Заседание № 34
24.03.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 28735-7 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3180 по 3633 из 6635
Теперь рассмотрим вопросы 12 и 13 - с одним докладом. 12-й вопрос, проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок", и 13-й, проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра транспорта Сергея Алексеевича Аристова. Пожалуйста. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! В современной гражданской коммерческой авиации при осуществлении международных авиаперевозок применяются два правовых режима, которые регулируют отношения между перевозчиком и пользователем услуг, то есть пассажиром или грузоотправителем. В основе первого режима лежит система актов, основанных на положении Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, которая была принята 12 октября 1929 года в Варшаве и получила наименование Варшавской конвенции по месту подписания этого документа. Советский Союз ратифицировал эту конвенцию ещё в 1934 году, на заре развития нашей гражданской авиации, Российская Федерация, как правопреемник СССР, является участником Варшавской конвенции, и эта система действует у нас по настоящее время. Второй режим определён Конвенцией для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года. Получила она название Монреальской, также по месту подписания - в Монреале. По сути, Монреальская конвенция представляет собой пересмотренный вариант документов конвенции Варшавской, учитывающий все изменения, связанные с развитием технического прогресса и правоотношений в сфере гражданской авиации, и сформулированный в одном международном договоре. Монреальская конвенция устанавливает обновлённый порядок регулирования ответственности авиакомпаний, то есть перевозчиков, перед пассажирами и грузоотправителями на международных рейсах, обеспечивает равноправную, справедливую, удобную систему, которая предусматривает полную компенсацию возмещения ущерба пассажирам и грузоотправителям. В первую очередь это увеличение максимального размера ответственности перевозчика перед пассажиром и компенсационных выплат: компенсация за утрату багажа возрастает в 2,5 раза, ручной клади - в 8 раз, компенсация ущерба при гибели пассажира или получении травм в результате инцидента или авиакатастрофы - более чем в 4 раза, соответственно, сократятся судебные издержки для пассажиров по искам. Также есть ряд других новелл по искам, в частности пассажир независимо от местонахождения авиакомпании может подать иск по месту своего проживания. Ряд положений этой конвенции предоставляет возможности и для развития авиационного бизнеса. В сфере международных воздушных перевозок предусматривается внедрение электронного таможенного оформления и электронного документооборота, в том числе это касается средств записи, хранения и обработки первичных материалов. Для примера, по оценке Международной ассоциации воздушного транспорта, благодаря применению электронного документооборота суммарная экономия в мировой отрасли грузовых перевозок составляет до 5 миллиардов долларов США ежегодно. Вопрос о необходимости присоединения Российской Федерации к конвенции достаточно долго обсуждался в авиационном сообществе, подробно рассматривались возможные риски как для перевозчиков, так и для государства в целом, в случае если там участвует государственный капитал, и вывод в конечном итоге был однозначный: надо присоединяться, так как это будет способствовать повышению конкурентоспособности наших российских авиакомпаний. Необходимость ратификации также отмечена в Основах государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, кроме того, предлагаемый законопроект подготовлен в соответствии с Основными мерами правового регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы". Принятие федерального закона о присоединении Российской Федерации к Монреальской конвенции позволит внедрить установленный конвенцией правовой режим международных воздушных перевозок в национальное законодательство, обеспечить конкурентные условия для российских авиаперевозчиков на мировом авиационном рынке. Хочу ещё раз повторить: авиационное транспортное сообщество полностью поддерживает проект федерального закона на нынешней стадии. Хотел бы обратить внимание, уважаемые депутаты, и на то, что вхождение в Монреальскую конвенцию не предусматривает автоматического выхода России из конвенции Варшавской. Ряд стран продолжает работать по правилам Варшавской конвенции, и с теми странами у нас будут следующие отношения: мы будем платить по Монреальской, а те страны - по Варшавской. Так, в сфере действия Варшавской конвенции пока находится Республика Беларусь. Наше присоединение к Монреальской конвенции сопровождается оговорками: Российская Федерация оставляет за собой право не применять положения конвенции в отношении международных воздушных перевозок, выполняемых Российской Федерацией в некоммерческих целях в связи с осуществлением ею функций и обязанностей в качестве суверенного государства, и в отношении перевозок лиц, груза и багажа, осуществляемых для военных властей, на воздушных судах, зарегистрированных в Российской Федерации или арендованных ею, которые полностью зарезервированы этими властями или от их имени. Смысл оговорок понятен, они предусмотрены в статье 57 конвенции, подпункты "a" и "b". Хочу сказать, что абсолютное большинство стран, которые присоединились к конвенции, а их сто двадцать четыре на сегодняшний день, точно так же воспользовались подобного рода оговорками. Конвенция подлежит ратификации путём принятия федерального закона в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 и подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 101-ФЗ "О международных договорах...", поскольку содержит нормы, отличающиеся от национального законодательства, да и в самом тексте конвенции содержится требование о ратификации государством. В рамках реализации конвенции разработан законопроект "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации...". Цель его - имплементировать нормы конвенции в наш Воздушный кодекс, фактически это пакет изменений. Предлагается внести изменения в статьи 105, 117, 127 и 128 Воздушного кодекса, предусматривающие оформление электронного перевозочного документа (я упомянул о том, что конвенция предполагает возможность перевозки грузов по электронному документу, данная новелла соответствует Монреальской конвенции); изменение периода, в течение которого перевозчик несёт ответственность за вред, причинённый в случае смерти или телесного повреждения пассажира или в случае повреждения или утраты багажа (а он увеличен по Монреальской конвенции, и мы эту норму вносим в Воздушный кодекс); приведение в соответствие с Монреальской конвенцией сроков предъявления претензии перевозчику при международных воздушных перевозках. Изменения полностью соответствуют требованиям, заложенным в конвенции. Я просил бы поддержать оба законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Содоклад по 12-му вопросу Светланы Сергеевны Журовой. Пожалуйста. ЖУРОВА С. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам рассмотрел представленный докладчиком проект федерального закона, внесённый в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 16 ноября 2016 года. Цели и задачи конвенции отражены в преамбуле, где указывается на необходимость модернизации и консолидации документов Варшавской конвенции. Кроме того, ставится задача гармонизации и кодификации правил, регулирующих международные воздушные перевозки. Монреальская конвенция изложена в семи главах, которые содержат в общей сложности пятьдесят семь статей. В целом модернизация касается условий осуществления авиаперевозок и повышения ответственности перевозчика. Конвенция подробно регулирует условия перевозки пассажиров, багажа и груза, а также определяет единые правовые нормы, регулирующие документационное обеспечение перевозки и обязанности сторон. Новый режим ответственности перевозчика значительно повышает степень защиты пассажиров и улучшает условия предоставления им финансовой компенсации в связи с авиационными происшествиями. Также согласно конвенции потерпевшим гражданам предоставляется более широкий доступ к правосудию: иск об ответственности может быть подан в один из судов на территории государства - участника конвенции, в котором пассажир на момент происшествия имеет основное и постоянное место жительства. При ратификации Российская Федерация использует своё право делать оговорки относительно неприменения некоторых положений конвенции, о чём подробно доложил докладчик. Принятие этого международного нормативного правового акта является шагом вперёд в деле гармонизации правовой системы, регулирующей международные воздушные перевозки, а следовательно, упорядочения международного частного воздушного права, придания ему большей стройности и логичности. Комитет по международным делам считает, что конвенция в полной мере отвечает интересам Российской Федерации и будет способствовать развитию системы авиационной безопасности, повышению безопасности полётов и уровня защищённости прав и интересов пассажиров. Имеются положительные заключения на законопроект Комитета по транспорту и строительству и Правового управления Аппарата Государственной Думы. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По 13-му вопросу содоклад Евгения Сергеевича Москвичёва. Пожалуйста. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Основные причины, побудившие Правительство Российской Федерации разработать и внести данный законопроект, а также суть предлагаемых изменений были подробно изложены Сергеем Алексеевичем, заместителем министра транспорта. Хочу только сказать, что внедрение совершенно нового электронного товарооборота, электронных товарно-транспортных накладных, электронных билетов, перевозочных документов на перевозку багажа и всё остальное позволят пассажиру видеть, в каком месте его груз. Порой, мы знаем, багаж теряется, и дальше начинается разбирательство, на этот случай в конвенции предусмотрены и сроки, и штрафы. Считаю, что данный законопроект поможет устранить все недостатки, связанные с оказанием услуг в области гражданской авиации. Комитет рекомендует законопроект к принятию в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Алексеевич, известны случаи, когда по вине авиакомпании теряется багаж пассажиров, и пассажиры вынуждены его искать самостоятельно, терпеть определённые тяготы и лишения. За границей, если багаж утерян, немедленно выплачивается определённая сумма, чтобы человек мог существовать, авиакомпания доставляет найденный багаж либо на дом, либо в отель. У нас же всё по-другому, ещё могут и нахамить вслед. Вопросы: какой порядок действует сейчас в случае утери багажа, на что может претендовать пассажир, чей багаж утерян, и что изменится после присоединения России к данной конвенции? АРИСТОВ С. А. Ярослав Евгеньевич, по поводу того, что могут нахамить, - какую бы конвенцию мы ни приняли, здесь всё зависит от конкретного человека. Как сейчас? Сейчас Федеральными авиационными правилами установлена ответственность перевозчика перед пассажиром за несвоевременную доставку багажа или за его утрату. В Монреальской конвенции прописаны более жёсткие сроки, нормы и требования - я уже сказал, что более чем в восемь раз повышается ответственность перевозчика в данном случае. Процедура очень простая - вы её назвали - как за рубежом: за рубежом работают по Монреальской конвенции, у нас будет так же. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Алексеевич, вы знаете о трагедии, происшедшей в Ростове с нашими пассажирами, которые летели рейсом компании "FlyDubai". Монреальская конвенция, которую мы сейчас будем подписывать, действительно более жёсткие требования к перевозчикам предъявляет. Могут ли родственники погибших после ратификации этой конвенции с учётом её требований подать иски в адрес данной авиакомпании? АРИСТОВ С. А. Виктор Петрович, очень хороший вопрос. Что касается конкретно ростовской трагедии, вы правильно сказали, что это был рейс дубайской компании, а Дубай в составе ОАЭ к конвенции присоединился уже довольно давно. Ответственность наступает не по месту катастрофы, а по принадлежности перевозчика, так что в случае ростовских событий можно и нужно предъявлять иски сразу именно в рамках Монреальской конвенции, это не касается нашего присоединения к ней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Алексеевич, как известно, Россия сравнительно недавно приняла поправки в Воздушный кодекс в интересах людей с инвалидностью, и действительно ситуация заметно улучшается. Мы в этом смысле поддерживаем работу Минтранса. Мой вопрос: скажите, пожалуйста, переход от Варшавской конвенции к Монреальской может прямо или косвенно сказаться на правах пассажиров с инвалидностью? АРИСТОВ С. А. Никоим образом не ухудшает соблюдение прав инвалидов ни одна из конвенций, и Монреальская в том числе. Однако у нас всё-таки требования, касающиеся перемещения маломобильных граждан, определены присоединением Российской Федерации к международной Конвенции о правах инвалидов - если мне не изменяет память, больше двух лет назад мы к ней присоединились. И Воздушным кодексом, Федеральными авиационными правилами уже определены жёсткие требования и к аэропортам - хотя есть, конечно, случаи нарушений, в том числе, например, чебоксарские события, - и к перевозчикам, и к аэропортовой системе предоставления услуг. Монреальская конвенция положение не ухудшает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сидякин Александр Геннадьевич, пожалуйста. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопросы к Сергею Алексеевичу. Первый вопрос, который возникает в связи с Монреальской конвенцией: почему так поздно присоединяемся? Вот я смотрю, сто три государства-участника, включая такие экзотические, как Барбадос, Бахрейн, Белиз, Ботсвана, Македония. И второй вопрос: ведь на мировом рынке авиаперевозок России особо похвастаться нечем - меньше 2 процентов, вот скажите, если мы сейчас имплементируем эту конвенцию, какие конкурентные преимущества получат наши авиаперевозчики? АРИСТОВ С. А. Первый вопрос - почему присоединяемся сейчас, а не тогда, когда конвенция вступила в силу. Она вступила в силу в ноябре 2003 года. Вы вот сказали, что присоединились сто три страны, - это данные на тот момент, когда законопроект поступил в Государственную Думу, а я уже с трибуны сказал, что сейчас присоединились сто двадцать четыре страны, только за этот период присоединилась двадцать одна страна, поток пошёл системно и быстро. Очень долго присматривались и страны, и авиакомпании, потому что при увеличении ответственности, как я сказал с трибуны, внимательно изучались возможные риски для перевозчиков, национальных перевозчиков и всех остальных. Вот сейчас эта ситуация возникла, настал нужный момент, и мы конвенцию, соответственно, ратифицируем. То есть страны-перевозчики поняли, что конкуренция на рынке позволяет им быть впереди именно в части привлечения пассажира и грузоотправителя, поскольку для пассажира будет лучше та форма защищённости, которая прописывается в Монреальской конвенции. А почему это интересно как нашим авиакомпаниям, так и другим, почему страны сейчас так массово присоединяются? Пассажир, выбирая перевозчика, смотрит - у нас как-то в меньшей степени это принято, а вот в большинстве стран, выбирая перевозчика, смотрят, - насколько будет обеспечена защита в случае каких-то ситуаций, связанных с утратой багажа или с повреждениями, травмами и всем остальным, поэтому выбирают того перевозчика, у которого с этим лучше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Сергей Алексеевич, из вашего доклада и из содокладов мы услышали о всех плюсах перехода на Монреальскую конвенцию, - бесспорно, но я не услышал ни от вас, ни от других докладчиков, как это может повлиять на изменение тарифов. Мы все прекрасно понимаем, что идёт значительное увеличение вот этих выплат - вы сказали, в 2,5 раза, в 4, в 8 раз - в случае, если, не дай бог, что случилось, но мы должны понимать, что авиаперевозчики попытаются включить это в тарифы. На ваш взгляд, повлияет ли это на тарифы, и если повлияет, то как? Это первое. И второе. Хотелось бы понять - насколько я понимаю, достаточно длительное время это обсуждалось в правительстве, - почему так долго обсуждалось и прошло столько времени, чтобы из правительства наконец-то перенесли в Госдуму обсуждение этого вопроса. АРИСТОВ С. А. Андрей Геннадьевич, ответ на второй вопрос автоматически вытекает из первого заданного вами вопроса: а повлияет ли?.. Я пытался сказать, что многие страны были очень осторожны, в том числе наши авиаперевозчики внимательно следили за тем, что происходило у тех, кто первыми приняли эту конвенцию, смотрели, а не повлияет ли это на цены, а не возникнут ли какие-то предбанкротные ситуации в случае форсмажорных обстоятельств. И практика однозначно показала, что тарифы нигде не растут, а дополнительное привлечение в рамках конкуренции пассажиров, которые выбирают лучшую компанию, даёт дополнительный доход. То есть вот почему долго - происходила оценка рисков. Тарифы не повышаются нигде, и если это будет в Российской Федерации, то это уже будет предмет рассмотрения для определённых контролирующих органов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Сергей Алексеевич, задам достаточно простой вопрос и надеюсь получить такой же простой ответ. За последние годы мы явились очевидцами огромного количества крушений наших воздушных судов, и граждане получали некие компенсации, хотя, понятное дело, для погибших это уже никакой роли не сыграет. Какие суммы получили бы наши граждане, если на тот момент мы уже присоединились бы к этой конвенции? АРИСТОВ С. А. Что касается системы расчётов. Меня удивило, что не услышал вопроса, почему появляется некая своеобразная единица - "специальное право заимствования". Она складывается из четырёх валют - доллар, евро, фунт и иена - и ежедневно вывешивается, используется и в международных расчётах, не только в авиации. По состоянию на сегодняшний день, если перевести в рубли это количество единиц, эта компенсация получится в размере примерно 9 миллионов 900 тысяч рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Уважаемый Сергей Алексеевич, в случае ратификации данной конвенции наше участие в этом международном сообществе обезопасит ли наши авиационные компании от попадания в какие-то санкционные списки, как это уже было? Сейчас Российская Федерация становится активным членом международного сообщества, но, несмотря на это, находятся ещё больные головы, которые вносят нас в какие-то санкционные списки, не пускают на какие-то мероприятия, спортивные соревнования. А вот в случае, если мы вступим в эту ассоциацию, интегрируемся, обеспечим ли мы таким образом безопасность наших авиакомпаний, чтобы на них никакие санкции не налагались? Можем ли мы потом рассчитывать на поддержку этой организации? АРИСТОВ С. А. Александр Николаевич, абсолютно защищены страны, которые участвуют в Монреальской конвенции, потому что какие-либо санкционные наложения никак не связаны ни с предыдущей конвенцией, ни с этой. Более того, Международная организация гражданской авиации - один из авторитетнейших органов, она объединяет в своих рядах более ста девяноста стран, авиационных властей и настоятельно рекомендует всем оставшимся странам и авиакомпаниям присоединиться к этой конвенции. Да, мы будем защищены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Алексеевич, конвенция подписана в 1999 году, а ратифицируем мы её только сейчас. За это время случилось очень много катастроф, родственники жертв которых не могут получить адекватные компенсации. В частности, это справедливо и по отношению к родственникам жертв недавней трагедии в Ростове-на-Дону, годовщину которой мы отмечали буквально недавно, связанной с компанией "FlyDubai". Вы сказали, что "FlyDubai" должна выплатить компенсации родственникам жертв в соответствии с Монреальской конвенцией, но она отказывается на основе того, что нами конвенция не была подписана. В связи с этим вопрос: можем ли мы каким-то образом применить положения конвенции, по крайней мере в части размера компенсаций, в отношении родственников жертв катастроф, которые случились до сегодняшнего дня, и каким-то образом помочь им, хотя бы за счёт госбюджета или какими-то другими способами, поскольку это явно несправедливо - то, что они оказались в такой ситуации? АРИСТОВ С. А. Михаил Васильевич, ваш вопрос состоит из трёх частей. По поводу первой и второй: почему долго и что с катастрофой в Ростове-на-Дону. Я уже отвечал, но ещё раз повторю: велась тщательная работа, оценивались все риски. Что касается ростовского события, там перевозчик из страны, которая давно ратифицировала Монреальскую конвенцию, поэтому нет никаких препятствий предъявлению исков для пострадавших в данной катастрофе, в случае если вдруг авиакомпания отказывается платить; мне неизвестно о таком отказе авиакомпании, но, если они отказываются, существует суд, причём этот вопрос будет решён незамедлительно; здесь берётся во внимание не территория, а страна перевозчика. А по поводу третьей части вопроса - нельзя ли задним числом положения Монреальской конвенции распространить на крушения и катастрофы, происшедшие с самолётами наших авиакомпаний, - скажу: нет, конечно, нельзя, так как закон обратной силы не имеет, к сожалению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Заключительное слово докладчика, содокладчиков? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок", пункт 12 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 08 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года", пункт 13. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 47 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4 % Результат: принято Принимается.