Заседание № 98
О проекте федерального закона № 285547-8 "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принят в первом чтении с наименованием "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию отдельных категорий граждан на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области". Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Ко второму чтению комитетом подготовлен названный законопроект. Внесены стилистические, юридико-технические правки, соответствующие поправки находятся в таблице поправок № 1. Данным законопроектом будет обеспечено функционирование системы социального страхования на новых территориях. Комитет просит поддержать таблицу поправок № 1 и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1, в ней 21 поправка, есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет просит поддержать. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 35 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается единогласно. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект, 6-й вопрос нашей повестки, второе чтение. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 14 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дальше, а потом вы предложите, да? Понятно.
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы рассмотрели четыре законопроекта во втором чтении. У комитета два предложения: во-первых, все они готовы к рассмотрению в третьем чтении, соответственно, предлагаем рассмотреть их в третьем чтении, во-вторых, вчера мы вышли с предложением на Совет Думы, и Совет Думы поддержал, чтобы у нас по мотивам было по одному выступлению от фракции по всем четырём законопроектам. Тогда мы сможем всё рассмотреть сегодня, завтра Совет Федерации сможет законопроекты рассмотреть и передать на подпись президенту. Таким образом, с 1 марта все нормы заработают - и это будет полностью соответствовать поручению президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений.
Переходим к рассмотрению законопроектов под пунктами 6, 7, 8 и 9 в рамках процедуры третьего чтения. Учитывая, что мы обсуждали этот вопрос и прозвучало предложение, есть ли желание высказаться по мотивам от фракций по 6, 7, 8 и 9-му вопросам, рассматриваемым в третьем чтении? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Останина, Бессараб, Нилов Ярослав Евгеньевич. Коллеги, сразу по четырём законопроектам, правильно? Все согласны? Все. Спасибо. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. С места. Включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу проинформировать вас о том, что в прошлую субботу, 11 февраля, в Министерстве труда и социальной политики Луганской Народной Республики мы вместе с министром Светланой Анатольевной Малаховой проводили "круглый стол", куда были приглашены представители всех профильных департаментов, заместитель министра просвещения, которого хорошо знают наши профильные комитеты - и по просвещению, и по труду, Ярослав Евгеньевич. Ну, первое, все просили поблагодарить депутатов Государственной Думы, во-первых, за, безусловно, приоритетное внимание к проблемам этих республик и новых территорий, во-вторых, за внимание к законопроектам, рассмотрение которых тоже всегда носит внимательный и приоритетный характер. Второе, немножко посетовали на то, что отсутствует предварительная рассылка. К сожалению, до сегодняшнего дня, если мы в регионы рассылку направляем, парламенты новых республик рассылку не получают. Они хотели бы это иметь, чтобы предварительно высказывать своё отношение к законопроектам, которые впрямую их касаются. Искренне благодарят за оперативность обсуждения законопроектов, потому что это позволит им в конце концов внимательно отнестись к тому, чтобы привести в соответствие с новыми нормами, российскими, своё республиканское законодательство. Ну и объяснимое затягивание с принятием этих законопроектов. Дело в том, что все эти социальные гарантии могли получать только граждане Российской Федерации, а после 4 октября, после ратификации Государственной Думой и Советом Федерации договоров с этими республиками, мы наконец-таки получили право всё-таки и наше законодательство привести в соответствие. Заслуживает большого одобрения, уважения и благодарности с их стороны дифференцированный подход к тому, чтобы меры социальной поддержки, в случае если они превосходили по своему размеру предусмотренные в республике меры, будь то пособие по временной нетрудоспособности, будь то пенсия... индивидуальный подход - они это приветствовали и за это очень благодарили. Но тот факт, что оценка имущественного комплекса учитывается при назначении единого пособия, которое выплачивается семьям, имеющим детей, конечно, вызвал вопросы и у них. Когда здесь, в Государственной Думе, в первом чтении рассматривался законопроект, я задавала вопрос Андрею Николаевичу Пудову. Речь шла о том, что они, конечно, получают возможность, что называется, на бумажных носителях уведомить о том имуществе, которое у них имеется, но смысл-то вопроса в другом. Мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что все четыре субъекта различаются по своему экономическому потенциалу, по качеству жизни, по обеспеченности граждан. И сейчас речь идёт о том, что специфика этой ситуации не даёт нам оснований думать, что принадлежащее им сегодня имущество останется у них завтра. Если уж мы дали возможность гражданам этих республик всё-таки, ну, до 2026 года не учитывать при назначении единого пособия их денежное содержание (потому что, понятно, проблема безработицы не может на этом не сказываться), почему тогда мы не можем пойти им навстречу, если это зависит сейчас только от правительства? Всё-таки даже после принятия этого законопроекта, Андрей Николаевич... Ну давайте мы посмотрим, в России это уже вызывает нарекания, и тот факт, что, как вы сказали, 90 процентов семей с детьми всё-таки сохранили единое пособие, очень спорный. На сегодня у нас другая информация, статистика, которая приходит из регионов. Давайте вместе садиться и думать об этом... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна, вы уже выступаете три минуты 50 секунд. Три минуты - выступление по мотивам от фракции. Я вот вижу, там техническая группа по телефонам разговаривает - скорее всего, наверное, кто-то из дома позвонил. Не реагируют... Соседа своего отвлеките от телефона, да. У вас рабочий день! Таймер ставьте, выступление от фракции - три минуты, по мотивам от фракции, регламентная норма. Пока вы выясняли семейные отношения, у нас был нарушен Регламент. Нина Александровна, извините, ничего личного. Пожалуйста, Бессараб Светлана Викторовна. Три минуты. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет настаивать на принятии законопроектов в окончательном, третьем чтении, потому что, как сказал уже наш председатель, действительно очень важно сегодня обеспечить единое правовое, экономическое и социальное пространство для всех граждан Российской Федерации независимо от того, на каких территориях, новых или старых, они проживают. Уже у нас в новых территориях действуют отделения Социального фонда Российской Федерации, открыто 93 клиентских центра, которые уже сегодня принимают и обрабатывают заявления от граждан новых территорий по 11 мерам социальной поддержки. Уже сегодня 22 тысячи семей с детками получают соответствующие выплаты по единому пособию, более тысячи сертификатов по использованию материнского (семейного) капитала выдано на этих территориях, и мы продолжим работу. Уже с 1 марта будут работать межведомственные комиссии, которые в случае каких-либо особенностей при формировании пенсионных прав, социальных гарантий будут помогать гражданам получить такие права, при этом документы будут по вполне объективным причинам приниматься на бумажных носителях. У нас нет возможности в беззаявительном порядке, как мои коллеги здесь предлагали, предоставить пенсионное обеспечение, потому что у нас просто элементарно нет там ни электронного документооборота, ни соответствующей базы данных. Предстоит тяжёлая, серьёзнейшая работа, но в течение переходного периода мы непременно с ней справимся. И более того, на этот переходный период действуют сохранные нормы, то есть, если гражданин, например, в середине года обратится в соответствующий центр клиентской поддержки и получит право на перерасчёт пенсии, которая в Российской Федерации, безусловно, выше, чем пенсия, которую ранее граждане получали, он получит право на перерасчёт в сторону увеличения начиная с 1 марта. Так что все его права сохранятся начиная с даты вступления в силу этого пакета законов. При этом если гражданин - таких будет немного, но такие есть - получает больше, чем предусмотрено по перерасчёту по стандартам Российской Федерации, то он будет получать больше. И обе части, как сама выплата, так и региональная доплата к ней, будут индексироваться. Кроме того, коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что сохраняются все социальные гарантии для тех граждан, которые являются Героями Советского Союза, Героями Социалистического Труда. Участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий начнут получать ежемесячную денежную выплату уже с 1 марта текущего года. С 1 января 2024 года граждане получат возможность вступать в социальные контракты и улучшать экономическое положение своих семей. Безусловно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данные законопроекты и голосовать за них. Спасибо за внимание, уважаемые коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна. Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич Нилов. Сняли, да, Ярослав Евгеньевич? Спасибо. Уважаемые коллеги, в соответствии с нашим Регламентом, независимо от того как мы с вами обсуждали каждый законопроект, они выносятся на голосование отдельно, хотя мы в целом обсудили сразу четыре законопроекта, от фракций выступили по мотивам. Ставится на голосование в третьем чтении законопроект под пунктом 6 нашей повестки. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 08 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Ставится на голосование законопроект под пунктом 7 нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 48 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Ставится на голосование законопроект под пунктом 8 нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 26 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Ставится на голосование законопроект, 9-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 02 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 95
О проекте федерального закона № 285547-8 "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию отдельных категорий граждан на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, далее мы рассматриваем следующие четыре законопроекта с одним докладом и одним содокладом. Я зачитаю наименования этих законопроектов: 12-й вопрос - о проекте федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию отдельных категорий граждан на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"; 13-й вопрос - о проекте федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величины прожиточного минимума на указанных территориях"; 14-й вопрос - о проекте федерального закона "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области"; 15-й вопрос - о проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией". С докладом по этим четырём законопроектам выступает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Николаевич Пудов. Коллеги, на заседании Совета Думы по согласованию с докладчиком и содокладчиком мы договорились, что докладчику на четыре законопроекта мы выделяем десять минут, а содокладчику - семь минут, поэтому я прошу установить соответствующее время. Пожалуйста, Андрей Николаевич. ПУДОВ А. Н. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представленный на ваше рассмотрение пакет законопроектов позволит обеспечить интеграцию Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей в российскую систему пенсионного и социального обеспечения. Для того чтобы граждане новых субъектов могли пользоваться возможностями пенсионного и социального страхования, пособиями, выплатами и льготами, предлагается закрепить ряд важных особенностей, которые будут действовать в переходный период. Должен отметить, что при подготовке данных законопроектов мы взяли за основу, опирались на опыт интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовое пространство Российской Федерации. Уже осуществлена подготовительно-организационная работа. В новых субъектах созданы и функционируют отделения Социального фонда России. На текущий день в 93 клиентских службах ведётся приём граждан, консультирование по 11 мерам социальной поддержки. Социальный фонд уже назначает и выплачивает единые пособия на детей и беременным женщинам. В новых российских регионах такую помощь получили уже родители 22 тысяч детей, и назначение выплат продолжается. Выдано более тысячи сертификатов на материнский капитал. Налажено взаимодействие с органами исполнительной власти новых субъектов. 12 января 2023 года Правительством Российской Федерации утверждено Положение о межведомственной комиссии по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц, и сейчас такие комиссии создаются во всех четырёх новых субъектах. При подготовке законопроектов мы исходили из следующих основных принципов. Первый: пенсионное и социальное страхование, а также меры социальной поддержки, так называемые публичные бюджетные обязательства, должны заработать с 1 марта безотлагательно и в полном объёме. Независимо от наличия в государственных информационных системах сведений о прошлом заработке и стаже жителей новых субъектов и ряда других значимых данных мы ставим перед собой цель реализовать механизмы, которые позволили бы обеспечить гражданам, проживающим в этих регионах, российский стандарт социальной поддержки. Второй принцип: бесперебойное социальное обеспечение. Пакетом законопроектов предусматриваются сохранные нормы: граждане, имеющие льготы, сохранят их. Те, кто получает поддержку, продолжат получать эту помощь до назначения поддержки на общероссийских правилах. Если у гражданина нет на руках первичных документов, необходимые справки можно будет получить через межведомственные комиссии, которые, как я уже сказал, организуются на субъектовом уровне. И третий: оперативная интеграция в общеправовое информационное пространство. Переходный период позволит максимально учесть индивидуальную ситуацию каждого гражданина при интеграции в общеправовое поле. Теперь подробнее остановлюсь на представляемых законопроектах. Проект закона о пенсионном страховании, социальном обеспечении предусматривает вступление его норм в силу с 1 марта. С этой даты при назначении пенсий по российскому законодательству для жителей Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей будет ряд особенностей, которые позволят увеличить большинству жителей региона размер получаемых выплат и выйти на общероссийский размер пенсионного обеспечения. Законопроект определяет порядок учёта стажа и заработка. Для получения пенсии потребуется обратиться с заявлением в отделение Социального фонда по месту жительства. Помимо заявления необходимо будет представить документы, подтверждающие трудовой стаж, так как этих данных сейчас в информационных ресурсах Социального фонда по объективным причинам нет. Если же у гражданина нет на руках документов, подтверждающих стаж, можно будет представить документы, которые будут формироваться региональными межведомственными комиссиями. Заработок за годы с момента введения системы индивидуального персонифицированного учёта - напомню, это 2002 год - будет установлен по уровню средней заработной платы в Республике Крым и Ростовской области. Аналогичный подход к учёту заработка мы реализовывали при назначении пенсий гражданам, проживающим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До момента назначения пенсий по российскому законодательству граждане сохранят за собой имеющиеся региональные пенсионные выплаты. Возможность получить начисления с 1 марта 2023 года сохранится у граждан до 29 февраля 2024 года, то есть в течение всего года гражданину можно будет обратиться за установлением выплат и получить их с доплатой за прошлое время. Это сделано для того, чтобы с учётом сложившейся объективной ситуации граждане смогли собрать необходимые документы и обратиться тогда, когда им будет удобно. Подчеркну, пенсии и различного рода доплаты, надбавки к ним будут индексироваться жителям новых регионов в том же объёме и в те же сроки, что и по всей стране. Ещё один законопроект направлен на включение новых российских субъектов в систему обязательного социального страхования. Это гарантирует их жителям выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до полутора лет для работающих граждан, а также выплаты в связи с производственными травмами и профзаболеваниями. До 31 декабря 2025 года предусматривается возможность использования бумажного листка нетрудоспособности наряду с электронным, который постепенно будет вводиться в новых регионах. Для оформления выплат предусмотрена возможность подтверждения прошлых периодов работы решением опять же межведомственной комиссии по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав граждан. Заработок для расчёта пособий по временной нетрудоспособности, так называемых декретных выплат и пособий по уходу за ребёнком предлагается исчислять в особом порядке, исходя из уровня трудового дохода с момента вхождения новых субъектов в состав Российской Федерации. Так, в 2023 году расчётный период составит всего три месяца - с 30 сентября 2022 года по 31 декабря 2022 года, а в 2024 году будет уже взят период с 30 сентября 2022 года по 31 декабря 2023 года, то есть сокращается двухлетний период, который обозначен сейчас по законодательству Российской Федерации, по общим правилам. Такой подход обеспечит более высокий уровень социальных гарантий для граждан. При расчёте страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний до 2023 года Социальный фонд будет использовать средний размер ежемесячной страховой выплаты по Республике Крым за 2022 год, если иные сведения за прошлый период у гражданина будут отсутствовать. Следующий законопроект устанавливает особенности предоставления мер социальной поддержки. На новые регионы распространяются все меры поддержки, действующие в Российской Федерации. Материнский капитал, единые пособия на детей и беременным женщинам, например, как я уже вам сказал, можно оформить уже сейчас. Общероссийские меры социальной защиты распространяются и на граждан с инвалидностью, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий, членов семей военнослужащих и другие льготные категории граждан. Предусмотрены сохранные нормы: до момента назначения выплат по российскому законодательству граждане смогут получать помощь, назначенную по старым правилам. Имеющиеся у граждан документы, составленные на украинском языке, для назначения как мер социальной поддержки, так и всех других мер будут приниматься без перевода на русский язык. Установленные ранее группы инвалидности также продолжат учитываться, будут являться основанием для назначения мер поддержки до момента переосвидетельствования по российскому законодательству. Бессрочные документы будут действовать до 1 января 2026 года. В переходный период медико-социальная экспертиза будет осуществляться в особом порядке на основе бумажных документов, перечень требуемых документов будет сокращён. Право на получение ежемесячных денежных выплат появится с 1 марта 2023 года. Также со следующего года появится возможность заключить социальный контракт. Благодаря такой форме государственной помощи закладываются основы будущей экономической состоятельности семей, возможность формировать долгосрочный источник дохода. Устанавливается и переходный период для социального обслуживания: он продлится до 1 января 2024 года. За это время будет сформирована региональная нормативная база по российским стандартам. В этом году социальное обслуживание будет предоставляться на основании ранее принятых региональных норм. Законопроектом также предусмотрен поэтапный порядок установления среднедушевого прожиточного минимума, поскольку он используется для расчёта объёма предоставляемой социальной поддержки. Кроме того, в пакете проект закона, который предусматривает дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги. Речь идёт о гражданах России, являющихся членами национальных академий наук Украины, и других категориях, к которым применяются нормы федерального закона № 21-ФЗ, о дополнительном материальном обеспечении. Вот на них распространяются те же нормы о дополнительных выплатах, что есть для аналогичных званий Российской Федерации. В завершение ещё раз хочу подчеркнуть, что принятие законопроектов позволит выполнить в полном объёме все социальные обязательства перед жителями Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей и в максимально короткие сроки обеспечить интеграцию этих субъектов в российскую систему пенсионного и социального обеспечения. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич. С содокладом по этим четырём законопроектам выступает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Докладчик достаточно подробно раскрыл суть предлагаемых изменений, предложений, которые касаются новых территорий и их постепенной интеграции в правовую среду Российской Федерации, в принципе всё было сказано. Комитет эти предложения рассмотрел и концептуально предлагает поддержать. На что хотелось бы обратить внимание, какой вопрос встречается? Параметры пенсионной системы, то есть пенсионный возраст. В Запорожской области и Херсонской области - 60 и 60, в Донецкой и Луганской республиках - 55 и 60, у нас, вы знаете, 60 и 65. Постепенный переход будет в течение отведённого времени, в первом чтении предлагается срок до 2032 года. Не исключаю, что ко второму чтению он будет скорректирован и данный плавный переход, постепенное увеличение параметров будет регулироваться местными законами, нормативными правовыми актами. Ещё один момент, на который комитет обратил внимание, ко второму чтению это будет исправлено. Некоторые инвалиды имели на руках до 1 марта соответствующие подтверждающие документы, но они не имеют юридической силы, потому что срок их действия истёк, - вот для этой категории срок действия документов будет продлён по тому же методу, который использовался во время ковида при продлении срока действия. Что касается ЕДВ для отдельных категорий, ко второму чтению есть предложение выплачивать ЕДВ без вычитания стоимости социального набора. Обращаю внимание, что можно будет получать наличными деньгами и пенсию, и социальные выплаты в Социальном фонде. Что касается пенсии, такое предложение отличается от действующего порядка в Российской Федерации. В целом законопроекты требуют шлифовки, юридико-технической доработки, что будет сделано ко второму чтению. Наша общая задача - чтобы 1 марта все эти нормы уже вступили в законную силу, есть такая позиция президента. Поэтому комитет просит сегодня все четыре законопроекта концептуально поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Андрей Николаевич, важнейший законопроект, безусловно, поддержим его. И конечно, граждане имеют право на получение пособия в прежнем размере, более высоком, если было начислено. Но хотелось бы уточнить: а проводился ли министерством сравнительный анализ выплат по соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, а также, может быть, иных мер социальной поддержки? И если да, то можно ли с ним ознакомиться? ПУДОВ А. Н. Да, Яна Валерьевна, конечно же, безусловно. Важную тему подняли. Мы провели анализ абсолютно по всем мерам социальной поддержки, не только в сфере материнства, временной нетрудоспособности. У нас есть сводные таблицы, представлен сопоставительный анализ, каково это на текущий момент и как это будет уже в новых реалиях, после принятия федерального закона. Ну, вот пример одной таблицы - по материнству. При необходимости мы можем в электронном виде вам в комитет отдать, чтобы могли это разместить для публичного ознакомления, или в личном порядке, как угодно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Андрей Николаевич, у меня на руках письмо от 26 января с ответом вашего руководителя: если справок нет, не получилось найти, значит, не достигается соответствующий пенсионный коэффициент и пенсия не положена. Как изменится этот механизм в связи с принятием данного законопроекта? Ведь совершенно понятно, что многие не смогут представить справки. Второй момент: как будет обстоять дело с так называемыми представителями силовых органов - пенсионерами: бывшими приставами, милиционерами, военными и так далее, теми, кто получал пенсии от этих ведомств? У них немного другая система назначения. И третий момент, что касается переходного периода по пенсионному возрасту. Есть те, кому кого сегодня уже назначена пенсия (грубо говоря, в 55 лет женщине в Донецкой Народной Республике или в 60 лет мужчине в той же Херсонской области), - что будет с их пенсиями, которые назначены? Это первое. А второе: каким будет переходный период для остальных, кто ещё не достиг пенсионного возраста, но тоже планирует на пенсию выйти? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопросы, Алексей Владимирович. Первое, по поводу необходимых документов. Я в докладе кратко сказал, сейчас чуть более развёрнуто отвечу. У нас уже предусмотрено создание в каждом субъекте Российской Федерации межведомственной комиссии, в которую будут входить представители органов исполнительной власти субъекта, представители общественных организаций (я имею в виду социальных партнёров), которые могут в том числе на основании косвенных документов устанавливать факт как заработка, так и стажа. Это значимое положение, такого механизма для других субъектов Российской Федерации нет. Мы такой механизм опробовали, когда интегрировались в российское правовое поле Республика Крым и город федерального значения Севастополь, он себя эффективно показал. То есть тем гражданам, у которых документы совсем отсутствуют, но при этом есть различного рода косвенные документы, есть свидетели, эта комиссия позволит как раз выйти на уровень пенсионного обеспечения как по стажу, так и по заработку. Ранее я уже сказал, ещё раз сделаю на этом акцент: для тех, у кого нет заработка с 2002 года, кому нечем подтвердить, потому что та информационная система, в которой их права учитывались, нам, естественно, недоступна, конечно же, мы предусмотрели норму, что им будет устанавливаться заработок исходя из средних значений, как я уже сказал, в тех регионах, которые были названы. Что касается вопроса, связанного с пенсиями. Всем, кто уже получает пенсию, кому она назначена в раннем возрасте, ну, кому 55-60 лет (это характерно, кстати, только для Луганска и Донецка, в Херсоне 60-65 лет уже), выплаты будут продолжены. Выплаты будут осуществляться по региональным актам, то есть, что касается реализации, эти граждане будут продолжать получать своё пенсионное обеспечение по региональным актам. По силовикам. У наших коллег - представителей Министерства обороны и правоохранительных органов есть свой закон, которым этот вопрос регулируется, это не через нас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Филатова Ирина Анатольевна, пожалуйста. ФИЛАТОВА И. А., фракция КПРФ. Андрей Николаевич, у меня вопрос, тоже связанный с пенсионным обеспечением. Ко мне обратились граждане России, которые переехали с Украины в 2010-2012 годах, несколько человек, причём их работа была связана с опасными и вредными условиями, и Украина сейчас не отвечает на официальные запросы для подтверждения трудового стажа. Просто этот период был несколько раньше, чем мы рассматриваем, - планируются ли какие-то меры интеграции этих лиц, это будет общая система? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Ирина Анатольевна. К сожалению, применительно к конкретным категориям лиц, которые выехали до известных событий... Один из ключевых, принципиальных моментов, отражённых в законопроекте, - это момент проживания на определённые даты, поэтому то, о чём вы сказали в своём вопросе... Эти граждане выехали задолго до - для этих граждан в полном объёме применяются нормы, тогда применялись нормы СНГ, которые сейчас тоже утратили силу, поэтому тут подход такой: будем оказывать им содействие в получении информации исходя из того, что на территориях, с которых они выехали, архивы всё-таки сохранились. Мы действовали так, чтобы максимально обеспечить сохранность архивов, поэтому мы постараемся, и, если у вас есть конкретные фамилии, может быть, мы найдём их в тех материалах, которые мы успели к себе в архивы взять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Николаевич, когда в состав России принимали Крым, Президент Российской Федерации заявил, что ни одна социальная гарантия, которая была в украинском законодательстве, не должна быть потеряна. Понятно, что аналогичный принцип должен быть и в данном случае. В связи с этим у меня вопрос: какие социальные гарантии в данном законопроекте повышаются по сравнению с украинским законодательством, есть ли такие социальные гарантии, которые понижаются по сравнению с украинским законодательством, в частности, что с пенсионным возрастом на Украине, будет ли он дальше меняться, как обеспечить сохранение социальных гарантий в новых регионах? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопросы, Олег Николаевич. Безусловно, мы - и это в законопроектах предусмотрено - исходим из принципа полной сохранности объёма социальных гарантий, которые были на момент. В одном из ответов на вопрос я как раз привёл пример в отношении тех лиц, которые получают пенсию в более раннем возрасте, чем тот, который предусмотрен по российскому законодательству. У нас есть сводный анализ (вот когда я отвечал на самый первый вопрос, говорил), в котором есть соотношение размеров мер поддержки по действующему законодательству на территории субъектов Российской Федерации и по тому, которое будет. Конечно же, в большинстве случаев эти размеры больше. Когда же объём гарантий по региональному законодательству меньше (есть такие примеры), я могу вам точно сказать, у нас общая позиция со всеми нашими федеральными органами исполнительной власти и она транслируется субъектам Российской Федерации, которые согласовывают с нами свои нормативные правовые акты: объёмы гарантий, которые не предусмотрены действующими правилами, будут обеспечиваться через региональные нормативные акты. Ровно такая же модель была, когда интегрировался Крым и Севастополь. Что касается пенсионного возраста, переходного этапа, в законопроекте указан десятилетний период, до 2032 года, но конкретно этот период там не указан, потому что это компетенция субъектовая. В настоящее время три субъекта уже приняли свои региональные акты, в соответствии с которыми предусмотрен такой же плавный переходный период, как по российскому законодательству, только там было начало в 2018 году, а здесь с 2022 года. Субъекты эти акты уже отработали и приняли, три из них. А, важный вопрос... я просто хотел сказать важную вещь, которая распространяется абсолютно на всё. Мы исходим из того, что украинское законодательство ни в каком объёме не применяется: что касается Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, у них уже много лет, восемь лет, своё собственное, региональное законодательство, а в Херсоне и Запорожье с определённой даты, вы её знаете, уже применяются акты военно-гражданской администрации. Так что в этом смысле применение украинского законодательства не рассматривается вообще как субъект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Андрей Николаевич, как раз недавно вернулся из Мариуполя, где встречался с родителями детей-инвалидов, пенсионерами. Вопрос следующий. По российскому законодательству начисление пенсий и пособий возможно при наличии паспорта, СНИЛСа, ИНН. И если с паспортами там ситуация более или менее, то СНИЛС, ИНН мало у кого есть. Что людям сказать, как им быть? До 1 марта нереально получить СНИЛС и ИНН. ПУДОВ А. Н. Спасибо, Олег Юрьевич, за вопрос. Так, в качестве факта. В настоящее время на территории новых субъектов 2,7 миллиона с небольшим уже получили возможность открыть индивидуальные лицевые счета, и у них, соответственно, есть эти индивидуальные лицевые счета. Мы эту работу ведём активно, как я уже сказал, все территориальные органы созданы во всех четырёх субъектах, мы работу активизируем. Для нас это одна из приоритетных задач, с тем чтобы все граждане, у которых те или иные меры социальной поддержки должны быть, получили СНИЛС... Ну, о СНИЛСе неправильно говорить "получили": им должен быть открыт индивидуальный лицевой счёт, которому уже присвоен страховой номер. Это работа индивидуальная. Уже скоро мы выйдем на штатный уровень работы наших отделений в этих субъектах и максимально быстро завершим работу по открытию всем индивидуальных лицевых счетов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Николаевич, почему выбран за образец Крым? Ну, если Херсон в какой-то мере подходит под специфику Крыма, то Запорожье, Луганск и Донецк - это совершенно индустриальные субъекты, в которых уровень пенсий, зарплат был кратно выше, чем в Крыму. И скажите, пожалуйста, вот в данной ситуации, учитывая такие разные подходы... Вот Донецкая Народная Республика: с 2012 года человек отработал главой администрации пять лет, получил пенсию уже как глава администрации, стал гражданином Российской Федерации - а у него её отняли. Вот каким образом будет подтверждаться украинская пенсия для госслужащих, для этой категории? Ну, вы уже про спецслужбы ответили, что не владеете этим и не будете заниматься. По большому счёту, мы не должны ухудшать условия, понимаете? Если мы хотим, чтобы люди... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Николаевич. ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Прежде всего, у нас подход всё-таки индивидуальный, я ещё раз делаю на этом акцент. Когда применяли правила интеграции, в отношении конкретно среднемесячного заработка для Херсона и Запорожья брали крымский средний уровень заработных плат для расчёта размера пенсии за те периоды, данные по которым отсутствуют, а для Донецка и Луганска - по Ростовской области. Это ответ, мне кажется, на вопрос, который вы задавали. Что касается тех лиц, которые имели право на получение пенсии, мы постарались успеть максимально сохранить архивы, которые были на территориях областей, у нас большинство архивов есть. Что касается Донецка и Луганска, во-первых, там уже были архивы, во-вторых, они накопили собственные архивы, они же назначали по региональному законодательству с 2014 года, так что там утрат нет в принципе. Мы исходим из того, что там полная сохранность документов, ну, за исключением каких-то конкретных случаев. Будем оказывать индивидуальное содействие каждому человеку, это факт. И для этого, ещё раз делаю на этом акцент, в каждом субъекте Российской Федерации создаётся межведомственная комиссия, в которую входят не только органы власти, но и представители социального партнёрства, то есть все те, кто может прямо или косвенно подтвердить факт работы, факт наличия заработка или получения пенсии. Мне представляется, что это позволит как минимум каждому сохранить уровень его социального обеспечения, в идеале мы его повысим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Андрей Николаевич, действительно, важно, что создаётся такая комиссия, может быть даже уже с большим опозданием, потому что за год очень много таких заявлений уже поступило депутатам и вообще в органы власти. Вопросы такие. Какова, по вашей оценке, численность людей, которые будут обращаться в эти комиссии? Насколько эти комиссии будут способны такой объём переварить? Это первый вопрос. И второй. Вот я обратил внимание на прожиточный минимум: в вашем законопроекте применяется коэффициент региональной дифференциации 0,81 и 0,78, ну, это вот к двум группам регионов - Луганская и Донецкая республики, Херсонская и Запорожская области. Между тем по Луганской и Донецкой республикам коэффициент был выше в прошлом году - 0,94, если мне не изменяет память. С чем связано снижение? И вообще, почему мы занижаем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте... Не нужно? ПУДОВ А. Н. Спасибо, вопрос мне понятен, я смысл понял. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, пожалуйста, Андрей Николаевич. ПУДОВ А. Н. Что касается комиссии. Комиссия раньше создана быть не могла, потому что создание комиссии, которая предусматривает выдачу документов, подтверждающих стаж или заработок, формирование уже её состава, её работа и выдача документов возможны только на основании закона. Сегодня утверждено, как я уже говорил, постановление о том, как это делать. Мы начали формировать, потому что законопроекты уже вошли в Государственную Думу, она начнёт действовать, когда законы вступят в силу. Что касается ПМ. Здесь важно вот что, чтобы чётко понимать, что было и что станет... Вообще, с точки зрения формы (это важно, потому что носит юридически значимый характер) на территории Донецкой и Луганской народных республик применялся расчётный порог малообеспеченности. ПМ в том понимании, в котором мы сегодня с вами рассматриваем, не применялся. Там бралось совокупно: каждая семья, каждый член семьи, в отношении каждого предусматривалось формирование минимального порога обеспеченности. Ровно поэтому Правительство Российской Федерации определило, распоряжением определены коэффициенты дифференциации ПМ, о которых вы сказали, с тем чтобы как раз обеспечить более высокий уровень социальных гарантий, но не снизить их, это факт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. Ярослав Евгеньевич, хотели добавить? НИЛОВ Я. Е. Нет, ответ был дан в полном объёме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Николаевич, чем объясняются разные базовые размеры для определения страховых взносов: Луганск, Донецк и Запорожье, Херсон - 37 тысяч и 40 тысяч? Ну и второй вопрос, по единому социальному пособию. Мы уже говорили об этом, когда закон принимался, и сейчас столкнулись с этим: из-за двух критериев, это доходы и имущественный ценз, до 40 процентов получателей, к сожалению, отсечено от этого пособия. Если по доходам характер отлагательный - вы пишете про 2026 год, - то по имуществу... Вот сегодня у человека дом есть, завтра этого дома нет, а он уже у вас теряет право, семья теряет право на получение единого социального пособия. Какие критерии вы намереваетесь там вводить для получения единого социального пособия? Ну, не целесообразно ли хотя бы здесь отказаться от этого критерия - имущественного ценза? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопросы, Нина Александровна. Первый вопрос касается порога взносов. У нас, вот сейчас говорю прямо юридически верно, порог, облагаемый страховыми взносами, единый по Российской Федерации. Вы упомянули размеры - это размеры средней заработной платы в разных субъектах, которые учитываются в том случае, если утрачен заработок. Я в ответе Николаю Васильевичу сказал, почему это сделали, и он сам же, спрашивая меня, в вопросе дал ответ. Разный уровень социального развития регионов, отсюда и разные подходы. Что касается обеспечения единым пособием при рождении, воспитании детей и обеспечения выплаты беременным, как я уже сказал, мы уже больше 22 тысяч назначили и выплачиваем на территориях новых субъектов. Какие меры предусмотрены этим законопроектом и мы уже на практике их реализуем? Не применяется правило нулевого дохода, то есть это нас не интересует, это первое. И второе, документы по имущественному цензу могут подаваться в том числе в бумажном виде. Что касается самого дохода, мы это не применяем. Такие исключения предусмотрены. И если посмотреть реалии уже в целом по Российской Федерации - как мы сегодня назначаем единое пособие, - видно, что цифры отказов незначительные, количество положительных решений превышает порог 90 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. Я так полагаю, что все выступления от фракций. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, уважаемые представители Минтруда! Безусловно, это очень важные законы, но, по нашему мнению, здесь вы не в полной мере учитываете ситуацию, которая там сегодня и которая нас ожидает. С Луганской и Донецкой областями, с моей точки зрения, будет даже сложнее, чем с Херсоном и Запорожьем. Почему? Потому что большая часть территории Донецкой области ещё, к сожалению, не освобождена, значительная часть Луганска освобождена только сейчас, но там ведь структура экономики совершенно не такая. Вот я вообще не понимаю, по каким критериям вы Запорожье присоединяете к Херсону и Крыму? Запорожье - это металлургия, нефтехимия, энергетика и только потом плодородные поля, они в экономике занимают не такой большой объём, и немножко курортов и портов. Что такое Луганск? Вы ведь поймите, мы с вами... Что такое Лисичанск, Северодонецк, эта агломерация? Это нефтехимия, очень сложная, там были очень серьёзные производства. Вы говорите о партнёрстве. Во-первых, все украинские олигархи, которые этим владели, нас обманули и сбежали - вы с кем будете там советоваться? Во-вторых, все архивы у них централизованы и не находились на территории Лисичанска и Донецка. Они, как правило, даже... Ну, чтобы вы знали, все крымские судостроительные заводы зарегистрированы в Норвегии. Я лично этим вопросом занимался, понимаете? И севастопольские, и керченские. Вот здесь сидят представители Севастополя, они подтвердят. И сегодня ещё там под Порошенко - он и северную, и южную верфи Севастополя, по-моему, до конца ещё... Вот, может, сейчас национализируют. Поэтому, по нашему глубокому убеждению, нельзя, чтобы субъект определял время интеграции. Вы поймите, мы федеральные законы принимаем. Ну вы чего, не знаете, что это вообще Гуляйполе? Там махновщина как раз была! Запорожье и вот эти все края! Гуляйполе - это как раз столица махновщины, понимаете? И в данной ситуации, с нашей точки зрения, во втором чтении надо установить, чтобы чётко федеральный закон определял все эти вопросы. Это первое. Второе. Вы же, наверное, по крымскому опыту знаете, что у них для детей войны была государственная выплата. А у нас ни в Севастополе, ни в Крыму никто ничего не восстановил. Третье. С нашей точки зрения, мы недооцениваем фактор бандеризации руководства, которая там произошла. Вы поймите, там ведь ситуация какая? Вот сегодня мы освобождаем Луганск и Донецк. Там директор школы и четыре завуча получали зарплату в 5 раз больше именно за надзор за учителями, насколько бандеровскую они проводят политику: как только вякнул что-то, его сразу за шиворот - и вон. И имейте в виду, не все они сбежали и это будет серьёзным противодействием нашей политике. Они сегодня уже... Вот Севастополь и Крым - давно, но эти факторы, как только обострились военные дела, сразу все вылезли наружу. Следующий вопрос. Вы поймите, если мы с вами не учтём уровень пенсионного обеспечения людей, которое они получили до всех этих событий, - а их там много, там люди, работавшие в шахте и на том же "Оргсинтезе", получали очень приличную пенсию, - то вы опять же получаете категорию озлобленных людей. Ну вы по себе оцените: у вас был один достаток, а потом раз - и вам его в 3 раза уменьшили. Тем более вы там придумали средний уровень, который не соответствует никаким уровням. Ну и конечно же, с нашей точки зрения, самым болезненным будет вопрос о пенсионном возрасте. Андрей Николаевич, вы там советуетесь, но говорю вам: это будет самый серьёзный вопрос. Люди там уже, при всех обстоятельствах, собрали уже всё, посчитали, а им говорят: "Да нет, подождите, какая пенсия?" А работать негде. Понимаете, в чём проблема? Там же многие хитрецы даже с этой территории восемь лет умудрялись получать украинскую пенсию, перемещаясь на ту сторону, имея карточки. Правильно я говорю? Вот здесь севастопольские вам подтвердят. А вы сегодня раз - и это всё обрезали. И это всё тоже будет вести к косвенному протесту, который и так... Ну мы должны понимать, война - это страшное дело, которое разрушает психику на 30 лет. С нашей точки зрения, надо более фундаментально подойти к решению вопроса, и никаких региональных решений, потому что вы же обозлите и Крым, и Севастополь. Они по федеральным законам переходили, а вы теперь, как батька Махно, говорите: "А вы теперь как хотите". Так нельзя делать. Если мы хотим интегрировать всех, никого не обидеть или минимально обидеть, учесть все проблемы, а их там миллион, надо обязательно подойти очень, ну, я бы сказал, скрупулёзно и всё-таки привлечь, я бы на вашем месте привлёк, специалистов из Крыма и Севастополя, которые сегодня сталкиваются с массой проблем, обостряющихся при возникновении вот этой горячей фазы. Тогда мы сможем избежать максимально всего этого негатива, который нас ожидает в ближайшем и чуть отдалённом будущем. Мы поддержим этот законопроект, но с учётом замечаний. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, очень важные законопроекты и давно ожидаемые, и очень важно к ним отнестись внимательно, посмотрев не только на техническую часть. Здесь есть две как бы ипостаси, две проблемы. Первое - это технический вопрос, связанный с тем, что у нас действительно большое количество людей, которые должны быть встроены в социальную систему Российской Федерации, и нужно это организовать. Это и затраты, это и трудозатраты, это и люди, это подготовка специалистов и создание комиссий, о которых говорилось, и так далее. И второй момент, всё-таки не менее важный, заключается в идеологической части, в том, какую идеологию несёт в себе вот это техническое действо. Вот много говорится о том, что возвращаются в Русский мир наши старые, древние территории. Вот это возвращение в Русский мир и в социальной сфере происходит. Все, кто успел поработать на освобождённых территориях на приёме граждан, наверное, вспомнят и поймут то, что я сейчас скажу. Люди, которые приходят, мало того что напуганы, мало того что у них нет сейчас уже прошлого и им непонятно будущее, они встречаются-то с чем? Вот то, с чем они встречаются, те, кто по другую сторону стола, - это и есть для них Русский мир. Одно дело - территории Донецкой и Луганской республик, другое дело - эти две области, понимаете? Кроме того, есть ещё люди, которые в процессе военных действий перешли сюда. Многие ещё не успели даже оформить гражданство, а их встречает наш российский чиновник, вот во всех смыслах российский чиновник, который говорит, дескать, так, поезжай к себе, возьми там справку, принеси то, принеси это. У людей жилья нет, а их заставляют гонять туда, где идут боевые действия! Поэтому, не буду повторяться, очень важно, что создаётся межведомственная комиссия, - по сути, создаётся структура, которая наконец-то будет по единым правилам работать. Но вопрос идеологии очень важен. Мы какой социальный Русский мир несём туда? Куда включаем? И совершенно справедливо поставлен вопрос по пенсионной части. Да, уже очень хорошо, что вот так, с размаху, не делается то, что предполагалось делать, и даётся некий переходный период, более длинный, который мы, кстати говоря, просили и в Российской Федерации сделать. И очень хотелось бы, чтобы... Мы сейчас это поддержим, мы проголосуем, коллеги, мы действительно считаем очень важным создание сейчас этой инфраструктуры, надо это делать быстро, но давайте всё-таки посмотрим на вот эту часть. Ну, может быть, ничего страшного не будет, если у нас хотя бы эти территории будут отличаться другим пенсионным возрастом? Это военные территории, и проживание там, и работа там связаны сегодня с совершенно другими условиями, с совершенно другими рисками, с совершенно другим отношением к государственности российской, и, наверное, это заслуживает каких-то исключений. Это пока в порядке предложения. Свои законопроекты мы внесли. Вы знаете, что "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" считает, что нужно идти по обратному как бы алгоритму. Может быть, мы всё-таки и в стране поменяем в конечном счёте, вернёмся всё-таки к стандартам, которые нам по итогам Великой Отечественной войны наше государство установило? Ну негоже нам это было отменять, зачем мы это сделали? Мы сейчас не будем к этой дискуссии возвращаться, но вопрос-то остаётся. И уж если мы говорим о корнях - мы сейчас очень много такой идеологии поднимаем, которую пытались похоронить, сейчас поднимаем её, - так давайте не будем прятаться от этого и стесняться этого. Давайте поднимем и скажем, что пенсионная реформа - это было либеральное движение. И не надо было отказываться от достижений страны, которая несёт на себе крест индивидуальности, является отдельной цивилизацией в мире. Зачем мы всё время ориентируемся на какие-то вещи, которые нам постоянно навязываются из-за погони за вот этим куском прибыли? Это людоедский, капиталистический подход. Вот сейчас такое время, когда надо это сделать, на наш взгляд. Ещё один очень важный момент - прожиточный минимум. Тоже вопрос идеологический, Андрей Николаевич, вопрос идеологии. Вот мы хорошо сейчас в закрытом таком режиме... но я скажу об этом сейчас с трибуны. Вопрос-то не столько как бы шкурный, но вопрос-то всё равно возникает: а почему вы нас, вот эти новые территории, ставите вот в такой ряд, почему вы нам такие коэффициенты даёте? Они другие. Ну подход-то здесь не может быть такой же, как ко всем остальным. Почему? Да потому, что всё там разломано, там инфраструктура сломана. Правильно здесь говорили: работы нет, значит, нет возможности для территорий защитить свой нормальный прожиточный минимум. Если ко всем остальным мы хотя бы предъявляем такое требование и говорим, что, как поработали, как говорится, так и полопали... как потопали, так и полопали, то здесь совершенно другая ситуация. Это не зависит от этих регионов, но мы их ставим вот в этот рейтинг, мы им говорим: нет, у вас ещё недостаточно. Тоже неправильный подход, который надо корректировать. Мы понимаем, что это вопросы очень сложные и связанные с финансированием, с разворачиванием большой инфраструктуры, и мы с вами сейчас сознательно выводим за скобки вопрос, который тоже висит в воздухе. Коллеги, вот когда мы говорим об источниках финансирования... Мы сейчас предлагаем целый пакет законопроектов, который за собой влечёт огромные вложения, огромные бюджетные траты, и это правильно, это хорошо, но это показатель того, что, когда мы хотим решить какую-то задачу, мы находим источники. И я хотел бы вас вернуть ко многим другим вопросам, когда нам здесь говорят о том, что, мол, не предлагайте вы этот популизм, источников нет, у вас нет денег на это. Есть деньги сегодня! Посмотрите, мы можем это делать. Давайте к остальным вопросам относиться точно так же и системно решать эти вопросы. Голосуем за, но во втором чтении предлагаем к тем вопросам, которые мы обозначили, отнестись внимательно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Исаев Андрей Константинович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", пожалуйста. ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, мы с вами все понимаем, что это крайне важные и необходимые законы, которых ждут люди. Это законы не только о политической, духовной, но и о реальной интеграции новых территорий. Благодаря этим законам с 1 марта люди на новых территориях начнут получать российские пенсии, оплату больничных листов, ветераны, инвалиды, чернобыльцы начнут получать социальную поддержку. Уже с 1 января возникнет право на универсальное пособие на детей. С 1 января 2024 года заработает система социального контракта. И законы эти нам надо принимать достаточно быстро. Мы с вами сами установили срок в федеральном конституционном законе - с 1 марта данные нормы должны начать работать. Более того, на этот срок ориентируются наши коллеги-законодатели в этих субъектах Федерации, и уже большинство из них приняли необходимые нормативные акты. Андрей Анатольевич говорил здесь о том, что нам нужно определиться с идеологией. Вот мы, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ещё в нулевом чтении работали с правительством над этими законопроектами, и хочу сказать, что мы твёрдо определились с идеологией, у нас несколько важных принципов. Первый. В целом социальная система России - мы с вами это знаем - лучше украинской. В отличие от Украины у нас социальное государство, и с приходом нашей социальной системы люди получат материнский капитал, универсальное пособие на детей, более высокие в среднем пенсии, лучшее трудовое законодательство и законодательство о занятости. Будет при этом возникать ситуация, связанная с тем, что у кого-то конкретно выплаты окажутся ниже, чем положено по российскому законодательству? Да, будет. И предусмотрено адаптирующее решение, никому выплаты снижены не будут. Например, если человек - об этом задавался вопрос - получает социальную выплату, адекватную пенсиям сейчас в республиках, а у него не наступил по российскому законодательству пенсионный возраст, ему будет сохранена соответствующая пенсионная выплата до наступления пенсионного возраста. Если российская пенсия окажется меньше этой социальной выплаты, ему в обязательном порядке будет установлена доплата, и эта доплата будет индексироваться так же, как и основное тело пенсии. Если у человека - вот даже такой вопрос решён - продлевается больничный лист (ну, длительное заболевание или нахождение в отпуске, на больничном по беременности и родам) и у него выплаты по больничному выше, чем по российскому законодательству (ну, не хватает стажа), то до конца срока больничный будет оплачиваться по прежним, более высоким нормам. Действует на сегодняшний день декабрьское постановление правительства о том, что с переходом на новые системы оплаты труда в бюджетных организациях не должны уменьшаться заработные платы. Второй важнейший принцип, который мы здесь используем, - это адаптивность перехода, максимальное упрощение для людей. Год даётся на то, чтобы собрать документы и чтобы была назначена пенсия, - до 29 февраля следующего года. Год даётся на это. При этом пенсия всё равно будет назначена с 1 марта, но не ранее срока, когда по закону наступает момент её выплаты. Не удастся собрать документы всем, понятное дело: уехали работодатели, не вернулись, нет архивов - для этого создаются межведомственные комиссии, которые будут принимать все необходимые решения и без документов смогут засчитать необходимый стаж для человека, для гражданина. О повышении пенсионного возраста. Уважаемые коллеги, ну, мы с вами всё-таки не в детском саду. Мы понимаем, что в едином государстве у граждан - Конституционный Суд нам скажет, если мы ошибаемся, - должны быть единые права независимо от территории, на которой они проживают, это единые федеральные права. Поэтому решение - не очень приятное, понятно, но необходимое - о поэтапном повышении там пенсионного возраста будет принято. Но, уважаемый Андрей Анатольевич, я рад, что вы оценили необходимость переходного периода. Хочу сказать, что в Российской Федерации действует такой переходный период. И вопреки утверждениям многих наших оппонентов, в том числе присутствующих сегодня в этом зале, нет у нас сегодня пенсионного возраста 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, этот пенсионный возраст наступит только в 2028 году. На сегодняшний день это 62 с половиной года и 57 с половиной лет соответственно. Десять лет идёт переходный период в Российской Федерации, и справедливо, что такой же десятилетний период предлагается установить на новых территориях. А это значит, что у них вот этот новый пенсионный возраст будет установлен только в 2032 году. В 2032 году! Я думаю, соответствующие нормативные акты уже подготовлены. Уважаемые коллеги, я понимаю, что мы можем и должны, наверное, спорить, особенно по таким острым социальным вопросам, но, споря, мы должны при этом давать на-гора результат. Этого решения ждут миллионы людей - мы не должны здесь дать сбой. Споря, обсуждая, тем не менее мы должны поставить перед собой твёрдую задачу: законы, которые дают нашим гражданам пенсии, пособия, материнский капитал, социальную поддержку, социальное обслуживание, должны заработать на новых территориях с 1 марта. "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит все четыре законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Николаевич, вы можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста. ПУДОВ А. Н. Спасибо, Иван Иванович. Я коротко. Хотел бы сказать слова благодарности за поддержку законопроектов тем, кто выступал сейчас, коллегам-депутатам. И должен сказать, что мы в настоящее время уже завершаем процедуру согласования всех нормативных правовых актов, которые необходимы в связи с тем, что эти федеральные законы должны вступить в силу с 1 марта, что позволит, с нашей точки зрения, и не только в части организационной, о чём я уже говорил, но и в части правовой и технологической, потому что и технологически обеспечиваем, обеспечить новые субъекты Российской Федерации всем необходимым - не только ресурсами, но и правовой поддержкой, всеми нормативными правовыми актами. Я хочу отметить, что мы готовы ко второму чтению отработать те замечания, которые были высказаны в ходе заседания Государственной Думы, ну, что касается темы инвалидов, возможности восстановления их прав, прав тех, кто не успел обратиться по известным причинам. Готовы к совместной работе на площадке Государственной Думы по поправкам. Прошу поддержать законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию отдельных категорий граждан на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", пункт 12. Первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 00 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величины прожиточного минимума на указанных территориях", 13-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 46 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области", 14-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 23 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо. И ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", 15-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 01 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.