Заседание № 106

15.03.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 289607-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (по вопросу установления особенностей применения к военнослужащим дисциплинарного ареста в период мобилизации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4719 по 5010 из 5824
Коллеги, 23-й и 24-й вопросы мы рассматриваем с одним докладом. 23-й вопрос,    
о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О      
статусе военнослужащих" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О денежном          
довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"; 24-й          
вопрос, о проекте федерального закона "О некоторых особенностях применения      
дисциплинарного взыскания - дисциплинарный арест в период мобилизации, в        
период действия военного положения, в военное время". Докладывает Андрей        
Валериевич Картаполов.                                                          
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемые    
законопроекты, по нашему мнению, являются крайне важными. Они внесены           
одновременно, в одном пакете, рассматриваются вместе.                           
                                                                                
Законопроектом № 289607-8 предлагается внести изменения в статьи 28             
"Ответственность военнослужащего" и 28-4 "Дисциплинарное взыскание и его        
применение" Федерального закона "О статусе военнослужащих", что обеспечит       
взаимное соответствие указанных норм проектируемым нормам проекта закона №      
289614-8.                                                                       
                                                                                
Законопроектом № 289607-8 предусматривается наделение командиров воинских       
частей и начальников органов военной полиции Вооружённых Сил Российской         
Федерации полномочиями по применению к военнослужащим, совершившим грубые       
дисциплинарные проступки, проходящим службу в должностях солдат, матросов,      
старшин, сержантов, прапорщиков и мичманов, за исключением офицеров,            
дисциплинарного ареста сроком до десяти суток во внесудебном порядке.           
Законопроектом № 289614-8 предлагается определить особенности применения        
дисциплинарного взыскания - дисциплинарный арест в период мобилизации,          
военного положения и в военное время.                                           
                                                                                
Сегодня, как вы знаете, у нас в соответствии с частью 2 статьи 22 Конституции   
допускается заключение под стражу только по судебному решению. Вместе с тем в   
соответствии со статьёй 55, часть 3, Конституции права и свободы человека       
могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это      
необходимо в целях защиты основ конституционного строя. В настоящее время       
право применения к военнослужащим дисциплинарного ареста на срок до 30 суток    
предоставлено судьям гарнизонных военных судов. При этом установленный в        
настоящее время порядок применения дисциплинарного ареста в условиях            
специальной военной операции, ну, реально не работает. И это не только          
снижает уровень правопорядка и воинской дисциплины, но и порой заставляет       
командиров и начальников применять вообще неуставные меры воздействия к         
подчинённым, чтобы обеспечить этот самый порядок.                               
                                                                                
Гарнизонные военные суды находятся на значительном удалении от мест             
дислокации войск. В связи с этим нарушитель воинской дисциплины, которого       
командир решил привлечь к ответственности, должен быть доставлен в суд, что     
существенно увеличивает время наложения взыскания, так ещё надо определить      
людей, которые его повезут, найти транспорт. Множество людей не будут           
выполнять боевые задачи, а будут заниматься вопросами сопровождения,            
транспортировки, то есть отвлекаться от выполнения боевых задач. Такое          
состояние дел недопустимо, поскольку соблюдение воинской дисциплины является    
одним из залогов успешного выполнения боевой задачи.                            
                                                                                
Предполагается, что дисциплинарный арест с содержанием на гауптвахте будет к    
тому же мерой профилактики более тяжких правонарушений, побуждающей             
военнослужащих вовремя отказаться от нарушения закона и избежать привлечения    
к уголовной ответственности. Ограниченный, как мы видим, по сравнению с         
мирным временем перечень грубых дисциплинарных проступков, а также              
сокращённый срок применения дисциплинарного ареста являются, по нашему          
мнению, соразмерными и разумными. При этом за военнослужащим, подвергнутым      
дисциплинарному аресту, сохраняется право его обжалования в установленном       
порядке.                                                                        
                                                                                
Кроме того, для усиления эффективности применения дисциплинарного ареста        
законопроектом № 289607-8 предлагается внести изменения в Федеральный закон     
"О денежном довольствии военнослужащих...", установив, что военнослужащим, к    
которым в период выполнения боевых задач применён дисциплинарный арест,         
денежное довольствие за период отбывания ареста и отдельные выплаты             
выплачиваться не будут, пока они находятся под арестом.                         
                                                                                
Правовое управление Аппарата Госдумы замечаний концептуального характера не     
имеет. Комитет по обороне поддерживает оба законопроекта.                       
                                                                                
С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять           
законопроекты в первом чтении.                                                  
                                                                                
Коллеги, спасибо.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валериевич.                               
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Руки были - пожалуйста, записывайтесь на вопросы. Идёт режим записи.            
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Утяшева Римма Амировна, пожалуйста.                                             
                                                                                
УТЯШЕВА Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Андрей Валериевич, за что вы хотите арестовать на десять дней вот     
этих солдат? Я не поняла немножко. За то, что они, ну, хулиганят, или?..        
Немножко о причинах ареста. И они не будут судимы? Их просто посадят,           
повоспитывают - и снова служить, да?                                            
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Именно так. У нас приложен перечень грубых дисциплинарных      
проступков, за которые военнослужащий может быть подвергнут аресту, например    
употребление спиртных напитков и прочие, прочие, прочие дела, я сейчас не       
буду в целях экономии времени их перечислять. Вот он отсидит, а после этого     
продолжит радостно выполнять боевые задачи.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Андрей Валериевич, три в одном, что называется, три    
вопроса.                                                                        
                                                                                
Первый вопрос. Это всё-таки конституционный принцип статьи 22: арест на срок    
больше 48 часов - через суд. Вы считаете, что статья 55 позволяет в рамках      
защиты конституционного строя или в рамках обеспечения обороны страны и         
безопасности государства этот принцип нарушать, то есть арестовывать решением   
командира?                                                                      
                                                                                
Второй вопрос. Это будет единолично командир решать либо он всё-таки будет      
согласовывать это с каким-то вышестоящим, не знаю, окружным начальством?        
Командиры бывают самые разные, вы знаете, и решения, соответственно, тоже       
могут быть самые разные.                                                        
                                                                                
И третий вопрос. Написано, что данный вариант будет действовать в период        
мобилизации, в период действия военного положения и в военное время, - вот      
сейчас у нас период каким считается (если эта норма будет применяться)?         
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Спасибо за вопросы, Алексей Владимирович.                      
                                                                                
От обратного пойдём. У нас сейчас есть перечень территорий, где действует       
военное положение, где ведутся боевые действия и где действует указ             
президента о частичной мобилизации. По сути, эта норма применяется там, где     
военнослужащие непосредственно участвуют в ведении боевых действий.             
                                                                                
Что касается прав командира, командир не должен и не обязан ни с кем            
советоваться: он несёт ответственность за выполнение боевых задач и в           
соответствии с уставами он обязан принять все необходимые меры, для того        
чтобы эти задачи были выполнены. Вот дополнительная норма, которую мы           
предлагаем, поможет ему, по нашему мнению, эти боевые задачи выполнять. Норма   
эта временная, и, когда мы вернёмся к повседневной деятельности, она не будет   
востребована.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Парфёнов Денис Андреевич.                                                       
                                                                                
ПАРФЁНОВ Д. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Андрей Валериевич, насколько я понимаю, необходимость принятия        
данного проекта закона обусловлена увеличением числа случаев нарушения          
воинской дисциплины - безусловно, это не может не вызывать тревогу. Однако,     
возможно, имеет смысл всё-таки сделать упор не на вот эту принудительную        
часть, связанную с возможностью применения каких-то внесудебных взысканий по    
отношению к военнослужащим, может быть, имеет смысл сделать упор на усиление    
политической работы с личным составом, чтобы дисциплина приобретала             
максимально сознательный характер? Это поспособствует улучшению и боевого       
духа, и управляемости воинских частей, ну и, наверное, количество эксцессов     
снизится, и тогда можно будет решать это в прежнем порядке.                     
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Ну, в Советской армии, которая была предшественницей армии     
Российской, во главу угла было поставлено выполнение задач Коммунистической     
партии Советского Союза и дисциплинарный арест всё время успешно применялся.    
Я с вами абсолютно согласен, не только меры принуждения должны быть, но и       
меры воспитания и убеждения. Но мы полагаем, что именно дополнительные права,   
которые получат командиры, сделают более действенными и обычные убеждения.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна.                                                      
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Андрей Валериевич, вот в настоящее время             
применение такого дисциплинарного ареста к мобилизованным и офицерам            
определяется законом "О статусе военнослужащих" и общевоинскими уставами. Вот   
Дисциплинарный устав Вооружённых Сил запрещает применение такого ареста к       
военнослужащим женского пола. В данном законопроекте, насколько я понимаю, не   
урегулирован запрет на применение ареста к женщинам. Вот будет ли это           
урегулировано, будут ли соответствующие поправки или нет?                       
                                                                                
И второе, тоже по сроку. За один или несколько грубых проступков - до           
30 дней, а в случае грубых проступков в период отбывания такого ареста - до     
45 дней. А в этом законопроекте, как я поняла, продление ареста не              
урегулировано. Вот каков будет максимальный срок? Или я неправильно поняла      
это?                                                                            
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Яна Валерьевна, ну, вы немножко, видимо, не дочитали. По       
предлагаемому нами законопроекту максимальный срок дисциплинарного ареста не    
превышает десяти суток, это что касается права командира.                       
                                                                                
Что касается военнослужащих-женщин, ну, вы знаете, у нас в Вооружённых Силах    
военнослужащие-женщины - это самые дисциплинированные люди, которых не то что   
наказывать не за что, их только поощрять можно, поэтому мы считаем, что их      
это вообще никак не коснётся, не видим здесь проблемы.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Андрей Валериевич, действительно, очень актуальные     
законопроекты. Тоже приходилось слышать такие, ну, просьбы, так скажем, к       
законодателям со стороны военнослужащих, потому что своевременное пресечение    
помогает остановить разложение личного состава и, наоборот, когда               
безнаказанность, все смотрят и потом берут отрицательный пример. Но вот вы      
сказали, что здесь упрощается момент применения наказания, а норма об           
обжаловании остаётся такой, какой и была. Есть ли возможность и обжалование     
упростить, чтобы исключить случаи, ну, неправильного применения,                
неправомерного, несправедливого, так скажем?                                    
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Очень хороший вопрос. Мы на этапе обсуждения в комитете,       
подготовки к первому чтению обговаривали подобного рода моменты и эту работу    
продолжим с представителями Вооружённых Сил, с представителями Главной          
военной прокуратуры и военных судов. Полагаем, что здесь есть ещё и поле для    
манёвра, и то, что можно сделать. Но это мы планируем сделать уже в рамках      
подготовки ко второму чтению в виде поправок.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Андрей Валериевич, на наш взгляд, данная инициатива     
актуальна для военного времени, с этим нельзя не согласиться. Вопрос созвучен   
с предыдущими: не допускаете ли вы возможности превышения полномочий и          
злоупотребления полномочиями командирами войсковых частей или военными          
комендантами гарнизонов? И не считаете ли вы, что это законопроект              
преждевременный, способствующий обострению в войсковых подразделениях, в        
особенности на фоне множественных публичных обращений, жалоб военнослужащих и   
их родственников? Я думаю, что в сетях достаточно много обращений               
военнослужащих и семей, в том числе к Президенту России.                        
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Ну, мы никак не связываем этот законопроект с участившимися    
обращениями, тем более что, если вы обратили внимание, обращение к родителям    
не является грубым дисциплинарным проступком.                                   
                                                                                
Что касается второго, нельзя исключить, что могут быть перегибы, это в          
принципе, ну, понятная практика. Для этих случаев есть, во-первых, органы       
военной прокуратуры, которые надзирают за соблюдением законности, и,            
во-вторых, опять-таки вот та норма, которую мы с коллегой Кузнецовым            
обсуждали в предыдущем вопросе: мы оставляем право на обжалование               
военнослужащим, и как раз органы военной прокуратуры обязаны обеспечить все     
эти вещи.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста.                                                
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Андрей Валериевич, вот в продолжение вопроса             
Кузнецова: ситуации бывают разные - как могут быть защищены военнослужащие от   
неправомерного применения наказаний, как и где фиксируется факт                 
дисциплинарного проступка, расскажите, пожалуйста.                              
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Олег Юрьевич, спасибо за вопрос. В любом случае у нас грубый   
дисциплинарный проступок фиксируется документально, есть такой документ в       
воинской части - журнал учёта грубых дисциплинарных проступков. Приказом        
командира части назначается разбирательство, и только по итогам                 
разбирательства он принимает решение о том, какой вид наказания к               
военнослужащему применить.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валериевич. Присаживайтесь.               
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
На голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и статьи 2 и 3 Федерального        
закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных     
выплат", 23-й вопрос. Первое чтение.                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              341 чел.75,8 %                                    
Проголосовало против           10 чел.2,2 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
И ставится на голосование проект федерального закона "О  некоторых              
особенностях применения дисциплинарного взыскания - дисциплинарный арест в      
период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время",     
24-й вопрос.                                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              343 чел.76,2 %                                    
Проголосовало против           10 чел.2,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.