Заседание № 200
О проекте федерального закона № 285108-6 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О защите прав потребителей" (в части, касающейся информации о товарах (работах, услугах), предоставляемой в обязательном порядке; внесён депутатами Государственной Думы И. К. Сухаревым, А. С. Кропачевым, а также А. А. Балберовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Продолжаем рассмотрение вопросов повестки. 31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О защите прав потребителей". Докладывает Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К. Спасибо. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Я думаю, данный законопроект не менее важен, чем предыдущий, потому что касается здоровья наших граждан. Партия ЛДПР на протяжении двадцати пяти лет выступает за сохранение жизни и здоровья наших граждан. Мы против наркотиков, против алкоголя, против табакокурения, и статья 41 Конституции Российской Федерации для нас не пустой звук. Наша общая задача - это своевременное оповещение о потенциальных угрозах для жизни и здоровья наших граждан, а профилактика - это тот ключ, который открывает путь к здоровой и сильной России. Настоящим законопроектом предлагается устранить недостатки действующего законодательства, чтобы в полной мере урегулировать вопросы защиты прав потребителей с целью обеспечения и сохранения их здоровья. В связи с этим настоящим законопроектом предлагается включить в пункт 2 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" указание на обязанность производителя товаров (работ, услуг) информировать потребителя данных товаров (работ, услуг) о товарах (работах, услугах), способных причинить при их дальнейшем использовании вред здоровью потребителя. Ну, к примеру, большинство анестезиологов в Израиле и в мире не рискуют вводить через татуированную кожу иглу из опасений, что в спинномозговую жидкость могут попасть частицы пигмента и микроорганизмы, которые могли быть занесены во время татуажа и находились в латентной форме. В мире уже известен случай, когда из-за татуировки эпидуральная анестезия привела к частичной парализации роженицы. Что касается количества татуировок, ну пойдите на любой общественный пляж летом где угодно, будь то Сочи, Подмосковье, любой другой крупный регион, и вы увидите большое количество людей с татуировками. Это популярно, это модно, но не все разделяют эту моду. Безусловно, татуировка - это личное дело каждого, но этот каждый или каждая, как в данном случае, несомненно, должны быть предупреждены о возможном вреде для здоровья и о негативных последствиях для организма. Именно на информирование наших граждан направлен данный законопроект, ни о каких запретах в нём речь не идёт, мы говорим о предупреждении, ведь, как мы знаем, предупредить всегда легче и дешевле, чем лечить. Данный законопроект внесён с целью решения проблем, возникающих не только при осуществлении услуг в тату-салонах при нанесении татуировок девушкам или женщинам, но и в отношении любых других товаров (работ, услуг), он обязывает предоставлять достоверную информацию о потенциально опасных товарах (работах, услугах), способных в дальнейшем неблагоприятно воздействовать на здоровье потребителя. Для тех, кто считает наши опасения в отношении татуировок и эпидуральной анастезии несостоятельными, хотелось бы привести выдержку из письма Минздрава по данному законопроекту о том, что опасения, что в спинномозговой канал при проведении медицинского вмешательства будут занесены пигменты и микроорганизмы, оправданны, но на настоящий момент не имеют доказательной базы. Таким образом, Минздрав России признаёт, что опасения оправданны. Кроме того, нашим законопроектом был учтён мировой опыт, доказывающий, что татуировка на пояснице у девушки находится в зоне риска. Однако напомню, что это касается не только татуировок. Что касается отрицательных доводов комитета, что закон уже регулирует обязательность предоставления потребителю предупреждающей информации о правилах и условиях безопасного использования товаров (работ, услуг), я не буду цитировать полностью текст статьи, но, к сожалению, в ней этого нет. Мы в данном законопроекте говорим о предоставлении достоверной информации о потенциально опасных и вредных свойствах товаров (работ, услуг), способных в дальнейшем, то есть в будущем, неблагоприятно воздействовать на здоровье потребителя, и на татуировках мы не зацикливаемся. К примеру, сладкие газированные напитки - вещества, входящие в них, не только вредны, но и бывают смертельно опасными. Например, заменитель сахара аспартам (Е951) при попадании в организм распадается на метанол, формальдегид и фениламин, а все эти вещества являются смертельно опасными для человека. К тому же употребление сладких газированных напитков вызывает привыкание, кроме этого, доказанным следствием употребления таких напитков являются такие заболевания, как остеопороз, диабет, гиполемия, гастрит, язва желудка и даже рак. Ну или возьмём фастфуд, продукцию того же "Макдональдса" - при её изготовлении выделяются такие опасные вещества, как акриламид, который вызывает генетические изменения в человеке и оказывает токсическое воздействие на нервную систему. Кроме того, фосфор при термической обработке еды становится токсичным и ускоряет процесс старения организма человека, вызывает атрофию мышц и способствует тяжёлым заболеваниям почек. Приведённые примеры, на мой взгляд, ярко иллюстрируют поговорку, что не всё то золото, что блестит. Если в уголке потребителя, например, в "Макдоналдсе" будет вывешена достоверная информация о предлагаемой продукции, то большинство мам и пап, наверное, задумается, прежде чем кормить этим своих чад. Если поставщик сам сообщает об опасных последствиях использования его продукта, то это справедливо, правильно, и потребитель будет ему верить. Возникает вопрос: неужели наши граждане, когда они приобретают товар, не должны быть предупреждены о его потенциальном вреде и опасности? Таким образом, я считаю, что непринятие данного законопроекта будет противоречить статье 41 Конституции. Я с уважением отношусь к своим коллегам, но из всех замечаний комитета согласен только с одним - что требуется уточнение наименования законопроекта, поскольку Закон "О защите прав потребителей" является Законом Российской Федерации, а не федеральным законом. С остальными замечаниями мы не согласны, в частности, мы считаем, что говорить об избыточности предлагаемых норм нельзя, так как они, на наш взгляд, являются жизненно необходимыми. По данному законопроекту, на наш взгляд, не имеется других объективных замечаний, кроме указанного замечания Правового управления. В случае принятия закона не потребуется дополнительного финансирования из федерального бюджета. Прошу поддержать данный законопроект, напомню, что речь идёт о жизни и здоровье наших граждан. Закончить выступление хотелось бы словами выдающегося русского хирурга Николая Ивановича Пирогова... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте пятнадцать секунд, чтобы прозвучали эти великие слова. СУХАРЕВ И. К. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Закончить выступление хотелось бы словами выдающегося русского хирурга Николая Ивановича Пирогова о том, что будущее принадлежит медицине профилактической. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Константинович, присаживайтесь. Сергей Владимирович Кривоносов. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект обязывает производителя информировать потребителя о товарах и услугах, использование которых может быть опасным для здоровья. Действующий Закон "О защите прав потребителей" допускает реализацию только безопасных и качественных услуг, поэтому обязательное информирование в целях безопасности является излишним. Таким образом, предложения, содержащиеся в законопроекте, избыточны. Комитет не поддерживает данный законопроект и предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться на вопросы. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Иван Николаевич Абрамов. АБРАМОВ И. Н. Уважаемые коллеги, у меня вопрос к Сергею Владимировичу, представителю комитета. Вот он сказал, что у нас в законопроекте уже прописано, что можно оказывать только безопасные услуги, продавать только безопасную продукцию, но мы все знаем, сколько до сих пор продаётся пива, алкоголя. Выходит, они что, не вредны для организма, по-вашему? Но они же продаются! Я считаю, что, предоставляя какую-либо услугу, необходимо всё-таки людей информировать о возможных последствиях, в том числе об угрозе для их жизни. У меня вопрос: комитет так не считает? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Кривоносов отвечает на вопрос. КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Иван Николаевич, я говорил о том, что не в законопроекте это прописано, а в Законе "О защите прав потребителей", поэтому комитет считает это предложение избыточным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И. Сергей Владимирович, сегодня мы видим, что очень многие законы в правоприменительной практике не работают. Взять хотя бы ГМО - в законе прописано, что производители обязаны информировать потребителя о генно-модифицированных продуктах, но мы видим, что на практике этого не происходит. А ведь очень большое количество таких продуктов питания потребляют в том числе и дети, но мамы не всегда могут своевременно получить информацию о том, что этот продукт может быть вреден ребёнку. В связи с этим, на мой взгляд, можно было бы пойти от обратного - поддержать данный законопроект, предусмотрев введение каких-то ограничений, если вы считаете, что в действующем законе это отражено, уже во втором чтении, но не надо отвергать этот законопроект. Как вы считаете, детям?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Кривоносов. КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Кирилл Игоревич, я думаю, что нам с вами нужно просто контролировать исполнение законов, и тогда и дети, и все остальные наши граждане будут в безопасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К. Спасибо, Сергей Евгеньевич, я коротко. Просто хотелось бы сказать, что в данном случае всё-таки речь идёт о жизни и о здоровье наших граждан, в том числе и наших маленьких граждан, поэтому я считаю, что в таких случаях избыточными нормы быть не могут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 33 сек.) Проголосовало за 137 чел.30,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 137 чел. Не голосовало 313 чел.69,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 191
О проекте федерального закона № 285108-6 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О защите прав потребителей" (в части, касающейся информации о товарах (работах, услугах), предоставляемой в обязательном порядке; внесён депутатами Государственной Думы И. К. Сухаревым, А. С. Кропачевым, а также А. А. Балберовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий, 14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О защите прав потребителей". Доклад Ивана Константиновича Сухарева. Нет в зале. Фиксируем отсутствие докладчика.