Заседание № 183
О проекте федерального закона № 285263-4 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (о проведении всероссийских тестовых олимпиад в качестве варианта вступительных испытаний в вузах).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, как поступим - 17-й пройдём, а потом постановление или начнём с постановления? 17-й. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Доклад Бориса Алексеевича Виноградова. ВИНОГРАДОВ Б. А. Уважаемые коллеги, данный законопроект касается известного в России испытания под названием ЕГЭ, в народе прозванного Бабой-ягой. Я напомню историю вопроса. В 90-е годы система образования России стояла перед дилеммой - всё-таки осуществлять государственную поддержку российского образования, когда государство берёт на себя обязательства перед важнейшей сферой духовной жизни страны, или превращать её в рыночную сферу, в сферу услуг? Все 90-е годы шла борьба между группами влияния, между, я условно назову, государственниками и рыночниками. Примерно в середине 90-х годов власть решила, что она не может содержать систему образования как государственную духовно-образующую сферу, и тогда был провозглашён лозунг: мы не можем вам дать деньги - мы даём вам свободу. Тогда же, в 96-м году, в Закон "Об образовании" была внесена поправка, разрешающая вузам принимать на платной основе студентов сверх утверждённых бюджетных заданий (контрольных цифр) по приёму. Далее наступление рыночников продолжалось, и в 98-м году была вброшена идея единого государственного экзамена в связке с ваучерами. Я специально на это обращаю внимание, уважаемые коллеги: в связке с ГИФО - государственными именными финансовыми обязательствами под названием "образовательный ваучер". При этом выпускники школ, которые сдали единый государственный экзамен, получали бы на руки образовательный ваучер вполне определённой стоимости и с этим ваучером приходили бы в вуз. Если вуз устанавливал ценовую планку выше, чем стоимость этого ваучера, то человек должен был доплачивать. Таким образом население приучали к платному образованию. Вот такова была главная идея. В это же время министерства стали нормативными документами вводить дополнительные образовательные услуги в школах и в других учреждениях среднего профессионального, начального профессионального образования. Часть образовательных услуг осуществлялась за плату, то есть процесс пошёл. Но вузовское сообщество воспротивилось этой идее о ЕГЭ и ГИФО, и тогда в стране был вброшен тезис о коррумпированности системы. Причём на том этапе коррумпированной сочли Марию Ивановну, школьную учительницу, которая за коробку конфет может поставить школьнику любую выпускную оценку. Также обвинили репетиторов в коррупции. Хочу вам сказать, что репетиторство в России при подготовке в высшие учебные заведения - давняя историческая традиция. Она даже описана в книге известного пламенного революционера Льва Давидовича Троцкого "Моя жизнь", где он рассказывает, как осуществлялось репетиторство, когда он учился в николаевской гимназии. Так что борьбу с репетиторством вести под эгидой ЕГЭ - это вообще бессмысленное занятие. Было понятно, что это тоже будет провалено. Тогда была вброшена в общество следующая идея: что мы осуществим путём ЕГЭ доступность, эффективность и качество образования. Вот такая триада, так сказать, была доложена президенту страны. В 2001 году была принята концепция и был провозглашён лозунг (я привожу слова тогдашнего министра образования Владимира Михайловича Филиппова): мы путём ЕГЭ обеспечим доступность образования мальчику из Тывы. Помните, да? Мальчику из Тывы мы обеспечим доступность образования! Абсолютная глупость! Почему? Потому что страна разорвана тарифами и нищенской зарплатой учителей, врачей, бюджетников и вообще нищенской зарплатой народа, и никакой ЕГЭ страну не соединит. Надо решать социальные проблемы, а не выдумывать искусственные пути решения их путём ЕГЭ. ЕГЭ проводится в виде эксперимента в России уже лет шесть, а статья 21 Конституции вообще запрещает проводить опыты над людьми без их согласия. Поэтому уже наступает пора, когда надо ввести вопрос в законодательное поле. Только я боюсь, что это будет введено в законодательное поле, так сказать, по бюрократически-чиновничьему принципу и мы получим ещё одного монстра. Я консультировался со специалистами из ФАПСИ: система эта очень несовершенна, её можно вскрыть, к ней есть доступы и так далее, и тому подобное. Но дело даже не в этом. Дело в том, что в ЕГЭ ещё очень много отрицательных моментов, хотя я в принципе как систему тестирования его не отрицаю. Просто эта система не должна быть единственной, она должна быть одной из многих систем оценки качества знаний. И если уж на то пошло, то она должна вообще проводиться на промежуточных этапах образовательного процесса, а не только на окончательном. Учитывая, что образовательные органы и исполнительная власть в лице правительства, которое принимало соответствующее постановление, откровенно говоря, уже достаточно запутались с этим экзаменом, мы пошли им навстречу и предложили законопроект, в котором мы ЕГЭ заменяем на тестовые олимпиады. В законопроекте прописано, что тестовые олимпиады проводятся до 31 декабря года, предшествующего году поступления в вуз. После этого до 15 февраля испытуемый получает результаты и направляет их в пять выбранных им вузов. Вузы до 15 апреля соответствующего года поступления принимают решение и сообщают человеку: мы тебя зачислим, если у тебя будет соответствующий документ и ты нам его пришлёшь или привезёшь там, как угодно. Если человек не поступил, ему отказали, то у него остаётся право поступать на общих основаниях. Поэтому здесь предусмотрены проценты - не менее 10 процентов мест мы на это отводим. Проценты весьма условные. Почему? Потому, что если ЕГЭ пошёл хорошо, мы предусмотрим больший процент, внесём поправку в закон. Понятно, да? Если ЕГЭ не пошёл, значит, оставим процент на минимальном уровне и сохраним традиционную для нас систему приёма экзаменов. Когда обвиняют систему образования в коррупции и пытаются таким путём решить эту самую проблему, мне хочется сказать, что невозможно построить остров коммунизма в отдельно взятой сфере, в данном случае в сфере образования, когда коррумпирована вся страна. Надо в принципе решать вопрос коррупции в стране, а не ополчаться на репетиторство. Кстати, я в своё время был сторонником того, чтобы репетиторам создали ассоциацию, вывели её из тени, но чтобы они не платили налоги, потому что мы, как правило, нанимаем репетиторов, платя им из своего кармана. Это, как правило, квалифицированные люди, не следует загонять их в подполье, чтобы они занимались репетиторством тайно. Итак, законопроект, по сути дела, прост: он предлагает законодательно перевести экспериментальный режим ЕГЭ в плоскость тестовых олимпиад, приравнять их ко всем остальным олимпиадам и проводить в установленном законом порядке. Какие возражения мы получили? Ну, правительство и Правовое управление сомневаются: а кто будет это проводить? Я задаю встречный вопрос: а кто сегодня проводит? Сегодня это проводит министерство образования, вот министерство образования и будет проводить. А как можно школьника, у которого нет ещё аттестата зрелости, зачислить в вуз?! Мы говорим о том, что вуз принимает принципиальное решение о том, что он зачислит человека при наличии таких-то и таких-то документов. Это, вообще-то, детали уже второго чтения, сейчас надо принципиально определиться: мы переводим ЕГЭ из длительного эксперимента над нашими школьниками в режим тестовых олимпиад либо мы продолжаем экспериментировать над людьми дальше. Я считаю этот законопроект важным, но не настаиваю никоим образом на том, что это истина в последней инстанции. Считаю, что принципиально важно принять концепцию этого закона в первом чтении и ко второму чтению те поправки, которые, вы считаете, нужны, могут быть рассмотрены и внесены. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по данному законопроекту сделает Эдуард Шайхуллович Хамитов. На месте у нас депутат Хамитов? Пожалуйста. ХАМИТОВ Э. Ш. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы только что выслушали обоснование этой законодательной инициативы. Не будем говорить о том, что было сказано о сути этого закона, прозвучали очень интересные и очень неинтересные вещи, справедливые и несправедливые, не о том речь. Сейчас речь пойдёт только о сухом остатке того предложения, которое вносится нашими уважаемыми коллегами: ввести всероссийские тестовые олимпиады, проводимые в течение года до 31 декабря года, предшествующего поступлению в высшее учебное заведение, в целях предоставления абитуриентам возможности заранее, до начала летних вступительных испытаний, решить вопрос о поступлении в ВУЗ. Комитет считает, что автором законопроекта не определён статус российских тестовых олимпиад. Тут возникла путаница: тест и ЕГЭ. Уважаемые коллеги, вы проанализируйте: ЕГЭ сейчас - это не одни тесты и не столько тесты. Далее. Тестирование можно, конечно, попробовать, однако не уточнены категории лиц, победивших в тех или иных испытаниях, а без этого, естественно, нельзя. Не было сказано, кем оно будет проводиться. Хотя было названо министерство образования, но это ещё также вопрос. Авторы утверждают, что для реализации данного законопроекта не потребуется дополнительных финансовых средств из федерального бюджета, хотя, коллеги, это удовольствие очень недешёвое, мы это прекрасно понимаем. Из законопроекта не ясно, в чьей компетенции находятся составление тестов, процедура проведения олимпиад, оценка их результатов и доведение их до сведения испытуемых. Кроме того, есть ещё одно принципиальное возражение. Комитет считает неправомерным зачисление в вуз (по сути, речь идёт о зачислении) обучающихся в выпускных классах общеобразовательных учреждений и учреждений среднего образования, когда они ещё не имеют документов о среднем образовании. Это противоречит пункту 1 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Хотя, коллеги, это кажется формальным вопросом, но, как человек, который этим занимался, я могу сказать следующее. Есть примерная программа вступительных испытаний, и там приблизительно 20 процентов материала - это как раз то, что будет изучено после 31 декабря. Таким образом, мы решаем вопрос о зачислении в вуз, не полностью удостоверившись в знаниях абитуриентов. Поэтому и Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта. На основании вышеизложенного наш комитет предлагает отклонить представленный законопроект при рассмотрении уже в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть. Бенедиктов, пожалуйста. Включите микрофон депутату Бенедиктову. БЕНЕДИКТОВ Н. А. У меня вопрос к Эдуарду Шайхулловичу. Эдуард Шайхуллович, все ваши возражения прямо укладывались в схему, описанную Виноградовым. Это предмет второго чтения. Сама идея тестирования, а не ЕГЭ возможна, с вашей точки зрения, или нет? ХАМИТОВ Э. Ш. Уважаемые коллеги, мне кажется, оставлять на второе чтение вопрос, который противоречит самому закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", вряд ли нужно. Ещё раз хочу подчеркнуть: педагогическая общественность не очень благосклонно относится вообще к тестам, доказано, что тесты не полностью, не адекватно отражают, оценивают знания учащихся, поэтому переходить только на одни тесты смысла нет. Ещё раз хочу подчеркнуть, что путать тестовую олимпиаду и ЕГЭ вряд ли имеет смысл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Коллеги, я спрашивала, сколько вопросов, был один. Выступление у вас? У вас вопрос? Маркелов Михаил Юрьевич, пожалуйста, вопрос. МАРКЕЛОВ М. Ю. Спасибо, Любовь Константиновна. Эдуард Шайхуллович, у меня к вам вопрос. В принципе то, что предлагает депутат Виноградов, в корне меняет отношение к пониманию единого госэкзамена, ЕГЭ так называемого. Вы ссылаетесь на наш педагогический цвет, на специалистов. А вы сами, как специалист, как оцениваете ситуацию с ЕГЭ? Мне просто очень интересно знать. Вы полагаете, что ЕГЭ в корне меняет систему образования в России, улучшает её или же тянет её назад, в пропасть? Я хотел бы всё-таки получить ответ на этот вопрос, поскольку Виноградов предлагает принципиально иной подход. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Хамитову. ХАМИТОВ Э. Ш. Спасибо за вопрос. Он по существу. Я не во всём согласен с ЕГЭ, как и практически все представители научно-педагогической общественности. Но это не означает, что можно подобным образом поступить, заменить... Уважаемые коллеги, мне представляется, что не случайно до введения единого государственного экзамена у нас ещё два года в запасе. У нас есть возможность обсудить, поработать, отработать, поэтому я бы хотел попросить, чтобы эту часть мы оставили на более позднее время. Мы же с вами обсуждаем конкретный законопроект, который, как нам кажется, в корне не меняет ситуации. Вообще лишать сам вуз проверки качества подготовленности, пригодности будущего студента к работе (в вузовских условиях это, конечно, серьёзный вопрос) тоже нельзя, то есть всё заменить одними тестами тоже было бы неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И есть один депутат, который желает выступить, - это Свечников Пётр Григорьевич. Я прошу ограничиться тоже тремя минутами. Включите микрофон депутату Свечникову. СВЕЧНИКОВ П. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вопрос использования единого государственного экзамена при зачислении абитуриентов в вуз вызывал и вызывает очень большие споры среди научной общественности. На сегодняшний день имеется огромное количество мнений руководителей вузов, причём таких известных вузов, как МГУ (ректор Садовничий), ряда других, которые говорят о том, что нельзя ограничиваться только единым государственным экзаменом при определении способности абитуриента обучаться в высшем учебном заведении. Правильным в этой ситуации было бы, наверное, использовать единый государственный экзамен как один из механизмов определения способностей абитуриентов обучаться в вузе. И я думаю, в этой связи предложение депутата Виноградова в принципе в какой-то мере, может быть, дополняет вот то многообразие подходов, которое можно использовать приёмным комиссиям при поступлении абитуриентов в высшие учебные заведения. Более того, шесть лет использования системы ЕГЭ наводят на определённые размышления, особенно по части её недостатков, и, наверное, то, что предлагает депутат Виноградов, в большей мере эти недостатки устраняет. Поэтому, мне кажется, в этой ситуации был бы смысл, может быть, тоже в качестве эксперимента (почему бы и нет?) использовать при вступительных экзаменах систему Виноградова. Я думаю, наша фракция будет голосовать за предложение, которое было изложено в выступлении депутата Виноградова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я вижу вашу руку, но я прошу оставить ваше выступление на следующий раз. У нас уже истекает время, мы зафиксировали с вами рассмотрение постановления. Уважаемые коллеги, есть ли желание выступить у представителя президента и у представителя правительства? Правительство у нас вообще уже исчезло, да? Там сегодня не было никаких сообщений у нас? Белый дом у нас на месте? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово хотите сказать? Пожалуйста, включите микрофон депутату Виноградову. ВИНОГРАДОВ Б. А. Спасибо. Я хочу сказать, что добровольное централизованное тестирование проводилось в нашей стране с 96-го года приказом министерства, и здесь я не выдумываю ничего нового, это известно. В него было включено добровольно где-то порядка восьмидесяти - ста вузов, и накоплен достаточно большой опыт. Я, собственно, и предлагаю вернуться к этому вместо ЕГЭ, не дополнительно, а вместо ЕГЭ, вернуться к добровольному централизованному тестированию, вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Мнение комитета - отклонить. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 50 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 173
О проекте федерального закона № 285263-4 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (о введении всероссийских тестовых олимпиад в качестве варианта вступительных испытаний в вузах).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ВИНОГРАДОВ Б. А. Олег Викторович, убедительная просьба перенести на 5-е число мой законопроект под номером 40 в связи с тем, что я вынужден сейчас уехать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет.