Заседание № 203
10.01.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 286162-4 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в части сокращения срока подачи уведомления о проведении публичного мероприятия).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2954 по 3796 из 6023
Пункт 12. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Доклад Геннадия Владимировича Гудкова. Пожалуйста, Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы здесь горячо спорим об участии народа в выборах, а мой законопроект, собственно говоря, направлен на то, чтобы у нас меньше было причин и поводов для формирования неких крайних форм протеста, которые мы называем радикализмом, экстремизмом и так далее, и тому подобное. На самом деле реализация права граждан мирно, без оружия, собираться, шествовать, митинговать и так далее в соответствии со статьёй 31 Конституции сегодня регулируется специальным законом, который мы с вами не так давно принимали, и там установлен срок от десяти до пятнадцати дней, не позднее которого каждый организатор должен подавать заявку на проведение такого митинга, шествия, манифестации. Что, собственно говоря, получается? Получается то, что какие-то события, которые происходят в стране, утрачивают актуальность и народ, собственно говоря, лишён возможности высказать оперативно, быстро свою позицию, своё отношение к действиям или бездействию власти, к тому или иному событию в стране. Я считаю, что на самом деле это чрезвычайно плохо, потому что самое страшное, наверное, для страны - это загнанный вглубь, в подполье протест, невозможность граждан России цивилизованно, мирно, как и устанавливает Конституция Российской Федерации, высказать свою точку зрения, свой взгляд на происходящие в стране события. Таким образом мы с вами провоцируем некий протест, который сначала формируется на кухне, потом этот протест перетекает в различные подпольные организации, приобретает экстремистские формы, и потом мы всей страной начинаем бороться с экстремизмом, проводим совещания, принимаем законы и так далее, и тому подобное. Я от группы авторов выступаю по законопроекту, и мы предлагаем сократить этот срок до пяти дней, хотя на самом деле во втором чтении, я думаю, мы могли бы принять и гораздо меньший срок. Я не буду аргументировать, почему это нужно сделать, это совершенно очевидно. Я просто хочу поспорить с аргументацией, которая высказана в официальном отзыве Правительства Российской Федерации. Здесь написано, что, дескать, власти нужно десять дней, для того чтобы понять, что вообще происходит, провести консультации и так далее. Ну, вы знаете, можно было бы согласиться с этой точкой зрения, если бы наша власть была малочисленна, если бы у нас действительно был маленький бюрократический аппарат, но если мы обратимся к статистике, то увидим, что у нас на сто сорок три миллиона населения свыше полутора миллионов чиновников различных мастей и свыше полутора миллионов сотрудников МВД, которое является всего лишь одним из правоохранительных органов, может быть основным, обеспечивающих общественную безопасность в ходе проведения митингов, шествий, манифестаций. Если три миллиона чиновников и правоохранителей не в состоянии меньше чем за десять дней организовать и обеспечить безопасность граждан, то зачем нам такая армия, которая ничего не в состоянии решить? Может быть, её сократить раза в три? Тогда, может быть, действительно нужно будет десять дней, для того чтобы провести согласования по любому шествию, митингу и так далее. С тех пор, когда принимался закон, прошло определённое время. У власти появился опыт, она научилась организовывать, обеспечивать безопасность митингов, шествий, манифестаций. Сегодня в любом силовом ведомстве существуют специальные планы, специальные разработки, которые используются при любом таком массовом мероприятии. Они достаточно чётко отработаны, и проблем с безопасностью массовых мероприятий, как показывает наша статистика, абсолютно никаких не возникает. Поэтому на самом деле аргументация правительства, что вот именно десять дней нужно власти, чтобы принять меры по обеспечению безопасности, не выдерживает никакой критики. Что касается других вопросов, то, ещё раз говорю, мы десятидневным или даже пятнадцатидневным сроком загоняем протест вглубь, это очень опасно. И президент нашей страны, глава государства, обеспокоенный нарастанием экстремистских настроений, - а мы с вами видим, что, к сожалению, это происходит, - даже проводит совещание с политическими партиями, призывая к тому, чтобы предпринять определённые шаги для обеспечения стабильности и безопасности Российского государства. Собственно говоря, именно этой идеей и пронизан наш законопроект - идеей стабильности и безопасности Российского государства. Мы хотим действительно дать гражданам возможность оперативно реагировать на события в стране, не ждать десять или пятнадцать дней, не получать фактически разрешение властей на этот митинг, а собираться и делать то, что им разрешает российская Конституция, её 31-я статья. Я могу привести массу примеров, когда подобное положение, вот эти десять - пятнадцать дней, приводит к казусам и даже столкновениям. Ну, например, возьмём Ингушетию: когда Народная партия Российской Федерации подала заявку о проведении митинга за двенадцать дней, её потеряли (в кавычках), несмотря на то что прокурор писал о том, что он не рекомендует проводить такой митинг, министр внутренних дел писал письмо, что не рекомендует проводить митинг, тем не менее оказалось, что сама заявка потеряна. Ну, за двенадцать дней действительно можно и потерять, можно забыть уже про этот митинг и так далее. И кончилось это тем, что на площади произошло фактически столкновение организаторов этого митинга. Более того, один из депутатов Народного Собрания Ингушетии был задержан и более трёх суток, несмотря на то что Конституция республики гарантировала ему неприкосновенность, находился в тюремной камере. Кому нужен, как говорится, этот конфликт на ровном месте, я понять не могу. Могу привести такой же пример по Калининградской области, да и по ряду других, когда, допустим, в ходе выборов Народную партию, вторую по рейтингу в Калининградской области, сняли с выборов, в просьбе разрешить провести соответствующее шествие, чтобы выразить отношение к бездарным действиям администрации, было отказано. Было заявлено, что нужно ждать пятнадцать дней, только через пятнадцать дней можно будет проводить митинг, поскольку якобы городские мероприятия не позволяют провести какой-то там митинг. Таким образом, как мы с вами видим, протестные настроения загоняются вглубь, а потом мы начинаем разбираться, почему же у нас возникает ваххабитское подполье, почему у нас появляются профашистские, националистические и прочие организации. Они и появляются потому, что мы загоняем протест вглубь. Поэтому мы, авторы законопроекта, которые представляют и фракцию "Единая Россия", и другие фракции, - здесь и Безбородов Николай Михайлович, и Сергей Николаевич Бабурин, - мы предлагаем дать более оперативный, более нормальный и более цивилизованный порядок разрешения шествий, манифестаций и митингов, чтобы как раз и обеспечить цивилизованное выражение точки зрения населения, определённой части населения, чтобы снять эту проблему, чтобы действительно это можно было сделать оперативным путём, а не загонять фактически вот эти протестные настроения вглубь. Мне кажется, что законопроект полезен. Он развивает закон, который мы с вами принимали, "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Если мы внимательно посмотрим существующую в Российской Федерации практику, то у нас, собственно говоря, никаких проблем с безопасностью не возникает, нет практически ни одного мероприятия, где бы не была обеспечена достаточная безопасность. То есть сегодня есть опыт, который надо реализовать. Поэтому, мне кажется, законопроект может быть поддержан, я думаю, нужно его поддержать. Более того, в конечном итоге мы здесь идём в ногу с главой государства, который сегодня обеспокоен нарастанием в обществе экстремистских настроений. Таким образом, внося изменения в наше законодательство, мы помогаем исполнительной власти снять часть этой проблемы. Поэтому прошу уважаемых коллег поддержать этот законопроект, думаю, что он направлен на благо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад от Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций сделает Багишаев Зайнулла Абдулгалимович. Пожалуйста. БАГИШАЕВ З. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Представленный законопроект направлен на сокращение сроков подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий. Предлагается установленную действующим законом норму - не ранее пятнадцати и не позднее десяти дней заменить нормой - не ранее семи и не позднее пяти дней. Данное предложение не согласуется с другими статьями Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в частности со статьями 5 и 12. Согласно статье 12 в течение трёх дней со дня получения уведомления орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления должен довести до сведения организаторов публичного мероприятия предложение об изменении места и времени проведения публичного мероприятия. А в соответствии со статьёй 5 не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия организатор должен в письменной форме информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о принятии его предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении. То есть в соответствии с требованиями указанных статей только на согласование вопросов о месте и времени проведения публичного мероприятия в лучшем случае понадобится в общей сложности не менее шести дней. Таким образом, исходя из установленных законом норм снижение нижней планки срока уведомления о проведении публичных мероприятий до пяти дней нереально по своей сути. Что касается верхней планки, то предлагаемое в законопроекте сокращение срока до пяти и до семи дней может создать сложности для выполнения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления тех обязанностей, которые предусмотрены для них в статье 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Принимая во внимание, что данная законодательная инициатива ухудшает условия проведения публичных мероприятий для его организаторов и не даёт возможности органам исполнительной власти создать нормальные условия для их проведения, комитет предлагает отклонить представленный законопроект. Правительство Российской Федерации и Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству также не поддерживают данный проект закона. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться. Покажите список. Попов Сергей Алексеевич. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. У меня вопрос к представителю комитета. Вот вы всё говорили: хуже, лучше станет органам власти. А гражданам-то от этого закона лучше станет, по вашему мнению, или хуже? Мы же о гражданах должны в первую очередь думать. БАГИШАЕВ З. А. Гражданам станет лучше, если данное мероприятие - митинг, шествие, пикетирование, демонстрация - будет в высшей степени организованным, чтобы каждый из участников данного публичного мероприятия, как говорится, мог в соответствии с законом осуществить своё право на участие в тех мероприятиях, о которых мы говорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Овсянников Владимир Анатольевич. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к Геннадию Владимировичу Гудкову. Геннадий Владимирович, если мне не изменяет память, вы, являясь членом фракции "Единая Россия", в общем-то, участвовали, и активно, наверное, участвовали, в голосовании в том числе и по поправкам в законодательство, которое немножко ограничивает права граждан на шествие, на митинг и так далее, и тому подобное. И вот сегодня я хотел бы узнать, где, на каком этапе вы сами себе создаёте проблемы, потом пытаясь их решить путём внесения таких законодательных инициатив, которые изначально провальны? То есть я не понимаю, где согласованность работы во фракции? Судя по докладу комитета, законопроект идёт на отклонение, вы же пытаетесь доказать обратное своим коллегам. То есть я не пойму, в каком плане вы пытаетесь показать себя как депутат фракции "Единая Россия" - как борец за справедливость либо это просто очередной пиар-ход накануне выборной кампании, чтобы с треском сложить с себя членство в этой фракции, перейти в другую, создать?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Гудкову. ГУДКОВ Г. В. Я сожалею только об одном - что вы не посмотрели на дату внесения этого законопроекта. Он, по-моему, полтора года находился под сукном, поэтому здесь о каком-то пиаре или приуроченном событии вообще не может идти речь. Эта поправка была внесена после того, как произошли события в Калининградской области, которая сегодня является достойным продолжателем дел Туркменбаши. И, собственно говоря, эта поправка была направлена на то, чтобы ликвидировать конфликты, возникающие в ходе региональных избирательных кампаний. Поэтому, наверное, смысл моего поведения совершенно очевиден. Это моя точка зрения, которая поддержана рядом моих коллег. Я умышленно не собирал подписи, хотя мог бы, наверное, собрать и двадцать, и тридцать подписей. Вы все, сидящие в этом зале, прекрасно понимаете, что я прав, а аргументация, которая сегодня прозвучала, к сожалению, имеет право на жизнь, но не может считаться серьёзной. Поэтому я, честно говоря, удивлён вот такому вопросу. Если вам нужны какие-то более детальные пояснения, ради бога, я в кулуарах готов их дать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос Кузнецова Виктора Егоровича. КУЗНЕЦОВ В. Е. Я хотел тоже Геннадию Владимировичу задать вопрос. Геннадий Владимирович, вы, наверное, хорошо знаете, что сама процедура согласования, проведения этих общественных мероприятий весьма, что называется, нелогична, и, более того, она используется властью с целью вообще дезорганизации этих мероприятий. Речь идёт о том, что власть совершенно не обязательно... вернее, не несёт никакой ответственности, если своевременно не даст ответ на заявки всех вот этих движений о проведении каких-то мероприятий. Или она может внести одно предложение, затем другое, а потом начинается долгий процесс согласования этих процедур, в то время как надо организовать людей, действительно обеспечить организованное и безопасное проведение мероприятий, срываются по времени все эти вещи. Поэтому регулирование только вот этой, скажем, границы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте, Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В. Виктор Егорович, я сейчас хотел бы просто опустить политический смысл вопроса. Да, к сожалению, в ряде регионов власти действительно используют десятидневный срок для значительного затягивания решения вопроса. Я приводил пример, что в Ингушетии умышленно потеряли заявку, есть и другие примеры по регионам Российской Федерации. Но на самом деле власть на сегодняшний день приобрела уже достаточный опыт. Когда принимали закон, я тоже спорил, возражал против десятидневного срока, но тогда мои поправки не прошли. Сейчас появился опыт, появилась практика, и эта практика показывает, что власти, для того чтобы обеспечить безопасность общественных мероприятий - это единственное, что должна власть сделать, - достаточно трёх дней. На самом деле двух дней достаточно, я вам говорю как человек, который проработал определённое количество лет в спецслужбах и знает этот механизм организации безопасности массовых мероприятий. Всё остальное - это от лукавого, это кому-то там нужно доложить, где-то написать докладную, где-то и перестраховаться. Это на самом деле чиновник просто себе делает, если мы убираем политический аспект, некую подстилку. Здесь вопрос даже не с политической точки зрения, а больше с точки зрения бюрократической. Вот это бюрократическое затягивание, некий страх, что чиновник что-то не то сделает, не так доложит, конечно, отражаются в этом чрезмерно затянутом, необоснованном сроке. Но я ещё раз говорю, что отложенный конфликт никому не нужен, и хочу этой поправкой сделать так, чтобы выпустили пар, извините за выражение, высказали точку зрения цивилизованно, как положено по Конституции, чтобы не сформировать некий подпольный протест, и, как говорится, идём дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравец Александр Алексеевич. КРАВЕЦ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к коллеге Багишаеву. Так сложилось, что мне пришлось за эти годы постсоветские организовывать, наверное, больше сотни всякого рода мероприятий, акций протеста, пикетов, демонстраций, митингов, шествий и всего прочего. Не кажется ли вам, уважаемый коллега, что вот та позиция, которую вы озвучили от имени комитета, направлена не просто на создание определённых комфортных условий для работы чиновников и представителей правоохранительных органов, а прежде всего на то, чтобы по возможности размыть, дезорганизовать участников акций протеста, особенно по острым вопросам? Потому что, насколько я знаю, сталкивался даже в течение прошлого года, когда было необходимо, в два дня решали: изменяли планы, занимали те площади, на которые шли заявки, затаскивали туда технику... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БАГИШАЕВ З. А. Спасибо. Я хочу сказать, что здесь уже начались какие-то специальные вопросы - кто где участвовал, с какой стороны, как и так далее. Данный закон принимается не для того, чтобы создать какие-то комфортные условия для чиновников. Вот они определены, эти сроки, чиновник должен принять решение. А здесь только для власти как бы, для правоохранительных органов. И я никак не могу согласиться с уважаемым мною депутатом Гудковым, что тут надо два дня. Вы знаете, это очень легковесный такой подход, очень легковесный подход. Не надо пожимать плечами, я могу вам перечислить: Фергана, Баку, Абхазия, Очамчири, Тбилиси, если у вас в памяти события, которые там происходили, а я во всех участвовал. Я хочу вам сказать, что митинги - это одно, а пикетирование или акции протеста, как вы говорите, - совершенно иные вещи. Акции протеста могут возникнуть спонтанно, как угодно, а то, что мы делаем, власть делает... Власть должна работать в нормальных условиях. И я не очень-то согласен, когда авторы законопроекта говорят о том, что здесь, мол, никаких финансовых вливаний не нужно. Ещё как нужно! Потому что здесь вопрос не только в том, как организовать, но и что после этого бывает: предоставление дополнительных дней, отпусков, выплат и так далее, и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тюлькин Виктор Аркадьевич, ваш вопрос. ТЮЛЬКИН В. А. У меня вопрос к докладчикам, к одному и ко второму. Поскольку вы изучали зарубежный опыт, скажите, пожалуйста, почему там нет таких ограничений, которые, с вашей точки зрения, обеспечивают комфортные условия работы власти? Вот я этот вопрос изучал: нигде таких ограничений нет. В той же Греции даже письменных заявок не подают, сообщают по телефону, приходят представители полиции, согласовывают маршрут, договариваются и проводят, и никаких там смертельных катаклизмов не случается. У вас-то в чём трудности, что вы так все боитесь? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, первый - Гудков Геннадий Владимирович, а потом вы. ГУДКОВ Г. В. Виктор Аркадьевич, вы отчасти правы. Действительно, в подавляющем большинстве стран нет каких-то жёстких временных ограничений. Есть там процедура уведомления, для того чтобы полиция смогла сосредоточить определённые силы и в случае необходимости отделить противоборствующие силы. Поэтому на самом деле ничего здесь страшного нет, и я вот не согласен даже с пятью днями. Ну, мы просто пытались найти некий компромисс, чтобы наша неразворотливая бюрократическая машина могла хотя бы за пять дней среагировать. В принципе для чиновника чем больше, тем лучше - месяц, два и так далее, - ему лишь бы не работать. Поэтому я не вижу здесь, собственно говоря, никакого отличия России от Греции, от Испании или от какой-то другой страны. Мы могли бы, конечно, упростить эту процедуру - выпустили бы пар, и никаких проблем у нас не возникало бы ни в одном из субъектов Федерации. Собственно говоря, на это и направлен законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Зайнулла Абдулгалимович. БАГИШАЕВ З. А. Уважаемый Виктор Аркадьевич, я думаю, что вы всё-таки лукавите, что там, мол, где угодно можно что-то сделать. Да, мы с вами знаем, в Лондоне, скажем, в определённом месте можно встать на ящик и говорить всё что угодно и тебя никто, как говорится, и пальцем не тронет. Но к тем, кто организованно проводит различные мероприятия публичного плана, отношение одно: это должно быть организовано в соответствии с законами демократическими, которые приняты в том или ином государстве. А там, где неорганизованно, иное отношение, иные меры, иные подходы и иная мера ответственности. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич, вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Зайнулла Абдулгалимович, я не хочу вас обидеть ни в коем случае, но, мне кажется, из ваших ответов следует, что в новых условиях, в новых реалиях, вот при этом законодательстве в Российской Федерации вы не участвовали в организации и проведении подобных массовых мероприятий, то есть вот этого опыта у вас нет. Я вспоминаю, как мы с Сергеем Александровичем Поповым, когда принимался этот закон, спорили до хрипоты вот по этим нормам. Ваша позиция ровно на сто процентов позиция председателя вашего комитета, я понимаю это, но есть такое понятие, как практика применения. Прошло некоторое время, с момента начала действия этого закона накопился опыт, и действительно этот опыт мне, по крайней мере, позволяет говорить, что время надо уменьшать. Ваша позиция, безусловно, направлена на защиту власти, причём не просто власти, а власти исполнительной, бюрократической машины, вы защищаете именно её, безусловно, не в интересах населения. А ситуации бывают разные, я приведу пример. Этим летом, когда потребовалось... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос вы не задали? Всё, закончилось время. Садитесь, пожалуйста, докладчик и содокладчик. Есть ли желающие выступить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он не задал вопроса, он просто выступил, вопроса-то не было. На вопрос минута у нас, Анатолий Евгеньевич. Запишитесь, пожалуйста, кто хочет выступить. У вас плохое настроение после Нового года, Анатолий Евгеньевич, мы не виноваты, вся палата. Вы сегодня целый день на нас обижаетесь. Покажите список записавшихся. Девять человек по десять минут. Какие будут предложения? Не вижу желающих что-то сказать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Алексеевич Попов, пожалуйста. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня предложение выступать по три минуты. Я думаю, вполне достаточно, и доклады были достаточно хорошие и понятные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть уточнение: от фракций по три минуты. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Почему? И от независимых тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От независимых выступление тоже три минуты. Кто за это предложение? Прошу проголосовать за предложение Попова: от фракций по три минуты плюс три минуты - независимые депутаты. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А добавили другие депутаты. Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 19 сек.) Проголосовало за 297 чел.93,4% Проголосовало против 21 чел.6,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 318 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Законопроект из пяти строчек. Спасибо. Кто выступает от фракции КПРФ? Кравец Александр Алексеевич, пожалуйста. КРАВЕЦ А. А. Спасибо. Уважаемые коллеги, тот законопроект, который мы сегодня обсуждаем, конечно же, основан на правоприменительной практике. К сожалению, комитет его отвергает, и я так понимаю, что законопроект фактически обречён. Ну, другого, наверное, быть не может, хотя на самом деле реальные аргументы против этого законопроекта приведены не были. Практика показывает следующее: в соответствии с действующим законодательством мы можем делать заявку на проведение пикета, пикет может быть массовым, может быть многотысячным, и практика такая тоже имеется в регионах, сроки - за трое суток. За трое суток сотрудники милиции успевают подтянуть необходимые силы, провести профилактическую работу, сделать, так сказать, заявку на то, что желательно, чтобы проводили подальше от центров власти всякого рода мероприятия. Поэтому ни одна из позиций, которые сегодня были высказаны против данного законопроекта, вообще не выдерживает серьёзной критики с любой точки зрения, прежде всего, конечно, с точки зрения тех людей, которые это организуют и которые пытаются заявить свои права или подать свой голос в защиту, как правило, своих интересов. А с другой стороны, ни в коей мере не ущемляются те, кто призван стоять на страже законности, кто несёт ответственность за порядок проведения мероприятий, за безопасность граждан в регионах. Я это говорю, опять же опираясь не на умозрительную конструкцию, а как непосредственный участник и организатор таких мероприятий. Вот когда принимался закон о монетизации или когда принимался Жилищный кодекс, у нас в Сибири, в Омске, в сорокаградусный мороз мы заявляли пикет, приходили тысячи людей, акции проводились сродни, в общем-то, шествиям, манифестациям, причём люди, жильцы домов, приходили сотнями, сменяя друг друга, потому что на морозе долго выстоять было нельзя. Порядок, в общем, был соблюдён, и только тогда, когда сотрудники милиции начинали провоцировать граждан, возникали определённые конфликтные ситуации. Я это всё говорю только для одного: ну не надо так бояться своего народа, не надо бояться этих акций протеста, потому что на самом деле автор законопроекта уже неоднократно приводил довод, что всякие попытки загнать, максимально ограничить, максимально затруднить возможность гражданам, так сказать, проявить конституционные права или отстоять свои конституционные права будут давать обратный эффект. Очень жаль, что сегодня противники законопроекта этого не понимают, но я надеюсь, что представители оппозиции, все просто порядочные и честные люди в Думе, депутаты, они, конечно, поддержат законопроект, о котором докладывал коллега Гудков. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР - Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот то, о чём говорил Виктор Аркадьевич, насчёт графы в бюллетене, и сейчас Геннадий Владимирович, - всё это связано с демократическим процессом. Я вас просто умоляю: вы поймите, что не бывает никакой демократии, кроме буржуазной. Ну почему при советской власти спокойно проходили выборы? Да выбирать ничего не надо было - одна партия, одна идеология, одна экономика, и всегда было 99 процентов. Только буржуазная может быть демократия. Обслуживает только капитал, и капитал всегда просит деньги на разгон любой демонстрации, купит любую армию, любую полицию, любые партии! В Греции - да, можете выходить куда угодно. А в Бельгии? Лидер Национального фронта сидит в тюрьме за попытку сказать, что валлоны имеют какие-то права в Бельгии. Не имеешь права так говорить! Ле Пен никогда не будет в парламенте Франции. Хотя полная свобода во Франции, а его никогда не допустят. Поэтому не надо ссылаться на то, что где-то есть демократия. Везде делается одно - сохранить власть той элиты, которая сегодня господствует. Бабурин пытался тут меня уличить, что, мол, это навязано Западом. Конечно, всё с Запада. Восток спал и спит, там будут раз в сто лет казнить президентов, которые действительно не хотят демократии. Демократия только на Западе. И там, где её нет, демократии, там будут вводить войска и заставлять переходить к демократии, потому что демократия ломает границы, делает государство слабым и позволяет капиталу обогащаться. Если вы марксист, Тюлькин, так вы идите хотя бы по Марксу. Капитал победить невозможно, потому что деньги - это наркотик. Если Сталин, Ленин всё делали правильно, то Хрущёв, Брежнев, Горбачёв всё это разворовали, потому что внуки не хотят повторять своих дедов. Им не нужна эта чистая, честная жизнь, им нужны казино, наркотики и проституция. Неужели вы этого не понимаете - что никогда ни одна партия не устоит? Потому что если вы честные, то ваши внуки этого делать уже не будут, им эта честность не нужна. Поэтому правильно, что и шествия эти будут ограничивать. Нам буржуазная демократия и то вредна, нам, России, она нас уничтожит. Поэтому правильно, что делают бюллетени без этой графы, правильно, что сокращают шествия! Если разрешить, как вы хотите, Геннадий Владимирович, вся страна выйдет на улицы, эту власть сметут. Неужели вы этого не понимаете - что люди недовольны, 90 процентов недовольны?! И из ваших уст почему было неприятно слышать? Вы были очень добросовестный сотрудник пятого отдела КГБ СССР по борьбе с демократами. Вы их душили и давили, и правильно, но вы недоработали, и сегодня они душат нашу с вами страну. Поэтому сворачивать или играть, мол, мы за буржуазную демократию, и делать хуже их ещё, их критиковать, что у них там ограниченные права, там не разрешают шествия и митинги, а у себя запрещать, торговать как можно дороже нашими нефтепродуктами, а их уличать в том, что они душат какие-то слаборазвитые страны... А мы всё хотим быть девственницей! Не получится! Грязью, по их грязи ударить тройной русской грязью, тогда мы выиграем!.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От "Единой России" есть желание выступить у кого-то? Попов Сергей Александрович. ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "Единая Россия". Владимир Вольфович, дорогой, если бы не Попов, не было бы партии ЛДПР. Уважаемые коллеги, вот я хотел бы, чтобы мы всё же к закону подходили серьёзно, внимательно и как бы без нахлёста неких политических эмоций. Коллега предлагает снизить верхний барьер в пятнадцать дней. Вот где логика? КПРФ проводит ежегодные мероприятия, связанные с 1 Мая, с 9 Мая. Почему мы лишаем возможности наших коллег заблаговременно поставить в известность региональные власти о проведении того или иного мероприятия? Почему вот жёстко надо обязательно семь дней? Значит, за пятнадцать нельзя? Ну где логика? Вот с нашей точки зрения... Когда мы рассматривали в комитете (очень жалко, что вас не было), у нас полтора часа шло обсуждение этого вопроса и мы достаточно подробно рассматривали все моменты. Теперь что касается десяти дней. Можно с вами согласиться, что вот этот нижний порог... и вы правы, и Локоть прав, при обсуждении закона мы эту тему - какую нижнюю границу установить - очень подробно рассматривали. Мы с вами тогда, помните, считали и говорили о том, что наиболее реально и, может быть, правильнее было бы поставить порог в семь дней. Геннадий Владимирович, я для вас говорю. На самом деле семь дней - наиболее оптимальный вариант с учётом того, что там есть ещё две нормы, о которых говорил коллега Багишаев: три дня для письменного ответа по согласованию и три дня для организатора, чтобы он успел ответить. Меньше семи дней теоретически невозможно. Значит, вы должны были бы в своём законопроекте предложить изменение не только этих двух цифр, но изменение четырёх как минимум статей закона, где вы предлагаете совершенно другую процедуру по согласованию и уточнению времени, места проведения и тому подобное. К сожалению, в законопроекте, который вы внесли вместе с коллегами, об этом нет ни слова. Ко второму чтению, прошу прощения, эти вещи отрегулировать невозможно. Комитет, когда выносил своё решение, прежде всего исходил из юридических моментов, юридических аспектов. Если законопроект недоработан, то его в таком виде принимать сегодня нельзя. Мы готовы рассматривать отдельный вопрос о снижении нижнего порога, если он будет обоснован, аргументирован, давайте вместе посмотрим. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "Родина", есть желающие? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, от СЕПР - Черепков Виктор Иванович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "Народная Воля"? Вы так часто меняете название, Сергей Николаевич, что трудно привыкнуть. ЧЕРЕПКОВ В. И. Спасибо. Уважаемые коллеги, уже 80 процентов избирателей на выборы не ходят, от 7 до 16 процентов - это те, которые голосовали против всех, сейчас, когда эту графу уничтожили, тоже не придут. Кто же кого будет избирать фактически? Фактически "Монолитная Лилипутия" будет сама себя избирать. И уже будет не 50 процентов, как сегодня мы слышали, а будет уже 99 процентов. И даже если один сам кандидат пришёл и проголосовал за себя, выборы считаются всенародными. Такого абсурда нет ни в одной стране! Институт народных депутатов, по сути дела, сам себя ликвидировал. И никакие мы не народные депутаты. Ты сидишь здесь на галёрке, и "Монолитная Лилипутия" тебе диктует права по принципу: закон - тайга, медведь - хозяин. И эту фразу надо, наверное, в таком случае написать вместо слов "Государственная Дума". Кроме всего этого, правила, которые вы устанавливаете, они ещё хлеще дедовщины в армии. И эта дедовщина "Монолитной Лилипутии", которая тебе перекрывает кислород даже в высказывании, недопустима. Вы хотите добиться того, чтобы вообще и депутаты, несогласные с вами, не приходили сюда, в Думу. Тогда вы берите себе единую власть, провозглашайте, что вы правящие партии, и за весь развал России, который мы наблюдаем сегодня, берите ответственность. Ни возможности выступить в Думе, ни возможности выступить на телевидении, ни возможности объединиться в партии, ни возможности выступить в блоках - никакой возможности нет! Одномандатные урезали, всё. И это вы называете демократией?! Это диктатура номенклатуры, которая есть и остаётся главенствовать сейчас. И законопроект, который предлагает Гудков, ещё в достаточной степени консервативен. Должен быть уведомительный характер. Чего вы боитесь народа? Если вас 50 процентов поддерживают мифических из 17 пришедших, а, по сути дела, это бомжи, которые были куплены за деньги и в "мерседесах" властью привозились на эти выборы, и вы сами собственно проголосовали, один миллион сто пятнадцать тысяч номенклатурщиков, которые за себя проголосовали... это, вы считаете, 50 процентов? Закон вообще должен... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От независимых - Сергей Алексеевич Попов. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Я бы назвал действующий закон о митингах, шествиях, демонстрациях законом победившей бюрократии. Я бы напомнил, что когда этот закон бюрократия в лице правительства вносила, то предлагали вообще проводить любые шествия до 23 часов, забывши о том, что имеется крестный ход на Пасху в 24 часа. Забыл о том и тогдашний министр внутренних дел товарищ Грызлов, которому пришлось бы, если бы закон в той редакции приняли, или его нарушать, или пресекать все крестные ходы на Пасху. Но церковные шествия, слава богу, отделили, оставили закон вот тот, который сейчас у нас есть. Митинги, шествия, демонстрации бывают разными, бывают многотысячными, бывают небольшими, но у нас бюрократически на всё одинаково: что на сто тысяч митинг организуешь, что на пять человек - нужно подать за десять дней. Разумно это? С точки зрения бюрократа, да. А с реальной точки жизни, я думаю, нет. И в этой ситуации, может быть, следовало бы, работая во втором чтении над тем, что внёс товарищ Гудков, который, как нам тут сказали, боролся с демократами, уточнить, какие это митинги (а может быть, и с вами, Владимир Вольфович, тоже боролся или вы с нами боролись, я уж не знаю кто), уточнить норму. Можно это сделать во втором чтении? Можно. А вот мой двойной тёзка Сергей Александрович Попов, как мне кажется, лукавит. Если бы только юридическими аспектами объяснялось, неужели бы этот комитет, возглавляемый таким замечательным председателем - одна фамилия чего стоит, - полтора года рассматривал бы законопроект? Тут же и вынесли бы его. Нет, рассматривали, тянули. И вот вы, Сергей Александрович, предлагаете снова внести его, с тем чтобы в следующем составе Думы рассмотреть. Лукавство это всё - не хотите вы никаких ни митингов, ни шествий, поэтому хотите законопроект провалить. И провалите, вероятно, только помните, что когда котёл закрыт, клапанов нет, то рано или поздно взорвётся. У коммунистов взорвалось. Как пресекали митинги? Вышли люди на Красную площадь высказаться против ввода войск в Чехословакию - всех замели и замочили. Ну а к чему привело? И с вами будет то же самое, если вы будете так действовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово требуется? Пожалуйста, включите микрофон депутату Гудкову Геннадию Владимировичу. ГУДКОВ Г. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я не ожидал, что мой технический, по сути дела, законопроект вызовет такую бурную политическую дискуссию. Я благодарен Сергею Александровичу Попову за предложение внести некую поправку, которая будет направлена на снижение минимального срока. И я прошу только у Сергея Александровича одного - в следующей раз пригласить меня на заседание комитета. К сожалению, я не смог прийти, я не помню, по какой причине не был на той дискуссии, мы были бы готовы отозвать этот законопроект и внести согласованный с комитетом вариант, чтобы он имел перспективу быть принятым. Но за предложение спасибо. Мы перевнесём этот законопроект с учётом высказанных замечаний. Я просто прошу тогда Сергея Александровича поручить аппарату комитета рассмотреть его достаточно быстро, чтобы мы могли его действительно уже в ходе этой сессии обсудить. На самом деле мне тоже кажется, что если выслушать доклад от комитета... Мы уже начинаем спорить по вопросам второго чтения, по поправкам: три дня, пять дней или семь дней. Это в принципе является предметом второго чтения. Ведь предметом первого чтения является то, будем ли мы менять эту норму или не будем, будем сокращать или не будем. И если есть готовность, то принимается соответствующее решение. Оно может сопровождаться постановлением Государственной Думы, в котором некоторые принципиальные вопросы могут быть отражены и так далее, и тому подобное. Мне ещё хочется просто напомнить, что, пока этот законопроект лежал под сукном - а он лежал более года, - за это время в стране произошли некие события под названием "Кондопога", и не только. К сожалению, не все сидящие здесь, в зале, депутаты знают о том, что события, которые по масштабам превосходили Кондопогу в десятки раз и не попали, к счастью или, может быть, к несчастью, в прессу, - они в стране тоже происходили за это время. И вот чтобы у нас из санкционированных митингов не получились несанкционированные выступления, которые действительно привели бы к трагедиям... Здесь правильно говорили о Сумгаите, Тбилиси и так далее, но там были и санкционированные митинги. Вот как раз когда нет возможности санкционированно высказаться, возникают некие несанкционированные, неуправляемые протесты, которые могут привести действительно к трагедии и страну к катастрофе. Поэтому, мне кажется, действительно нужно хорошо подумать, и мы готовы поработать. Что касается... Владимир Вольфович, я работал в последние годы во второй службе (заканчиваю) московского управления контрразведки. К пятому управлению я не имею отношения, не знаю, к счастью или к несчастью, просто, так сказать, для уточнения. Что касается демократии, вот вы, выступая, говорили, что любая демократия уничтожает государство. Хочу сказать, что не демократия уничтожает (и наш президент в своих ежегодных посланиях призывает нас строить демократическое и свободное общество), а разрушает как раз экстремизм, который возникает из-за того, что недостаёт демократии, недостаёт цивилизованного выражения различных точек зрения на действие или бездействие властей или событий в стране. И экстремистское разрушение страны гораздо опаснее, нежели разрушение, как вы говорите, через демократию, в чём я очень сильно сомневаюсь. Я действительно ещё раз хочу поблагодарить Сергея Александровича Попова. Действительно, наверное, такие мероприятия, как митинги 1 Мая, 9 Мая и другие, известны заранее, за год, и можно действительно сохранить хоть месячный срок уведомления. А что касается, допустим, тех событий, которые оперативны, вот здесь давайте поработаем. Мы готовы будем перевнести наш законопроект, просим только поддержать. В принципе, конечно, мы могли бы сделать это сегодня, но раз уж такое решение, мы будем работать дальше. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багишаев тоже хочет высказаться. По ведению - Гайнуллина Фарида Исмагиловна. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Памятуя, что настоящая сессия, и сегодняшний день в частности, предполагает очень напряжённую работу и поскольку мы сбились с вами с графика работы, я хотела бы предложить рассмотреть сегодня всю повестку дня. Для этого я предлагаю сократить обеденный перерыв и начать работу с 15 часов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за предложение Гайнуллиной Фариды Исмагиловны? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 06 сек.) Проголосовало за 289 чел.64,2% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4% Результат: принято Принято. Объявляется перерыв до 15 часов. (После перерыва) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, прошу зарегистрироваться. Покажите результаты регистрации. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (15 час. 00 мин. 07 сек.) Присутствует 429 чел.95,3% Отсутствует 21 чел.4,7% Всего депутатов 450 чел. Не зарегистрировано 21 чел.4,7% Результат: кворум есть Продолжаем нашу работу. Заключительное слово по законопроекту, пункт 12, предоставляется депутату Багишаеву. С места. Включите микрофон. БАГИШАЕВ З. А. Уважаемые коллеги, буквально несколько слов. Первое. Законопроект поступил 5 апреля 2006 года, рассмотрен комитетом в сентябре прошлого года, четыре раза выносился на пленарные заседания и откладывался. Сегодня выносится в пятый раз. Второе. Сегодня много говорилось о правах митингующих, протестующих и прочих, законодатель же говорит о соблюдении прав всех граждан, а не только тех, кто участвует в каких-то определённых протестных, как здесь говорили, мероприятиях. То есть прежде всего законодатель заботится о том, чтобы не нарушались права всех граждан. Третье. Конечно, митинги, демонстрации, протестные какие-то мероприятия... тут говорилось о том, что важно своевременное информирование всех граждан о каких-то мероприятиях, но ведь есть и другие медийные средства, которые позволяют более оперативно реагировать на те или иные мероприятия, проводимые какой-либо партией. И четвёртое. Законопроект носит такой несколько административный характер. Законодателю всегда надо выбирать, лавировать, заботясь о необходимости и целесообразности. Так вот, законодатель, определяя в законе вот эту норму, посчитал целесообразным иметь именно такие цифровые показатели: пять, десять, пятнадцать, чтобы власть могла хорошо подготовиться к проведению тех или иных мероприятий. Ведь мы с вами знаем... Вот недавно... Я не буду называть партию, которая проводила здесь, в Москве, мероприятие: до часу ночи разъезжали здесь, были заторы, пробки и прочее, прочее, прочее. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Я хотел попросить минуту по мотивам от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, партии, которые мало проводят мероприятий, они не понимают сути. Вот для нас, как партии, которая постоянно этим занимается, непринципиально - пять, семь или десять дней. Хусейна утром казнили, мы утром моментально провели мероприятие, и всё нормально было. Поэтому надо выбирать, где, когда и по поводу чего митинговать и пикетировать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 22 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7% Результат: не принято Не принято.