Заседание № 183
04.10.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 285297-4 "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части установления дополнительных требований к содержанию образования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1870 по 2166 из 6881
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 16. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании". Доклад депутата Государственной Думы Бориса Алексеевича Виноградова. Пожалуйста, Борис Алексеевич. ВИНОГРАДОВ Б. А., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, мы предлагаем внести изменения в Закон "Об образовании", дополнив пункт 2 статьи 14 абзацем следующего содержания: "Формирование у граждан Российской Федерации патриотических чувств, уважительного отношения к национальной культуре". И ещё ввести пункт 4.1: "Содержание образования должно включать наличие базовых представлений о принципах демократии и способах их реализации в государственном устройстве". Хочу вам сказать, что законопроект поддержали тридцать два органа законодательной власти субъектов Федерации, сорок четыре органа исполнительной власти, при этом против высказались всего четыре органа исполнительной власти и два органа законодательной власти. То есть законопроект достаточно широко обсуждался в субъектах и поддержан подавляющим большинством. Комитет высказался против законопроекта, сочтя, что формулировка, которая есть в нынешнем законе: "воспитание... уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье", - достаточно перекрывает всё это понятийное пространство. Хочу сказать, что, при всём моём уважении к комитету, либо он недостаточно глубоко разобрался в проблеме, либо чего-то недопонимает. Привожу вам толкование из Словаря русского языка Ожегова: родина - это страна, где человек родился, родная страна. Либо: родина (второе толкование) - место рождения, происхождения чего- или кого-нибудь. Например, известно, что Индия - это родина шахмат и слонов, как говорят, а Россия, допустим, моя Родина. Вторая родина по Ожегову - это место, давшее кому-то приют, ставшее родным. Это очень актуально, хочу вам сказать, учитывая нынешний указ президента о соотечественниках, учитывая положение мигрантов и учитывая сегодняшнее обсуждение грузинской тематики. Отечество - это страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Вот это существенное отличие отечества от родины. Поэтому любовь к отечеству и любовь к родине - это немножко разные понятия. Любовь к отечеству - более широкое понятие. Патриотизм по Ожегову - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Поэтому нынешняя формулировка в законе - "воспитание любви к Родине" - не перекрывает текста той поправки, которую мы вносим. Я ещё раз хочу вам сказать об указе президента о соотечественниках. Вот вполне возможная ситуация: человек родился в Грузии, живёт в России и является гражданином России. Наш закон, который сегодня действует, говорит о любви к родине, то есть призывает его любить только Грузию, но не Россию, гражданином которой он является. Почему? Потому что она не является его родиной, Россия не является его родиной. А мы, предлагая формулировку о воспитании патриотизма, фактически вводим в задачи образования формирование ещё и любви к отечеству через патриотизм. Это очень важный момент. И самое главное, я хочу сказать, этой формулировкой мы отвечаем на ключевой вопрос: в какой стране мы живём - это "эта страна" или это "наша страна"? Вот это принципиальный момент. Поэтому я прошу поддержать наш законопроект с учётом того, что по формулировкам пункта 4.1 комитет замечаний не высказал. Я могу дать пояснения по понятийному аппарату, если требуется, о том, почему мы говорим о национальной культуре как о противостоянии и изоляционизму традиционных этнических культур, и стандартизованной массовой культуре. Это тоже очень важный момент для нашей страны, потому что мы видим с вами и опасность этнической самоизоляции. И сегодня мы видим, как фактически с телеэкранов и радиоканалов исчезает национальная культура, как вообще она размывается массовой культурой, которую и культурой-то трудно назвать. Поэтому вот эти два момента, которые мы отражаем в законопроекте, не являются избыточными, поверьте мне как специалисту в этой области. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по образованию и науке Эдуарда Шайхулловича Хамитова. ХАМИТОВ Э. Ш., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Согласно концепции законопроекта, только что доложенного, предлагается закрепить обязательность наличия в образовательных программах требования о необходимости формирования у граждан страны патриотических чувств и уважения к национальной культуре, а также ввести как обязательное требование наличия базовых представлений о принципах демократии и способах их реализации в государственном устройстве. Комитет отмечает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" "содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно". Разработка образовательных программ осуществляется на основе государственных образовательных стандартов, которые устанавливаются Российской Федерацией в лице федеральных органов государственной власти. В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" "содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способов реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и учреждений" (я процитировал). Принципы демократии закреплены статьёй 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" как основа государственной политики в области образования. Непонятно стремление авторов вписать отдельно взятый, хотя и очень важный, принцип. Почему тогда не внести и другие принципы: коллегиальность, единоначалие, экономическая целесообразность и так далее? Потому в статье 14 и даны общие требования к содержанию образования, которые относятся не к отдельным предметам, а ко всему учебно-воспитательному процессу в целом. Предлагаемая поправка относится к области обществознания, а этот принцип реализуется через базисные учебные программы. Из вышесказанного следует, что данные вопросы в достаточной мере урегулированы действующим Законом Российской Федерации "Об образовании" и поэтому предлагаемые дополнения в статью 14 избыточны. Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект. На основании этого комитет предлагает представленный в первом чтении законопроект отклонить. Я должен сказать, что так же, как и докладчик, члены комиссии нашего комитета достаточно компетентны и понимают, о чём идёт речь. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Один вопрос, у депутата Емельянова. И у депутата Крутова. Два вопроса. Пожалуйста, включите микрофон депутату Емельянову. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Единая Россия". Спасибо. У меня вопрос к Борису Алексеевичу Виноградову. Скажите, пожалуйста, каково юридическое значение той нормы, которую вы предлагаете ввести? На мой взгляд, это просто декларация. Как эта норма будет обеспечиваться, какие санкции будут следовать за её нарушение? Ответьте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Виноградову. ВИНОГРАДОВ Б. А. Спасибо за вопрос. Дело в том, что эта норма входит как поправка в раздел, где формулируются задачи образования. Они все, вообще, являются декларацией, не только та норма, о которой я говорю. Вот, допустим, написано: "Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье". Какие правовые последствия несут, так сказать, эти слова? Это будет связано с учебными планами и программами. Я вам приведу такой пример. Сегодня есть учебник истории Кредера, в котором написано, что главными сражениями Второй мировой войны являются сражения при Эль-Аламейне и за атолл Мидуэй. Вот два великих сражения Второй мировой войны! Ни Сталинград, ни Берлин, ни Курская дуга там не упоминаются как великие сражения. Этот учебник рекомендован нашей школе. Я думаю, если будет эта норма, наша поправка принята, то таких учебников в школах не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И вопрос Крутова Александра Николаевича. КРУТОВ А. Н. Уважаемый Эдуард Шайхуллович, вот вы сказали, что члены комитета понимают, о чём идёт речь в предложенной поправке депутата Виноградова, и в то же время вы привели три таких понятия: коллегиальность, единоначалие и патриотизм. Вы считаете, что эти три понятия - коллегиальность, единоначалие и патриотизм - из одного понятийного ряда? И считаете ли вы, что у нас с патриотическим воспитанием так хорошо, что сегодня заниматься этим, разговаривать на эту тему, обсуждать эту тему в Государственной Думе не нужно? Спасибо. ХАМИТОВ Э. Ш. Спасибо за вопрос. Вообще, речь идёт о принципах, в том числе и о принципе патриотизма. Что же касается необходимости обсуждения проблемы воспитания патриотизма, то в этом нет абсолютно никаких сомнений у нас, у нашей Думы, у нашего комитета. И педагогическая общественность России сейчас очень широко обсуждает проблемы воспитания, в том числе воспитания любви к Отечеству, к Родине, о чём тут говорилось. Мы не отвергаем того, что предлагается, мы считаем, что это содержится в законе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Было два вопроса. Есть ли желающие выступить? Депутат Семаго. Только я прошу: три минуты, потому что у нас очень большая повестка. И потом депутат Макашов. Включите микрофон депутату Семаго. СЕМАГО В. В., фракция "Единая Россия". Большое спасибо. Действительно, здесь, наверное, не нужно тратить много времени на обсуждение этой депутатской инициативы. По сути, все мы прекрасно понимаем, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения страна не имеет будущего. Но абсолютно очевидно и то обстоятельство, что в законе уже эта норма существует, и на сегодняшний день выдвигать новую инициативу, как бы некую альтернативу сегодняшней политике в области образования и воспитания, я думаю, не имеет смысла. Мы все прекрасно понимаем, что это не содержательная поправка в закон, а поправка политического характера. Мы все стоим на позиции воспитания патриотизма у молодёжи, и поэтому усиливать закон, и без того уже достаточно ёмко и основательно трактующий эту позицию, просто не имеет смысла. Что касается второго обстоятельства - чёткой, так сказать, прописанной схемы построения демократического общества, я думаю, что это не совсем правильно будет, ни политически, ни научно, потому что вот, например, "Единая Россия" сегодня продекларировала своё отношение к суверенной демократии, продекларировала отношение вообще к построению демократического общества... У каждого политического течения и партии есть своё прочтение, и записывать это в закон как некие догмы, как некие основополагающие инструменты, наверное, не имеет смысла, потому что жизнь меняется, выдвигаются новые позиции. У России свой собственный принцип, собственная позиция по отношению к переходу к демократии, и поэтому какие бы то ни было методы класть в основание некой, будем говорить, фундаментальной концепции просто неразумно. Поэтому мы предлагаем просто отклонить этот законопроект, безусловно говорящий о нравственных позициях тех, кто его выдвигает, но тем не менее не улучшающий правовую ситуацию в государстве. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Макашов Альберт Михайлович. МАКАШОВ А. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Второй докладчик подчеркнул, что члены комитета глубоко понимают, о чём идёт речь в этой поправке, и мы глубоко понимаем, почему так сопротивляются словам "патриотизм", "родина", "отечество". Я командовал войсками округа в 89, 90 и 91-м годах и вспоминаю, как уничтожение Советского Союза, нашей Родины, великой России, шло сознательно, через все каналы телевидения, радио, во всех многочисленных выступлениях. И не случайно только в 99-м году прекратили говорить "эта страна", потому что у них есть другая страна. И предыдущий, кстати, закон, по которому у нас члены правительства, перед тем как стать высокопоставленными членами нашего правительства, сдавали второй паспорт в чужое посольство... Кстати, они там его могут и получить через полчаса при любом удачном... при желании. Нужна эта поправка. За слово "патриотизм", я вспоминаю, сколько на меня лично собак вешали, сколько достаётся до сих пор Кондратенко. И когда рисуют на глобусе наше Отечество, где нет Сахалина, нет Курил или нет других частей, разве это не отсутствие патриотизма или не умышленная работа по разрушению? Здесь надо усиливать... Тем более наши учебники никуда не годятся. Под Эль-Аламейном было всего тринадцать дивизий, а мы только под Сталинградом двадцать дивизий взяли в плен. И кстати, мы разгромили двести дивизий, а американцам немцы сдались просто, там сто с "копейками" дивизий, если уж так начинать... И не хотят американцы слушать. До сих пор американцы, наши "друзья с топором за плечами", диктуют представителям их общественности, которая здесь находится, диаспоры, какие учебники писать, как писать или как не писать. Нужна эта поправка. Просто-таки я призываю... Кстати, вот это тот оселок, на котором можно проверить, по-настоящему понимают слово "патриотизм" или на время только замолкли. В обязательном порядке результаты этого голосования будут опубликованы во всех средствах патриотической печати. К сожалению, на телевидении или на радио... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Требуется ли заключительное слово? Да. Включите на одну минуту микрофон депутату Виноградову. ВИНОГРАДОВ Б. А. Я благодарю, во-первых, за обсуждение, а во-вторых, хотел бы сказать о чисто правовом понятийном аспекте. Ещё раз повторяю, что определение "Отечество - страна, где человек родился и гражданином которой является" шире понятия... "Любовь к Отечеству" (это и есть патриотизм) шире понятия "любовь к родине". Вот в чём тонкость. Мы даём более широкое толкование, это очень важно действительно. И я поддерживаю депутата Макашова, который абсолютно точно это определяет. Не будучи специалистом в образовании, он абсолютно точно это определяет. Это очень важный момент, поймите это. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства? Нет. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 22 сек.) Проголосовало за 106 чел.23,6% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 110 чел. Не голосовало 340 чел.75,6% Результат: не принято Не принято.