Заседание № 130
О проекте федерального закона № 287773-5 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (об отсрочке вступления в силу положения о полной переработке барды в производстве этилового спирта).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Докладывает член Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Указанным проектом федерального закона предлагается перенести на два месяца - с 1 января 2010 года на 1 марта 2010 года - вступление в силу Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в части требования при производстве этилового спирта, технология производства которого предусматривает получение барды, её переработки или утилизации на очистных сооружениях. Напомню, что данное требование было установлено ещё 21 июля 2005 года в целях пресечения случаев умышленного сброса в окружающую среду барды, получаемой при производстве этилового спирта, и, как следствие, загрязнения окружающей среды. В текущем году мной и в целом комитетом проведён полный мониторинг ситуации, связанной с готовностью производителей этилового спирта к исполнению вышеуказанного федерального закона. Данный мониторинг выявил нехватку времени на завершение оснащения всем необходимым оборудованием. Поэтому во избежание возникновения с 1 января следующего года серьёзных перебоев в работе предприятий спиртовой отрасли комитет считает возможным поддержать перенос на два месяца срока вступления в силу вышеуказанного требования федерального закона. При этом необходимо также отметить, это очень важно, что указанные два месяца позволят правительству наконец-то нормативно утвердить критерии оценки технологии полной переработки барды и её утилизации, а также утвердить критерии оснащения предприятий всем необходимым оборудованием. Учитывая ограниченный срок для решения проблемы, комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении и в целом. Все необходимые для этого материалы имеются. Правовое управление Аппарата Государственной Думы по законопроекту замечаний не имеет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть замечания? Есть вопрос у Останиной Нины Александровны, ещё есть вопрос у Медведева. Два вопроса. А, ещё... Три вопроса - Останина, Гостев, Медведев. Пожалуйста, Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Виктор Фридрихович, ну, честно говоря, сочувствия к предприятиям, которые будут испытывать перебои в работе или лишатся лицензии, если не будет принят этот закон, как-то не испытываю, потому что, судя по количеству алкоголя, приходящегося на душу населения, - 18 литров - недостатка в их количестве, наверное, нет. Хотя даже специалисты затрудняются назвать, сколько в России сейчас предприятий, которые производят этиловый спирт. Могли бы вы внести ясность в эту ситуацию? ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Конечно. Лицензированных предприятий - сто пятьдесят семь, реально работает из них половина. Я вам больше скажу: после введения данного закона от этой половины останется процентов сорок, потому что оборудование достаточно дорогостоящее. Если говорить об отечественном оборудовании, его минимальная стоимость - 2 миллиона долларов, поэтому очень много предприятий просто не в состоянии будут это сделать, и вопрос об алкоголизации в данном случае отпадает. Это первое. Что касается всего остального. Здесь вопрос ведь не стоит о том, чтобы производить больше. Мы хотим, чтобы предприятия, которые уже начали комплектацию этого оборудования, что-то сделали, успели. Если год назад количество таких предприятий было 20 процентов из числа нормальных предприятий, - спирт в любом случае нужен, без него никуда не денемся, - то теперь оснащённость составляет порядка 80 процентов. То есть им надо доукомплектоваться. Мы не говорим о том, что мы хотим переизбытка спирта, мы говорим о том, что нормальным предприятиям, которые будут работать, - а спирт, он в любом случае нужен, как я сказал, - нужно на это два месяца. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Гостев. ГОСТЕВ Р. Г. Конечно, спирт нужен, кто тут спорит, спаивать страну надо и дальше. Но я о другом. График работы спиртовых заводов какой? Как мне представляется, весной начинается профилактика и в течение двух-трёх месяцев профилактические работы ведутся на спиртзаводах. Уточните, может быть, я ошибаюсь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Там о другом речь, Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г. Нет, я знаю, о чём речь идёт, я о другом. Может быть, дотянуть до графика их постановки на профилактику? ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. На самом деле тут самое главное, о чём я говорил, это даже не то, что предприятия должны доукомплектоваться, а то, что сейчас критерии переработки барды до сих пор правительством не утверждены. То есть предприятие может сейчас выпустить барду - придёт орган (в данном случае Росалкогольрегулирование), который отвечает за лицензирование, и скажет: "А что вы выпустили? Что у вас является конечным продуктом?", потому что критерии до сих пор правительством не утверждены. Они будут утверждены в течение ближайших двух месяцев. Если уж они не будут утверждены, тогда можно говорить о каком-то переносе. А что касается оснащения, они практически уже все оснащены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Медведев Юрий Германович. МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Виктор Фридрихович, наверное, вы правильно говорите о том, что, для того чтобы создать новую технологию по переработке барды, требовались деньги, ресурсы, время и так дальше. А какие деньги требовались правительству, для того чтобы определить критерии? Чего там не хватало - каких-то усилий не хватало, или толчка не хватало, или законы они плохо читают? Что им мешало вовремя принять соответствующие документы нормативные? ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. На самом деле по поручению правительства критериями переработки барды занималось Министерство сельского хозяйства, более двух лет эти критерии утверждались, потом они отбрасывались. Сейчас появился уполномоченный орган - Росалкогольрегулирование, вы знаете, что он появился недавно, четыре с половиной месяца назад. С учётом того, что сейчас ими готовится большой законопроект, где будет изменён порядок лицензирования, в том числе в спиртовой отрасли, они внесли свои замечания, которые сейчас направлены в правительство, и в ближайшие два месяца всё будет решено. То есть мы сейчас ведём отсчёт уже от начала работы этой организации и надеемся, что это уже будет так называемый последний отсчёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы все, спасибо. Коллеги, настаивает кто-то на обсуждении? Ну, там всё очевидно совершенно... А, Стародубцев настаивает. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я, естественно, дам выступить, как же я могу не дать? Подводим черту: одно выступление. Пожалуйста. СТАРОДУБЦЕВ В. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, обстановка не столь благостная, как только что нам доложили, потому что с тотальным уничтожением поголовья скота все отходы спиртового производства, то бишь барда, выбрасываются в реки, убивая всё живое, или выливаются на поля. Сегодня мы наносим тяжёлый удар по экологии, это первое. И мы несём огромные потери, потому что стоимость сухой барды превышает стоимость зерна, таким образом мы теряем огромное количество ценного продукта. Мы категорически будем голосовать против такого подхода и будем настаивать на государственной монополии. Мы потравили миллионы людей. Наверное, докладчику известно, что сегодня литр спирта на чёрном рынке стоит всего 80 рублей. Если мы переведём его в нормальные, стандартные бутылки водки, это пять бутылок. Разделим 80 на 5 - пол-литра водки будет стоить всего 16 рублей. Пожалейте людей, пожалейте, как говорят, здравый смысл, ибо проблема, которая стояла перед спиртовой промышленностью, она уже с бородой, ей уже двадцать лет - и до сих пор из-за чистогана, из-за прибыли спиртовые предприятия не желают переходить на современные технологии, на сушку барды и на решение всех проблем на современном уровне. Я обращаюсь ко всем коллегам: категорически надо голосовать против такой постановки вопроса и обязать спиртовую промышленность - они деньги имеют, всё имеют, - чтобы в ближайшее время все заводы были переведены на новый, экологический метод производства и переработки барды. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента не настаивает? Нет. Представитель правительства также не настаивает на участии в дискуссии. Ставится на голосование проект федерального закона из пункта 20 в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 10 мин. 58 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9% Проголосовало против 58 чел.12,9% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято По предложению комитета ставлю на голосование принятие данного федерального закона в целом. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 11 мин. 30 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7% Результат: принято Закон принят в целом.