Заседание № 131
11.07.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 284965-3 "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации" (принят в первом чтении 16 апреля 2003 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1334 по 1433 из 7607
10-й вопрос нашей повестки - это законопроект из третьего созыва, законопроект, относящийся к 2003 году. О проекте федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации". Доклад Тамары Васильевны Плетнёвой. Пожалуйста, Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, названный нашим председателем, был принят в первом чтении в 2003 году. Поправки поступали, и законопроект постоянно переносился из созыва в созыв до 2012 года, всего поступило около ста поправок. Когда в Думе седьмого созыва мы начали конкретно заниматься этим вопросом, потому что он лежал, так сказать, в долгом ящике, появилась Национальная стратегия в интересах женщин на 2017-2022 годы, утверждённая распоряжением правительства, где вопросы трудовых отношений, политических возможностей женщин все расписаны. Кроме того, у нас в комитете появилась рабочая группа, которую возглавляет Оксана Викторовна Пушкина и которая занимается подготовкой нового законопроекта. А данный законопроект устарел, также там есть спорные вопросы в отношении квот для женщин и так далее, поэтому мы приняли решение его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, от фракций по мотивам есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи. От фракций по одному представителю. Покажите список. Шеин Олег Васильевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Наша фракция считает правильным проголосовать против того, чтобы этот законопроект был снят с дальнейшего рассмотрения Госдумой, и я скажу почему. На самом деле за истекшие годы ситуация с гендерным равноправием не стала лучше. По-прежнему заработная плата у женщин в стране на 28 процентов ниже, чем заработная плата у мужчин, притом что уровень образования практически одинаковый, достаточно похожий. Более того, последние три-четыре года разрыв в заработной плате продолжает увеличиваться. Скажем, если в системе образования заработная плата у мужской и женской части коллектива была примерно одинаковой, то сегодня есть разрыв порядка 10 процентов. Растёт разрыв по заработной плате в системе здравоохранения. Мы хорошо понимаем, что гендерное неравенство, к сожалению, работает и в части кадрового продвижения тоже. Возьмём высшую школу, где, казалось бы, наиболее развиты культурные взаимоотношения: на уровне проректоров, заместителей ректоров работает 64 процента женщин, а на уровне ректоров, то есть начальников, - всего 16 процентов, то есть есть некий стеклянный потолок, который препятствует, не даёт возможности человеку реализовать свой потенциал, и это, естественно, отрицательно сказывается и на реализации потенциала страны, поскольку если половина населения испытывает на себе это фактически существующее неравенство, то это означает, что страна тоже скована в своём движении вперёд. Наша фракция, конечно, не может голосовать за снятие данного вопроса с рассмотрения. Заявление о том, что будет некий новый законопроект, мы приветствуем, но мы не знаем ни сроков рассмотрения этого нового законопроекта, ни его архитектуры. И конечно, сегодняшняя дискуссия должна быть гораздо более широкой. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации", 10-й вопрос повестки дня. Законопроект, принятый ранее в первом чтении, предлагается к отклонению. Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 10 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 12 чел.2,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Отклоняется законопроект под пунктом 10. Уважаемые коллеги, есть предложение подключиться к работе комитета. Я думаю, рабочая группа, которую возглавляет Оксана Викторовна Пушкина, открыта для участия всех фракций. Всё, о чём вы сказали, Олег Васильевич, действительно так, и в первую очередь нам нужно сосредоточиться на вопросах, связанных с защитой женщин, с защитой их трудовых прав, потому что этот вопрос сегодня как нельзя более актуален, и с Тамарой Васильевной Плетнёвой мы об этом говорили. Так что если мы с вами найдём решение этих вопросов и сформулируем эти положения, то можно будет рассмотреть этот законопроект, не откладывая в долгий ящик, потому что законопроект, который мы отклонили, рассматривался 15 лет, - как вы понимаете, за это время многое изменилось.
Заседание № 235
16.04.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 284965-3 "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5017 по 5818 из 6011
Уважаемые депутаты, у нас на фиксированное время был запланирован пункт 12 повестки дня, поэтому давайте мы его и обсудим. Проект федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации". Доклад Екатерины Филипповны Лаховой. Уважаемые коллеги, я хочу вам сказать, что на нашем гостевом балконе присутствуют представители женских организаций, которые активное принимали участие в разработке законопроекта, его обсуждении и на парламентских слушаниях. Мы можем их поприветствовать. (Аплодисменты.) Так, и дальше - при мощной поддержке - доклад Екатерины Филипповны. Пожалуйста. ЛАХОВА Е. Ф., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации", разработанный в соответствии с рекомендациями парламентских слушаний и во исполнение решения Совета Государственной Думы. Главные задачи законопроекта - создание правовых основ для обеспечения в стране равноправия мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни - социальной, экономической, политической, - а также ликвидация дискриминации по признаку пола, которая, к сожалению, пока еще остается характерной чертой нашего общества. Необходимость принятия рассматриваемого законопроекта объясняется, во-первых, отсутствием системного подхода к формированию государственной политики, направленной на претворение в жизнь конституционных принципов равных прав, свобод мужчин и женщин, на достижение равных возможностей для их реализации, нарушение которых ставит мужчин и женщин в неравное положение. Во-вторых, данным законопроектом мы закладываем основы возможного механизма обеспечения равноправия мужчин и женщин через определенные структуры государственной власти: Федеральное Собрание, исполнительные органы, Уполномоченный по правам человека, а также институты гражданского общества: профессиональные союзы, политические партии и иные общественные объединения. В-третьих, более двадцати лет прошло с момента ратификации нашей страной Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Однако до сих пор нигде в российском законодательстве не закреплено само понятие "дискриминация по признаку пола", что создает большие трудности в правоприменительной практике, в частности судебной практике, по защите обоего пола от дискриминации. Мы впервые предприняли такую попытку, определив, что дискриминация - это различие, исключение или ограничение прав человека по признаку пола. Уважаемые коллеги, сегодня ситуация складывается так, что дискриминация в области социально-экономической сферы больше проявляется в отношении женского пола. Так, в годы реформ резко сократилась конкурентоспособность женщин на рынке труда. При приеме на работу ее ставят в определенные рамки, диктуют такие условия, при которых она, боясь потерять работу, не может уйти в декрет, взять больничный по уходу за детьми. Если же эти условия нарушаются, она является первым претендентом на увольнение. По данным официальной статистики, женщины составляют две трети официально зарегистрированных безработных. Однако здесь важно отметить то обстоятельство, что в аналогичной ситуации могут оказаться и мужчины, поскольку в ряде семей по тем или иным причинам отцы берут на себя заботу по уходу за больными детьми, что также усложняет их отношения с работодателем. Поэтому хотелось бы особо подчеркнуть, что данный закон направлен не только на защиту прав женщин, не только на улучшение их положения, но и на обеспечение равноправия лиц обоего пола, на обеспечение гендерного равенства. Он защищает права того пола, который подвергается дискриминации. Или возьмем, к примеру, сферу политики, сферу управления страной - и здесь явно ущемляются права женщин. Достаточно сказать, что в составе действующего Правительства была у нас только одна женщина, и той сейчас уже нет. В числе глав субъектов Российской Федерации - губернаторов, мэров крупных городов - и даже глав национальных автономий нет ни одной женщины. Это исполнительная власть. Что касается законодательной власти, то здесь сложилась следующая картина. Среди 450 депутатов Государственной Думы только 34 женщины. В верхней палате парламента - Совете Федерации - положение еще хуже. В целом ряде законодательных собраний субъектов Российской Федерации, в том числе Новосибирской, Томской, Тюменской, Пермской, Челябинской и других областей, женщин вообще нет. В этих регионах доходы и расходы бюджета области определяют и распределяют только мужчины. В итоге по показателю представленности женщин в органах законодательной власти Россия стоит на 120 месте в мире, пропуская вперед себя не только скандинавские страны, Канаду, но и многие страны Латинской Америки и даже Африки. Таким образом, женщины у нас в значительной степени ограничены в праве влиять на принятие значимых государственных решений по вопросам развития страны. Подобная дискриминация наносит ущерб не только женщинам, но и всему нашему обществу. Как справедливо отметил Президент страны на встрече с женщинами Тобольска, законодательные органы власти начинают эффективно работать и решать вопросы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, если там работает не менее 20 процентов женщин, поскольку они, как правило, обращают внимание на вопросы социального характера и решают их. Учитывая опыт многих стран, такие же нормативы приводит нам и Организация Объединенных Наций. Хотелось бы особо подчеркнуть, что дискриминация - категория достаточно сложная. Если она существует в обществе, то за нее, как правило, расплачиваются оба пола: женщины платят качеством жизни, своей социальной ущемленностью, низким профессионально-карьерным статусом, ограниченными финансовыми возможностями, мужчины платят продолжительностью своей жизни, они не выдерживают напряженного ритма и нервных перегрузок, уходят из жизни в результате стрессов, сердечно-сосудистых заболеваний, самоубийств, пьянства, гибели во время военных конфликтов, не доживая до пенсионного возраста. По данным официальной статистики, средняя продолжительность жизни мужчин составляет в городе - 59 лет, на селе - 57 лет, что является угрозой национальной безопасности. Наступило то время, когда необходимо перейти от декларации о равенстве гражданских прав к фактическому обеспечению равенства социальных возможностей полов. В этой связи важно отметить то обстоятельство, что Россия в настоящее время взяла курс на интеграцию в Европейское сообщество, а в большей части европейских государств - его членов уже существует законодательство, направленное на преодоление дискриминации по признаку пола. Законы о равноправии приняты во многих странах: в Германии, Франции, Швеции, Финляндии, Норвегии, Словении, можно другие страны перечислять. Следует отметить, что законы в этих странах предусматривают значительные финансовые затраты на их реализацию: внедрение целой сети специальных служб по обеспечению контроля за гендерным равенством во всех сферах общественной жизни, создание специальных комитетов, комиссий, институтов уполномоченных по вопросам равноправия. Мы понимаем, что сейчас, на данном этапе сложного экономического развития страны, у нас таких возможностей, как в европейских странах, нет. Поэтому предлагаем решать вопросы обеспечения гендерного равенства не за счет дополнительных затрат из федерального бюджета, а в рамках тех средств, которые выделяются в настоящее время министерствам и ведомствам для реализации существующих социально-экономических программ. Указанная программа уже предусматривает некоторые меры по обеспечению равноправия мужчин и женщин, развитие исследований в этой сфере, подготовку статистической и иной информации по данной проблематике. К примеру, Министерство образования Российской Федерации с 1994 года финансирует научные программы и проекты в области гендерных исследований в различных направлениях: в области социальной политики, занятости, управления, национального сознания, занимается подготовкой научных кадров в области гендерной теории, спецкурсы по гендерной тематике читаются в большинстве вузов страны. Аналогичные программы разработаны и действуют и в других ведомственных структурах. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что на данном этапе задача заключается в том, чтобы государственная политика по осуществлению равноправия проводилась не от случая к случаю, а носила системный характер и охватывала все сферы общественной и государственной жизни. Необходимо, чтобы деятельность по осуществлению равноправия мужчин и женщин входила в ежедневную обязанность министерств и ведомств, а не вспоминали о ней один раз в четыре года, когда государства отчитываются в ООН по реализации конвенции, которую ратифицировали. Причем для этого мы не требуем создания специальной службы или уполномоченного по равноправию, как это делается в странах Европы, а говорим о том, чтобы за счет перераспределения обязанностей штатных единиц ведомственных структур выделялось хотя бы по одному человеку, который бы постоянно занимался этой проблемой. Только такая политика позволит, конечно не сразу, а постепенно, ликвидировать практику дискриминации по мотивам пола, расширить возможности для реализации российскими гражданами, мужчинами и женщинами, всей той совокупности их прав и свобод, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации и нормами международного права, и тем самым заложить прочный фундамент для стабильного и устойчивого развития нашей страны. И наконец, немаловажным обстоятельством является и тот факт, что рассматриваемый законопроект подготовлен при активном участии различных женских организаций, которые принимали активное участие во всех парламентских слушаниях и в интерактивном чтении данного законопроекта. И вы знаете, вот здесь уместно вспомнить выступление Президента страны на Гражданском форуме, когда он обратился в зал к представителям общественных организаций и сказал: "У вас есть идеи, у вас есть предложения, потому что проблем в государстве накопилось много, давайте работать вместе с властью!" Так вот сегодняшний законопроект является продуктом совместным, произведенным совместно гражданским обществом, частью гражданского общества (я имею в виду женские организации), и конкретно законодательной властью. Кроме того, Комиссия по вопросам положения женщин в Российской Федерации, рассмотрев законопроект на своем заседании под председательством Валентины Ивановны Матвиенко в октябре прошлого года, сочла его своевременным и необходимым. И в заключение хотелось бы поблагодарить всех тех, кто прислал свои отзывы, замечания, предложения по законопроекту, в частности целый ряд министерств во главе с Правительством, особенно министерство экономики, потому что мы практически все их замечания учли в данном законопроекте, а также комитеты Государственной Думы по государственному строительству, по делам женщин, семьи и молодежи, по делам национальностей. Хотелось бы поблагодарить и наше Правовое управление, которое провело очень глубокую экспертизу, и мы практически все замечания Правового управления перед первым чтением учли. Уважаемые коллеги, наше государство взяло на себя обязательства перед международным сообществом по проведению политики, направленной на осуществление равноправия, ратифицировав в 1982 году Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, кроме того, государство взяло обязательства перед своими гражданами, приняв 19-ю статью Конституции Российской Федерации. Данный законопроект, наконец, поможет выполнению взятых на себя государством всех этих обязательств. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы В. П. Лукин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Екатерина Филипповна. Да, несмотря на аплодисменты, закон еще не принят пока. ЛАХОВА Е. Ф. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Имеются ли вопросы к Екатерине Филипповне? Имеются, тогда давайте запишемся. Включите, пожалуйста, режим записи на вопросы. (Выкрики из зала.) Сначала голосовать, а потом вопросы? Ну, просят записать на вопросы. Так, пожалуйста, покажите список. Депутат Сизов. Включите ему микрофон, пожалуйста, для вопроса. СИЗОВ А. А., фракция "Отечество - Вся Россия". Екатерина Филипповна, скажите, пожалуйста, вот этот законопроект во скольких регионах поддержан? ЛАХОВА Е. Ф. Данный законопроект рассматривается в первом чтении, мы просто обсуждали его в семи округах с женскими организациями, подключали исполнительную власть, законодательную власть. Мы знаем, что подобный закон будет рассматриваться в Законодательном Собрании Иркутской области буквально в ближайшее время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Зиятдинова. Пожалуйста. ЗИЯТДИНОВА Ф. Г., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Екатерина Филипповна, вы в курсе, что сейчас если в состав межпарламентской делегации в Межпарламентский союз (IPU) не будет включаться женщина, то делегация теряет голоса при голосовании? ЛАХОВА Е. Ф. Да, я знаю про это, поэтому и обращаюсь к нашим коллегам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Екатерина Филипповна, скажите, пожалуйста, вы верите в то, что этим законом можно перебить буквально перед этим принятый закон о госслужбе? Кстати говоря, в аппаратах женщин значительно больше, чем мужчин. Мы сейчас голосованием, те, кто голосовал, фактически лишили их возможности использовать Трудовой кодекс для защиты своих прав. Теперь вы предлагаете закон, который декларирует как бы равенство, но закон о госслужбе уже будет принят, и там равенства никакого нет. Там так: я начальник - другой дурак, он начальник... и так далее. ЛАХОВА Е. Ф. Николай, у меня такое ощущение, что вы, наверное, не читали все-таки закон. (Шум в зале.) Нет, не читали законопроект, потому что мы не декларируем. Вы мне назовите статью, которая просто декларативная. Именно министерство экономики... Мы даже в рабочей группе были очень удивлены и поблагодарили министерство экономики, которое признало, что наш закон не декларативный. Мы спорили с ним по каждой статье. Что касается вашего замечания на предмет того, что много женщин у нас работает на госслужбе, я с вами тоже согласна. Только на высших должностях у нас женщины практически отсутствуют. На сегодня у нас женщины заняты в основном на достаточно невысоких должностях в госслужбе в исполнительной и законодательной власти, ну, в общем-то, может быть, поменьше это в судебной власти. Вот мы и стремимся сделать так, чтобы у нас во всех субъектах Федерации эта позиция изменилась и было все-таки достигнуто гендерное равенство в госслужбе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я хотел бы обратить внимание: я думаю, что, даже когда депутаты называют нехорошими словами самих себя, это всё равно некорректно, не надо этого делать. Депутат Никитчук. Пожалуйста. НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Владимир Петрович. Я с вами согласен. Екатерина Филипповна, я хочу вас спросить. В советское время, которое мы, во время нашей демократии, ругаем, помнится, мы говорили, что в любом органе столько-то женщин должно быть, столько-то молодежи, столько-то рабочих, столько-то крестьян. А сейчас вот при расцвете демократии приходится даже законы принимать. Вот как вы все-таки оцениваете то время и сегодняшнее с этой точки зрения - с точки зрения защиты интересов женщин наших дорогих и любимых? ЛАХОВА Е. Ф. Я хотела бы сказать, что в принципе да, в Коммунистической партии было квотирование определенное, и в Верховном Совете Советского Союза женщин было 33 процента. Когда стали формироваться самостоятельные законодательные собрания в других республиках, я имею в виду Россию, и был впервые самостоятельно сформирован Верховный Совет, то вместо 33 процентов женщин, которые были в Верховном Совете Советского Союза, в парламенте было всего 5 процентов женщин. Вот когда вы говорите, что мы принимаем данный закон... Наш закон никаких квот не вводит. Мы сегодня специально подчеркиваем, что мы хотели бы достигнуть вот этого гендерного равенства во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. Вы понимаете, любой вопрос, который сегодня рассматривается или в Правительстве, или в Государственной Думе, обязательно должен проходить гендерную экспертизу на предмет последствий, которые можно ожидать. К сожалению, на сегодняшний день мы этого не наблюдаем. А про квотирование мы даже и не поднимаем вопрос. Мы попробовали данный вопрос провести в избирательных законах, и вы помните, как Государственная Дума на это отреагировала. Мы внесли поправки в закон об избирательных правах граждан, мы внесли поправки в закон о выборах в Государственную Думу. Но сам факт, что мы получили в парламенте уже сто девяносто шесть голосов, говорит о том, что это те наши коллеги-депутаты, на которых мы можем рассчитывать, это наши партнеры, которые будут помогать проводить решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Мяки Артур Элденович. МЯКИ А. Э., фракция "Союз Правых Сил". Екатерина Филипповна, я полностью с вами согласен по поводу того, что сегодня женщины очень мало представлены в представительных и в исполнительных органах власти на руководящих постах. Но каким образом ваш закон регулирует эти вопросы? И все-таки что он дает женщинам конкретно, предоставляет ли им возможность входить в состав парламента, например? Какой будет Государственная Дума после принятия этого закона? Спасибо. ЛАХОВА Е. Ф. Вы знаете, я не могу сказать. Государственная Дума могла бы измениться сразу после следующих, предположим, выборов, которые будут проходить, только в том случае, если бы у нас был принят закон, связанный с определенными нормами. Принимая поправку в закон об избирательных правах граждан, мы, например, говорили, чтобы не более 70 процентов того или иного пола было представлено в списке, не называя ни мужчин, ни женщин. Мы говорили - не более 70 процентов. И если бы мы сделали так, как это сделали в законе во Франции - на первый-второй рассчитайся: мужчина, женщина, мужчина, женщина, - то, возможно, мы могли бы изменить ситуацию. А с принятием нашего закона возможно будет формировать... ну, во-первых, системно проводить вопросы равноправия у нас в обществе, потому что у нас все-таки отдельные звенья сегодня уже есть и в исполнительной власти и механизмы какие-то запускают. Но восприятия в целом этой темы сегодня как проблемы нет. Общество выигрывает только там, где мужчины и женщины вместе принимают решения. Вот посмотрите, Президент поставил вопрос о беспризорных и безнадзорных. Но ведь это следствие, причина совершенно в другом. Как эта проблема будет решаться при обсуждении областного бюджета в Новосибирской, Томской, Пермской, Челябинской областях, где женщин вообще нет в законодательных собраниях? Одни интересы у мужчин, другие интересы у женщин, но никто никого не противопоставляет, это не женский и не мужской закон, мы говорим о том, что когда определяется политика в государстве, то в этой политике должны принимать участие оба пола. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Бурулько. Это последний записавшийся. БУРУЛЬКО А. П., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемая Екатерина Филипповна, вынося закон на рассмотрение палаты, не хотели ли вы тем самым сказать, что в России официально существует неравноправие? ЛАХОВА Е. Ф. Нет, я хотела бы сказать, что у нас права мужчин и женщин одинаковые, а вот возможности реализовать свои права у мужчин и у женщин разные. Женщина от природы наделена очень важной функцией: она должна родить одного ребенка, второго, третьего, чтобы, как мы говорим, изменить демографическую ситуацию. Но для этого должна быть и определенная государственная политика. Женщина тоже должна иметь право выбора. Она должна и родить, и не бояться того, что она потеряет работу или не сможет повысить свою квалификацию и заработная плата у нее будет меньше, чем у мужчин. Мы говорим сегодня о том, что у нас в бюджетной сфере 80 процентов женщин, 15 миллионов работает именно в бюджетной сфере, и мы говорим о том, что эта заработная плата значительно ниже, чем заработная плата в народном хозяйстве. Сегодня из высокооплачиваемых отраслей женщины вытесняются, и поэтому, конечно, когда вы говорите о неравноправии, я с вами в этом плане согласна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Екатерина Филипповна. Сейчас мы переходим к обсуждению, если таковое необходимо. (Шум в зале.) Вы по ведению? Выступать. Значит, запишемся на выступления, кто хотел бы высказаться. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, по ведению. Сейчас кончится запись, и я вам дам слово по ведению. Покажите, пожалуйста, список. Записались семь человек. Пожалуйста, депутат Лекарева, по ведению. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "Союз Правых Сил". Спасибо, Владимир Петрович. Я просто хочу обратить ваше внимание, что Комитет по делам женщин, семьи и молодежи являлся соисполнителем по данному закону, поэтому просила бы дать слово для выступления от комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, мы предоставим слово для выступления от комитета. Депутат Щерчков и депутат Рыжков еще по ведению записались. Депутат Рыжков, пожалуйста. ЧУЕВ А. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Депутат Чуев по карточке Рыжкова. Вы знаете, я записывался, тоже по карточке Рыжкова, но не сработало. Пожалуйста, включите в список. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, плюс Рыжков. Первым выступает депутат Аксаков. Пожалуйста, включите ему микрофон. АКСАКОВ А. Г. Уважаемая Екатерина Филипповна, я хотел бы немного вас поправить: не везде женщины не занимают высшие должностные посты. Один из субъектов Федерации, который в этом плане демонстрирует пример, это Чувашия. Почти половина членов правительства республики - женщины. Председателем правительства Чувашии является также женщина - Партасова Наталия Юрьевна. Насколько я знаю, это одно из наиболее эффективных региональных правительств. Ну, об этом говорит, например, то, что в республике реализовывается с десяток пилотных программ, федеральных и международных. Город Чебоксары в прошлом году признан самым благоустроенным городом России. Это работа в том числе и Правительства Чувашии. Я думаю, что как раз женщины, кстати, и показывают пример ответственного и профессионального отношения к делу, как надо работать в сегодняшних условиях. Поэтому я поддерживаю законопроект, подготовленный депутатами. Я надеюсь, что он явится стимулом в том числе и для российского Правительства. Была Валентина Ивановна Матвиенко в Правительстве, единственная женщина, а теперь не осталось ни одной женщины в российском Правительстве. Я надеюсь, что принятие этого закона будет стимулировать выдвижение ответственных и, так сказать, профессиональных женщин на высшие должностные посты и в федеральном руководстве, и во многих субъектах Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Следующим выступает депутат Мяки. МЯКИ А. Э. Уважаемые коллеги, я также призываю вас проголосовать за данный законопроект по следующим основаниям. Я считаю, что за последние десять лет как раз мужчина не может в равной степени конкурировать с женщиной. Обосную свою позицию. Дело в том, что... Представьте: пятнадцать лет назад мужчина был основным кормильцем в семье, на нем всё держалось. И что произошло сегодня? Посмотрите: большинство мужчин в наших деревнях деградировали, пьянство повальное. За какие-то пятнадцать лет мужчина из хозяина превратился в человека, который не способен обеспечить свою семью, у которого полностью изменилось мировоззрение. Это, конечно, очень плохо. И сегодня необходимо думать о том, чтобы создать равные права мужчинам по сравнению с женщинами, потому что реально сегодня, к сожалению или к радости, половина экономики России держится на женщинах. Если взять любой завод, любое предприятие, то основную, даже тяжелую, работу выполняют женщины, потому что мужчины не в состоянии работать из-за своей слабости психологической, в первую очередь из-за невозможности решить данные проблемы. К сожалению, законопроект во многом декларативен, я считаю. Но тем не менее это первый шажок, скажем так, к обеспечению равенства мужчин и женщин. Поэтому я призываю всех проголосовать за данный законопроект. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Игрунов. Но по карточке Игрунова сегодня работает Сергей Алексеевич Попов. Пожалуйста. ПОПОВ С. А. Да, у меня почему-то карточка не работала. Теперь я вижу, что она работает. Я хочу сказать по этому законопроекту вот что. Вы знаете, когда я увидел заглавие законопроекта, первое мое впечатление было такое: голосовать против, и голосовать против, очевидно, потому, что его авторы себя уже скомпрометировали вот тем самым квотным законом. Но когда я стал читать законопроект, у меня отношение к нему стало меняться. В первую очередь оно изменилось потому, что у законопроекта достаточно хорошая юридическая техника. Мне как юристу это важно. Я бы сказал, что юридическая техника у законопроекта лучше, пожалуй, чем у большинства законопроектов, вносимых Правительством Российской Федерации. Второе. Если говорить об обеспечении равенства мужчин и женщин... Подумав на эту тему, я вспомнил историю. В Соединенных Штатах, как известно, очень долго не была ратифицирована поправка о равенстве мужчин и женщин. Почему? Да по той простой причине, что равноправия не было. Вот Екатерина Филипповна говорит, что у нас законы обеспечивают равенство мужчин и женщин, не только исполнение... Это не так. И в Соединенных Штатах не так было. И между прочим, против законопроекта о равноправии мужчин и женщин и поправки в Конституцию выступали женские организации, они этого не хотели, потому что у женщин было гораздо больше прав по ряду вопросов. Что касается положения дел у нас, то давайте посмотрим. Вот у нас, допустим, наказание в виде пожизненного тюремного заключения применяется только к мужчинам. Почему? Где здесь равноправие? Я не знаю. Следующий вопрос: почему не равный возраст, почему у мужчин возраст выхода на пенсию - 60 лет, а у женщин - 55? И то и другое имеет, между прочим, плюсы и минусы. Но если взять не рожавшую и не состоявшую в браке женщину и не состоявшего в браке и не имеющего детей мужчину, то почему у них может быть разный возраст выхода на пенсию? Есть здесь равноправие? Нет. Дело в том, что в Соединенных Штатах судьи в таких случаях вопрос решают достаточно жестко: равноправие - значит, должен быть одинаковый возраст выхода на пенсию. А у нас очень часто, к сожалению, бывает так: написано одно... Но ведь мы-то знаем, что на самом деле это не так. Достаточно много Екатерина Филипповна говорила о дискриминации женщин. Затронув другую сторону, скажу: есть и дискриминация мужчин. Например, в семье произошел развод, и судья решает вопрос, кому оставить ребенка. По закону судья должен решать, исходя из интересов ребенка. Почти в ста процентах случаев вопрос решается в пользу женщин. Это что, равноправие? Нет, не равноправие. По этому поводу достаточно много жалоб приходит от мужчин. Другой вопрос. В Трудовом кодексе имеются нормы, защищающие, и правильно защищающие, права женщин: нельзя поднимать тяжести и так далее, и так далее. Между тем если взять исследования, связанные с шоферами-дальнобойщиками, то они показывают, что длительная езда на машине отрицательно влияет на функции продолжения рода. Есть какая-то защита от этого в Трудовом кодексе? Нет. В этом плане я хотел бы сказать, что закон, если мы его примем, будет все-таки содействовать более справедливому распределению... равноправию. Да, я прекрасно понимаю, что у нас, к сожалению, в судебной системе очень часто принимаются четко прописанные нормы: надо выдать 2 рубля - вот 2 рубля и выдадут, а общие нормы судами воспринимаются не очень хорошо. Всё это можно и не рассматривать... Но тем не менее я полагаю, что принятие данного закона будет способствовать действительному искоренению той дискриминации, которая есть по отношению к обоим полам в той или иной степени. Поэтому я думаю, что этот закон следует поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. (Выкрики из зала.) Почему подготовиться Лаховой? (Выкрики из зала.) Нет, давайте уж мы дурака-то не будем валять. У нас же есть порядок. Мы дадим слово члену Совета Федерации, но сначала выступят депутаты Государственной Думы. Пожалуйста, Лекарева Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые депутаты, мы с вами выслушали основательный доклад Екатерины Филипповны Лаховой, в котором аргументированно было доказано, что Россия превратилась в страну, где неуютно чувствуют себя инвалиды, женщины, дети - словом, все те, кто нуждается в защите. Может быть, и не было бы необходимости в таком законе, если бы Россия была экономически процветающей страной, с благополучным населением и предсказуемой политикой, если бы 22 миллиона семей, имеющих детей, не находились за чертой бедности, если бы решился вопрос с огромным количеством детей-сирот и детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации и, наконец, если бы государственное пособие на ребенка не было в 27 раз меньше величины прожиточного минимума, если бы жестокость, насилие, распущенность не заполонили телеэкраны, то есть, другими словами, если бы мы жили спокойно, сыто и благополучно. Но, к сожалению, всё как раз наоборот. При этом, как уже сказала Екатерина Филипповна, опыт развитых стран показывает: там, где женщины представлены на уровне принятия решений, совершенно другая социальная политика, она больше ориентирована на нужды простого человека. Известно также, что вопросы, связанные с детьми и семьей, начинают обсуждаться, если на уровне принятия решений в органах власти не меньше 20 процентов женщин. У нас уже нет ни одной женщины в Правительстве, ни одной женщины-губернатора. В Государственной Думе, мы знаем, у нас меньше 8 процентов женщин, это почти вдвое ниже общемирового показателя. Поэтому, уважаемые депутаты, если мы хотим добра своей стране, если мы хотим, чтобы политика была социально ориентированной, надо создать условия для равного участия мужчин и женщин в политической, социальной, экономической жизни страны. Именно такое сочетание гарантирует принятие ответственных решений в интересах всех граждан. Законопроект, который мы сегодня обсуждаем, содержит правовые механизмы, позволяющие достичь такого сочетания. Рано или поздно, уважаемые депутаты, мы придем к принятию этого закона, но лучше сделать это своевременно. Время поставило вопрос, ответить на него - наша задача. Комитет по делам женщин, семьи и молодежи является соисполнителем по законопроекту, поддерживает его принятие в первом чтении. Замечания и предложения, которые уважаемые депутаты высказали, могут быть учтены и приняты при подготовке ко второму чтению. Уважаемые депутаты, наша совесть, наш национальный, нравственный критерий - Дмитрий Лихачёв в свое время говорил о том, что смелее нужно выдвигать женщин, назначать их на ключевые посты, женщина приносит свое понимание проблемы, она пропускает чужое горе через свою душу, и ей подвластны вопросы, в которых теряются мужчины. Закон неопасный, уважаемые депутаты. Я обращаюсь к депутатам мужчинам: смелее, коллеги, вы войдете в историю Российской Федерации как члены Государственной Думы, которая покончила с дискриминацией женщин и обеспечила социальную стабильность Российского государства. Комитет по делам женщин, семьи и молодежи призывает вас, уважаемые коллеги, поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Попов выступил. У меня записались еще депутаты Чуев и Семёнов. Пожалуйста, депутат Чуев. (Выкрики из зала.) Не успели, говорят, записаться. Зиятдинова записана по ведению. Я по ведению дам слово. По карточке Владимира Рыжкова включите микрофон Чуеву. ЧУЕВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Безусловно, моя точка зрения заключается в том, что такой законопроект необходимо поддержать в первом чтении. Если серьезно говорить о том, в каком положении сегодня находятся наши женщины, особенно в депрессивных регионах, то положение это, откровенно говоря, ужасное. Хотя наша Конституция и декларирует равенство прав мужчин и женщин, но именно женщины принимают на себя первые социальные удары. Именно женщины работают на тех видах работ, на которых сегодня более низкая заработная плата. Именно женщины, имеющие детей, переживают все те проблемы, которые связаны с потерей работы, с невозможно маленькими детскими пособиями, переживают те социальные проблемы, которые существуют у матерей, имеющих детей в семье, и матерей-одиночек. Кроме этого, очень многие женщины именно в силу социальных проблем и в силу того, что не обеспечено их равноправие с мужчинами, конституционное равноправие, вынуждены делать аборты, по количеству которых мы занимаем первое место в мире, из-за чего теряем каждый год очень весомую часть нашего населения. Именно женщины, к сожалению, работают часто на тяжелых, вредных, физически тяжелых производствах, на непопулярных работах, на которые мужчины просто не хотят идти в силу своих возможностей, в силу того, что имеют возможность выбора, поскольку прием на работу, особенно если речь идет о негосударственных учреждениях, о фирмах частных, о предприятиях иных форм собственности, осуществляется, к сожалению, исходя из предпочтений, и предпочтение, увы, оказывают все-таки прежде всего мужчине, как правило, в силу целого ряда обстоятельств. Так вот, в силу физических различий и в силу социальных в определенном смысле различий, хотя право конституционное и декларировано, так сказать, сегодня, но обеспечения реального его нет, поэтому, конечно, такой закон нужен. Государство должно сделать что-то специально для женщин и специально для мужчин в другой области для того, чтобы все-таки они были действительно равны в своих правах и в их реализации. Конечно, этот закон - всего лишь первый шаг. Я думаю, что за ним должно последовать принятие целого ряда дополнений и изменений в действующее законодательство, возможно, принятие и отдельных законодательных актов, потому что, если говорить о трудовых отношениях, о проблемах, связанных с Семейным кодексом, о проблемах, связанных с гарантией прав ребенка и так далее, здесь потребуются определенные дополнения и изменения, а может быть, и новые законодательные акты и подзаконные акты, безусловно. Но я думаю, этот шаг все-таки надо сделать. И не только потому, что женщины - это сегодня наш путь в будущее. Именно женщина является залогом того, что у нас, вообще говоря, все-таки есть это будущее и могут быть воспитаны дети, и мы будем той страной, которая, так сказать, не исчезнет с лица Земли. Но самое главное, что на сегодняшний день во многих областях эта дискриминация, это неравноправие зашли уже так далеко, что не говорить об этом уже нельзя. Поэтому, безусловно, я считаю, что этот законопроект нужно поддержать. Конечно, есть определенные моменты, которые мы доработаем во втором чтении, безусловно. Хотя действительно юридически он написан очень хорошо, и, видимо, специалисты здесь консультировали автора законопроекта. Я думаю, это замечательно. Да и сама автор законопроекта вносит всегда очень взвешенные проекты. Поддержать нужно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я вас очень прошу не повторяться. Пожалуйста, депутат Семёнов, Владимир Семёнов. Владимир Семёнов, пожалуйста. СЕМЁНОВ В. О., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, этот закон является одним из важнейших, но, как правильно было сказано, он является первым в череде подобных законов, которые необходимы нашей стране. Демократия подразумевает под собой ликвидацию всех форм дискриминации, в том числе дискриминацию женщин. Однако полное освобождение от тяжелого исторического наследия, в котором традиционно угнетение женщины считалось не только нормой, но и чуть ли не залогом благополучия и стабильности жизни семьи и страны, - задача очень долгосрочная. Проблема дискриминации женщин - это, конечно, и проблема представительства в эшелонах власти. И здесь я согласен с тем, что нужно вернуться к тому, чтобы снова начать дискуссию об обязательном пропорциональном представительстве женщин при выборах по спискам в парламент. Составляя 53 процента населения России, женщины почти не участвуют в принятии экономических, социальных и политических решений на государственном уровне. Они живут в стране, юридические механизмы которой не приспособлены защищать их права. Дискриминация женщин на трудовом рынке - дело вообще привычное. Женщинам достаются самые непрестижные и самые низкооплачиваемые места, это при том, что в России 70 процентов людей с высшим образованием - женщины. До сих пор основную ответственность за домашнее хозяйство и воспитание детей несут женщины. В ситуации конфликта между карьерой и семейной жизнью общество поощряет мужчину к выбору в пользу карьеры, а женщину - к выбору в пользу семьи. А после пятидесяти женщину просто не приглашают на собеседование при устройстве на работу. Как говорят демографы, у безработицы пожилое женское лицо. Бесспорно, женщины являются в социальном плане в нашей стране ущемленным меньшинством. Но при этом не надо забывать, что женщины - это не особый биологический вид или подтип, который нужно поместить в резервацию или в Красную книгу, и не только правила политкорректности, единые во всем цивилизованном мире, но и вообще здравый смысл обязывают относиться к женщине как к равноправному члену общества. Поэтому этот закон является крайне важным и актуальным, я присоединяюсь к тем, кто призывает обязательно проголосовать за него. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по ведению - Флюра Газизовна Зиятдинова. ЗИЯТДИНОВА Ф. Г. Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Не столько по ведению... я тоже нажимала на кнопку, но не сработало. Я хотела бы дать буквально очень краткую статистическую информацию с последнего съезда Межпарламентского союза, с конференции, и привести всего четыре цифры. На первом месте по количеству женщин в национальном парламенте находится Швеция - 45,3 процента женщин-парламентариев в составе этого парламента, в Дании - 38 процентов, в Финляндии - 37,5 процента, в Нидерландах - 36 и на Кубе - 36 процентов. Почему я сейчас говорю о Кубе? Потому, что там недавно побывали наши депутаты. Кубинские женщины-парламентарии настояли на том, чтобы в горном селении, в котором проживает двое детей и нет электричества, были поставлены солнечные батареи и каждый ребенок вот в этом горном селе имел возможность работать на компьютере. Коллеги мои дорогие, это работа женщин и работа тех мужчин, которые их поддерживают. Вот в этом списке мы стоим... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Номер наш назовите. ЗИЯТДИНОВА Ф. И. Назову сейчас. Уважаемые коллеги, те, кто бывает на работе, принимает участие в работе Межпарламентского союза (Геннадий Николаевич не случайно добавляет время - знает), что мы - Украина, Казахстан, Белоруссия, Россия - находимся сегодня далеко позади Ирака, Эфиопии, Гвинеи-Бисау, Камеруна, Габона, Бутана и так далее. За нами только Самоа и Чад. Наверное, стыдно нам за нашу державу. Я не являюсь феминисткой, но давайте посмотрим, правильно ли мы строим нашу политику в отношении женщин. Это очень серьезный вопрос. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хорошо хоть Самоа за нами. Коллеги, вы не будете возражать, если от Совета Федерации выступит Светлана Юрьевна Орлова? Пожалуйста, Светлана Юрьевна Орлова, по карточке Екатерины Филипповны Лаховой. Пожалуйста, очень коротко. Мы не успеем даже проголосовать, если разговоримся. ОРЛОВА С. Ю., член Совета Федерации. Спасибо большое. Я скажу очень коротко. Врач, учитель, село, тепло, добро и мир - это всё женщины. Профессионализм парламента - это когда гражданское общество тебя понимает. В обществе 52 процента женщин, мы в этом зале говорим об этом уже десять лет. Поэтому я прошу вас поддержать. Комиссия Совета Федерации по равным правам поддержала данный законопроект, прислала заключение. Я считаю, что профессионализм парламента заключается в том, чтобы он понимал гражданское общество, гражданское общество - за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Юрьевна. От Правительства - Галина Николаевна Карелова, пожалуйста. КАРЕЛОВА Г. Н., первый заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я тоже хотела бы от имени Правительства, первое, отметить, что этот закон весьма актуален, этот закон очень важен и, самое главное, он необходим в настоящее время. Я думаю, что мы даже несколько опаздываем с принятием этого законопроекта. Более того, я хотела бы сегодня подчеркнуть, что, уважаемые депутаты, может быть, незаметно для себя мы приняли уже очень много поправок в законодательство и ратифицировали конвенции, которые в целом решают данные проблемы. Например, то, что касается детских пособий, пособий по уходу за ребенком. Это женщины-депутаты вносили предложения такого плана, чтобы и отцы могли получать пособие в различных случаях, когда не может мать или более выгодно получать это пособие отцу. То есть парламентом уже сделаны первые шаги по расширению возможностей в реализации равных прав мужчин и женщин. Поэтому мы считаем, что это последовательная работа парламента и принятие данного законопроекта - это очередной этап в развитии законодательства в этом отношении. Поэтому мы тоже просим депутатов поддержать данный законопроект и считаем возможным при доработке этого законопроекта ко второму чтению внести ряд предложений, которые, на наш взгляд, существенно его улучшат. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента хотел бы высказаться? Нет. Екатерина Филипповна, пожалуйста, ваше заключительное слово. Можно с места, не будем терять время. Пожалуйста. ЛАХОВА Е. Ф. Я просто хотела бы поблагодарить всех коллег за такое обсуждение. Мы вам благодарны, и я хотела бы, чтобы вы приняли участие в подготовке ко второму чтению, внимательно еще раз прочли его и сделали свои замечательные поправки. Хорошо было бы, если каждый у себя в регионе работал бы с женскими организациями, и у них свои предложения есть. Большое вам спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, мы завершили обсуждение данного проекта закона. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Депутат Чуев - за. Кто еще без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 42 сек.) Проголосовало за 342 чел. 76,0% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел. 23,3% Результат: принято Спасибо. (Аплодисменты.) И присутствующим на балконе спасибо.