Заседание № 126

02.12.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 289460-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" (в части предоставления мер социальной поддержки военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, принимавшим участие в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите российских граждан, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5232 по 5570 из 6540
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный        
закон "О ветеранах". Докладывает Николай Дмитриевич Ковалёв, председатель       
Комитета по делам ветеранов.                                                    
                                                                                
КОВАЛЁВ Н. Д. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Концепция           
представленного вам сегодня на рассмотрение в первом чтении проекта             
федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах"     
направлена на предоставление мер социальной поддержки военнослужащим и          
сотрудникам федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации,     
принимавшим участие в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите     
российских граждан, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и        
Республики Абхазия. Я напомню, что в ночь с 7 на 8 августа 2008 года            
Вооружённые Силы Грузии ввели свои войска и подвергли интенсивному ракетному    
обстрелу город Цхинвал и другие населённые пункты Южной Осетии, а также         
находившийся там российский миротворческий батальон. Этой агрессии был дан      
достойный отпор. Военнослужащие выполнили свой воинский долг и принудили        
Грузию к миру.                                                                  
                                                                                
В этой связи данный законопроект корреспондируется с правовой нормой статьи     
10 Федерального закона "Об обороне", где говорится, что в целях защиты          
интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира    
и безопасности формирования Вооружённых Сил Российской Федерации могут          
оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в        
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права для    
решения задач по отражению вооружённого нападения на формирования Вооружённых   
Сил Российской Федерации и другие войска или органы, дислоцированные за         
пределами территории Российской Федерации, а также для защиты граждан           
Российской Федерации за пределами территории России от вооружённого нападения   
на них.                                                                         
                                                                                
По данным Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Российской         
Федерации, в этой войне, к сожалению, были многочисленные человеческие жертвы   
как среди мирного населения, так и среди наших военнослужащих. Комитетами       
Государственной Думы по делам ветеранов, по обороне, по безопасности,           
Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности была подготовлена и        
направлена в Правительство Российской Федерации соответствующая                 
законодательная инициатива по социальной поддержке военнослужащих,              
принимавших участие в этом вооружённом конфликте, а также членов семей          
погибших воинов.                                                                
                                                                                
Правительство Российской Федерации поддерживает данный социально значимый       
законопроект. Реализация этой законодательной инициативы позволит               
предоставить данным лицам - по нашим расчётам, это четырнадцать тысяч семьсот   
военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов - право на получение     
мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "О ветеранах" для   
ветеранов боевых действий. Расходы федерального бюджета в 2010 году             
определены в сумме 307 миллионов рублей.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, необходимые для принятия законопроекта в первом чтении и     
закона в целом правовая и лингвистическая экспертизы проведены. Заключение      
Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект имеется,     
замечаний нет. Комитет по делам ветеранов поддерживает концепцию указанного     
законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении,   
а учитывая, что вступление в силу этого закона планируется с 1 января 2010      
года, предлагает принять закон в целом.                                         
                                                                                
Доклад окончен. Благодарю вас за внимание.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть:   
Ширшов, Селезнёв и Багдасаров.                                                  
                                                                                
Ширшов, пожалуйста, ваш вопрос.                                                 
                                                                                
ШИРШОВ К. В. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.                                
                                                                                
Уважаемый Николай Дмитриевич, в принципе то, о чём вы сейчас доложили, - это    
очень хорошо, это замечательно, давно надо было решить этот вопрос, но мы       
подошли правильно, вовремя. Тем не менее вопрос следующего содержания. Те       
танки, которые горели в Цхинвале, поджигали в девяноста девяти случаях из ста   
- их там было не много, но статистика приблизительно такая - не                 
военнослужащие Российской армии, но граждане Российской Федерации. В тех        
событиях принимали участие не только воины, наши славные воины, и сотрудники    
правоохранительных органов, но, я прошу прощения, и представители               
исполнительной власти Северной Осетии, и, я прошу прощения, депутаты            
парламента Северной Осетии там были с автоматами в руках. Каким образом они     
будут защищены и распространяется ли на них в данном случае концепция, норма    
этого закона?                                                                   
                                                                                
КОВАЛЁВ Н. Д. Первое, что касается сроков. Если вы обратили внимание,           
законопроект был направлен в правительство 25 сентября 2008 года, то есть       
депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации оперативно               
отреагировали на эту ситуацию, предложения с нашей стороны были представлены    
вовремя. Все эти месяцы понадобились нам для того, чтобы пофамильно учесть      
тех, кто воевал, чтобы определить в законе, в бюджете на 2010 год, сумму,       
которая необходима для реализации вот этой нормы по социальной защите.          
                                                                                
Что касается второй части вопроса, который прозвучал. Все, кто принимал         
участие в боевых действиях, имеют право на получение звания ветерана боевых     
действий и, следовательно, получат право на соответствующую социальную          
защиту. Вот схема, она предельно проста и понятна: принимал участие, воевал -   
получаешь законное право, это написано, на звание участника боевых действий,    
ветерана боевых действий, если быть абсолютно точным. Как только ты это         
звание получил, наступает следующий этап - получаешь право на социальную        
защиту, предусмотренную законом.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Селезнёв.                                         
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
У меня вопрос такой: будут ли после принятия закона, в случае его принятия,     
распространяться на военнослужащих льготы, установленные постановлением         
Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года под аналогичным      
названием? Вы, наверное, знаете, про что я спрашиваю.                           
                                                                                
КОВАЛЁВ Н. Д. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
В данном случае совершенно однозначный ответ: закон не отменяет никакие         
льготы, предусмотренные постановлениями Правительства Российской Федерации,     
указами Президента Российской Федерации, поэтому в полном объёме эти льготы     
будут реализованы.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Багдасаров.                                       
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Скажите, пожалуйста, а почему этот закон не будет              
распространяться на тех, кто был в коллективных миротворческих силах в          
Абхазии и в Южной Осетии? Не лучше ли было объединить их, там ведь тоже было    
всё непросто и люди там гибли?                                                  
                                                                                
КОВАЛЁВ Н. Д. Как только они получают удостоверение ветерана боевых действий,   
на них тут же распространяется действие этого закона. Поэтому если они          
принимали участие в боевых действиях и такое звание, звание ветерана,           
участника боевых действий им было дано, они подпадут под действие этого         
закона и получат автоматически право на социальную защиту.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы все заданы, можете присаживаться, Николай Дмитриевич.                   
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Нет. А, настаивают: Ширшов, Селезнёв и     
Багдасаров - все трое задававших вопросы.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Ширшов.                                                             
                                                                                
ШИРШОВ К. В. Уважаемые коллеги, мой вопрос был не праздный. Дело в том, что     
на сегодняшний день около пяти с половиной тысяч сотрудников органов МВД        
находятся в подвешенном состоянии, ждут результатов изменений, которые были     
внесены в законодательство Российской Федерации. Эти пять с половиной тысяч     
сотрудников правоохранительных органов принимали участие в погашении            
конфликта, который был между Осетией и Ингушетией в своё время. Сейчас эти      
люди находятся в подвешенном состоянии, ещё раз говорю, у них изымают           
удостоверения ветеранов.                                                        
                                                                                
Что касается конкретно этой темы. Механизм критериев, я считаю, очень важный    
момент. Дело в том, что правительством и президентом Южной Осетии проводилась   
очень большая работа по выявлению, чтобы не забыть, всех тех, кто фактически    
реально был с югоосетинами в этот момент рядом, и не просто рядом, а спасал     
жизни людям. Это, я ещё раз говорю, и депутаты, и не только депутаты, но и      
простые люди, которые приходили туда. Безусловно, самая большая, колоссальная   
работа, которая свалилась с началом обстрела Цхинвала, конечно, ложится на      
плечи главы Северной Осетии, на Таймураза Дзамбековича. Он проявил в данном     
случае колоссальную выдержку, и члены Правительства Республики Северная         
Осетия - Алания сделали всё от них зависящее, для того чтобы не допустить       
паники среди населения и обеспечить полноценный приём граждан. Они работали и   
на территории Республики Северная Осетия - Алания, они работали и на            
территории Южной Осетии. Это были очень неприятные дни. И я хочу сказать        
честно: не стыдно за наших коллег - депутатов представительных органов          
субъектов Федерации, в данном случае Северной Осетии - Алании, которые не       
стояли в стороне и днём и по ночам, хоть это было и запрещено, ведь             
комендантский час объявлялся, участвовали в организации перевозки               
гуманитарной помощи, тогда это называлось просто "консервы и одежда". Они это   
делали.                                                                         
                                                                                
Я боюсь и очень переживаю за то, чтобы не только наши земляки, но россияне, и   
осетины не были забыты в этом законе, и не только военнослужащие, на что я      
уже обращал внимание, но и те, кто непосредственно там всё это делал. Такая     
практика, я ещё раз говорю, уже у нас, к сожалению, была.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, да? Спасибо.                                         
                                                                                
Пожалуйста, Селезнёв.                                                           
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Наша фракция, безусловно, поддерживает эту законоинициативу.     
Мы считаем, что нужно поддержать, так как этот законопроект направлен на        
предоставление мер социальной поддержки военнослужащим и сотрудникам            
федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, которые         
принимали непосредственное участие в выполнении задач по обеспечению            
безопасности и защите российских граждан, проживающих на территориях            
Республики Южная Осетия и Республики Абхазия. Это позволит наконец-таки         
создать условия, обеспечивающие достойную жизнь, почёт и уважение в обществе,   
гражданам и сотрудникам, уволенным с военной службы, с гражданской службы,      
которые принимали участие в выполнении боевых задач и задач небоевого           
характера, но в условиях вооружённого конфликта.                                
                                                                                
Вызывает некое удивление другое. Почему правительство в лице Министерства       
обороны (прошло полтора года) так и не вышло с законодательной инициативой по   
установлению мер социальной защиты данной группе военнослужащих? Вот пример     
того, что депутаты заботятся больше о той категории граждан, о которой должно   
было бы, по идее, позаботиться соответствующее ведомство. В данном случае моя   
критика обращена в адрес Минобороны.                                            
                                                                                
Вопрос второй, финансового характера. Почему при принятии законопроекта не      
решается вопрос о финансовом обеспечении расходов? Мы говорим о сумме более     
300 миллионов рублей. В законопроекте предлагается осуществить социальное       
обеспечение за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на            
реализацию Федерального закона "О ветеранах", но что это означает при условии   
невнесения изменения в закон о бюджете на 2010 год? Что какие-то льготы         
ветеранам будут недофинансированы или цифры расходных статей бюджета будут      
настолько неопределённые, что они могут выполняться любыми расходными           
обязательствами и в любом объёме.                                               
                                                                                
Третий вопрос, который волнует и на который, честно говоря, не получил от       
докладчика внятного ответа, а какую-то общую формулировку - что этот закон не   
будет исключать никаких других законов. Мы в этом не уверены, поэтому           
предлагаем прописать это конкретно в самом законе. Уточняю, речь идёт о том,    
что существуют уже данным категориям военнослужащих льготы, которые             
установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа     
2008 года, то есть практически сразу после событий, "О дополнительных мерах     
по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных          
органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению    
безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на              
территориях Южной Осетии и Абхазии". В данном постановлении устанавливаются     
совершенно иные льготы: это путёвки в лечебно-оздоровительные учреждения,       
места в детские дошкольные образовательные учреждения вне очереди и             
аналогичного рода льготы.                                                       
                                                                                
Законопроектом, который мы сейчас рассматриваем, устанавливаются льготы по      
пенсионному обеспечению в виде повышения пенсий, льготы по оплате жилья, а      
также право на ежемесячные выплаты в определённом размере. Мы считаем, что      
данный законопроект и постановление правительства, которое уже действует, они   
не взаимоисключают, а лишь дополняют друг друга. Это надо отразить.             
                                                                                
И, завершая, ещё раз хочу отметить, что не вызывает никаких сомнений            
необходимость государственной поддержки этой группы военнослужащих и            
предоставления им дополнительных мер социальной защиты. Это наш долг перед      
ними.                                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Багдасаров, пожалуйста.                                                         
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Докладчик явно не понял мой вопрос. Я имел в виду то, что,     
если не ошибаюсь, в Абхазии, в частности, с 1992 года были миротворческие       
силы. Почему на них не распространяется, на тех, кто не попал в этот период -   
с 8 августа по 22 августа. Там тоже были погибшие, раненые и вообще известный   
процесс проходил. Мы как-то их отрываем, мы говорим только о тех                
военнослужащих, которые с 8 по 22 августа там были, а тех, кто до того там      
был, мы то ли отдельно будем рассматривать, то ли ещё что-то, не знаю. Это      
первое.                                                                         
                                                                                
Конечно, мы будем голосовать за этот законопроект, это понятно, но у меня       
возникает сразу вопрос. Знаете, мы сегодня закон приняли: наконец через 65      
лет после окончания Великой Отечественной войны всех ветеранов обеспечивают     
квартирами. Аналогичная ситуация у нас возникает с целым рядом                  
военнослужащих, которые находились и выполняли те или иные задачи за            
пределами страны. В пятницу мы даже, если не ошибаюсь, будем принимать          
законопроект, по которому 15 февраля будет объявлен днём всех тех, кто там      
был. Но у нас, например, по Таджикистану до сих пор не принято решение, а,      
если не ошибаюсь, там погибли триста шестьдесят человек, тысяча шестьсот были   
ранены. Практически все силовые структуры участвовали там, да? Что, мы до сих   
пор считаем? Но если полтора года понадобилось, чтобы посчитать четырнадцать    
человек, то сто тысяч человек, или сколько там было, в Таджикистане, надо,      
наверное, ещё лет двадцать считать.                                             
                                                                                
Давайте вещи называть своими именами. Военнослужащий, который выполняет ту      
или иную задачу, должен быть абсолютно уверен в том, что не будут считать,      
какое количество, полтора года или пятьдесят лет, а сразу же после              
прекращения боевых действий на него будут распространяться эти социальные       
льготы. Нам надо принять какой-то закон обобщающий. Насколько я знаю, у нас     
есть ещё целый ряд военнослужащих, оказавшихся в тех или иных точках планеты    
и выполнявших соответствующие задачи, после чего уже тридцать лет прошло, я     
не знаю, или шестьдесят лет... нет, шестьдесят лет не надо - пятьдесят лет и    
так далее. Нам надо разобраться со всем этим. И наверное, дело не в том, кто    
как считал, а в том, что у нас есть Минфин, который деньги на это не хочет      
тратить, и у нас есть Минобороны, которому наплевать на то, кто, как и что      
там делал.                                                                      
                                                                                
С 1 декабря, уважаемые депутаты, хотел бы вам напомнить, необратимым стало      
то, что называется реформой Вооружённых Сил. Говорят даже, что появилась        
какая-то военная доктрина, которую, я больше чем уверен, все тут сидящие,       
может, за редким исключением, даже в глаза не видели. Сейчас начнётся           
массовое увольнение офицеров, в том числе тех, которые были в этих горячих      
точках, для них эти социальные льготы крайне нужны. И они увольняются, не       
зная, будут эти льготы или не будут, а может, будут, дай Бог, тогда, когда он   
уволится, а может, их вообще не будет. И мы должны занимать более               
принципиальную позицию и не защищать наши профильные ведомства типа Минфина и   
Минобороны - там явно не хотят делиться деньгами в этом плане. Вот оказать      
помощь банкам в трудные моменты, сбросить туда миллиарды долларов - это         
пожалуйста (потом половину воруют эти жирные коты), а потратить на оборону,     
на людей, которые воюют, - это не надо.                                         
                                                                                
Я хотел бы, уважаемые депутаты, напомнить, что войны у нас ещё все впереди,     
мы ещё будем воевать, и люди, которые будут воевать в этих локальных войнах,    
то есть на кавказском, среднеазиатском направлениях, должны знать, что будет    
с ними, если они погибнут, что будет с ними, если они будут ранены и что, в     
конце концов, будет с ними, если они останутся живыми. Многие участники,        
кстати, того же таджикского конфликта и так далее не нашли себе места в         
жизни, для них эти социальные льготы значат очень многое.                       
                                                                                
Поэтому я призываю вас: давайте жёстче относиться к Минфину и Минобороны, они   
просто не хотят деньги на это тратить, и не надо их защищать.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, все выступили. Представители президента и правительства?    
Не настаивают. Николай Дмитриевич, есть необходимость в заключительном слове?   
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставлю на голосование данный законопроект в первом чтении.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              447 чел.99,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят законопроект в первом чтении. Комитет внёс предложение проголосовать     
сегодня законопроект в целом. Согласно Регламенту спрашиваю: есть ли            
возражения у депутатов? Нет. Это означает, что мы можем перейти к               
голосованию.                                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование данный законопроект в целом в рамках "часа                
голосования".                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я же обратился, никто не настаивал.                       
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              448 чел.99,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    448 чел.                                          
Не голосовало                   2 чел.0,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5918 по 5923 из 6540
ШИРШОВ К. В. Уважаемый Олег Викторович, я прошу прощения, для протокола: по     
12-му вопросу депутат Паутов голосовал за - и по принятию в первом чтении, и    
в целом.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, принимается.