Заседание № 219

19.06.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 286313-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции" в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях" (принят в первом чтении 13 декабря 2017 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1779 по 1817 из 5253
16-й вопрос, законопроект, принятый в первом чтении и предлагаемый к            
отклонению, "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии        
коррупции" в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях".    
                                                                                
Эрнест Абдулович Валеев, пожалуйста.                                            
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом    
чтении 13 декабря 2017 года. Правительство Российской Федерации в своём         
письме от 22 мая 2019 года просит снять с дальнейшего рассмотрения этот         
проект федерального закона. Отмечу, что 5 декабря 2018 года в Государственную   
Думу внесён пакет законопроектов, направленных на комплексное                   
совершенствование антикоррупционного законодательства, включающий в себя        
законопроект № 601000-7, в котором регламентируются вопросы, отражённые вот в   
этом законопроекте. В связи с этим законопроект утратил актуальность. Комитет   
предлагает отклонить законопроект.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства будут выступать? Нет.                  
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование: кто за то, чтобы отклонить проект               
федерального закона?                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4 %                                    
Проголосовало против           18 чел.4,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    335 чел.                                          
Не голосовало                 115 чел.25,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Проект федерального закона отклоняется.                                         
                                                                                

Заседание № 84

13.12.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 286313-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции" в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 9040 по 9345 из 10579
48-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный     
закон "О противодействии коррупции" в части защиты лиц, уведомивших о           
коррупционных правонарушениях". Доклад официального представителя               
правительства заместителя министра труда и социальной защиты Алексея            
Анатольевича Черкасова.                                                         
                                                                                
ЧЕРКАСОВ А. А. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, вашему вниманию представляется проект федерального          
закона, направленный на совершенствование механизма защиты лиц, сообщивших о    
фактах коррупции. Я напомню, что Российская Федерация присоединилась к          
конвенции по борьбе с коррупцией, и в развитие принятого Федерального закона    
"О противодействии коррупции" был подписан указ президента № 309 "О мерах по    
реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии           
коррупции", который установил, что до соответствующего законодательного         
закрепления положений госслужащие, работники государственных внебюджетных       
фондов и некоторых других организаций, сообщившие о фактах совершения           
коррупционных правонарушений, пользуются защитой, в том числе при               
рассмотрении вопросов на заседаниях соответствующих комиссий с участием         
прокурора. По сути, данный законопроект разработан в развитие указа             
президента, законопроектом закрепляются законодательные основы для защиты       
лиц, сообщивших о фактах коррупции.                                             
                                                                                
В законопроекте предусмотрен механизм защиты, включающий в себя меры по         
обеспечению конфиденциальности сведений, возможность получения бесплатной       
юридической помощи, защиту в течение двух лет от неправомерного увольнения,     
привлечения к дисциплинарной ответственности и иную защиту от ущемлений прав    
и законных интересов лица, уведомившего о факте коррупции. Важной гарантией     
является и то, что при установлении этой двухлетней защиты все действия         
должны рассматриваться на заседаниях комиссий по урегулированию конфликта       
интересов, в работе этих комиссий обязательно должен принимать участие          
прокурор, и законопроектом чётко регламентируются все стадии участия            
прокурора.                                                                      
                                                                                
Актуальность законопроекта не вызывает сомнений. Законом "О противодействии     
коррупции" установлена обязанность госслужащих, которых склоняют к совершению   
коррупционных правонарушений, сообщать об этих фактах, и в 2015 году было       
подано более 7,5 тысячи уведомлений о фактах склонения к совершению             
коррупционных правонарушений, в 2016 году - 8,5 тысячи уведомлений, четверть    
из этих уведомлений закончилась возбуждением уголовных дел. Собственно          
говоря, именно поэтому необходимо предусмотреть дополнительный защитный         
механизм для таких граждан.                                                     
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Анатолия Борисовича Выборного.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом               
предлагается дополнить Федеральный закон "О противодействии коррупции"          
положениями, которые направлены на защиту лиц, уведомивших о коррупционных      
правонарушениях. По сути, предлагаются три законодательных новеллы, я их        
назову, это важно.                                                              
                                                                                
В первой новелле Правительство России наделяется правом устанавливать порядок   
уведомления о коррупционных правонарушениях, перечень сведений, содержащихся    
в уведомлениях о коррупционных правонарушениях, а также порядок организации     
проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений. При этом лицу,        
уведомившему о коррупционном правонарушении, предоставляется право получать     
информацию о результатах рассмотрения уведомления и право обжаловать решение    
на этот счёт в установленном законом порядке.                                   
                                                                                
Вторая новелла предусматривает такие меры защиты лиц, уведомивших о             
коррупционных правонарушениях, как конфиденциальность - и это касается не       
только лица, уведомившего о коррупционном правонарушении, но и сведений,        
которые содержатся в уведомлении, - а также бесплатное оказание юридической     
помощи.                                                                         
                                                                                
В третьей новелле предусматривается, что лицо, уведомившее о коррупционном      
правонарушении, может быть уволено, переведено или привлечено к                 
дисциплинарной ответственности в случае совершения дисциплинарного проступка    
только по результатам рассмотрения данного вопроса на заседании комиссии по     
соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта         
интересов. Участие представителя прокуратуры на заседании данной комиссии,      
вернее, приглашение является обязательным, и прокурор может принимать участие   
в заседании данной комиссии. В законопроекте предусмотрена защита в течение     
двух лет с момента регистрации уведомления. Если же лицо, уведомившее о         
коррупционном правонарушении, участвует в уголовном судопроизводстве, то на     
него предлагается распространить меры защиты, предусмотренные федеральными      
законами "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных    
и контролирующих органов" и "О государственной защите потерпевших, свидетелей   
и иных участников уголовного судопроизводства".                                 
                                                                                
Очевидно, что, защищая таким образом лиц, уведомивших о коррупционных           
правонарушениях, мы, безусловно, обеспечиваем неукоснительное соблюдение        
законности и справедливости вне зависимости от званий, полномочий и             
должностей. Кроме того, как отметил в своём докладе официальный представитель   
Правительства Российской Федерации уважаемый Алексей Анатольевич, мы            
обеспечиваем действенное, результативное участие нашего государства в           
выполнении международных обязательств.                                          
                                                                                
Таким образом, принимая во внимание, что предлагаемые законопроектом новеллы    
направлены на установление конкретных механизмов защиты лиц, уведомивших о      
коррупционных правонарушениях, на выполнение нашим государством международных   
обязательств на этот счёт, а также то, что предлагаемые новеллы полностью       
согласуются с государственной антикоррупционной политикой, Комитет по           
безопасности и противодействию коррупции предлагает принять законопроект в      
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть.                                    
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Вопрос Алексею Анатольевичу.                                     
                                                                                
Алексей Анатольевич, не слишком ли забюрократизирован сам порядок подачи        
жалобы? Здесь и перечень сведений, и форма самого уведомления, и порядок его    
подачи, то есть для того, чтобы подать жалобу или сообщение о каком-то          
коррупционном правонарушении, фактически специальный документ надо оформить.    
                                                                                
ЧЕРКАСОВ А. А. Спасибо, Алексей Владимирович. Ну на самом деле в акте           
правительства, о котором идёт речь, будет урегулирован вопрос, каким образом    
подавать уведомление, в каком формате, это и будет предметом регулирования      
акта правительства. Я приводил статистические данные, ведь уже сейчас у         
госслужащих есть обязанность сообщать о фактах склонения к коррупции, при       
этом какой-то конкретный формат, в котором нужно подавать уведомление, не       
определён. Условно говоря, на сегодняшний день каждый федеральный орган сам     
его определяет. Актом правительства предлагается урегулировать этот вопрос,     
так как проектом закона предусматривается защита не только госслужащих, но и    
других простых работников, то есть более широкого круга людей.                  
                                                                                
Мы, безусловно, при подготовке акта учтём это и пропишем какие-то минимальные   
требования, чтобы люди, сообщающие такие сведения, не испытывали затруднений    
в этом аспекте.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алексей Анатольевич, у меня короткий вопрос по поводу          
бесплатной юридической помощи: предусмотрена или будет предусмотрена            
ответственность юридических контор, которые будут отказывать в предоставлении   
бесплатной юридической помощи?                                                  
                                                                                
И ещё вопрос: кто будет принимать решение в отношении информации, с которой     
гражданин обратился, имеется коррупционное правонарушение либо не имеется?      
                                                                                
ЧЕРКАСОВ А. А. Спасибо за вопросы. Что касается бесплатной юридической          
помощи, никаких новелл с точки зрения самого механизма мы не вносим, мы         
просто добавляем эту категорию граждан, которые сообщают о коррупционном        
правонарушении, в число тех лиц, которые по законодательству могут получить     
бесплатную юридическую помощь. В законе "О бесплатной юридической помощи..."    
указан круг организаций, органов, в том числе государственные юридические       
бюро, которые будут обязаны оказать данной категории граждан соответствующую    
помощь бесплатно.                                                               
                                                                                
Что касается механизма проверки того, содержится или не содержится нарушение.   
Тут как раз вопрос в том, что в рамках бесплатной юридической помощи адвокат    
поможет правильно оформить, составить соответствующее заявление, потому что     
не все могут это сделать, а уже принимать конкретное решение, имеются ли        
факты, подтверждающие нарушение, будет комиссия, о которой говорили, она        
будет рассматривать факты и принимать меры по защите работника или решение об   
отказе в защите, поскольку изложенные факты не нашли подтверждения. Вот такой   
механизм.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжак Николай Иванович, пожалуйста.                       
                                                                                
РЫЖАК Н. И. Уважаемый Алексей Анатольевич, скажите, пожалуйста, а если          
главным коррупционером является как раз работодатель, в какой позиции           
выступает подчинённый ему работник, не будет ли здесь пристрастности в работе   
соответствующей комиссии? Как вы предлагаете решить эту коллизию?               
                                                                                
ЧЕРКАСОВ А. А. Спасибо за вопрос, Николай Иванович. На этот счёт в              
законопроекте содержатся прямые указания: работник, госслужащий может           
обратиться не только к своему работодателю, но и в органы прокуратуры и         
другие государственные органы, чтобы сообщить о соответствующем нарушении.      
Понятно, что не все работники будут писать о своём работодателе, поэтому        
есть, скажем так, альтернативные, установленные законодательством механизмы     
защиты. Такой работник будет обращаться в правоохранительные органы в первую    
очередь за защитой своих прав, и это прямо вытекает из законопроекта.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста.                    
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемый Алексей Анатольевич, вы, конечно, уже ознакомились с заключением      
Правового управления Аппарата Государственной Думы. Если его основательно       
прочитать и вдуматься, то получается, что ваш законопроект и не нужен, потому   
что все нормы, которые вы тут предлагаете внести в качестве дополнения, уже     
существуют, нуждаются, может быть, лишь в некоторой корректировке, шлифовке,    
адаптации к ситуации, о которой вы говорили. Поэтому я хотел бы вас спросить:   
что вы можете возразить на это Правовому управлению?                            
                                                                                
ЧЕРКАСОВ А. А. Спасибо за вопрос. На самом деле мы ознакомились с заключением   
Правового управления. Действительно, там содержатся дельные замечания           
юридико-технического характера, указания на определённые нестыковки             
положений, но я не могу сказать, что там говорится, что законопроект не         
нужен. Из моих уст и из уст содокладчика уже прозвучало, что законопроектом     
устанавливаются конкретные меры защиты, описывается, в чём именно они           
выражаются. Сейчас в законе "О противодействии коррупции" таких мер нет, этот   
вопрос, как я отметил в своём выступлении, частично регулируется указом         
президента, который сопровождал закон "О противодействии коррупции". В рамках   
законопроекта мы фактически законодательно регулируем положения, которые были   
заложены в указе президента, и расширяем их, поскольку законопроект касается    
не только госслужащих, работников госкорпораций, внебюджетных фондов, он        
касается работников организаций любых форм собственности. Я не думаю, что       
юристы имели в виду... Там действительно есть замечания, с которыми мы          
согласны, готовы доработать законопроект вместе с коллегами ко второму          
чтению.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щапов Михаил Викторович, пожалуйста.                      
                                                                                
ЩАПОВ М. В. Уважаемый Алексей Анатольевич, а чем обусловлен двухлетний срок,    
почему именно два года? Возможно, было бы целесообразно увеличить этот срок?    
                                                                                
ЧЕРКАСОВ А. А. Спасибо, Михаил Викторович, ваш вопрос действительно             
заслуживает внимания и обсуждения. На самом деле мы пошли здесь на улучшение,   
потому что в указе президента, который я упомянул, предусматривается срок в     
один год, на который устанавливается соответствующий защитный механизм от       
неправомерных действий работодателя. Мы в проекте закона улучшаем положение -   
устанавливаем двухлетний период, в течение которого любые действия              
работодателя, связанные с увольнением, наложением дисциплинарных взысканий,     
переводом, будут осуществляться только по итогам заседания комиссии с           
участием прокурора. Мы полагаем, что на данном этапе этот срок, с учётом того   
что мы и так пошли на его увеличение, является достаточным.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть.                         
                                                                                
Рыжак Николай Иванович, пожалуйста.                                             
                                                                                
РЫЖАК Н. И. Уважаемый президиум, уважаемые депутаты Государственной Думы! Как   
известно, многие оппозиционные партии, в том числе и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ",     
постоянно заявляют о том, что они заинтересованы в разработке хорошего пакета   
законодательных инициатив в сфере противодействия коррупции. Нам бы             
радоваться этой инициативе, казалось бы, но я вам скажу, что нас                
настораживают отдельные положения данного законопроекта.                        
                                                                                
В обществе накопилось немало противоречий социального характера,                
идеологического характера. Людям свойственны и пороки, и карьеристские          
устремления, не всегда здоровые. Я вспоминаю, как приходилось работать с        
архивными материалами 1937-1938 годов, сколько было материалов пронзительного   
характера, порой они вызывали разные чувства к человеческим слабостям - когда   
брат на брата писал, - всё это приписывали органам НКВД, другим репрессивным    
структурам, а на самом деле люди зачастую просто сводили счёты, просто          
добивались каких-то своих жизненных, не всегда положительных, высоких, целей,   
устремлений.                                                                    
                                                                                
Вот и здесь накануне важнейшего политического события мы рискуем всколыхнуть    
что-то такое, что потом с трудом остановим. Вы понимаете, я, казалось бы,       
должен радоваться тому, что мы сейчас привносим в общий пакет вот эти           
новеллы, о которых справедливо Анатолий Борисович нам доложил, проблемы         
действительно есть, существуют, но я хотел бы, чтобы всё-таки данный вопрос     
мы доработали. Несомненно, это хорошие новеллы, есть необходимость, чтобы они   
были учтены, но мне кажется, что механизм реализации недостаточно отточен, в    
том числе по отдельным важнейшим параметрам он входит в противоречие с          
трудовым законодательством. Возьмём, например, пункт 7 статьи 9: может          
приглашаться прокурор; мне кажется, не то что может - обязан прокурор           
присутствовать при рассмотрении, особенно если речь идет о судьбе человека,     
если его увольняют, выносят какой-то отрицательный, другой вердикт и так        
далее, мне кажется, что прокурорский глаз должен быть от начала до конца. А     
может быть, стоит даже подумать о другой инициативе, чтобы это были комиссии    
на уровне субъектов и там присутствовали бы представители других                
правоохранительных органов: вспомним Комитет партийного контроля, какова была   
его иерархия, коммунисты могли достучаться - при всех положительных и           
отрицательных чертах.                                                           
                                                                                
Так что есть такая обеспокоенность относительно того, на что способен           
человек: он способен и на возвышенное, и на довольно низкое.                    
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства? Нет. Содокладчик? Включить            
микрофон?                                                                       
                                                                                
Выборный, пожалуйста.                                                           
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В             
заключение хотел бы подчеркнуть, что помимо тех доводов, которые являются       
безусловными основаниями для принятия данного законопроекта, приведу            
следующий: поддерживая данный законопроект, мы действительно создаём новые      
правовые основы, при которых не стыдно, когда говоришь правду, и не             
краснеешь, когда отстаиваешь справедливость. Вот о чём этот законопроект.       
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
Федеральный закон "О противодействии коррупции" в части защиты лиц,             
уведомивших о коррупционных правонарушениях".                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 13 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.