Заседание № 228
О проекте федерального закона № 289614-8 "Об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции" (принят в первом чтении с наименованием "О некоторых особенностях применения дисциплинарного взыскания - дисциплинарный арест в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 28 и 28-4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". И 10-й вопрос, о проекте федерального закона "Об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции". Докладывает Андрей Валериевич Картаполов. КАРТАПОЛОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроекты были приняты в первом чтении ещё в марте прошлого года. Как видите, мы достаточно долго их готовили к рассмотрению во втором чтении, потому что эти законопроекты значимые и работа над ними шла серьёзная. Напомню, данными законопроектами предусматривается наделение командиров воинских частей и руководителей органов военной полиции полномочиями по применению к солдатам, матросам, старшинам, сержантам, прапорщикам и мичманам, выполняющим боевые задачи, дисциплинарного ареста во внесудебном порядке за грубые дисциплинарные проступки, которые эти военнослужащие совершили в период специальной военной операции, а также законопроектами устанавливаются дополнительные особенности применения такого вида дисциплинарного взыскания, в том числе и денежного, потому что, по нашему мнению, ну не может человек, который сидит на гауптвахте, отбывает арест за грубый дисциплинарный проступок, получать такое же денежное довольствие, как его товарищи, которые в это время под огнём противника выполняют боевые задачи. Вот этим законопроектом всё это регулируется. Кроме того, хочу сказать вот о чём. Вчера в Сети появился ряд комментариев, в том числе отдельных уважаемых людей, письма уважаемых людей, что якобы этот законопроект запрещает использование электронных приборов или гаджетов. Некоторые, кстати, комментаторы из зоны специальной военной операции с использованием этих самых гаджетов эти комментарии и писали. Так вот, коллеги, этот законопроект ничего не запрещает. Этот законопроект регулирует порядок применения, и касается он тех электронных приборов, которые используются военнослужащим в личных целях, при этом разглашаются сведения, содержащие государственную тайну. Эта норма не новая, это норма из закона "О статусе военнослужащих", которая сюда пришла как корреспондирующая. Все приборы, будь то телефоны или планшеты, которые применяются в интересах выполнения боевых задач и обеспечивают боевую работу, как работали, так и будут работать, потому что их применение определяется порядком, который установил командир, и не более того. И это все должны знать и понимать. К сожалению, многие вчерашние комментаторы, да и сегодняшние тоже не хотят вникать в суть закона и не хотят понимать, что там написано. Ну а что касается запрета на использование в личных целях, это абсолютно понятная вещь, потому что использование приборов в личных интересах, которые позволяют эти приборы засечь... Это обеспечение безопасности наших ребят, а жизнь каждого нашего офицера, жизнь каждого нашего бойца священна, и мы с вами обязаны за неё бороться. В рамках работы по подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении мы учли замечания Правительства Российской Федерации, Государственно-правового управления президента, Главной военной прокуратуры, Верховного Суда и экспертов. Все разногласия, а их, поверьте, было достаточно, на сегодня сняты. В итоге к законопроекту № 289607-8 поступило пять поправок, все они включены в таблицу № 1, поправок, рекомендованных к отклонению, нет, а к законопроекту № 289614-8 поступило семь поправок, пять из них включены в таблицу № 1 и две включены в таблицу № 2. Первую таблицу мы предлагаем поддержать, а вторая таблица - это поправки, которые мы предлагаем отклонить. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового характера по текстам законопроектов, подготовленных с учётом поправок, не имеет. Комитет по обороне предлагает одобрить обе таблицы поправок № 1, одну таблицу поправок № 2 и рекомендует Государственной Думе принять законопроекты во втором чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию по законопроекту, 9-й вопрос. По таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 48 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 11 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. Соответствующий проект постановления имеется. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, рассмотрим законопроект в третьем чтении? Нет возражений. Переходим к рассмотрению законопроекта в третьем чтении. Будут ли желающие высказаться? Нет. Ставится на голосование законопроект, 9-й вопрос, в третьем чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 26 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Федеральный закон принят. Уважаемые коллеги, возвращаемся к рассмотрению 10-го вопроса. Доклад по 10-му вопросу сделан, поэтому рассматриваем таблицы. Коллеги, у нас две таблицы. По таблице № 1 есть замечания? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Хованская Галина Петровна, Делягин и Хамзаев. Пожалуйста, Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Доложит Ким Марина Евгеньевна. У неё кнопка не сработала, я за неё... У неё кнопка не сработала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Номер поправки? КИМ М. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Поправка 3. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Делягин. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Андрей Валериевич, вот все пункты... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Назовите номер поправки, которая выносится на обсуждение. В соответствии с процедурой вначале называется номер поправки из таблицы поправок № 1. Вот коллега Ким по карточке Галины Петровны Хованской вынесла поправку 3. Делягин какую поправку выносит? Поправку 3. Пожалуйста, Хамзаев Бийсултан Султанбиевич. ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Также поправка 3. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 3. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 02 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 27 чел.6,0 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1, за исключением поправки 3. Уважаемые коллеги, в соответствии с Регламентом, учитывая, что все трое вынесли на отдельное голосование поправку 3, слово для обоснования предоставляется коллеге Ким, так как она вынесла её первой. Пожалуйста. КИМ М. Е. Уважаемые коллеги, поправка 3, подпункт 20 - мы считаем, что необходима корректировка. Прежде чем признавать использование гаджетов на СВО грубым проступком и вводить за него меру ответственности, считаем необходимым уточнить этот вопрос у командиров, что, собственно, мы и сделали: поговорили сразу с несколькими командирами подразделений, расчётов, одним Героем России. Не всё, что я услышала от командиров, даже выдержит думский Регламент, и некоторые командиры прямо впрямую говорили: "Называйте наши фамилии", чего я делать не буду. Итак, суть. Сегодня смартфоны и планшеты, вот эти всевозможные гаджеты, являются неотъемлемой частью боевого управления, это разведка, наведение, корректировка, видеофиксация. Если мы сегодня не в состоянии обеспечить всю армию специальной линейкой планшетов и мобильников, то считаем ненужным ограничивать, запрещать или отбирать то, что сегодня есть у бойцов. Фактически этим мы их лишаем шансов не только на то, чтобы победить, но и на то, чтобы просто выжить. Нужно дать бойцам то, что нужно, а не отбирать и карать за то, что есть. Предложенный законопроект считаем опасным. Разграничить использование телефонов для личных целей и для боевых в условиях современных боевых действий считаем невозможным. Это подтвердили командиры, которых мы опрашивали. Если принять поправку в том виде, как она есть сейчас, то фактически посадить на гауптвахту на 10-15 суток, как предлагается, можно едва ли не весь личный состав Российской армии, а то и командный состав, часть которого находится в зоне СВО. Поэтому всех, кто сегодня голосует, мы призываем голосовать против. Мы призываем и вообще голосуем за здравый смысл в стенах Госдумы. Нашим героям на фронте передаём боевой привет. Работайте, братья. Обязательно победим. А вопрос к авторам законопроекта, которых мы глубоко уважаем за боевые заслуги, всё-таки есть: кто и как будет определять, пользовался ли боец телефоном в конкретный момент в личных целях или в боевых? Например, когда военный ждёт сигнала от соседнего артрасчёта, в этот же момент ему приходит эсэмэска или фотография от жены. Или когда бойцы едут на ротацию и, например, военная полиция будет останавливать, досматривать, изымать гаджеты, планшеты, телефоны, на которых - внимание! - управление боевыми дронами, карты тактические. Если в этой ситуации задерживаются на 15 суток, то фактически это срыв ротации. Кто за это понесёт ответственность? Мы голосуем против и призываем всех это сделать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Картаполов Андрей Валериевич, позиция Комитета по обороне. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемая Марина Евгеньевна, к сожалению, вы, видимо, не услышали то, что я вам говорил. Вот те командиры, с кем мы беседовали, они уже работают в условиях полного запрета электронных приборов и гаджетов, который сегодня действует в рамках закона "О статусе военнослужащих", в рамках указа президента от 2019 года, и, кстати, изданы и закон, и указ президента по инициативе Министерства обороны. Это первое. Второе. Ещё раз повторю, все так называемые гаджеты, электронные приборы, которые используются для обеспечения выполнения боевых задач, как использовались, так и будут использоваться, потому что порядок их использования определяется решением командира и документами Генерального штаба. Там сегодня всё урегулировано, всё прописано, и никаких вопросов нет. Вам же никто не жаловался, что сегодня у кого-то что-то отбирают, насколько я понимаю. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КАРТАПОЛОВ А. В. А жалуются потому, что некоторые не хотят, чтобы этот закон вступил в силу, ведь он обеспечивает наведение порядка на переднем крае. Он ставит забор перед нарушителями воинской дисциплины, он связывает руки тем, кто не хочет работать в рамках требований Дисциплинарного устава, а хочет заниматься нарушением этой самой воинской дисциплины. Но поскольку в открытую они об этом сказать не могут, они находят другой путь. Они пытаются зацепиться за то, чего на самом деле нет, и они начинают вот это словоблудие вокруг так называемых гаджетов. Коллеги, нет никаких проблем с использованием гаджетов, они как использовались, так и используются. И будут использоваться ещё больше ради выполнения боевых задач, над которыми братья работают, и той самой Победы. Она неминуемо придёт! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, Андрей Валериевич Картаполов - боевой генерал, в прошлом командующий не только военным округом, но и армией, прошёл Сирию. Давайте мы профессионалам, нашим военачальникам доверять. У нас в зале пленарного заседания, вижу, боевой генерал Заварзин, он Приштину брал, боевой генерал Соболев, вот если брать военачальников, Гурулёв здесь - боевой генерал, командующий армией. Кто-то из командармов и военачальников, кто прошёл горячие точки, хотел бы высказаться? Либо давайте сами ответственно относиться, либо наденьте погоны, пройдите путь, который он прошёл и его коллеги, а потом с пафосом можете говорить всё, что хотите. Пожалуйста, Гурулёв. С места. С места - трибуна занята вашим командиром. ГУРУЛЁВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, давайте я вам простыми фразами, может быть не совсем корректными, объясню, что происходит. Суть закона - в праве командира без решения суда арестовывать военнослужащего, совершившего грубый дисциплинарный проступок, с лишением его зарплаты. Так было в Советской Армии. Вот это главное, суть этого закона. А сейчас как происходит? Ну давайте уж правду говорить! Командиры, не имея такого права, куда военнослужащих девают? Тех, кто напился и попался, и так далее и тому подобное. В яму, правильно. Не совсем законно, но как есть. И сегодня вам Андрей Валериевич Картаполов говорит, что надо узаконить, что всё должно быть по закону и это право любого командира - применять дисциплинарный арест. Вот суть закона. Спасибо за внимание. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Про гаджеты. Кто прокомментирует? Пожалуйста, Заварзин. С места, Виктор Михайлович. ЗАВАРЗИН В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Очень хороший вопрос. Действительно, вы правы, председатель комитета всё объяснил. Дело очень простое. К средствам связи, уважаемые коллеги, на передовой надо относиться очень и очень серьёзно, я приведу один пример. Я собрал в своём округе женщин, у которых близкие воюют на фронтах СВО, человек 15 их было. И одна женщина в слезах настырно, постоянно мне говорила: "Товарищ генерал, не могу дозвониться три недели уже до мужа..." Вы помните, был тяжелейший случай, когда по сигналу был нанесён удар и погибло большое количество военнослужащих? Это очень серьёзно, задумайтесь все! Я вас просто призываю: когда вы будете говорить с людьми, с жёнами, со всеми, на эту тему поговорите. Мы в комитете рассматривали вопрос по поводу обеспечения различной связи через "Почту России" и так далее, большую работу провели, вот здесь председатель комитета, он знает хорошо. Здесь говорится о том, чтобы всё упорядочить и дать возможность командирам использовать дисциплинарную ответственность по отношению к тем нарушителям, которые пользуются этими приборами, недозволенными, подчёркиваю. Речь идёт о недозволенном ношении всех этих приборов, там есть и секретные документы, и для служебного пользования, там есть размещение, расположение... Противник использует самые новейшие средства связи, те, что американцы им дают и англичане. Ну что же мы так безалаберно подходим к этому делу! Всё, что касается линии соприкосновения, - тот, кто в бою был, понимает, - с этим всё должно быть серьёзно и очень серьёзно. В этом законопроекте говорится как раз... мы ничего не изымаем, поддерживаю то, что сказал председатель комитета, мы просто упорядочиваем, чтобы это не был, как говорится, базар в прямом смысле слова и была воля командира. И последнее. Друзья мои, вы не бойтесь дисциплинарной ответственности, она всегда была, есть и будет по уставу, это арест всего лишь, это нормальное явление. У нас было выражение: кто не был на гауптвахте, тот не служил, считай. Вот кто постарше - помнит. Так что мы с удовольствием поддержим этот законопроект. Его надо поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллега Красов, Герой России. Есть мнение? Есть. Пожалуйста, Красову включите микрофон. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Здесь мои коллеги по комитету уже достаточно подробно рассказали. Ещё раз говорю, самая главная мысль в этих двух законопроектах: мы предоставляем право командиру и начальнику наложить дисциплинарный арест на военнослужащего, который совершил грубый дисциплинарный проступок. Уважаемые коллеги, дисциплина на поле боя решает всё, без железной дисциплины не может быть той победы, которой ждут и на поле боя... не ждут, а добиваются, и ждём мы, оказывая всяческое содействие. Если есть иное желание, то вы можете реализовать это тоже тем же... и если на поле боя другое мнение, то это мнение как раз на пользу врагу. Ещё раз хочу напомнить, что без железной, твёрдой уставной дисциплины не будет победы на поле боя. Командиру, как единоначальнику, дано многое, в том числе право не только принимать решение и добиваться его исполнения на поле боя, но и поддерживать в установленном порядке (а мы сейчас создаём такой установленный порядок) эту дисциплину. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, военачальник Соболев Виктор Иванович, генерал, командующий армией. СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ. Ну, прежде всего, я хочу присоединиться к мнению своих коллег по Комитету по обороне, мы достаточно подробно обсуждали этот вопрос. Целиком и полностью согласен с тем, что без железной воинской дисциплины не может быть никакой победы, об этом ещё Владимир Ильич Ленин говорил: кто изо всех сил не поддерживает дисциплину и порядок в Красной Армии, тот предатель и изменник, того нужно истреблять беспощадно. Жёстко, но война шла, и сейчас идёт война. Я скажу, что, кроме этого закона, нужно идти дальше и создавать штрафные роты, как это было в Великую Отечественную войну, и штрафные батальоны для тех, кто нарушает, серьёзно нарушает воинскую дисциплину, или проявляет трусость, или совершает другие проступки, которые в принципе ведут к поражению. Я поддерживаю этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы мнения военачальников - депутатов Государственной Думы запросили, все они прошли горячие точки, участвовали в боевых действиях, перейдём к голосованию. Ставится на голосование поправка 3. Комитет просит поддержать. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 11 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 25 чел.5,6 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Поправка 3 принимается. По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 51 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принято. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию по законопроекту во втором чтении, вопрос 10. Пожалуйста, включите режим голосования. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 24 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 24 чел.5,3 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. Пожалуйста, Картаполов Андрей Валериевич. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении, комитет просит вас его поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений против того, что мы рассмотрим данный законопроект в процедуре третьего чтения? Нет. Переходим к рассмотрению законопроекта в процедуре третьего чтения. Есть ли желающие от фракции высказаться? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" хочет выступить Картаполов. Журавлёв - от фракции ЛДПР. Делягин и Вассерман, кто из вас будет выступать, скажите? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракции - 3 минуты. Делягин - хорошо, Олег Анатольевич. Итак, Журавлёв Алексей Александрович, Делягин и Картаполов. Журавлёв с места? Пожалуйста, Алексей Александрович, выходите на трибуну, ваше право. ЖУРАВЛЁВ А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я с большим уважением, и это абсолютно точно, отношусь ко всем нашим боевым генералам, и не только к нашим, но и ко всем тем, кто ведёт сегодня боевые действия, защищая нашу Родину. Это, без всякого сомнения, так. Но война сегодня другая, и она очевидно другая, никто не ожидал, что будут ударными беспилотники на передовой, будут новейшие средства связи и так далее. Не секрет, что этих средств связи у нас сегодня не хватает. Больше того, любой гаджет, любое средство связи на передовой они необходимы. И любые средства связи уязвимы, любые. Сегодня речь идёт не о том, что нужна воинская дисциплина, - уж поверьте, она есть! И я вам точно могу сказать, что она, сто процентов, существует и никто её там не отменял, попробуй не выполни приказ командира. Наверное, такие случаи есть где-нибудь, не знаю, я таких не встречал, например. Поэтому речь не о дисциплине, речь идёт о разделении: вот как мы будем непосредственно смотреть - это боевой айфон или небоевой, это боевой коптер или небоевой, это боевой регистратор или небоевой? Ну ладно, командир может это определить, это я точно могу сказать, и определяет сегодня - попробуй возьми его куда-нибудь не туда! Ну, слушайте, сегодня хватает у командира полномочий. Другой вопрос: зачем это давать военной полиции? Вот это я не понимаю вообще. Ну вот едем мы, так сказать, из Луганска в Донецк, да, там стоят, военной полиции там достаточно. Ну и что? Или это касается только линии боевого соприкосновения? Нет, это не так, это касается зоны боевых действий. А она вся там зона боевых действий. Короче говоря, там непоняток будет очень много. А сегодня Интернет, о котором мы говорим, что вдруг там всех засекли и ударили, - да ничего подобного, на передовой линии боевого соприкосновения нет воздушного Интернета, его там нет вообще, от слова "совсем"! Есть только Wi-Fi, а тарелка вынесена далеко, туда, где, если и прилетит, ничего не будет. Вот о чём идёт речь. Зачем это нужно, дополнительно какие-то полномочия, мне, например, непонятно, честно говоря, сегодня их достаточно. А вот злоупотребления, особенно со стороны военной полиции, на мой взгляд, вполне могут возникнуть. Поэтому я считаю, что законопроект достаточно сырой, и сегодня, извините, но я не могу его поддержать, несмотря на то, что коллеги по Комитету по обороне его одобрили, к сожалению, в моё отсутствие. Но тем не менее это вот именно так. Я считаю, что мы победим, без всякого сомнения, и дисциплина на передовой существует и будет отличной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Александрович. Пожалуйста, Делягин Михаил Геннадьевич, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". Подготовиться Картаполову. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мне, как старшему сержанту Советской Армии, очень неловко перечить генералам армии Российской, но, возможно, я очень сильно удивлю кого-то, может быть, даже из разработчиков этого закона, если напомню, что речь идёт не об использовании гаджетов. Я цитирую: "Нарушение запрета иметь при себе электронные изделия бытового назначения". То, что электронные изделия бытового назначения неотделимы от военных, то, что используются гражданские коптеры и всё остальное, гражданские смартфоны для решения боевых задач, здесь, я думаю, знают все, но это запрет не на использование, как здесь говорилось много раз, это запрет иметь при себе, и военная полиция в том числе будет это дело контролировать. И огромный вопрос: почему нельзя иметь при себе в том числе неиспользуемый гаджет? Второе. Когда мы принимаем гражданские законопроекты, мы требуем большого количества подзаконных актов, чтобы всё было разжёвано и понятно. Здесь, в вопросе, который касается жизни и смерти, о подзаконных актах речь не идёт. Я напоминаю, что во всех предыдущих пунктах статьи, в которую мы вносим изменения, очень чётко говорится: нарушение правил недопустимо, нарушение правил недопустимо, и только в двух пунктах - 19 и 20, которые мы сейчас обсуждаем, - говорится о нарушении запрета. Кто будет устанавливать этот запрет? Командир? Очень хорошо. Командир роты или командир бригады, или командир армии? Я напоминаю, что командиры находятся от своих военнослужащих за километры, на очень большом расстоянии и просто не знают, не всегда знают, что там в реальности происходит. Понимаете, Виктор Михайлович Заварзин здесь сказал очень чётко: дисциплинарная ответственность всегда была, есть и будет, и добавил - по уставу. Коллеги, вот в Советской Армии, в советское время, когда у нас было неизмеримо лучше с правоохраной, и с юриспруденцией, и со всем остальным, я сидел на гауптвахте без внесения каких-то законов - я сидел по уставу. Понимаете? Мы не в устав вносим изменения, мы вносим изменения в закон, мы гражданским законом пытаемся регулировать военные вопросы, и в результате "нарушение запрета" - это предельно общая формулировка. И тревога людей, которые лучше нас с вами знают, что в реальности происходит на фронте, абсолютно обоснованна. Наконец, последнее, дорогие друзья. Можем принимать хорошие законы или плохие, можем дискутировать, мы не имеем права на одно - мы не имеем права на возбуждение ненависти, даже по недоразумению, к органам государственной власти Российской Федерации. Судя по отзывам, которые я получаю в том числе из зоны СВО, мы эту задачу с вами уже решили. Вот даже не принятием, а просто обсуждением этого законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Андрей Валериевич Картаполов. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вот давайте откровенно: у нас нет никаких непоняток. Ну нет их ни с кем! Нам всё понятно: что происходит, откуда что берётся. Поверьте мне, понятно. Что касается полномочий. Ну, если мы ставим под сомнение полномочия органов, которые специально созданы в рядах Вооружённых Сил для обеспечения правопорядка и воинской дисциплины, если мы здесь с высокой трибуны говорим о том, что они якобы эти полномочия превышают и злоупотребляют ими, - ну, слушайте, приведите конкретные факты, пожалуйста, подтверждённые документально, чтобы мы с вами эти вопросы обсудили конкретно. А вот так вот, голословно... Коллеги, не надо использовать эту трибуну для подобного рода высказываний, это не то место. Теперь, что касается нормы, которую цитировали из поправки. Вот вы все ссылаетесь на то, что вы беседовали с командирами. Вам сегодня кто-то из командиров сказал, что у него что-то отобрали или у его бойца что-то отобрали? Не сказал. И не скажет! А это отсылочная норма. Это действующее законодательство, и мы обязаны её прописать, потому что данный законопроект определяет полномочия именно в условиях специальной военной операции. И вот это словоблудие абсолютно не нужно. Коллеги, те, кто поддерживает и голосует за этот закон, голосуют за порядок, за дисциплину, вам командиры в пояс поклонятся за то, что мы его примем. А те, кто не поддерживает и голосует против, голосуют за пьяниц, за нарушителей, за самовольщиков, за прочих беспредельщиков - голосуйте дальше! Коллеги, я призываю вас поддержать этот закон, не слушать тех, кто нас пытается увести в сторону от рассмотрения сути законопроекта, а сделать то, в чём действительно нуждаются наши ребята. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валериевич. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию законопроекта под пунктом 10 в третьем чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 37 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 24 чел.5,3 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято За - 328, против - 24, воздержалось - 4. Федеральный закон принят. Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание, норма, которая здесь дискутировалась, обсуждалась, является корреспондирующей, о чём сказал председатель комитета, она была в законе от 2019 года, вот только что подходил коллега Красов, пояснял, поэтому исходите из того, что она действующая и её переносят. Пожалуйста, коллега Красов, поясните. Красову микрофон включите. КРАСОВ А. Л. Вячеслав Викторович, вы совершенно правы, в 2019 году в предыдущем созыве мы эту норму приняли. На основании этого федерального закона, уважаемые коллеги, в 2020 году был издан указ Президента Российской Федерации. Это изменение в Дисциплинарный устав, были добавлены два грубых дисциплинарных проступка. А что касается этого законопроекта, коллеги, нам Генеральная прокуратура как раз сказала не допускать отсылочных норм, а конкретно указать эти два пункта из Дисциплинарного устава и два пункта из базового федерального закона - закона "О статусе военнослужащих", что мы и сделали. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы помним, что было в Буче. Вот такая же буча по этому законопроекту в прямом и переносном смысле была вчера и сегодня происходит на заседании. Председательствующий. Что касается заседания, уважаемые коллеги, мы всё-таки должны уважать опыт и заслуги перед страной тех, кто сегодня у нас работает в комитете по безопасности. Ещё раз хочу подчеркнуть, что у нас в Государственной Думе, и это очень хорошо, есть военачальники, Герои России, удостоенные орденов Мужества, которые прошли горячие точки и имеют боевой опыт, - и председатель комитета, и депутаты, входящие в комитет, я называл их, поэтому давайте к их мнению прислушиваться. И особенно такие вопросы обсуждать лучше в профильном комитете, потому что всё то, что вот мы сейчас обсуждаем, наши враги вытащат и будут это полоскать: им надо, самое главное, расколоть общество, расколоть нас, посеять недоверие, столкнуть лбами. Давайте думать об этом. Вы сами-то представьте себе: вот здесь у нас четыре командарма, командующий ВДВ - мы берём и уходим в эмоции. Тогда примите решение и выезжайте, изучите, вернитесь. У нас Саблин воюет, у нас Делимханов воюет, Колесников воюет, Первышов вот только что вернулся. Мы имеем полную возможность собраться, обсудить эти вопросы в закрытом режиме, спросив наших товарищей, и тогда всё станет понятно: цели, задачи, почему это необходимо. Они же рядом с нами. Вот у меня вчера Первышов был, Саблин будет завтра. Надо с ними встречаться, и тогда всё встанет на свои места. Живём сами в гаджетах, заложниками слухов являемся. Социальные сети придумали понятно где и кто, и они во многом манипулируют сознанием, для того чтобы его подчинить себе. У нас есть возможность пообщаться - давайте пообщаемся. Тем более такие люди рядом с нами, ещё раз хочу сказать, вот Соболев - командарм, Кавказ прошёл, участвовал в сражениях за независимость и Абхазии, и Осетии, Гурулёв, Картаполов, Заварзин, Шаманов, Красов. Эти имена в армиях уважают. Спасибо. (Аплодисменты.)
Заседание № 106
О проекте федерального закона № 289614-8 "О некоторых особенностях применения дисциплинарного взыскания - дисциплинарный арест в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, 23-й и 24-й вопросы мы рассматриваем с одним докладом. 23-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"; 24-й вопрос, о проекте федерального закона "О некоторых особенностях применения дисциплинарного взыскания - дисциплинарный арест в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время". Докладывает Андрей Валериевич Картаполов. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемые законопроекты, по нашему мнению, являются крайне важными. Они внесены одновременно, в одном пакете, рассматриваются вместе. Законопроектом № 289607-8 предлагается внести изменения в статьи 28 "Ответственность военнослужащего" и 28-4 "Дисциплинарное взыскание и его применение" Федерального закона "О статусе военнослужащих", что обеспечит взаимное соответствие указанных норм проектируемым нормам проекта закона № 289614-8. Законопроектом № 289607-8 предусматривается наделение командиров воинских частей и начальников органов военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации полномочиями по применению к военнослужащим, совершившим грубые дисциплинарные проступки, проходящим службу в должностях солдат, матросов, старшин, сержантов, прапорщиков и мичманов, за исключением офицеров, дисциплинарного ареста сроком до десяти суток во внесудебном порядке. Законопроектом № 289614-8 предлагается определить особенности применения дисциплинарного взыскания - дисциплинарный арест в период мобилизации, военного положения и в военное время. Сегодня, как вы знаете, у нас в соответствии с частью 2 статьи 22 Конституции допускается заключение под стражу только по судебному решению. Вместе с тем в соответствии со статьёй 55, часть 3, Конституции права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя. В настоящее время право применения к военнослужащим дисциплинарного ареста на срок до 30 суток предоставлено судьям гарнизонных военных судов. При этом установленный в настоящее время порядок применения дисциплинарного ареста в условиях специальной военной операции, ну, реально не работает. И это не только снижает уровень правопорядка и воинской дисциплины, но и порой заставляет командиров и начальников применять вообще неуставные меры воздействия к подчинённым, чтобы обеспечить этот самый порядок. Гарнизонные военные суды находятся на значительном удалении от мест дислокации войск. В связи с этим нарушитель воинской дисциплины, которого командир решил привлечь к ответственности, должен быть доставлен в суд, что существенно увеличивает время наложения взыскания, так ещё надо определить людей, которые его повезут, найти транспорт. Множество людей не будут выполнять боевые задачи, а будут заниматься вопросами сопровождения, транспортировки, то есть отвлекаться от выполнения боевых задач. Такое состояние дел недопустимо, поскольку соблюдение воинской дисциплины является одним из залогов успешного выполнения боевой задачи. Предполагается, что дисциплинарный арест с содержанием на гауптвахте будет к тому же мерой профилактики более тяжких правонарушений, побуждающей военнослужащих вовремя отказаться от нарушения закона и избежать привлечения к уголовной ответственности. Ограниченный, как мы видим, по сравнению с мирным временем перечень грубых дисциплинарных проступков, а также сокращённый срок применения дисциплинарного ареста являются, по нашему мнению, соразмерными и разумными. При этом за военнослужащим, подвергнутым дисциплинарному аресту, сохраняется право его обжалования в установленном порядке. Кроме того, для усиления эффективности применения дисциплинарного ареста законопроектом № 289607-8 предлагается внести изменения в Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих...", установив, что военнослужащим, к которым в период выполнения боевых задач применён дисциплинарный арест, денежное довольствие за период отбывания ареста и отдельные выплаты выплачиваться не будут, пока они находятся под арестом. Правовое управление Аппарата Госдумы замечаний концептуального характера не имеет. Комитет по обороне поддерживает оба законопроекта. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроекты в первом чтении. Коллеги, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валериевич. Включите режим записи на вопросы. Руки были - пожалуйста, записывайтесь на вопросы. Идёт режим записи. Покажите список. Утяшева Римма Амировна, пожалуйста. УТЯШЕВА Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Андрей Валериевич, за что вы хотите арестовать на десять дней вот этих солдат? Я не поняла немножко. За то, что они, ну, хулиганят, или?.. Немножко о причинах ареста. И они не будут судимы? Их просто посадят, повоспитывают - и снова служить, да? КАРТАПОЛОВ А. В. Именно так. У нас приложен перечень грубых дисциплинарных проступков, за которые военнослужащий может быть подвергнут аресту, например употребление спиртных напитков и прочие, прочие, прочие дела, я сейчас не буду в целях экономии времени их перечислять. Вот он отсидит, а после этого продолжит радостно выполнять боевые задачи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Андрей Валериевич, три в одном, что называется, три вопроса. Первый вопрос. Это всё-таки конституционный принцип статьи 22: арест на срок больше 48 часов - через суд. Вы считаете, что статья 55 позволяет в рамках защиты конституционного строя или в рамках обеспечения обороны страны и безопасности государства этот принцип нарушать, то есть арестовывать решением командира? Второй вопрос. Это будет единолично командир решать либо он всё-таки будет согласовывать это с каким-то вышестоящим, не знаю, окружным начальством? Командиры бывают самые разные, вы знаете, и решения, соответственно, тоже могут быть самые разные. И третий вопрос. Написано, что данный вариант будет действовать в период мобилизации, в период действия военного положения и в военное время, - вот сейчас у нас период каким считается (если эта норма будет применяться)? КАРТАПОЛОВ А. В. Спасибо за вопросы, Алексей Владимирович. От обратного пойдём. У нас сейчас есть перечень территорий, где действует военное положение, где ведутся боевые действия и где действует указ президента о частичной мобилизации. По сути, эта норма применяется там, где военнослужащие непосредственно участвуют в ведении боевых действий. Что касается прав командира, командир не должен и не обязан ни с кем советоваться: он несёт ответственность за выполнение боевых задач и в соответствии с уставами он обязан принять все необходимые меры, для того чтобы эти задачи были выполнены. Вот дополнительная норма, которую мы предлагаем, поможет ему, по нашему мнению, эти боевые задачи выполнять. Норма эта временная, и, когда мы вернёмся к повседневной деятельности, она не будет востребована. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Парфёнов Денис Андреевич. ПАРФЁНОВ Д. А., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Валериевич, насколько я понимаю, необходимость принятия данного проекта закона обусловлена увеличением числа случаев нарушения воинской дисциплины - безусловно, это не может не вызывать тревогу. Однако, возможно, имеет смысл всё-таки сделать упор не на вот эту принудительную часть, связанную с возможностью применения каких-то внесудебных взысканий по отношению к военнослужащим, может быть, имеет смысл сделать упор на усиление политической работы с личным составом, чтобы дисциплина приобретала максимально сознательный характер? Это поспособствует улучшению и боевого духа, и управляемости воинских частей, ну и, наверное, количество эксцессов снизится, и тогда можно будет решать это в прежнем порядке. КАРТАПОЛОВ А. В. Ну, в Советской армии, которая была предшественницей армии Российской, во главу угла было поставлено выполнение задач Коммунистической партии Советского Союза и дисциплинарный арест всё время успешно применялся. Я с вами абсолютно согласен, не только меры принуждения должны быть, но и меры воспитания и убеждения. Но мы полагаем, что именно дополнительные права, которые получат командиры, сделают более действенными и обычные убеждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Андрей Валериевич, вот в настоящее время применение такого дисциплинарного ареста к мобилизованным и офицерам определяется законом "О статусе военнослужащих" и общевоинскими уставами. Вот Дисциплинарный устав Вооружённых Сил запрещает применение такого ареста к военнослужащим женского пола. В данном законопроекте, насколько я понимаю, не урегулирован запрет на применение ареста к женщинам. Вот будет ли это урегулировано, будут ли соответствующие поправки или нет? И второе, тоже по сроку. За один или несколько грубых проступков - до 30 дней, а в случае грубых проступков в период отбывания такого ареста - до 45 дней. А в этом законопроекте, как я поняла, продление ареста не урегулировано. Вот каков будет максимальный срок? Или я неправильно поняла это? КАРТАПОЛОВ А. В. Яна Валерьевна, ну, вы немножко, видимо, не дочитали. По предлагаемому нами законопроекту максимальный срок дисциплинарного ареста не превышает десяти суток, это что касается права командира. Что касается военнослужащих-женщин, ну, вы знаете, у нас в Вооружённых Силах военнослужащие-женщины - это самые дисциплинированные люди, которых не то что наказывать не за что, их только поощрять можно, поэтому мы считаем, что их это вообще никак не коснётся, не видим здесь проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Андрей Валериевич, действительно, очень актуальные законопроекты. Тоже приходилось слышать такие, ну, просьбы, так скажем, к законодателям со стороны военнослужащих, потому что своевременное пресечение помогает остановить разложение личного состава и, наоборот, когда безнаказанность, все смотрят и потом берут отрицательный пример. Но вот вы сказали, что здесь упрощается момент применения наказания, а норма об обжаловании остаётся такой, какой и была. Есть ли возможность и обжалование упростить, чтобы исключить случаи, ну, неправильного применения, неправомерного, несправедливого, так скажем? КАРТАПОЛОВ А. В. Очень хороший вопрос. Мы на этапе обсуждения в комитете, подготовки к первому чтению обговаривали подобного рода моменты и эту работу продолжим с представителями Вооружённых Сил, с представителями Главной военной прокуратуры и военных судов. Полагаем, что здесь есть ещё и поле для манёвра, и то, что можно сделать. Но это мы планируем сделать уже в рамках подготовки ко второму чтению в виде поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Андрей Валериевич, на наш взгляд, данная инициатива актуальна для военного времени, с этим нельзя не согласиться. Вопрос созвучен с предыдущими: не допускаете ли вы возможности превышения полномочий и злоупотребления полномочиями командирами войсковых частей или военными комендантами гарнизонов? И не считаете ли вы, что это законопроект преждевременный, способствующий обострению в войсковых подразделениях, в особенности на фоне множественных публичных обращений, жалоб военнослужащих и их родственников? Я думаю, что в сетях достаточно много обращений военнослужащих и семей, в том числе к Президенту России. КАРТАПОЛОВ А. В. Ну, мы никак не связываем этот законопроект с участившимися обращениями, тем более что, если вы обратили внимание, обращение к родителям не является грубым дисциплинарным проступком. Что касается второго, нельзя исключить, что могут быть перегибы, это в принципе, ну, понятная практика. Для этих случаев есть, во-первых, органы военной прокуратуры, которые надзирают за соблюдением законности, и, во-вторых, опять-таки вот та норма, которую мы с коллегой Кузнецовым обсуждали в предыдущем вопросе: мы оставляем право на обжалование военнослужащим, и как раз органы военной прокуратуры обязаны обеспечить все эти вещи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Андрей Валериевич, вот в продолжение вопроса Кузнецова: ситуации бывают разные - как могут быть защищены военнослужащие от неправомерного применения наказаний, как и где фиксируется факт дисциплинарного проступка, расскажите, пожалуйста. КАРТАПОЛОВ А. В. Олег Юрьевич, спасибо за вопрос. В любом случае у нас грубый дисциплинарный проступок фиксируется документально, есть такой документ в воинской части - журнал учёта грубых дисциплинарных проступков. Приказом командира части назначается разбирательство, и только по итогам разбирательства он принимает решение о том, какой вид наказания к военнослужащему применить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валериевич. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. На голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", 23-й вопрос. Первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 54 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 10 чел.2,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении. И ставится на голосование проект федерального закона "О некоторых особенностях применения дисциплинарного взыскания - дисциплинарный арест в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время", 24-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 28 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 10 чел.2,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.