Заседание № 184
О проекте федерального закона N№ 285675-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (о неприменении в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства - выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской республики, РСФСР и Российской Федерации и их потомков по прямой нисходящей линии некоторых оснований отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации и об установлении для указанных категорий иностранных граждан и лиц упрощённого порядка приёма в гражданство Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается предложение. Переходим к пункту 16. Депутат Нахушев, представитель Парламента Кабардино-Балкарской Республики, просит рассмотреть законопроект без его участия. Мы рассматриваем проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Доклад сделает Александр Петрович Москалец, первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В связи с отсутствием докладчика я проинформирую, что предлагаемые изменения в федеральные законы направлены на неприменение в отношении эмигрантов, или выходцев из Российского государства, их потомков таких оснований для отказа в выдаче им разрешения на временное проживание или вида на жительство, как выезд из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания или нахождение за пределами территории Российской Федерации более шести месяцев. Также предусматривается дополнение одного из условий приёма в гражданство России в общем порядке, которое заключается в том, что наряду с требованием обязательного владения претендентом на получение российского гражданства русским языком в качестве альтернативы предлагается закрепить возможность владения таким лицом одним из государственных языков субъектов Российской Федерации. Сразу отмечу, что по отношению к отдельной личности или для разрешения сугубо частной ситуации предлагаемый вариант действия и оценки, может быть, и был бы приемлемым, но в качестве общего правила он неприменим, поскольку не сочетается с конкретными нормами Конституции России, имеет определённые несоответствия с другими нормативными правовыми актами, а также содержит как внутренние терминологические неточности, так и иные юридико-технические противоречия и одновременно по своим отдельным позициям представляется недостаточно обоснованным. Так, предлагаемое дополнение статьи 7 закона "О правовом положении иностранных граждан..." юридически некорректно указывает на наличие у вышеуказанной категории лиц вида на жительство в Российской Федерации, так как совершенно очевидным является то, что у иностранного гражданина или лица без гражданства вид на жительство уже имеется и в получении таким лицом разрешения на временное проживание в Российской Федерации нет никакой необходимости. Более того, будучи разрешительным документом более низкого уровня по сравнению с видом на жительство, разрешение на временное проживание в Российской Федерации вообще излишне и нецелесообразно. Такая же юридическая некорректность формулировок содержится и в других пунктах статьи 1 рассматриваемого законопроекта. Самое категорическое возражение у комитета вызывают нормы, содержащиеся в статье 2 рассматриваемого проекта федерального закона. Поясняю: в соответствии со статьёй 68 Конституции Российской Федерации государственным языком нашей страны на всей её территории является русский язык. Причём согласно части 2 этой статьи языки республик в составе Российской Федерации могут приобретать статус государственных только наряду с русским языком. При этом норма Конституции является диспозитивной, поскольку республики в составе Российской Федерации хотя и могут воспользоваться указанным правом, но вместе с тем отнюдь не обязаны его реализовывать. И вот в этой связи в имеющемся в статье 2 законопроекта положении содержится, по сути, альтернативная по отношению к ныне существующей норма о возможности владения претендентом на получение российского гражданства вместо русского языка государственным языком субъекта Российской Федерации, вследствие чего, конечно, с вышеуказанными нормами статьи 68 Конституции у данного положения возникает явное расхождение. Отмечая несоответствие представленного законопроекта нормам Конституции и нормативным правовым актам Российской Федерации, комитет считает необходимым обратить внимание на его терминологические и смысловые неточности. Так, в соответствии опять же со статьёй 68 Конституции только республики в составе России вправе устанавливать свои государственные языки. Однако рассматриваемые нормы законопроекта указывают на возможность владения лицом, претендующим на получение российского гражданства, не государственным языком республики в составе Российской Федерации, а государственным языком субъекта Российской Федерации. Разницу вы видите, и объяснять дальше я её не буду. И в заключение скажу. Комитет отмечает, что содержащиеся в проекте федерального закона нормы о дополнении статьи 14 закона "О гражданстве Российской Федерации" новой частью, предусматривающей возможность приёма в российское гражданство в упрощённом порядке для эмигрантов, или выходцев из Российского государства, в значительной степени уже реализованы в рамках действующей редакции федерального закона. И более того, действующие положения статьи 14 закона "О гражданстве..." устанавливают возможность для приобретения российского гражданства в упрощённом порядке в определённом аспекте даже для несколько более расширенной категории лиц по сравнению с тем, что предлагается законопроектом. Таким образом, принимая во внимание отмеченные многочисленные недостатки представленного законопроекта, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству не считает возможным поддержать данный законопроект и рекомендует его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, процедура первого чтения. Есть ли вопросы к содокладчику? Есть. Депутат Глотов. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Александр Петрович, у меня вопрос не по содержанию этого законопроекта, а по форме. Ведь раньше таких явлений не было в нашем королевстве, когда заявляется законопроект, его представление поручается кому-то, а потом оказывается, что его некому представлять. Какой, на ваш взгляд, механизм должен быть нами отработан на современном этапе деятельности Государственной Думы, чтобы мы больше не попадали в такие ситуации, когда некому представлять подготовленный парламентом аж целой республики законопроект? Может быть, придумать что-то или выработать что-то, чтобы мы больше действительно в такой патовой ситуации не были? Спасибо. МОСКАЛЕЦ А. П. Большое спасибо за вопрос, я его запомню, запишу и по стенограмме затем ещё раз отработаю. Наш комитет как раз и занимается вопросами по закону "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы...", и обещаем вам, что мы рассмотрим ваши предложения и ответ вам будет дан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста, Александр Петрович. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Позицию комитета вы слышали. Пожалуйста, включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 30 мин. 13 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 1 чел. Не голосовало 449 чел.99,8% Результат: не принято Отклоняется законопроект.