Заседание № 86
О проекте федерального закона № 28648-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об ограничении курения табака" и статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части установления запрета на розничную продажу табачных изделий в непосредственной близости от мест размещения контрольно-кассовой техники).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об ограничении курения табака" и статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По предыдущему вопросу не стал выступать по двум причинам: понимаю перспективы - это первая; экономлю время, для того чтобы успеть рассмотреть этот законопроект до перерыва, - это вторая. И есть третья - всегда помню такую крылатую фразу: если нужно объяснять, то не нужно объяснять. По этому законопроекту тоже очень коротко. Мы с вами все ходим в различные магазины, и, наверное, в девяноста девяти процентах случаев мы, выходя из магазина, проходим через кассу. Если обратите внимание, то увидите, что около мест нахождения контрольно-кассовой расчётной техники всегда находится огромное количество табачной продукции - целые "иконостасы" с сигаретными пачками: все пачки красивые, красивая форма, яркие цвета. Всё это является стимулятором и раздражителем нашего подсознания для того, чтобы привлечь и заставить приобрести, порой даже человек не желает приобретать эти сигареты, но приобретает. То же самое касается крепкого алкоголя: около кассы стоят маленькие бутылочки с крепким алкоголем. Сам неоднократно наблюдал ситуации, когда стоит мама с ребёнком, ребёнок тычет пальцем в этот стенд с красивыми пачками сигарет и спрашивает: "Мама, что это?", а мама отвечает: "Это не для детей", и вот ребёнок растёт и ждёт, когда же он будет в таком возрасте, чтобы можно было это попробовать. В связи с тем что предыдущий законопроект рекомендован к отклонению, мы предложили убрать всю эту продукцию от мест, непосредственно находящихся рядом с контрольно-кассовой расчётной техникой. Опять же если брать мировой опыт, продаётся такая продукция отдельно, в специальных углах, иногда занавешивается чёрными занавесками, для того чтобы на подсознание и на сознание человека эти красивые пачки и этот алкоголь просто не действовали как раздражитель и провокатор. Есть целая наука, хотя, может быть, это и не наука, но мы называем наукой - это мерчандайзинг, который изучает, как товар расставить в торговом павильоне таким образом, чтобы повысить покупательский спрос на этот товар. Именно поэтому и сигареты, и крепкий алкоголь в маленьких бутылочках находятся в местах, расположенных рядом с контрольно-кассовой расчётной техникой. Мы считаем, что это провоцирует излишнее потребление и этот вопрос можно решить элементарно - запретительной мерой, запрещением продажи в этих местах, но и правительство, и комитет говорят, что это можно сделать и в рамках действующего законодательства. Да, наверное, можно было бы сделать, но на это нужна политическая воля, а пока воли этой нет, значит, законодательными запретительными мерами надо порядок наводить. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! С точки зрения концепции данное предложение абсолютно правильное, хочу внести только некоторые коррективы, наверное, то, что Ярослав Евгеньевич не успел сказать. Не далее как месяц назад мы здесь принимали серьёзнейший закон об ограничении потребления и продажи табачных изделий, и там есть очень важный момент - так называемый запрет выкладки. Другое дело, что этот запрет выкладки вводится не сразу, а даётся некий переходный период - он начинается с 1 июня 2014 года, то есть ещё почти год мы с вами будем вынуждены видеть табачные изделия около касс. Ну, товарищи, мы с вами это принимали сами, и если бы это было очень важно, надо было бы запретить выкладку уже с этого года. Что касается табака, в любом случае через год мы этого не увидим, то есть половина из предложенного уже решена. Что касается алкоголя. Действительно, он не продаётся в местах близких к контрольно-кассовой технике, и здесь, в данном законопроекте, вообще не очень чётко расписано, что же является непосредственной близостью, потому что магазины все разные, но вот сам принцип, что идёт реклама алкоголя в виде продажи сувенирной продукции... Наверное, абсолютно правильно, что это надо запретить, но это уже предмет регулирования немножко другого закона. С учётом изложенного комитет не поддерживает данный законопроект, а вот внести изменения именно в части запрета продажи алкоголя и сувенирной алкогольной продукции вблизи касс - наверное, это надо сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Виктор Фридрихович, ну, вы наверняка знаете, как представитель профильного комитета, что в мире так называемая слепая торговля табаком практикуется уже давно, например, в Норвегии - два года, в Исландии - одиннадцать лет, в Финляндии с 2012 запрещено выставлять на витрину табачные изделия. Считается, что если сигареты исчезнут из поля зрения покупателя, то автоматически исчезнет и соблазн их купить. Вы здесь ссылаетесь на заключение комитета. "Непосредственная близость" и "иные категории" - это что такое? Это определяется в метрах или на глазок, может быть? Ну а социологические исследования какие-то проводили? Вот вы сказали, что это предмет регулирования другого закона, но правильно Ярослав Евгеньевич сказал - вы же ничего не вносите! У вас фракция большая, много юристов, а вы ничего не вносите, вот мы и вносим. Законопроект-то ведь важный и нужный - ну почему не принять-то?! Давайте доработаем, ко второму чтению определим, что же такое непосредственная близость, сколько это - на расстоянии вытянутой руки или три метра. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Дмитрий Иванович, вы меня не услышали, я только что сказал о том, что вы в том числе недавно приняли закон, где выкладка всех табачных изделий запрещена с 1 июня 2014 года, - так называемая слепая продажа, о чём вы сейчас сказали, начинает действовать в России ровно через год. Это только вопрос ускорения введения этого запрета, и это можно вносить, пожалуйста, но нельзя говорить, что этот вопрос не решён: мы с вами уже давно всё это сделали. Это что касается табака, а что касается алкоголя, он и так не продаётся вблизи этих мест, речь идёт только о той рекламной продукции, которая находится у касс. Да, это надо запретить, это можно сделать, но предлагается внести изменения не в тот закон. Если законопроект будет внесён, пожалуйста, я готов вместе с вами эти поправки проработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Сергей Владимирович Кривоносов. КРИВОНОСОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В законопроекте отсутствуют определения понятий "непосредственная близость", а также "специально отведённые для продажи табачных изделий и алкогольной продукции места", что порождает неоднозначность правоприменения. Учитывая изложенное, фракция не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Ну, Сергей Владимирович, если в этом только вопрос, то давайте ко второму чтению Ярослав Евгеньевич напишет, что в радиусе 1 метра от кассы, - вас это устроит? Я думаю, что не устроит, и вы не поэтому не хотите принимать данный законопроект. Вообще, коллеги, вот жаль, что я гриппом болел, когда принимался закон о противодействии курению табака, и, извините, назвать его серьёзным я никак не могу, я не стал бы голосовать за этот закон. Вот говорят, что и этот законопроект, который сейчас Ярослав Евгеньевич вносит, тоже работать не будет. Нас же с детства учили: не всё то золото, что блестит. В советское время мы ходили в овощные магазины и видели, что кругом лежат прекрасно оформленные кубинские сигары, - что, все стали курить сигары? Да ничего подобного, раз-другой попробовали, поплевались, и всё. И я знаю, Ярослав Евгеньевич наверняка ни разу не купил сигареты, будучи некурящим человеком, хотя они и продаются возле кассы. Как бы красиво ни была оформлена пачка, если человека не тянет курить, он не будет покупать эту гадость. И у меня, у человека, много лет курившего (вот Александр Дмитриевич тоже смеётся, знает: такая же ситуация), никогда не возникало желания купить какую-то красивую пачку: я знал, что там не табак, а неизвестно что. Помните, когда был табачный кризис в 90-е годы, мы курили вьетнамские сигареты, как мы их называли, бамбуковые, - там птички были красивые нарисованы, но курить-то их невозможно было, лучше уж махорку курить. Поэтому, повторяю, вот это работать не будет. Что касается сувенирной продукции, которая, говорят, возле касс продаётся, это не сувенирная продукция, на языке нашего народа это называется "мерзавчики". Они возле каждой кассы стоят, их как продавали, так и продают до сих пор. Я не знаю, Сергей Евгеньевич, ну давайте, может быть, практику такую введём: если у депутата день рождения, в качестве подарка ему от палаты будем принимать законопроект, а потом вы его отклоните. (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вот и Александра Дмитриевича, президента олимпийского комитета, затронули... Уважаемые коллеги, ну а если серьёзно, многие ли из вас недавно были в школе? Во многих городах, когда заходишь в некоторые школы, просто берёт оторопь: прямо у входа учителя стоят курят, а рядом ученики стоят курят. На самом деле это очень серьёзнейшая проблема - вы посмотрите статистику смертности, причины: после алкоголя идёт табак. А вообще-то, вы посмотрите, сегодня 95 процентов сигарет, продаваемых в Российской Федерации, - компания "Филип Моррис", причём какие добавки в этом табаке, никто не знает, а там на самом деле есть в том числе и смеси, вызывающие привыкание, ведущие к первичной наркомании, понимаете? И с моей точки зрения, непринятие ограничительных мер - это, вообще-то, в том числе и лоббистская работа вот этих иностранных табакопроизводящих компаний. Кроме того, с моей точки зрения, здесь, вообще-то, и лукавство есть. Вот многие из вас были за границей, наверняка и в Париже - вы там не увидите в зоне досягаемости на вокзалах, в аэропортах, возле театров не то что красивой пачки, а вообще никакой! Более того, табак там намного дороже по сравнению с нами. То есть ссылки на то, что тут расстояние какое-то не указано, контрпродуктивны, потому что это не влияет на концепцию и ко второму чтению те, кому не нравится, что не указано расстояние, могут написать поправочку, я уверен, что автор законопроекта не будет возражать, - напишите, например: 1555,5 метра. Но сложность заключается в другом: вы, в принципе осознавая важность поднятой проблемы, зачастую занимаете страусиную позицию и не поддерживаете, потому что не вы авторы. Ну станьте авторами - вот я по законопроекту об урановых рудах отдаю авторство любому! Ну вы поймите, вы вчера оскорбили шахтёров, которые курят, потому что хотят сократить жизнь, получив дозу радиации. Я предлагаю поддержать этот законопроект, а во втором чтении доработать и сказать нет компании "Филип Моррис", которая в принципе сегодня превращает наших детей в курильщиков с семи лет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, будете выступать? Нет. Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Ещё раз хочу напомнить, что, по мнению маркетологов, то есть специалистов в области мерчандайзинга, по мнению психологов и социологов, нахождение алкоголя и сигарет в местах, находящихся в непосредственной близости от контрольно-кассовой техники, как раз является раздражителем для нашего сознания и подсознания, побуждающим к покупке. Человек идёт в магазин покупать хлеб и, видя пачку сигарет, покупает её тоже, потому что головной мозг получает сигнал, приводящий к тому, что вырабатывается другой сигнал, который направлен на приобретение алкоголя и табака, - так работает наш организм, этим занимаются специалисты-психологи и социологи. Что касается рекламно-сувенирной продукции: можно как угодно её называть - действительно, эта продукция иногда похожа на сувенирную, - но бутылочки объёмом 50 миллилитров минимум и двухсотпятидесятиграммовые бутылки, которые в народе называют чекушками, есть практически около каждой кассы в магазине, поэтому мы и говорим: давайте мы это уберём от касс - и алкоголь, и табак, для того чтобы они своим внешним видом и близостью не провоцировали наших граждан на излишнее употребление. А если следовать той логике, что неважно, будет или не будет близ касс продаваться, мол, кто хочет, тот всё равно найдёт и купит, тогда давайте во время выборной кампании не будем рекламу развешивать. Ведь для чего мы развешиваем наши баннеры, наши агитационные материалы? Для того, чтобы глаз их воспринимал и человек понимал, что есть такая политическая партия, которая участвует в выборах. У нас сознание, так сказать, запоминает не всё, но подсознание запоминает всё. Так вот, ещё раз повторяю: алкоголь и табак у касс - это раздражитель для нашего подсознания. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Фридрихович, не будете выступать? Гарри Владимирович? Нет. Выносим на "час голосования".
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об ограничении курения табака" и статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 17 сек.) Проголосовало за 204 чел.45,3 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 206 чел. Не голосовало 244 чел.54,2 % Результат: не принято Законопроект отклонён.