдорович, не уверен, что вопрос задан в     
правильном направлении, поскольку ни комитет Государственной Думы, ни           
Государственная Дума не являются субъектом внесения данного документа в         
высший федеральный орган законодательной власти.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Селезнёв.                                         
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к представителю президента.                                       
                                                                                
Насколько я понимаю, к этому договору не присоединились такие страны, как       
Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан, без которых сложно представить          
эффективную борьбу с такими явлениями, как наркотрафик, и противодействие       
терроризму на Кавказе. Вот чем обусловлено неприсоединение этих стран и         
какова перспектива присоединения их к данному договору?                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Сергеевич Горбунов, пожалуйста.                      
                                                                                
ГОРБУНОВ Ю. С. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Договор подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и            
Таджикистан, остальные государства его не подписали. Что касается процесса      
ратификации, то Армения, Белоруссия и Киргизия его ратифицировали.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, все вопросы заданы.                                                    
                                                                                
Присаживайтесь, Алексей Владимирович.                                           
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Жириновский. Других нет желающих, да?      
Одно выступление.                                                               
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы, конечно, можем ратифицировать, по-русски - утвердить,     
данное соглашение, но выполняться оно не будет, потому что для выполнения       
требуется политическая воля, а политическая воля большинства стран -            
участников договора выражена в создании авторитарных режимов. Она уже           
выражена: созданы пожизненные авторитарные режимы. И для чего выполнять         
соглашение, связанное с преступными действиями, с отмыванием доходов? Ведь      
некоторые страны даже и подписывать не собираются: Туркмения, Узбекистан,       
Азербайджан. Почему? Только оппозиция может ответить почему. Не надо            
требовать от представителей высшей власти, чтобы они отвечали, ибо тогда        
портятся отношения между странами. Депутаты это должны понять. Для этого        
Европа и придумала: есть правящие структуры, а есть оппозиция. И обижаться на   
оппозицию не надо. Если она создана, существует, то она должна иметь другую     
точку зрения. Если другая точка зрения не нравится - убирайте оппозицию и       
делайте тот режим, которому никто не будет противоречить.                       
                                                                                
Итак, Узбекистан, Туркмения и Азербайджан - они не являются участниками, они    
не подпишут и не ратифицируют. Почему? Наркокоридор! Тогда как останавливать    
наркотики? Между Туркменией и Афганистаном граница открыта. То же самое         
практически сделает Узбекистан: он пойдёт по линии расположения там баз,        
натовских или американских, и будет использовать узбекский фактор в             
Афганистане, чтобы влиять на северный Афганистан и расширять коридор, по        
которому поток наркотиков пойдёт в Европу. А поскольку у нас нет границы (мы    
с Казахстаном её делаем и ещё лет пятьдесят будем делать, потому что там 7      
тысяч километров), то исполнить соглашение будет очень тяжело. Но ведь у нас    
ещё должна быть политическая воля для того, чтобы принять меры в соответствии   
с нашим законодательством.                                                      
                                                                                
У нас действуют не преступно, а открыто. Огромное количество экономических      
структур, допустим, из Прибалтики, зарабатывают у нас деньги, и после этого     
они финансируют антироссийскую деятельность на территории своей страны. Что,    
наша исполнительная власть не знает этого? Это же всё известно. Они позволяют   
им здесь зарабатывать деньги, чтобы потом, переведя деньги в свои страны, они   
оттуда вели борьбу с нашей страной. Что там заниматься преступными деяниями?!   
Это же дороже: нужно ещё выявить и противодействовать... А если в открытую -    
мы не пресекаем деятельность. То же самое Украина...                            
                                                                                
В этом зале сидят люди, у которых есть бизнес в тех же самых странах СНГ.       
Можно иметь бизнес, не возражаем. Мы не говорим: давайте проверять, у кого...   
Просто заработанные там нашими бизнесменами, в том числе сидящими в этом        
зале, деньги идут там на создание антироссийских режимов. Что, этого            
исполнительная власть тоже не видит? Она это всё видит! Поэтому как можно       
верить в то, что, ратифицировав данное соглашение, наши исполнительные органы   
займутся реализацией? Уже без этого соглашения всё на виду, открыто: есть       
определённые коммерческие структуры или общественные организации, которые       
действуют и у нас, и на территории стран СНГ, и самое опасное для нас - это,    
конечно, террор.                                                                
                                                                                
А что нужно сделать, чтобы не могли взрывчатку положить в подвал любого         
московского дома? Вот сейчас они провели рейды: 90 процентов развлекательных    
учреждений Москвы пожароопасные! Что, они будут заниматься противодействием     
экстремизму, терроризму, когда вот эти существующие структуры опасны для        
общества? Ведь взрыв террориста унесёт жизни пяти человек, десяти,              
пятнадцати, а любой клуб, если загорится, ресторан, ДК - там погибнут двести    
человек. Что, это соглашение нужно мэру Москвы или губернаторам по всей         
территории страны? Они не хотят действовать. Что, трудно закрыть подвалы всех   
домов, чтобы туда нельзя было положить взрывчатку? Ведь разгружали в            
открытую, мешки носили с гексогеном, все видели. Люди удивлялись, думали: ну,   
если там что-то разгружают, наверное, ремонтировать будут дом. Чего - такого    
соглашения не хватало? Террористы спокойно приезжают, спокойно снимают жильё,   
их спокойно подвозят любые наши таксисты, частные или городские. И что, вот     
это соглашение, которое мы сегодня ратифицируем, - оно как-то остановит это?    
Никак не остановит!                                                             
                                                                                
Террор идёт на Северном Кавказе? Идёт. Мы используем разные методы. Тут         
предлагали почтить память вставанием. А давайте вспомним, кто оставил оружие    
всем боевикам на Северном Кавказе: чьё правительство? Кто стоял во главе        
такого правительства? Не хотим почтить вставанием память миллиона граждан,      
погибших за двадцать лет с начала перестройки. Это был политический террор!     
Они и сегодня нам лгут, говорят, что страна была на пороге гражданской войны.   
Я жил в то время, я был в расцвете сил, мне было сорок три года. Никакой        
гражданской войны не намечалось, и никакого голода в стране не было: у меня     
родственники жили по всей стране, и они не относились к высокодоходным          
семьям, но ни один ни разу не написал, что голодает. И ни от кого я об этом     
не слышал и не видел... И вот двадцать лет спустя нам сообщают о том, что       
только они спасли страну, если бы не их реформы, не отпуск цен - всё, стране    
конец! Это разве не является политическим террором? Да от такого террора        
больше людей погибает, а от обычного террора - единицы. А когда в стране        
политический террор, когда у власти годами находятся политические террористы    
и они пишут учебники истории, на которых вырастет целое поколение и так и не    
поймёт, что было в стране с 89-го по 99-й год... А кто с этим будет бороться?   
Вы понимаете, придёт время, когда террористам будут ставить памятники и         
представители нашего молодого поколения будут цветы возлагать, не зная          
совершенно, что это за люди. Как сегодня на Украине цветы возлагают Бендере и   
Шухевичу. Вот они убивали наших партизан, убивали советских граждан, а новое    
поколение Украины, в том числе и русских, заставляют нести цветы к памятникам   
убийц! Это что, не политический террор?! И что мы делаем?                       
                                                                                
В этом же все проблемы, это же всё имеет значение. Надо делать выводы. Когда    
в Кутаиси через три дня взорвут памятник советским воинам, это же будет         
плевок в сторону грузин, которые воевали. Их президенту наплевать, лишь бы      
убрать советскую символику. Я в этом зале не раз говорил... Вспомните, что      
говорили советники царю Александру I: "Ваше величество, не берите под русское   
подданство эту страну". Вот к чему авторитарный режим приводит! Царь совершил   
ошибку, а мы через двести лет эту ошибку исправить не можем и потеряли тысячи   
людей и ещё потеряем тысячи и тысячи, ещё больше. Простили царя специалисты,    
а вы думали, советская власть всё исправит. Сталин, Саакашвили, меньшевики...   
Надо знать психологию народа! Они никогда не будут пророссийскими, независимо   
от режима! Поэтому должны управлять процессами этно- и социопсихологи. Хоть     
один есть в каком-то министерстве или в Федеральной службе безопасности? Ни     
одного! Управляют просто граждане, окончившие какие-то вузы, текстильные,       
торговые и так далее, у них есть там технические вузы. А где специалисты по     
этнической психологии? Двести лет мучаемся с одной страной! Ратификация         
ничего не даст, мы поддержим, потому что документы нужны, правовые основания    
нужны, но... Мы отдали Бухару и Самарканд узбекам, а таджики всегда будут       
биться за них. Это мы создали на века вражду между двумя народами, это мы       
создали! Казахи бились за Ташкент - мы Ташкент отдали узбекам, а казахам        
отдали всю Южную Сибирь, и миллионы русских вынуждены покинуть эту страну.      
Это сделано уже в XX веке. Вот где террор политический! Об этом же нужно        
думать. Вот здесь легко, в этом зале: тепло, светло, сухо. Заратифицировали!    
А за нашими документами - кровь, насилие и обман! Террор идёт и будет идти      
дальше, потому что проводим не тот курс внутренней политики в отношении         
национальных регионов и внешней политики.                                       
                                                                                
До сих пор некоторые в этом зале говорят, что мы правильно вошли в              
Афганистан. Неправильно вошли! И за это будем отвечать ещё десятилетия. И нас   
снова туда втягивают. И снова будет ошибка. И снова исламский мир нас будет     
ненавидеть, потому что на русских вертолётах будут их уничтожать. И виноваты    
будут русские лётчики... (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, выносим законопроект на "час           
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2124 по 2143 из 6687
Ставится на голосование федеральный закон под пунктом 4, это проект             
федерального закона о ратификации, который мы обсудили.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Я не называю его для экономии времени, потому что мы называли для стенограммы   
этот законопроект.                                                              
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              421 чел.93,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    421 чел.                                          
Не голосовало                  29 чел.6,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.