Заседание № 227
О проекте федерального закона № 289603-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о гарантиях прав кредиторов, не являющихся участниками долевого строительства, при передаче земельных участков иным лицам для достройки объектов незавершённого строительства; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
28-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей Александрович Пахомов. ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Законопроект подготовлен во исполнение постановления Конституционного Суда, принят Государственной Думой в первом чтении в ноябре прошлого года с достаточно большим, расширенным постановлением. Он предусматривает гарантии, защиту прав бывших залоговых кредиторов, чьи права были нарушены при процедуре банкротства застройщиков многоквартирных домов. Ко второму чтению текст существенно доработан нами с учётом предложений Государственной Думы, зафиксированных в расширенном постановлении, все предложения учтены при доработке. К законопроекту поступило 13 поправок, 8 из которых включены в таблицу № 1, рекомендованы к принятию и 5 - в таблицу № 2, рекомендованы к отклонению. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 57 мин. 15 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 57 мин. 41 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 26 чел.5,8 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 58 мин. 05 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Сергей Александрович, пожалуйста, вам слово. ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Законопроект прошёл все необходимые согласования, готов к принятию в третьем чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 58 мин. 44 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 167
О проекте федерального закона № 289603-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о гарантиях прав кредиторов, не являющихся участниками долевого строительства, при передаче земельных участков иным лицам для достройки объектов незавершённого строительства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Юрия Петровича Муценека. МУЦЕНЕК Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! В 2018 году были сформированы подходы, предусматривающие приоритет восстановления прав обманутых граждан - участников долевого строительства. Исходя из этих подходов была организована работа. В целом это позволило обеспечить более 196 тысяч граждан жильём. Совокупный объём ресурсов, направленных на решение данной задачи, составил более 340 миллиардов, из которых порядка 260 миллиардов были средствами бюджетов, федерального и региональных. Сегодня необходимо восстановить права ещё 60 тысяч дольщиков, по которым решения уже приняты. Для этого фондом по федеральным обязательствам привлекаются заёмные средства в размере не менее 58 миллиардов рублей. Вместе с тем по искам кредитных организаций в 2022 году Конституционный Суд принял постановление, согласно которому требования залоговых кредиторов, в частности банков, должны быть удовлетворены в обязательном порядке, и постановил, что законодателю надлежит разработать соответствующие механизмы. До момента внесения изменений в законодательство Конституционный Суд определил временный порядок осуществления выплат таким кредиторам. К чему это приведёт? По оценке Фонда развития территорий, по этому порядку на решение вопросов кредиторов нужно будет направить до конца года не менее 10 миллиардов рублей, которые могли бы быть использованы для восстановления прав граждан. Сейчас судами применяются разнонаправленные подходы к удовлетворению требований кредиторов, причём зачастую суммы взыскания существенно превышают размер компенсаций, который, по мнению Минстроя России, имел в виду Конституционный Суд. Расчёт размера компенсации в отсутствие чётких законодательных решений идёт вразрез с правами граждан, которые часто оказываются в спорах с банками более слабой стороной. Законопроектом предлагается определить чёткий порядок удовлетворения требований кредиторов и тем самым не допустить уменьшения средств, которые направляются на восстановление прав обманутых дольщиков. При этом в законопроекте уже предусмотрено положение, ограничивающее размер выплат кредиторам, в размере 60 процентов, что, по предварительным оценкам фонда, позволит сократить объём расходов на сумму около 4 миллиардов и направить эти средства на обеспечение прав граждан. Основная задача: сделать так, чтобы любые компенсации иным кредиторам - банкам не привели к ущемлению прав граждан. Вместе с тем с момента внесения законопроекта и в течение последних девяти месяцев мы изучали ситуацию, складывающуюся в регионах в связи с реализацией решения Конституционного Суда. Видим, что необходимо дополнить законопроект по следующим направлениям: первое, приоритетный порядок удовлетворения требований граждан - участников долевого строительства; второе, создание иммунитета в отношении использования средств бюджетной системы и целевых кредитов для залоговых кредиторов; а также предлагается рассмотреть возможность ограничения обязанностей фонда по погашению текущих платежей - только по передаваемому объекту. Отмечу, что мы предметно проработали эти вопросы с Комитетом по строительству и ЖКХ, спасибо Сергею Александровичу Пахомову. Прошу поддержать законопроект и высказанные предложения по его доработке с учётом необходимости безусловного исполнения поручения президента по защите прав граждан. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад - Сергей Александрович Пахомов. ПАХОМОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Буквально два слова о сути законопроекта тоже скажу. Конституционный Суд признал неконституционными нормы законодательства о банкротстве застройщиков, определил порядок удовлетворения федеральным фондом, ППК "Фонд развития территорий", и региональными фондами требований бывших залоговых кредиторов. С принятием указанного постановления, по сути своей, бывшие залоговые кредиторы получили право на компенсацию от Фонда развития территорий и от региональных фондов в размере суммы, устанавливаемой судом на основе равного для всех процентного отношения к размеру их требований к фонду, особенно сейчас на этом акцентирую внимание. В подавляющем большинстве случаев бывшими залоговыми кредиторами, как вы понимаете, являются у нас банки и приобретатели коммерческих помещений, то есть субъекты, осуществляющие коммерческую деятельность и, в общем-то, несущие соответствующие риски на себе. Если говорить простым языком, то постановление Конституционного Суда и, как следствие, законопроект предлагают нам отменить приоритет восстановления прав дольщиков, а такой приоритет перед остальными кредиторами - это конкретное поручение президента. Плюс к этому согласно ФЭО, если вы обратили внимание, государству прямо или косвенно всё это обойдётся приблизительно в 34,5 миллиарда рублей. Комитет дважды рассматривал законопроект с приглашением регионов, мы достаточно подробно его обсуждали. Замечания к законопроекту отражены в заключении комитета. Текст требует существенной доработки с учётом тех задач по восстановлению, приоритетному восстановлению прав дольщиков, которые президент ранее нам ставил. То есть речь идёт, ещё раз скажу, о приоритетной защите прав дольщиков перед всеми иными, по сути своей, правами, мы, по крайней мере, поручение президента трактуем именно так. В связи с этим мы предлагаем принять законопроект в первом чтении, предусмотрев в проекте постановления Государственной Думы следующие основные принципы, которые должны появиться в тексте законопроекта при его доработке ко второму чтению. Первое. Предусмотреть безусловный приоритетный порядок удовлетворения требований прав граждан - участников долевого строительства по отношению ко всем иным требованиям. И второе. Установить запрет (это важно, коллеги) на выплату компенсаций по обязательствам бывших залоговых кредиторов за счёт денежных средств, полученных фондами в качестве субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в качестве целевых кредитов на финансирование мероприятий по восстановлению прав обманутых дольщиков. То есть защитить в этой части и бюджетные средства, и интересы, права дольщиков. Дополнительно (я говорил уже об этом) хочется отметить озабоченность субъектов Российской Федерации, они при рассмотрении законопроекта достаточно активно её высказывали. Комитеты-соисполнители, которых у нас было три, законопроект поддерживают, замечаний концептуального характера не высказали. Комитет полагает, что текст законопроекта не в полной мере соответствует постановлению Конституционного Суда и поручению президента, но может быть доработан ко второму чтению с учётом текста постановления Госдумы. Предлагаю в первом чтении принять законопроект и существенно доработать его, ещё раз повторю, в соответствии с текстом предложенного постановления Государственной Думы ко второму чтению. Коллеги, сразу отвечу на вопрос, который наверняка прозвучит: если есть такие риски, если текст настолько несовершенен, можно ли его вообще не принимать? Отвечу: коллеги, конечно можно. Но при этом, если чуть-чуть погрузиться в детали происходящего сегодня, можно увидеть, что решение Конституционного Суда прописано очень подробным, особым образом и по сути своей уже сегодня является руководством к действию для судов, поэтому, пока этот законопроект не рассмотрен в любом виде, суды в текущем режиме принимают решения в пользу залоговых кредиторов, несколько миллиардов рублей уже сегодня находятся под угрозой взыскания, в первую очередь из бюджетов субъектов Российской Федерации. Поэтому законопроект нужно рассматривать, его нужно рассматривать как можно быстрее, но именно с учётом тех параметров, которые мы предложили заложить в наше постановление. Коллеги, просим поддержать законопроект в первом чтении и поучаствовать в активной его доработке ко второму. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Юрий Петрович, в проектируемой редакции предусмотрено внесение денежных средств по требованиям о выплате выходных пособий и об оплате труда в полном размере, по иным текущим платежам - в размере превышения совокупного размера текущих платежей над стоимостью имущества застройщика. Скажите, не повлечёт ли за собой данная редакция закона в случае, конечно же, принятия проекта федерального закона ущемления прав обманутых дольщиков? Ведь при таких обстоятельствах они будут вынуждены нести дополнительные расходы на погашение долговых обязательств застройщика. Или это не так, это будет по-другому? Как вы считаете? МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемый Анатолий Борисович, большое спасибо за вопрос, вы абсолютно корректно его ставите. Действительно, в рамках сегодняшнего регулирования есть максимальное ограничение - это сумма, которая не может превышать 10 процентов стоимости земельного участка и объекта незавершённого строительства в этой части. Конституционный Суд сказал, что ограничений быть не должно. Поэтому в этой редакции законопроекта стоит отсылка, что без ограничений, это в отношении текущих платежей. В отношении требований кредиторов первой и второй очереди. Максимальный размер затрат фонда на указанные выплаты не может быть больше 10 процентов стоимости и тоже не зависит от размера текущих платежей - в действующей редакции 10 процентов за минусом текущих, - то есть это реализация решения Конституционного Суда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Юрий Петрович, вот в законопроекте мы хотим защитить права субъектов, не являющихся участниками строительства, в то время как у нас с вами есть группа участников строительства, права которых на сегодняшний день, ну, если коротко, то, наверное, не защищены. Речь идёт об участниках строительства нежилых помещений. Очень много обращений от них, в том числе в Государственную Думу. Вот данный законопроект как-то помогает их права защитить или нет? Или это будет третья очередь приоритета, после кредиторов, не являющихся участниками? МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемый Андрей Анатольевич, большое спасибо за вопрос. Безусловно, их это тоже касается, но то, о чём говорил Сергей Александрович, и те подходы, в соответствии с которыми мы работали, поручение президента всё-таки в первую очередь направлены на решение проблем физических лиц, граждан. После того как мы все эти вопросы закроем, конечно, нужно рассматривать и проблемы людей, которые занимались приобретением нежилых помещений, лиц, которые вели инвестиционную деятельность. Но здесь сегодня мы видим риски того, что... уже сегодня, по оценке фонда и по данным регионов, 9 миллиардов - это объём требований кредиторов, и, соответственно, мы можем видеть риски уменьшения на эту сумму объёма денег, которые мы хотели направить на решение проблем физических лиц, граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Юрий Петрович, первое, всё-таки сумму чётко обозначьте, пожалуйста, которую мы, ну, не могу сказать - сэкономим, но оставим для того, чтобы выплачивать всё-таки дольщикам, а не передавать другим лицам - кредиторам, залоговым кредиторам и так далее, в результате принятия закона. И второе, политический момент. Для того чтобы получить публичный ответ: в какие сроки компенсация обманутым дольщикам, тем, у кого дома и объекты достройке уже не подлежат, будет выплачена по Российской Федерации? В поручении президента было указано, что до конца этого года, - министерство на какие сроки рассчитывает? Чтобы людей не обманывать и уже чётко выставить им конкретные сроки. МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемый Алексей Владимирович, большое спасибо за вопрос. Во-первых, в финансово-экономическом обосновании указан общий прогнозируемый объём рисков - это 34 с половиной миллиарда. В отношении второй части вашего вопроса. По тем объёмам - 58 миллиардов - Фонд развития территорий заключил соглашение с ДОМ.РФ, мы ждём выхода постановления правительства о государственных гарантиях, и после этого в соответствии с принятыми решениями начнётся финансирование этих проектов. Мы исходим из того, что необходимо выполнить поручение президента безусловно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ПАХОМОВ С. А. Я добавлю. Правильный вопрос прозвучал от коллеги. Я хотел бы напомнить, что вообще путь, схема решения проблемы обманутых дольщиков состоит из работы по двум направлениям. Первое. Мы подняли на себя федеральные полномочия, взяли на себя федеральную ответственность - я сейчас чуть, может, спрямляю где-то углы, - около семи или восьми лет назад мы подписали с регионами на уровне Минстроя "дорожные карты", где чётко разделили такие полномочия, ответственность регионов и ответственность федеральной власти. Вот та часть, за которую мы с вами несём непосредственную ответственность, которая касается федеральных властей и непосредственно работы федерального фонда, должна быть выполнена до конца этого года, плюс-минус, и я думаю, что она так и будет выполнена. А в регионах - коллеги, я ко всем обращаюсь - и есть проблемы. В той части решения проблемы, которая осталась у региональных властей, вот там сегодня во многом, в существенном объёме, эта работа хромает. Мы получаем огромное количество обращений именно по региональным объектам. Более того, я правду вам скажу с этой трибуны: вот с того времени, когда мы зафиксировали ответственность, в регионах появились новые проблемные объекты, и многие регионы, вместо того чтобы помогать всеми доступными градостроительными полномочиями, которые мы им передали, застройщикам так или иначе дотянуть эти дома до строительства, этими полномочиями не воспользовались. И скоро, я думаю, будет ещё существенное количество новых обманутых дольщиков. Ну, по сути, они такими уже являются - дома-то не строятся, - но они не учтены пока в наших "дорожных картах". Это тоже будет, но это прямая ответственность регионов, и мы обязательно вернёмся к этому вопросу. Я думаю, что до конца этого года мы такую информацию всем дадим, и в общем и целом здесь тоже надо будет решение принимать. А та задача, которую на сегодня поставила федеральная власть, я уверен, будет выполнена в обозначенные сроки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. С места. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, хотелось обратить внимание на то, что, несмотря на все благие, так сказать, цели этого законопроекта, он требует серьёзной донастройки, и вот в какой части. У нас с вами обманутые дольщики делятся на две категории: есть дольщики жилищные, то есть жильё строили, люди вкладывали свои деньги, оказались обмануты, есть среди этих же людей те, кто вкладывал ещё в нежилые помещения, и есть те, кто в жильё не вкладывал, а сразу вкладывал в нежилые помещения. И сегодня при решении этих вопросов о достроительстве, доведении до конца этого строительства фактически обязательства перед этими субъектами выпадают. И говорить о том, что, ну, они как бы инвесторы и поэтому должны стать немножко в другую очередь, не совсем корректно, потому что любой гражданин, который вкладывает в жилое помещение или в нежилое, по сути, инвестор - он инвестирует в свою жизнь, в своё благополучие. Вот такое формальное разделение несправедливо. Об этом свидетельствует огромное количество обращений, которые поступают в Государственную Думу от этих субъектов, они говорят: "Ну почему нас-то вывели за борт - потому, что у нас это как бы не первая необходимость, не жильё последнее и так далее? Но ведь это несправедливо!" Если мы хотим сохранить деловую, так скажем, активность в нашей стране, если мы хотим, чтобы люди понимали, не боялись как бы государства, они должны вкладывать, а мы должны их интересы защищать. А у нас немножко странная очерёдность: мы хотим защищать интересы не участников строительства, а тех, кто не участвует в строительстве, тех, кто как бы косвенно, там, залогами и так далее помогает, чтобы их интересы были защищены больше, чем интересы участников строительства. Вот если говорить о донастройке, то, наверное, было бы правильно интересы защитить в той мере, в которой они касаются исполнения обязательств перед участниками строительства, прежде всего в этой части, а потом уже пусть наступает другая очередь. Просьба при доработке законопроекта во втором чтении учесть вот эти детали и донастроить его. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик - заключительное слово? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 15. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 07 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.