Заседание № 216

24.01.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 285462-3 "О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2997 по 3268 из 5425
Переходим к рассмотрению пункта 9 нашей повестки дня: о проекте федерального    
закона "О временных мерах по обеспечению представительства коренных             
малочисленных народов Российской Федерации в законодательных                    
(представительных) органах государственной власти субъектов Российской          
Федерации". Доклад депутата Решульского Сергея Николаевича, члена комитета      
соответствующего.                                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, прежде всего я хочу обратить ваше внимание на название       
предлагаемого законопроекта: "О временных мерах по обеспечению                  
представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в         
законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов     
Российской Федерации". О временных мерах. А теперь коротко по существу.         
                                                                                
Вот уже больше шести месяцев действует у нас базовый закон "Об основных         
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан           
Российской Федерации". Это измененный и дополненный закон, в прошлом году мы    
его утвердили, и на нем базируются в основном все выборные кампании. При        
практической реализации этого действующего закона ряд субъектов Федерации       
столкнулся с положением подпункта "б" пункта 4 статьи 18, которое говорит о     
том, что отклонение от средней нормы представительства избирателей при          
образовании избирательных округов на территориях компактного проживания         
малочисленных народов должно составлять не более 30 процентов. На практике      
сложилась такая ситуация, что в ряде субъектов Федерации эта норма              
автоматически отменяет присутствие в законодательных (представительных)         
органах власти субъектов Российской Федерации представителей коренных           
малочисленных народов.                                                          
                                                                                
Я приведу в пример Республику Дагестан. Там проживает четырнадцать коренных     
малочисленных народов, внесенных в Единый перечень коренных малочисленных       
народов Российской Федерации. Перечень этот, вы знаете, утвержден               
Правительством Российской Федерации. Для пояснения скажу, что средняя норма     
представительства избирателей на один депутатский мандат Народного Собрания     
Республики Дагестан составляет около 11 тысяч избирателей. Но у нас             
существует там, скажем, Рутульский район, где проживает народность цахуров,     
компактно проживает в этом районе. Их всего около 3,5 тысячи. В этом же         
районе проживают рутульцы - их около 5 тысяч. Рядом Агульский район, где        
проживают агулы - их тоже около 5 тысяч. Город Дербент - многонациональный      
город, есть районы компактного проживания национальности татов, которых         
насчитывается около 4 тысяч человек. И так можно перечислять все коренные       
национальности, о которых я сказал и которые утверждены в этом Едином           
перечне.                                                                        
                                                                                
Суть предлагаемого законопроекта заключается в том, чтобы временно позволить    
использовать закон субъекта Российской Федерации, который немножко расширяет,   
вернее, значительно расширяет норму представительства, или количества           
избирателей, в том или другом избирательном округе. Сразу скажу, что в          
предлагаемом законопроекте, состоящем из двух статей, надо читать полностью и   
первую, и вторую статьи вместе, иначе, при чтении в отрыве, может получиться    
разночтение или могут сложиться различные мнения у депутатов, которые не в      
совокупности ознакомятся с концептуальным содержанием этого законопроекта.      
                                                                                
По ходу подготовки этого законопроекта (прямо скажу, это четвертая редакция     
уже) мы получили очень много предложений, замечаний, свидетельствующих о        
желании разобраться в ситуации в целом по Российской Федерации. Но проблема     
заключается в том, что выборы в республике назначены на 16 марта, процесс       
выборный, или предвыборный, уже идет, и если мы не примем такой законопроект    
или такие нормы, то либо выборы будут сорваны, что повлечет за собой,           
конечно, далеко не желательные последствия, либо после проведения выборов по    
этой схеме, не утвержденной законом, любой человек сможет опротестовать их      
результаты в Верховном Суде или в Конституционном Суде.                         
                                                                                
Еще хочу подчеркнуть, что по данной схеме или по данным нормам                  
представительства (они утверждены и приняты в Конституции Республики            
Дагестан, законодательных актах Республики) выборы проводятся уже в третий      
раз. И мы хотели бы, чтобы, поддержав предложенный законопроект, мы дали        
возможность республике спокойно провести выборы, выбрать представителей всех    
коренных малочисленных народов в законодательный (представительный) орган       
власти Дагестана, а после этого, наверное, как мы и договаривались с            
комитетами, в общем-то, попытаться в комплексе разрешить эту далеко не          
простую проблему.                                                               
                                                                                
Почему я сказал о временных мерах? Потому, что статья 2 предусматривает, что    
срок действия этого закона, или правоотношения этого законопроекта,             
распространяются только на те выборные кампании, проведение которых назначено   
до вступления этого закона в силу. Такой временной график, если вы позволите,   
я приведу. Если мы сегодня примем этот законопроект и если вы поддержите и      
сочтете возможным принять его сразу в трех чтениях, то 29 января Совет          
Федерации, я уверен, поддержит это наше предложение, предложение Госдумы, и     
сам закон вступит в силу, как вы знаете, в первой половине февраля, в будущем   
месяце. В этот период, по нашей информации, довольно объективной информации,    
никто больше в других субъектах Российской Федерации не собирается назначать    
и проводить выборы.                                                             
                                                                                
Все замечания профильных комитетов и самого профильного - Комитета по           
государственному строительству - разработчики постарались учесть, как и         
замечания Правового управления и Центральной избирательной комиссии. Я бы       
просил, чтобы законопроект был здесь проголосован в первом чтении и, если не    
будет дополнений и изменений каких-то к предложенному проекту, проголосовать    
его затем в целом. Спасибо, я закончил.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сейчас у нас выступит содокладчик, депутат Крюков Валерий Александрович.        
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРЮКОВ В. А., фракция "Отечество - Вся Россия".                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный вопрос - закон № 285462-3 "О временных мерах по       
обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской         
Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти   
субъектов Российской Федерации" - рассматривался в трех комитетах. Наш          
комитет - головной. Заключения всех комитетов - это Комитет по делам            
национальностей и Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока -              
положительные. Да, закон имеет определенные отклонения от закона о гарантиях,   
но ввиду того, что выборы были объявлены до декабря еще, здесь имеется          
возможность воспользоваться именно этим обстоятельством. Отклонения, о          
которых сказал докладчик, Решульский, - 30 процентов. Здесь они несколько       
поднимаются, но решается вопрос с учетом национальных интересов.                
                                                                                
И второе, я хочу сказать: выборы по данной схеме уже проводились дважды, это    
подтверждает стабильность данной системы, и рушить или ломать ее нет смысла.    
                                                                                
Поэтому мы просим поддержать и принять проект в первом чтении.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие     
выступить? Депутат Бичелдей, пожалуйста.                                        
                                                                                
БИЧЕЛДЕЙ К. А., фракция "Единство".                                             
                                                                                
Сейчас, одну минуточку.                                                         
                                                                                
Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые коллеги! Комитет по делам                
национальностей концепцию такого подхода поддерживает. Но обращает внимание     
на то, что, во-первых, в том виде, в каком сейчас он напечатан, утвердить мы    
не можем, потому что там есть грамматические ошибки, текстовые предложения      
комитета есть.                                                                  
                                                                                
С другой стороны, уважаемые коллеги, хотел бы предложить сейчас принять в       
первом чтении, а к концу рабочего дня надо просто текст выверить, отпечатать,   
распространить в зале, и его можно будет вполне принять во втором, третьем      
чтении, в окончательном виде.                                                   
                                                                                
А в принципе хотел бы сказать, коллеги: должен работать в такой ситуации в      
России принцип единообразия применения законодательства, в данном случае        
давайте действительно примем этот временный закон, но далее надо иметь в виду   
необходимость внесения поправки в статью 13 Федерального закона "Об основных    
гарантиях...", где надо просто снять 30-процентное ограничение для этих         
категорий населения и записать, что в отношении коренных малочисленных          
народов Российской Федерации соответствующие нормы должны устанавливаться       
законодательством субъектов Российской Федерации. И тогда мы всю вот эту        
коллизию и в Дагестане, и в других местах сняли бы, и у нас работал бы единый   
закон. И при этом закон будет работать по аналогии, нарезка округов при         
выборах в Государственную Думу по такой же системе производится: при среднем    
необходимом количестве избирателей 570 тысяч в одном округе на самом деле у     
нас есть округа, где 12 тысяч, 19 тысяч избирателей, тем не менее система       
работает. Она должна быть единообразной на всей территории Российской           
Федерации, в том числе и в местах компактного проживания коренных               
малочисленных народов.                                                          
                                                                                
Поэтому законопроект поддерживаем, предлагаем принять в первом чтении, а        
окончательно утвердить к концу рабочего дня.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сейчас пока речь идет о первом чтении, поэтому мы давайте проголосуем в         
первом чтении, а потом посоветуемся. Кто за то, чтобы...                        
                                                                                
А, извините, Сергей Николаевич, вы же были докладчиком. И вы хотите принять     
участие в обсуждении? А, пожалуйста, ответы на вопросы.                         
                                                                                
Микрофон включите Решульскому.                                                  
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, коллега Бичелдей правильно отметил, что     
были замечания и предложения от Комитета по делам национальностей. Но сегодня   
у вас у всех в подборке лежит уже материал, откорректированный с учетом         
замечаний всех комитетов и имеющий юридическое и лингвистическое заключение     
Правового управления. Всё там учтено, учтено и всё то, что предлагал Комитет    
по делам национальностей. Здесь приложен и проект постановления Комитета по     
государственному строительству о том, что данный законопроект можно             
голосовать в целом. Поэтому я подтверждаю, что все замечания учтены.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Мы просто немножко забегаем   
вперед. Не было возражений по голосованию в первом чтении, после чего мы        
могли бы всё это обсудить.                                                      
                                                                                
Итак, кто за то, чтобы принять данный законопроект?..                           
                                                                                
А-а, представитель Президента. Извините, Александр Алексеевич, я просто         
думал, что ваше выступление сводилось к тому, чтобы указать на Сергея           
Николаевича. Пожалуйста.                                                        
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые депутаты                  
Государственной Думы! Законопроект, который предложен вам к рассмотрению,       
носит явно выраженный и очень важный политический характер. Действительно,      
ситуация, сложившаяся в Дагестане, не может быть разрешена без принятия вот     
такого специально закона.                                                       
                                                                                
Но я сразу хотел бы оговориться, что, хотя он носит по внешней форме общий      
характер, на самом деле это законопроект единичного, разового действия. Вы      
видите, что он распространяется только на выборы, назначенные до вступления в   
силу этого закона, а такие выборы назначены сейчас только в Дагестане, и в      
последующем он дальше не применяется. Почему? Вот я отвечаю на замечание        
депутата Бичелдея о том, что надо бы распространить эту норму и на другие       
субъекты: нет, не надо. Дело в том, что мы консультировались по этой ситуации   
со многими субъектами Федерации, с Центральной избирательной комиссией, с       
рядом юридических служб. Все признают, что введение в действие 14 июля 2003     
года поправки к закону "Об общих принципах организации законодательных          
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" о пропорциональном представительстве, то есть избрании    
по спискам политических партий 50 процентов состава законодательных органов,    
политически решает эту проблему. То есть субъект Федерации уже политическими    
методами будет регулировать, кого включать. Политические партии будут           
заинтересованы в том, чтобы получить голоса избирателей, включить в свои        
списки представителей коренных малочисленных народов. Все сошлись на том, что   
тот закон решит эту проблему. Но пока он не вступил в действие, вносится        
предложение вот таким образом разрешить ситуацию в Дагестане.                   
                                                                                
Я хочу сразу сказать, что этот законопроект согласован в Администрации          
Президента, он согласован в Центральной избирательной комиссии. И хотя          
внешне, конечно, есть некие сомнения в его соответствии действующему            
законодательству, но, поверьте мне, мы изучили очень глубоко эту проблему и     
не видим другого способа выхода из этой ситуации. Непринятие этого закона       
может повлечь за собой очень тяжелые политические последствия в Дагестане.      
Поэтому мы просим поддержать данный законопроект и принять его сегодня в        
первом чтении и в целом.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Правительства?.. Нет.                                             
                                                                                
Значит, мы можем приступать к голосованию. Кто за то, чтобы принять             
законопроект "О временных мерах по обеспечению представительства коренных       
малочисленных народов Российской Федерации в законодательных                    
(представительных) органах государственной власти субъектов Российской          
Федерации" в первом чтении? Прошу голосовать.                                   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              420 чел.             93,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    421 чел.                                          
Не голосовало                  29 чел.              6,4%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Решение о принятии в первом чтении принято.                                     
                                                                                
Будут ли еще какие предложения у депутатов?                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРЮКОВ В. А. Уважаемые товарищи, комитет рассмотрел данный законопроект.        
Поправок не поступило, законопроект выверен, и имеются лингвистическое и        
юридическое заключения - всё, что положено. И в соответствии с частью восьмой   
статьи 119 Регламента комитет предлагает принять закон в целом.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы или какие-то соображения? Нет.            
                                                                                
Тогда мы голосуем по вопросу принятия закона в целом. Кто за то, чтобы          
принять рассматриваемый нами законопроект в целом? Прошу голосовать.            
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              425 чел.             94,4%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    426 чел.                                          
Не голосовало                  24 чел.              5,3%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят в целом.