Заседание № 21
21.04.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 288551-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся перечня недопустимых доказательств и перечня должностных лиц, возбуждающих уголовное дело).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 531 по 537 из 6017
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, просьба заменить содокладчика по вопросу 16: будет выступать Пётр Борисович Шелищ.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5407 по 5530 из 6017
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросам изменения перечня недопустимых доказательств и дополнения перечня должностных лиц, возбуждающих уголовное дело). Валентина Николаевна Пивненко доложит данный законопроект. Прошу включить микрофон депутату. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция "Единая Россия". Предлагаемые изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации подготовлены на основании предложений практических работников органов следствия и дознания и касаются порядка возбуждения уголовного дела, проведения дознания и доказательств. Статья 75 УПК Российской Федерации относит к недопустимым доказательствам показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде. Данное положение вступает в противоречие с принципом законности и определением понятия допустимости, которые вытекают из положений статей 7, 75 и 235 УПК. Закон не устанавливает обязательности участия защитника во всех допросах подозреваемого, обвиняемого, поэтому представляется спорным признавать доказательства недопустимыми, если при их получении не были нарушены требования закона. Признание таких доказательств недопустимыми влечет к юридической ничтожности всех совершенных в последующем следственных действий и решений, принятых с использованием данных доказательств. В связи с этим предлагается данное положение из перечня недопустимых доказательств исключить. Часть первая статьи 146 УПК содержит требования о получении следователем, дознавателем согласия прокурора на возбуждение уголовного дела, однако прокуроры не имеют реальной возможности выезжать на места совершения всех преступлений, по которым необходимо, как правило, проведение всего комплекса неотложных следственных действий, включая задержание подозреваемого и его допрос в течение 24 часов с момента возбуждения уголовного дела, допросы потерпевших и очевидцев и так далее. Процедура возвращения следователя с места происшествия за получением согласия прокурора на возбуждение уголовного дела влечет за собой невозможность своевременного сбора и закрепления доказательств. Кроме того, в ряде населенных пунктов, где имеются отделения милиции, прокуроры вообще отсутствуют. И это, я полагаю, большинство депутатов знают, поскольку наша Российская Федерация состоит территориально не только из крупных центров, но и из большого количества поселков, отдаленных даже от районных центров. В связи с этим предлагается исключить требование о необходимости получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела из текста статьи 146. Другие изменения в статью 146, а также в статью 148 направлены на устранение имеющихся в настоящее время противоречий в части круга лиц, имеющих право принимать решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. В соответствии со статьей 145 (частью первой) УПК по результатам сообщения о преступлении такое решение могут принять орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор. Однако в статьях 146 УПК и 148 УПК, устанавливающих порядок возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела, в числе лиц, имеющих право принимать такое решение, в одних случаях отсутствует орган дознания (статья 146 и часть первая статьи 148), а в других - дознаватель (часть вторая статьи 148 УПК). Предлагаемые изменения в статьи 146 и 148 УПК направлены на устранение данного несоответствия. Я подчеркиваю, что эта законодательная инициатива рассматривалась и обсуждалась на собрании практических работников органов следствия и дознания, и изменения касаются порядка возбуждения уголовного дела, проведения дознания и доказательств. Я знаю, что заключения по данной законодательной инициативе отрицательные, решение принимать вам, депутаты, но такие несоответствия имеются, и они препятствуют практической работе тех органов, тех практических работников, которые занимаются реальной работой, руководствуясь УПК Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От комитета содоклад сделает Пётр Борисович Шелищ. Пожалуйста, микрофон включите депутату. ШЕЛИЩ П. Б. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел данный законопроект и ряд обращений, которые поступают к нам от практических работников, обсудил всё это достаточно основательно и пришел к заключению, что неправильно было бы сейчас принять предлагаемые нормы по следующим причинам. Первое. Касается возможности отнесения к допустимым доказательствам показаний подозреваемого, обвиняемого, данных в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, в тех случаях, когда они не подтверждаются данными лицами в ходе судебного заседания. Последнее подчеркиваю: только в том случае, если от этих показаний данные лица отказываются. Почему? Потому, что наличие данной нормы - о недопустимости отнесения таких доказательств к числу допустимых - лишает смысла применение физического и психического насилия по отношению к подозреваемым и обвиняемым, обеспечивает соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых на защиту, является важной гарантией против применения недозволенных методов получения доказательств. К тому же мы не должны забывать о том, что Конституция Российской Федерации, а именно часть 2 статьи 48, провозглашает право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью защитника с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Что касается второго принципиального предложения - об исключении необходимости получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела, - то, приняв его, мы тем самым выхолостили бы и смысл соответствующих обязанностей по прокурорскому надзору, возложенных законом "О прокуратуре..." на органы прокуратуры. В случае внесения такой поправки прокурор был бы устранен фактически от надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел, что и противоречит УПК, и создаст бесконтрольность в действиях органов дознания и предварительного следствия, и мы не могли бы с прокуратуры впоследствии спрашивать в таких ситуациях. Что касается более частных вопросов, предложенных Валентиной Николаевной Пивненко для урегулирования, по перечню лиц, которые вправе возбуждать и прекращать уголовные дела, то частично это уже сделано за то время, что законопроект находится в Государственной Думе, уже в УПК, в статью 148, предложенное изменение внесено. В завершение еще раз хочу сказать: комитет считает, что принимать рассматриваемые нами поправки в Уголовно-процессуальный кодекс не следует. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, коллеги? Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Представители правительства и президента? Нет. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить законопроект. Прошу определиться голосованием.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5536 по 5549 из 6017
Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 53 сек.) Проголосовало за 8 чел.1,8% Проголосовало против 55 чел.12,2% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 65 чел. Не голосовало 385 чел.85,6% Результат: не принято Не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5558 по 5568 из 6017
ИВАНОВ С. В. Уважаемая Любовь Константиновна, вы очень опытный депутат, но все-таки, мне кажется, мы немножко с вами нарушаем Регламент. При обсуждении прошлого законопроекта мы не принимали решение о том, какое количество времени будут выступать депутаты и что по одному выступлению от фракции. Сейчас я видел, что ваш коллега Алексей Николаевич Волков хотел выступить. Вы не заметили его, не дали ему слова, а, между прочим, он профессионал в этой сфере. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за замечание. Мне нравится, как вы меня поучаете. Спасибо большое.