Заседание № 171
16.06.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 285308-4 "О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 7 и 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части установления дополнительных требований к документам о высшем образовании).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3878 по 4155 из 5683
Пункт 17. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 7 и 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Доклад депутата Государственной Думы Бориса Алексеевича Виноградова. Пожалуйста. ВИНОГРАДОВ Б. А., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, я начну свой доклад тоже со слов Бориса Григорьевича Кибирева о том, что у этого законопроекта две стороны: и правовая, и нравственная. Дело в том, что сегодня в стране у вузов столько филиалов, что их трудно сосчитать. Есть вузы-рекордсмены, филиалов у которых насчитывается десятки, доходит даже до сотни. Диплом при этом выдаётся вуза, а не филиала. Это относится не только к негосударственным, но и к государственным вузам. Вы знаете, к каким последствиям это приводит? С одной стороны, мы получаем совершенно несправедливую ситуацию с точки зрения работодателя, который принимает выпускника на работу, рассчитывая, что это выпускник базового вуза, а на самом деле человек получил образование в филиале. Если это филиал полноценный, то нет ничего стыдного в том, чтобы указать его в дипломе, мол, этот человек окончил данный вуз и - далее - такой-то филиал. Но мы с вами знаем, что ведущие вузы, такие, как Московский госуниверситет, Санкт-Петербургский госуниверситет, не имеют филиалов. МВТУ имени Баумана имеет один филиал, в Калуге. Я говорил с бауманцами, они считают, что ничего страшного нет, если, допустим, будет написано в дипломе, что человек окончил филиал Бауманского университета, потому что это филиал полноценный. Но мы знаем, что есть масса филиалов, которые по факту дают не образование, а просто бумагу о том, что человек якобы получил образование. Схем ухода от проверок (мне говорят в комитете, что надо усилить надзорные функции аккредитационной комиссии и тогда это всё утрясётся), схем ухода от любых надзорных органов масса. При этом я хочу сказать, что сегодня аккредитация учебных заведений осуществляется за счёт самих учебных заведений, то есть учебное заведение оплачивает всю работу аккредитационной комиссии. Можете себе представить степень объективности многих надзорных органов в таких ситуациях! Смолин не зря сегодня поднимал вопрос о ВАКе и проблемах ВАКа с точки зрения оплаты не из бюджета, оплаты работы надзорных органов в этом смысле. Данный законопроект фактически регулирует эту ситуацию. Он предлагает филиалам выдавать дипломы установленного образца и отвечать за свою образовательную деятельность. На все возражения, которые поступили... Да, кстати, хочу сказать вам, что на законопроект поступило достаточно много отзывов. Поступили отзывы из тридцати одного органа законодательной власти (законопроект поддерживают двадцать пять, не поддерживают шесть), из сорока семи органов исполнительной власти субъектов (поддерживают тридцать семь, не поддерживают десять). Можно было бы сказать, мол, а зачем законопроект, когда можно это регулировать приказами министерства образования, зарегистрированными в Минюсте. Да, такое было, в 2000 году по просьбе многих губернаторов... И я думаю, что как раз это была одна из просьб Николая Игнатовича Кондратенко, когда он был губернатором Кубани, потому что тогда все как раз на Кубань ринулись и открывали там тьму филиалов, как саранча образовательная набросилась на Кубань. В дальнейшем они дошли до Дальнего Востока. Так вот, был такой приказ Минобразования, зарегистрированный в Минюсте, который как раз эту норму устанавливал - о том, чтобы в дипломе записывалось наименование филиала вуза, - но пришёл следующий министр и отменил эту норму. Поэтому я думаю, что не должно быть связано с приходом того или иного должностного лица в правительство наличие государственной нормы, подтверждающей уровень образования и место, где получил человек образование. Иначе мы окажемся в такой ситуации, с ней я сталкивался не единожды, и, думаю, с ней сталкивались и вы: порой приходится иметь дело с выпускниками вуза, которые мало того что не были в городе, в котором располагается этот вуз, но даже не знают, где этот вуз находится. Это, в частности, относится к московским и санкт-петербургским вузам, у которых филиалы расположены где-нибудь на Дальнем Востоке, в далёких местах. Эти люди, как правило, не бывали не только в вузе, диплом которого они получили, но даже в самом городе. Поэтому я прошу, уважаемые коллеги, поддержать законопроект. Я понимаю, что ко второму чтению мы можем внести поправки по замечаниям, которые мы получили. Можно даже в принципе серьёзным образом поправить законопроект, но важно концепцию принять: мы за то, чтобы в дипломе об образовании была честная запись, или мы за то, что будет продолжаться обман, который имеет место сегодня? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Алексеевич. Содоклад заместителя председателя Комитета по образованию и науке Валентины Николаевны Ивановой. Пожалуйста. ИВАНОВА В. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект вносит изменения в законодательство об образовании, в два наших базовых закона - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", и касается двух моментов: первый - предлагается указывать в документах о высшем образовании наименование филиала, где обучался студент, и второй - дать право филиалу выдавать документы государственного образца после аттестации соответствующего филиала. По мнению авторов, эти два момента приведут к более ясному представлению о качестве образования, полученного выпускниками вуза. Уважаемые коллеги, на заседании комитета мы действительно подтвердили, что проблема невысокого качества образования в целом ряде высших учебных заведений, несомненно, имеет место. Несомненно, имеет место и проблема снижения конкурентоспособности отечественного образования. Но тем не менее комитет не поддерживает данный законопроект, и вот почему. Приведу три момента, на наш взгляд, наиболее ярко говорящих о том, что данный законопроект принять нет оснований. Первое. Филиалы образовательных учреждений не являются самостоятельным юридическим лицом, а в соответствии и с Гражданским кодексом, и с законами "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" структурные подразделения не имеют права на выдачу соответствующего государственного диплома о высшем образовании. Второе. Иск о некачественном выполнении образовательных услуг, если такой формулируется, предъявляется высшему образовательному учреждению, вузу, а не его структурному подразделению. И здесь соответствующее противоречие с действующим законом имеется. Ну и третье. Предлагаемая авторами идея, связанная с предоставлением филиалу права выдачи диплома после аттестации филиала, противоречит существующей процедуре аккредитации государственных образовательных учреждений и практически отменяет аккредитацию для филиала, с чем никак согласиться нельзя, потому что это противоречит действующему законодательству. Уважаемые коллеги, конечно, как я уже сказала, проблема повышения качества образования существует, но она значительно сложнее, значительно многообразнее. Комитет по образованию ведёт работу в этом направлении. Как вы знаете, ведётся работа по совершенствованию механизма аккредитации высших учебных заведений, и такой законопроект мы с вами на прошлой неделе приняли. Ведётся работа и внесён законопроект о взаимодействии работодателей и вузов, и здесь соответствующая линия видна, комитет её реализует. Мы приглашаем уважаемых наших коллег присоединиться к этой работе и действительно обеспечить решение проблемы, которую все мы понимаем. Правовое управление Аппарата Государственной Думы указало на противоречия действующему законодательству. И, суммируя всё сказанное, комитет не поддерживает данный законопроект в первом чтении и просит его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. Уважаемые коллеги, первое чтение. Есть вопросы к докладчикам? Иванов Сергей, я вижу. Кто ещё? Всё. Пожалуйста, Иванов Сергей, ваш вопрос. К кому? ИВАНОВ С. В. У меня вопрос к Борису Алексеевичу. Уважаемый Борис Алексеевич, вы, как профессор, наверное, не можете не помнить, что раньше была такая поговорка в вузах: "Чем отличается соловей от вороны? Соловей закончил дневное отделение, а ворона заочное или там вечернее". Вот у меня в связи с этим вопрос. Почему университет ленинградский и Московский университет не открывают филиалов? Потому, что им деньги нужны, или потому, что они знают, что невозможно дать качественное образование в филиале? И чем будет отличаться этот выпускник? Ну, пусть он имеет этот диплом, и что? Будет там запись, что окончил филиал Московского госуниверситета, и что дальше, к каким последствиям это приведёт? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, Борис Алексеевич. ВИНОГРАДОВ Б. А. Ни к каким последствиям это не приведёт, просто это будет соответствовать истине. Вот и всё. А что касается очной, заочной или вечерней форм обучения, то эта норма вписывается в приложение к диплому. Эта норма вписывается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, понятно. Есть ли ещё вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Кондратенко. Пожалуйста. Коллеге Кондратенко включите микрофон. КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Я буду голосовать за данный проект только с той целью, чтобы как можно быстрее разоблачить несуразицу системы высшего образования в России, чтобы мы быстрее обратились к интересам государства. Если бы наш комитет мыслил категориями государственными, то он сегодня не стал бы здесь нам, как говорится, рассказывать об аккредитации, о структурных подразделениях, об аттестации, а он бы, скорее, начал с образованности нации, с образованности молодёжи нашей, с уровня профессиональной грамотности. Отсюда бы заход надо делать, а не с каких-то формальных признаков. Формальные признаки можно и надо быстрее отметать. Почему в своё время я восстал против этих филиалов? Да потому, что край тёплый, все сразу, желая отдыхать на побережье, кинулись открывать филиалы. Я видел, что не даётся там высшего образования, там всё делается просто формально. Люди приезжают на побережье отдохнуть, но прикрываются тем, что они читают лекции, и приезжает не та категория преподавателей, которая должна была бы приезжать. Надо согласиться с тем, что в вузе, в хорошем вузе специалиста воспитывают и формируют традиции самого вуза. Если хотите знать, дух, стены института воспитывают. И мы знаем эти видные высшие учебные заведения, которые формируют специалистов высшей школы. Но что сейчас мы с вами наделали? Мы успокоили родителей тем, что, мол, дети ваши учатся, вроде того, что они будут с образованием. Но кому нужно это пустопорожнее образование? Стране нужна образованность. Мы пустили детей по пути: побольше гуманитарных профилей, давай юристов, давай сюда экономистов. Заводов и фабрик нет, зато экономистов, огульных экономистов - нате, много. Что такое экономист, который не знает профессионально, будем говорить, тот завод или ту фабрику и так далее? Да это пустопорожний экономист, он никому не нужен. Юристов сегодня много по образованию, а хорошего юриста найти практически невозможно. Надо ломать эту систему, надо немедленно её сломить! Можно допустить, что первые два курса проходят, как говорится, в филиале общеобразовательные науки, ладно уж, но человек обязательно должен побывать в стенах вуза с его традициями, преподавательским составом, там всё должно подготовить и воспитать, и можно затем аттестовать его. Если мы дальше будем так формально подходить к интересам, глубинным интересам страны, то страна просто погибнет. Представьте, будет ли без инженерных наук, без технологических наук научно-технический прогресс? Да его не будет, она тогда обречена на вымирание - эта нация, эта страна. А мы принизили до предела инженерные науки и технологии, нам давай гуманитарное... Что-нибудь сболтни - и мы тебе дадим высшее образование. Успокоили родителей, а погибает страна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет желающих больше выступить. Заключительное слово. Пожалуйста, коллега Борис Алексеевич Виноградов. С места. Включите микрофон, пожалуйста. ВИНОГРАДОВ Б. А. Я хочу поблагодарить Николая Игнатовича за поддержку, но, Николай Игнатович, хочу сказать, что к вам на Кубань хоть лекции читать ездят, а на Дальний Восток даже не ездят, там читают местные преподаватели школ, которых нанимают филиалы, и называется это вузом. Так что всё гораздо хуже. На Кубани тепло, море, поэтому туда хоть иногда приезжают из головных вузов, а здесь просто обман и филькина грамота на самом-то деле, если говорить откровенно. Что касается замечаний, высказанных комитетом, я в принципе не против. Во втором чтении авторы готовы снять вот этот пункт по аттестации, он не играет принципиальной роли. Мы готовы это снять и вообще доработать законопроект в юридико-техническом плане. Но я хочу сказать главное. Замечания Правового управления касаются хозяйствующего субъекта, а высшее учебное заведение - это не только столы, стулья и компьютеры, самое главное - это интеллектуальная собственность, преподаватели, какой преподаватель работает в вузе. И если бы в филиалах действительно работали преподаватели головных вузов, то проблемы бы не было. Но это на самом же деле всё не так, поэтому выходить из положения надо, и незамедлительно, иначе мы наплодим, так сказать, всю страну - а мы уже наплодили её - документами, фактически, по сути являющимися недействительными. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У представителя президента и представителя правительства есть замечания? Нет замечаний. Уважаемые коллеги, прошу определиться голосованием: кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 10 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7% Проголосовало против 8 чел.1,8% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 84 чел. Не голосовало 366 чел.81,3% Результат: не принято Не принимается.