Заседание № 139
13.07.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 289020-8 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О связи" (в части организации деятельности, связанной с размещением сооружений связи и средств связи).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3643 по 3989 из 5824
31-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О связи". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Дмитрий Матвеевич Ким. КИМ Д. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представленным законопроектом предлагается закрепить правила взаимодействия между организациями связи и органами власти, перечень случаев мотивированного отказа в размещении средств связи на государственных и муниципальных объектах, порядок определения платы, в случае если такой порядок ещё не урегулирован законодательством Российской Федерации. Отсутствие унифицированного порядка, правил взаимодействия негативно влияет на сроки рассмотрения заявлений организаций связи о размещении оборудования инфраструктуры связи. Законопроектом предусматривается принятие на федеральном уровне правил взаимодействия при размещении сетей связи на объектах государственной собственности. Соответствующие правила должны быть приняты и субъектами Российской Федерации. Реализация положений законопроекта и принятие соответствующего акта Правительства Российской Федерации будет способствовать ускоренному развитию инфраструктуры связи в стране. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Дмитрий Матвеевич. С содокладом выступает Вячеслав Анатольевич Петров. ПЕТРОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект определяет порядок взаимодействия операторов связи и органов власти всех уровней при размещении операторами связи имущества, сооружений связи на недвижимом имуществе, находящемся в публичной собственности, и направлен, как уже было сказано, на поддержку развития телекоммуникационной инфраструктуры. Законопроектом предусматривается, что порядок использования федерального имущества определяется Правительством Российской Федерации, регионального - соответствующими высшими органами исполнительной власти субъектов, муниципального - органами местного самоуправления. Законопроект содержит перечень существенных условий устанавливаемого порядка, правила взаимодействия, причины отказа, алгоритм начисления платы. Оценка соблюдения предлагаемого порядка закрепляется за антимонопольной службой. Подобная концепция законопроекта оправданна и обоснованна, при этом по законопроекту имеется ряд замечаний. В частности, с целью единообразного подхода предлагается закрепить установление порядка использования публичного имущества всех уровней исключительно Правительством Российской Федерации. Кроме того, необходимо максимально полно учесть в перечне недвижимого имущества помимо зданий и сооружений, конструктивных элементов ещё массу иных объектов, например дороги, линии электропередачи, мосты, тоннели и так далее. Также необходимо решить вопрос с имуществом, закреплённым на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за соответствующими юридическими лицами. Среди оснований отказа в использовании зданий или сооружений для размещения сетей связи указано проведение на этих объектах ремонтных работ, капитального либо текущего ремонта, реконструкции - необходимо предусмотреть, что эти причины носят временный характер и при окончании проводимых работ становятся неактуальными. Кроме того, необходимо предусмотреть в порядке пользования имуществом особый алгоритм доступа специалистов для обслуживания сооружений связи, расположенных и на объектах с ограниченным доступом, например закреплённых за правоохранительными органами. Целесообразно также обсудить возможность безвозмездного размещения операторами связи сооружений связи по аналогии с подходом, выстроенным в законопроекте о размещении операторами сетей связи на объектах общего имущества собственников в многоквартирных домах. Все указанные замечания могут быть учтены ко второму чтению. Комитеты-соисполнители в Государственной Думе - по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, по защите конкуренции - поддерживают концепцию законопроекта. Профильный комитет - Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи также поддерживает проект данного федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Анатольевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Алимова Ольга Николаевна, пожалуйста. АЛИМОВА О. Н. Уважаемый Дмитрий Матвеевич, поясните, пожалуйста, что именно собираются размещать на сооружениях: видеокамеры, ретрансляторы, какие-то, может быть, новые приборы? Если устанавливаются дополнительные видеокамеры, то для каких целей - для контроля дорожного движения, для распознавания лиц либо для чего-то другого, может быть, ещё дополнительно? Кто будет иметь право на проверку влияния вот таких размещаемых устройств на здоровье человека? И вообще, останутся ли какие-то формы гражданского контроля за установленным оборудованием? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Матвеевич. КИМ Д. М. Ольга Николаевна, спасибо за вопрос. Безусловно, прежде всего предполагается размещение именно средств связи, то есть оборудования, при помощи которого непосредственно осуществляется организация услуг по передаче данных, Интернета или голосовой связи. В принципе видеокамер как таковых это не касается. Обычно для размещения видеокамер существует конкретный заказчик - это муниципалитет либо регион, другой орган исполнительной власти, которые, в общем-то, и работают уже с исполнителем данного контракта по размещению данного оборудования. Касательно форм контроля. Безусловно, при размещении любого средства, которое предполагает использование частот, операторы связи обязаны соблюдать нормативы, установленные Роспотребнадзором и Роскомнадзором. Непосредственно Роскомнадзор осуществляет контроль в части силы излучения, в части мощности излучения частот соответствующими средствами связи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. У меня вопрос и к представителю правительства, и к представителю комитета - кто из них ответит. Уважаемые Дмитрий Матвеевич и Вячеслав Анатольевич, как бы продолжая предыдущий вопрос, задаю вопрос чуть более конкретно. Законопроект предполагает закрытый перечень оснований для мотивированного отказа, но в этом закрытом перечне нет экологической темы, нет темы угрозы здоровью граждан, хотя вы только что сказали, что все действия по размещению соответствующих средств связи должны соответствовать СанПиН, согласовываться с требованиями Роспотребнадзора, Росздравнадзора, очевидно, и так далее. Скажите, пожалуйста, будут ли внесены в текст соответствующие поправки, планируется ли отразить эту тему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Матвеевич, начните вы, а потом Вячеслав Анатольевич, если посчитает необходимым... КИМ Д. М. Николай Иванович, давайте посмотрим внимательно текст - безусловно, мы это подразумевали. Сейчас нельзя установить ни одну базовую станцию без получения справки о том, что по мощности, по удалённости от жилых объектов она будет находиться на правильном расстоянии, то есть такой контроль уже осуществляется. Иначе базовую станцию нельзя ввести в эксплуатацию. А контроль относительно нелегально размещённых подобных средств осуществляется Роспотребнадзором, в общем-то, достаточно постоянно, регулярно во всех городах, и соответствующие демонтажи производятся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Петрову Вячеславу Анатольевичу включите микрофон. ПЕТРОВ В. А. Уважаемые коллеги, понятно, что здоровье граждан в безусловном приоритете. Только это могу добавить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уточните, пожалуйста: вы сказали о многоквартирных домах - будет ли распространяться вот этот порядок платы на общее имущество в многоквартирных домах? КИМ Д. М. Нет, в проектируемом законопроекте предполагается определение порядка платы именно для имущества, которое находится в госсобственности. Тем не менее при рассмотрении проекта на заседании комитета предложение по уменьшению платы за подобное размещение поступило, мы его, безусловно, ко второму чтению рассмотрим. Более того, с отраслью начали прорабатывать этот вопрос, основные мнения уже собрали, в общем-то, и готовы детально обсуждать на площадке комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопросы к Дмитрию Матвеевичу. Уважаемый Дмитрий Матвеевич, не будет ли распространяться подобный порядок действий на земельные участки, которые принадлежат государству? К сожалению, огромное количество жалоб поступает в последнее время из-за того, что на частных земельных участках, которые берут в аренду либо выкупают, появляются антенны, никого не спрашивая, не спрашивая тех, кто вокруг проживает, устанавливают вышки сотовой связи, какие-нибудь ретрансляторы или ещё что-то. Вот не будет ли это касаться земельных участков, потому что это тоже недвижимое имущество? Это первое. И второе. Практически полностью отсутствует правосубъектность обладателя, получается, директора школы, главного врача больницы, который хочет или не хочет устанавливать. Перечень причин для отказа строго ограничен, и, соответственно, если оператор связи захочет повесить своё оборудование, он повесит, невзирая на мнение этого лица, или мнение коллектива, или мнение живущих в расположенных рядом жилых комплексах. Получается так? КИМ Д. М. Давайте начну с первой части. В отношении земельных участков сейчас не предполагается такая норма. Мы столкнулись с этим, когда начали устанавливать базовые станции в рамках нашей программы по устранению цифрового неравенства. Речь идёт о малых населённых пунктах, с населением от 100 до 500 жителей. Действительно, в первый год, когда мы ставили базовые станции, нам зачастую поступали жалобы от жителей, мол, зачем вы ставите базовую станцию? Мы учли этот момент, и сейчас проходит голосование на портале госуслуг, также мы принимаем письма через "Почту России". Мы всё-таки приоритизировали те населённые пункты, жители которых хотят получить доступ к связи. В последнем голосовании было более 800 тысяч голосов: 300 тысяч мы получили по почте и 500 тысяч через портал государственных услуг. Безусловно, такая проблема существует. Часть жителей жалуется на то, что связи нет, а часть жителей, наоборот, жалуется на то, что разместили какую-то антенну. Для того чтобы права наших граждан соблюдались и их здоровью не наносился ущерб, существуют СанПиН, утверждённые Роспотребнадзором, существуют нормы по мощности. Их нарушать никто не планирует. Более того, на текущий момент размещение базовых станций на школах в принципе невозможно, то есть оно запрещено, на медицинских учреждениях тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Уважаемый Дмитрий Матвеевич, на мой взгляд, этот законопроект - ещё один пример, когда частный интерес ставится выше общественного либо государственного. На сегодняшний день какая картина в муниципалитетах? Многочисленные провайдеры, многочисленные линии связи, которые висят по всем столбам... Найти собственника не представляется возможным. Муниципалитеты за использование вот этого как бы коммунального имущества никакой платы получить не могут с этих, так сказать, провайдеров многочисленных, которые якобы услуги связи предоставляют. И вы этим законопроектом ситуацию усугубляете, вы ограничиваете права органов власти, муниципальных в первую очередь, в угоду каким-то, так сказать... (Микрофон отключён.) КИМ Д. М. Ренат Исмаилович, ни в коем случае. Мы хотим, наоборот, упорядочить. Законопроект предполагает, что после подачи заявления владелец инфраструктуры в течение 30 дней должен получить согласование либо отказ по исчерпывающему списку причин, и в этом исчерпывающем списке, в частности, содержится техническая невозможность. Мы такую картину тоже наблюдаем и стараемся упорядочить процесс. Действительно, грозди проводов зачастую висят в наших регионах, городах, я лично это наблюдаю. На каждый из проводов должен быть договор. Если такой договор не заключён, производится демонтаж. Мы провели большую работу с "Россетями" и ввели методологию определения платы, с которой, в общем-то, сейчас все согласились, что позволило операторам связи получить понятный, прогнозируемый ценник. Но это позволило и "Россетям"... Сейчас всех, кто не заключил с ними договор, они просто снимают со своей инфраструктуры. Ни в коем случае здесь не предполагается такой подход, что в любом месте оператор связи может расположить свою сеть. Через 30 дней после получения ответа оператор связи должен представить соответствующий проект данной организации и после его утверждения исполнить. Данный проект у нас контролируется требованиями, которые предъявлены Роспотребнадзором и Роскомнадзором, то есть здесь мы, наоборот, стараемся более чётко вот этот действительно немного хаотичный рынок привести в порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Дмитрий Матвеевич, мой пример будут немножко отличаться от ваших ответов, но тем не менее. В Екатеринбурге есть такое образовательное учреждение - техникум дизайна и сервиса, там на крыше были установлены две вышки сотовой связи. На все обращения и жалобы граждан органы власти и контролирующие организации не обращали внимания, только после депутатского запроса с привлечением Роспотребнадзора и прокуратуры провели проверки - были выявлены нарушения, даны предписания. Вот вы сказали, что будет разработан нормативный правовой документ, - в этом нормативном правовом документе можно будет предусмотреть ответственность должностных лиц, которые либо допускают такие нарушения, либо не реагируют на граждан, которые хотят обратить внимание на эти нарушения? Это первый вопрос. И второй: в финансово-экономическом обосновании написано, что не потребуется дополнительных расходов, тем не менее мы прописываем единый подход по плате, то есть аренда и так далее, - есть хотя бы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. КИМ Д. М. Простите, я концовку не услышал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, отвечайте на первый вопрос. Не успел задать второй вопрос, значит, не надо на него отвечать. КИМ Д. М. Понятно. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. Действительно, очень много жалоб на размещение объектов, и вы сами упомянули, что после обращения на это внимания Роскомнадзора - собственно, это наше надзорное ведомство - были выявлены нарушения, оборудование было демонтировано. Но оно же было смонтировано, когда был заключён договор, по всей видимости, между ответственным лицом этой школы и оператором связи, то есть этот договор был заключён в нарушение требований, которые прописаны сейчас в соответствующих нормативных правовых актах. И подобные случаи... Ну, давайте посмотрим на это внимательно, я не думаю, что требуется это отдельно прописывать, это прямое нарушение, в общем-то, которое должно быть устранено, оборудование должно быть демонтировано. В случае если будут нанесены какие-то повреждения зданию, это должно быть восстановлено за счёт оператора связи. Есть достаточно чёткий порядок, он сейчас работает. Наверное, где-то у нас хромает правоприменительная практика, мы готовы с этим разбираться - пожалуйста, я открыт, если подобные случаи есть, присылайте, мы совместно с Роскомнадзором будем выявлять. И если что-то можно будет стандартизировать и включить в законодательство, конечно, это надо будет делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич, заключительный вопрос. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Дмитрий Матвеевич, на самом деле законопроект очень хороший и полезный для всей отрасли, и фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" его поддержит. Но как всегда, есть нюансы, и очень часто камень преткновения - в тарифах. Скажите, пожалуйста, вот в едином порядке взаимодействия какой будет реализован подход к тарифам: всё всем бесплатно, или единая тарифная сетка, или на усмотрение органов местного самоуправления? Как будет? КИМ Д. М. Мы предполагаем предложить стандартный подход к установлению тарифов. В чём специфика установления тарифа для операторского оборудования? Дело в том, что в большинстве субъектов (на память - в 46) у нас приняты соответствующие нормативные правовые акты, позволяющие арендовать, но там, например, нельзя арендовать площадь... Ну, там тарифная сетка для аренды менее 10 квадратных метров. Операторское оборудование размещается в основном на площади от 1 до 3, даже редко бывает 3 квадратных метра, чаще всё-таки 2 квадратных метра, и место арендуется в основном на крыше. Собственно, поэтому мы предполагаем разработать отдельный порядок и предложить коллегам индикативную сетку аренды имущества, которую мы реализуем для федеральной собственности. Рассчитываем, что регионы, которые также крайне заинтересованы в развитии сетей связи, инфраструктуры связи, поддержат и примут у себя соответствующие нормативные правовые акты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Матвеевич. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 12 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.