Заседание № 196

24.11.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 286757-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц некоторых категорий учащихся образовательных учреждений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5151 по 5159 из 7390
35-й пункт. Законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового        
кодекса Российской Федерации". Депутат Свиридов у нас здесь, а депутат          
Бурыкина в зале? Её нет пока. Мы без содоклада... Кто от комитета будет         
делать содоклад?                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будем, наверное.                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5518 по 5753 из 7390
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну что, простим наших коллег, которые только что          
пришли? Коллеги, надо рассмотреть законопроекты, чтобы не переносить их на      
более поздний срок. Поэтому я прошу сейчас по 35-му вопросу - о проекте         
федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса     
Российской Федерации" - доложить Валентина Валентиновича Свиридова, а Наталья   
Викторовна Бурыкина потом сделает содоклад.                                     
                                                                                
СВИРИДОВ В. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В данном     
законопроекте предлагается внести изменения в статью 217 части второй           
Налогового кодекса, дополнив её пунктом 33. Указанные изменения направлены на   
отмену налога на доходы физических лиц в отношении доходов учащихся очной       
формы обучения общеобразовательных учреждений основного общего, среднего        
(полного) общего образования, высших профессиональных, средних                  
профессиональных, начальных профессиональных образовательных учреждений, а      
также обучающихся в некоторых послевузовских профессиональных образовательных   
учреждениях - аспирантов, учебных ординаторов и интернов, - полученных ими на   
конкретных видах работ в определённое время, а именно в связи с                 
учебно-производственным процессом, за работы по уборке сельскохозяйственных     
культур и заготовке кормов и за работы, выполняемые в период каникул.           
                                                                                
В период развития нашей страны в условиях рыночной экономики такая большая      
часть нашего населения, как молодёжь, нуждается в особой поддержке. Ни для      
кого не секрет, что в период обучения как в самом процессе учёбы, так и во      
время межсессионных каникул указанные выше категории обучающихся занимаются     
трудовой деятельностью в соответствии с действующим трудовым                    
законодательством. Их заработная плата редко превышает установленный            
законодательством минимальный размер оплаты труда, а если и превышает, то       
несущественно. В таких условиях будет правильным поддержать стремление          
молодых людей самостоятельно заработать средства к существованию путём          
освобождения их от уплаты налога на доходы физических лиц.                      
                                                                                
Ознакомившись с заключениями Правительства Российской Федерации, Комитета       
Государственной Думы по бюджету и налогам, Правового управления Аппарата        
Государственной Думы на предлагаемый законопроект, хотел бы остановиться на     
следующих моментах.                                                             
                                                                                
Одной из основных причин, по которым правительство и комитет предлагают         
отклонить законопроект, является то, что основная часть налогоплательщиков      
имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 400 рублей    
за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором их доход, исчисленный   
нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20 тысяч рублей.       
                                                                                
Действительно, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 218 Налогового     
кодекса для всех категорий налогоплательщиков установлена данная норма.         
Однако говорить, что её применение одинаково благоприятно отражается как на     
категориях налогоплательщиков, указанных в законопроекте, так и на всех         
остальных, было бы неверно.                                                     
                                                                                
Так, например, как следует из ответа председателя департамента образования и    
науки администрации Липецкой области на мой запрос, в 2004 году среди           
учащихся ссузов и вузов Липецкой области было задействовано в                   
учебно-производственном процессе двенадцать тысяч сто семьдесят семь человек,   
средний размер заработной платы составил 1254 рубля; в сельхозработах           
участвовало шестьсот тридцать пять человек при средней заработной плате 848     
рублей; в работах, выполняемых в период каникул, участвовало триста пятьдесят   
девять человек при средней заработной плате 1156 рублей.                        
                                                                                
В Рязанской области в работах в рамках учебно-производственной практики         
принимало участие около пятнадцати тысяч человек со средней заработной платой   
около 1900 рублей. Во время каникул заработная плата учащихся составляет        
около 1 тысячи рублей, а заработная плата студентов доходит до 4,5 тысячи       
рублей.                                                                         
                                                                                
В Москве же в период учебно-производственной деятельности в 2004 году девять    
тысяч четыреста пятьдесят восемь учащихся и студентов в среднем получали        
заработную плату в размере 929 рублей.                                          
                                                                                
Из ответов вышеуказанных и иных органов власти субъектов Российской Федерации   
следует, что средняя заработная плата учащихся в указанные в законопроекте      
периоды составляет от 900 до 2 тысяч рублей. Если в соответствии с Налоговым    
кодексом применять стандартный налоговый вычет в сумме 400 рублей, например,    
к зарплате в тысячу рублей, то получится, что с такого налогоплательщика        
будет удержано 78 рублей. А если применить норму, предлагаемую                  
законопроектом, то в кармане налогоплательщиков-учащихся останется 130          
рублей. Таким образом, разница между стандартным налоговым вычетом и            
освобождением от уплаты подоходного налога составит 52 рубля.                   
                                                                                
В своём заключении комитет ссылается на то, что существующим стандартным        
налоговым вычетом уже установлены механизмы финансовой поддержки, однако        
вносимый законопроект направлен на улучшение положения именно такой             
категории, как молодёжь. Ясно, что в результате принятия данного                
законопроекта положение учащейся и при этом работающей в указанный в            
законопроекте период молодёжи должно хоть и несущественно, но улучшиться по     
сравнению с иными категориями налогоплательщиков, которые имеют право           
пользования стандартным налоговым вычетом.                                      
                                                                                
В то же время, обращаю ваше внимание, для того чтобы воспользоваться            
стандартным налоговым вычетом, налогоплательщик-учащийся должен либо написать   
заявление о применении к нему такого вычета в начале налогового периода         
(года), либо по истечении налогового периода обратиться в налоговый орган,      
заполнив при этом достаточно большой пакет документов и заплатив примерно       
такую же сумму, которую ему должны вернуть обратно, то есть здесь заполнение    
деклараций и прочих документов. А какой, спрашивается, учащийся знает в         
начале года, где и когда он будет работать, чтобы подать заявление в такую      
организацию? Да и вообще знает ли учащийся о таких налоговых вычетах?           
Убеждён, что, даже если кто-то из указанных в законопроекте учащихся и          
пользуется таким стандартным налоговым вычетом, то таких учащихся единицы.      
Законопроектом же предлагается вообще не взыскивать подоходный налог, тем       
самым упростив процедуры, связанные с его возвратом.                            
                                                                                
Рассчитав в целом потери, которые понесут бюджеты всех уровней от               
недополучения таких налогов, мы можем говорить, что на все восемьдесят восемь   
субъектов придётся в совокупности где-то порядка 200 миллионов рублей. 200      
миллионов рублей!                                                               
                                                                                
Но я хочу, уважаемые коллеги, обратить ваше внимание на то, что в эти периоды   
и вообще в период обучения подрабатывают именно те молодые люди, которые не     
имеют поддержки состоятельных родителей, которые иным образом не могут          
поддержать себя в такой период, и что, обсуждая в целом проблему молодёжи, мы   
в проекте федерального закона о бюджете на 2007 год на молодёжную политику и    
оздоровление детей выделяем лишь 80 миллионов рублей, что на 40 миллионов       
меньше, чем в 2006 году. Я полагаю, мы могли бы говорить о том, чтобы помочь    
нашей молодёжи в целом, мы абсолютно все категории молодых людей в возрасте     
до двадцати пяти лет, все молодые семьи вообще могли бы освободить от уплаты    
налога именно для того, чтобы поддержать их становление, их обучение и          
формирование семей.                                                             
                                                                                
Иные замечания, в том числе юридико-технического характера, мною приняты во     
внимание, и в случае вашей поддержки, я убеждён, мы сможем ко второму чтению    
доработать законопроект, в частности определения, которые касаются ординатуры   
и интернатуры.                                                                  
                                                                                
Таким образом, концептуальное несогласие комитета с предлагаемым                
законопроектом объясняется лишь тем обстоятельством, что в настоящее время      
уже существует в Налоговом кодексе механизм - стандартный налоговый вычет,      
который позволяет каким-то образом компенсировать выплаты подоходного налога.   
Однако, по моему мнению, такое обстоятельство выглядит не совсем убедительно    
и не может служить в полной мере основанием для отклонения внесённого           
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Прошу вас поддержать. Спасибо.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.                                           
                                                                                
Содоклад Натальи Викторовны Бурыкиной.                                          
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет внимательно рассмотрел данный законопроект. На       
самом деле наше концептуальное несогласие с данным подходом заключается в       
том, что сегодня та молодёжь, которая поступила на дневные формы обучения, в    
принципе должна заниматься обучением, а не подработкой. А как только мы         
введём такую норму, которой в принципе ни для кого нет, то есть полное          
освобождение от подоходного налога, то вся молодёжь у нас будет числиться в     
соответствующих структурах и не будет платить подоходный налог. У нас, я не     
знаю, у нескольких миллионов человек, наверное, дневная форма обучения. Таким   
образом, весь подоходный налог, который есть в этой стране, перетечёт к         
данной категории, которая вообще налогов платить не будет, и, естественно, не   
будет собираться подоходный налог в доходы субъектов Российской Федерации,      
таким образом, это будет очень существенное выпадение доходов. И наше мнение    
такое, что не следует открывать какие-то ворота, в которые пойдут все, все      
будут студентами у нас, вся страна будет студенческая, очно учиться можно       
будет не только до двадцати пяти лет - до тридцати пяти лет можно будет на      
очных отделениях учиться, один вуз закончил, другой, третий, как бы можно всё   
время учиться, числиться студентом дневной формы обучения и не платить в        
принципе подоходный налог. Поэтому наша принципиальная позиция,                 
концептуальная позиция заключается в том, что такого рода льгота, как           
освобождение от подоходного налога, в принципе не может быть предоставлена. А   
если необходимо какие-то, скажем, категории трудящихся поддерживать, то это     
можно делать только через систему специальных вычетов социального характера:    
для матерей, для студентов, может быть, увеличить, вместо 400 рублей сделать    
600 рублей. А в таком виде, естественно, мы законопроект не поддерживаем,       
такого рода законопроекты мы в принципе не поддерживаем. Предложение комитета   
- не поддерживать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Нет. Желающие выступить?                 
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, меня просто удивляет, до чего наше правительство ненавидит   
собственный народ. Кстати, Наталья Викторовна, я не знаю, что за выражение -    
"в этой стране"? Это не наша разве страна? Что значит "эта страна"?             
                                                                                
Вы понимаете, был такой анекдот. У Раскольникова спрашивают: "Зачем вы          
бабушку убили? У неё 20 копеек было". Он говорит: "Да, а пять бабушек - уже     
рубль". То же самое получается с нашим студенчеством. О чём вы говорите? Кто    
будет, извините, учебным процессом заниматься во время каникул? Ребята          
подработают, 50 рублей, 53 рубля у человека останется, так он тот же самый      
проездной купит. Нет! Миллиарды, триллионы мы, пожалуйста, можем отправлять в   
Стабилизационный фонд поддерживать дядю Сэма.                                   
                                                                                
Вы знаете, недавно наша делегация ездила в Канаду, и там нам рассказали, как    
индейцы канадские живут: они там все в шоколаде - никаких налогов не платят,    
преференции по всем делам. А у нас правительство вот так наплевательски         
относится - 200 миллионов зажали! Ну надо же, бедные студенты обокрали          
бюджет! Да после этого правительство надо в отставку отправить!                 
                                                                                
Есть преференции, а вот лучше мы не сделаем. Почему не сделаем-то? А всё,       
видимо, потому, что вы считаете, что "в этой стране" все начнут                 
мошенничеством заниматься. В нашей стране студенты хорошие и вполне достойны    
того, чтобы им сделали вот такие небольшие льготы. Копейки! Стыдно должно       
быть на такие законопроекты такие заключения давать.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это выступление.                                          
                                                                                
Представитель президента желает выступить? Нет. Представитель правительства?    
Нет. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?              
                                                                                
С заключительным словом ещё хотите выступить? Пожалуйста, депутат Свиридов,     
заключительное слово.                                                           
                                                                                
СВИРИДОВ В. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Доводы,      
приведённые представителем комитета, я считаю несостоятельными и убеждён, что   
мы могли бы поддержать предлагаемый законопроект, тем более в контексте и       
поручения президента, и нашего пристального внимания - на словах - к            
проблемам молодёжи, учащейся молодёжи. Ведь каждый из вас не одну встречу       
проводит с учащимися вузов. И какой самый главный вопрос задают на этих         
встречах? Об увеличении стипендии. Законопроектом предлагается дать             
возможность, наоборот, стимулировать заинтересованность в работе,               
поддерживать самим себя, то есть снять дополнительную нагрузку с государства,   
помочь реально, на деле молодому поколению нашей страны в общем развитии - и    
в образовательном, и в личном. И здесь приводятся доводы, а также               
представитель правительства на заседании комитета отметил, что нам будет        
очень сложно контролировать все эти выплаты. Однобокое у нас получается         
отношение на деле к проблемам нашей молодёжи.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто за принятие данного законопроекта? Прошу проголосовать.                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              124 чел.27,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    124 чел.                                          
Не голосовало                 326 чел.72,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.