Заседание № 134
27.06.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 285504-8 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 13.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в целях регулирования охраны лесов от загрязнения отходами производства и потребления).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4573 по 4920 из 5525
Пункт 32, проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 13.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Доклад Евгения Владимировича Маркова. МАРКОВ Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, ну, законопроект, собственно говоря, о накопившихся свалках твёрдых коммунальных отходов на землях лесного фонда. Я являюсь соавтором вместе с нашими коллегами и с сенаторами. Каждый из вас знает, что в настоящее время эта проблема достаточно остро стоит в большинстве субъектов Российской Федерации. В связи с этим органами государственной власти субъектов Российской Федерации в каждом субъекте по-разному проводится работа по ликвидации этих несанкционированных свалок. Вместе с тем полномочий как таковых у субъектов как бы, ну, не совсем... мягко скажем, нет. Анализ судебной практики в системе арбитражных судов и судов общей юрисдикции говорит о том, что суды принимают разную точку зрения и однозначного решения вопроса, кто является лицом, обязанным убирать эти несанкционированные свалки, на сегодняшний день нет. В связи с этим вся суть нашего законопроекта сводится к тому, чтобы определить ответственного за уборку этих несанкционированных свалок. На данный законопроект нами получено положительное заключение Правительства Российской Федерации с замечаниями. Также имеются заслуживающие внимания замечания и предложения ГПУ и Экспертного управления Президента Российской Федерации, Минприроды России, Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Все эти замечания мы планируем учесть в рамках работы над законопроектом ко второму чтению. С учётом сказанного, уважаемые коллеги, я прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Евгений Владимирович, правильно ли я понимаю, что добропорядочные пользователи лесов, на территории которых неустановленными лицами осуществлён несанкционированный выброс и свалка отходов, должны сами осуществлять очистку, за свой счёт, на своей территории? Считаю, что в данном случае вина лежит не только на пользователе лесных угодий, но и на контролирующем общественный порядок органе или отраслевом ведомстве, и если не выявлен этот нарушитель, то такие расходы должно осуществлять в том числе государство через профильные ведомства. Вопрос: считаете ли вы несанкционированную свалку в лесных угодьях недосмотром и упущением государства в лице контролирующего органа либо отраслевого ведомства? МАРКОВ Е. В. Вячеслав Михайлович, отвечаю. Воздержусь от оценок, на которые вы меня вытаскиваете, отвечу следующим образом. В рамках Госсовета были соответствующие совещания на этот счёт, и есть некий консенсус по существующим свалкам. Этот консенсус сводится к тому - и мы хотим это в рамках второго чтения дошлифовать, - что в согласованный срок должна быть проведена полная ревизия всех свалок и информация о них должна быть погружена в соответствующий реестр. И вот по истечении этого срока инвентаризации, значит, все свалки, которые будут проинвентаризированы... мы это делаем за счёт государства. Все свалки, которые будут не инвентаризированы, когда арендатор (о чём вы меня спрашиваете) лесного участка либо не стал этим заниматься, участвовать в этих мероприятиях, либо недосмотрел и в пределах этого срока не внёс в соответствующий реестр данные о свалке, он будет убирать за свой счёт. Всё остальное будет убираться за счёт, собственно говоря, других источников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Уважаемый Евгений Владимирович, скажите, пожалуйста, а как-то будет отслеживаться процесс, почему в лесу возникла эта свалка? Одним словом, за организацию свалки кто-то будет нести ответственность? Иначе мы с вами скатимся в обычную демагогию. МАРКОВ Е. В. У нас с вами на сегодняшний день субъекты и органы местного самоуправления стараются этими вопросами заниматься. Есть расследования, есть общественные движения в различных субъектах, есть фотоловушки, которые ставят субъекты (не везде), и есть прецеденты, когда мы действительно ловим за руку людей, которые вываливают этот мусор в лесах, и соответствующим образом наказываем. То есть эта работа не останавливалась, она ведётся сейчас, её объективно нужно усиливать, но суть нашего законопроекта сводится к тому, чтобы хотя бы проинвентаризировать и убрать то, что уже, собственно говоря, существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вороновский Анатолий Владимирович. ВОРОНОВСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Евгений Владимирович, вопрос такого плана. Мусорная реформа, конечно, у нас была провалена. Мы сколько лет занимались, и вот на территории многих субъектов (в частности на территории Краснодарского края было 330 полигонов, Роспотребнадзор оставил всего 13), конечно же, появились эти стихийные свалки - люди начали вывозить и бросать мусор в лесополосах, на окраинах дорог. Вы абсолютно правильно сказали, этим делом сейчас занимаются муниципалитеты, и, конечно же, все эти расходы ложатся на плечи муниципалитетов, но ни один муниципалитет это не потянет. Если мы законом определим, тогда надо искать источники доходов, за счёт каких средств муниципалитет будет бороться с этими незаконными свалками. А в целом, конечно же, надо решать вопрос с полигонами и с мусороперерабатывающими заводами, иначе это будет до бесконечности у нас. МАРКОВ Е. В. Тему поднимаете абсолютно правильно. Каждый муниципалитет, собственно говоря, задаёт всегда вопрос: за чей счёт мы этим будем заниматься? Я так вот, аккуратно скажу, что по крайней мере в рамках работы уже де-факто ко второму чтению эти вопросы обсуждаются и большинству участников, тем, кто работает над этим законопроектом, видится донастройка источников финансирования в части экологических платежей. Этот вопрос до конца сейчас не урегулирован, но мы работаем в этом направлении и видим источник именно как часть от экологических платежей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Евгений Владимирович, тогда уточните, пожалуйста, из каких экологических выплат в данном случае это будет идти - из нового, может быть, сбора, который мы сейчас переформатируем, или из чего? Какой будет размер? Как это будет распределяться? Потому что пока представление очень слабое: нашли свалку, зафиксировали - вывозите. Может быть, будут федеральные средства, а, может быть, и не будет. МАРКОВ Е. В. Алексей Владимирович, правильно формулируете. Я ещё раз скажу, что я аккуратно пока об этом говорю, потому что окончательного решения на этот счёт нет, но как бы вектор рассмотрения в этом направлении. В любом случае мы должны сейчас эту серую зону в законодательстве немножко как бы исключить, то есть мы должны чётко определить ответственного, кто этим занимается. Второй блок вопросов будет касаться повышения, собственно говоря, ответственности и дополнительных мероприятий по выявлению вот этих вот ситуаций, когда мусор вываливают в лесополосах, на землях лесного фонда. Этот блок вопросов тоже на повестке у нас сейчас стоит. И, отвечая вам, скажу ещё раз, что ко второму чтению мы этот вопрос больше и предметнее оконтурим уже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинов Динар Загитович. ГИЛЬМУТДИНОВ Д. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Евгений Владимирович, в целом поддерживаю законопроект, но хотел бы, чтобы вы уточнили несколько вопросов. Законопроектом устанавливается обязанность лиц, использующих леса, обеспечить осуществление мероприятий по погрузке и транспортировке отходов производства и потребления за пределы лесов? Как планируется выявлять на практике, исполняют они эту обязанность или нет? Потребуется ли выделение на этот мониторинг средств из бюджетов? Не получится ли так, что сделаем контрольные функции, а кто и на какие средства в итоге будет контролировать, не определим? МАРКОВ Е. В. Отвечу коротко. Мы понимаем, как уже в рамках второго чтения законопроекта эту норму донастроим. Ответ на ваш вопрос фактически будет в изменениях, в поправках, которые мы с вами будем рассматривать во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Извините, что-то кнопка "Вопрос" не сработала. Уважаемый Евгений Владимирович, закон правильный, нужный, я вам об этом говорил, но вопрос тот же, и вот коллеги спрашивали: за чей счёт? Какие экологические платежи - это всё не сработает! И в заключении написано, что финансовых затрат нет, - а финансовые затраты огромные! Я так полагаю, что для лесника надо нищенскую зарплату отменить и сделать хорошую, большую зарплату. Именно он хозяином должен быть в лесу, а не арендатор, именно лесник должен составлять акты, заставлять убирать мусорные свалки, но у него сегодня много тысяч, огромная территория обхода. Только финансовое обеспечение лесной службы позволит этот закон выполнить. Поэтому подумайте не об экологических платежах, а о повышении, о большом повышении заработной платы лесников и об их обязанностях. А так, как коллеги сказали, в муниципалитетах денег нет, точно этот ... (Микрофон отключён.) МАРКОВ Е. В. Анатолий Николаевич, мы с вами давно на эту тему дискутируем. Что касается повышения заработной платы работников лесного хозяйства, вы выбрали не тот объект для убеждения. Я согласен с этим, но это в компетенции сегодня на уровне министерства и так далее. Вы ситуацию в целом в этой части прекрасно понимаете. Но у нас в любом случае на сегодняшний день достаточно большое количество субъектов Российской Федерации за счёт собственных ресурсов справляется с этой задачей - они просят только о чём? Подкрепить их законодательно, дать право, что они могут этим заниматься. Вопрос у субъектов даже так стоит: мы сами этим занимаемся, за свои деньги, - давайте вы нам в этом плане хотя бы помогите. Что касается источника финансирования, ну, ещё раз, я аккуратно сказал, потому что есть согласованная позиция, но нам предстоит ещё определённая работа в части экологических платежей. Часть субъектов будет заниматься этим самостоятельно. В большом количестве субъектов Российской Федерации имеется серьёзное волонтёрское движение, и там в принципе серьёзных денежных средств не нужно. Волонтёры приезжают, действительно убирают и лесополосы, и земли лесного фонда, проводят регулярно акции. То есть вот мы пытаемся постоянно склонить решение проблемы к каким-то финансам, но, ребята, есть ещё и другие возможности, давайте их использовать. Давайте инвестировать деньги в контроль за теми же самыми лесополосами, и это тоже делается. Комплекс всех мероприятий так или иначе будет решать нашу проблему, которая на сегодняшний день... ну, никто, по крайней мере, не возражает в этом плане. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Леонов Сергей Дмитриевич. Вы присаживайтесь пока. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, безусловно, поддержит данный законопроект. Хотел бы сказать несколько слов. Всё-таки вопрос здесь заключается в свалках, а свалки формируются не за одну минуту, они формируются годами. И в связи с этим, конечно, муниципалитеты, главы сельских поселений, главы районов в курсе, где у них есть проблемные места. И лесник не нужен, чтобы искать свалки, они всем фактически известны - и местным жителям, и тем, кто туда возит отходы. Это с одной стороны. С другой стороны, всё-таки должна быть какая-то мотивация у глав муниципальных образований заниматься недопущением образования таких свалок. Я вижу единственный способ, ну, не единственный, но, наверное, самый эффективный способ - это то, чтобы штрафы за незаконное, так скажем, образование свалок зачислялись не в областной и федеральный бюджеты, а в бюджеты муниципальных образований, то есть сельских поселений, муниципальных округов. Тогда этим чиновникам, главам сельских поселений будет, ну, условно говоря, выгодно выявлять такие свалки и наказывать людей, которые занимаются незаконной, так скажем, утилизацией мусора. Их бюджеты будут пополняться, а штрафы там немалые - и, поверьте, они выставят кордоны, например, из старост деревень на пути вот к возможным таким свалкам, потому что самосвалы по воздуху не летают, они ездят по дорогам, и известно, по каким дорогам. И все местные жители всё это знают. Если действительно штрафы будут зачисляться в бюджеты муниципальных образований, то главы сельских поселений, муниципальных округов найдут возможность, как блокировать нарушителей и получать дополнительные деньги в бюджет. У них бюджеты совершенно нищенские, и это будет единственным... ну, хорошим источником их наполнения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста. МАТВЕЕВ М. Н. Это правильное направление - двигаться к устранению свалок. Я хотел бы только обратить внимание, что у нас помимо просто лесов есть ещё национальные парки, где тоже достаточно большая проблема существует со свалками. У меня в регионе, в Самарской области, два национальных парка - Самарская Лука и Бузулукский бор, один из них в моём округе. Там рядом крупные сёла, и свалки образуются в значительной степени не потому, что кто-то непонятно откуда мусор везёт, а потому, что просто не организовано, как жителям этих сёл (особенно, допустим, села Рождествено, которое находится в Самарской Луке, из которого в зимний период вывоз мусора невозможен), собственно, мусор утилизировать. Лично занимался этим вопросом: надевал сапоги, лазил по этим свалкам, смотрел даты выпуска на упаковках. Это доказывает, что свалки продолжают функционировать, несмотря на то что в соответствии с официальной позицией властей этого не существует. Поэтому, на мой взгляд, при комплексном решении вопроса необходимо всё-таки выделять ещё проблему организации сбора мусора в тех населённых пунктах, которые прилегают к этим лесным массивам. Это вот первый важный вопрос. И второй. Полагаю, что всё-таки, - не знаю, можно ли это отрегулировать поправкой, - что касается заповедников и национальных парков, источником финансирования ликвидации несанкционированных свалок должен быть федеральный бюджет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Байгускаров Зариф Закирович. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект, и вот почему. Согласно статье 60 Лесного кодекса Российской Федерации охрану лесов от загрязнения сегодня обязаны осуществлять физические, юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий. В то же время есть решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2021 года, где указано, что это полномочия Рослесхоза, которые должны быть делегированы субъектам Российской Федерации. Это, ну, как признать, что у семи нянек дитя без глазу. Поэтому сегодня органа, ответственного за вывоз мусора, который находится в лесах, нет. Концепция законопроекта заключается в том, чтобы определить ответственное лицо, кто должен это убирать. Конечно, в первую очередь согласно статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации это должны быть те, кто использует лес, - это арендаторы: они обязаны будут сами вывозить и, конечно, утилизировать, заключать договоры, чтобы мусор в лесу не валялся. Да, по законопроекту есть вопросы, частично об этом сегодня уже говорили: вопрос о финансировании необходимо решить; по мусору, который был накоплен ранее, до передачи участка в аренду, необходимо также вопрос урегулировать. Не так давно мы с вами приняли закон о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которым установили наказание за выброс мусора в неположенном месте. Закон начал работать, но в то же время здесь речь идёт в первую очередь о тех свалках, которые уже были до этого накоплены. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Евгений Владимирович! Мне трудно представить, чтобы муниципальный служащий нашёл время, чтобы ходить по лесам, выявлять свалки, и ещё труднее представить, чтобы муниципальный служащий, вернее, глава муниципального района посылал сотрудников ЖКХ этим заниматься, тем более бесплатно утилизировать мусор. Ну и мне было как-то не по себе, когда оказалось, что решением этой проблемы - сбором и утилизацией мусора - будут заниматься волонтёры. Волонтёры - это хорошо, но в сельской местности с этим проблема. Поэтому я возвращаюсь к своему предложению. Всё-таки всё, что касается лесов, - это ответственность лесников. При обходе они узнают, на каких участках появились свалки, и если им вменить это в обязанность и подкрепить финансированием, то, естественно, мусор из леса будет убран. Я считаю, что ко второму чтению надо сконцентрироваться именно на таких поправках, и тогда наши леса действительно будут чистыми. Я часто бываю в лесах - там ноги переломаешь после недобросовестных арендаторов и после тех, кто без уважения относится к нашему зелёному богатству. Евгений Владимирович, просил бы вас определить и источники финансирования, и кто всё-таки конкретно ответствен за выполнение данного закона. Что касается мнения фракции, мы поддержим данный законопроект, потому что задачи, цели здесь выбраны правильные. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 13.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункт 32. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 33 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается единогласно.