Заседание № 157
18.10.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 288418-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (о предоставлении детям-инвалидам и обучающимся по очной форме обучения инвалидам с детства права на получение двух пенсий одновременно).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3716 по 4219 из 4446
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", приоритетный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". Докладывает Андрей Анатольевич Кузнецов. Пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект рождён, собственно говоря, после обращений наших граждан. Сегодня в ходе рассмотрения национального доклада о демографической политике мы уже об этом говорили. Может быть, кто-то услышал, я задавал вопрос Татьяне Алексеевне как раз по поводу этого законопроекта. Сегодня законодательство уравнивает детей-инвалидов, которые имеют родителей, и детей-инвалидов, которые по каким-то причинам потеряли одного или двух родителей, потеряли кормильца. В чём несправедливость такого уравнивания? Если ребёнок-инвалид потерял кормильца, потерял родителя, он как бы имеет право на пенсию по потере кормильца, но, когда он с этим правом обращается к государству, ему говорят: ты должен выбрать - либо ты откажешься от пенсии по инвалидности, либо ты останешься на этой пенсии. Наша пенсионная система, как сказано в заключении комитета по труду, стоит на таких принципах, что одному лицу нельзя получать две пенсии, и вот такая странная коллизия получается, это несправедливо. Вот я сегодня Татьяне Алексеевне задавал этот вопрос, и она, в общем-то, согласилась с тем, что нельзя считать одинаковыми ситуации ребёнка, у которого есть родители, и ребёнка, у которого нет родителей. А если ещё речь идёт о ребёнке-инвалиде, то это как бы совсем неодинаковые ситуации. Но с точки зрения государства, нет, он не может получать дополнительную меру поддержки, именно по потере кормильца. Чтобы устранить эту несправедливость, мы предлагаем данный законопроект. Здесь всё очень просто: есть дети-инвалиды (их целый перечень), которые в разной степени, так скажем, лишились внимания родителей - потеряли одного или обоих родителей, оба родителя неизвестны или умерла одинокая мать, - а также те из этих категорий, кто находится на обучении, до 23 лет, так вот предлагается дать им возможность получать пенсию по потере кормильца, потому что они кормильца потеряли и имеют на это право. Сразу же скажу, что пенсий по потери кормильца два вида - одна страховая, другая социальная. Ну вот им надо дать возможность просто совместить: получать и по инвалидности, и по потере кормильца. Мы считаем, что это справедливо, что нет никаких оснований отказывать, и не только по причинам как бы характера справедливости, но и по экономическим причинам, на которые обычно ссылаются у нас чиновники и некоторые депутаты. Коллеги, я вам хочу сказать, что речь идёт примерно о 40 тысячах человек в нашей стране, о 40 тысячах детей-инвалидов, которые потеряли родителей. По поводу финансирования этого полномочия. Вот мы предполагали, что с 1 июня, с Дня защиты детей, в нашей стране в 2023 году этот закон начнёт действовать, но, поскольку он лежал достаточно долго без внимания, эту дату в нём надо поправить. С 1 июня в 2023 году на финансирование потребовалось бы примерно 1,8 миллиарда рублей, в следующем году - немного больше 2 миллиардов рублей. Коллеги, это совершенно не те деньги, чтобы вот сейчас торговаться, имеют они на это право или не имеют, противоречит это пенсионной системе или не противоречит. Просто это ребёнок, который потерял родителей, он инвалид, он получает уже пенсию по инвалидности... Кстати говоря, цифры я вам могу назвать. Один из доводов, замечаний по этому законопроекту - правительство говорит: ну мы же уже как бы поддержали их, мы же им добавили пенсии. Я вам скажу, сколько добавили. Размеры социальных пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались в том числе с 1 апреля 2023 года, они повышены и составляют на данный момент: инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам - 17 167 рублей, это самая большая пенсия, дальше по убывающей, инвалидам с детства II группы - 14 300 рублей 73 копейки и инвалидам III группы - 6080 рублей 38 копеек. Представляете, как здорово повысили? По случаю потери кормильца детям до 18 лет - 7153 рубля. О чём идёт речь-то? Вот мы ему запрещаем эти 7153 рубля получить, что ли, дополнительно? Коллеги, ну давайте мы будем... Я понимаю, что есть отрицательное заключение правительства, да, есть дисциплина партийная, есть у нас система, есть вертикаль управления, в ней всё должно быть системно, не должно быть никаких... как говорил Владимир Владимирович, наша система не должна трястись, как жидкий студень, под влиянием каких-либо событий. Это всё не оспаривается. Наша система только крепче будет, если мы с вами вот в таких законопроектах будем принципиальны. И пускай правительство ищет деньги и финансирует это, для того чтобы защитить эти 40 тысяч человек. Здесь дело принципа просто, дело принципа, понимаете? Идём дальше. Значит, контраргументы. Ну, какие ещё контраргументы? Противоречит системе, что две пенсии получать нельзя. Берём практику: у нас есть практика, когда две пенсии получают. Но знаете, кто из детей-инвалидов две пенсии может получить? Дети-инвалиды, потерявшие родителей, которые являлись военнослужащими, погибли при исполнении своего долга, имели заслуги перед государством. И - внимание, коллеги! - в качестве льготы их детям-инвалидам позволяется получить эти 7 тысяч рублей дополнительно, понимаете? Ну давайте мы не будем доводить до абсурда! Вы думаете, что, если мы назвали это поддержкой, льготой, наш народ не видит, что ли, что мы занимаемся просто декорациями? И здесь ещё говорим о принципах пенсионной системы, что она имеет какие-то принципы, что один человек две пенсии не может получать и так далее! А уж если он заслуги имел, то его ребёнку-инвалиду мы 7 тысяч позволим получить, в отличие от обычного ребёнка, который потерял своих родителей, которые не являлись военнослужащими, не имели заслуг перед Отечеством. Ребёнок-инвалид в чём виноват, почему он страдает из-за того, что его родители не Герои? Коллеги, я вас прошу... Это серьёзный вопрос, даже если мы сейчас отклоним законопроект, к этому вопросу надо будет возвращаться, но будет правильнее, если мы примем сегодня проект закона в первом чтении. Наша фракция призывает вас это сделать, сделать ответственный выбор. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Анатольевич. С содокладом выступает Светлана Викторовна Бессараб. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как уже было сказано, по общему правилу, закреплённому в пенсионном законодательстве, лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии, в соответствии с законодательством Российской Федерации может устанавливаться только одна пенсия по их выбору. Исключением из этого правила является льгота, выходящая за рамки общеустановленного правового регулирования, которая предоставляется ограниченному кругу лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством, прежде всего по его защите, а в случае их гибели (смерти) - членам их семей по основаниям, закреплённым соответствующим законодательством. Безусловно соглашаясь с необходимостью повышения уровня материально-социального обеспечения всех граждан, в том числе нетрудоспособных лиц, потерявших кормильца, мы считаем, что повышение уровня материального обеспечения рассматриваемой категории лиц возможно в рамках иного правового регулирования, исходя из принципов адресности и нуждаемости. Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект. Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект, обращает внимание на невыполнение требований статьи 83 Бюджетного кодекса. Счётная палата также не поддерживает законопроект, указывая на некорректность финансово-экономического обоснования к законопроекту, поскольку перечень категорий граждан, численность которых использовалась при расчёте объёма возникающих дополнительных расходов, не соответствует перечню категорий граждан, которым законопроектом предлагается предоставить право на одновременное получение двух пенсий. Коллеги, на рассматриваемый законопроект поступило 65 отзывов законодательных и исполнительных органов государственной власти, из них 39 отрицательных. Консолидированную отрицательную позицию выразили шесть субъектов, положительную позицию - два субъекта. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемая Светлана Викторовна, у меня просто к вам лично вопрос: неужели вы считаете, что ребёнок-инвалид, да ещё потерявший кормильца, не может рассчитывать на помощь от государства, ну, в своём обеспечении? Ведь ребёнок-инвалид потерял единственного кормильца - почему мы не можем ему по второму основанию платить пенсию? Это что, такие большие расходы? У нас что, государство не может себе это позволить? БЕССАРАБ С. В. Валерий Карлович, я могу сказать вам, что в 2017 и в 2018 годах я направляла соответствующие обращения в Министерство труда и социальной защиты с просьбой рассмотреть возможность предоставлять две пенсии. Поверьте, это не первый и далеко не последний раз, когда этот вопрос, этот актуальный, своевременный и очень острый вопрос поднимается в стенах Государственной Думы и непосредственно в нашем комитете. К сожалению, я получила отрицательный отзыв. Я, как видите, зачитала вам заключение комитета, сказала о заключении правительства, Счётной палаты. И нужно действительно обратить внимание на то, что в какой-то степени и некорректно представлен законопроект, неправильно произведены расчёты с учётом дефицитного бюджета, я не буду говорить, в какой тупик это заводит, и также хочу обратить внимание, что, к сожалению, даже в докладе, в выступлении от имени авторов законодательной инициативы, были приведены неверные данные. Ну, например, данные о том, что дети участников специальной военной операции получают две пенсии, - к сожалению, это не так. Дети участников специальной военной операции, как и иные члены семей, получают компенсационную выплату совершенно по другому закону, это закон № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих...", по-моему. Так вот сегодня, выступая с этой трибуны, Ярослав Нилов, мой коллега по комитету, как раз обратил внимание Татьяны Алексеевны Голиковой на то, что мы, комитет по труду, от всей Госдумы выступаем за то, чтобы хотя бы детям участников специальной военной операции, детям-инвалидам, предоставить право на две пенсии. Мы уверены, что добьёмся в конечном счёте положительного результата. Но сегодня, когда статья 83 бюджета не выполнена, мы не можем прийти к иному заключению, кроме отказа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Светлана Викторовна, у меня в руках обращение Монгуш Снежаны Сергеевны, это избиратель в моём округе, Республика Тыва. Вот что она говорит: "Одной пенсии не хватает на лечение и реабилитацию моего ребёнка-инвалида. Наш папа героически погиб в прошлом году в Попасной. Мой сын - ребёнок-инвалид, у него неизлечимое заболевание. Когда разработают законопроект, который разрешит получать двойную пенсию?" Я ей что должна ответить? Что данный законопроект не учитывает основных принципов пенсионного законодательства? Или что у нас 83-я статья бюджета не исполняется? 7 тысяч на человека требуется, чтобы получать две пенсии ребёнку-инвалиду - ребёнку погибшего в СВО. Вы говорите, что за особые заслуги можно получать, но разве у этих людей как раз не особые заслуги, у тех, кто погиб, выполняя долг перед нашей страной? Что отвечать избирателям, скажите! БЕССАРАБ С. В. Анжелика Егоровна, я хотела бы обратить ваше внимание, что 7 тысяч - это тоже, к сожалению, ошибка докладчика. Я могу вам зачитать размеры социальных пенсий и иных выплат, вы могли бы и сами их найти в принципе. Я напомню, что они будут увеличены, но в этом году для инвалидов с детства I группы и детей-инвалидов пенсия составляет 17 167 рублей. Кроме того, предусматривается ежемесячная денежная выплата: ребёнку-инвалиду - 3540 рублей, инвалиду I группы - 4957 рублей, неработающим инвалидам с детства доплачивает государство до прожиточного минимума. Что отвечать? Ну, безусловно, то, что я уже повторила в ответе Валерию Карловичу: мы сегодня обратились ещё раз от всей Госдумы к Татьяне Алексеевне Голиковой с требованием, чтобы этот вопрос был решён в кратчайший период. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Светлана Викторовна, ну, нетрудно понять, что, даже если бы цифры были более корректными и соответствовали данным, всё равно, в любом случае законопроект был бы отклонён, равно как отрицательные ответы вы получали на свои инициативы. Вот вы сейчас, выступая, сказали, что это требует иного правового регулирования. Но понимание того, что дважды уязвлённые, ущемлённые дети, имеющие особенности физического развития, а кроме того, ещё и потерявшие родителей, нуждаются в особом внимании государства... Скажите, вот как вам с позиции уже вашего законодательного опыта видится иное правовое регулирование? Мы все согласны подключиться к коллегам, которые внесли эту инициативу. Но иное правовое регулирование что в себя включает? БЕССАРАБ С. В. Безусловно, увеличение - и здесь сегодня опять-таки об этом говорили от имени моего комитета, Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, - безусловно, мы видим, что необходимо увеличить то самое пособие по уходу за детьми-инвалидами. Безусловно, необходимо разрешить работающим родителям детей-инвалидов и получать пособие в полном размере, и быть полностью занятыми, полный день работать - эта норма тоже уже рассматривается. Мы обращались также по поводу компенсационной выплаты, ведь она сегодня делится на членов семьи погибшего военнослужащего и на самого погибшего, ну, исходя из расчёта, что если бы он стал инвалидом I группы, то получал бы часть, а всё остальное получала бы его семья. К сожалению, мы пока не можем изменить текущую ситуацию, но уверена, что мы все вместе будем над этим работать. Тем не менее мы не можем сегодня поддержать этот законопроект, потому что объективно в нём слишком много ошибок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Андрей Анатольевич, федеральные законы должны действовать, распространяться на территорию всей Российской Федерации. В финансово-экономическом обосновании вы ссылаетесь на статистику на 1 января 2022 года, то есть до того момента, как в состав Российской Федерации вошли новые субъекты Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Анатольевич, вам вопрос. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. В связи с этим у меня к вам вопрос: насколько корректно принимать федеральный закон, где не учтены интересы новых территорий? Это первое. Второе. Может быть, есть смысл этот законопроект отозвать и подкорректировать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Анатольевич, этот вопрос вам. Я пытался ваше внимание обратить на это. Повторить надо или вы слышали? КУЗНЕЦОВ А. А. Нет, я слышал, спасибо. Дело в том, Андрей Геннадьевич, что на заседании комитета, когда я представлял этот законопроект, я изначально обратился к коллегам из "ЕДИНОЙ РОССИИ" - партии, фракции, в которой вы состоите, - с предложением такого рода: если мы, коллеги, собираемся решать этот вопрос, то давайте мы законопроект отзовём, доработаем, если надо, и внесём от всех фракций, потому что это всех волнует, но, если мы не видим такой перспективы, я сразу сказал коллегам, тогда мы будем вносить. Вот избран такой вариант именно по причине того, что первый вариант не услышали, не захотели. Ну уже пройден этот путь, понимаете? Мы сейчас можем много говорить, но по делам, коллеги, получается, что не хотим мы решать этот вопрос, ну не хотим! Вы же сами говорите, Светлана Викторовна, с какого... с 2017 года вы пытаетесь это решить. Ну что, вы по 2 миллиардам не можете решить, что ли? Это же смешно просто! 40 тысяч человек... С точки зрения идеологии, коллеги, с точки зрения морального превосходства, удовлетворения, даже с этой точки зрения просто недопустимо, что мы не можем детям-инвалидам, которые потеряли родителей, дать дополнительную пенсию! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Викторовна, присаживайтесь, спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. Валерий Карлович, три минуты или семь? ГАРТУНГ В. К. От фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции выступление. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция, безусловно, поддержит этот законопроект. Мало того, мы призываем и вас это сделать. Давайте пройдёмся по аргументам, которые были высказаны представителем комитета за то, чтобы отклонить этот законопроект. Дескать, там цифры не те указаны. Но дело в том, Светлана Викторовна, что если бы вы внимательно слушали докладчика... вы просто цифры по разным категориям детей приводили. Вы говорили про пенсию 17 тысяч для одной категории, а он вам говорил про другую категорию, понимаете? Так что цифры как раз корректные, вот все те цифры, которые он назвал, корректные, они совпадают с вашими, просто вам говорили об одной категории, а вы сравнили с другой. Что касается финансово-экономического обоснования. Ну, вы тут говорите, дескать, укажите источники финансирования. Смотрите, о каких цифрах идёт речь: в 2023 году нужно 1,82 миллиарда рублей, ну, чуть меньше 2 миллиардов, в 2024-м - 1,93 миллиарда, в 2025-м - 2 миллиарда, то есть речь идёт о 2 миллиардах в год. Коллеги, в этом зале принято решение об одобрении отрицательного акциза нефтяным компаниям в размере 3,3 триллиона рублей - это в полторы тысячи раз больше, чем сумма, которая здесь нужна. Какие вам ещё источники нужны? В полторы тысячи раз! Я думаю, что вознаграждения одного члена совета директоров из этих крупных компаний, о которых вы порадели тремя с лишним триллионами рублей, хватило бы для того, чтобы профинансировать все эти нормы. А вы мне говорите, что у вас... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Одного хватило бы! Годового дохода одного человека - члена совета директоров, понимаете? А вы тут рассказываете, что денег нет. Ну как так, коллеги? Начинаете рассказывать, что, чтобы получать, нужно ребёнку, потерявшему обоих родителей, иметь заслуги перед государством. Какие заслуги у него могут быть? Они у него будут, наверное, если он доживёт до того возраста, в котором он сможет эти заслуги заслужить. Как он послужит государству? Ему ещё вырасти надо, ему дожить до этого возраста нужно, а вы ему в этом праве отказываете. Коллеги, мне кажется, тут даже говорить не о чем, надо просто голосовать за это. А то, что, там, отрицательное заключение правительства, мы будем бороться, мы будем их убеждать... Коллеги, кого убеждать? Голосуете вы, а не правительство, вы голосуете! Возьмите и проголосуйте, и никого убеждать не надо. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Я прошу прощения, Андрей Анатольевич, я всё-таки не услышал ответа на свой вопрос. Я его повторю, можно в заключительном слове как-то обозначить свою позицию: насколько корректно предлагать принять федеральный закон без учёта новых территорий? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Авксентьева Сардана Владимировна, пожалуйста. АВКСЕНТЬЕВА С. В. Фракция политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" будет поддерживать данный законопроект, потому что это отвечает принципам справедливости и гуманности и вообще просто человеческого отношения к детям, которые и так в силу своего состояния здоровья имеют определённые сложности в жизни, а тут ещё и теряют родителей. Ну как, ну как можно, коллеги?.. А потом, вспомните, как мы с вами принимали в прошлом году бюджеты фонда обязательного медицинского страхования, Социального фонда без учёта жителей новых территорий: я выступала с этой трибуны и указывала на это - приняли. У нас с вами есть опыт, когда более тяжёлые законопроекты вытаскивали, даже меняя концепцию ко второму чтению. А здесь мы говорим о том, что мы не посчитали, цифры неадекватные, ещё что-то такое. Это просто отговорки. Надо поддержать этот законопроект. Найдутся деньги, действительно, вот коллеги указывают, есть разные источники. Это же дети, дети-инвалиды! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Андрей Анатольевич Кузнецов, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Сразу хочу ответить на вопрос, который Андрей Геннадьевич Альшевских поставил. Ну, конечно, во втором чтении можно скорректировать то, о чём вы говорите, точно так же, как и дату вступления закона в силу, о чём я говорил, и расчёты, о которых здесь говорилось. У нас расчёты меняются, у нас статистика... Знаете как Росстат работает интересно! У нас вон сегодня приводили цифры, как бедность падает быстро, да? То есть тут много вариантов решения вопроса, самое главное - хотеть решить этот вопрос. Вот складывается впечатление, что есть установка этот вопрос не решать по каким-то причинам, я не знаю по каким. Коллеги, ну, здорово, что в отношении детей-инвалидов - детей участников специальной военной операции будет решён вопрос, никаких сомнений нет в этом, Татьяна Алексеевна сказала, что готовится это всё, через дополнительные выплаты и так далее, и мы вас поддерживаем, и мы действительно к этому присоединяемся. Это здорово, но это не достижение в данном случае. Вы что, считаете, что это льгота, что ли, такая, прямо обалдеть какая, извините за непарламентское выражение?! Участник специальной военной операции оставил... на попечении у него ребёнок-инвалид - и вы такую льготу даёте, дескать, мы тебе 7 тысяч доплатим, да? Кстати, 7 тысяч - у кого один родитель, у кого два - 14 тысяч платят, но разницы между этими цифрами я, честно, не вижу. Не вижу разницы, потому что и то и другое унизительно мало в ситуации, в которой оказались ребёнок-инвалид и его семья, неполная или полностью уже разрушенная семья, понимаете?! Давайте не будем смешивать две разные темы, давайте не будем упираться в то, что мы не можем решить с 2017 года этот вопрос. Коллеги, на дворе 2023-й, шесть лет прошло. Что должно произойти, чтобы этот вопрос решился? Ну просто честно ответьте на этот вопрос. Надо, чтобы другая партия внесла, - давайте внесём другой партией. Давайте решим! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУЗНЕЦОВ А. А. Указ президента. Ну слушайте, президент чётко говорит: вот есть вопрос, который Дума должна решить. Дума берёт и решает. Я специально не готовился, но я вам найду тысячу высказываний президента на этот счёт, насчёт того, что надо детей-инвалидов поддерживать и семьи с детьми-инвалидами, ну это же понятно. Вот честно говорю, не понимаю, почему этот вопрос не решается, почему он встречает сопротивление, такие надуманные предлоги какие-то. Ну, действительно, коллеги сказали: мы с вами закрываем глаза и отдаём правительству решать вопросы гораздо большего объёма - по 2 триллиона, по 4 триллиона - и ничего, не возникает вот такой дотошности, а откуда, мол, вы тут источники взяли? Да откуда бы ни взяли, действительно, правильно было сказано, это парламент, это как раз те вопросы, которые Дума может диктовать правительству - и обязана диктовать! И никакого здесь заблуждения нет, что кто-то на себя одеяло перетягивает. Мы реально работающим парламентом должны быть, а не просто исполнять, показывать здесь картинку, что мы кому-то помогаем. Кому нам позволили помочь, мы помогли. Но здесь же очевидный вопрос, очевидный! А кому не позволяют, не можем помочь. И ладно бы дело касалось денег. Вот мы сегодня доклад Татьяны Алексеевны слушали: есть понимание, что, да, они делят этот тришкин кафтан, они грамотно его делят, они распределяют, они действительно болеют за это, но работают в рамках вот этих ограничений. Здесь, скажите мне, какие ограничения? Какие ограничения в отношении этих 40 тысяч человек - детей-инвалидов, которые потеряли своих родителей? Что ограничивает нашу с вами волю, чтобы им помочь? Вот, честно говоря, я не понимаю! У меня есть письма, обращения граждан, я не сам по себе начал этим вопросом заниматься. Но мне нужно от вас, если вы парламент ответственный, ну дайте... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУЗНЕЦОВ А. А. Мы, да, мы. Дайте мне тогда возможность ответить этим людям. Я им что должен сказать? Что нам правительство пообещало, что оно решит этот вопрос? Светлана Викторовна уважаемая честно сказала, молодец, она говорит: "Я с 2017 года пытаюсь это решить - не могу". Я благодарен вам за эту информацию, за откровенность. Значит, вопрос не в этом, не в позиции комитета, а в том, что нужно всё-таки тем, кто должен это делать, указать на то, что они должны это сделать. И проголосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово содокладчика, Светланы Викторовны Бессараб. На рабочем месте включите микрофон. БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Обращаю ваше внимание на то, что законопроект подготовлен некачественно, с большими ошибками, ну, практически в каждой строке, выбрана не та категория граждан, на которую предлагается распространить льготу. Счётная палата отмечает, что расчёт произведён с учётом не всех категорий граждан, не затронуты новые регионы. Знаете, получается так, что мы работаем все вместе... Да, действительно, есть отрицательный отзыв правительства в связи с тем, что две пенсии получают участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды по боевой травме, жители блокадного Ленинграда, вдовы погибших военнослужащих, члены их семей, поэтому решить этот вопрос достаточно сложно. Мы сегодня стараемся этот вопрос решить грамотно, профессионально, совместно с Правительством Российской Федерации рассчитав, чтобы в бюджет дефицитный добавить необходимую нам сумму. А здесь получается так, что хотели создать автомобиль, сваяли кое-как кастрюлю - и давай к этой кастрюле теперь прибавим руль, прибавим колёса и дальше будем ехать. Мы так не поедем, коллеги, извините. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 58 мин. 39 сек.) Проголосовало за 113 чел.25,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 114 чел. Не голосовало 336 чел.74,7 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.