Заседание № 199
13.12.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 285291-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием экономики системы высшего профессионального образования".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3337 по 3564 из 7801
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, пункт 38. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием экономики системы высшего профессионального образования". Доклад депутата Государственной Думы Бориса Алексеевича Виноградова, содоклад - Ивановой. Пожалуйста, с места, Борис Алексеевич. ВИНОГРАДОВ Б. А. Уважаемые коллеги, проект закона направлен на законодательное закрепление возможности передачи федеральным государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования объектов собственности в доверительное управление. Собственно, целью закона является вовлечение федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в реальные экономические отношения в первую очередь путём управления государственными пакетами акций приватизированных юридических лиц. Чем вызван этот закон? Во-первых, мы говорим об инновационной экономике, а инновационная экономика - это не только передача государственным вузам бюджетных средств на развитие их инновационных программ, инновационная экономика - это тот случай, когда государственные вузы реально участвуют в управлении этой экономикой. Почему я хотел бы, чтобы вы выслушали аргументы в пользу этого закона? Дело в том, что мы с вами знаем, что страна будет богата тогда, когда в ней будут богаты университеты. Университеты могут стать богатыми двумя путями: первый путь - это платные образовательные услуги, и тогда всё образование перемещается в сферу услуг; второй путь - это когда университеты участвуют реально в экономической жизни страны путём внедрения своих научно-технических разработок, в том числе с учётом новых реалий экономики, того, что мы сегодня имеем дело с частной собственностью во многом, с приватизированными предприятиями, путём управления госпакетами акций приватизированных компаний, таких, как те же РАО "ЕЭС...", ОАО "Газпром" и другие. Я считаю, что второй путь - когда вузы реально участвуют в экономических процессах - гораздо более эффективен для страны, нежели расширение платных образовательных услуг. Мы с вами сегодня знаем эту тенденцию, мы с вами знаем сегодня, что даже аспирантуры в вузах уже сокращены на треть и вместо этого уже 11 процентов аспирантов обучаются на платной основе, то есть мы уже даже аспирантуру делаем платной, понимаете? Это не годится, на мой взгляд. Это первая проблема - вовлечение государственных образовательных учреждений в процессы реального управления экономикой, влияния на экономику страны. Второй момент, который очень важен. Об этом говорил ещё Евгений Максимович Примаков, когда был премьер-министром. Об этом недавно сказал даже Кудрин, что меня очень удивило, на заседании правительства совместно с генпрокурором. Примаков в качестве премьера страны сказал очень важную вещь, он сказал, что крайне неэффективно идёт управление госпакетами акций. Счётная палата, Степашин, выступая здесь, не один раз обращал внимание на неэффективное управление госпакетом. Почему? Потому что в советы директоров от государства входят, как правило, чиновники - и отсюда неэффективность управления. На заседании правительства совместно с генпрокурором Кудрин сказал, что это ещё один из важных моментов коррупционноёмкости, когда чиновник входит в советы директоров. Поэтому, безусловно, такой механизм, который предложен в этом законопроекте, позволит решить две задачи: вовлечь вузы в реальное управление экономикой... Притом никто не говорит о том, что надо все госпакеты сразу отдать им, можно попробовать дать небольшую долю для участия в управлении, а затем посмотреть эффективность. Это не должны быть все вузы, это должны быть вузы действительно продвинутые, те вузы, у которых действительно есть достижения в инновационных делах. И я знаю, что такие вузы у нас в стране есть. Есть опыт в Орловской области, у Егора Семёновича Строева, давний опыт: Орловский государственный технический университет имеет и предприятия, и КБ, и НИИ, и всё это входит в состав единого учебного научно-производственного комплекса, и это доказывает эффективность такого управления. Поэтому я прошу вас поддержать законопроект и считаю, что он позволит серьёзным образом улучшить положение и высшей школы, реально улучшить, улучшить положение в перспективе и страны в целом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо вам, Борис Алексеевич. Валентина Николаевна Иванова, заместитель председателя Комитета по образованию и науке, - содоклад. Пожалуйста. ИВАНОВА В. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет по образованию и науке рассмотрел данный законопроект и рекомендует отклонить его по следующим основаниям. Положения законопроекта не согласуются с основными статьями Закона "Об образовании", и прежде всего с теми функциями, для которых создаётся образовательное учреждение. И здесь начинается решение вопроса об изменении направления деятельности, о переходе на соответствующую коммерциализацию основных фондов образовательных учреждений, а, как вы знаете, образовательное учреждение создаётся только с одной целью - оказание образовательных услуг. Это первое. Второе. Предложенный законопроект включает изменения только в две статьи Гражданского кодекса, касающиеся доверительного управления. Тем не менее в Гражданском кодексе есть ещё как минимум пять статей, где указывается на разграничение оперативного управления собственностью и доверительного управления имущественным комплексом. Следовательно, внеся поправки в одни статьи Гражданского кодекса и не проведя соответствующих изменений других статей, мы, естественно, вносим путаницу - отсутствие логики налицо. Третье. Конечно же, мы говорим о том, что принятие данного законопроекта будет иметь серьёзные негативные последствия для системы высшего образования. Во-первых, с имуществом, передаваемым в доверительное управление, можно будет осуществлять любые сделки, что, естественно, поставит под угрозу имущественный комплекс образовательных учреждений, а соответственно, и выполнение тех функций, ради которых создаётся образовательное учреждение. Во-вторых, возникает риск нецелевого использования финансовых ресурсов. Ну и в-третьих, практически данный законопроект есть серьёзный шаг к приватизации образовательных учреждений, риск потери учебных площадей, общежитий, лабораторного оборудования и так далее. Вот неполный перечень тех негативных факторов, которые привели к тому, что комитет дал отрицательное заключение на данный законопроект, это основные позиции. Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта. Комитет Государственной Думы по собственности, как соисполнитель, дал отрицательное заключение на данный законопроект. Ну и конечно же, уважаемые коллеги, выглядит несколько странным, что наши уважаемые товарищи, которые борются за справедливость, выступают за приватизацию образовательных учреждений, что является явной несправедливостью и нарушением многих наших прав и принципа доступности образования, за которые борется "Единая Россия". Мы считаем, что данный законопроект принимать нет оснований, комитет просит отклонить его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, первое чтение. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет... Апарина, один вопрос. Пожалуйста, коллега. Включите микрофон. АПАРИНА А. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Борис Алексеевич, когда закончим обсуждение или сразу ответьте. Ну вы на самом деле разумный человек и учёный известный. Это действительно, как содокладчик, Валентина Николаевна, сказала, приведёт к таким последствиям - к приватизации в целом учебных заведений и так далее, и так далее, то есть к негативным? Я задаю с удивлением вам вопрос: это действительно так? И как вы, автор законопроекта, относитесь к тем комментариям, которые были выказаны? Спасибо. ВИНОГРАДОВ Б. А. Спасибо за вопрос. Я, откровенно говоря, с удивлением отношусь к этим комментариям, потому что законопроектом как раз предусматривается возможность участия в управлении госпакетами акций со стороны образовательных учреждений. Понимаете? И мы, наверное, не стали бы вносить какую-то глупость, которая позволяла бы приватизировать учебные заведения. Это действительно какая-то... Я думаю, что комитет не разобрался в законопроекте, не разобрался. И речь идёт, наоборот, о том, чтобы не чиновник участвовал сегодня в управлении госпакетами, а чтобы это делали образовательные учреждения. Вы знаете прекрасно, что есть очень много продвинутых образовательных учреждений - и бизнес-инкубаторы, и инновационные центры и так далее. Для того чтобы они быстрее внедряли свои разработки, для этого, собственно, и сделан этот законопроект. К приватизации это никакого отношения не имеет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет больше вопросов. Желающие выступить? Нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуточку. Вопрос был задан - ответ есть. Нет желающих выступить? Нет. Докладчики, будете с заключительным словом выступать? Валентина Николаевна Иванова, пожалуйста. Включите микрофон. ИВАНОВА В. Н. Спасибо, Артур Николаевич. Уважаемые коллеги, вот что написано в проекте федерального закона: "Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, может быть передано в доверительное управление федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования". То есть что мы здесь имеем в виду? Получается, что всё имущество, которое было в оперативном управлении образовательного учреждения, переходит в другой статус - становится имуществом, находящимся в доверительном управлении, а с этим имуществом можно делать любые сделки в интересах выгодоприобретателя. Поэтому, уважаемый Борис Алексеевич, вы пишете одно, а говорите о другом, поэтому мы этот законопроект просим отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Голосуем, голосуем. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответьте, пожалуйста. Включите микрофон Виноградову. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуточку, что вы командуете здесь всё время? ВИНОГРАДОВ Б. А. Речь идёт об имуществе предприятий, вот о чём речь, а не об имуществе вузов. Речь идёт об имуществе предприятий акционированных, у которых есть госпакеты акций. Всё же понятно. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Вы между собой можете поговорить, уважаемые докладчик и содокладчик. Сейчас проголосуем, и можете продолжить дискуссию. Прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 14 сек.) Проголосовало за 31 чел.6,9% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 38 чел. Не голосовало 412 чел.91,6% Результат: не принято Не принимается.