Заседание № 173
30.06.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 286137-4 "О государственном регулировании безопасности авиационной деятельности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5412 по 5765 из 7744
Я вижу депутата Митрофанова. Коллеги, обращаю ваше внимание ещё раз, следите хотя бы по мониторам за тем, как идёт обсуждение. Мы скачем по повестке вверх-вниз, из-за того что у нас не всегда присутствуют докладчики и содокладчики. Мы имеем возможность вернуться к 33-му пункту. Сентюрин в зале, да? Да, здесь. О проекте федерального закона "О государственном регулировании безопасности авиационной деятельности". Доклад депутата Государственной Думы Митрофанова Алексея Валентиновича. С места, да, Алексей Валентинович? Пожалуйста. Включите микрофон. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Ну, не всегда задерживаются доклады из-за того, что кто-то не на месте, а ещё из-за того, что переносят вдруг неожиданно обеденный перерыв, сокращают на час. У нас же ничего планировать нельзя, у нас кому-то в голову пришло - увеличили, потом сократили, и так происходит тринадцать лет, извиняюсь. Разрешите вам представить законопроект "О государственном регулировании безопасности авиационной деятельности". Законопроект этот разрабатывался в течение нескольких лет, неоднократно дорабатывался и направлялся на заключение в Правительство Российской Федерации. Законопроект предлагает установить правовые и организационные основы и гарантии обеспечения безопасности авиационной деятельности на этапах разработки, производства, испытания, эксплуатации, ремонта и утилизации авиационной техники. Безопасность авиационной деятельности, по мнению ряда специалистов, снижается. Основной причиной снижения уровня безопасности является отсутствие государственной системы регулирования безопасности авиационной деятельности. Административно-командное управление авиационной отрасли прекратило существование, а новые экономические отношения не позволяют самостоятельно решать проблемы безопасности. Только сегодня утром мы обсуждали проблемы авиационной безопасности, ну, в военной сфере, правда. И я думаю, что адекватным ответом должна быть не только забота о здоровье лётчиков и их питании, но и принятие соответствующего закона. Сейчас у депутатов будет такой шанс. Воздушный кодекс Российской Федерации определяет госрегулирование использования воздушного пространства и деятельность по обеспечению потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, обеспечение обороны, безопасности государства, охрану интересов государства по вопросам безопасности полётов, но не решает другие проблемы, непосредственно проблемы безопасности. Процессы разработки, производства, испытания, эксплуатации, ремонта, обслуживания влияют самым непосредственным образом на обеспечение безопасности полётов воздушных судов, и на авиационных предприятиях происходят те же авиационные происшествия, авиационные инциденты, авиационные аварии, даже катастрофы, которые, повторюсь, мало попадают в средства массовой информации. Разработка и принятие предлагаемого федерального закона, предметом которого являются государственное регулирование, государственная поддержка и гарантия обеспечения безопасности авиационной деятельности на этапах разработки, производства, испытания, эксплуатации, ремонта и утилизации авиационной техники, позволят урегулировать отношения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов, физическими и юридическими лицами, между собственниками авиационной техники и авиационными предприятиями и осуществлять управление авиационными предприятиями по вопросам обеспечения безопасности авиационной деятельности. Проект федерального закона включает шесть глав (двадцать две статьи), которые устанавливают полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации (статьи 5 и 6), государственный и производственный контроль обеспечения безопасности авиационной деятельности при разработке, производстве, испытании, эксплуатации, ремонте и утилизации воздушных судов, включая авиационную технику (статьи 8 и 9), осуществление государственного контроля обеспечения безопасности авиационной деятельности (статья 10), требования, которые должны соблюдаться для обеспечения безопасности авиационной деятельности (статьи 11-13), финансовое обеспечение безопасности авиационной деятельности (статья 14), национализацию имущества гражданской и экспериментальной авиации (статья 15). Хочу сказать, что законопроект неоднократно дорабатывался. Учтены также замечания, указанные в заключении правительства от 8 февраля 2006 года. Правительство указало, что законопроект не поддерживается с учётом изложенных замечаний. Что касается заключения Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи, то замечания в основном сведены к тому, что реализация закона будет связана с расходами федерального бюджета. Что касается других замечаний и в том числе замечаний Правового управления Госдумы, то всё это можно учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению, тем более что они не носят принципиального характера и не связаны с концепцией законопроекта. Перед тем как закончить, я вам хочу сказать, что обеспечение безопасности авиационной техники при наличии многочисленного парка российской авиационной техники является большой многоплановой задачей, которая, подчёркиваю, не сводится к тому, как в Воздушном кодексе определяется использование воздушного пространства и деятельность по перевозкам. Это весь процесс обеспечения безопасности, начиная от разработки этих средств. Вот в этой связи не могу не сказать о самой последней информации. Сейчас руководство Федерального агентства по промышленности хочет поменять руководство и главного конструктора известного Экспериментального машиностроительного завода имени Мясищева, который участвовал в проекте "Буран", и хочет поставить на это место человека, который не имеет никакого авиационного образования вообще. То есть впервые, так сказать, со времён Сталина (ну, при Сталине такого не было) руководить таким сложным предприятием в качестве главного авиационного конструктора пытаются поставить человека, который не работал ни на одном участке по производству авиационной техники. Он вообще специалист по каким-то холодильным установкам. Вот как вам с точки зрения обеспечения авиационной безопасности такие организационные решения? Вот как к ним можно относиться, когда человек никогда не видел ни одного авиационного чертежа, а его хотят сделать главным конструктором по производству серьёзной авиационной техники? Коллектив мясищевского завода, узнав, что сегодня рассматривается этот законопроект, обратился ко мне с коллективным письмом с просьбой помочь и, вообще, разобраться в этой ситуации. Как влияет на нашу авиационную промышленность и на нашу авиационную безопасность назначение людей, которые ни одного чертежа самолёта в своей жизни не видели? Как рассматривать это? Правовые нормы Воздушного кодекса, глава XII, статьи 83, 84, 85-1, предусматривают организацию охраны авиационной техники в аэропортах и на аэродромах, ну, там исключение доступа посторонних лиц, охрана воздушных судов, исключение перевозки оружия, боеприпасов, отравляющих радиоактивных веществ - это есть в действующем кодексе, я уже заранее отвечаю тем, кто сейчас будет критиковать. Но весь комплекс вопросов, начиная от создания и проектирования техники и заканчивая утилизацией, - это у нас нигде не затрагивается с точки зрения безопасности. И вообще, на мероприятия по безопасности у нас и денег не выделяется в бюджете, чтобы вы знали. Поэтому ещё раз прошу внимательно к этому отнестись. Этот законопроект долгие годы разрабатывается и, к сожалению, не принимается. И как часто бывало с моими законами, всё равно его примут, не знаю... постараемся, чтобы сегодня, если не сегодня, то через год, два, три, как это обычно происходит. Но тем не менее это вопрос острый, он требует своего решения. Спасибо вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович. Содоклад заместителя председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Юрия Петровича Сентюрина. СЕНТЮРИН Ю. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет внимательно рассмотрел законопроект, внесённый группой наших коллег. У комитета несколько замечаний к предложенному законопроекту, носящих принципиальный и концептуальный характер. Я начну с того замечания, которое содержалось и в докладе Алексея Валентиновича. Речь идёт о том, что в соответствии со статьёй 83 Бюджетного кодекса в том случае, если предполагаются хоть и незначительные, но дополнительные расходы федерального бюджета, законопроект должен содержать соответствующий пункт, указывающий на источник расходов, или это должно указываться в финансово-экономическом обосновании проекта. Хочу сразу же отметить, что такие расходы законопроект предусматривает в двух, по крайней мере, нормах: в статье 20, пункт 3, а также в статье 6, а вот источника покрытия этих расходов в законопроекте не содержится. Финансово-экономическое обоснование тоже на такой источник не указывает. Комитет усмотрел в этом несоответствие статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Помимо этого у комитета есть и другие базовые, принципиальные замечания. В частности, было отмечено, что Воздушный кодекс занимается регулированием несколько других правоотношений, его нормы не пересекаются с положениями, содержащимися в тексте законопроекта. Комитет провёл сравнительный анализ норм Воздушного кодекса с текстом законопроекта и этот анализ расширил, включив в него и другие нормативно-правовые акты, предусматривающие регулирование обсуждаемой сейчас области правоотношений. В частности, сравнительным анализом были охвачены законы "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О государственном регулировании развития авиации", "О техническом регулировании", а также новые нормы, вошедшие в текст Воздушного кодекса в связи с террористической угрозой. Я напомню: эти новые нормы были введены нами в прошлом году после известных террористических актов. Полный сравнительный анализ названных законов с текстом законопроекта позволяет сделать вывод о том, что утверждение о принципиальной новизне названного законопроекта не в полной мере соответствует действительности. Текст законопроекта, по существу, в основной массе своих норм представляет дублирование имеющихся норм и положений, которые сегодня действуют в этом правовом поле. Ещё одно принципиальное, базовое замечание. Законопроект содержит специальную главу, посвященную вопросам международных договоров и соглашений. Как известно, данная область правоотношений регулируется специальным Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", поэтому нет необходимости выделять отдельную специальную главу в этом законе, это абсолютно излишне. Ещё одно принципиальное замечание к тексту законопроекта: статья 3 законопроекта предполагает иную, принципиально отличную схему организации государственного регулирования авиационной деятельности. Получается, что перечень органов, отвечающих за регулирование этого вида деятельности, необоснованно расширяется за счёт введения сюда исполнительной власти регионов. Комитет считает, что такое расширение разрушит сложившуюся систему государственного управления в области авиационной деятельности и может способствовать значительному снижению влияния Российской Федерации в рамках СНГ при решении вопросов авиационного сообщения и авиационной промышленности. Комитет не располагал иными заключениями, кроме названных в докладе заключений Правительства Российской Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы. В связи со всеми вышеприведёнными обоснованиями и претензиями, которые были сформулированы, решение комитета сводится к тому, чтобы предложить Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые коллеги, процедура первого чтения, напоминаю вам. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть - депутат Овсянников. И подводим черту. Включите микрофон депутату Овсянникову. С места. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо. Вот мы подходим опять к тому моменту, что в принципе здравое предложение по каким-то техническим характеристикам, судя по ответу комитета, не желаем принимать. Сегодня складывается такая ситуация в стране, что всё-таки государственный контроль, государственное регулирование вызывает в принципе больше доверия у граждан, нежели частные, коммерческие и иные структуры. В этом законопроекте предусматривается, и, может быть, даже впервые после такого дебоша на постсоветском пространстве, то есть развала, - в законопроекте впервые предусматривается ответственность должностных лиц авиакомпаний за всё то, что творится у нас в небе. Это первый момент. Второй момент. Предусматривается ответственность региональных властей за безопасность полётов. Вы спросите, при чём тут региональные власти? Извините, ведь если они не будут ремонтировать взлётно-посадочные полосы у себя на территории, то это тоже может привести к трагедии. Мы с большим рвением похоронили очень многие моменты государственного присутствия во многих отраслях нашей промышленности, во многих сферах нашей жизни. Я, допустим, как представитель угольного Кузбасса, знаю, что сегодня нет такого понятия, как "государственный контроль за соблюдением безопасности на работах в угольной отрасли". То есть как бы тоже дружненько мы вот это всё дело как-то похерили. Поэтому возникло здравое предложение: возобновить государственный, именно государственный, контроль за безопасностью в небе. Мы каждый божий день... Мы, депутаты, может быть, в неделю не один раз поднимаемся и опускаемся на бортах авиалайнеров. Этот законопроект напрямую связан и с нашей в том числе безопасностью. Почему не принять? Ну хорошо, не хотите наш - внесите свой. Так нет, никаких норм, никаких желаний... Поэтому хотелось бы, чтобы депутаты сориентировались. Это же о нашей безопасности в первую очередь идёт речь! Депутат, наверное, чаще, чем кто-либо в Российской Федерации, пользуется воздушным транспортом. Я думаю, что законопроект надо принять в первом чтении, невзирая на какие-то технические неполадки, недоделки, а компетентные специалисты внесли бы свою лепту во второе чтение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, было только одно выступление. Представитель президента хотел бы выступить? Нет. Представитель правительства? Тоже нет. Для заключительного слова депутату Митрофанову включите микрофон. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, я ещё раз призываю вас подумать, потому что речь идёт об авиационной безопасности. Когда падают самолёты, мы скорбим по этому поводу, но когда нужно что-то сделать инструментально, то, помимо нашей скорби, мы к этому не готовы. Проблема авиационной безопасности, с нашей точки зрения, с точки зрения этого законопроекта, комплексная, и не только авиационные власти отвечают за это, но и местные власти, и федеральные - все. И я вам привёл пример - завод Мясищева, где хотят назначить человека, не имеющего специальной подготовки, генеральным конструктором. Вот с точки зрения безопасности что это? То есть подобные вещи мы могли бы, скажем, внеся поправки, в этом законопроекте решить, например внести норму о том, что не могут возглавлять авиационные предприятия лица, не имеющие, условно говоря, стажа работы, специальной подготовки в этой сфере и не проработавшие не менее двадцати лет в этой сфере. Это же не шутки всё! Почему мы для судов сделали (судья без юридического образования не может выполнять свои функции), а в сфере авиации допускаем руководителя предприятия, генерального конструктора, вообще не работавшего в этой сфере? Вот элементы наших подходов, да? Мы до сих пор не получили ответов по многим катастрофам, которые произошли. Шумели, шумели про армянский самолёт, который упал, а где окончательное решение комиссии? Что же там произошло? Сколько же можно - не один месяц - расследовать это дело! Уже и ящики нашли чёрные, и опять тишина! Да его расшифровать - двое суток, и всё! А почему в Тулузу его направили? Что, во Франции только умеют читать? Ведь мы понимаем, что был отказ бортовых систем, и никто этого не хочет признавать, особенно компании-производители и так далее. Там полное автоматизированное управление этим самолётом, там джойстик стоит. Там пилот вообще не может влиять на решение. Значит, что-то произошло с этим делом, значит, был сбой в компьютере или что-то ещё. Но - тишина! Нам рассказывали про падение самолёта "А-310" под Иркутском, объясняя это так: дети зашли в кабину, и из-за них упал здоровый самолёт. Сказки! Это же просто для идиотов! Какие дети могут завалить большой, колоссальный самолёт? Просто воспользовались расшифровкой записи: видимо, в кабину действительно заходили дети. Всё, зацепились: вот дети и завалили этот самолёт. В каком состоянии были пилоты и что это за супердети? И что это за самолёт, который дети нажатием одной кнопки могут завалить? Ну зачем нам это рассказывают всё, зачем?! Вся система авиационной безопасности не действует, она клановая, она связана с интересами определённых производителей, она связана с интересами тех, кто пользует эту авиационную технику. И те, кто возит, те же и расследуют. Сколько времени мы пытались, уже десять лет пытаемся что-то сделать в этой сфере. Ничего не получается! Поэтому я хочу причислить эту сферу авиационной безопасности к таким сложным и тупиковым сферам, которые Владимир Вольфович всё время называет, - это цветные металлы (там мы ничего не можем добиться), лом чёрных металлов, рыба, и сюда же авиационная безопасность входит. Это такая сфера, в которой абсолютно никто ничего делать не хочет, потому что тема запутанная, тема сложная, связанная с лоббированием интересов иностранных компаний на нашем рынке, которые всеми локтями сюда лезут. Поэтому и рассказывают историю про детей, которые нажали на кнопку и завалили огромный самолёт. А сейчас интересно, что они расскажут про армянский самолёт: что там произошло, кто там?.. Не дети, а кто там, что там было на самом деле? Поэтому в этом вопросе я призываю вас всё-таки проявить гражданскую смелость, проголосовать за, поскольку это вопрос, который всех волнует. Будем вносить изменения. Если вы не готовы поддержать, ну давайте в течение двух-трёх месяцев внесите другой закон, но толкать-то эту тему надо. Повторяю, весь комплекс - от производства до утилизации, начиная от допуска тех людей, кто умеет проектировать (авиационная безопасность начинается с этого), и заканчивая теми, кто имеет право утилизировать, включая эксплуатацию и включая... Страшные же вещи творятся в этой сфере, я просто не стал здесь об этом говорить. Вы знаете, что были случаи, когда возбуждалось уголовное дело, скажем, по компании "Дон", ростовской одной компании. Они просто снимали со старых самолётов, которые стоят на постаментах, узлы и ставили на новые. Они изготавливали сертификаты на узлы типографским способом, чисто липу, чистая, так сказать, липа. Ну что происходит, понимаете?! И мы летаем на этих самолётах. Кстати, и в Сочи самолёт компании "Аэрофлот-Дон" летает. Я вообще удивляюсь, как он ещё летает. Постоянные поломки, посадки в Ростове, какие-то ремонты. Будьте внимательны, кстати говоря, вот я вам говорю про "Аэрофлот-Дон", под запись говорю. Очень старые самолёты и непонятная компания, где всё липа на самом деле. "Аэрофлот" под своим брендом таскает эти компании. Он понакупал их, поставил бренд "Аэрофлот". Мы все привыкли: семьдесят лет - "Аэрофлот", "Аэрофлот" - самая лучшая компания. Хотя это уже совершенно не "Аэрофлот", это какие-то региональные компании. В этой сфере неустройство полное, и я прошу вас сделать первый шаг к устройству этой сферы: не назначать генеральными директорами мастеров по холодильным установкам и бывших начальников строительства дамбы - с этого начинать, проводить честные и справедливые расследования без рассказов о детях, которые сидели в кабинах... и заканчивая утилизацией. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О государственном регулировании безопасности авиационной деятельности". Депутат Митрофанов, разработчик этого закона, призывает нас его поддержать. Комитет по энергетике, транспорту и связи предлагает его отклонить. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 43 мин. 00 сек.) Проголосовало за 48 чел.10,7% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 49 чел. Не голосовало 401 чел.89,1% Результат: не принято Отклоняется законопроект.