Заседание № 109
О проекте федерального закона № 285955-7 "О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования". Павел Николаевич Завальный, пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, по сути, мы с вами интегрировались в мировую глобальную экономику. Уровень энергоёмкости ВВП является конкурентным преимуществом либо недостатком, и, к сожалению, наша страна по уровню энергоёмкости ВВП значительно отстаёт от ведущих стран, даже от Китая почти в 2 раза, и цели, которую мы перед собой ставили, - снижение энергоёмкости ВВП к 2020 году на 40 процентов - мы фактически не достигнем, ожидаемый показатель - не более 17 процентов. Это в основном связано с тем, что мы пережили за этот период два кризиса, а также с тем, что более чем наполовину энергоёмкость должна была быть снижена за счёт структурной перестройки экономики, которая не случилась. В то же время программы по снижению затрат на энергию продолжают реализовываться, в том числе в бюджетной сфере, и этот законопроект, который предложен к рассмотрению в третьем чтении, как раз направлен на то, чтобы к программам организаций с государственным или муниципальным участием определить требования, чтобы не было разных подходов в субъектах Федерации. К третьему чтению уполномоченный ФОИВ - это Министерство энергетики - разработал концепцию требований к таким программам, с которой уже можно ознакомиться. Данный законопроект, данное решение направлено на повышение энергоэффективности нашей экономики, снижение энергозатрат. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Да. Включите режим записи. Покажите список. Зубарев Виктор Владиславович, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон. ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на решение задачи повышения эффективности реализации программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности организаций с участием государства или муниципального образования путём установления единых требований к содержанию таких программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования. Таким образом, мы приводим в соответствие цели, установленные в рамках данных программ, целям по повышению энергетической эффективности в соответствующих отраслях в масштабах всей страны. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает представленный проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 52 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 103
О проекте федерального закона № 285955-7 "О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования" (принят в первом чтении 14 декабря 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
7-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования". Доклад Павла Николаевича Завального. Пожалуйста, Павел Николаевич. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, данный законопроект был принят в первом чтении в декабре 2017 года. Поступило три поправки, все они носят юридико-технический характер, и комитет рекомендует их к принятию. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 53 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования", 7-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 44 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Заседание № 85
О проекте федерального закона № 285955-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к законопроектам, рассматриваемым в первом чтении. 11-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра энергетики Юрия Петровича Сентюрина. Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Предлагаю вашему вниманию законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования". В соответствии с действующей редакцией упомянутого федерального закона названные организации должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Статья 25 упомянутого федерального закона содержит общие положения относительно содержания таких программ, однако отсутствуют единообразная методология формирования этих программ и законодательно установленные требования к их содержанию. Министерством был проведён анализ правоприменительной практики в этой части, по итогам которого было установлено, что отсутствие единой методологии приводит к целому ряду проблем, в частности препятствует возможности в полной мере оценивать ход реализации указанных программ, затрудняет процесс осуществления государственного контроля за их реализацией, как следствие этих процессов, возникают проблемы со своевременным выходом на принятие управленческих решений в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Поэтому президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России была поставлена задача подготовить и предложить к внесению соответствующие изменения в нормативную базу. Что предлагается в законопроекте? Первое - закрепить за Правительством Российской Федерации полномочия по утверждению единых требований к содержанию программ по повышению энергоэффективности и по энергосбережению для организаций с государственным участием или с участием муниципального образования. И второе предложение, как следствие первого, - закрепить за органами государственной власти Российской Федерации полномочия по установлению соответствующих требований к этим программам в отраслевом разрезе. По нашему мнению, внесение этих изменений в закон позволит устранить пробелы в действующем законодательстве, что будет способствовать повышению энергоэффективности компаний с участием государства или муниципального образования и в целом улучшит их инвестиционную привлекательность. Принятие и реализация закона не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета. С учётом изложенного прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Содоклад Павла Николаевича Завального. Пожалуйста, Павел Николаевич. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, когда принимался федеральный закон № 261-ФЗ, направленный на решение задач энергосбережения и повышения энергоэффективности, на снижение энергоёмкости нашего ВВП, ставилась целевая задача в 2020 году достичь снижения уровня энергоёмкости ВВП на 40 процентов к уровню 2008 года. Фактически, по оценкам, мы достигнем максимум 16-17 процентов, то есть целевой показатель не будет достигнут. Причины разные - и объективные, и субъективные. Объективные причины: мы за это время пережили два кризиса - понятно, что, когда кризис, денег на эти программы не хватает. Ну и есть причины субъективные. Этот законопроект направлен на повышение эффективности программ энергосбережения. Кроме того, отмечается необходимость обеспечения отраслевой ответственности за снижение целевых показателей - решение этого вопроса в законопроекте тоже предлагается. На законопроект получено положительное заключение профильного комитета Совета Федерации, а также положительные отзывы из 50 субъектов Федерации. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и просит поддержать его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, пожалуйста, вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Юрий Петрович, в пояснительной записке сказано, что требования к программам с учётом отраслевой специфики будут утверждены постановлением правительства, - вот хотелось бы на него посмотреть до того, как будем принимать законопроект в третьем чтении, чтобы было понятно. Это первое. Второе. Вы в своём докладе сказали, что органы власти будут утверждать требования. Я так понимаю, с последующим контролем и определением ответственных - тех, кто должен следить за достижением целей, которые в этих программах установлены? И ещё маленький вопрос - по поводу бюджетных инвестиций. Понятно, что государство и муниципальные образования участвуют в развитии в том числе этой отрасли, делая бюджетные инвестиции, то есть вкладывая деньги из бюджета. Но когда РЭК утверждаются тарифы, все эти инвестиции учитываются. Так вот вложение бюджетных денег, инвестиций в развитие этого направления повлияет на повышение тарифов для населения либо всё-таки это не будет учитываться, каково ваше мнение? СЕНТЮРИН Ю. П. Андрей Геннадьевич, по первому вопросу, относительно того, в какой стадии сейчас разработка порядка утверждения или установления требований к этим программам. Проект порядка разработан, и мы готовы его представить в ходе проработки этого законопроекта в Государственной Думе, чтобы депутаты могли ознакомиться и по нему тоже высказать замечания в случае их наличия. Что касается второго сюжета - относительно того, как будет осуществляться контроль, - в данном случае мы не меняем порядок, который предусмотрен 261-м законом, об энергосбережении и повышении энергоэффективности, порядок реализации контроля за ходом исполнения этих программ остаётся прежним, то есть в уполномоченные органы государственной власти представляется отчётность о наличии таких программ, об их утверждении и о ходе их реализации. Что касается тарифной политики, хочу отметить, что прямой связи между программами по энергосбережению, повышению энергоэффективности и тарифной политикой в регионах нет, но, безусловно, бюджетные ассигнования, которые направляются в рамках реализации этих программ муниципальным образованиям, бюджетным организациям, в целом, конечно же, будут сказываться на достижении целевых показателей этих программ и на объёме тарифной нагрузки на эти организации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Юрию Петровичу. Юрий Петрович, несколько лет назад была эпопея с формированием энергетических паспортов для всех бюджетных организаций, 4,5 миллиарда рублей было потрачено, а в итоге оказалось, что паспорта не соответствуют современным требованиям, не стыкуются друг с другом, в общем, фактически деньги потрачены впустую. В отношении программ. Вы сейчас предполагаете, что опять органы государственной власти и местного самоуправления будут утверждать свои требования к этим программам на основе неких базовых элементов, которые правительство установит. Не считаете ли вы необходимым ввести централизованную систему контроля сверху, прописать всё и загрузить это в некий информационный ресурс? Чтобы вам не бумажные отчёты представляли, которые вам лопатить приходится, а чтобы в единую систему все данные вводились и в любой момент можно было любое учреждение посмотреть на предмет энергоэффективности. СЕНТЮРИН Ю. П. Алексей Владимирович, хочу сказать, что законопроект, который сегодня предлагается вашему вниманию, на эти цели и направлен, потому что главное - разработать единообразную методику по формированию таких программ в части повышения энергоэффективности, в части энергосбережения и установить единообразные требования к их содержанию, включая целевые показатели. По нашей оценке, это даст эффект, безусловно, повысит инвестиционную привлекательность организаций с участием государства или с участием муниципального образования, а также даст эффект в плане достижения этих целевых показателей, поскольку будет налажен более точный и предметный государственный контроль за ходом реализации программ. Кроме того, и я это отмечал в докладе, будет возможность своевременно принимать управленческие решения по этому поводу. Нам кажется, что законопроект на эти цели как раз и направлен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Юрий Петрович, я думаю, всем очевидно, и правильно указали в пояснительной записке, что на протяжении многих лет отсутствовал единый подход к формированию программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности в России. Я думаю, вы знаете, что есть поручение Президента России по передаче коммунальной инфраструктуры в концессии. И вот пример Ханты-Мансийского автономного округа - Югры показал, что все предприятия, которые ввязались в эту историю, либо уже банкроты, либо близки к этому, хотя речь шла в первую очередь об энергоэффективности и о замене коммунальной инфраструктуры. Поясните, пожалуйста: за счёт каких рычагов вы планируете навести порядок в регионах и в муниципальных образованиях? Какие рычаги у вас будут, если этот законопроект будет принят? И нужно, конечно, понимать, что вы всё-таки отраслевое ведомство, которое должно проводить единую политику, - что вам мешало до этого её проводить? СЕНТЮРИН Ю. П. Владимир Владимирович, будет несколько рычагов. Первый рычаг - будет более чёткий, полный и своевременный государственный контроль за ходом реализации программ, о которых мы сегодня говорим, поскольку и отчётность будет представляться, и показатели будут понятны, и, самое главное, в этих показателях будет чётко отражён отраслевой компонент, отраслевая специфика, чего ранее не было. Кстати, хочу отметить, что в данном случае, когда я говорю об отраслевом компоненте, отраслевой специфике, речь идёт не только о Министерстве энергетики, но и о других министерствах, которые реализуют свои программы в области энергосбережения, энергоэффективности через организации с госучастием или с участием муниципальных образований, - это и Министерство транспорта, и Министерство промышленности и торговли, и целый ряд других ведомств, таким образом, этот контроль будет налажен по линии всех государственных ведомств. Ещё одна форма контроля, о которой тоже хотел бы упомянуть в связи и с вашим вопросом, Владимир Владимирович, и с предыдущим - о том, какие методы будем использовать. Напомню, что в ближайшее время будет запущена в промышленную эксплуатацию государственная информационная система, предполагающая систему отчётности всех субъектов, которые работают в соответствующих областях, особенно в области энергосбережения и энергоэффективности. Сведения, которые накапливаются в этой государственной информационной системе в области энергосбережения и энергоэффективности, будут частью общей государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, и по итогам анализа данных будут приниматься взвешенные управленческие решения. Как нам кажется, в целом всё это приведёт к тому, что на уровне органов федеральной власти, на уровне органов государственной власти в регионах и на уровне муниципальных образований будут приниматься своевременные и взвешенные управленческие решения, которые будут основываться в том числе на глубоком анализе реализации программ по энергоэффективности и энергосбережению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кулик Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, перед вами отчитывался министр энергетики, после завершения его отчёта мы возвращались к вопросу, который хорошо известен многим депутатам, присутствующим в зале: существует несправедливость в том, сколько платят за электроэнергию промышленные предприятия и сколько - сельскохозяйственные производители. Последние платят за электроэнергию по тарифу значительно большего размера, и, с одной стороны, это ведёт к удорожанию продукции, которую потребляют абсолютно все, с другой стороны, это просто необъяснимо с технической точки зрения. Мы условились, что министерство подготовит указания или предложения о том, что, если сельхозпредприятия расположены в одинаковой зоне с промышленными предприятиями, которые пользуются сетями, скажем, в крупном селе или в районном центре... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время Геннадию Васильевичу Кулику. КУЛИК Г. В. ...тариф для сельскохозяйственных и промышленных предприятий должен быть одинаковым. Пока я не получил никаких проектов, указаний на этот счёт, хотя было достигнуто соглашение, и вы присутствовали при этом разговоре. Это значит, что можно поправить этот законопроект, или, может быть, вы ко второму чтению представите нам предложения на этот счёт? СЕНТЮРИН Ю. П. Геннадий Васильевич, разговор по поводу тарифов, который сейчас идёт между вами и мной, не совсем относится к концепции, к предмету законопроекта, предлагаемого вашему вниманию. Работа ведётся в связке Министерством энергетики и Федеральной антипономольной службой, собственно говоря, ведомством, которое отвечает за тарифную политику в стране в целом. Вопросы, которые поднимались вами по итогам "правительственного часа", касающиеся снижения перекрёстного субсидирования или перекрёстной нагрузки на разных производителей, - это предмет специального большого разговора и большой работы в Министерстве энергетики. Такие документы подготовлены, мы в ближайшее время будем готовы вам их отдельно представить. Я не готов ответить, можно ли это инкорпорировать в тело данного законопроекта. На первый взгляд это кажется сложным, потому что концепция и предмет рассматриваемого законопроекта несколько иные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемый Юрий Петрович, в 2016 году все промышленные предприятия готовили паспорта по энергосбережению, каждый такой паспорт стоил от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Сейчас эти паспорта совершенно никому не нужны. Теперь мы говорим о разработке программ. Не получится ли опять так, что предприятия просто потратят дополнительно деньги? Ведь предприятия и так сами постоянно занимаются энергосбережением, поскольку электроэнергия очень дорогая. СЕНТЮРИН Ю. П. Наталья Дмитриевна, то, что предлагается сейчас в законопроекте, касается организаций с государственным участием или с участием муниципального образования, это очерчивает круг структур, на которые предлагается распространить действие законопроекта. Это во-первых. Во-вторых, действующее законодательство - напомню, это статья 25 закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...", - уже предписывает это, организации упомянутой категории, а также организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны такие программы иметь, утверждать и реализовывать. Сейчас предлагается ввести, по существу, единые методические требования к содержанию этих программ, чтобы там была отражена отраслевая специфика, были отражены показатели и чтобы сделать работу по утверждению и, главное, реализации таких программ более транспарентной, единообразной, а главное - реализуемой. Поэтому к тому, о чём говорите вы по поводу паспортов энергоэффективности и энергосбережения, предлагаемая тематика не в полной мере относится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Николаевич, добавьте. Включите микрофон на трибуне. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, сейчас у нас в работе находится правительственный законопроект, который мы приняли в первом чтении, о замене энергопаспортов на декларации. А работа, которая была проведена, не была лишней: впервые в истории руководители муниципальных образований и руководители учреждений, организаций озаботились этим вопросом, сделали паспорта - да, были потрачены деньги, зато мы увидели проблему и, самое главное, все руководители увидели проблему и потенциал энергосбережения в каждой организации. Будет осуществляться переход на энергодекларации, и мы будем принимать отдельный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Юрий Петрович, в своём выступлении Павел Николаевич сказал, что ставилась амбициозная цель снизить на 40 процентов энергопотребление, но этого, к сожалению, не удалось добиться. И на мой взгляд, причина совсем не в том, что у нас какие-то разные цели: мы знаем, что перед муниципальными, перед государственными предприятиями мы ставили задачу ежегодно снижать энергопотребление на 3 процента, и за десять лет мы, по идее, должны будем на 30 процентов его снизить. Но я не думаю, что ваш законопроект, состоящий из двух абзацев, может кардинально поменять ситуацию. Для снижения энергопотребления нужны колоссальные средства на утепление контуров, на замену систем водоснабжения, отопления и так далее. Если посмотреть данные Росстата, видно, что не снижается энергопотребление. Как вы хотите решить эту проблему в муниципальных образованиях и на госпредприятиях? СЕНТЮРИН Ю. П. Сергей Михайлович, вопрос, который вы сейчас задали, носит такой мировоззренческий, глубокий характер. То, что предлагается в законопроекте, носит характер, я бы сказал, прагматично-утилитарный: предлагается сделать более чёткой, понятной, реализуемой и подконтрольной деятельность по разработке и реализации программ по энергосбережению и энергоэффективности. Однако хочу сказать, что формирование программ в единообразной манере, возможность их более полного, чёткого и взвешенного контроля (я имею в виду контроль хода их реализации), а также принятие соответствующих управленческих решений - это, может быть, и не самый великий, но, по нашему мнению, важный кирпичик в фундамент строящегося здания, условие наращивания энергоэффективности и энергосбережения в стране. Мы это предложение вносим на основе анализа правоприменительной практики за пятилетку, начиная с 2009 года, когда был принят неоднократно упоминавшийся здесь закон. И нам кажется, что с организационной точки зрения - в каком-то смысле утилитарной - принятие этого закона внесёт свою лепту в общий процесс, о котором вы говорите, по снижению энергозатрат, по наращиванию эффективности и энергосбережения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Николаевич хочет добавить. Пожалуйста. Включите микрофон на трибуне. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, когда я говорил о потенциале энергосбережения и о недостижении поставленных целей, я сказал, что здесь объективная причина - два кризиса, за этот период мы пережили очень серьёзный финансово-экономический кризис. Есть и субъективные причины: более 50 процентов энергосбережения мы должны были достичь при структурной перестройке экономики, но структурной перестройки экономики не случилось, в том числе из-за тех же кризисов. Ну и другая субъективная причина - несовершенство нашего законодательства, над чем мы постоянно работаем. Мы постоянно будем вести эту работу и привлекать к ней вас, и рано или поздно мы этой цели достигнем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Юрий Петрович, у меня к вам вопрос по практике применения этого закона. Я считаю, некорректно, что вы говорите, что не будут потрачены федеральные деньги, не акцентируя внимания на том, что при формировании бюджета на 2018 год уже были приняты региональные политики, на региональном уровне уже были приняты программы - и муниципальные, и региональные, и на них были заложены деньги. Вы в законопроекте не указываете, когда начнёт действовать этот закон, но хотя бы год нужен, чтобы принять общие правила, отработать всё это. Уверяю вас, после ваших предписаний буквально 1 января, ну 9 января, сотрудники прокуратуры и всех контролирующих органов придут в муниципальные образования и будут требовать от них - повторяю: требовать! - реализации закона, а на это нужны муниципальные и, как следствие, региональные деньги. Может быть, установить переходный период, чтобы реализация закона началась с 1 января 2019 года? И больше скажу: приняв бюджет, мы перешли к модельному бюджетированию, а это значит, что при финансировании региональных бюджетов мы на это тоже будем обращать внимание. Именно ваше министерство с губернаторов будет спрашивать, где энергосбережение... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ГУСЕВА И. М. Спасибо, Вячеслав Викторович. Юрий Петрович, акцентирую внимание на том, что мы сейчас принимаем в первом чтении очень важный и правильный законопроект, концепция правильная, но прошу ко второму чтению учесть, что необходим переходный период в реализации закона. СЕНТЮРИН Ю. П. Ирина Михайловна, мы готовы ко второму чтению этот законопроект дорабатывать, безусловно, он не может быть вообще лишён недостатков, хотя мы стремились к этому. Если риск, о котором вы говорите, подтвердится, безусловно, внесение такого рода изменений в этот законопроект будет целесообразно. Мы такой риск пытались упредить, компенсировать формированием упомянутого мною порядка, полномочия по утверждению которого закрепляются в соответствии с законопроектом за Правительством Российской Федерации. Если этого будет недостаточно и нужно будет на законодательном уровне установить отсрочку вступления в силу этих норм, я думаю, это может стать предметом рассмотрения во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Ионин Дмитрий Александрович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, это действительно правильная инициатива, может быть, немножко уже несвоевременная, но правильная. Юрий Петрович правильно сказал, что экспертное сообщество неоднократно отмечало отсутствие программно-целевого подхода именно в программах на местах, то есть кто как хотел, так программы и составлял. Посмотрите, реальные результаты применения федерального закона № 261-ФЗ есть именно там, где показатели энергоэффективности были включены в программы, исполнителями которых являются отраслевые органы на местах, то есть в сфере ЖКХ, допустим, в сфере здравоохранения и, конечно, в промышленности, потому что именно там наибольший потенциал по энергоэффективности. В связи с этим закон, конечно, надо принимать. Павел Николаевич говорил про амбициозную задачу - и коллега из фракции ЛДПР тоже вспоминал об этом - по сокращению потребления уровня энергии, энергоёмкости ВВП. Если мы сейчас об этом говорим, надо вспомнить, что существенная часть средств на энергосбережение идёт не из бюджетных источников: мы как раз привлекаем внебюджетные источники. И здесь нужно понимать, что речь идёт об ответственности органов власти на местах. Если посмотреть конкретные примеры привлечения инвесторов, которые вкладываются в проекты, связанные в том числе с программами по повышению энергоэффективности, станет очевидно, что в первую очередь у глав администраций в муниципальных образованиях, особенно в малых, где необходимо техническое перевооружение, допустим, теплового хозяйства - об этом много говорится, - нет чёткой мотивации, чтобы привлекать инвесторов. Рассмотрим на примере теплового хозяйства. Есть старые, неэффективные котельные - пусть даже на газе, но с очень низким КПД и с очень высоким уровнем потребления ресурсов. Допустим, есть инвесторы, которые готовы вместо этих котельных поставить новые, современные эффективные блочно-модульные котельные, но администрация в этом не заинтересована, во многих малых муниципальных образованиях продолжается вот это иждивенчество: считают, что лучше они придут в приёмную губернатора, будут там сидеть, просить денег на ремонт этой котельной, чтобы что-то там подлатать, вместо того чтобы заниматься действительно прорывными программами. Очень много таких случаев, очень много обращений с мест, соответственно, мы теряем средства, которые потенциально можно привлечь в эту важную сферу, в том числе для достижения целевых показателей по снижению энергопотребления. Так или иначе, нам надо выбирать: либо мы чётко прописываем ответственность органов власти на местах, либо, видимо, придётся переходить на метод единого окна для привлечения инвесторов в проекты, связанные в том числе с повышением энергоэффективности на местах, когда за этих инвесторов... Я от фракции - можно добавить время? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции - добавьте время. ИОНИН Д. А. Уже органы власти за этих инвесторов будут заниматься работой с муниципальными образованиями, с ресурсниками, преодолевать те или иные препоны, которые, к сожалению, сейчас есть. Мы законопроект поддержим, но просьба к министерству привлекать нас к работе более широко: мы готовы делиться идеями, поступающими с мест от потенциальных инвесторов, которые не могут преодолеть существующие препоны, это становится существенной проблемой при реализации в том числе программ повышения энергоэффективности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Уважаемые коллеги, добрый день! Фракция ЛДПР не поддержит законопроект в том виде, в котором он нам сегодня представлен. Хотя мы считаем, что вопрос, который предлагается урегулировать, - энергосбережение и повышение энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования, - конечно, требует системного, всестороннего рассмотрения. Внятного и чёткого ответа на вопрос, который я задал, о том, какие рычаги в будущем могло бы применить Министерство энергетики в российских регионах и муниципальных образованиях, я, к сожалению, не услышал. Закон можно принять, но работать он не будет, и снова, как правильно было сказано, правоохранительные органы и прокуратура начнут выдавать предписания муниципальным образованиям и российским регионам. В российских регионах во многом программы энергосбережения уже свелись просто к тому, что население заставляют менять счётчики за свои деньги, и, к сожалению, компенсация за замену счётчиков, в том числе малоимущим гражданам, зависит от возможностей региональных и муниципальных бюджетов, а какова ситуация с региональными финансами, мы прекрасно понимаем. Мы понимаем, что только отчётностью, в которой нам предлагается навести порядок... Отчётность, отчётность - так мы в дальнейшем забюрокрачиваем весь процесс, снова будем получать массу отписок из регионов, снова в министерстве все отделы будут трудиться над сдачей в архив этой макулатуры, но, к сожалению, никакой энергоэффективности мы не достигнем. Это же касается и ГИС: как ГИС повлияет на энергосбережение и энергоэффективность, честно говоря, мне непонятно. Мы до сих пор не можем навести порядок с ГИС в сфере ЖКХ. Сколько лет мы уже говорим, что эта система должна заработать, но она никак не работает. Вы же чётко указали в своей пояснительной записке: анализ практики 2009-2014 годов говорит об отсутствии единого подхода к вопросам энергосбережения и энергоэффективности в России вообще. Тогда возникает вопрос: а чем Министерство энергетики занималось все эти годы, когда тратились триллионы рублей из федерального бюджета, из региональных бюджетов, из муниципальных бюджетов, если в результате кто в лес, кто по дрова? Получается, что как таковой единой политики все эти годы просто не было, а сейчас вы предлагаете путём принятия так называемых единых требований и критериев её ввести. Но мы не можем поддержать этот законопроект, учитывая, что вы даже сегодня эти критерии и требования не обозначаете: вы отдаёте их на откуп Правительству Российской Федерации, и какие это будут критерии - абсолютно непонятно. Я хочу привести один пример, чтобы вы понимали, как в российских регионах, в ряде регионов реализуются программы энергоэффективности. Я, задавая вопрос, упомянул Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, там есть так называемое стопроцентное акционерное общество - компания "ЮРЭСК", в которую вкачаны миллиарды бюджетных рублей, но, вместо того чтобы работать над энергосбережением и энергоэффективностью, она на эти деньги скупает муниципальные предприятия в сфере... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время: выступление от фракции. СЫСОЕВ В. В. ...энергосетевого хозяйства. Как связаны энергоэффективность и энергосетевое хозяйство? В конце концов это привело только к одному - к повышению тарифов для населения. А население хочет видеть и снижение тарифов, и обновление коммунальной инфраструктуры. Ещё раз затрону вопрос, связанный с поручением главы государства серьёзно заняться вопросами концессионных соглашений в стране. Я приводил пример: как только в регионах появляются предприятия, которые готовы заниматься коммунальной инфраструктурой, энергетической инфраструктурой на основе концессии, они уже, считай, банкроты либо станут банкротами, потому что региональные власти создают такие условия для работы, что работать впоследствии просто невозможно, нет никакой долгосрочной политики в этом вопросе. Может быть, нужно здесь посмотреть и в этом направлении двигаться. А только за счёт установления единых требований и критериев порядок в этой сфере не навести. Да, есть утверждённые федеральная, региональные и муниципальные программы, на которые в бюджетах уже запланированы средства. А вот как эти программы увязаны между собой? Да никак они не увязаны - кто в лес, кто по дрова! Поэтому просил бы Министерство энергетики всё-таки обратить внимание и задаться вопросом: а проведён ли системный анализ, чтобы все эти программы в сфере энергосбережения и энергоэффективности свести воедино? Такая работа фактически не ведётся, и это прекрасно видно по тому, какими темпами обновляется коммунальная энергетическая инфраструктура в российских регионах. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Тема-то очень важная, ключевая на самом деле. Нам предлагается очередной пакет оргмероприятий - да, наверное, правильных, но я хочу вам сказать, что никакой энергоэффективности это не добавит, никакого энергосбережения это нам не даст. К сожалению, представители министерства не были в этот понедельник у нас на "круглом столе", посвящённом применению нанотехнологий в ЖКХ. Вы знаете, у меня такое впечатление, что мы сидим на золоте и его не используем, а ждём, когда нам немцы, шведы или кто-то ещё принесут эти технологии, принесут эти материалы, чтобы мы их покупали уже по другой цене. В чём проблема? Как только заходит вопрос о том, какого подрядчика мы должны привлечь, мы сталкиваемся со знаменитым 44-м законом. А там что? Кто дешевле, тот и прав. Вот никаких нанотехнологий, никакого ресурсосбережения у нас не будет, если мы будем исходить из этого принципа. Нужно включать в эту систему Федеральную антимонопольную службу. Вы понимаете, скупой платит дважды. Сейчас у нас реновация, мы говорим: это всё замечательно, вот у нас ресурсосбережение... Но скупой платит дважды. Они следят за ценой вопроса, за ценой на квадратный метр, на трубу - кто дешевле даст, - и в итоге у нас аварии даже при том, что сейчас не очень холодная зима. А что будет, когда минус 15-20 градусов будет уже в центральной части России? Вы знаете, мы не смотрим в корень зла. Мы чем занимаемся? Увеличиваем, повышающие коэффициенты вводим для граждан, которые посмели - старики! - не поставить счётчик. Вы понимаете, эта политика меня как-то очень и очень сильно смущает. Ведь чтобы доказать, что нет возможности установить этот счётчик, старик, инвалид должен пройти такую процедуру, что... Сейчас мы внесли законодательные инициативы, Павел Николаевич о них знает, но я ещё раз хочу сказать: не будет у нас импортозамещения, не будет у нас никакой модернизации, если мы эту проблему не решим. Нужно ФАС привлекать, нужно на самом высоком уровне этот вопрос сейчас ставить. Без нанотехнологий, которые у нас есть... Вы понимаете, 25 позиций только в ЖКХ - это же фантастика! Я сама об этом узнала не так давно, увидела в Калужской области, как эти заводы при поощрении губернатора... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, минуту. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо. Губернаторов, я считаю, нужно оценивать по тому, привлекают они нанотехнологов и эти технологии и материалы или нет, или они тоже работают по старинке, по 44-му закону: дешевле дал - и замечательно. Вы прекрасно знаете все последствия действия этого 44-го федерального закона. Ну нельзя не учитывать жизненный цикл дома, трубы и так далее, так считать нельзя больше! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Зубарев Виктор Владиславович, от фракции. Подготовиться Куринному. ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу сказать, что всё, что мы сейчас услышали от Галины Петровны, от Сергея Михайловича и о сокращении энергопотребления до 40 процентов, и о приборах учёта, и о нанотехнологиях, к этому законопроекту отношения вообще не имеет. Когда мы начинаем говорить об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, вопрос сразу становится глобальным и комплексным. Много законопроектов мы рассматриваем, об этом и Павел Николаевич сказал, по каждому конкретному законопроекту есть свои сложности, трудности, и мы их будем преодолевать. Комплексный вопрос энергосбережения и энергоэффективности мы будем рассматривать в отдельных законопроектах, а все вместе они должны принести результаты, о которых мы говорим. Если говорить о сокращении энергоёмкости ВВП на 40 процентов до 2020 года - конечно, и Павел Николаевич, и Юрий Петрович, да и все мы уже сказали, что, наверное, этих результатов мы не достигнем, но всё равно мы идём по этому пути, и законы, которые принимает Дума, мы с вами, помогают улучшать этот показатель. Сегодня мы предполагаем, что снижение на 20-25 процентов всё-таки будет достигнуто к 2020 году, ну а дальше будем вместе работать. Что же касается законопроекта, он направлен на решение задачи повышения эффективности реализации программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности организаций с участием государства или муниципального образования путём установления единых требований к содержанию таких программ. Таким образом мы предполагаем привести цели, установленные в рамках данных программ, в соответствие с целями повышения энергетической эффективности в соответствующих отраслях в масштабах страны. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает представленный проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Ещё раз обращаюсь к коллегам из фракции ЛДПР, которые не собираются голосовать: никакого отношения к вопросам, о которых говорил Сергей Михайлович, этот законопроект не имеет, и я предлагаю всем проголосовать, поддержать и двигаться вместе дальше, работать над вопросами энергосбережения, энергоэффективности, повышения энергоэффективности в отрасли энергетики и ЖКХ в том числе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, заниматься энергосбережением из-под палки, конечно, очень сложно. По большому счёту внесённый законопроект не сильно эффективен, так же как и предыдущие попытки Правительства Российской Федерации заставить муниципальные и государственные организации заниматься энергосбережением, результат говорит сам за себя: 16 процентов вместо запланированных 40 процентов. Почему? Я опять напомню опыт введения этих самых энергопаспортов, которые должны были быть отправной точкой для реализации программы энергосбережения в соответствующих учреждениях. Как это было сделано? Как всегда - топорно. Делается паспорт - потому что если не будет, то за это сильно оштрафуют, - потом этот паспорт кладётся на полку, потому что есть ряд причин, не позволяющих его реализовать, и первая - то, что организация некоммерческая. Вы же понимаете, что коммерческие организации никто не заставляет заниматься энергосбережением, они сами прекрасно знают: если они этим заниматься не будут, они сдохнут, просто не выживут на этом рынке, у них конкуренция. А в бюджетных организациях всё спокойнее: деньги вроде выделяются, тут 44-й закон мешает, здесь вроде бы никак не найдём необходимых лимитов, вот и лежит спокойно этот энергопаспорт или программа, которую сейчас написали, и всё идёт своим чередом. Для чего, на мой взгляд и по мнению фракции, этот законопроект нужен и в каком направлении стоит работать? Нужен контроль, сплошной контроль органов управления, как государственных, так и муниципальных, над своими учреждениями. Я вам приведу классический пример. Типовое здание детского сада, таких типовых зданий сотни, но в одном из них потребление тепла вдвое меньше или, наоборот, двое больше, чем в другом. Почему? Вот это уже вопрос к органу управления образованием или к соответствующему отраслевому ведомству. Почему одно и то же здание, одни и те же параметры теплоёмкости, одни и те же стены, а потребление тепла так различается? Почему в одном случае директор или руководитель (а по большому счёту именно руководитель - центральное звено во всей этой системе энергосбережения) добивается своего несмотря на равные финансовые условия, а в другом случае - нет? И сплошной мониторинг по школам, по детским садам, по больницам должен идти. Ведь как сейчас идёт экономия, про которую мы говорим? Опять сверху! Бюджетному учреждению - я сам был в такой ситуации - каждый год на 5 процентов урезают лимиты просто так, без опоры на его соответствующее решение или действие, просто так в год 5 процентов по теплу срезали, 5 процентов по электроэнергии срезали! В одной из участковых больниц, куда я приезжал, главный врач сообразил, как выйти из ситуации: взял выключил полностью отопление на втором этаже, всех перевёл на первый этаж, а второй отключил от отопления - вот таким образом экономит. Ну а что такое здание без отопления, даже на втором этаже? Вы же прекрасно понимаете, что оно разрушается вдвое быстрее, приходит в негодность со всеми вытекающими отсюда последствиями и потерями для бюджета. Я прошу немножко добавить времени. То, что сегодня предлагает министерство, на мой взгляд, всё-таки должно быть дополнено сквозной системой контроля как министерства над органами управления субъектов, так и органами управления субъектов над муниципальными. Нерадивых директоров, тех, кто не спешит, не может... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции - добавьте время. КУРИННЫЙ А. В. ...не хочет заниматься энергосбережением, надо в рамках этой выстроенной модели, контрольной, постоянной, с опорой на наилучшие практики, сложившиеся в стране в целом на основании единых выработанных критериев... Вот именно для этого такая система нужна, а отнюдь не для того, чтобы кого-то заставить заниматься энергосбережением - ещё раз говорю: из-под палки это делается очень сложно, если нет вот такой прямой коммерческой заинтересованности. Фракция поддержит данный законопроект и предложит поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Юрий Петрович Сентюрин, заключительное слово. Есть желание выступить? СЕНТЮРИН Ю. П. Я хотел бы только поблагодарить за детальное обсуждение предлагаемого к принятию законопроекта и заверить, что всё, что прозвучало сейчас в виде предложений, будет внимательно изучено и министерством, и правительством в целом. В рамках подготовки законопроекта ко второму чтению мы вместе с депутатами найдём верное, взвешенное решение по формированию окончательного текста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Николаевич Завальный. Есть желание выступить? Есть. Включите Завальному микрофон. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, спасибо за вопросы, за выступления, за такое заинтересованное обсуждение проблем, которые касаются энергосбережения в целом. При этом мы понимаем, что любая проблема - это только вершина айсберга. Данный закон решит конкретную проблему - будет способствовать повышению эффективности работы муниципальных организаций, региональных организаций. Ещё раз скажу, что 50 субъектов Федерации положительно оценили и поддержали законопроект. Что касается проблемы в целом, коллеги, как я сказал, потенциал энергосбережения, если оценивать его в целом, таков: треть - в самом ТЭК, треть - в ЖКХ и треть - следствие модернизации экономики. То есть вопрос не только к Министерству энергетики, вопрос и к правительству в целом, и к минэку - как он собирается модернизировать нашу экономику, и к Минстрою - как в сфере ЖКХ мы планируем заниматься вопросами энергосбережения на стороне потребления, а не на стороне производства энергии, потому что Минэнерго отвечает только за производство энергии, а надо, чтобы ещё активно работали те, кто отвечает за потребление электроэнергии, там основной потенциал энергосбережения. Это совместная работа, и наш комитет системно занимается этими вопросами. Мы предлагаем вам вместе работать над решением этой глобальной задачи, потому что от этого зависит конкурентоспособность нашей экономики. Мы интегрируемся в мировую экономику, в глобальную экономику, и понятно, что конкурентоспособность нашей экономики зависит в том числе от того, какова энергоёмкость нашего ВВП. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента? Нет. Правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования", 11-й вопрос повестки дня. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 40 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.