Заседание № 211
О проекте федерального закона № 286203-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; внесён депутатом Государственной Думы Г. В. Гудковым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 13.1. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад Геннадия Владимировича Гудкова. Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нельзя, уже объявлен выступающий. ГУДКОВ Г. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я предлагаю сэкономить время, ограничиться одним докладом, потому что эти два закона... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункты 13.1 и 13.2, Геннадий Владимирович, да... ГУДКОВ Г. В. Да, конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, я объявлю тогда и пункт 13.2 - это проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4, 11 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Пожалуйста. ГУДКОВ Г. В. Спасибо. Ну, коротко история вопроса. Эти два законопроекта вносились в Государственную Думу с некоторыми вариациями, они отличаются друг от друга одним изменением - мы сняли минимальную численность парламентов регионов. О чём идёт речь? Закон предельно прост. Мы предлагаем федеральным законодательством определить, что региональные парламенты работают на профессиональной основе. По сути дела, это является концепцией законопроекта, который предлагается вашему вниманию. Я, честно говоря, хотел сказать по процедуре. Вообще, на самом деле мы с вами рассмотрели законопроект президентский, который устанавливал минимальную численность региональных парламентов. Вот хочу вас поставить в известность, уважаемые коллеги-депутаты, что наш законопроект был внесён значительно раньше президентского, и в одном варианте как раз говорится о том, что парламенты должны быть в регионах профессиональными, а во втором мы делали попытку установить минимальную численность депутатов в субъекте Федерации. Ну, понятно, что, когда вносит президент, могут, скажем так, меняться в какой-то степени регламенты Государственной Думы, мы не в претензии. Поэтому, понимая, что пройдёт президентский, мы изменили вот этот закон, убрали численность, коль президент уже проявил такую инициативу, и внесли повторно, по большому счёту, тот же самый законопроект, только установив требование о профессиональности региональных парламентов. Теперь коротко по сути, о том, почему мы выступили с такой инициативой. Уважаемые коллеги, мы с вами прекрасно знаем, что у нас региональная представительная власть - слабейшее звено в органах власти в целом. В стране на сегодняшний день всего в трёх региональных парламентах работают на профессиональной основе, во всех остальных у нас - совместители. Есть регионы, в которых в региональных парламентах, - не буду повторять объяснительную записку - на миллион человек населения всего два депутата работают на профессиональной основе. Мы с вами имеем печальную статистику Государственной Думы, в соответствии с которой из всех законодательных инициатив, которые предлагают регионы Российской Федерации - а мы с вами федеративное государство, - принимается до обидного, до смешного мало: 1,5-2 процента. Причём многие из законопроектов, которые предлагают регионы, отторгаются не по причине того, что идея неправильная, а оттого, что достаточно слабая юридическая техника. И действительно, можно ли совмещать работу депутата в регионе с деятельностью, скажем, руководителя управления, директора какого-то предприятия или просто человека, который погружён в процесс работы? Естественно, парламенты должны не только грамотно писать законы, но и бороться за права избирателя. Как будет это делать депутат, если - мы с вами прекрасно знаем - у нас произошёл разрыв между региональными депутатами и народом, образовалась пропасть, потому что мы с вами перешли на пропорциональные выборы и сегодня у нас депутаты-совместители? Работать с народом, вести приём, отвечать на запросы, защищать права граждан, биться за их интересы депутаты не могут, потому что если они хотят ещё кем-то быть и где-то получать зарплату, то они должны там работать. Поэтому серьёзнейшее концептуальное выпадение, так сказать, роли региональных парламентов совершенно очевидно. Что касается других стран. Я могу сказать, что на самом деле в большинстве стран региональные парламенты являются профессиональными, там депутаты работают на профессиональной основе, что даёт, естественно, им больше и власти, и влияния, и возможности вырабатывать чёткие решения. Мы же с вами имеем декоративные парламенты, парламенты карманные, парламенты ручные, которые полностью зависимы от исполнительной власти. (Шум в зале.) У нас с утра человек региональный депутат, а после обеда он... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГУДКОВ Г. В. Александр Петрович, я вряд ли вас смогу перекричать. ...а после обеда этот депутат занимается совершенно другой работой: он приходит к губернатору или к его заместителю с докладом, потому что является его подчинённым. Несуразность этого механизма власти совершенно очевидна. Меня, вообще, удивляет аргументация, которая содержится в отзывах: дескать, у нас регионы сами определяют, как им жить. Простите, пожалуйста, уважаемые коллеги, но разве не мы им дали, так сказать, правило пропорциональности? Разве не мы определяем многие другие правила игры? Разве не мы лишили сегодня регионы Российской Федерации милиции общественной безопасности, а это, кстати говоря, конституционное право? Когда нам надо, мы говорим: да, Федерация всё определяет, а когда мы вдруг вспоминаем, что у нас всё ещё федеративное государство и регионы, дескать, сами могут всё определить, тогда появляется какая-то странная логика - двойной стандарт, двойной подход к региональной власти. Уважаемые коллеги, мне ещё одно непонятно. Мы с вами все депутаты, мы с вами представительная власть, власть, которая сегодня обладает меньшими правами, чем любой другой парламент мира, и мы должны поддерживать своих коллег в регионах, мы должны давать им полномочия, мы должны давать им возможность влиять на политику, а вот то, что сегодня происходит, - это просто компрометация представителей законодательной власти как таковой. Мы с вами говорим о коррупции, говорим о недостаточных механизмах контроля. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГУДКОВ Г. В. Александр Петрович, у вас такой голос, я просто завидую порой. Мы с вами говорим о механизмах контроля, но кто контролировать-то будет власть? Механизмы парламентского контроля во всём мире работают, работают как федеральные механизмы, если это федеративное государство, так и региональные. Комиссии парламентского контроля... Посмотрите, в Федеративной Республике Германия восемьдесят восемь - девяносто комиссий парламентского контроля, то же самое в ландтагах, то же самое в парламентах других стран. А мы с вами двух человек в Курской области избрали на профессиональной основе - и пусть они всё делают: и защищают права граждан, и контролируют власть. Вот мы с вами сейчас будем рассматривать закон о парламентском контроле. Как мы с вами будем бороться с коррупцией, ведь механизмы борьбы с коррупцией - это контроль различных ветвей власти друг друга, в том числе через парламенты?! Парламенты представляет народ, который избирает эти парламенты, в отличие от чиновников, которые работают по назначению. Второй аргумент - это недостаток финансирования, что, дескать, региональные бюджеты должны будут финансировать профессиональную деятельность депутатов на местах. Ну это смешно: с этой трибуны представители правительства озвучили нам цифры по численности федеральных и региональных чиновников - один миллион восемьсот с чем-то тысяч, добавьте сюда два с половиной миллиона силовиков, добавьте сюда ФГУПы, МУПы, различные госкорпорации, различные компании с государственным участием, где сидят в советах директоров различные чиновники высшего ранга, - и мы не можем найти средства на содержание нескольких тысяч депутатов по стране, которые бы серьёзно, кстати говоря, усилили законодательную власть?! Это смешно в государстве, в котором 300 миллиардов в год разворовывается! Давайте поставим, так сказать, барьер из депутатов этой коррупции, и у нас денег хватит и на дороги, и на учителей, и на врачей, и, естественно, на нормальную работу органов власти, а то сегодня наши избиратели не знают, куда и к кому пойти: приёмных нет, депутаты приём не ведут. У нас по Москве один депутат на четыреста пятьдесят тысяч населения, по Подмосковью - на сто пятьдесят тысяч, и мы считаем, что это нормальная работа депутата с населением? В Великобритании один депутат на девяносто тысяч жителей, в Великобритании, стране с развитой демократией. Это депутат британского парламента, а у нас депутат регионального парламента по четыреста пятьдесят тысяч граждан должен, так сказать, обслуживать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГУДКОВ Г. В. Что? Даже миллион. Спасибо за подсказку и поддержку. Почему же мы тогда отказываемся поддержать этот закон? Копеечные для страны затраты, абсолютно копеечные. Кстати говоря, есть поддержка многих регионов, их желание создать профессиональные парламенты. Некоторые регионы сами пошли на это: я уже говорил, что три парламента в России уже работают на профессиональной основе. Мы сносим закон, а потом говорим: нам не хватает власти, нам не хватает полномочий, нам не хватает влияния партий. Вот каждая партия, приходя в парламент, если он профессиональный, будет развиваться, будет создавать фракцию, будет вести полемику, будет работать со СМИ. Сегодня депутаты по совместительству уже никого не устраивают. Вот объясните мне, пожалуйста, - я сейчас говорю даже не о партиях, не о партийной борьбе, не о наших с вами заморочках, - почему мы отказываем сами себе в поддержке в регионах? Мы с вами похожи на неких, так сказать, политических мазохистов, которые сами себя урезают в правах, сами себе отказывают в механизмах контроля, сами себя ограничивают в полномочиях, а сейчас мы с вами ещё и отказываем в праве сформировать нормальный депутатский корпус в регионах - удивительная логика! Уважаемые коллеги, на эту тему можно долго распространяться, я понимаю, что вечер, все устали, что полный аншлаг у представителей средств массовой информации, видимо, потом где-то в архивах мы с вами найдём наши дебаты, дискуссию... Мы с вами привыкли к тому, что мы вечером отклоняем важнейшие политические инициативы. И дело даже не в том, что от оппозиции эти инициативы идут... Они направлены на развитие в целом представительной власти, на её усиление, на формирование её роли, и в том числе эта роль даёт возможность политическим партиям дальше развиваться и влиять на курс страны. Мы с вами сейчас отказываем. Конечно, мы сейчас все очень заняты, нам нужно другие вопросы решать, но поверьте, что мы с вами сносим важнейшую политическую инициативу и сами пилим сук, на котором сидим. Мне очень жалко, что у нас не хватает ни мужества, ни сил, ни честности посмотреть друг другу в глаза и сказать, что мы с вами опустили значение представительной власти ниже ватерлинии, и в этом, к сожалению, и наша с вами вина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Владимирович. Перед тем как предоставить слово Галине Сергеевне Изотовой, я хочу всех депутатов, кто находится в здании Государственной Думы, пригласить к 17.00 на "час голосования". Галина Сергеевна, вам хватит семи минут для содоклада? Содоклад по данным законопроектам сделает от комитета Галина Сергеевна Изотова. Пожалуйста, Галина Сергеевна. ИЗОТОВА Г. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, уважаемая Любовь Константиновна! Действительно, Комитет по делам Федерации и региональной политике очень внимательно рассмотрел инициативы и просит уважаемых депутатов не поддерживать их. Собственно, Геннадий Владимирович очень детально прокомментировал те аргументы против, которые мы высказывали. Я хочу ещё раз на них очень коротко остановиться. Прежде всего, сегодня действующим законодательством действительно определены нормы, дающие самостоятельность нашим субъектам в определении и условий, и порядка работы представительных органов и конкретно каждого депутата отдельно. Закон, который был принят летом прошлого года, как раз решает задачи зависимости количества депутатов представительного органа субъекта от количества избирателей в субъекте Российской Федерации. Он вступит в силу в этом году, с 1 августа 2011 года. И последний аргумент, который, собственно, тоже комментировал Геннадий Владимирович, - это расходы бюджета. Я просто однозначно хочу ещё раз подчеркнуть, что бюджеты, расходы или расходные полномочия, или объём расходных полномочий бюджета субъекта, будут увеличены в связи с введением данных законопроектов. Мы работали с субъектами Российской Федерации. Отзывы поступили по первому законопроекту из сорока двух субъектов Российской Федерации - сорок не поддержали законопроект. По второму законопроекту, второй инициативе пришли отзывы от двадцати восьми субъектов - двадцать два не поддержали законопроект. Правительство Российской Федерации также не поддерживает представленные законопроекты. С учётом изложенного, уважаемые коллеги, Комитет по делам Федерации и региональной политике просит отклонить рассматриваемые законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Сергеевна. Есть ли у депутатов вопросы? Я прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Одиннадцать записавшихся. Предложение Раисы Васильевны Кармазиной: по одному вопросу от фракции. Я ставлю на голосование. Кто за предложение Кармазиной? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 30 сек.) Проголосовало за 301 чел.92,9 % Проголосовало против 22 чел.6,8 % Воздержалось 1 чел.0,3 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Принято. От фракции КПРФ - Локоть Анатолий Евгеньевич. Пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемая Галина Сергеевна, данные законодательные инициативы возникают потому, что объективно существует монополизм власти одной политической партии - угадайте какой - и в Государственной Думе, и в субъектах Российской Федерации. Именно бесправие, именно вот эта невозможность реализовать себя оппозиции подталкивают к тому, что рождаются подобные законодательные инициативы. Можно сколько угодно примеров приводить, когда "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не оставляет возможности работать депутатам от оппозиции на оплачиваемой основе, на освобождённой основе, с одной стороны. С другой стороны, существует опыт 131-го закона о местном самоуправлении, когда мы продиктовали федеральным законом, какой процент депутатов на освобождённой основе допускать можно местному самоуправлению. На ваш взгляд, а сколько можно было бы допустить именно им в субъектах?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Галина Сергеевна. ИЗОТОВА Г. С. Я всё-таки ещё раз подчеркнула бы, что сегодня действующее законодательство даёт субъектам самостоятельность в определении данных процентов, условий. И давайте мы всё-таки эту самостоятельность оставим. Давайте лучше искать новые формы, как повысить эффективность, если где-то эта эффективность недостаточна, представительных органов наших субъектов, муниципалитетов, чтобы работать более эффективно и слаженно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР кто задаст вопрос? Депутат Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Вот у меня вопрос к комитету. Вы просчитали неэффективность данного предложения, а у меня вопрос: а вы сравнивали вот, например, на примере Москвы, которую проверила Счётная палата, какой ущерб нанесла система однопартийная?.. Фактически во всех субъектах система парламента однопартийная, где контрольные функции... то есть работа на профессиональной основе отдаётся либо послушным каким-то от оппозиции... но в основном это все от одной партии, руководящей. Какой ущерб это наносит? Вот в Москве в несколько сот миллиардов рублей нанесён был ущерб однопартийной системой, тем, что работают люди, которые, ну, мягко говоря, все состоят в одной партии. И отсутствие механизмов парламентского контроля... Какой они ущерб находят? Вы сравнивали? Вот вы говорите, что это дополнительные расходы бюджетов, а сравнивал ли комитет ущерб, который нынешняя система наносит бюджету субъекта?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Галина Сергеевна, только коротко. ИЗОТОВА Г. С. Ну, действительно, вопрос контроля, парламентского контроля у нас ещё, я так понимаю, впереди, и мы будем к этой теме возвращаться и возвращаться. Что касается конкретных цифр по какому-либо конкретному субъекту Российской Федерации, ну, вы знаете, надо отдельно по каждому субъекту и смотреть. Я думаю, что через какое-то время и по городу Москве, и по шагам, сделанным ранее представительными органами... мы ещё к этой теме не раз вернёмся и посмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Сергеевна, пока присаживайтесь. Но ещё вопросы остались от двух фракций.
Продолжаем рассмотрение законопроектов под пунктами 13.1 и 13.2. Есть ли желающие от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" задать вопрос докладчику, содокладчику? Нет. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"? Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Геннадию Владимировичу. Геннадий Владимирович, насколько я помню, было определение Конституционного Суда Российской Федерации по иску, кажется, депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания о том, что его неравное положение в отношении материальных ресурсов и невозможности исполнять депутатские полномочия на постоянной основе является ущемлением его законных прав, так сказать, в сравнении с другими депутатами, которые работают на постоянной основе. Насколько я помню, определение Конституционного Суда было в пользу этого депутата. Мне кажется, что вы правы, говоря о том, что все депутаты должны находиться в равных условиях, потому что за них голосуют избиратели в равных условиях. Поэтому я считаю, что нужно будет вернуться ещё раз к... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Владимирович, пожалуйста, ответьте. Включите микрофон. ГУДКОВ Г. В. Вопрос правильный, часть депутатов действительно обращались в различные судебные инстанции по этому вопросу, абсолютно реальному. То, что, конечно, разные возможности создаются для тех депутатов, которые на профессиональной основе работают, и для тех, кто на непрофессиональной, совершенно очевидно. Но ещё больше очевидна зависимость депутатов, которые в регионе исполняют какую-то функцию или задачу, от исполнительной власти. Исполнительной власти выгодно иметь парламент, который не имеет самостоятельности, выгодно иметь зависимых депутатов. Поэтому, конечно, когда мы с вами получаем отзывы субъектов Федерации, мы получаем в большинстве своём те отзывы, которые подготовлены вот этими карманными парламентами, и, естественно, в подавляющем большинстве они пишут, что они против. Я, честно говоря, могу только сожалеть о том, что у нас такая законодательная власть, представительная власть в Российской Федерации. Конечно, конституционные возможности разные, и этот вопрос надо решать, вот эту дискриминацию надо устранять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Трое: Федоткин и Коломейцев и Рохмистров. Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, законопроект чрезвычайно важен, потому что определяет условия, правила жизни для всех, кто находится в России. Вот у нас все освобождённые, профессиональные работники. Посмотрите сегодняшнюю повестку дня: из двадцати четырёх вопросов двадцать три - это внесение изменений в ранее нами же принятые законы. Наверное, это говорит о качестве нашей работы, хоть мы и работаем на профессиональной основе. Вначале разрешаем только по одному вопросу, по одному выступлению, а потом начинаем перерабатывать законы. На местах, внизу, в регионах, в муниципалитетах работы не меньше, чем у нас, - ещё больше работы, а денег у них значительно меньше, они всегда на пределе дефицита, и там не как здесь, нужно послушать одно выступление, а обсудить сто раз, чтобы как-то ситуацию разрулить. Возьму Рязанскую область. У нас из девятнадцати депутатов (на профессиональной основе, я имею в виду) семнадцать, или 95 процентов, - это депутаты от "ЕДИНОЙ РОССИИ", один депутат от ЛДПР и один от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Остальные депутаты, больше половины, работают на непрофессиональной основе. Теперь сравним эффективность их работы: в конце концов, качество закона должно, наверное, определяться эффективностью работы депутатов. Освобождённый, работающий на профессиональной основе депутат может в рабочее время поехать, изучить какую-то практику бюджетного финансирования детей, семей, физкультуры и спорта, культуры... Неосвобождённый должен в это время работать на своём рабочем месте. Освобождённый может в рабочее время поучаствовать в слушаниях, совещаниях и тоже как-то корректировать те законопроекты, которые вносятся. Неосвобождённый такой возможности не имеет. Освобождённый депутат в рабочее время может поехать в организацию, выступить, отчитаться, послушать, показаться, иногда порисоваться, неосвобождённый - только вечером, когда все организации уже прекращают работу. То есть как ни посмотреть, те, кто работает на непостоянной основе, сегодня отсечены от законодательной деятельности, по крайней мере от эффективной. На выборах мы говорим, что очень высока роль каждого депутата, а фактически у нас сегодня правит только одна "ЕДИНАЯ РОССИЯ", остальные партии, депутаты не имеют такой возможности. Это получается не эффективность, а просто издевательство над тем, что обещали мы избирателям. Это не демократия, а наоборот, какая-то партократия, которую мы проходили и которая принесла уже много бед. Поэтому я считаю, что законопроект сегодня крайне актуален. Нам намного выгоднее будут освобождённые депутаты на всех уровнях региональной власти, чем то, что многие будут днём работать, а вечером немножко, между делом заниматься законами. Такие законы, "между делом", принесут России много вреда, поэтому надо найти небольшие средства и всех депутатов перевести на профессиональную основу. Это будет и демократично, и эффективно с точки зрения депутатского корпуса, это, в конце концов, будет в интересах народа, потому что не будет главенствовать одна партия, а будут разные точки зрения, чего мы не имеем сегодня ни в Государственной Думе, ни в региональных Думах. Я думаю, что, если мы этот законопроект не примем сегодня, это породит массу новых бед, а потом мы будем искать причины: почему мировой кризис, почему у нас бюджет от нефти зависит, почему у нас детей не рожают, почему у нас нет квартир и так далее, и так далее? А вся причина в том, что сегодня везде доминирует мнение одной партии, буквально довлеет. Я ещё раз приведу пример Рязани. 57 процентов голосов набрала "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а мест захватила девяносто пять - вот вам и вся демократия! Я считаю, данный законопроект - неважно, от кого он исходит, - это крайняя потребность, необходимость, для того чтобы действительно какие-то наши законопроекты были более профессиональными и отвечали не нашим нуждам, не нуждам "ЕДИНОЙ РОССИИ", а народа. Я предлагаю, призываю поддержать данные законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Ну, во-первых, я по ведению. Хотел спросить: не оскорбляет ли автора, что два его законопроекта поставлены в альтернативе? Вы вдумайтесь: как могут быть альтернативными законопроекты одного автора? Ну, вероятно, это неважно при обсуждении. Второй вопрос - к Геннадию Владимировичу, раз он не возражает. Скажите, пожалуйста, в заключительном слове... Ну, вы один законопроект внесли в феврале, второй - в сентябре. Может быть, тем, который вы вносили в сентябре, можно было поглотить тот, что был внесён в феврале, и внести всё одним законопроектом? Ну, и по сути. Продолжая тему выступления Владимира Николаевича, хочу сказать: вот в Ростовской области пятьдесят депутатов, из них сорок пять - от "ЕДИНОЙ РОССИИ", пять - от КПРФ, но одиннадцать освобождённых постов занимают представители "ЕДИНОЙ РОССИИ". КПРФ, работающая на неосвобождённой, непостоянной основе, не пропустила ни одного заседания комитета и всегда готовится, задаёт вопросы, готовит проекты, выступает и на заседаниях комитетов, и в Заксобрании, а одной трети "ЕДИНОЙ РОССИИ", как правило, не бывает. Но обидно другое. Зачем же у нас президент уже несколько раз провозглашал тезисы о расширении демократии и строительстве гражданского общества, если здесь, в этом зале его просто никто слышать не хочет? Сначала не хотели сделать мажоритарные выборы в муниципалитеты, два года в первом чтении продержали законопроект, потом вернули пропорциональную систему и после этого внесли усечённый. Конституционный Суд, подчёркиваю, который якобы у нас имеет приоритет и чьи решения обязательны, действительно по заявлению депутата партии КПРФ из Алтайского края провёл заседание и определил, что это необъективно, когда на выборах одна партия захватывает все платные должности и фактически использует их во благо себе, а не избирателям. Третий вопрос. Мне кажется, что если глава государства, который в принципе является отцом нации, определяет на какой-то срок базовые вопросы, то его надо слушать, независимо от возраста. Ну чего же мы всё время допускаем, чтобы он в одном, втором, третьем послании говорил одно и то же на одну треть? Это неправильно. Мы считаем, что надо поддержать инициативу, доработать. И вообще, мне кажется, наша законодательная работа должна строиться как раз вокруг посланий и указов президента, которые должны определять стратегию развития страны. Не плакаты "Стратегия-2015" - на пять лет стратегии не бывает, стратегия бывает минимум на двадцать лет, - не чьи-то установки, не бесконечные форумы, на которые проезжается, так сказать, и проедается масса бюджетных денег. Вы обратите внимание, что у нас по всей стране - одни форумы, куча депутатов, куча губернаторов, куча мэров, куча пэров ездят и обсуждают чего-то. Как и международные, кстати, форумы - то "Зелёная неделя...", то "синяя неделя", то ещё что-нибудь, но ни на одной международной выставке за последние пять лет не появилось ни одного российского образца ни техники, ни даже плаката. Но денег проезжается масса. Мы считаем, что, если депутаты будут в равных условиях - особенно если их будут выбирать по волеизъявлению избирателей, а не по рисованию, - тогда не будет допускаться и таких вопросов, как были обнаружены Счётной палатой в Москве, хотя я не хочу ничего говорить о Юрии Михайловиче. Убеждён: дай сейчас команду проверить любую власть любого уровня - можно накопать не меньше. Точно так же, как и по Ходорковскому: можно любого из тысячи самых богатых людей России взять, и живущих в Лондоне, и живущих в России или приезжающих сюда на шабашку, - и будет то же самое. Мы считаем, что только справедливые, объективные выборы и объективное распределение ресурсов, полученных в результате выборов, может, в общем-то, ну, несколько нормализовать ситуацию в России. В противном случае Манежи и все эти вопросы будут нарастать. Мы поддержим этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, тут можно много говорить о том, как мы боремся с коррупцией, о том, насколько справедлив или несправедлив метод Империали, когда народ голосует по одним процентам, а парламенты получаются совершенно другие в процентном отношении. Можно многое говорить, но в части этого законопроекта, вообще, непонятная коллизия. У нас по закону законы субъектов не могут противоречить федеральному законодательству, с этим, наверное, согласятся и те юристы. Если мы на уровне Федерации говорим, что брать взятки нельзя и за это в тюрьму, и если региональный парламент примет закон, по которому они введут в рамках закона своего субъекта, что у них взятки брать можно, то, наверное, всё-таки такой закон будет опротестован. Возьмём отношения депутатов. Сегодня на федеральном уровне, в нашем с вами парламенте, занятие депутата Государственной Думы иной деятельностью, за исключением преподавательской и научной, является основанием для того, чтобы у депутата отобрать мандат депутата и лишить его права заниматься деятельностью депутата. Что у нас происходит на уровне субъектов? На уровне субъектов у нас же это закон: пожалуйста, занимайся, будь хоть директором предприятия, хоть директором департамента, хоть в исполнительной власти, если ты, так сказать, на общественных началах депутат, ходи и лоббируй свою деятельность. Ну так же нельзя, мы с вами всё-таки в одном государстве живём! И если мы говорим, что сам принцип представительной власти говорит о независимости депутата от бизнеса или от других каких-то вещей, то, наверное, хотя бы юридически эту норму надо бы соблюдать. И поэтому, если мы говорим о том, что орган власти субъекта является государственным органом власти, можно где-то сделать какие-то ремарки в части муниципальных депутатов, в части государственной власти должно быть полное соответствие федеральному уровню уровня государственной власти субъектов. И поэтому депутаты, которые занимаются распределением бюджета субъекта, что всё-таки немаловажно, наверное, должны быть, ну, хотя бы юридически независимыми. В этой части поддержать законопроект мы с вами просто обязаны, так как мы обязаны привнести норму федерального закона на уровень субъекта, потому что сегодня существует явное противоречие. Или тогда пересмотреть закон о статусе депутата и в нашем парламенте ввести тоже, наверное, депутатов Государственной Думы на общественных началах, тогда будет всё понятно, что, где и как у нас происходит. Законопроект в этой части надо поддержать. Если говорить всё-таки о коррупционности и о том, что сегодня происходит в реальности, необходимо, наверное, развивать инициативу президента, потому что то, к чему это приводит, наверное, уже знают и президент, и мы с вами, и все другие жители. Приводит это, к сожалению, к тому, что мы никак не выйдем из коллапса в экономике, мы никак не можем сдвинуться с мёртвой точки, несмотря на хорошие законы, которые вроде как соответствуют мировым стандартам в части борьбы с коррупцией, успехи у нас не сильно весёлые в этой части. Наверное, совершенствование политической системы - курс был уже указан президентом в отношении минимального уровня парламента - и то, что вписывается в эту концепцию идея, что депутаты должны стать хотя бы на уровне государственной власти независимыми от бизнеса, во всяком случае впрямую не лоббировать интересы собственного бизнеса, - это мы с вами должны поддержать. Ну и, наверное, самое страшное - это тот метод Империали, который ввели на сегодняшний день везде, где его даже не было. Очень сложно объяснить людям, как это так, что вроде как ЛДПР получила 15 процентов на выборах, а по факту её процент в парламенте составляет 3 процента. При том же самом проценте голосования в том или ином субъекте депутатов ЛДПР вдруг в парламенте стало в два раза меньше, и на общественных началах, либо когда администрация сама выбирает, кому... Вот пример Рязанской области был, где, собственно говоря, нас-то никто не спрашивал, кого из депутатов, которые прошли, мы хотели бы оставить на постоянной основе, они сами определяют, кто будет работать на постоянной основе. И, по мнению партии, это далеко не самый эффективный депутат, не тот, кого мы хотели бы видеть в качестве человека, который получает зарплату за свою депутатскую деятельность. Поэтому в этой части мы, фракция ЛДПР, поддерживаем настоящий законопроект и призываем и другие фракции поддержать, в том числе и "ЕДИНУЮ РОССИЮ". Ну надо прислушаться, наверное, к тому мнению, которое высказывал президент, это как раз в русле его концепции, постановки вопроса. Если "ЕДИНАЯ РОССИЯ" к своему президенту не будет прислушиваться, я не знаю тогда, чья это партия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить с заключительным словом у докладчика? У содокладчика? Геннадий Владимирович, пожалуйста. ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Любовь Константиновна. От фракции у нас выступления нет, поэтому... Ну я прежде всего отвечаю на вопрос Николая Васильевича Коломейцева, почему вносили эти законопроекты: надеялись на понимание, на конструктивный диалог о том, что надо действительно укреплять представительные органы власти. К сожалению, диалога не получилось, увы. По источникам финансирования. Уважаемые коллеги, сегодня исполнительная власть выполняет поручение президента о сокращении 20 процентов чиновников - вот у нас с вами источники, немереное, так сказать, поле для увеличения финансирования представительной власти. Что касается самой ситуации, то, честно говоря, грустно, потому что мало того наша представительная власть почти ничего не представляет из себя, к сожалению, так она ещё и все полномочия сдаёт. Власть, которая не борется за свои полномочия, - это не власть, это, к сожалению, имитация власти. Вот берите пример с Правительства Российской Федерации: не проходит и месяца, как правительство вносит какую-нибудь инициативу, которой укрепляет свои полномочия, возможности и так далее. Наш же парламент, уважаемые коллеги, - это вина в том числе и в первую очередь правящей партии - сдаёт полномочие за полномочием. Давайте вспомним последние несколько лет. Мы с вами сдали уже Счётную палату, руководящие органы которой формируются теперь уже тоже по поручению, так сказать, что касается внесения кандидатур. Мы с вами ликвидировали одномандатные округа, хотя во всём мире партии выдвигают в одномандатных округах своих депутатов и это считается очень честной и правильной системой выборов, вся Европа, большинство стран мира делают именно так, и Америка, кстати говоря, тоже. Мы с вами уже полностью устранились и из бюджетного процесса: у нас Минфин приносит бюджет - и уже через две недели мы в восторге, так сказать, и в едином порыве принимаем этот бюджет. Кажется, говорили журналисты о том, что, по-моему, правящей партии дали право поправить параметры бюджета на 0,2 процента, - конечно, огромное достижение представительной власти, которая обязана защищать и отстаивать интересы народа! Мы с вами уже не участвуем в работе никаких серьёзных коллегиальных органов, где принимаются решения, действительно важные для страны: ни в Совете Безопасности, ни в Национальном антитеррористическом комитете, ни в Национальном антикоррупционном комитете. Там ни депутатов, ни представительной власти нет, сами чиновники решают проблемы и исправляют те недостатки, которыми они сами страдают, - прекрасная, замечательная система власти! Нам ещё осталось (действительно, как правильно предложили коллеги, по-моему, из ЛДПР) перейти на общественные начала, не имитировать вот эту бурную, кипучую деятельность, не пудрить мозги населению, что мы с вами действительно что-то решаем, чем-то управляем. Вот сегодня мы... А потом, когда у нас в стране что-то будет происходить, будем с вами, коллеги, говорить: "А мы ничего не могли сделать, вы знаете, были такие условия, что мы ничего не могли сделать, мы как бы были поставлены в такие условия, что у нас ни полномочий не было, ни возможностей. Мы ни министра не можем вызвать, ни наказать никого, ни контрольные мероприятия провести, мы ничего не можем, мы не виноваты". Так всё время бывало. Вспомните 91-й год, когда подавляющее большинство партийных функционеров говорили: "А это не мы, это ЦК, это вот Политбюро. А мы-то что? Нам давали команды, и мы эти команды выполняли". И сегодня мы делаем то же самое, а потом скажем: "Это не мы виноваты, что со страной что-то происходит. Это не мы виноваты, когда у нас люди выходят на Манежную площадь и начинают друг друга по национальному признаку, так сказать, преследовать. Это не мы сегодня допустили разрастание террористической угрозы и фактически необъявленной гражданской войны на Кавказе". Это не мы с вами, потому что мы с вами действительно лишены полномочий аж с 93-го года. У нас с вами вообще никаких полномочий не осталось. Спасибо, что нам ещё позволяют ходить в зал и нажимать кнопки, спасибо, как говорится, партии родной, за наше счастье. Вот то, что мы с вами сегодня имеем. И когда я предлагаю, мы предлагаем увеличить полномочия представительной власти, чтобы она не только статистом была, но и что-то делала, нам говорят: нет. Уважаемые представители исполнительной власти, обратите внимание, что у вас плохо с инстинктом самосохранения стало в последнее время, потому что депутаты - это не только представительная власть, но это ещё и связь власти с народом, а у нас сегодня в народе происходят достаточно опасные процессы. И обратите внимание, даже сегодня, если что-то в стране происходит, кто у нас отдувается на телевидении, кто объясняет народу, что происходит в стране, кто пытается наметить какие-то... Вот теракт - кто у нас на телевидении от правящей партии? Васильев, Гришанков и так далее, они объясняют, ни один министр, ни один начальник федерального агентства, ни один крупный чиновник с народом не общается, а общаются депутаты, ещё общаются депутаты, народ ещё слушает депутатов. И тем не менее даже сегодня исполнительная власть в силу своих каких-то страхов и опасений боится дать полномочия региональным парламентам, она против, она боится, что будет усиление представительной власти и там потребуют наконец-то реальных полномочий, а если будут эти реальные полномочия, будет реальный контроль и не будет такой коррупции и такого беспредела в стране. Но мы с вами сегодня всё сдаём, мы с вами отказываемся от полномочий, мы не готовы сейчас поддержать наших коллег в региональных парламентах вне зависимости, кстати говоря, от партийной принадлежности. Вот что мы с вами сегодня делаем! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГУДКОВ Г. В. Я понимаю, что полшестого, я понимаю, что через полчаса заканчивается наш с вами плодотворный, насыщенный и судьбоносный рабочий день, но надо понимать, что мы с вами дадим народу, кем мы останемся в его памяти. Мы с вами вошли по крайней мере в текущую историю России. Что мы ей дадим - статистический момент проходной или действительно что-то такое, что потом послужит благу страны и народа? Вот об этом надо уже думать. Мы с вами работаем последний год, потом у нас будет памятная фотография, а потом многие из нас с вами, наверное, не смогут вернуться в состав Думы или не захотят по каким-то причинам. Что после нас останется? Какая память? То, что мы сдали всё, что могли? То, что мы отказались от всего, от любой ответственности, которую обязаны были взять на себя? Вот это будет след наш в истории. Мне очень жалко, что у нас сегодня такие партии и такой парламент. Знаете, я понимаю, что, может быть, это некорректно, но, как говорили в фильме, перефразирую: такой парламент нам не нужен. Нам нужны депутаты, способные действительно отстаивать свою точку зрения, способные действительно бороться за свои полномочия, способные брать на себя ответственность. Вот к этому мы, собственно говоря, этим законопроектом призывали вас. Очень жалко, что у нас сегодня большинство намерено голосовать против. Я всё-таки обращаюсь к здравому смыслу и предлагаю поддержать этот законопроект. Предлагаю сделать что-то действительно важное и полезное. Ну, надеюсь всё-таки на понимание. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галина Сергеевна Изотова, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. ИЗОТОВА Г. С. Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Владимирович! Да ничего сегодня регионы у нас уже не боятся! Вдумайтесь: регионы против данных законопроектов. Нельзя заставить быть счастливым, нельзя повысить эффективность работы представительных органов власти только сверху - нельзя это сделать. Давайте лучше искать, дорогие коллеги, формы повышения эффективности работы наших представительных органов вместе, включая наше взаимодействие с представительными органами субъектов, а не ограничивать права субъектов. И это должно быть сегодня главным вопросом. Я прошу, уважаемые депутаты, не поддерживать законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента? Нет. Коллеги, в рамках "часа голосования" я ставлю на голосование пункт 13.1. Это у нас альтернативные законопроекты, поэтому рейтинговое голосование. Кто за принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) На голосование ставится пункт 13.2 - проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4, 11 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты голосования по пункту 13.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 39 сек.) Проголосовало за 133 чел.29,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 134 чел. Не голосовало 316 чел.70,2 % Спасибо. Покажите результаты голосования по пункту 13.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 17 сек.) Проголосовало за 132 чел.29,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 132 чел. Не голосовало 318 чел.70,7 % Сто тридцать три и сто тридцать два. Я снова ставлю на голосование пункт 13.1, так как он набрал большее количество голосов. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 01 сек.) Проголосовало за 133 чел.29,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 134 чел. Не голосовало 316 чел.70,2 % Результат: не принято Не принято.