Заседание № 110
О проекте федерального закона № 285518-6 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части установления правил ведения контролирующим органом реестра граждан, чьи права были нарушены застройщиками и лицами, привлекающими денежные средства граждан для строительства).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Дмитрий Иванович Савельев, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении 2 июля 2013 года. В результате подготовки законопроекта комитетом ко второму чтению поступило две поправки, рекомендуемые к принятию. Просим поддержать данные поправки. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли, коллеги, вопросы по таблице поправок? ИЗ ЗАЛА. Нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 41 сек.) Проголосовало за 242 чел.53,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 242 чел. Не голосовало 208 чел.46,2 % Результат: принято Принимается. Законопроект выносится на "час голосования". На центральной трибуне включите микрофон. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению в третьем чтении. Все экспертизы пройдены. Предлагаем принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
27-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 19 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Коллеги, вот мне сказали, что по 27-му пункту законопроект готов для принятия в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам по 27-му пункту? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 08 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 108
О проекте федерального закона № 285518-6 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части установления правил ведения контролирующим органом реестра граждан, чьи права были нарушены застройщиками и лицами, привлекающими денежные средства граждан для строительства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
66-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Государственная Дума продолжает системную работу по решению проблемы обманутых дольщиков, и законопроект, который предлагается вашему вниманию, также направлен именно на эту важную и очень благородную задачу. В рамках поручения президента, которое было дано органам исполнительной власти как федерального уровня, так и субъектов Федерации, от 19 октября прошлого года главой государства была определена необходимость формирования реестра пострадавших граждан, формирования перечня критериев для отнесения проблемных объектов к числу таковых, а также для определения, что такое "обманутый дольщик". К сожалению, на сегодняшний день выполнить это поручение президента не представляется возможным, в связи с тем что у уполномоченного органа исполнительной власти отсутствуют необходимые полномочия (таковым на сегодняшний день является Министерство регионального развития). Законопроект, который предлагается вашему вниманию, призван устранить эту недоработку: он наделяет уполномоченный орган исполнительной власти, во-первых, правами по осуществлению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по проведению единой госполитики в области долевого строительства; во-вторых, правом признавать в соответствии с установленными критериями граждан, чьи права были нарушены, пострадавшими, а также вести реестр таких граждан. И кроме того, этот законопроект наделяет уполномоченный орган исполнительной власти правом ведения государственной политики и разработки нормативных правовых актов. Хочу для справки сказать, что нами совместно с Министерством регионального развития уже подготовлены необходимые критерии, и после того как закон будет, надеюсь, принят и вступит в силу, в максимально оперативные сроки такой перечень критериев будет утверждён. Сегодня он крайне нужен регионам, потому что в противном случае мы не выполним поручение президента страны и до 1 января 2014 года не закроем проблему обманутых дольщиков. Прошу поддержать. И, коллеги, учитывая важность данного законопроекта, учитывая то, что его принятие необходимо для выполнения важнейшего поручения президента, я просил бы рассмотреть законопроект по ускоренной программе, установив срок подачи поправок до завтрашнего дня, с тем чтобы вынести его во втором и в окончательном, третьем чтении на заседание 5 июля сего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемые коллеги, Александр Евсеевич очень подробно осветил суть предлагаемых изменений в действующий закон. Законопроект был рассмотрен на заседании Комитета по финансовому рынку 26 июня, и комитет счёл возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении, тем более что, как уже было сказано, проблема обманутых дольщиков стоит очень остро. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Евсеевич, ну, наверное, правильный и нужный закон, но не считаете ли вы возможным во втором чтении всё-таки предусмотреть ещё одну поправку - об ужесточении ответственности тех, кто обманул дольщиков, сделать её более жёсткой? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Гутенева включите микрофон депутату Хинштейну. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Николай Васильевич, вы абсолютно правы, говоря о необходимости ужесточения ответственности недобросовестных застройщиков, от действий которых страдают наши граждане - соинвесторы долевого строительства. К сожалению, технически в этот законопроект подобного рода поправка ко второму чтению внесена быть не может, поскольку речь идёт о поправках в уголовное законодательство, и мы с вами хорошо знаем, что при внесении поправок в Уголовный кодекс применяется совершенно иная процедура подготовки законопроектов и их внесения: в этом случае нам потребуется отзыв Верховного Суда и отзыв правительства. Тем не менее хочу вам сказать, что в настоящий момент такого рода инициативы нами разрабатываются: подготовлен законопроект, который устанавливает новый вид уголовной ответственности для недобросовестных застройщиков - за нецелевое использование средств граждан. На законопроект уже получен положительный отзыв правительства, отзыв Верховного Суда, мы рассчитываем в осеннюю сессию его внести, и у нас с вами будет возможность плотно и системно над ним поработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Александр Евсеевич, о необходимости внесения данных поправок в закон вопросов нет, но вопрос такой: оценивали ли вы, насколько увеличится количество таких граждан в результате того, что мы упорядочим эти критерии? Это первое. И второе: насколько увеличатся расходные обязательства субъектов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Хинштейну включите микрофон по карточке Гутенева. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос. Количество пострадавших граждан не увеличится, потому что на сегодняшний день Министерство регионального развития, как уполномоченный орган, действует исходя из того перечня проблемных объектов, который был подготовлен партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" совместно с правительством. Мы исходили из того, что в этот перечень должны попасть все проблемные объекты, безотносительно к форме привлечения средств граждан. Таким образом, тот проект нормативного документа, положение, которое будет утверждено после того, как мы с вами, надеюсь, примем закон, учтёт все существующие на сегодняшний день проблемные объекты. Что касается расходных обязательств субъектов Федерации, то впрямую такие расходные обязательства не возникают, поскольку впрямую органы власти субъектов Федерации не являются участниками этих правоотношений, но, бесспорно, вы правы, говоря о том, что некоторые субъекты вынуждены брать на себя определённую нагрузку. Утверждение этих критериев ни в коей мере не повлияет на изменение выделяемых средств, потому что на сегодняшний день в принципе все бюджеты до конца года свёрстаны и субъекты знают, направляются ли деньги, и если да, то в каком количестве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович от фракции. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Александр Евсеевич, к сожалению, не все обманутые дольщики и застройщики являются членами партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", поэтому список, который вы составляете, хотя и конечен, но всё-таки неполон. Могу вас заверить - а может быть, вы сами уже давно это поняли, поскольку вы начинали эту работу, наверное, года три назад, - что сегодня в регионах количество обманутых дольщиков не уменьшается. Не спорю, порядок должен быть, критерии должны быть, но, к сожалению, с принятием этих критериев количество обманутых дольщиков увеличится. Увеличится! Потому что откуда эта проблема возникла? Да оттуда, что сегодня нет чёткого понимания того, кого в этот список можно внести, а кого - нет. Если бы этой проблемы не было, зачем нам надо было бы их упорядочивать? Ну вы сами подумайте: раз нам нужно утвердить критерии, значит, есть люди, с которыми мы никак не можем определиться, вносить их в список или нет, а это означает, что утвердить эти критерии необходимо, но количество дольщиков увеличится. Это первое. Следующее. Что означает, что субъекты не получат дополнительных расходных обязательств? Это неправда! Как же вы хотите решать вопрос? А что, компенсационные площадки, допустим, или что-то другое - это не расходные обязательства субъекта? Конечно, расходные! Далее. У всех субъектов теперь есть законы об обманутых дольщиках, так ведь? Вот, например, в Оренбургской области есть, и мы выделяем деньги, государственные деньги, на то, чтобы достроить и потом передать жильё, а субъект нередко так делает, что после достраивания ещё непонятно, куда пойдёт половина квартир, да и вообще, виртуальные какие-то квартиры обнаруживаются! Таким образом, у субъектов появляются расходные обязательства. Если они этим заниматься не будут, то и никакого движения по обманутым дольщикам не будет. А так как вы их по линии партии прессуете - они же ваши в основном, губернаторы, - они, конечно, народные деньги забирают и отдают, скажем так, в счёт тех проходимцев, которые людей обманули. Я полностью поддерживаю коллегу Николая Васильевича Коломейцева: что же мы так долго с Уголовным кодексом-то, я не понимаю, тянем?! Ну критерии критериями, но здесь-то что же мы ничего не делаем?! Мы даже лицензию у таких фирм не отбираем и вынуждаем людей один на один с ними бороться! Теперь следующий момент. У нас нет критериев, а меры поддержки у нас есть? У нас и мер поддержки единых у субъектов нет, это тоже нужно унифицировать - обратитесь в субъекты, и они вам скажут, что все законы индивидуальные, кто во что горазд: кто площадки даёт компенсационные, кто деньги напрямую вкладывает, кто ещё каким-то образом действует, однако если мы критерии унифицируем, значит, нам надо и подходы унифицировать. Уголовную ответственность мы в этот закон не можем внести, но предусмотреть в 214-м законе меры по компенсации ущерба обманутым дольщикам нужно. Я почему на это обращаю ваше внимание? Всё-таки, на мой взгляд, это не проблема субъектов. Посмотрите, мы всё на субъекты сваливаем! Завтра вот будем рассматривать законопроект по ЖКХ (опять продлеваем срок действия фонда на два года), которым пытаемся хоть как-то их разгрузить, потому что мы всё свалили на субъекты, однако проблема обманутых дольщиков - это не проблема субъектов, это наша с вами проблема: это мы принимаем такие федеральные законы, которые позволяют обманывать население! Таким образом, я считаю, критерии - да, нужны, следующий шаг - обязательно определить в этом же законе меры поддержки, которые должны быть унифицированы по России. И ещё - Федерация должна нести ответственность и осуществлять финансирование наравне с субъектами, должно быть софинансирование, потому что это проблемы не субъектов - это наши с вами проблемы! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Включите депутату Хинштейну микрофон по карточке Гутенева. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я ещё раз хочу обратить ваше внимание на то, что Государственная Дума ведёт последовательную и системную работу по решению проблем обманутых дольщиков. Сегодняшний законопроект, который мы рассматриваем в первом чтении, является далеко не первым и уж тем более не последним в той работе, которая нами ведётся. То, о чём сейчас говорил с трибуны Сергей Михайлович, - не могу согласиться с его доводами по одной простой причине. Сегодня в реестр, который формирует партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" совместно с министерствами регионального развития, включены все проблемные объекты, кстати, безотносительно к тому, являются их дольщики или застройщики членами нашей партии или нет. Нас партийная принадлежность совершенно не интересует, но так случилось, что другие политические партии начинают заниматься проблемой обманутых дольщиков исключительно за два-три месяца до выборной кампании, а после выборов почему-то об этом забывают, - мы же последовательно ведём такую работу на протяжении последних шести лет, поэтому количество проблемных объектов не возрастает. Оренбургская область, которую вы представляете, Сергей Михайлович, - хочу вас обрадовать - в этом году закроет проблему обманутых дольщиков, потому что мы с коллегами из регионального правительства системно над этим работали и работаем до настоящего времени. Однако есть регионы, руководители которых отказываются признавать всех обманутых дольщиков и просят, чтобы им были предоставлены установленные на уровне Российской Федерации критерии и стандарты; таких субъектов немного, пять-шесть, но они имеются. И кроме того, есть поручение президента, как я уже сказал, которое необходимо выполнить. В связи с этим, уважаемые коллеги, я призываю тех, кто обеспокоен проблемой обманутых дольщиков не на словах, а на деле, тех, кого эта проблема волнует не только в преддверии выборной кампании, но и потому, что ею надо заниматься системно, подключиться к этой работе. У нас впереди большой её объём, потому что те шаги, которые сделаны и которые будут сделаны, они, безусловно, ещё не последние. Спасибо за поддержку! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович, не будете выступать? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 29 мин. 27 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.