Заседание № 209

28.01.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 289191-5 "О клиринге и клиринговой деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1352 по 1371 из 8550
Вопрос 12. О проекте федерального закона "О клиринге и клиринговой              
деятельности". Доклад Резника Владислава Матусовича, председателя Комитета по   
финансовому рынку.                                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, данный законопроект прошёл все необходимые            
экспертизы - юридико-техническую, лингвистическую и подготовлен к третьему      
чтению. Просим поддержать.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет замечаний. Нет записавшихся по мотивам. Выносим 12-й вопрос на "час         
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7590 по 7604 из 8550
Ставится на голосование проект федерального закона "О клиринге и клиринговой    
деятельности" в третьем чтении. Голосуйте.                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.68,4 %                                    
Проголосовало против           48 чел.10,7 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    356 чел.                                          
Не голосовало                  94 чел.20,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 207

25.01.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 289191-5 "О клиринге и клиринговой деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2912 по 2962 из 6905
Переходим к рассмотрению законопроектов второго чтения. Проект федерального     
закона "О клиринге и клиринговой деятельности". Доклад Владислава Матусовича    
Резника.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, по таблицам поправок.                                               
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку     
подготовил ко второму чтению проект федерального закона "О клиринге и           
клиринговой деятельности". У вас есть две таблицы поправок, которые я           
предлагаю рассмотреть. Предлагаю начать рассматривать таблицу поправок,         
подготовленных к принятию.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В этой таблице тридцать девять поправок, одобренных       
комитетом. Есть ли замечания по таблице?                                        
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    314 чел.                                          
Не голосовало                 136 чел.30,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Вторая таблица - три отклонённые поправки. Есть замечания? Ставится на          
голосование таблица 2. Голосуйте, коллеги!                                      
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.30,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принята.                                                                
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5599 по 5615 из 6905
Законопроекты второго чтения. Пункт 6, законопроект "О клиринге и клиринговой   
деятельности".                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против           57 чел.12,7 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    370 чел.                                          
Не голосовало                  80 чел.17,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 137

22.01.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 289191-5 "О клиринге и клиринговой деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4127 по 4452 из 6045
Тогда мы переходим к вопросу 11 повестки дня. О проекте федерального закона     
"О клиринге и клиринговой деятельности". Слово для доклада предоставляется      
представителю Правительства Российской Федерации руководителю Федеральной       
службы по финансовым рынкам Владимиру Дмитриевичу Миловидову.                   
                                                                                
МИЛОВИДОВ В. Д., представитель Правительства Российской Федерации,              
руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам.                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, вашему вниманию представляется законопроект, который        
подготовлен правительством и посвящён развитию на российском финансовом рынке   
клиринговой деятельности. Законопроект "О клиринге и клиринговой                
деятельности" представлен к первому чтению.                                     
                                                                                
В данном законопроекте предусмотрено введение определения клиринговой           
деятельности, также в нём определяются порядок формирования гарантийных         
фондов, обеспечения, которое может предоставляться участникам финансового       
рынка, осуществляющим расчёты на финансовом рынке. Данный законопроект также    
предусматривает введение такого нового института, как центральный контрагент,   
который будет являться стороной по сделкам с ценными бумагами на                
организованных финансовых рынках, что ещё в большей степени защищает            
участников финансового рынка от опасности неоплаты соответствующих поставок     
ценных бумаг. Законопроектом предусмотрено единообразное регулирование          
клиринговой деятельности в Российской Федерации. Вводятся требования к          
клиринговой деятельности и к клиринговой организации, их лицензирование, а      
также устанавливаются требования к участникам клиринга.                         
                                                                                
Данный законопроект в ходе его подготовки вобрал в себя целый ряд новелл,       
которые уже в настоящее время опробованы международными финансовыми рынками,    
учтены в международном законодательстве, и мы при подготовке данного            
законопроекта старались в значительной степени гармонизировать данный           
законопроект с существующими аналогичными законами в других странах мира и      
учитывать международные стандарты в этой области. Полагаем, что принятие        
закона обеспечит большую стабильность на российских финансовых рынках,          
надёжность совершения на них сделок и привлечение дополнительных инвестиций в   
российскую экономику. Просил бы поддержать данный законопроект.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Дмитриевич.                             
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича       
Резника.                                                                        
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, действительно, представленный            
законопроект будет способствовать значительному развитию российского            
фондового рынка, поскольку реально влияет на создание правильной                
инфраструктуры этого рынка. Задачей этого законопроекта является определение    
порядка осуществления клиринга, создание эффективного правового регулирования   
клиринговой деятельности, повышение уровня защиты прав и интересов участников   
клиринга, определение правовых основ государственного регулирования             
клиринговой деятельности.                                                       
                                                                                
В настоящее время в Российской Федерации отношения, связанные с                 
осуществлением клиринговой деятельности, полноценно не урегулированы ни одним   
нормативным актом. Существуют отдельные, несистематизированные положения о      
клиринге на рынке ценных бумаг, в которых нет единства ни в терминологии, ни    
в определении содержания клиринговой деятельности, ни в основаниях для          
осуществления этой деятельности. В этой связи действительно принятие данного    
законопроекта исключительно актуально, и абсолютно правильно сказал             
докладчик, что без клиринговой инфраструктуры дальнейшее развитие               
организованного фондового рынка невозможно. Следует отметить, что разработка    
и принятие этого законопроекта предусмотрены планом мероприятий по созданию     
международного финансового центра в России.                                     
                                                                                
Принятие этого законопроекта позволит создать условия для перехода к более      
совершенным клиринговым процедурам и созданию эффективной клиринговой           
системы. Становление российских клиринговых систем, в свою очередь, создаст     
новые благоприятные условия для повышения конкурентоспособности российского     
финансового и товарного рынка и конкурентоспособности российской экономики в    
целом.                                                                          
                                                                                
Комитет принципиально поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.      
При этом, по мнению комитета, представляется целесообразным в рамках            
подготовки законопроекта ко второму чтению дополнительно обсудить и             
проработать ряд его положений.                                                  
                                                                                
Первое. Определить более точно сферу применения закона, установив, что он       
касается исключительно гражданско-правовых обязательств и не распространяется   
на отношения, связанные с обязательствами, которые возникают в соответствии с   
бюджетным законодательством Российской Федерации.                               
                                                                                
Второе. В целом требуют доработки положения, которые касаются правового         
положения центрального контрагента, формирования клирингового пула, порядка     
продажи имущества при клиринговом обеспечении, лицензирования самой             
клиринговой деятельности, статуса участника клиринга. В законопроекте при       
рассмотрении его во втором чтении необходимо будет дать более чёткие правовые   
рамки для конструкции коллективного обеспечения.                                
                                                                                
Вызывает большие сомнения, у меня в частности, предусмотренная законопроектом   
конструкция товарного торгового счёта и клирингового товарного счёта.           
Подходы, используемые при формировании перечней видов деятельности, с           
которыми может совмещаться клиринговая деятельность, не вполне ясны. И          
некоторые его позиции в целях снижения рисков полагаю целесообразным            
исключить.                                                                      
                                                                                
В законопроекте отсутствуют положения об ответственности должностных лиц        
регулирующего органа, то есть непосредственно самой ФСФР. Периодически в        
законопроекте бессистемно используются термины либо используются                
лингвистически неопределённые понятия. Например, в проекте необоснованно        
смешиваются понятия "надзор" и "контроль", используются такие обороты, как "в   
противном случае", и другие.                                                    
                                                                                
В соответствии с заключением Министерства юстиции законопроект содержит ряд     
положений, которые способствуют созданию условий для проявления коррупции.      
Имеются иные замечания, которые нашли отражение в заключении комитета, оно      
имеется у вас на руках, поэтому я детально на них останавливаться не буду.      
Кроме того, были выявлены недостатки технико-юридического характера, в том      
числе в части соответствия ранее принятым федеральным законам.                  
                                                                                
С учётом изложенного, понимая важность представленного сегодня правительством   
законопроекта и особенно то, что без данного законопроекта мы не сможем         
принять законопроект "О биржах и организованных торгах", мы, наш комитет,       
предлагаем Государственной Думе поддержать представленный законопроект в        
первом чтении с учётом исправления недостатков при подготовке его ко второму    
чтению. Просим поддержать.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие задать вопросы? Есть. Просьба записаться.                      
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Аксаков, пожалуйста.                                                            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
У меня вопрос к Владимиру Дмитриевичу Миловидову.                               
                                                                                
Владимир Дмитриевич, ну, насколько мне известно, по этому законопроекту,        
когда он только разрабатывался и продвигался в кабинетах правительства,         
клиринговые организации и центральный контрагент выступали в одном лице. Я      
специально посмотрел материалы, связанные с международными клиринговыми         
организациями: практически все ведущие организации, работающие в Европе, в      
США, - это касается и "Евроклира", и "Clearnet" в Лондоне, и американских       
бирж, американских клиринговых организаций, - все они одновременно выступают    
центральным контрагентом. Какова целесообразность введения нормы, в             
соответствии с которой контрагент может быть отделён от клиринговой             
организации?                                                                    
                                                                                
МИЛОВИДОВ В. Д. Спасибо за вопрос.                                              
                                                                                
Ну, во-первых, я хочу сказать, что норма, о которой вы говорите,                
действительно появилась при доработке данного законопроекта совместно с         
органами исполнительной власти и Центральным банком, с которым этот             
законопроект тщательно прорабатывался. Во-вторых, такое разделение является     
фактически добровольным, то есть это одна из возможных форм построения          
клиринговой организации. В-третьих, мы полагали необходимым сохранить такое     
возможное разделение клиринга и центрального контрагента для того, чтобы        
всё-таки минимизировать максимально те риски, которые могут возникнуть в этой   
сфере деятельности. Это направлено в большей степени на защиту от тех рисков,   
которые возникают при гарантировании операции на финансовом рынке.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Владислав Матусович, ну, раз уж вы обратили внимание на такой    
недостаток этого законопроекта, как бессистемное использование терминов...      
Авторы законопроекта пишут в пояснительной записке о его высокой социальной     
значимости. Это как минимум предполагает понимание закона основными             
социальными группами, интересы которых он призван защищать. Скажите,            
пожалуйста, в русском языке есть аналог словам "дефиниции", "клиринг"?          
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Вы знаете, я не стал бы пытаться давать определения в русском      
языке словам "дефиниция" и "клиринг". Поскольку в обычаях делового оборота      
это устоялось, наверное, нет смысла это делать.                                 
                                                                                
Вместе с тем я не считаю, как вы сказали, что данный законопроект               
предназначен и должен быть понятен большим социальным группам. Я говорю о       
своей позиции, о позиции члена Комитета по финансовому рынку. Я полагаю, что    
данный законопроект предназначен в первую очередь для людей, которые работают   
в сфере экономики.                                                              
                                                                                
Что касается высокой социальной значимости, то, естественно, этот закон имеет   
высокую социальную значимость, поскольку он касается инфраструктуры фондового   
рынка, соответственно, влияет на конкурентоспособность российской экономики,    
повышает её.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Перед тем как предоставить слово, я видела, что было поднято четыре руки,       
записались только трое. Следующий - Драганов. Никого мы не забыли? Просто       
система не записала больше никого. Тогда слово - Драганову Валерию              
Гавриловичу.                                                                    
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемый Владимир Дмитриевич, я считаю, что законопроект даёт   
вам очень большие права, в том числе и право лицензирования.                    
                                                                                
В прошедшие пятнадцать - двадцать лет был разный опыт в области работы          
лицензирующих органов. Чем, какими инструментами вы намерены защищать эту       
функцию, чтобы минимизировать риски, ту же, например, коррупцию?                
                                                                                
МИЛОВИДОВ В. Д. Ну, во-первых, в настоящее время - и я в данном случае хотел    
бы отчасти продолжить или оттолкнуться от ответа, который на предыдущий         
вопрос давал Владислав Матусович, - в законе "О рынке ценных бумаг" уже         
существует и давно устоялось понятие клиринга и клиринговой организации, и,     
собственно говоря, лицензирование клиринговой деятельности уже на сегодняшний   
день существует. Этот законопроект систематизирует и просто выделяет в          
самостоятельный закон уже то, что частично прописано в других законах, в        
частности в законе "О рынке ценных бумаг", поскольку время подошло.             
                                                                                
Что касается процедуры лицензирования. Данный законопроект не предусматривает   
каких-то новаций в процессе лицензирования, речь идёт просто о детализации      
критериев, которыми обладает клиринговая организация, её функционального, так   
скажем, содержания. Что касается полномочий Федеральной службы по финансовым    
рынкам, они в общем и целом не меняются, остаются прежними. Поэтому в данном    
случае я не вижу каких-либо особых проблем в этом плане.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мы исчерпали вопросы. Есть ли желание выступить? Аксаков. Ещё? Кашин. Кашин и   
Аксаков.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Аксаков Анатолий Геннадьевич.                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Спасибо за предоставленное слово.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не зря говорил о том, что законопроект готовился в         
первом варианте, и достаточно тщательно, учитывая случаи, когда центральный     
контрагент и клиринг совмещены в одной организации. Но на последнем этапе два   
вида этой деятельности сделали возможным осуществлять отдельно, и в             
результате механизм работы центрального контрагента, когда он отделён от        
клиринга, должным образом в законопроекте не прописан. Я считаю нужным          
озвучить вопросы, которые необходимо решить при доработке этого законопроекта   
ко второму чтению, чтобы у нас при реализации закона не возникло                
соответствующих проблем.                                                        
                                                                                
Центральный контрагент, по сути, должен будет обеспечивать сделки, гарантии     
сделок, осуществляемых при клиринге. Но при этом, конечно же, он должен иметь   
возможность формировать соответствующие гарантийные фонды, иметь                
соответствующие ресурсы, для того чтобы обеспечивать гарантии осуществления     
этих сделок. Это соответствующим образом в законопроекте не прописано, и я      
хотел бы отметить, что ко второму чтению обязательно эту норму необходимо       
прописать. Это первое.                                                          
                                                                                
Второе. Толком не описан счёт, на котором должны учитываться средства           
центрального контрагента. Торговые счета, которые предусмотрены в               
законопроекте, не годятся для центрального контрагента, поэтому необходимо      
описать этот счёт, каким образом формируются средства на этом счёте, ну и       
вообще весь механизм работы центрального контрагента, отделённого от            
клиринга, должен быть прописан многогранно в этом законе. Тогда этот закон      
будет иметь действительно важное значение для развития нашего финансового       
рынка.                                                                          
                                                                                
C учётом вот этих замечаний мы считаем возможным поддержать предложенный        
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Слово для выступления предоставляется Кашину Борису Сергеевичу.                 
                                                                                
КАШИН Б. С. Действительно, правильно сказал председатель профильного            
комитета, что рассматриваемый законопроект нельзя никак отделить от             
законопроекта "О биржах и организованных торгах", который был принят ещё до     
кризиса. Мы его резко критиковали. Это и по форме, и по содержанию типичный     
докризисный законопроект, и коренная его проблема была в том, что он никак не   
учитывал возникающие финансовые риски.                                          
                                                                                
Мы говорили о том, что законопроект "О биржах и организованных торгах"          
наводит на воспоминание о дефолте 98-го года, когда, в частности,               
невозможность осуществить клиринг на секции срочного рынка ММВБ привела к       
тому, что где-то на 700 миллионов долларов остались открытыми позиции и люди,   
которые надеялись, что их валютная позиция застрахована, оказались ни с чем,    
просто их, грубо говоря, кинули. И это был резкий контраст с той же чикагской   
биржей, где до копейки рассчитались, а наша финансовая система показала тогда   
неспособность выполнять свои функции. Поэтому то, что сейчас в пояснительной    
записке к законопроекту чётко сформулировано, что основной идеей и целью        
законопроекта является создание конкурентной системы управления рисками, -      
это большой шаг вперёд. Я так думаю, что уже понимание важности этой проблемы   
приходит к нашей власти, и поэтому уже даже за одно это, мы считаем, можно в    
первом чтении этот законопроект поддержать.                                     
                                                                                
Вместе с тем я хочу сказать, что он действительно нуждается в серьёзной         
доработке ко второму чтению. Вот я сказал, что одна из проблем - вопрос о       
рисках, он выведен на первый план, но непонятно, кто будет нести                
ответственность за невыполнение обязательств, а невыполнение обязательств на    
бирже, вы сами понимаете, к каким катастрофическим последствиям может           
привести. Так, в самом определении клиринга, который в частном случае           
представляет собой обеспечение выполнения обязательств, возникающих по          
договорам, заключённым на бирже... Так вот, в определении клиринга в            
законопроекте написано, что это услуга по определению подлежащих исполнению     
обязательств, а вот вопрос об обеспечении этих обязательств, который самым      
естественным образом за клиринговыми организациями закреплён, здесь не          
прописан. То есть возникает опасность того, что безответственность породит      
опять слабый учёт рисков и очень серьёзные последствия.                         
                                                                                
Другая проблема этого законопроекта - это то, что неясно, как конкретно этот    
центральный контрагент будет следить за рисками. Трудно представить, что он     
может оценить нарастающие проблемы в том или ином секторе рынка. Для этого      
как раз клиринговые крупные организации в мире и существуют, они объединяют     
много торгующих, так скажем, субъектов и отвечают за их риски. В                
законопроекте это никак не прописано, и это предстоит сделать, чтобы закон      
был работающим. И ещё возникает такое впечатление, что законопроект             
приспособлен под нашу реальность, когда есть две крупные биржи - РТС и ММВБ,    
- а вот те формы, которые на Западе существуют и показали свою                  
жизнеспособность, сюда не совсем вписываются.                                   
                                                                                
Поэтому надо очень внимательно здесь поработать. И мы надеемся, что             
предложения не только депутатов, но и участников рынка, которые                 
непосредственно сталкиваются со всеми проблемами неисполнения обязательств,     
будут самым внимательным образом учтены. Наша фракция будет голосовать за       
этот законопроект в первом чтении.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Сергеевич.                                 
                                                                                
Сейчас есть ли желание выступить у полномочных представителей президента,       
правительства? Докладчик и содокладчик не желают выступать с заключительным     
словом?                                                                         
                                                                                
Тогда переходим к голосованию. Ставится на голосование в первом чтении          
законопроект "О клиринге и клиринговой деятельности".                           
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              377 чел.83,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.