Заседание № 160
21.04.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 287195-4 "О ратификации Договора о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2384 по 2635 из 9681
Уважаемые коллеги, у нас на фиксированное время поставлен пункт 14, приступаем к его рассмотрению. Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Проект федерального закона "О ратификации Договора о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан". Доклад представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Александра Юрьевича Алексеева. Пожалуйста. АЛЕКСЕЕВ А. Ю., представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! На основании подпункта "г" пункта 1 и в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" вносится предложение ратифицировать Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, поскольку его предметом являются основы межгосударственных отношений. Договор о союзнических отношениях между нашими странами был подписан в Москве 14 ноября 2005 года президентами наших государств. Инициатором подготовки и подписания этого документа явилась узбекская сторона. Хочу проинформировать уважаемых депутатов, что узбекская сторона ратифицировала договор о союзнических отношениях 6 марта. По существу, договор в значительной степени закрепляет произошедшие в последнее время позитивные сдвиги в наших двусторонних отношениях. Договор отражает уровень и характер нынешнего этапа межгосударственного сотрудничества и обеспечивает международно-правовое оформление принципов двустороннего взаимодействия в качестве основы наших отношений на долгосрочную перспективу. Более того, этот документ, на наш взгляд, качественно усиливает положения Договора о стратегическом партнёрстве от 2004 года и может рассматриваться как его логическое продолжение. Договор предусматривает наращивание сотрудничества сторон в деле дальнейшего обеспечения национальной, региональной и международной безопасности, укрепления мира и стабильности, в том числе путём противодействия международному терроризму, распространению оружия массового уничтожения, незаконному обороту наркотических средств и иным вызовам и угрозам. Принципиальным и важным моментом является то, что в договоре фиксируются обязательства сторон оказывать друг другу содействие в случае, если одна из них становится объектом внешней агрессии. В случае возникновения угрозы совершения против одной из сторон акта агрессии договором предусмотрено проведение двусторонних консультаций по линии главам государств, парламентов, правительств, советов безопасности, внешнеполитических, оборонных, правоохранительных и других министерств и ведомств двух стран для согласования позиций и координации практических мер по устранению возникшей угрозы. В соответствии с договором стороны развивают взаимодействие в политической, военной, военно-технической, торгово-экономической и гуманитарной областях, обеспечивают благоприятные условия для развития прямых контактов между людьми. Прошедшие пять месяцев после подписания договора можно считать начальной стадией его реализации. Хочу проинформировать уважаемых депутатов, что осуществляется активный политический и прагматический диалог на высшем уровне. 25 января текущего года состоялась встреча президентов наших государств в рамках внеочередного саммита стран - участниц Евразийского экономического сообщества, где в развитие процесса интеграции ЕврАзЭС и подписан был Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении ЕврАзЭС. В ближайшие два-три месяца планируются и другие российско-узбекские контакты и встречи на высшем уровне. Как вам известно, заметно активизировались и межпарламентские связи между двумя нашими странами. В феврале с официальным визитом Узбекистан посетил Председатель Государственной Думы, в апреле состоялся официальный визит Председателя Совета Федерации, в марте в Узбекистане также побывал председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками. В контексте союзнических отношений большое внимание уделяется сотрудничеству между нашими странами в сфере безопасности. Гораздо более тесно, чем раньше, координируют свои действия в двустороннем формате наши правоохранительные органы и другие компетентные министерства и службы. Наращивая двусторонние отношения, стороны отдают приоритет развитию торгово-экономических связей. Локомотивом здесь выступает наиболее динамично развивающаяся сфера наших отношений - топливно-энергетический комплекс. В январе состоялась поездка в Ташкент председателя правления "Газпрома", в ходе которой были подписаны важные для российской стороны контракты, а 25 января текущего года подписано соглашение между "Газпромом" и Правительством Республики Узбекистан об основных принципах и положениях соглашения о разделе продукции и разработке Устюртского региона Узбекистана, а также соглашение между "Газпромом" и "Узбекнефтегазом" об основных принципах проведения геологического изучения недр Устюртского региона Узбекистана. Следует отметить, что в последнее время Узбекистан посетили многочисленные делегации деловых кругов, в том числе руководители "Союзнефтегаза", "Стройтрансгаза" и другие российские представители, значительно активизировалось взаимодействие российских и узбекских предпринимателей. В начале апреля состоялся, на наш взгляд, очень удачный, продуктивный российско-узбекский бизнес-форум, организованный по линии наших торгово-промышленных палат. Узбекская сторона выразила готовность предоставить российскому бизнесу режим наибольшего благоприятствования в различных сферах экономики - производстве сельхозтехники, переработке сельхозпродукции, а главное, в приобретении акций узбекских предприятий и в управлении ими. В результате был придан ещё один импульс поступательной динамике российско-узбекских торгово-экономических и инвестиционных отношений. Всё это в комплексе мы рассматриваем как результат подписанного договора о союзнических отношениях. Ратификация этого договора однозначно, как нам представляется, будет способствовать укреплению на долгосрочную перспективу российских позиций в этом важном для наших геополитических и экономических интересов регионе. Договор не содержит правил иных, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации. Его реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Александр Юрьевич. Для содоклада слово предоставляется председателю Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрею Афанасьевичу Кокошину. КОКОШИН А. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками на своём заседании рассмотрел законопроект "О ратификации Договора о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан" и рекомендует Государственной Думе ратифицировать данный договор. Наши соисполнители - Комитет Государственной Думы по обороне, Комитет Государственной Думы по безопасности и Комитет Государственной Думы по международным делам также поддерживают ратификацию данного договора. В ходе обсуждения данного договора депутаты отметили, что он играет очень большую роль в обеспечении национальной безопасности России, в развитии двусторонних отношений с Узбекистаном, но его значение выходит далеко за рамки этих двусторонних отношений. Это действительно очень крупное событие в нашей политике на постсоветском пространстве. Это большой успех, я считаю, и российских политиков, и политиков Республики Узбекистан. Договор очень предметный, конкретный. Он действительно позволяет нам решать важнейшие задачи - обеспечивать нашу безопасность в широком смысле слова, в широкой её интерпретации, обеспечивать поступательное развитие российско-узбекских отношений и вносить существенный вклад за счёт этих отношений в обеспечение безопасности и стабильности в Центральной Азии. Я могу со своей стороны добавить к тому, что сказал Александр Юрьевич Алексеев, следующее. Мы, депутаты, наблюдая за формированием российско-узбекских отношений, в том числе в результате поездок в Узбекистан, контактов с нашими узбекскими коллегами, которые действительно в последнее время серьёзно активизировались, в том числе визита официальной делегации Государственной Думы во главе с её председателем, можем совершенно определённо сказать, что с узбекской стороны есть полная готовность реализовывать данный договор в соответствии с нашими общими, взаимными, интересами на равноправной и взаимовыгодной основе, причём это проявляется на всех уровнях - и на уровне власти, и на уровне, я сказал бы, рядовых граждан Узбекистана. И представители наших ведомств, которые участвовали в обсуждении данного договора на заседании Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, это представители МИДа, Минобороны, ФСБ, тоже подтвердили полную готовность российской стороны к реализации договора, подтвердили, что уже положено начало практической работе по выполнению данного договора. Прошу поддержать позицию нашего комитета и трёх комитетов-соисполнителей и ратифицировать данный договор. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Афанасьевич. Присаживайтесь, пожалуйста. Вопросы есть у депутатов? Мы рассматриваем ратификацию. По процедуре предусмотрена возможность задать вопросы. Депутат Глотов. Один вопрос. Пожалуйста, включите микрофон депутату Глотову. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, у меня вопрос к представителю МИДа. Наша фракция поддерживает идею ратификации этого договора, но, пожалуйста, подробно охарактеризуйте его военную составляющую и военно-техническое сотрудничество, нынешнее состояние дел. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Юрьевич. АЛЕКСЕЕВ А. Ю. Договором, статьёй 2 договора, предусматривается, что в случае совершения против одной из сторон акта агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств это будет рассматриваться как акт агрессии против обеих сторон. И в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций, это статья 21, будут приняты соответствующие меры, которыми предусматривается и разрешается коллективная самооборона, соответственно, предоставляется необходимая помощь в этих ситуациях, включая и военную. Эти помощь, поддержка и содействие оказываются и другими средствами, находящимися в распоряжении той или иной страны. Хочу обратить внимание на то, что договором предусматривается в случае возникновения или приближения подобных ситуаций, которые могут создать угрозу для мира или могут создать однозначную угрозу и возможность агрессии против той или другой стороны, соответствующий механизм консультаций для согласования позиций и координации политических, практических, военных и других мер по урегулированию этих ситуаций. В соответствии с этим механизмом будут задействованы, разумеется, все ветви власти, будут вырабатываться принципы достижения общенационального консенсуса по крайней мере всех ветвей власти, чтобы осуществлять соответствующие действия на базе имеющегося договора. Вот суть того механизма, который предусмотрен, детали и какие-то конкретные вещи я затрудняюсь здесь вам раскрыть. Если будет к этому интерес, я думаю, что это можно выяснить по линии Министерства обороны Российской Федерации. Что касается нашего сотрудничества в военно-технической области, то уже проведён ряд, на наш взгляд, очень конструктивных и далеко идущих переговоров на экспертном уровне, уже однозначно свёрстаны планы по наращиванию поставок целого ряда видов оборудования в Узбекистан, обучению узбекских офицеров в российских учебных заведениях, рассматриваются максимально льготные условия для предоставления Республике Узбекистан соответствующей поддержки и оказания содействия в этой области на ближайшую и на среднесрочную перспективу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время закончилось. Сколько вам нужно времени? Последняя фраза. Включите микрофон. АЛЕКСЕЕВ А. Ю. Те переговоры, которые у меня были с руководством наших федеральных ведомств, занимающихся военно-техническим сотрудничеством, подтверждают, что они довольны и удовлетворены результатами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по данной проблеме? Нет. Представитель правительства желает что-либо сказать по данному вопросу? Нет. Докладчик, есть ли необходимость выступить с заключительным словом? Нет. Уважаемые коллеги, объявляется "час голосования". В рамках "часа голосования" я ставлю на голосование проект федерального закона "О ратификации Договора о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан". Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 37 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1% Результат: принято Принимается.