Заседание № 170
О Федеральном законе "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" (проект № 289583-5; в части, касающейся порядка осуществления расчётов и взимания платы за услуги связи; в связи с отклонением закона Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Блок отклонённых федеральных законов. Вопрос 5. О Федеральном законе "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи". Здесь вопрос о снятии с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо, уважаемый Борис Вячеславович. Позвольте, я с места кратко доложу о ситуации. Уважаемые депутаты Государственной Думы, предлагается снять с дальнейшего рассмотрения Федеральный закон "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" (в части, касающейся порядка осуществления расчётов и взимания оплаты за услуги связи). Он был принят Государственной Думой, отклонён Советом Федерации, 19 мая повторно рассмотрен и принят в редакции, которая была отклонена Советом Федерации. Затем данный закон 27 мая текущего года был отклонён Президентом Российской Федерации. В связи с тем что основания, которые были изложены Президентом Российской Федерации относительно концепции закона, позволяют прийти к выводу, что дальнейшее рассмотрение закона в том виде, в каком он был внесён и рассмотрен Государственной Думой, нецелесообразно, предлагается его снять с дальнейшего рассмотрения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад заместителя председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Владимира Лукича Горбачёва. Пожалуйста. ГОРБАЧЁВ В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный закон был отклонён Советом Федерации 3 марта, и была создана согласительная комиссия. Согласительная комиссия провела три заседания, но, к сожалению, не смогла выработать единого решения по тексту закона. Президент Российской Федерации 27 мая, как сказал Гарри Владимирович, отклонил названный закон. В письме президента отсутствует предложение принять закон в конкретной редакции, а также не предлагается создать специальную комиссию для доработки текста закона. На основании статьи 134 Регламента Государственной Думы Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи предлагает согласиться с решением Президента Российской Федерации об отклонении закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, в соответствии с процедурой я спрашиваю, есть ли возражения у представителей фракций против предложения снять закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Присаживайтесь, Владимир Лукич. Включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На самом деле, если взять доклады представителя комитета и при рассмотрении в первый раз, до отклонения Советом Федерации, и при преодолении вето Совета Федерации, то видно, что приводились вроде бы веские аргументы, против которых возражала только фракция КПРФ голосованием. В то же время сейчас я в постановлении, которое предлагается, вижу решение о снятии с рассмотрения. То ли аргументы комитета иссякли, как и большинства, которое преодолевало вето, то ли группы лоббистов, которые против этого закона, оказались сильнее, вот хотелось бы, чтобы в заключение всё-таки и представитель президента Гарри Владимирович, и Горбачёв более чётко обозначили, в чём же причина отказа от своих аргументов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим вопрос 5 на "час голосования".
Пункт 5. Ставится на голосование проект постановления о Федеральном законе "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи": снять с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 57 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 164
О Федеральном законе "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" (проект № 289583-5; в части, касающейся порядка осуществления расчётов и взимания платы за услуги связи; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Так, отклонённые федеральные законы. Владимир Лукич Горбачёв от комитета. Это пункт 6, законопроект "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи". ГОРБАЧЁВ В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! 17 февраля текущего года Государственная Дума приняла Федеральный закон "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи", который предусматривает взимание платы и осуществление расчётов за услуги связи операторами связи с участием платёжных агентов и банковских платёжных агентов. Указанный федеральный закон был принят в связи с вступлением в силу Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами". Правительство Российской Федерации поддержало принятие данного закона. У Правового управления Государственной Думы замечаний не было. В заключении Правового управления Совета Федерации указано, что федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой российского законодательства. Однако принятый нами федеральный закон был отклонён Советом Федерации 3 марта текущего года. В соответствии с постановлением Государственной Думы была создана согласительная комиссия, в состав которой вошли четыре депутата Государственной Думы и четыре представителя от Совета Федерации. В течение месяца согласительная комиссия провела три заседания. Советом Федерации были представлены три различных текста законопроекта, каждый из которых прошёл детальное обсуждение на заседаниях комиссии. В заседаниях комиссии принимали участие и представители экспертного сообщества. Ни члены согласительной комиссии, ни эксперты не нашли существенных расхождений между текстом закона, принятого Государственной Думой, и вариантами, которые предлагались членами Совета Федерации. Срок работы согласительной комиссии истёк 30 апреля, но в результате работы согласительной комиссии депутаты и сенаторы, к сожалению, не преодолели возникших разногласий. В связи с этим подготовлен проект постановления Государственной Думы "О повторном рассмотрении Федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи". В соответствии с пунктом "в" статьи 127 Регламента Государственной Думы Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендует депутатам принять Федеральный закон "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" в ранее принятой Государственной Думой редакции. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Согласно Регламенту я должен поставить на обсуждение палаты вопрос о том, будем ли мы обсуждать данный вопрос. Нет. То есть тогда я сразу выношу его на "час голосования". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, у нас нет процедуры вопросов. Палата должна принять решение: обсуждаем - тогда вопросы, выступления от фракций и всё остальное либо не обсуждаем - тогда выносим на "час голосования". Настаивает ли кто-то на обсуждении? Никто не настаивает. Выносим на "час голосования", спасибо.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" в ранее принятой редакции согласно предложению комитета. Включите режим голосования. Обращаю ваше внимание на то, что принятие этого решения требует трёхсот голосов. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 49 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принято.
ДЕНИСОВ В. П., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, по двум последним голосованиям я голосовал за, просто у меня не работает кнопка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению.
Заседание № 148
О проекте постановления Государственной Думы № 342826-5 "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" (проект № 289583-5; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Вопрос 6 из блока отклонённых федеральных законов. О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи". Доклад заместителя председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Владимира Лукича Горбачёва. Пожалуйста. ГОРБАЧЁВ В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Совет Федерации 3 марта принял постановление № 49-СФ, согласно которому отклонён Федеральный закон "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи", принятый Государственной Думой 17 февраля текущего года. В пункте 2 указанного постановления Совета Федерации предлагается Государственной Думе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий по названному федеральному закону. Согласно постановлению Совета Федерации в состав согласительной комиссии предложено включить четырёх членов Совета Федерации: Пичугов Виктор Александрович - сопредседатель комиссии, Бажанов Сергей Викторович, Новиков Вячеслав Александрович и Слуцкер Владимир Иосифович. Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи и Комитет по финансовому рынку приняли соответствующие решения, в которых содержатся рекомендации по составу согласительной комиссии от Государственной Думы. В состав согласительной комиссии от Государственной Думы предлагается избрать депутатов Горбачёва, Жолобова Олега Владимировича, Исаева Юрия Олеговича и Пепеляеву Лиану Витальевну. Предлагается избрать сопредседателем указанной согласительной комиссии от Государственной Думы депутата Горбачёва. Предлагается согласительной комиссии установить срок работы до 30 апреля текущего года. Просьба поддержать данный проект постановления Государственной Думы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет, нет, не уходите, Владимир Лукич, куда вы пошли? Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо. Согласительную комиссию необходимо создавать обязательно. Я только просил бы Владимира Лукича пояснить, в чём заключаются замечания Совета Федерации, поскольку в полученных материалах вообще ничего об этом не сказано. С чем не согласен Совет Федерации? Какие вы видите, как будущий сопредседатель этой согласительной комиссии, возможные варианты разрешения этого несогласия Совета Федерации? ГОРБАЧЁВ В. Л. Спасибо, Сергей Николаевич, за вопрос. Решение комитета Совета Федерации у нас имеется, и те замечания, которые они высказали, в частности, касаются того, что добавлены слова "привлекаемые ими". Я зачитаю тогда, что они предлагают. Принята в окончательном виде формулировка, согласно которой операторы связи, а также другие - и мы добавили слова "привлекаемые ими операторы связи", добавили "и иные лица" - вправе осуществлять расчёты, использовать элементы услуг связи, взимать плату за услуги связи при участии - и добавили - "платёжных агентов". В общем-то, это были рекомендации правовых управлений и мы согласились с этими поправками. Я думаю, что ничего серьёзного здесь нет, но пока мы не получили ещё поправки от членов Совета Федерации. Я думаю, что в согласительной комиссии будет найдено понимание и законопроект будет принят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 44 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 142
О проекте федерального закона № 289583-5 "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" (в части, касающейся порядка осуществления расчётов и взимания платы за услуги связи).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи". Докладывает заместитель председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Ильяз Булатович Муслимов. МУСЛИМОВ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи подготовил согласно Регламенту ко второму чтению проект федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи", принятый в первом чтении 23 декабря 2009 года. Внесённые ко второму чтению две поправки представлены в таблицах поправок: одна - в таблице поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, другая - в таблице поправок, рекомендуемых к отклонению. Законопроект прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы, имеется официальный отзыв правительства. Прошу вас проголосовать за принятие данного законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1 - одна поправка, поддержанная комитетом. Есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 58 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7% Результат: принято Принимается таблица. Вторая таблица - одна поправка, отклонённая комитетом. Никто не настаивает на обсуждении. Ставлю на голосование таблицу 2. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 30 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7% Результат: принято Таблица принимается. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 58 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Микрофон на центральной трибуне включите, пожалуйста. МУСЛИМОВ И. Б. Уважаемые коллеги, рассматриваемый законопроект подготовлен и к третьему чтению. Он прошёл правовую, лингвистическую и юридико-техническую экспертизы. Замечаний у Правового управления не имеется. Комитет предлагает принять этот законопроект и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, никто не настаивает на выступлении по мотивам голосования в рамках третьего чтения? Нет. Объявляется "час голосования". В рамках "часа голосования" данный законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 55 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Законопроект принят в третьем чтении.
Заседание № 132
О проекте федерального закона № 289583-5 "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" (в части, касающейся порядка осуществления расчётов и взимания платы за услуги связи).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 36. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи". Докладывает также Владимир Лукич Горбачёв. ГОРБАЧЁВ В. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена вступлением в силу с 1 января 2010 года Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами" и Федерального закона № 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приёму платежей...". Различные формы приёма платежей в отрасли связи стали такой же нормой жизни, как и телефонная связь, фиксированная или сотовая. Абонент имеет возможность оплатить услуги связи через банкоматы, банковские отделения, платёжные терминалы, а также через узлы связи и почтовые отделения. Однако правовое регулирование деятельности по приёму платежей долгое время отсутствовало. Федеральный закон № 103-ФЗ определил правовой статус данного вида деятельности. При этом указанный федеральный закон не в полной мере отражает отраслевую специфику данных правоотношений, особенно применительно к тем хозяйствующим субъектам, для которых деятельность по приёму наличных платежей от физических лиц не является основной. Специфика их деятельности предполагает использование различных вариантов приёма платежей от потребителей, в том числе и с применением разветвлённой агентской сети. Это позволяет в полной мере учитывать интересы потребителей при осуществлении наличных расчётов. Федеральный закон номер 103, однако, жёстко ограничивает количество агентов в цепочке приёма платежей. Именно в связи с этим вслед за основным законом были приняты поправки в статью 155 Жилищного кодекса. Суть внесённых поправок в том, что в роли поставщика услуг может выступать как лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, так и его представитель. Принятые поправки, таким образом, не дали возможности разрушить уже отлаженную систему приёма платежей за коммунальные услуги. Точно такая же ситуация существует и в отрасли связи. Развитие информационных технологий означает на практике возможность предоставления потребителю не одной услуги, а целого пакета услуг. Оператор связи в большинстве случаев предоставляет канал для таких услуг, тогда как сами услуги потребитель может получать от нескольких поставщиков. Сложившаяся система удобна для потребителя, так как позволяет вносить плату за различные услуги одному оператору связи. Так, например, плата за услуги местной, междугородной и международной связи вносится одному оператору связи, хотя эти услуги оказываются различными операторами. Отлаженная с технической, с правовой точки зрения система платежей в электросвязи сейчас находится под угрозой в связи со вступлением в силу с 1 января перечисленных законов. Предлагаемый законопроект решает проблему путём внесения точечной поправки в отраслевой закон аналогично тому, как это было сделано в отношении жилищного законодательства. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что по законопроекту замечаний правового и лингвистического характера не имеется. Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Комитет по финансовому рынку также поддерживает концепцию законопроекта в первом чтении. Правительство Российской Федерации не возражает против принятия данного законопроекта в первом чтении. Исходя из изложенного прошу вас поддержать, принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Настаивает ли кто на выступлении? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А здесь нет содоклада. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У меня не указано. Вот мне подсказывают, что, когда мы обсуждали повестку дня, Владимир Лукич попросил палату разрешить делать доклад и содоклад одновременно и палата согласилась. Пожалуйста, вопрос. Владимир Лукич, задержитесь на трибуне. Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я просто думал, что будет содоклад. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня, Владимир Лукич, вопрос к вам. Вы всегда так чётко и логично в разговоре объясняете ситуацию, но сам законопроект, который вы представляете и о котором сейчас делали доклад, как-то запутан. Скажите вот однозначно: правильно ли я понимаю, что после принятия этого закона мы явочным порядком переведём оплату услуг связи на терминальную систему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Лукич. ГОРБАЧЁВ В. Л. Неправильно понимаете, наоборот, мы оставляем ту же систему, которая и была, не ломая её. Как только законы, которые я перечислял, вступят в силу с 1 января, система эта сломается: оплату нужно будет принимать через терминалы, при участии банковских агентов и уполномоченных агентов. Поэтому мы хотим сохранить ту же систему, что и была, чтобы люди могли оплатить и через терминалы, и через банки, и через отделения связи, и через узлы связи, и через отделения "Роспечати". То есть оставляем ту же систему плюс по этим новым законам - через терминалы можно платить, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен ответ. Уважаемые депутаты, есть ли ещё вопросы? Нет. Присаживайтесь, Владимир Лукич. Настаивает ли кто на выступлении? Нет. Представители президента и правительства? Также нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я думаю, что тут не только можно поверить на слово, это официальная позиция комитета и автора. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" в первом чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин 10 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9% Результат: принято Принимается.