Заседание № 131

20.06.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 285555-8 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от НДС реализации отдельных видов лекарственных препаратов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4291 по 4488 из 7268
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части   
второй Налогового кодекса Российской Федерации".                                
                                                                                
Ануфриева Ольга Николаевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Это,        
можно сказать, именной законопроект - законопроект по "Кругу добра". Как вы     
помните, мы в первом чтении приняли законопроект, который освобождает от        
налога на добавленную стоимость реализацию либо передачу ввезённых на           
территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных              
препаратов, которые передаются "Кругом добра" уже непосредственно в             
медицинские и фармацевтические организации, для того чтобы оказывать помощь     
лицам, находящимся под опекой "Круга добра" (это дети до 18 лет и лица, в       
течение одного года по достижении ими 18 лет получающие эту поддержку). К       
законопроекту поступило три поправки, две из которых рекомендованы комитетом    
к принятию, а одна - к отклонению. Просим поддержать решение комитета по        
таблицам поправок и поддержать законопроект во втором чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет.                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.13,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2? Есть у Куринного.                               
                                                                                
Куринный, пожалуйста.                                                           
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Не могу назвать номер, в базу почему-то не загружена, Александр Дмитриевич.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А в таблице № 2 одна поправка - депутата Куринного.       
                                                                                
Включите микрофон депутату Куринному.                                           
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, речь идёт о том, чтобы распространить         
действие нулевой ставки НДС на реализацию (передачу) лекарственных препаратов   
и медицинских изделий, которые ввозятся, скажем так, по медицинским             
показаниям на территорию Российской Федерации, которые не зарегистрированы в    
Российской Федерации и предназначены для оказания медицинской помощи больным    
с тяжёлыми жизнеугрожающими заболеваниями, хроническими заболеваниями, в том    
числе редкими (орфанными), некоммерческими организациями, которые созданы в     
соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,   
основной целью которых является реализация дополнительного механизма            
организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи больным с     
тяжёлыми жизнеугрожающими заболеваниями и обеспечение таких больных             
лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.                            
                                                                                
В данном случае речь идёт о расширении круга - чтобы не только детей до 18      
лет и старше, но и, скажем так, остальные категории "Круг добра" обеспечивал.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.                              
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Алексей Владимирович, спасибо за внесение поправки.             
Безусловно, она имела бы право на существование и имеет, наверное, право на     
существование, но в данном случае комитет посчитал, что решение проблемы        
должно носить более комплексный характер. Потому что, например, медицинские     
изделия, которые вы предлагаете в данном случае освободить от обложения НДС,    
при ввозе облагаются по ставке 10 процентов и эти 10 процентов должны на        
ком-то осесть, ну, я так грубо говорю, и в данном случае это увеличивает        
стоимость указанных медицинских изделий. Если вы хотите действительно           
комплексно подойти к этой проблеме, надо её решать в рамках отдельной           
законодательной инициативы, но по всей цепочке, чтобы нигде не получилось,      
что мы кому-то делаем хуже.                                                     
                                                                                
Что касается непосредственно распространения на всех больных, которые болеют    
тяжёлыми, орфанными заболеваниями, у нас по остальной части поправки остаётся   
указание на некоммерческую организацию, которая оказывает помощь именно         
детям, то бишь "Круг добра". В данном случае здесь некоторое несоответствие     
получается, и комитет рекомендовал отклонить вашу поправку, как требующую       
доработки.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка из таблицы поправок №    
2, рекомендуемых к отклонению.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за               90 чел.20,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     90 чел.                                          
Не голосовало                 360 чел.80,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Комитет предлагает рассмотреть в третьем. Не будет возражений? Нет.             
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам?                                          
                                                                                
Куринный, пожалуйста.                                                           
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, на самом деле те предложения, которые были    
представлены, отнюдь не технические. Я напомню вам, что сегодня усложнился      
порядок ввоза, после того как мы внесли соответствующие изменения в             
административный кодекс и в Уголовный кодекс, и теперь за ввозимые              
незарегистрированные лекарственные препараты, если там не будет оформлено       
кое-каких документов, можно получить не просто штраф, а срок, ну и,             
соответственно, НДС весьма приличный или соответствующие таможенные платежи.    
Поэтому, к сожалению, возможно, что в ближайшее время усложнится механизм       
ввоза на территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных     
препаратов, которые нашим гражданам нужны и которые в том числе назначаются     
нашими федеральными структурами, ведущими институтами. Естественно, это может   
привести в том числе к увеличению нагрузки, вот этой самой налоговой            
нагрузки, которая возникает на таможне и, второй вопрос, по НДС.                
                                                                                
Что касается поправки, о которой мы говорили. Эта поправка говорит не только    
о фонде "Круг добра". Я понимаю, что сегодня существует только один             
специализированный фонд, который занимается обеспечением лекарственными         
препаратами детей и, как предлагается, лиц от 18 лет, не менее года             
получающих соответствующие лекарственные препараты. Но не исключено, что в      
будущем подобные фонды придётся создавать, потому что дети с орфанными          
заболеваниями, после того как они достигают возраста 18 лет, - и они стали      
выживать в последнее время, более того у них неплохое качество жизни -          
передаются дальше в регионы. Что такое передача в регионы, я думаю, вы          
представляете. Многие из вас живут на таких территориях, где зачастую нет       
возможности, как у Москвы, или у Ханты-Мансийского автономного округа, или у    
Питера, в достаточном, необходимом количестве обеспечить этими препаратами      
детей. Было бы целесообразно, правильно и логично оставить всю эту группу в     
рамках специального государственного фонда. Там централизованные закупки, там   
уже налаженная схема, там есть возможность горизонтальной передачи              
лекарственного препарата, если в одном регионе, не дай бог, кто-то умирает из   
детей или уже не нуждается, препарат можно передать в другой регион,            
соответственно, это всё не будет зависать, на десятки миллионов рублей, на,     
скажем так, балансе отдельных регионов, когда подобное несчастье происходит     
или ещё какие-то моменты. Поэтому это правильно, это надо делать, тем более     
что в настоящее время у фонда, у того же "Круга добра" есть соответствующий     
профицит - более 100 миллиардов рублей. Передавать этих детей в регионы         
означает во многих случаях их обрекать если не на смерть, то на значительное    
ухудшение качества предоставляемой медицинской помощи, на ухудшение состояния   
здоровья, ну и, естественно, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мы      
считаем, что правильно централизовать эту группу, правильно передать её         
полностью на федеральное финансирование и проводить это всё в единой            
структуре, проводить всё по единым механизмам, это позволит в том числе         
сэкономить государственные средства, а самое главное - обеспечить этих детей,   
ну, уже взрослых, в данном случае совершеннолетних, необходимой медицинской     
помощью.                                                                        
                                                                                
Понятно, что это задача на будущее (мы пока поддержим этот во многом            
технический законопроект), но её необходимо решать, потому что, я повторяю,     
раньше эти дети, к сожалению, умирали, теперь они выживают, но оставлять их     
один на один со своими проблемами в 18 лет или в 19 лет совершенно              
неправильно, неверно.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 18.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.                                                        

Заседание № 100

16.02.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 285555-8 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от НДС реализации отдельных видов лекарственных препаратов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3645 по 3763 из 5512
14-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 149   
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает              
официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель           
министра финансов Алексей Валерьевич Сазанов.                                   
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроектом       
предлагается освободить фонд "Круг добра" от уплаты НДС на лекарства,           
предназначенные для лечения детей с тяжёлыми и редкими (орфанными)              
заболеваниями. От обложения НДС будут освобождены следующие операции:           
реализация фонду "Круг добра" указанных лекарств, не зарегистрированных в       
России и ввезённых в страну без уплаты НДС на основании разрешения Минздрава    
России, а также передача таких лекарств фондом "Круг добра" государственным     
медицинским организациям. Просим поддержать.                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Алексей Валерьевич.              
                                                                                
С содокладом выступает Наталья Алексеевна Орлова.                               
                                                                                
ОРЛОВА Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Алексей Валерьевич совершенно       
точно и коротко объяснил суть законопроекта. Со своей стороны хочу добавить,    
что, учитывая высокую социальную значимость законопроекта, Комитет по бюджету   
и налогам поддержал его концепцию. В то же время у комитета есть дополнения и   
предложения, которые будут учтены ко второму чтению. Комитет Госдумы по         
охране здоровья, Комитет Совета Федерации по социальной политике и Комитет      
Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам также поддерживают концепцию    
законопроекта. У Счётной палаты Российской Федерации замечаний нет.             
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной   
Думе поддержать указанный законопроект, принять его в первом чтении.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Алексеевна.                              
                                                                                
Есть вопросы? Да.                                                               
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Алексей Валерьевич, я пытался этот вопрос выяснить на            
заседании комитета, но, к сожалению, должного ответа не получил.                
                                                                                
Предлагается освободить "Круг добра" от уплаты НДС на лекарственные             
препараты, ввезённые по разрешению Минздрава и передаваемые в соответствующие   
лечебные учреждения. Но часто бывает - к сожалению, есть такая практика, -      
что по поручению какого-нибудь конкретного пациента редкие, не                  
зарегистрированные на территории Российской Федерации лекарственные препараты   
ввозятся разного рода некоммерческими организациями, выполняющими такую         
функцию. Причём есть случаи, когда таможенная служба начисляет в итоге на       
ввезённые препараты соответствующий НДС (а стоят они порой недёшево: и 1        
миллион рублей, и 2 миллиона рублей, вот последний случай - 6 миллионов         
рублей), ссылаясь на то, что механизм нарушен. Нет у вас желания или            
возможности распространить подобную льготу в том числе на организации, на       
тех, кто по поручению пациента, имеющего назначение врача, ввозит               
соответствующие лекарственные препараты на территорию Российской Федерации,     
при этом не являясь больным? Для самого больного освобождение сейчас            
законодательством установлено, но не все могут... (Микрофон отключён.)          
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Алексей Владимирович, спасибо большое за вопрос. Если будет       
предложен механизм администрирования данного порядка Минздравом, мы готовы      
это рассмотреть. Здесь самое важное, чтобы, если этот товар будет пересекать    
границу без уплаты НДС, он потом не перепродавался, а именно передавался        
безвозмездно тем лицам, которым это требуется. Если такой алгоритм контроля     
будет предложен Минздравом, мы готовы это рассмотреть.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Алексей Валерьевич, безусловно, очень нужный           
законопроект и очень гуманный. Но в этом законопроекте при подготовке к         
рассмотрению в первом чтении не учтён тот факт, что НКО сами ведь не            
осуществляют непосредственную передачу незарегистрированных лекарственных       
препаратов организациям-получателям, это делается по договору поставки. Будет   
ли устранено это ко второму чтению? Это первое.                                 
                                                                                
И второе, ну, то, о чём говорил Алексей Владимирович: всё-таки каким образом    
будет осуществляться контроль за ввозом препаратов? Ведь никто не может         
гарантировать, что вместе с необходимыми препаратами не будут ввозиться         
запрещённые вещества и лекарства, которые не предназначены для детей, то есть   
может открыться новое коррупционное окно.                                       
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Нина Александровна, спасибо за вопрос. Как раз поэтому сейчас     
это освобождение действует исключительно для фонда "Круг добра" и по            
разрешению Минздрава. Естественно, мы полагаем, что фонд "Круг добра"           
осуществляет добросовестную деятельность и передаёт все лекарственные           
препараты медицинским организациям безвозмездно. В рамках данного               
законопроекта предусмотрены ввоз без НДС, передача от тех, кто ввозит, фонду    
"Круг добра" без НДС и непосредственно передача от фонда "Круг добра"           
медицинским организациям без НДС, то есть вся цепочка освобождена от НДС.       
Если есть какие-то конкретные случаи, которые, по вашему мнению, здесь не       
учтены, мы готовы ко второму чтению также рассмотреть.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              366 чел.81,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.18,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.