Заседание № 107
О проекте федерального закона № 285562-8 "О внесении изменений в статьи 14 и 15-1 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статьи 7 и 12 Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования отношений, связанных с проведением научной (научно-технической) экспертизы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 15-1 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статьи 7 и 12 Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра науки и высшего образования Пётр Александрович Кучеренко. Пожалуйста, Пётр Александрович. КУЧЕРЕНКО П. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроект подготовлен министерством во исполнение поручения президента с целью закрепления в законе о науке понятия "научная (научно-техническая) экспертиза", раскрывает основы её проведения, цель, особенности определения заказчика, исполнителя, результата такой экспертизы. Корреспондирующие изменения предлагается внести в закон "О Российской академии наук...". Научная (научно-техническая) экспертиза включает в себя комплекс мероприятий, направленных на изучение, анализ и оценку планируемых или полученных научных (научно-технических) результатов, проектов научных тем исследований, проектов научных работ, научных и научно-технических программ и проектов. Принципы, критерии и механизмы проведения экспертизы, перечень объектов, подлежащих такой экспертизе, основные требования к экспертам и экспертным организациям будут закреплены в положении, которое планируется к изданию Правительством Российской Федерации, а соответствующий проект подготовлен. При разработке законопроекта за основу принята сложившаяся в Российской Федерации практика нормативно-правового регулирования научной экспертизы федерального, регионального и иных уровней, а также использованы отдельные положения Модельного закона СНГ "О научной и научно-технической экспертизе". Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Александрович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Сергей Владимирович Кабышев, председатель Комитета по науке и высшему образованию. КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как свидетельствует международный опыт, институт научно-технической экспертизы получает всё более широкое законодательное оформление. В частности, в ряде стран СНГ, например в Республике Белоруссии, Киргизской Республике, Республике Таджикистан, Республике Армении, этот институт уже закреплён в отдельных специальных законах либо в законе о науке. Российское законодательство о науке предусматривает экспертизу научных и научно-технических программ и проектов, тогда как институт научной (научно-технической) экспертизы, имеющий более широкий объект анализов, в законодательстве в системном виде пока не закреплён. Комитет, отмечая безусловную важность законодательного закрепления данного института, считает правильным поддержать концепцию законопроекта и предложить Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Концепция законопроекта поддержана Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Счётной палатой Российской Федерации. Прошу поддержать решение комитета и принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос авторам. Правовое управление Аппарата Государственной Думы сделало несколько замечаний к законопроекту, говоря о том, что необходимо решить вопрос о соотносимости указанной в законопроекте научной (научно-технической) экспертизы и содержащейся в положениях закона "О науке..." экспертизе научных и научно-технических программ и проектов. Кроме того, там говорится, что наименование статьи 14 предполагает организацию и проведение экспертизы тоже научной и научно-технической деятельности, а в самой статье говорится об экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, просто об экспертизе. Намереваетесь ко второму чтению внести поправки или примете наши поправки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Пётр Александрович. Включите, пожалуйста, микрофон. КУЧЕРЕНКО П. А. Уважаемая Нина Александровна, соответствующие поправки в рамках работы над вторым чтением, конечно, будут учтены. И мы очень благодарны за эти замечания Правовому управлению Аппарата Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к официальному представителю Правительства Российской Федерации. Уважаемый Пётр Александрович, в статье 1 законопроекта устанавливаются полномочия правительства по утверждению положения о научной (научно-технической) экспертизе и так далее, где будут определены принципы, критерии, механизмы проведения экспертизы, перечень объектов и так далее. Не могли бы вы ещё раз подчеркнуть, в какой стадии разработки находится данное положение? Можно ли где-то ознакомиться с этим проектом? КУЧЕРЕНКО П. А. Уважаемый Николай Иванович, спасибо большое за вопрос. Проект положения есть у меня, я могу вам его сейчас, если удобно, передать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 46 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.