Заседание № 141
20.01.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 287485-3 "О внесении дополнения и изменений в Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" (о сокращении срока альтернативной гражданской службы и направлении на эту службу в заявительном порядке; внесен депутатом Государственной Думы третьего созыва В. Н. Лысенко).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1601 по 1951 из 4605
Переходим к законопроектам, которые мы рассматриваем в первом чтении. Пункт 6 повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". Доклад председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Владимировича Крашенинникова. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Если вы обратили внимание, то в повестке дня сначала было одиннадцать законопроектов, посвященных альтернативной гражданской службе, а сейчас осталось десять, потому что коллега Безбородов один законопроект снял. Поскольку по первым трем законопроектам - под номерами 6, 7 и 8 повестки дня - нет содокладчиков и нет других докладчиков, кроме вашего покорного слуги, я могу доложить по всем трем сразу. А потом по другим законопроектам докладчики будут выступать. Если нет возражений... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я думаю, не будет возражений, это правильное предложение, да? Соглашаемся. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо, уважаемые коллеги. Дело в том, что Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" мы с вами, те, кто работал в прошлой Думе, приняли в 2002 году. Уже наработана достаточная практика его применения, и периодически поступают поправки к данному закону. Сегодня мы вынесли десять законопроектов на рассмотрение, понимая, что есть еще законопроекты, по которым ведутся дискуссии, и в частности один законопроект в настоящее время согласовывается с Администрацией Президента и Правительством Российской Федерации. Следует иметь в виду, что в этом законопроекте предлагается устранить экстерриториальный принцип и разрешить альтернативную гражданскую службу для муниципальных нужд. В законопроектах, которые представлены сегодня, учитывается данный момент, но в принципе по самым разным причинам вот эти первые три законопроекта мы предлагаем отклонить. В первом законопроекте, который внесен группой депутатов прошлого созыва, как раз предлагается прежде всего изменить процедуру, связанную с прохождением альтернативной службы, и в том числе установить возможность проходить ее в муниципальных органах. Вместе с тем в этом законопроекте содержится такое неприемлемое условие: если гражданин направляется на прохождение альтернативной гражданской службы в качестве гражданского персонала в Вооруженные Силы, то должно быть его согласие. При этом надо понимать, что в Конституции Российской Федерации и в концепции закона "Об альтернативной гражданской службе" говорится о том, что должна быть выражена воля гражданина на прохождение альтернативной службы, но там не говорится о том, что должно быть согласие гражданина на прохождение службы в том или ином месте. Поэтому в данном случае, конечно же, комитет высказался против. Получение такого согласия, как мы полагаем, влечет за собой неравенство: с одной стороны, у лиц, которые состоят на военной службе, никто согласия не спрашивает, где им служить, а с другой стороны, и у других альтернативщиков тоже права выбора нет. Поэтому мы полагаем, что данный законопроект - пункт 6 повестки дня, он называется "О внесении изменений и дополнения в статью 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" - надо отклонить. Что касается законопроекта, обозначенного в пункте 7 повестки дня, то он затрагивает вопросы, связанные опять-таки с принципом экстерриториального прохождения альтернативной службы, а также вопрос о сроках изменения экстерриториального принципа. Вы знаете, вообще, достаточно много идет дискуссий по поводу сроков прохождения альтернативной гражданской службы, но мы знаем о заявлении нашего президента и слышали, что говорил министр обороны: о том, что в скором времени предполагается сократить срок военной службы. А в концепции закона "Об альтернативной гражданской службе" срок альтернативной службы увязан со сроком прохождения военной службы. Если вы помните, там стоит коэффициент по общему правилу 1,75. Соответственно, при изменении срока военной службы автоматически нужно будет изменять и срок альтернативной гражданской службы. Пока такого законопроекта нет. Мы его ждем, и, конечно, это всё будет сделано уже в совокупности, когда поступит пакет законопроектов по изменению сроков военной службы, который мы ожидаем. В данной редакции мы предлагаем не поддерживать законопроект, обозначенный в пункте 7, который называется "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе". Практически такое же название у законопроекта, обозначенного в пункте 8, уважаемые коллеги. Здесь также предлагается внести целый ряд поправок. В частности, депутат Государственной Думы третьего созыва Лысенко предлагал заявительный порядок реализации гражданином своего права на замену военной службы по призыву на альтернативную. Вы знаете, что сейчас в законе в соответствии с Конституцией говорится о том, что альтернативную службу может проходить гражданин, который по своим убеждениям не может носить оружие, но в законе устанавливается процедура, в соответствии с которой нужно, чтобы призывная комиссия в этом убедилась. И здесь как раз предлагается концепцию изменить, а также рассматривается вопрос, аналогичный предыдущему, о том, что нужно изменить срок прохождения альтернативной службы, об этом я уже сказал. И мы полагаем, что этот законопроект, обозначенный в пункте 8, также нужно отклонить. Вот доклад по трем законопроектам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Уважаемые коллеги, мы договорились рассматривать все три законопроекта вместе. Есть ли вопросы у депутатов? Есть. Пожалуйста, депутат Рыжков. РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо, Олег Викторович. У меня вопрос к Павлу Владимировичу. Павел Владимирович, уважаемый, все-таки не до конца понятна позиция комитета и лично ваша позиция. Я внимательно изучал вопрос, и есть целый ряд проблем у альтернативной службы, из-за чего она и не получает распространения в нашей стране. Речь ведь идет лишь о нескольких сотнях людей, которые проходят альтернативную службу. Во-первых, там, где они работают, очень низкая заработная плата, что снижает привлекательность альтернативной гражданской службы. Во-вторых, срок службы очень длинный, что тоже отпугивает людей. В третьих, действительно часто посылают очень далеко от родного региона, что тоже снижает привлекательность. Вот вы, так сказать, обосновали свои возражения и против того, и против того, и против того. Ну а решать-то проблемы мы собираемся или нет? Что предлагает комитет, чтобы решить проблему заработной платы, чтобы решить проблему срока службы и чтобы решить проблему направления в отдаленные места? Что конкретно и когда мы будем решать в положительном плане? Дайте пояснение, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Я так понимаю, что это вопросы по всему пакету, а не только по трем законопроектам. Согласен с вами, что эти проблемы существуют. Не думаю, что комитет может решить проблему с заработной платой здесь. Как вы помните, в статье 6 данного закона говорится о том, что заключается трудовой договор, и соответственно этому договору будут определяться заработная плата и какие-то... Мы этот вопрос решить не можем. Что касается срока службы, то все-таки надеемся, что в ближайшее время в связи с заявлениями президента и министра обороны поступят законопроекты по поводу изменения срока военной службы, соответственно эта кратность будет применена к тому сроку, о котором говорили, насколько я помню, срок был год. Представитель правительства здесь, наверное, может меня поправить или же подтвердит, что говорилось о годе, да? Предполагается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, такие предложения высказывались Министерством обороны. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, такие предложения высказывались. Мы ждем соответствующих законопроектов, а в связи с этим будет изменяться и срок прохождения альтернативной гражданской службы. Что касается экстерриториального принципа прохождения альтернативной службы, то комитет действительно этот вопрос неоднократно рассматривал. Мы полагаем, что существование экстерриториального принципа крайне пагубно сказывается на общей ситуации. Если некоторым представителям правительства ближе к сердцу бюджет, то и на бюджете это тоже сказывается отрицательно. Также мы полагаем, что это негативно влияет на криминогенную обстановку, потому что граждане выезжают за пределы субъекта Федерации, их надо как-то там обустраивать, ими занимаются не только службы занятости, но и "службы занятости" в кавычках, которые существуют, к сожалению, в виде криминальных структур. Этот вопрос мы рассмотрели и поддержали его решение в том виде, как это представлено в законопроекте, который комитетом поддержан и по которому идет согласование и с Правительством Российской Федерации в первую очередь, и с администрацией президента. Вот тот законопроект, еще раз хочу сказать, по которому комитет уже высказался, я надеюсь, в ближайшее время мы внесем. Собственно говоря, мы и предполагали весь пакет внести, но по нему пока окончательно не определились, а вносить, заранее зная, что мы его отклоним, как-то вот комитет не хотел. Поэтому сейчас идет согласование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Сапожников, пожалуйста. САПОЖНИКОВ Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Павел Владимирович, я по пункту 8 повестки дня. Безусловно, срок прохождения альтернативной службы должен быть длиннее, чем срок военной службы, это другие условия, так сказать. Но меня еще с момента принятия этого закона волнует вопрос. Вот вы говорите: коэффициент 1,75. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) САПОЖНИКОВ Н. И. Ну, закон говорит. Почему не два, почему не 1,5, не 1,7? Вот 1,75 - кто-то так соотнес. Это что, так сказать, по количеству энергии, отданной нашему государству? Или как этот коэффициент появился? Спасибо. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Это я сказал об общем правиле - коэффициент 1,75, конечно же, статья 5 регулирует этот вопрос, и регулирует по-разному. Этот коэффициент другой применительно к гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, если они получили высшее образование в аккредитованных высших учебных заведениях, он меняется, если гражданин проходит альтернативную службу при воинских частях. Конечно, все эти моменты урегулированы, но базовый коэффициент установлен 1,75. При разработке закона учитывался в том числе международный опыт. Конечно, можно говорить о том, что срок достаточно большой, но еще раз повторю: если будет изменен общий срок военной службы, то, конечно, и этот срок по общему правилу не будет таким зловещим, как сорок два месяца, допустим. Поэтому по мере прохождения военной реформы, я думаю и уверен, этот срок будет меняться. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросов больше нет к докладчику, но есть желающие выступить, я так понимаю. Депутату Ближиной включите микрофон для выступления. Павел Владимирович, вы присаживайтесь. БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР. Уважаемые Олег Викторович, коллеги! Ни для кого не секрет, что современная боевая подготовка в армии любой страны требует от молодых людей большого, порой предельного напряжения всех сил - физических, интеллектуальных, моральных. Такая подготовка требует массы времени. Я считаю, тем ребятам, которые идут в армию и готовятся защищать свое Отечество с оружием в руках, мы должны дать такого времени как можно больше. И это тем более необходимо, что начальная военная подготовка в школе теперь отсутствует, а большинство институтов лишились военных кафедр. Так почему бы юношам, проходящим альтернативную службу, не помочь своим сверстникам сэкономить время? Ведь и у тех, и у других долг - защита Отечества - одинаков. Пусть альтернативники выполняют свою работу по жизнеобеспечению в частях, куда их направят. Им не надо будет принимать присягу, им не придется мерзнуть на учениях, в боевых машинах, делать марш-броски, печатать строевой шаг на плацу и не надо будет стоять с оружием часовыми на посту. Так пусть они поработают для военнослужащих в столовых, в пекарнях, в котельных, прачечных, медсанчастях, в подсобных хозяйствах, чистят снег, метут плац, моют машины. Такую альтернативную службу смогут нести и юноши с ослабленным здоровьем, и те, кому их убеждения не позволяют брать в руки оружие. Я полагаю, недопустимо в наше время, да еще в нынешней демографической ситуации, позволять юношам самим выбирать место альтернативной службы. В идеале, я думаю, в каждой части должно быть свое подразделение альтернативное, то есть буквально другой службы. Разумеется, эти ребята смогут чувствовать себя свободней, так как в совокупности особых обязанностей у них не будет. И совсем было бы хорошо, как мне кажется, вменить в обязанность командирам регулярно напоминать всему личному составу подразделения о важности и значимости альтернативной службы в Вооруженных Силах России. Если мы пойдем по этому пути, о котором я говорю, то ни Трудовым кодексом Российской Федерации, ни тем более актами органов местного самоуправления регулировать отношения, предусмотренные законом "Об альтернативной гражданской службе" не придется. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Рыжков, пожалуйста. РЫЖКОВ В. А. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Уважаемые коллеги, к сожалению, меня не удовлетворили разъяснения Павла Владимировича Крашенинникова, потому что, с одной стороны, председатель комитета признает, что проблемы есть с альтернативной службой: проблемы есть и с заработной платой тех, кто проходит эту службу, проблемы есть и со сроком прохождения, проблемы есть и с экстерриториальностью, когда ребят отправляют в отдаленные регионы без всяких средств на обустройство, без средств к существованию, без нормального правового статуса и так далее. То есть все признают проблемы, но решать мы их почему-то не хотим. А в то же время альтернативная гражданская служба, которая прямо предусмотрена Конституцией, фактически превращается в нашей стране в профанацию, потому что на сегодняшний день речь идет всего лишь о нескольких сотнях молодых людей на огромную страну. Несколько сотен человек проходят альтернативную службу, и проходят ее в совершенно неудовлетворительных условиях. Поэтому мне кажется, что сегодня комитет предлагает неправильное решение: отклонить все законы и ждать, когда комитет согласует с администрацией нормальный вариант. Мы знаем, что эти согласования длятся годами. Я просто не хочу занимать время и приводить десятки примеров, когда назревшие вопросы не решаются, приведу только один пример. В послании в прошлом году президент потребовал немедленно принять закон о прозрачности власти - законопроект уже год лежит в профильном комитете и даже не вынесен на первое чтение в Государственной Думе. Такое же, извините за выражение, "динамо" будет и здесь, по законопроекту об альтернативной гражданской службе. Поэтому я бы все-таки просил, Павел Владимирович: давайте мы из того десятка законопроектов, которые сегодня есть, выберем один, наиболее приближенный к параметрам, соответствующим нашему пониманию, примем его в первом чтении, и потом спокойно с правительством, с Министерством обороны, с администрацией президента можно будет его доработать с помощью поправок и так далее. Но просто отклонять всё, что сегодня есть... Какой сигнал мы дадим обществу тем самым? Тем самым мы дадим обществу очень четкий сигнал - что мы не хотим решать эти проблемы, что мы продолжаем рассматривать альтернативную гражданскую службу как профанацию, как имитацию. Это не соответствует Конституции, это не соответствует нашим представлениям. Поэтому или номер 8, или номер 10, или еще какой-либо из этих законопроектов надо принимать в первом чтении и потом вместе с исполнительной властью дорабатывать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Есть ли необходимость выступить у представителя президента? У представителя правительства? Павел Владимирович, есть необходимость сказать заключительное слово? Тоже нет. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование в последовательности, как у нас в повестке дня, следующие законопроекты. Пункт 6, "О внесении изменений и дополнения в статью 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". Комитет предлагает законопроект отклонить. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 20 сек.) Проголосовало за 36 чел.8,0% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 39 чел. Не голосовало 411 чел.91,3% Результат: не принято Отклоняется законопроект. Пункт 7, "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе". Комитет предлагает законопроект отклонить. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 58 сек.) Проголосовало за 9 чел.2,0% Проголосовало против 11 чел.2,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 20 чел. Не голосовало 430 чел.95,6% Результат: не принято Отклоняется законопроект. Пункт 8, "О внесении дополнения и изменений в Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе". Комитетом также предлагается к отклонению. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 38 сек.) Проголосовало за 7 чел.1,6% Проголосовало против 10 чел.2,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 17 чел. Не голосовало 433 чел.96,2% Результат: не принято Отклоняется законопроект.