Заседание № 120
О проекте федерального закона № 289157-6 "О внесении изменения в статью 24-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в части уплаты утилизационного сбора российскими производителями автомобилей; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 24-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й вопрос, проект федерального закона рассматривается в несколько изменённой формулировке, которую я зачитываю: "О внесении изменения в статью 24-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Владимир Иванович Кашин докладывает. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект № 289157-6 "О внесении изменения в статью 24-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Мы с вами рассматривали этот законопроект в первом чтении 8 октября, сегодня он подготовлен ко второму чтению. Поступило три поправки, все они рекомендуются к принятию, других поправок нет. Предлагаем проголосовать и принять таблицу поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 43 сек.) Проголосовало за 245 чел.54,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 246 чел. Не голосовало 204 чел.45,3 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Владимир Иванович, пожалуйста. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к третьему чтению. У Правового управления замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера нет. В случае принятия законопроекта во втором чтении просим проголосовать его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Выносим законопроект на "час голосования".
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 24-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 58 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 63 чел.14,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел.32,7 % Результат: принято Принят во втором чтении. Владимир Иванович Кашин предложил проголосовать и в третьем. Будут ли выступления по мотивам? Нет... (Шум в зале.) Есть? Прошу записаться на выступления по мотивам от фракций. Включите режим записи. Покажите список. Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Закон на самом деле не так безвреден, как это кажется. Может быть, кто-то не разобрался - а я посмотрел: двести сорок за во втором чтении проголосовали, остальные не голосовали, - хочу объяснить вот тем, кто проголосовал за, большинству депутатов, в чём здесь, собственно, дело. Год назад мы присоединились к ВТО - три фракции выступали против этого и объясняли, почему нельзя этого делать, правительство нам объясняло, что всё не так страшно, мы примем защитные меры. Собственно говоря, одной из таких защитных мер было введение утилизационного сбора, который действовал только для иностранных автомобилей, ввозимых в Россию, и на протяжении года эта мера как-то сдерживала поток импорта, хоть и не совсем успешно, но всё-таки сдерживала и давала хоть какие-то шансы нашему автопрому. Понятно, что эта норма от лукавого, и понятно, что она не долгоиграющая и надо было вообще как-то по-другому защищать наших российских автопроизводителей, но правительство к нам не прислушалось, и вы, господа из "ЕДИНОЙ РОССИИ", тоже не прислушались, а проголосовали за вступление в ВТО. Сегодня мы пожинаем плоды этого: естественно, Европейский союз подал иск против России в ВТО, и, очевидно, Россия проиграет, потому что эта защитная мера - за пределами юрисдикции ВТО, это нарушение правил ВТО. И что сделало правительство? Вместо того чтобы отменить этот утилизационный сбор вообще, оно берёт и предлагает распространить его на всех производителей российской техники! Понимаете, чем это чревато? Ну, во-первых, это чревато тем, что для российских потребителей автомобили российского производства станут дороже, - подчёркиваю. (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, потише, пожалуйста! Спасибо. Так вот, для наших производителей российской техники и так не лучшие времена сейчас наступили... (Шум в зале.) Давайте потом подискутируете со мной, у меня всего тридцать секунд осталось. А почему, кстати? Три минуты мне дали, что ли? Почему три? Я от фракции выступаю. Так, уважаемые коллеги, не перебивайте, пожалуйста, вопрос очень серьёзный. У нас предложение решить этот вопрос другим способом: нужно отменить утилизационный сбор, а не голосовать за то, чтобы распространить его на всех. Эта норма губительна для российского товаропроизводителя, и поэтому прошу вас исправить ту ошибку, которую вы допустили год назад. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 14 сек.) Проголосовало за 235 чел.52,2 % Проголосовало против 67 чел.14,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 117
О проекте федерального закона № 289157-6 "О внесении изменений в статью 24-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в части уплаты утилизационного сбора российскими производителями автомобилей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексея Львовича Рахманова. Пожалуйста. РАХМАНОВ А. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Он направлен на адаптацию законодательства Российской Федерации к условиям членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации. Законопроектом предлагается признать утратившими силу абзацы пятый, шестой и седьмой пункта 6 статьи 24-1. Это изменение устанавливает обязательства по уплате утилизационных сборов для всех участников рынка, как для российских автопроизводителей, так и для импортёров из третьих стран, а также для предприятий Республики Беларусь и Республики Казахстан, поставляющих продукцию на российский рынок. Также отменяется освобождение от уплаты утилизационного сбора в отношении транспортных средств, помещённых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области, после вступления в силу федерального закона, проект которого мы сейчас рассматриваем. Новый принцип уплаты утилизационного сбора обсуждался с нашими партнёрами по Таможенному союзу, которые приняли решение об установлении на законодательном уровне аналогичных подходов к обращению с отходами, в том числе автомобильными. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимира Ивановича Кашина. Пожалуйста. КАШИН В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел законопроект на своём заседании. Мы в своё время, по большому счёту, предупреждали, к каким последствиям может привести вступление нашей страны в ВТО, - нашим предприятиям различных отраслей народного хозяйства приходится менять правила через какие-то четыре-пять месяцев, но тем не менее хочу доложить, что мы поддерживаем данный законопроект. Законопроект поддерживает не только наш комитет, Государственной Думы, но также и профильный комитет Совета Федерации. Мы получили отзывы от шестидесяти шести субъектов Российской Федерации. Ещё раз хочу сказать: исходя из того, что мы вступили в ВТО, мы должны поддержать этот законопроект. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги, к докладчикам? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Когогина Альфия Гумаровна, пожалуйста. КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Львович, в связи с предлагаемым установлением всеобщей уплаты этого сбора снизится рентабельность автомобильных компаний, хотелось бы знать, какие меры поддержки Правительство Российской Федерации подготовило для российского автопрома, не противоречат ли они нормам ВТО и разрабатывает ли правительство альтернативные административные, таможенные, налоговые и технические меры поддержки российских предприятий, как это делают другие страны - члены ВТО? Например, в Китае и в Бразилии запрещён ввоз подержанной техники, в ЕС и в Японии установлены жёсткие технические и налоговые требования к импортированной технике, почти во всех странах установлен приоритет для автомобилей собственной сборки в системе госзакупок. РАХМАНОВ А. Л. Если позволите, отвечу. Конечно же, правительство разрабатывает все необходимые меры, и вы перечислили, пожалуй, две трети из того, что уже либо сделано, либо находится в стадии обсуждения. Это и ужесточение подходов к ввозу подержанной техники, и выравнивание условий конкуренции, и, собственно говоря, оказание системных мер поддержки автомобильной промышленности, многие из которых, в общем-то, предусмотрены уже проектом закона о бюджете, который Дума будет рассматривать в ближайшее время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Алексею Львовичу, аналогичный почти вопрос. У нас огромная страна, и уже давно всем понятно, что это не роскошь - иметь автомобиль, это средство сообщения. Приведёт ли вот эта мера - уплата утилизационного сбора - к удорожанию автомобилей и что правительство предпринимает в этой части? РАХМАНОВ А. Л. Вынужден буду повторяться. Правительство рассматривает систему мер, которые будут направлены на сохранение конкурентоспособности отечественных предприятий, это включает в себя в том числе и чёткое понимание необходимости сохранения финансово-экономического положения самих компаний. В этой связи, мы полагаем, любое удорожание, которое возможно на российском рынке, скорее всего, будет укладываться в параметры инфляционных ожиданий. Мы не видим каких-либо причин опасаться, что какое-то существенное повышение цен на автомобили последует после введения этого принципа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Собко Сергей Васильевич, пожалуйста. СОБКО С. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, фракция КПРФ. Алексей Львович, может быть, вопрос будет несколько риторический. Дело в том, что на последних парламентских слушаниях перед вступлением во Всемирную торговую организацию очень много было копий сломано, доказывали, что в данном экономическом состоянии нашей стране нельзя вступать в ВТО, но тем не менее мы туда вступили. Потом начали вводить меры по поддержке отечественных производителей, и эти меры подвели нас к тем штрафам, которые ЕС может нам выставить. Мы всё дальше и дальше увязаем в этих попытках поддержать отечественного производителя, и нет такого бизнесмена, который потом не переложил бы издержки на конечного потребителя, скорее всего, то, о чём сказала Тамара Васильевна, и произойдёт. А давайте подумаем о перспективе: может быть, действительно надо эти два закона просто отменить? Понятно, что сегодня это уже нереально, но в перспективе и тот налог, и этот налог можно отменить, и давайте... (Микрофон отключён.) РАХМАНОВ А. Л. Сергей Васильевич, на самом деле достаточно трудно отвечать на риторические вопросы, но тем не менее. Мы считаем, что автомобильная промышленность удостаивается достаточно серьёзного внимания со стороны правительства и президента, и, мне кажется, мы видим и понимаем те риски, которые сопряжены с вступлением Российской Федерации в ВТО, и на самом деле мы учимся работать в этих условиях. В частности, могу привести только один пример: уже после вступления в ВТО были проведены соответствующие исследования и в отношении лёгких коммерческих автомобилей были введены специальные защитные меры, и я считаю, что это лишь один из, скажем так, символов того, что мы постепенно начинаем привыкать к работе в этих достаточно сложных условиях. При этом вопросы законодательных ограничений, которые привязаны, условно говоря, к отмене либо к какому-то пересмотру позиций данного закона, нам придётся в любом случае обсуждать с нашими партнёрами по ВТО, и в первую очередь с Европейским союзом, который, кстати, максимум на чём может настаивать - это на внесении каких-то изменений в законодательство либо на отмене отдельных положений закона, но никаких штрафных санкций на Российскую Федерацию в связи с ведущимся сейчас расследованием наложено не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите Кашину микрофон для ответа. КАШИН В. И. Уважаемые Тамара Васильевна и коллега Собко! Действительно, нас сегодня волнует, безусловно, кто же будет платить утилизационные сборы и не пострадают ли потребители этих автомобилей. Я должен сказать, что мы подробно изучили эту ситуацию, готовя законопроект в том числе и на Старой площади. Понятно, что не всё сегодня, в общем-то, необходимо говорить исходя из участия в ВТО, которая определяет многие рамки, но во всяком случае все меры, которые были отработаны предварительно, до подготовки этого законопроекта, включая и цифровую модель, и бюджетную составляющую, свидетельствуют о том - и я это хочу подтвердить, - что наши граждане не пострадают от введения утилизационных сборов. А если говорить о том, чтобы отменить утилизационные сборы, то мы всё равно, уважаемые коллеги, придём с вами к тому, что будем принимать базовый закон, в противном случае мы зарастём, мы и так уже заросли горами отходов, и так далее, и так далее. Я ещё раз хочу подтвердить, что ситуацию мы достаточно подробно изучили, готовя этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Львович, вы знаете не хуже меня, что за 2012 год в страну ввезено узлов, агрегатов, оборудования на 112 миллиардов долларов, а готовых автомобилей вывезено на 3,7 миллиарда. Вместе с тем из тех 38 миллиардов, которые были выделены при внесении поправок в бюджет уже этого года в апреле и которые были как бы компенсацией за вступление в ВТО, страховкой от потерь, ни одного рубля не попало. Вот почему правительство работает столь неэффективно? РАХМАНОВ А. Л. Я не очень понимаю, о чём идёт речь: какие 38 миллиардов должны были попасть и в какие отрасли промышленности, потому что... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РАХМАНОВ А. Л. ...могу заверить вас, что каждый рубль тех субсидий, которые находятся в ведении Минпромторга, был доведён до конечных потребителей, в частности до всех промышленных предприятий, которые прямо или косвенно получают различные формы поддержки на законодательном уровне по субсидиарным программам. В этом отношении готов отвечать за наше ведомство и уверяю вас... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РАХМАНОВ А. Л. Вы имеете в виду 5 миллиардов рублей сельскохозяйственной субсидии? Там немножко другая история, и Минпромторг как раз настаивал на том, чтобы максимальное количество данных денежных средств попало к отечественным сельхозмашиностроителям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Алексею Львовичу вопрос. Расскажите, пожалуйста, о мощностях, которые будут созданы, потому что до сих пор их нет: деньги мы соберём, а кто, где и как будет заниматься утилизацией автомобилей? Это первое. Второе. Я думаю, вы согласитесь, что автомобиль - это не самый страшный мусор сегодня в России, да, их может быть большое количество, но это не самое страшное, а вот безобидные батарейки, пластик в огромных количествах, простые пластиковые и стеклянные бутылки, которые производятся, продаются и об утилизации которых даже никто не задумывается, - вот по ним такие программы есть? Если уж быть последовательными, давайте займёмся утилизацией автомобилей, но когда мы займёмся утилизацией вот этого более опасного мусора? РАХМАНОВ А. Л. Уважаемый Олег Анатольевич, я не хочу, как говорится, отнимать хлеб у Владимира Ивановича, который, собственно говоря, знает эту ситуацию лучше всех здесь, в Государственной Думе. Мы действительно участвуем в консультациях по так называемому большому пакетному закону и поддерживаем введение ответственности производителей за утилизацию в конечном итоге продукции, потерявшей свои потребительские свойства. Что касается автомобилей - спасибо на самом деле за ваш вопрос, - мы полагаем, что часть денежных средств, которые собираются в связи с этим утилизационным сбором, должна быть направлена на создание системы утилизации. На сегодняшний день её основа создана, в России действует около девяти перерабатывающих предприятий и при этом достаточно большое количество компаний находится в стадии становления. Мы считаем, что принятие данного закона позволит нам обеспечить финансовую базу для создания полноценной системы утилизации. Хочу отметить, что автомобиль является достаточно опасным отходом, начиная с пиропатронов и кончая различными химическими жидкостями, различными химическими веществами, которые пока на сегодняшний день невозможно переработать и которые подлежат захоронению, поэтому нельзя относиться к этой проблеме с той, простите, лёгкостью, как вы об этом говорите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шингаркин Максим Андреевич. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к представителю правительства: сколько денег было собрано в связи с этим сбором? И я хочу сразу обратить ваше внимание, что закон мы приняли больше года назад, вы уже больше года собираете средства, берёте сбор с ввезённых автомобилей, но до сих пор не создана отрасль. Что мешало правительству? Почему больше года вы занимаетесь созданием регламентов по утилизации автомобилей и отрасли, финансируемой из собранных средств? РАХМАНОВ А. Л. На сегодняшний день в рамках введённого утилизационного сбора в отношении импортных автомобилей собрано около 50 миллиардов рублей, цифра может варьироваться в зависимости от даты, потому что автомобили каждый день ввозятся и выпускаются в обращение. При этом во многом начало создания системы утилизации, не считая тех мер, которые были разработаны федеральными органами исполнительной власти, в том числе в плане природоохранного законодательства, уже положено, в частности, те автомобильные предприятия, которые гарантируют утилизацию, уже начали вкладываться в создание пунктов утилизации либо по крайней мере систем сбора. Надеемся, что, как только мы пройдём главную развилку в отношении того, каким образом такие же мощные финансовые вложения будут осуществляться в рамках так называемого большого закона, мы эту проблему решим окончательно. На сегодняшний день мы пошагово двигаемся в сторону создания полноценной системы утилизации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Алексей Львович, вот аналитики пишут, что при сохранении сегодняшнего уровня продаж "АвтоВАЗу" придётся дополнительно платить порядка 14 с лишним миллиардов рублей, ГАЗу - 13 с лишним, КамАЗу - от 10 до 18 миллиардов, то есть российским автопроизводителям придётся платить огромные деньги, а ведь такие расходы они, собственно говоря, не предусматривали. Мы помним, какие огромные деньги были выделены правительством для поддержки "АвтоВАЗа" в кризисные годы, когда кризис только что начался, - получается, что одной рукой правительство даёт "АвтоВАЗу" деньги, а другой рукой забирает, а качество автомобилей как было невысоким, так и остаётся. Может быть, стоит эти деньги вкладывать для повышения качества производимой продукции, чтобы автомобили не превращались быстро в утиль, а ездили по дорогам нашей страны и радовали своих владельцев? РАХМАНОВ А. Л. Дмитрий Иванович, спасибо огромное за ваш вопрос. На самом деле те меры, которые мы разработали и которые в ближайшее время будут рассмотрены, ещё раз повторю, в рамках закона о бюджете, а также те меры, которые будут определены в Государственной программе "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности", и в частности в подпрограмме по автопрому, как раз и предусматривают целевое выделение денежных средств на повышение качества автомобилей, на поддержание качественных и безопасных рабочих мест, а также на поддержание экологичности производимых автомобилей. Более того, смею заметить, что программы и системные меры по поддержке автопрома, в том числе по работе в рамках партнёрства с иностранными компаниями, уже привели к качественному изменению потребительских свойств автомобилей. По крайней мере, по одному "АвтоВАЗу" можно сказать, что количество дефектов уменьшилось в тридцать раз всего-навсего за два с половиной - три года работы предприятия. Мне кажется, что те меры, которые мы и далее будем предпринимать, будут гарантировать ещё лучшие качества автомобилей для наших потребителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Включите режим записи. Покажите список. Четверо выступающих. После перерыва мы продолжим, вернее, после рассмотрения законопроекта, поставленного на фиксированное время, на 12.30, мы вернёмся к этому законопроекту.
Возвращаемся к 20-му пункту повестки дня. У нас записались для выступлений несколько человек и ещё выступления от фракций. Пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну только очень наивные люди могут подумать, что этот законопроект относится к области экологии, отходов и так далее. Внесение этого законопроекта действительно является следствием нашего вступления в ВТО, только я не согласился бы с Алексеем Львовичем в том, что законопроект направлен на адаптацию нашей автомобильной промышленности к условиям ВТО, скорее всего, наоборот. В этом законопроекте, как в капле воды, очень выпукло проявились все те недостатки, все те ошибки, которые были допущены правительством при переговорах по вступлению в ВТО: автомобильную промышленность на этих переговорах мы практически сдали, не только автомобильную промышленность, но и многие другие отрасли, но в данном случае речь об автомобильной промышленности. Мы делаем абсолютно нерентабельным при этом уровне тарифной защиты производство автомобилей в Российской Федерации, мы не только поставили под вопрос, под сомнение возможность развития наших автомобильных предприятий, но и в какой-то мере девальвировали те инвестиции, которые сделали иностранные партнёры в наше производство, потому что они делались именно под достаточно высокие ввозные таможенные пошлины. Когда обществу стало известно о тех условиях, тех обязательствах, которые принимает на себя Россия при присоединении к ВТО, возникли вопросы по автомобильной промышленности и их задавали. Правительство хитро нам подмигивало и говорило: ну, ребята, не всё будет так просто, мы типа их обманем. Но вот попытались обмануть с этим утилизационным сбором и, по сути, опозорились на весь мир, ведь утилизационный сбор вводился как квазикомпенсационная мера вследствие снижения таможенных пошлин. Мы думали обыграть ВТО, но ВТО - это не ПАСЕ, не ОБСЕ и прочие организации, там сидят серьёзные ребята, которые не случайно продавили эти условия нашего присоединения к ВТО, это делалось для того, чтобы захватить наши рынки, и просто так они не сдадутся и не пропустят ситуацию. И в результате с этим утилизационным сбором мы получили ситуацию не лучше и не хуже. Мы хотели защитить своих автопроизводителей, а на самом деле получилось ровно наоборот: мы ухудшили ситуацию, мы обременили их дополнительными платежами, сделали производство автомобилей ещё более невыгодным в Российской Федерации. Вот то снижение роста производства автомобилей - следствие в том числе и таких непродуманных мер. К сожалению, это первая ласточка, но не последняя: очень сложная ситуация в сельском хозяйстве, в животноводстве, в производстве молока, грядёт обвал в 2015 году в производстве готовых мясных изделий и так далее, то есть плоды непродуманного вступления в ВТО мы будем пожинать очень долго, а преимуществ пока нет никаких. Более того... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё или добавить? Добавьте время. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Более того, правительство оказалось настолько не готово к вступлению в ВТО, что до сих пор, уже больше года прошло, мы не можем открыть своё представительство при ВТО, которое представляло бы интересы наших производителей. Я думаю, что разговор о присоединении России к ВТО, о том, как и кто принимал решения, какие последствия этих решений, уже назрел и его надо провести в стенах Государственной Думы. В конце концов, надо понять, какие же всё-таки реальные решения относительно помощи нашим производителям в условиях вступления в ВТО должны быть приняты, ведь по многим отраслям даже по уровню тарифной защиты мы не выбираем те возможности, которые предусматривает ВТО, это, по-моему, коллеги, неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шингаркин Максим Андреевич, пожалуйста. ШИНГАРКИН М. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! (Кстати говоря, я от фракции.) Мы с вами сейчас имеем дело с коллизией, когда экологическое предложение, экологическое решение (идея введения утилизационного сбора принадлежала международной организации "Гринпис") используется исключительно для экономических целей, для защиты и лоббирования отдельных отраслей. Но к чему это приводит, когда политика правительства не соответствует общим интересам граждан? Это именно "Гринпис", повторяю, на заседании по вступлению России в ВТО, связанном с автомобильной промышленностью, предложил ввести утилизационный сбор, и тут же возникла инициатива. В чём она заключалась? Первое. В отношении всех импортёров, то есть тех, кто ввозит из-за границы автотранспортную технику, предлагалось ввести специальный новый сбор, при этом совершенно абсурдно выглядела ситуация, когда размер сбора коррелировался с мощностью автомобиля, а не с его весом. Приведу пример. Если бы мы взяли две машины - одну весом 2,5 тонны, но с относительно небольшой мощностью, а другую весом, допустим, 1,5 тонны, но с высокой мощностью, - то утилизационный сбор коррелировался бы не с количеством металла, резины и других опасных веществ, подлежащих утилизации, а исключительно с мощностью автомобиля, при этом утилизационный сбор указывался бы именно как защитная мера. Далее. Мы с вами приняли закон - это было уже больше года назад, - и у него есть один дефект: вот этот самый утилизационный сбор и в целом наш закон никак не предусматривают стимулирование граждан в части именно утилизации автомобилей. Получается полный абсурд: гражданин покупает автомобиль, в цену вписывается утилизационный сбор, гражданин перестаёт пользоваться автомобилем (были граждане, которые в этот год уже разбили автомобили), но не имеет никакого стимула передать данный автомобиль на утилизацию, потому что вот из этих 50 миллиардов, о которых говорил представитель правительства, - они просто накоплены - никому, ни одному гражданину не были выплачены деньги, стимулирующие передачу вот этого самого отхода в виде разбитого автомобиля, непригодного для дальнейшего использования, в пункты утилизации, то есть этого не было. Мы в комитете тогда внесли (внимательно посмотрите текст закона, который мы приняли) такую небольшую, лёгкую поправку, позволяющую правительству своим постановлением ввести такую норму. Ну и что? Год прошёл - в правительстве даже "не почесались", не сделали этого! Таким образом, у всех владельцев автомобилей, ввезённых за этот год, не было стимула передать их на утилизацию. Другой вопрос, что ведь не только эти автомобили находятся на территории Российской Федерации и составляют сегодня львиную долю отходов. На эти деньги, 50 миллиардов, можно было бы создать целую отрасль по переработке и распространить выплаты, ну, в виде субсидии в том числе на тех собственников, чьи автомобили куплены и пришли в негодность в иные периоды, то есть до начала действия этого сбора, для того чтобы сегодня на улицах наших городов не стояли негодные автомобили. Я приведу пример из своей личной жизни. У моей супруги есть старый автомобиль. Вот я правительству официально заявляю: я буду ждать закона, который будет касаться всех граждан Российской Федерации и будет стимулировать отдельно взятого гражданина утилизировать такой автомобиль, а до тех пор все действия правительства буду считать некорректными, направленными исключительно на развитие и преобразование законодательства в части защитных мер. Поэтому критика со стороны ВТО, с которой мы столкнулись сейчас, и есть чёткая демонстрация понимания международным сообществом, Всемирной торговой организацией защитного характера этих мер. То есть мы данным законом не защитили свою экономику, мы данным законом просто обобрали обычных граждан, которые хотели приобрести автомобиль. Посмотрим на другие утилизационные сборы, которые мы должны ввести большим законом. Когда мы введём этот большой закон - а мы должны принять его в эту сессию, - пропадёт целесообразность данного закона. Вот буквально через два-три месяца, по идее, не будет никакой необходимости в данном законе, потому что тогда мы будем принимать с вами закон, по которому утилизация любых товаров долговременного пользования (а автомобиль относится к таким товарам), безусловно, будет увязана непосредственно с затратами на утилизацию. Конечно, современные автомобили - это сложные технические устройства, и затраты на их утилизацию не могут быть одинаковыми для старого автомобиля, произведённого в 80-е годы, и для современного автомобиля, причём даже экологического: утилизация гибридов, у которых большие батареи, дороже. В результате диспропорция по утилизационным ставкам не стимулирует нас применять на территории России экологически чистые автомобили, ввезённые из-за рубежа, и получается абсурдная ситуация. Кроме того, налицо протекционизм правительства в отношении отдельных производителей. Мы с вами сегодня слышали, что коммерческие автомобили - и вы знаете человека, который владеет этими заводами, - находятся под особым протекторатом. Получается, вместо того чтобы ездить в маршрутках с высоким потолком, мы вынуждены до сих пор передвигаться на странных автомобилях, которые мало удовлетворяют эстетическим представлениям о перевозке граждан в пределах городов и пригородов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич от фракции, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я, чтобы не быть голословным, зачитаю вам финансово-экономическое обоснование (наверное, многие его не читали), здесь написано, что сейчас собирается 54 миллиарда рублей, а суммарный объём годовых поступлений в федеральный бюджет от взимания утилизационного сбора при введении нового механизма составит 202,5 миллиарда. Наивность предыдущего коллеги заключается в чём? В том, что он полагает, что никому не нужны 202 миллиарда в бюджете в условиях его дефицита, но я думаю, что это заблуждение и от них никто не откажется. Другое дело, что ваша жена и вы до турецкой Пасхи не дождётесь, чтобы вам выплатили компенсацию за старый автомобиль, - его у вас украдут цыгане или сборщики металлолома и сдадут его без вас. Уже существует достаточно эффективный механизм, так что те, кто вывозит металлолом на Запад, никого и спрашивать не будут, как только сторожа уберёте - сразу унесут. С моей точки зрения, здесь серьёзнее проблема. Мы с вами должны понимать, что вы, многие из вас проголосовали за ратификацию протокола о вступлении в ВТО, несмотря на то что сорок девять тысяч страниц специального текста, включающего сборы, пошлины и так далее, не переведены на русский язык до настоящего времени, то есть подавляющее большинство наших производителей и не только даже и не знают о существующих угрозах. Более того, вот уважаемый господин Рахманов умолчал о том, что уже сейчас на рассмотрении в суде ВТО находится несколько десятков обращений и претензий к Российской Федерации, и их количество будет возрастать. А учитывая то, что, несмотря на множество произнесённых речей, до настоящего времени не создано ни одного учебного заведения, ни одной кафедры, которые бы занимались подготовкой специалистов, чтобы можно было на паритетных началах участвовать в этих спорах, у нас начнут отбирать ещё и по этой части. Однако проблема ещё глубже. Я вам напомню, что, по словам бывшего премьера Фрадкова, в 2002 году против страны была проведена спецоперация, целью которой было сделать нас совершенно неконкурентоспособными на ближайшие пятьдесят лет. Она заключалась в упразднении Закона "О стандартизации" и принятии Федерального закона "О техническом регулировании", причем вопреки здравому смыслу не была принята система, в основе которой лежали бы лучшие мировые образцы. А может, те, кто разрабатывал закон, и не знали, что шестьдесят четыре комитета Международной организации по стандартизации возглавляли российско-советские специалисты и стандарты разрабатывались нашими институтами? Но только тем разработчикам это не надо было, они взяли и нарисовали пять программ по разработке технических регламентов. Я вам просто напомню: в 2004-м за 6 миллиардов рублей надо было разработать 74 технических регламента, в 2005-м за 6,5 миллиарда - 85 технических регламентов, в 2006-м - 181 технический регламент за сумму, естественно, несколько большую, в 2007-м (это уже четвёртая программа) - 41 технический регламент, а в 2009-м (пятая программа) - 17. Так вот, я вам докладываю: деньги все освоены, а технических регламентов всего четырнадцать, и любой специалист, который в этом разбирается, скажет, что эти технические регламенты, ну, мягко говоря, не очень качественные, понимаете? Хотя если взять ЕС или США, то там система такая: технический регламент обязательно опирается на пятнадцать стандартов, в США в общей сложности двадцать две тысячи стандартов и около двадцати тысяч стандартов в Европе, понимаете? Мы же взяли и отбросили всё это (а у нас примерно девятнадцать тысяч стандартов было) и сегодня ничем не занимаемся - вот это главный вопрос, потому что без стандартизации вы конкурентоспособными не будете никогда. Отраслевые институты, которые занимались разработкой стандартов, в том числе в области автомобилестроения, в основном похоронены или отданы на откуп торговцам воздухом, и получается следующее. У нас якобы есть развивающаяся автомобильная промышленность, а в реальности её нет, потому что она сегодня полностью зависима от поставки комплектации из-за рубежа, потому что коэффициент локализации даже на наших предприятиях типа КамАЗа, ну, далёк от независимости, понимаете? И самое главное, что мы на 112 миллиардов долларов организовываем рабочих мест по всему миру, но только 3,7 миллиарда долларов получаем от продажи того, что произвели. Это вторая главная проблема. И третья проблема. Понимаете, у нас в правительстве и в исполнительной власти отсутствует система "почему?", спрос с конкретных людей, которые отвечают за приземление, так сказать, принятых законов. Я вам напомню: вот с этой трибуны, когда этот закон обсуждался, некоторые докладчики нам рассказывали о том, что эти же деньги и будут направлены на то, чтобы создать по всей стране систему утилизации. Где она, кто покажет? Второе: все рассказывали, что и в Японии так же, и в ФРГ. Но в ФРГ или, скажем, в Америке неисполнение регламента или несоблюдение технических условий на продукцию, которая продаётся в магазине, просто может принести производителю пять лет тюрьмы (на всякий случай: в условиях демократии). А у нас? А у нас всякий хлам могут продавать, могут отравить несколько тысяч человек - и никто ни за что не отвечает! Мы считаем, что в условиях, когда у правительства в принципе отсутствует стратегия восстановления независимой технической политики, а она должна основываться на восстановлении Закона "О стандартизации", она должна основываться на создании независимого органа, который должен подчиняться как минимум председателю правительства (кстати, как и орган статистики, а не так, как сегодня - превратили статистику не понять во что!), - в такой ситуации вы никогда реальной картины не увидите и никогда не найдёте нужных выходов из кризиса. Поэтому мы не можем поддерживать такой... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Когогина Альфия Гумаровна, пожалуйста. КОГОГИНА А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Позвольте, как и мой коллега Шингаркин, я начну своё выступление со слов о тех решениях, которые были приняты ещё в апреле прошлого года на совещании, проводившемся под председательством Владимира Владимировича Путина и посвящённом инновационному развитию автопрома в новых условиях ВТО. Так вот, одним из мероприятий, одобренных на том совещании, было принятие федерального закона об утилизационном сборе. Напомню, что данная мера обсуждалась и разрабатывалась задолго до вступления России в ВТО как механизм создания в России утилизационной отрасли и нескольких десятков тысяч новых рабочих мест, модернизированных рабочих мест. Создание такой отрасли должно было решить как минимум две задачи: первая задача - новая отрасль должна явиться драйвером промышленного роста; и вторая задача - улучшение экологической ситуации, связанной со старением российского автопарка. Кроме данной меры, там рассматривались ещё такие, как установление преференций отечественным автопроизводителям в системе государственного и муниципального заказа и создание условий для обновления российского автопарка. Что касается установления преференциального режима для отечественных производителей, то спустя полтора года, к сожалению, приходится констатировать, что постановления правительства на сей счёт ещё нет, а закон об утилизационном сборе принят. Но введение утилизационного сбора принесло свои положительные результаты: именно благодаря ему мы с вами смогли установить барьер для ввоза автохлама из-за рубежа в нашу страну, именно благодаря ему не ухудшилась экологическая ситуация, а отечественные автомобилестроители смогли восстановить объёмы производства до докризисного уровня и даже увеличить своё производство более чем на 10 процентов. Кроме того, мы консолидировали в бюджете достаточные средства для решения экологических задач и при этом не ухудшили конкуренцию: цены на ввозимые автомобили, как и объём импорта новой и подержанной техники, не изменились, а значит, мы сохранили свободу выбора для потребителей и обеспечили широчайшую конкуренцию. С августа прошлого года Россия является полноправным членом ВТО, а значит, должна играть по международным правилам, в том числе обеспечить равные условия взимания сбора со всей техники независимо от страны её происхождения - это обязательство было подтверждено на саммите Россия - ЕС в декабре 2012 года и послужило поводом для обсуждаемой законодательной инициативы. Предлагаемый в законопроекте механизм вынужденный и, к сожалению, необходимый, но он несёт в себе большие риски, и его можно принимать только при условии принятия мер компенсации, соразмерных ухудшению условий работы наших производителей, в том числе иностранных брендов, инвестировавших в нашу страну и построивших свои производства. Вместе с этим я хотела бы предложить Комитету по промышленности и комитету по экономической политике ещё до принятия законопроекта во втором чтении обсудить предложения правительства по реализации федерального закона о поддержке отдельных производителей колёсных транспортных средств, проекты нормативных актов, на основании которых будет осуществляться поддержка автопрома, и дополнительно предлагаю провести анализ мер, порученных к реализации правительству ещё в 2012 году. В завершение хотела бы отметить, что в условиях продолжающегося глобального кризиса и падения производства наши коллеги из ЕС официально заявили, что 2013 год в Европе для автопроизводителей будет наихудшим за последние тридцать лет. Хотелось бы, чтобы мы не допустили развития такого сценария у нас в России. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Глубоковская Эльмира Гусейновна, пожалуйста. ГЛУБОКОВСКАЯ Э. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы обсуждаем в первом чтении законопроект, который, я уверена, стал очень серьёзным, непростым шагом для правительства, и точно так же он потребует непростых, взвешенных решений от нас с вами, потому что нацелен на изменение статьи 24-1 89-го федерального закона и потребует отмены пятого, шестого и седьмого абзацев пункта 6 этой статьи, но давайте рассмотрим вопрос более глубоко. Отмена пятого абзаца в первую очередь освобождает производителей отечественного автомобильного транспорта от обязанностей в последующем проводить безопасную утилизацию отходов, которые получаются, когда транспорт утрачивает свои потребительские качества. А это, на минуточку, тоже деньги - это финансы, которые наши производители автомобильного транспорта должны были вложить. Так что отмена этого абзаца, с одной стороны, освобождает от ответственности отечественных производителей, а с другой - вынуждает их уплачивать утилизационный сбор. Отмена шестого абзаца потребует от стран - участниц Таможенного союза принять те же правила, что и Россия, поскольку это предусмотрено правилами Таможенного союза. Конечно, это потребует и определённых переговоров с Белоруссией и Казахстаном, но это необходимый шаг. А отмена седьмого абзаца потребует аналогичных выплат от автовладельцев, которые находятся в Калининградской области на территории свободной экономической зоны. Я понимаю сложность ситуации, точно так же как мои коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но сразу скажу: фракция поддерживает принятие этого законопроекта в первом чтении. Вдумайтесь, коллеги, насколько сложная ситуация: закончился восемнадцатилетний тяжёлый марафон согласований, переговоров, в результате которого 22 августа 2012 года наша страна стала сто пятьдесят шестым полноправным членом ВТО, организации, которая сегодня включает страны, вырабатывающие свыше 90 процентов мирового внутреннего валового продукта. А разве для нас это не важно - стать членом этого клуба? Разве мы не хотим сойти с сырьевой иглы и производить продукцию с высокой добавленной стоимостью? Разве нам не нужно интегрироваться в экономическое пространство Европы и мировое? Поэтому нам очень важны правила, по которым действует ВТО, а ВТО, как на трёх слонах, держится на трёх важных соглашениях - это соглашение о рынке товаров, соглашение о рынке производителей и соглашение о поддержке развивающихся стран. Если говорить о первом соглашении, то там правилами предусмотрены равные условия для всех без исключения участников клуба, поэтому-то и случилась вот эта грустная коллизия. Кстати, правительство не скрывает этого, об этом говорили и руководители министерства промышленности, и Силуанов. Да, на нас подал Евросоюз в суд в июле 2013 года, больше того, к нему присоединилась и Япония, и сегодня они подали иск в Суд ВТО за то, что мы ввели утилизационный сбор. Но надо сказать, что мы не единственная страна, которой такие претензии предъявил Евросоюз. Точно так же он предъявил претензии к Украине, и сегодня это самый основной камень преткновения при заключении соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. Призываю вас, уважаемые коллеги, взвешивать ситуацию. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже понимает социальные последствия этого закона, мы знаем, что такое отечественный автопром, - это свыше пяти миллионов рабочих отечественных предприятий, это и рабочие предприятий, которые работают в режиме промышленной сборки, это и рабочие, которые работают в смежных отраслях, и мы понимаем, что это не только сами работники, но это и их семьи. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", предлагая принять законопроект в первом чтении, всё-таки настаивает на активизации государственной политики в сфере повышения конкурентоспособности отечественного автопрома, в сфере повышения его экспортного потенциала и формирования благоприятного инвестиционного климата, чтобы это стало важными вехами государственной политики. Нам есть на что опереться: есть транспортная стратегия, есть стратегия социально-экономического развития России до 2020 года, есть стратегия развития автомобильного комплекса России до 2020 года, поэтому мы предлагаем сформировать такую "дорожную карту" действий, в которой были бы и законодательные инициативы, нацеленные на достижение тех задач, о которых я говорила. И ещё. Вот сидит первый заместитель министра Игорь Евгеньевич Манылов, он знает, как мы поддерживаем сельское хозяйство в условиях ВТО: по правилам ВТО надо предложить такие условия, чтобы можно было оказывать государственную поддержку в режиме "зелёной корзины". Вот господин Коломейцев сказал, что 202 миллиарда... Ну, для коммунистов 100 миллиардов туда, 100 миллиардов в другую сторону - это неважно, а на самом деле запланировано на 2014-2016 годы 282,9 миллиарда поступлений в бюджет. Кстати, расходоваться эти деньги будут на моногорода и на развитие гражданской промышленности, и вот для того, чтобы государство могло выделять промышленные субсидии, нам нужно продумать механизм, как в условиях ВТО это сделать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Комитет? Пожалуйста, включите Кашину микрофон. КАШИН В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ещё раз хочу сказать, что принятие этого законопроекта - вынужденная необходимость. 15 октября завершается срок претензии, предъявленной Российской Федерации, которая предусматривает достаточно приличные штрафные санкции в отношении нашей страны, если не будет принят этот закон. Вот мы все должны исходить из этой ситуации и отбросить все эмоции, все наши позиции, которые мы с вами отрабатывали перед тем, как вступить в ВТО. Мы несколько раз проводили парламентские слушания, "круглые столы", здесь на заседаниях высказывали свои позиции, но мы являемся равноправным членом ВТО, к нам предъявлена международной организацией соответствующая претензия, и нам надо сегодня определяться: не принимаем закон - значит, платим штрафы. Вот сегодня прозвучали от всех депутатов всех фракций три основных, базовых вопроса. Первый - мы боимся быть не конкурентоспособными в отрасли машиностроения. Но анализ показывает, что все последние годы правительство, надо сказать, уделяет самое серьёзное внимание как раз конкурентоспособности отрасли автомобилестроения, и какие средства - и по 20, и по 40 миллиардов - туда направлялись, начиная с "АвтоВАЗа", заканчивая другими крупными нашими предприятиями, нам хорошо известно. Да, действительно, средства на утилизацию, которые получает наша страна из-за рубежа, и вот то, что сейчас необходимо платить нашим товаропроизводителям... Николай Васильевич правильно назвал цифру, это 202 миллиарда рублей, и здесь в адрес коммунистов упрёками бросаться не надо, тем более когда сами не владеем данными. Это цифра из записки правительства, мы её обсуждали, в том числе и на Старой площади, она говорит о том уровне, который необходимо сегодня зафиксировать и в извилинах, и в действиях, и в программах, с тем чтобы не потерять конкурентоспособность. И ещё раз хочу сказать: эта система понятна. Второй вопрос - наш потребитель, о чём говорила как раз Тамара Васильевна. Вот здесь нам надо приложить все усилия, чтобы не пострадал наш потребитель, чтобы он не получил цену завышенную, исходя из традиционного сбора. Изначально при подготовке законопроекта эту часть мы обговаривали и с правительством, и с администрацией президента, и сегодня есть определённая уверенность, что соответствующий механизм будет также дорабатываться и защищать нашего потребителя в этом плане, потому что от этого зависит непосредственно и конкурентоспособность нашего товаропроизводителя. И третий вопрос - то, о чём говорили наши товарищи, тоже абсолютно все, и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и другие: так где же мощности утилизационного сбора? Частично об этом сказал представитель правительства, выступавшие депутаты, но я хочу сказать, что мы с вами тогда не доработали систему, так сказать, окрашивания денег утилизационного сбора, чтобы они направлялись именно на решение проблемы, на создание мощностей по утилизации. В данном случае речь идёт о потерявших потребительские качества автомобилях, но можно рассуждать на эту тему в целом. Хочу ещё сказать, что непросто решается и дальше этот вопрос, в базовом законе, и только лишь последнее совещание у президента позволило нам сегодня в какой-то степени быть уверенными в том, что будет создан внебюджетный фонд, именно туда будут поступать все средства на утилизацию и оттуда чётко распределяться в системе утилизации, о которой мы с вами сегодня беспокоимся и говорим. В заключение хочу повторить: да, действительно, решение непростое, можно сегодня ещё раз ударить себя в грудь и сказать, что мы были правы, когда говорили, что плохо подготовились, но поезд ушёл, поэтому сегодня, как председатель... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, понятно. Уважаемые коллеги, все желающие выступили. Выносим законопроект на "час голосования".
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 55 сек.) Проголосовало за 243 чел.54,0 % Проголосовало против 135 чел.30,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принимается.