Заседание № 190
03.11.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 285271-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в связи с необходимостью обеспечения единого образовательного пространства Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4341 по 4599 из 6484
Уважаемые коллеги, пункт 11 порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в связи с необходимостью обеспечения единого образовательного пространства Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Бориса Алексеевича Виноградова. ВИНОГРАДОВ Б. А. Уважаемые коллеги, ну, во-первых, я хочу сказать, что вот этот закон не является как бы отдельно стоящим в серии законов, которые вносит группа депутатов. Мы всего внесли в Государственную Думу десять законопроектов, касающихся образования. Из них три уже были рассмотрены и отклонены Государственной Думой, а это четвёртый законопроект. Хочу сказать вам, что отличает эти все законопроекты. Я не буду говорить о качестве, о замечаниях, но отмечается большая активность регионов в обсуждении этих всех законопроектов, которые мы вносим, как правило, от тридцати до сорока регионов высказывают своё мнение, законодательные и исполнительные органы власти. Это говорит о том, что законопроекты вообще насущные. И в ряду этих законопроектов находится законопроект о стабильном комплекте учебников. О чём идёт речь? Речь идёт о том, что сегодня мы получили достаточно большую вариативность учебников, я имею в виду не только учебники школьные, но я имею в виду и учебники профессионального образования, хотя в первую очередь, безусловно, я отмечаю проблему школьных учебников. Это вызывает много проблем, много проблем. Каких проблем? В первую очередь связанных с академической мобильностью школьников. Дело в том, что масса случаев, когда школьник окончил три, четыре, несколько классов, переводится в другую школу даже в одном и том же городе и испытывает колоссальные сложности при этом переводе. Почему? Потому, что есть несовпадение учебных планов, не по тем учебникам учились и так далее. Я не буду приводить примеры, но, поверьте мне, их множество. Второе. Безусловно, в понятие стабильных учебников я, авторы законопроекта вкладываем ещё и влияние, прямо скажу вам, государства на содержание учебников не только через государственные образовательные стандарты, которые до сих пор не утверждены законодателем, но и ответственность государства за ту воспитательную часть учебников, которая должна быть. Мы с вами знаем, что из трёх социумов воспитания ребёнка, молодого человека - улица, семья и школа - государство может влиять реально, наибольшим образом только в школе. И мы с вами не так давно обсуждали один из законопроектов о патриотизме содержания образования. Так вот, я хочу сказать, что подразумевается, что, безусловно, в стабильном комплекте учебников будут введены те понятия, о которых я говорю. В первом варианте этого законопроекта, до слушания в комитете, я, безусловно, подразумевал и предполагал, что эти стабильные учебные планы и стабильный комплект учебников должна утверждать Государственная Дума. Почему? Потому, что исторически законодатель должен отвечать за воспитание молодого поколения. Но при обсуждении в комитете ещё концепции закона комитет меня убедил, что некогда заниматься этим вопросом Государственной Думе, поэтому в тексте закона эта ответственность возлагается на правительство, хотя, поверьте мне, я глубоко убеждён, что это наша с вами задача. Хотелось бы этим законопроектом, прямо скажу вам, исключить влияние издательств на содержание образования, которое сегодня очень весомо, уменьшить влияние чиновников методкабинетов, которые сегодня диктуют содержание образования во многом. Я разговаривал со многими директорами школ, не только в регионах, но даже в Москве жалуются на то, что чиновники методкабинетов фактически диктуют содержание образования в школах. Например, вот в московских школах говорят о том, что граждановедение в 8-9 классах почти убрали из учебных планов по рекомендации методкабинетов. Я приведу вам пример, который, я думаю, многие депутаты знают: студентка с Урала жалуется на то, что учебные планы сформированы таким образом, что обучение по современным технологическим дисциплинам у них проходит в рамках дополнительного обучения за плату. То есть вы понимаете, к чему мы приходим: два плюс два в школе, условно говоря, будет в рамках бюджетного процесса, а два умножить на два - это уже дополнительные образовательные услуги. Такие факты уже есть в системе образования, их немало. Я понимаю, что законопроекты, которые вносит группа депутатов, конечно, по качеству могут уступать законопроектам, вносимым правительством, но мы с вами только сегодня обсуждали законопроекты правительства и критиковали их за несовершенства. Поэтому я согласен с тем, что этот законопроект нужно дорабатывать, его можно дорабатывать во втором чтении, но сегодня речь идёт о концептуальной постановке: нужны ли нашей стране стабильные учебники, чтобы у нас не было ситуации, как с учебником Крейдера, когда ведущие сражения Второй мировой войны, я уже об этом говорил вам, - это сражения не при Сталинграде, не Сталинградская битва, не Курская дуга, не битва за Берлин, а это сражение при Эль-Аламейне или за атолл Мидуэй. Вот этого не должно быть. Поэтому я призываю всех поддержать законопроект в первом чтении, а ко второму чтению мы учтём все необходимые замечания. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слово для содоклада я предоставляю заместителю председателя Комитета по образованию и науке Валентине Николаевне Ивановой. ИВАНОВА В. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по образованию и науке рассмотрел указанный законопроект и не поддерживает его принятие в первом чтении. Поясню более конкретно. Прежде всего отмечу, что авторы вносят поправки в две статьи. Первое - это поправка в статью 4. Суть этой статьи заключается в том, что в ней указываются задачи законодательства в области образования, и как раз здесь своей поправкой авторы говорят о необходимости обеспечения единого образовательного пространства и рассматривают это как одну из задач законодательства в области образования. Комитет в своём заключении отмечает, что уже в действующем Законе "Об образовании", в статье 2, указывается, что важнейшим принципом государственной политики в области образования является обеспечение единства федерального культурного и образовательного пространства. То есть мы практически как важнейший принцип это в законодательстве уже имеем и понимаем с вами, что принцип - это руководство, общее правило к действию, которое пронизывает и все стандарты, и технологии, и инструментарий, и методическое обеспечение. Сводя единство образовательного пространства только к задаче, мы, естественно, сужаем поле деятельности и целевую направленность на обеспечение единства культурного, подчёркиваю, и образовательного пространства Российской Федерации. Следующее. В статью 14 уважаемые коллеги вносят несколько поправок. Я остановлюсь как раз на той поправке, о которой говорил Борис Алексеевич, о стабильных программах и стабильных учебниках. Кстати подчеркну, что в ряде отзывов субъектов Российской Федерации критикуются наши авторы и указывается, что, ратуя за стабильный комплект учебников и программ, авторы практически вводят нестабильные программы и нестабильные учебники, говоря о том, что утверждаться соответствующие программы и стандарты должны каждые пять лет. В действующем законе эти все нормы предполагают утверждение один раз в десять лет. То есть здесь мы говорим о том, что уже есть определённая стабильность в программах и в учебниках. Другое дело, практика работы министерства, практика работы федеральной службы по надзору, но эти вещи, так сказать, решаются другим образом. И конечно же, не могу не отметить позицию комитета в отношении экспериментального обучения, экспериментального образования. Вносится поправка такая, чтобы в экспериментальных школах было возможным осуществлять экспериментальное образование. Здесь, конечно, авторы совершенно всё перепутали. У нас образование - это есть процесс воспитания и обучения, а не наоборот: обучения на основе образования. Комитет отмечает, что поправки, которые предлагаются нашими авторами, приводят к серьёзным правовым коллизиям в действующем законодательстве. Более того, авторы не исключают действующие нормы, а дополняют, и получается, что сохраняется, скажем, норма по учебникам и программам - утверждать раз в десять лет и добавляется - раз в пять лет. То есть получается такая вот путаница и чехарда. Поэтому, анализируя данный законопроект, комитет пришёл к выводу, что принимать в таком виде, в такой редакции, в таком исполнении - это только усилить и ввести противоречия в действующее законодательство. Данный законопроект мы, коллектив комитета, не поддерживаем и просим соответствующим образом определиться наших уважаемых коллег-депутатов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Скажите, есть ли вопросы у депутатов? Есть вопрос. Депутат Воронин. Больше я не вижу рук, да. Пожалуйста. Кому вопрос? ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия". Вопрос коллеге Виноградову. Скажите, пожалуйста, - ну, может быть, риторический вопрос: а что вам мешало в бытность заместителем министра образования вносить проекты (вы сейчас вот часто законы вносите в этой сфере)? Ну что же вы раньше не делали, когда при власти были, вот ждали, так сказать? В нашей фракции когда были, тоже были большие возможности, сейчас перешли - и заведомо непринимаемые вещи выносите на обсуждение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентина Николаевна, присаживайтесь, пожалуйста. Пожалуйста, включите микрофон депутату Виноградову. С места. ВИНОГРАДОВ Б. А. Поскольку в вопросе нет содержания вопроса, я на такие вопросы не отвечаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть. Депутат Ближина. Пожалуйста, включите микрофон. БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые депутаты, уверена, мы все понимаем: качество образования - это прежде всего качество жизни каждого конкретного человека и в конечном итоге краеугольный камень стабильности общества. Как стало ясно в последнее десятилетие, это вопрос и безопасности государства. И кому, как не правительству, в наши дни заниматься этой сложной проблемой! Не кажется ли вам, что именно стабильные учебные программы и стабильные учебники так нужны нам теперь? В прежние времена именно единые стабильные государственные образовательные программы позволили нашей стране получить специалистов мирового уровня и войти в число мировых лидеров. Каков спрос на российских специалистов во всём мире, мы с вами прекрасно знаем. Авторы проекта нового федерального закона, мне кажется, руководствовались насущной необходимостью обеспечения единого образовательного пространства Российской Федерации. Вне такого пространства невозможно качественное базовое образование, доступное всем, в том числе и будущим Ломоносовым. Талантливых людей России не занимать. Наш долг предложить им реальную, продуманную и достаточную систему знаний и тем самым дать возможность реализовать свои таланты. Убеждена, что мы занимаемся законотворчеством не только для того, чтобы законы соответствовали один другому на бумаге, но прежде всего для того, чтобы эффективно защищать интересы граждан во всех уголках нашей необъятной страны и законодательно устанавливать социальные гарантии, в данном случае гарантии получения образования, адекватного требованиям современного высокоразвитого общества. Законопроект своевременный и необходимый, но требует большой доработки. А для выработки необходимых стандартов нужно привлечь настоящих специалистов - учёных, профессионалов, преподавателей и учителей, а их искать не надо, потому что их у нас много и они принимают участие в конкурсах многочисленных образовательных проектов. И когда он будет доработан при участии учёных и профессионалов, то он позволит стране вернуться к необходимым в любом современном здоровом, нравственном и технологически развитом обществе базовым образовательным нормам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, больше желающих выступить среди депутатов я не вижу. Есть ли желание выступить у представителя президента? Нет. У представителя правительства? Также нет. Автор хочет выступить с заключительным словом. Пожалуйста, с места. Включите микрофон депутату Виноградову. ВИНОГРАДОВ Б. А. Во-первых, я хочу поблагодарить коллегу Ближину за поддержку законопроекта, а во-вторых, я хочу сказать, что у нас ведь и статья 7 Конституции говорит о том, что Российская Федерация - социальное государство. Но мы к этому движемся, движемся, процесс всё продолжается, и мы никак его не построим. Поэтому то, что сказала коллега Иванова, - это всё очень правильно насчёт того, что и в статье 2 это есть. Только пусть этот закон конкретизирует то, что надо сделать, чтобы был стабильный комплект учебников. Потому что когда концептуально мы говорим о патриотизме, а это не записано, то вроде бы и не обязательно это в учебниках как-то отражать, тем более что когда мы превращаем сферу образования в сферу услуг, да и не только в сферу услуг, мы вводим и автономные учреждения и так далее, то может получиться такая система: кто заказал услугу, кто оплачивает её, тот и получает результат. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в связи с необходимостью обеспечения единого образовательного пространства Российской Федерации". Комитет по образованию выступил против данного законопроекта. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 42 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7% Результат: не принято Отклоняется законопроект.