Заседание № 262

18.11.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 288246-3 "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 528 по 532 из 6894
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Пункты 3 и 4, два постановления - на третью и четвертую       
позиции. Обоснование дам позже.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2647 по 2688 из 6894
Пункт 4: о проекте федерального закона "О специальных защитных,                 
антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Докладывает       
член Комитета по экономической политике и предпринимательству Лихачёв Алексей   
Евгеньевич. Законопроект третьего чтения.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Евгеньевич.                                                 
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., фракция "Союз Правых Сил".                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию             
предлагается в третьем чтении проект федерального закона "О специальных         
защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Мы      
принимали этот законопроект во втором чтении 18 июня этого года. Надо           
сказать, что голосовали очень дружно, практически единогласно. За прошедшее с   
того дня время проведена очень большая работа с Правовым управлением Аппарата   
Государственной Думы. Надо отметить, что текст данного законопроекта            
изобилует экономическими и специальными терминами. Однако нам удалось найти     
возможные варианты решения, чтобы избежать всех противоречий.                   
                                                                                
На сегодняшний день имеется заключение Правового управления Аппарата            
Государственной Думы, содержащее, по большому счету, одно непринципиальное      
замечание. В заключении говорится, что ставки антидемпинговых и                 
компенсационных пошлин не определены Налоговым кодексом Российской Федерации.   
Хочу отметить, что их и невозможно определить, поскольку в соответствии с       
концепцией закона они каждый раз рассчитываются исходя из конкретной            
ситуации, из демпинговой маржи или размера соответствующих субсидий. Тут же     
Правовое управление подчеркивает, что в данном случае понятие пошлины           
предусматривает более широкие юридические конструкции. Таким образом,           
принципиального противоречия нет и какая-то неувязка с Налоговым кодексом       
снимается.                                                                      
                                                                                
Других замечаний нет, всё учтено. Предлагается принять федеральный закон "О     
специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах..." в третьем     
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Алексей              
Евгеньевич.                                                                     
                                                                                
На "час голосования" переносится законопроект.                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2788 по 2813 из 6894
чтения и отклоненным законам, поэтому объявляется "час голосования". На         
голосование ставится пункт 4: проект федерального закона "О специальных         
защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. А девятый и десятый?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Девятый - это о согласительной комиссии? Мы потом его     
проголосуем, после законов, я помню. Не уходите, да.                            
                                                                                
Кто за то, чтобы принять данный законопроект в третьем чтении? Прошу            
голосовать.                                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              391 чел.             86,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    391 чел.                                          
Не голосовало                  59 чел.             13,1%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 248

18.06.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 288246-3 "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5836 по 5999 из 9453
Уважаемые коллеги, пункт 19. Говорят, что мы за пять минут в состоянии его      
рассмотреть: нет замечаний. Проект федерального закона "О специальных           
защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".         
Второе чтение.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Евгеньевич Лихачёв.                                         
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо, уважаемый Артур Николаевич.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается во втором чтении законопроект   
о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах. Законопроект   
прошел все соответствующие процедуры, имеются заключения комитетов и            
Правового управления. Всего поступило 139 поправок, от депутатов в первую       
очередь, 77 из них рекомендованы к принятию, 62 - к отклонению. Законопроект    
обсужден также с представителями регионов и бизнес-сообществом. Основные        
поправки, вносимые по тексту данного законопроекта между первым и вторым        
чтениями, были посвящены трем основным направлениям.                            
                                                                                
Первое - это сокращение сроков антидемпинговых процедур в интересах             
товаропроизводителей, более того, достаточно жесткая увязка введения            
временных сроков со сроками окончания расследования.                            
                                                                                
Второй момент - гласность. В законопроекте прописан целый новый раздел,         
посвященный публичным дебатам. В данном случае Правительство обязано            
организовать публичные дебаты по введению той или иной защитной или             
компенсационной меры с участием всех заинтересованных сторон в данном           
расследовании.                                                                  
                                                                                
Ну и третий момент: более четко прописана процедура ответственности за          
принятие или непринятие мер. Я хотел бы обратить ваше внимание на вопрос,       
связанный с защитой сельхозпроизводителей. В данном случае остались в           
действии правила старого закона о возможности введения в течение текущего       
года специальных защитных мер без проведения расследования для сельхозтоваров   
и позиции, связанные с проведением расследования самостоятельно, в случае       
если количество производителей крайне велико. Естественно, речь идет о          
сельхозпроизводителях. В данном случае соответствующий федеральный орган        
может проводить расследование самостоятельно. Те поправки, которые содержатся   
в последнем заключении Правового управления и остались неучтенными, могут       
быть учтены при подготовке к третьему чтению они носят лингвистический          
характер. Рекомендация комитета: данный законопроект принять.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблицам          
поправок? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу поправок, рекомендованных       
комитетом к принятию? Прошу определиться голосованием. (Выкрики из зала.)       
Сейчас я на пять минут продлю. (Выкрики из зала.) Ну хорошо, больше не буду     
продлевать.                                                                     
                                                                                
Есть таблица отклоненных у вас, Алексей Евгеньевич?                             
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Да, так точно, есть таблица отклоненных поправок, просьба ее      
тоже принять.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, хорошо.                                           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              276 чел.             61,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    277 чел.                                          
Не голосовало                 173 чел.             38,4%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть предложение на пять минут продлить заседание.           
(Выкрики из зала.) На три минуты? Пожалуйста. (Выкрики из зала.) На пять        
минут. Прошу определиться голосованием. На пять минут, больше ни на минуту      
продлевать не будем.                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
На пять минут, давайте закончим с законопроектом. Мы и так идем очень активно   
по повестке сегодня.                                                            
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              208 чел.             46,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    208 чел.                                          
Не голосовало                 242 чел.             53,8%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Объявляется перерыв до 16 часов.                                                
                                                                                
                  Здание Государственной Думы. Большой зал.                     
                         18 июня 2003 года. 16 часов.                           
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               А. Н. Чилингаров                                 
                                                                                
                               (После перерыва)                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, 16.00.                                 
                                                                                
Прошу включить режим регистрации депутатов.                                     
                                                                                
Зарегистрируйтесь, пожалуйста.                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты регистрации.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (16 час. 00 мин. 11 сек.)                 
Присутствует                  311 чел.             69,1%                        
Отсутствует                   139 чел.             30,9%                        
Всего депутатов               450 чел.                                          
Не зарегистрировано           139 чел.             30,9%                        
Результат: кворум есть                                                          
                                                                                
311 человек.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас на фиксированное время, на 16 часов, поставлен         
вопрос об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2002 году. Но   
мы просим извинения, Сергей Вадимович, мы так четко еще не научились            
работать. Нам надо еще три минуты на закон, пункт 19.                           
                                                                                
Пожалуйста. Алексей Евгеньевич, максимум три минуты.                            
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо, Артур Николаевич.                                        
                                                                                
Мы закончили с вами на том, что проголосовали таблицу поправок, рекомендуемых   
к принятию. Есть предложение принять таблицу поправок, рекомендуемых к          
отклонению.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по этой таблице есть замечания? Нет.   
Прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять таблицу поправок,     
рекомендованных комитетом к отклонению?                                         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 01 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              256 чел.             56,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    256 чел.                                          
Не голосовало                 194 чел.             43,1%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором       
чтении? Прошу определиться голосованием. Это пункт 19.                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 02 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              301 чел.             66,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    301 чел.                                          
Не голосовало                 149 чел.             33,1%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 226

14.03.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 288246-3 "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1205 по 1234 из 5844
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Мы просили     
бы зафиксировать время для рассмотрения пункта 3. Это тоже приоритетный         
правительственный законопроект - "О специальных защитных, антидемпинговых и     
компенсационных мерах при импорте товаров". Докладчик - официальный             
представитель Правительства Медведков. Но сегодня с 10 часов проходит очень     
ответственная коллегия министерства экономического развития, и по просьбе       
Германа Оскаровича Медведков... он может принять участие в обсуждении этого     
закона не раньше 12.30. Просим пойти нам навстречу.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А у нас на 12.30 не зафиксирован какой-нибудь закон?      
Нет. Кто за то, чтобы по просьбе Правительства закон под пунктом 3              
зафиксировать на 12.30? Пожалуйста, голосуйте. (Шум в зале.) Коллеги, давайте   
двигаться по порядку работы. Мы же потом удивляемся, почему многого не          
успеваем, нервничаем из-за этого.                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              232 чел.             51,6%                        
Проголосовало против           23 чел.              5,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    255 чел.                                          
Не голосовало                 195 чел.             43,3%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Зафиксировали время.                                                            
                                                                                
По ведению - депутат Митрофанов. И по ведению - депутат Томчин.                 
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3387 по 3709 из 5844
Коллеги, мы с вами зафиксировали на 12.30 проект федерального закона "О         
специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте       
товаров". С докладом по данному законопроекту выступает Максим Юрьевич          
Медведков.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МЕДВЕДКОВ М. Ю., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, заместитель министра экономического развития и торговли Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, необходимость разработки самостоятельного                   
законодательного акта, который регламентировал бы порядок исключительно         
применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер,         
продиктована прежде всего существенными неточностями, которые мы обнаружили     
за четыре года применения действующего законодательства по защите внутреннего   
рынка, а именно Федерального закона номер 63 от 14 апреля 1998 года "О мерах    
по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении        
внешней торговли товарами". В результате применения действующего закона         
Правительство не могло обеспечить российских товаропроизводителей необходимым   
уровнем защиты в тех случаях, когда импортируемые товары наносили или           
угрожали нанести ущерб российским секторам экономики. Это касается и            
промышленности, это касается и сельского хозяйства. Это было связано с          
наличием больших проблем в применении действующего закона, с тем, что           
некоторые вопросы были неясны и просто пропущены, и приводило к затягиванию     
процедуры, которая предшествует применению мер по защите внутреннего рынка, а   
в некоторых случаях просто не давало возможности российским                     
товаропроизводителям подготавливать материалы, которые необходимы для           
введения соответствующих мер. Действующий закон поэтому не обеспечивает         
интересы российской экономики и тех секторов, которые сталкиваются с излишней   
конкуренцией со стороны импорта, и, с нашей точки зрения, его необходимо        
изменить. Все изменения как раз и содержатся в проекте нового закона "О         
специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте       
товаров".                                                                       
                                                                                
Я хотел бы отметить, что предлагаемый вашему вниманию законопроект - это        
закон исключительно прямого действия, не потребуется принятия никаких           
дополнительных актов со стороны Правительства. И он содержит очень жесткие и    
ясные критерии, на основе которых Правительство может оперативно вводить меры   
по защите внутреннего рынка. Он полностью вписывается в систему международных   
обязательств Российской Федерации и соответствует нормам международного         
права, и, таким образом, его принятие будет способствовать интеграции           
российской экономики в мировую торговую систему, и будет обеспечена должная     
защита российских товаропроизводителей.                                         
                                                                                
Поэтому мы просили бы, уважаемые депутаты, принять внесенный Правительством     
Российской Федерации проект федерального закона. Спасибо.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Юрьевич. Присаживайтесь.                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по экономической политике и предпринимательству         
Алексея Евгеньевича Лихачёва.                                                   
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., фракция "Союз Правых Сил".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Действительно,              
действующее до сегодняшнего дня законодательство не в полной мере               
удовлетворяло не только требованиям, предъявляемым к нам со стороны             
международных партнеров, но и, самое главное, потребностям российского          
бизнеса. То есть закон был непрямого действия, не предусматривал, не            
прописывал всей процедуры возбуждения антидемпинговых расследований и не        
определял сроков принятия соответствующих мер.                                  
                                                                                
Максим Юрьевич Медведков доложил концепцию закона, она действительно проста.    
В случае если иностранное государство, иностранный товаропроизводитель или      
группа производителей другого государства осуществляют товарную агрессию на     
территории Российской Федерации, то отрасль вправе возбудить соответствующее    
расследование, а Правительство в ограниченный, прописанный в законе временной   
срок или принимает предусмотренные специальные меры по ограничению              
физического доступа данного товара на территорию Российской Федерации, или      
применяет дополнительные таможенные пошлины.                                    
                                                                                
Надо сказать, что сегодняшнему дню предшествовало достаточно серьезное          
обсуждение данного законопроекта. В течение полутора лет, наверное, мы          
обсуждали его вместе с Минэкономразвития на различного рода региональных        
конференциях. Только вчера прошла большая совместная конференция с Российским   
союзом промышленников и предпринимателей, где были представлены основные        
товаропроизводители России. Реакция бизнес-сообщества на этот законопроект      
крайне позитивная.                                                              
                                                                                
Кроме того, имеются официальные заключения и Правового управления Аппарата      
Государственной Думы, и двух профильных комитетов - Комитета по бюджету и       
налогам и Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.   
Также на заседании нашего комитета принято решение просить Государственную      
Думу принять данный законопроект в первом чтении.                               
                                                                                
Надо сказать, что претензии к законопроекту, естественно, имеются. Дело в       
том, что достаточно длительный этап межведомственного согласования не в         
лучшую сторону повлиял на текст законопроекта, однако, к счастью, не изменил    
его концепции, и у нас есть возможность основные моменты поправить в ходе       
подготовки ко второму чтению. В принципе уже со вчерашнего дня начали           
поступать некие замечания и поправки не только от депутатов, но и,              
соответственно, от представителей российских экономических направлений.         
                                                                                
Основные претензии сводятся к следующему. Не до конца прописана так             
называемая квазисудебная процедура, то есть процедура участия предприятий,      
отраслей в самом антидемпинговом или другом расследовании и их возможная        
потом реакция на принятие тех или иных мер. Открытым остается вопрос о так      
называемом ретроактивном действии законопроекта, то есть о возможности          
применять или не применять меры задним числом, в отношении прошедших            
промежутков времени. Это требует дополнительно наших консультаций и в           
Правительстве, и с таможенными, и с налоговыми органами. Ну и также надо        
отметить, что не до конца прописано взаимодействие всех заинтересованных не     
только отраслей, но и ведомств и их возможное участие и в процедуре, и в        
принятии решений по антидемпинговому расследованию, поскольку сложно,           
наверное, будет одному-единственному органу отвечать за весь товарный рынок     
Российской Федерации, грубо говоря, от крупного машиностроения до               
продовольственных вопросов. Но тем не менее еще раз хотел бы подчеркнуть,       
данный законопроект учитывает, во-первых, и опыт России, опыт российских        
предприятий в антидемпинговых процедурах, и все передовые наработки мирового    
торгового опыта. Он соответствует нормам и требованиям международных            
организаций, но в то же время создает очень четкую и очень точную систему       
защиты российских товаропроизводителей, защиты отраслей и предприятий           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Предложение комитета - принять законопроект в первом чтении и готовиться ко     
второму. Спасибо.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Запишитесь, пожалуйста.                 
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фомин, пожалуйста, ваш вопрос.                                                  
                                                                                
ФОМИН А. А., фракция "Союз Правых Сил".                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня вопрос к Максиму Юрьевичу. Вообще, в мировой практике сложилось так,     
что в обсуждении этих вопросов участвуют не только правительственные органы,    
но и саморегулирующие организации, различные отраслевые союзы, ассоциации. К    
сожалению, вот об этом в законопроекте вообще ни одного упоминания нет. Как     
Правительство отнесется к таким предложениям, чтобы ко второму чтению           
появились положения о роли саморегулирующих организаций?                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максим Юрьевич, ответьте на вопрос.           
                                                                                
МЕДВЕДКОВ М. Ю. В соответствии с нашим проектом любое лицо, которое заявит о    
своей заинтересованности в ходе расследования, его результатах и которое        
имеет отношение к рассматриваемому вопросу, может участвовать в процедуре, и    
проект закона предоставляет соответствующие права. То есть в том случае, если   
это будут саморегулирующие организации, в определенной мере они могут           
пользоваться правом участия в расследовании в качестве заинтересованного        
лица, это определено проектом. У нас нет никаких проблем с этим.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гвоздева Светлана Николаевна, ваш вопрос.                                       
                                                                                
ГВОЗДЕВА С. Н., фракция "Единство".                                             
                                                                                
Уважаемый Максим Юрьевич, вот статья 4 "Федеральный орган исполнительной        
власти, ответственный за проведение расследований", статья 37 "Неприменение     
специальных защитных... мер" и статья об уточненной процедуре, которая,         
конечно, появится при втором чтении. Вопрос вот какого характера: будет ли      
все-таки самостоятельная структура, потому что очень большая работа предстоит   
по защите, в том числе при создании единого экономического пространства с       
государствами СНГ (антидемпинг по сахару, по стали и другие вопросы)? Каково    
все-таки ваше видение? Будьте добры.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максим Юрьевич.                               
                                                                                
МЕДВЕДКОВ М. Ю. Спасибо.                                                        
                                                                                
Мы не считаем, что сейчас речь должна идти о самостоятельной структуре. В       
настоящее время применением аналогичного действующего закона занимается одно    
из подразделений Минэкономразвития. Мы полагаем, что создавать специальный      
орган, который занимался бы этими расследованиями, нецелесообразно, поскольку   
их не будет очень много. На данной стадии, я думаю, этот вопрос неактуален. В   
перспективе, может быть, через пять или десять лет, вполне возможно, это        
потребуется, но сейчас мы не видим в этом необходимости.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Глазьев Сергей Юрьевич, ваш вопрос.                                             
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. У меня вопрос к представителю Правительства. Сколько защитных     
мер - перечислите, пожалуйста, - было принято за время действия предыдущего     
закона о защите национальных интересов при торговле товарами?                   
                                                                                
МЕДВЕДКОВ М. Ю. Было принято свыше десяти специальных защитных мер. В           
настоящее время завершены расследования и представлены предложения в            
Правительство по одной антидемпинговой мере и одной компенсационной мере.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить по данному законопроекту?                       
                                                                                
Сергей Юрьевич Глазьев, пожалуйста.                                             
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Уважаемые коллеги, я хочу представить позицию фракции КПРФ по     
данному вопросу, который является очень важным, безусловно, и для многих        
наших товаропроизводителей судьбоносным.                                        
                                                                                
Я неслучайно задал вопрос Максиму Юрьевичу, сколько защитных мер было принято   
для поддержки интересов наших товаропроизводителей в неравной, скажем так,      
конкурентной борьбе с импортерами. Мер было принято всего лишь десять, а лет    
прошло, если мне память не изменяет, не менее четырех со времени начала         
действия предыдущего закона. Ясно, что защита наших товаропроизводителей        
ведется крайне слабо, вяло и, по сути, они теряют внутренние рынки при          
попустительстве органов государственной власти, призванных защищать их          
интересы. При этом далеко не всегда потеря внутреннего рынка нашими             
товаропроизводителями связана с их неконкурентоспособностью. Мы хорошо видим,   
что наш потребительский рынок завален товарами фальсифицированными, низкого     
качества, которые дешевые только потому, что они никуда не годятся, а органы,   
которые призваны контролировать качество импортируемых товаров, этого не        
делают, допускают их на наш внутренний рынок. Более того, наше Правительство    
делегировало контроль качества иностранных товаров швейцарской фирме. Недавно   
господин Греф попытался еще раз заключить контракт со швейцарской фирмой,       
которая от имени Российского государства должна была бы контролировать          
качество импортируемых товаров, видимо, для того, чтобы завал импортными        
недоброкачественными товарами нашего рынка продолжался.                         
                                                                                
Против наших товаропроизводителей используется откровенный демпинг с целью их   
вытеснения с внутреннего рынка, используется массированная экспортная           
субсидия со стороны зарубежных стран, которые поддерживают своих                
товаропроизводителей и помогают им захватывать наш рынок, в то время как наше   
Правительство практически от этой работы самоустранилось. В результате нашими   
товаропроизводителями потеряна практически половина внутреннего рынка страны,   
в том числе розничный рынок крупных городов потерян более чем на две трети.     
По ряду позиций, в особенности по товарам с высокой добавленной стоимостью,     
наш товаропроизводитель вообще вытеснен с рынка полностью.                      
                                                                                
К сожалению, наше Правительство не только самоустранилось, по сути, от          
принятия защитных мер (я считаю, что десять мер - это крайне мало, это не       
соответствует той степени угроз, с которыми реально наши товаропроизводители    
сталкиваются на рынке), но и является, наверное, единственным Правительством    
в мире, которое поддерживает не своего товаропроизводителя по многим            
позициям, а иностранного. Хочу напомнить: характерный пример - авиационная      
техника. Вместо того чтобы пойти навстречу предложениям наших предприятий и     
организовать наконец полномасштабный лизинг нашей авиатехники, Правительство    
предоставило иностранным производителям авиатехники льготы для того, чтобы      
они могли ввезти иностранные самолеты по таможенным пошлинам и по налогу на     
добавленную стоимость на сумму уже в 1,5 миллиарда долларов. Если бы эти        
деньги были направлены на субсидирование отечественной авиатехники, я вас       
уверяю, мы бы летали сегодня не на "боингах", и не на аэробусах, а на наших     
новых лайнерах - "Ту-204" и "Ил-96". И таких примеров, к сожалению, много.      
Практически не принимается никаких решений по проблеме компенсации тех          
субсидий, которые иностранные правительства предоставляют своим                 
товаропроизводителям, чтобы они захватывали наш внутренний рынок. Хотя это      
прямая обязанность Правительства, и мы вправе с Правительства спросить за       
это.                                                                            
                                                                                
Вот эта политика отказа от защиты интересов своих товаропроизводителей до       
последнего времени оправдывалась тем, что закон о защите национальных           
интересов при торговле товарами, который мы с вами приняли (Адриан Георгиевич   
Пузановский активно его продвигал в свое время), является законом непрямого     
действия. Конечно, я думаю, ничто не мешало Правительству принять своими        
постановлениями те нормы, которые нужны были бы для того, чтобы наш             
товаропроизводитель эффективно мог себя защищать.                               
                                                                                
До сих пор, точнее, длительное время вообще эти нормы не принимались и          
механизм отсутствовал, хотя действовал закон. Последние год-два ситуация        
немножко изменилась, позиция Правительства стала более активной. Хотя, если     
сравнивать то, что наше Правительство делает для поддержки своих                
товаропроизводителей и что для иностранных, баланс здесь сводится по-прежнему   
с минусом для наших товаропроизводителей.                                       
                                                                                
Хочу вас проинформировать, что 10 апреля российское Правительство в очередной   
раз на своем заседании планирует опять предоставить многомиллиардные льготы     
по ввозу иностранных самолетов. То есть история продолжается.                   
                                                                                
Всё это говорит о том, что проблема, которую мы должны решить этим законом,     
очень актуальна. Она действительно сегодня не закрывается законодательством в   
полной мере, защитные меры в основном оставлены на усмотрение Правительства.    
И нам, конечно, необходимо принять эту новую редакцию, в которой больше         
прямого действия и которая налагает большую ответственность на органы власти    
за защиту интересов отечественных товаропроизводителей и дает нашим             
предприятиям возможность защищать свои интересы на основании закона, а не       
только на основе правительственных инструкций.                                  
                                                                                
Но, учитывая печальный опыт последних десяти лет, когда наше Правительство      
самоустранилось от защиты интересов своих предприятий, своих                    
товаропроизводителей, я бы предложил во втором чтении внести положение (я       
думаю, что мы от фракции представим соответствующую поправку) о создании        
специального органа, то есть не делегировать принятие защитных мер              
Правительству, постоянно находящемуся под давлением министра торговли США,      
который Грефу звонит и требует отменить ограничения по ввозу американской       
курятины негодного качества, то еще какой-нибудь министр зарубежный позвонит,   
и защитные меры отменяются или не принимаются, а создать самостоятельный,       
независимый орган, который имел бы полномочия на основании закона прямого       
действия принимать защитные меры. И тогда мы бы имели реальный инструмент       
защиты интересов отечественных товаропроизводителей, который бы работал на      
наши общенациональные интересы вне зависимости от политической конъюнктуры      
или каких-либо механизмов давления со стороны импортеров. Так что мы будем      
поддерживать этот законопроект и предлагать соответствующие поправки ко         
второму чтению. Спасибо.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. У нас с вами осталось две минуты. С     
заключительным словом выступите, Максим Юрьевич? Нет? Есть желание              
высказаться?                                                                    
                                                                                
МЕДВЕДКОВ М. Ю. Спасибо.                                                        
                                                                                
В том случае, если наше предложение о принятии законопроекта в первом чтении    
будет поддержано, я думаю, мы будем активно работать дальше.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От комитета есть желание высказаться? Нет.       
Александр Алексеевич Котенков? Нет. Коллеги, на голосование ставится проект     
федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и                  
компенсационных мерах при импорте товаров". Кто за то, чтобы принять            
законопроект в первом чтении? Прошу голосовать.                                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.             90,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.              9,1%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.