Заседание № 205

17.01.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 288113-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7045 по 7242 из 8312
Пункт 18. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской      
Федерации" и в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации".       
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края член Совета Федерации      
Виктор Алексеевич Озеров доложит данный законопроект.                           
                                                                                
ОЗЕРОВ В. А. Добрый вечер, уважаемая Любовь Григорьевна, уважаемые коллеги!     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Константиновна всегда была.                               
                                                                                
ОЗЕРОВ В. А. Любовь Константиновна, да.                                         
                                                                                
Я прошу прощения за то, что нарушил немного течение заседания Государственной   
Думы. Просто я уже третий раз прихожу на заседание, мы никак не укладываемся    
в Регламент, и я боялся, что и сегодня мне придётся ждать до 22 часов.          
                                                                                
Я постараюсь быть очень кратким, тем более что заключения правительства и       
профильного комитета отрицательные. Как я вам говорил на прошлой неделе,        
наличие отрицательных заключений не означает, что в действующем законе нет      
противоречий. Наши коллеги, депутаты Законодательной Думы Хабаровского края,    
совместно с советом по местному самоуправлению, который существует при Думе,    
подготовили и внесли на ваше рассмотрение законопроект о внесении изменений и   
дополнений в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в    
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Когда мы принимали 131-й закон, мы говорили о том, что только практика          
является критерием истины. И вот депутаты Законодательной Думы Хабаровского     
края отмечают в своей пояснительной записке, что отсутствие достаточного        
уровня квалифицированных кадров в органах местного самоуправления               
муниципальных поселений не позволяет им с высоким качеством решать задачи       
градостроительства и землеустройства, поэтому они предлагают эти полномочия     
передать муниципальным образованиям - районам. Замечание правительства о том,   
что, мол, если нет, заключайте договора и передавайте... я думаю, это слишком   
длительный процесс.                                                             
                                                                                
Второе предложение, которое они вносят, - привести в соответствие... Так в      
законах "О милиции", "Об образовании" мы с вами говорим о посёлках городского   
типа, а в 131-м законе мы говорим о посёлках, не разделяя их на посёлки         
городского типа и посёлки-поселения.                                            
                                                                                
В-третьих, мы с вами приняли решение о том, чтобы не было порога явки для       
проведения выборов на территории Российской Федерации. Однако мы с вами         
установили порог 50 процентов для проведения собраний или сходов граждан в      
муниципальном образовании. Они предлагают уйти от этого и уменьшить этот        
порог до 25 процентов.                                                          
                                                                                
Заслуживает внимания, думаю, и их предложение о том, что нельзя ограничивать    
финансирование функционирования органов местного самоуправления только          
муниципальными бюджетами, так как многие наши муниципальные образования -       
поселения сегодня не имеют достаточных средств для того, чтобы содержать        
представительные органы и главу муниципального образования.                     
                                                                                
Ряд замечаний профильного комитета и правительства, с моей точки зрения,        
заслуживают внимания, и ко второму чтению законопроект, который предложен       
депутатами Законодательной Думы, действительно должен претерпеть изменения.     
Надо прислушаться к замечаниям профильного комитета.                            
                                                                                
Доклад закончен.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Алексеевич. Присаживайтесь.               
                                                                                
Содоклад от Комитета по вопросам местного самоуправления сделает Александр      
Викторович Сарычев. Пожалуйста.                                                 
                                                                                
САРЫЧЕВ А. В., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Представленный Думой       
Хабаровского края законопроект, то, что вам сейчас было доложено... Я           
постараюсь коротко ответить на поставленные Думой Хабаровского края вопросы.    
                                                                                
Что касается изменения законодательства, касающегося понятия "посёлок           
городского типа", в законодательстве Российской Федерации не предусмотрены      
такое понятие и критерии отнесения посёлка к посёлкам городского типа.          
                                                                                
Нормами законопроекта предлагается исключить из части 1 статьи 14               
федерального закона и статьи 8 Градостроительного кодекса вопросы местного      
значения поселений в области градостроительной деятельности, закрепив эти       
вопросы за муниципальными районами. Комитет считает, что исключение указанных   
полномочий из вопросов местного значения поселений существенно ограничит их     
возможности по принятию и организации выполнения планов и программ              
комплексного социально-экономического развития соответствующих муниципальных    
образований.                                                                    
                                                                                
Что касается правового регулирования порядка организации и осуществления        
территориального общественного самоуправления, комитет считает, что             
дополнение представляется излишним, поскольку основополагающие вопросы в этой   
сфере урегулированы непосредственно в 131-м федеральном законе.                 
                                                                                
Предлагается внести изменения в части вопросов организации и осуществления      
территориального общественного самоуправления: чтобы в принятии решений         
принимало участие не менее 25 процентов жителей соответствующей территории.     
Целесообразно сохранить требования 131-го федерального закона, где              
предусмотрена норма 50 процентов, поскольку жители, граждане данной             
территории, принимая соответствующее решение, самостоятельно и под свою         
ответственность будут осуществлять указанные полномочия, тем самым              
непосредственно участвуя в осуществлении территориального общественного         
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Кроме того, законопроектом предлагается не только на местном уровне, но и на    
уровне представительного органа муниципального образования принимать решения    
по вопросам соответствующих местных налогов, использования разовых платежей     
граждан. Надо отметить, что, в случае если вопросы по указанным платежам        
будут решаться не населением на местном референдуме, а нормативными правовыми   
актами представительных органов муниципального образования, эти платежи в       
соответствии с нормами Налогового кодекса приобретут признаки налога.           
                                                                                
Ну и что касается последнего предложения, в части разграничения имущества, -    
предложения перенести срок до 1 января 2008 года, - всё это уже устарело.       
                                                                                
Комитет предлагает данный законопроект отклонить, и решение правительства       
такое же.                                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович. Пока не уходите.           
                                                                                
Есть ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Есть желающие выступить. Коллеги, я   
просто вам напоминаю, что мы с вами договорились, что на каждый законопроект    
отводится пятнадцать минут. По сколько минут тогда предложим выступающим? По    
три. Успеете? Кузнецов Виктор Егорович.                                         
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. В трёх случаях инициаторов законопроекта можно было бы           
поддержать. Я считаю, что субъект Российской Федерации всё-таки вправе своим    
законом определить порядок организации и осуществления территориального         
общественного самоуправления. И эти законы были, действовали. И к сожалению,    
131-й закон статьёй 27 не перекрывает те положения, которые необходимо          
отрегулировать. Это первое.                                                     
                                                                                
Второй момент, о порядке назначения и проведения собрания граждан. Уже          
существовали, были разработаны и работали законы субъекта. Новый 131-й закон    
ничего существенного не добавил, хотя основные положения там соблюдены. Но      
имейте в виду, что закон субъекта более детально регламентирует проведение и    
организацию вот этих вот собраний.                                              
                                                                                
И третий случай, это в пункте 7 обозначено. Речь идёт о том, что                
финансирование органов местного самоуправления, как того требует закон,         
осуществляется исключительно за счёт бюджета муниципального образования. По     
факту это уже не так, это совершенно очевидно. И здесь тоже можно было бы       
согласиться с хабаровчанами.                                                    
                                                                                
Законопроект многоплановый, но со многими его положениями, к сожалению,         
согласиться невозможно, поэтому, я думаю, такой законопроект поддерживать       
нельзя.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Малышкин Олег Александрович.                              
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Виктор Алексеевич, вот вы говорите, что 131-й закон приняли.     
Вы же принимали его, 131-й закон, вы же там, в Совете Федерации, принимали      
его, утверждали, а теперь приходите сюда и начинаете говорить, что там что-то   
несовершенно. Вот запомните, все запомните, что муниципальные образования -     
это и сельское поселение, и городское поселение, и городской округ, и           
районные образования. Вот это всё муниципальные образования, и подчинённость    
одного из них другому недопустима по Конституции. Уж захотели они там чего-то   
строить, пусть они у себя строят, дайте им на это все полномочия, дайте им      
деньги, дайте им это имущество, потому что мы ещё какой-то один переходный      
период выдумаем... как вы говорите, понаизбирали там, в сельских поселениях,    
в городских поселениях, непонятно кого, и вот они сейчас говорят, что не        
могут справиться со своими полномочиями. Зачем тогда избирались? Чтобы ещё      
какой-то переходный период сделать?                                             
                                                                                
Поэтому, если мы как можно быстрее не дадим собственные полномочия этим         
муниципальным образованиям, так сказать, мы никогда не вступим в сферу          
местного самоуправления. Мы не будем понимать этой сферы, не будем понимать,    
что там творится. Запомните, что местное самоуправление... Ведь для чего        
сделали реформу местного самоуправления? Чтобы доступность и прозрачность       
были там, где всё это происходит, то есть на местах, там, где малое             
количество людей. Вот правильно Владимир Вольфович говорил, что мы избираем,    
вот только давайте там избирать, в сельском поселении, в городском поселении,   
в городском округе, где людей знают, которых избирают. А уже на уровне района   
мы не знаем, кого избираем, ведь там практически около пятидесяти тысяч         
людей, избирателей. Кого там мы избираем и какие полномочия кому даём?          
                                                                                
Возникает вопрос: где легче утащить деньги? Вот там, в районном образовании,    
потому что куда-то там они распределят эти деньги. А когда они                  
целенаправленно, минуя бюджет района, будут приходить в поселение, будет        
прозрачность. И не надо сейчас шуметь, говорить: вот у нас денег нет. Да        
поделите районный бюджет на поселения, вот вам и средства! Полномочия тоже им   
отдайте, отдайте им имущество, пусть они работают. И нельзя никогда говорить,   
что вот они ещё не готовы. Раз избрался, значит, неси ответственность.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства?        
Требуется ли заключительное слово? Коллеги, кто за то, чтобы принять данный     
законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием.                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 56 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за               30 чел.6,7%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     30 чел.                                          
Не голосовало                 420 чел.93,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.